Нельзя объять необъятное, так что разговор пойдет о небольшом кусочке софт скилл. На мой взгляд этот кусочек весьма важен и является одним из краеугольных камней при освоении софт скилл.
ЭПИГРАФ
«… На племена подели и на фратрии все наше войско;
Фратрия фратрии пусть помогает и племени – племя;
Если ты сделаешь так, и тебе подчинятся ахейцы,
Скоро узнаешь, какой из вождей и какой из народов
Робок иль доблестен: все меж своими ведь будут сражаться.
Также узнаешь, по воле ль богов не берешь Илиона (Трою),
Или по трусости войск и незнанью военного дела».
Гомер, Илиада, песнь вторая
Все далее мое личное мнение и опыт, так что прошу не судить строго и помнить, что это лишь попытка поделиться своим опытом :). Может показаться все довольно поверхностным, но так оно и есть, на более серьезное описание не хватит и нескольких статей, к тому же вопрос весьма дискуссионный.
Небольшое отступление
Особенности моей работы – введение предприятий в холдинг. Это подразумевает под собой БЫСТРОЕ вовлечение ВСЕХ сфер новоприобретенного предприятия в политику холдинга; повышение производительности и ассортимента, снижение затрат, ну и далее «со всеми остановками». Другими словами – всех «под одну гребенку», то есть все живут по правилам нового хозяина.
Причем все это надо делать быстро!!! То есть, годов и лет на эти телодвижения нет, в лучшем случае – месяцы. обычно - недели.
Основные проблемы:
Работа с изменениями и в том числе адаптация персонала к этим изменениям.
Большая часть этих работ и проблем лежит в области управления и общения с персоналом.
Отсутствие денег на мотивацию. А мотивировать надо :). То есть – как создать инструмент при котором мотивация не будет опираться на деньги и материальные ресурсы.
Учитывая это надо сказать, что с мотивацией нового персонала ВСЕГДА были проблемы, саботаж – не норма конечно, но встречался частенько…
В результате поставил перед собой задачу: найти/разработать способы/инструменты/методики мотивации персонала БЕЗ финансовых и материальных ресурсов в виду их отсутствия(это ж к начальству иди, все миллион раз доказывай, а надо то сейчас!).
Я довольно долго искал различные инструменты и методики, и в общем и целом могу констатировать следующее:
-
В области психологии (по крайней мере той что учат в институтах) ответов нет. Могу утверждать с уверенностью, так как в поисках ответов закончил педагогический институт и писал диплом по психологии. Руководитель мне сказал, что по данной теме «управление массами/толпами» нет толком ничего. Есть две основные книги (они представлены в конце статьи, авторы: Тард и Ле Бон) их и читай.
Существующая по психологии литература, более направлена на диалог личность - личность, но не личность - много личностей и следовательно не годиться для изучения и работы
В области менеджмента очень мало информации и ее приходится искать долго и нудно, так как она разбросана по различным источникам. (книжки в конце статьи). Больше все сводится к тому КАКОЙ руководитель ДОЛЖЕН быть, НО как общаться с коллективом, этого практически нет.
По итогу пришлось, как всегда, все делать «под себя», строго прошу не судить и повторюсь, это просто мой опыт которым я хочу поделиться. Итак:
Все началось с пирамиды Маслоу и ей же закончилось, в том плане, что лучшего (на чем строить фундамент своих исследований )– я не нашел.
Она, в одном из своих представлений, изображена на рисунке.
Данная пирамида была разработана американским психологом Абрахама Маслоу и представляет собой упрощённую форму изложенных им идей. Нашла свое применение в довольно большом спектре различных прикладных направлений в том числе в психологии и продажах.
Она состоит из пяти уровней, каждый из которых отражает определенный вид потребностей. Пирамида читается снизу вверх, от наиболее насущных и элементарных потребностей к более высоким.
Основой пирамиды служит первый уровень физиологических потребностей, он состоит из необходимости в еде, воде, сне, продолжении рода (то есть секс не как удовольствие, а как необходимость :)).
Второй ярус пирамиды представляет собой потребности в безопасности и имеет в себе такие составляющие как: личная безопасность, здоровье, стабильность.
На третьем ярусе находятся потребности в принадлежности. На этой стадии человеку важно ощущать себя не одиноким, он существует не один и его окружают люди. Эта принадлежность выражается чувствами любви, дружбы, общения.
Предпоследний ярус пирамиды – это потребность в признании, другими словами можно сказать, что тщеславие поселилось именно тут. Все мы склонны в той или иной степени к тщеславию и нам крайне важно, на определенных этапах, понимать, что наши действия так или иначе оценены и окружающие нас люди это заметили и оценили. Человека уважают и признают сведущим в какой-либо сфере деятельности.
И наконец вершина пирамиды, венец так сказать всем потребностям, это потребность в самовыражении или по другому – самореализация.
Пирамида Маслоу охватывает почти все потребности человека. Так же пирамиду Маслоу можно использовать как инструмент базового понимания действий коллектива компании/команды. Мы рассмотрим некоторые части пирамиды более подробно и немного расширим ее функциональные возможности. Сразу оговорюсь: люди – крайне подвижная субстанция и Вам придется перескакивать с уровня на уровень несколько раз даже в течение ОДНОГО разговора или просто постановки задачи.
Пирамида Маслоу поможет понять, какие силы действуют на персонал в той или иной ситуации и вместе с этим помогут выработать инструменты воздействия на возникающую ситуацию.
С целью более подробного и полного описания данного инструмента, на данном этапе, нам необходимо обратиться к теориям которые я бы назвал бы как «значимость и безопасность» и «теория племен».
Теория «значимость и безопасность» полностью и довольно подробно раскрыта, я бы сказал своим создателем (по той простой причине, что я ее увидел впервые именно у него) Реем Иммельманом в книге «БОСС бесполезный или бесподобный». Остановимся на значимых для данной статьи моментах:
- озвучен новый подход к мотивации персонала основанный всего на двух факторах – безопасности и значимости, а также показана зависимость между ними и их влияние на персонал. В книге даны указания и конкретные примеры использования этих факторов и их комбинаций.
- проработана «теория племен» то есть, любая компания состоит из различных объединений людей которые названы «племенами» и имеют различные формальные признаки. (Используется в технологии CanNy (маркетинг), а также хорошо представлена в ролике датской компании на социальную тему (в поиске как «датский социальный ролик», дам ссылку, надеюсь будет работать (это не реклама).
Теперь вернемся к пирамиде Маслоу. Внимательно рассмотрев пирамиду Маслоу ее можно разделить на две неравные части – верхнюю и нижнюю. Нижняя часть (нижние два яруса) можно объединить под одним термином «безопасность». Так как еда, вода, кров, убежище, здоровье и пр целиком и полностью отвечают или имеют прямое отношение к безопасности человека. Человек – НЕ БУДЕТ работать если в этом компоненте есть проблемы. Может работать он и будет, но думать будет о другом, что влияет на КАЧЕСТВО его работы.
Верхние три яруса, связанные с дружбой, признанием и самореализацией, отвечают на прямую или имеют отношение к такому показателю как «значимость». Для дальнейшей работы необходимо дать определения этим понятиям.
Показатель «безопасность» - это совокупность факторов так или иначе влияющая на существование или среду обитания индивида или группы индивидов.
Заметим в скобках, что данное определение немного сужено для целей данной статьи. Например заработная плата. Ее размер имеет прямое отношение к безопасности так как от ее размера зависит будет ли человек сыт и напоен, сможет ли он оплатить свое проживание (убежище), сможет ли продлить свой род и дать ему минимум для выживания. Сюда можно отнести и такие факторы как погодные явления – засухи, наводнения, землетрясения и пр. Также тут можно рассмотреть и факторы общения с руководством – насколько его поведение С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНДИВИДА, влияет на безопасность индивида или группы индивидов, например – сокращение заработной платы или персонала, проведение аттестаций, слияния и поглощения, и масса других решений и событий.
Показатель «значимость» - это совокупность факторов которые позволяют индивиду или группе индивидов чувствовать себя нужными обществу или другим индивидам.
Например: семья, муж нужен жене, жена мужу; похвала другого человека, премия, награды, любые формы признания заслуг индивида или группы индивидов. Этот показатель идет в неразрывной связи с наказанием и таким образом имеет непосредственное отношение к исполнению правил и законов, что в сочетании с корпоративной культурой имеет прямое отношение как к мотивации, так и к работе всей организации. Также данный показатель тесно связан с разработками и новациями, если эти вещи как-то поощряются, то компания будет лидировать и занимать первые места, конкуренция ей будет не особо страшна так как большое количество умов будет решать одну задачу – как сделать свою компанию лучше!
Также в пирамиде Маслоу можно увидеть и стили управления, такие как демократический и автократический.
С точки зрения бизнеса, да и исторический опыт это подтверждает, демократический стиль управления не совместим с существованием компании или группы, так же в общем как и с существованием Государства. Предвижу тут упреки, но уважаемые коллеги, это просто статья и мое личное мнение, и рамках данной статьи это, на мой взгляд - оправдано).
Большое число историков начиная с Сократа было категорически против такой формы правления. Так зачем она нужна? Демократия нужна только в двух случаях:
Мозговой штурм
Кризисные ситуации, в том случае, когда одного мозга мало, нужно найти решение БЫСТРО!
Путей развития много, и будущее полно неизвестности. Пока не будет достигнут уровень рутинных операций, до тех пор этот стиль управления может существовать.
Только в этих ситуациях руководитель может позволить себе выслушать других и принять ИХ точку зрения без потери своего авторитета. Во всех остальных ситуациях принятие решений остается только за руководителем, какое отношение к развитию компании, инновациям, слияниям и поглощениям может иметь уборщица, кухарка и даже инженерный состав? Соответственно – при Демократии, влиять можно в большей степени на показатель - «ЗНАЧИМОСТЬ».
При автократии, большее влияние будет на показатель «БЕЗОПАСНОСТЬ».
Выводы, которые можно сделать, будут примерно такими:
В рутине более приемлемы автократические стили руководства
В кризисных ситуациях более подходящими могут быть демократические стили руководства.
Пример простой: совещание. При проведении САМОГО совещания, Вы осуществляете демократический стиль управления – всем дается возможность высказаться и хвалить можно каждого, НО при принятии решения – Вы автократор (я принимаю решение) и мотивировать своих людей можно более низменными приемами: «… я то уволю» ))))), то есть – повлиять на их безопасность.
Если мы еще более пристально рассмотрим пирамиду Маслоу, то можно увидеть и такое интересное деление как деление на чувства и инстинкты.
Можно заметить, что в данной системе, чувства больше позитивные чем негативные. Средний ярус – состоящий из таких потребностей как – дружба, общение и пр., я затруднился отнести к той или иной части пирамиды в связи с тем, что логично было бы отнести этот ярус к чувствам, но с точки зрения управления и основы для различных мотивационных систем, то более этот ярус я бы отнес к инстинктам, так как общение, дружба, любовь имеют прямое отношение к такой немало важной составляющей как самореализация. Без этого яруса, самореализация не возможна в принципе.
С инстинктами все понятно, это все то, что помогает нам выживать и существовать. Соответственно если не будет еды или воды, то не взирая ни на какие препятствия, мы будем искать удовлетворения этих потребностей. Другими словами, если работа мешает утолению жажды или создает условия для голода, то люди такую работу или покинут, или будут саботировать все начинания вплоть до революций и уничтожения либо самого производства, либо руководства.
За область инстинктов отвечает нижняя часть пирамиды. За область чувств – верхняя. Таким образом можно сделать вывод, что при определённых условиях руководитель, может воздействовать как на чувства, так и на инстинкты своих сотрудников. Если вспомнить такое высказывание как – инстинкт выживания и самосохранения самые сильные, то мы сразу обратим внимание на то, что это высказывание связывает инстинкты с безопасностью.
Верхние уровни –чистой воды эгоизм и отвечает исключительно за признание и самореализацию личности, то есть преследуются цели эгоистичные и весьма краткосрочные, и что самое главное – ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ. То есть возникающие или спонтанно, или при реализации нижних ярусов пирамиды и наступления периода «полной безопасности»
Пример: с утра работник готов работать (если не спит), к обеду может думать только о еде, потом об отдыхе, а о признании или самореализации – думать некогда, поэтому первостепенные задачи работника курить и кушать (пить кофе) необходимо преобразовать в цели самореализации и значимости.
Вывод- так как цели всегда меняют свой приоритет (от выживания до самореализации), то и соответственно задействуются разные уровни пирамиды Маслоу, что говорит нам о том, что при управлении надо всегда стремиться работать на 2 нижних уровнях пирамиды, так как заниматься гаданием на каком уровне находится коллектив или личность – просто нет времени.
Заканчивая рассмотрение пирамиды Маслоу, отметим, что пирамиду Маслоу можно смело ставить во главу различных инструментов управления суть которых состоит в не материальной мотивации. Образование обществ людей, также подвержено таким потребностям как безопасность и значимость, корпоративная культура, стоит на этом же фундаменте.
Небольшой пример
Для «мозгового штурма» надо мотивировать самореализацией: мы/я это сделал; есть чем гордится; и т.д. При постановке задач на мозговой штурм, надо посадить людей в кресла, желательно на расстоянии друг от друга. Это создаст иллюзию их одиночества и самостоятельного принятия решений, эта схема подстегивает КРИТИЧЕСКУЮ составляющую. То есть если сидят – критикуют!!! В крайнем случае – соглашаются «для виду». При подведении итогов – всех поднять на ноги, поставить задачи (формулировки кратки и предельно ясны, как лозунги). В начале демократия (всех выслушал), в конце - автократия - принял решение, обсуждению УЖЕ не подлежит, всем исполнять!
Книги.
«Чему антрополог может научить топ-менеджера» (Даниэль Браун (Braun Danielle), Итске Крамер (Kramer Jitske))
«Психология народов и масс» Ле Бон
«Мнение и толпа» Габриель Тард
«БОСС бесполезный или бесподобный» Рей Иммельман.
P.S.
Сразу хочу предупредить, это работает в случае если Вы:
Понимаете такие вещи как ВЛАСТЬ и ЛИДЕРСТВО и разницу между ними.
Понимаете разницу между терминами: ИНДИВИДУУМ и ТОЛПА.
Зачем Вы хотите подчинять себе персонал (какие цели личные и какие цели компании Вы хотите решить). Можно конечно попробовать и без конкретных целей, но в этом случае Вам придется пообещать своим людям КОММУНИЗМ). Отсутствие целей вызовет к жизни другие цели – которые Вам не будут подчиняться и Вы утратите власть над коллективом.
Это я к тому чтобы учиться, учиться и учиться как завещал великий Ленин! :-)
Комментарии (19)
aGGre55or
12.01.2024 19:00+2С утра работник готов работать (если не спит), если не готов работать и не спит - потыкай в него палочкой, возможно он - умер! С такими представлениями о персонале, хорошо поработать сначала подсобным рабочим, или хотя бы секретарём. Тогда, возможно, глупости про soft skills и адаптацию рассосутся в голове сами собой.
Yuri0128
12.01.2024 19:00+1Несколько загадочная статья. Спишу на "выговаривание". А так - куча спорных моментов, странных взглядов (но в психологии там все странное, взять хотя-бы феноменологию)...
В кризисных ситуациях более подходящими могут быть демократические стили руководства.
по этому тезису: а вы пробовали сами быть руководителем хотя-бы небольшого предприятия в период кризиса, чтобы так утверждать? Как правило в кризис - авторитарное руководство дает более стабильный положительный результат (оттудова же растут и так называемые "кризис-менеджеры"). А в рутине обычно то и руководитель не нужен, все идет на автопилоте. Для справки: я это все пробовал.
А книг много, тема "психология управления". И ваше направление, ТС, - это все-же больше коучинг а не психология в чистом виде. А там еще больше литературы. Или вы не искали или она вам не зашла.
Miller5275 Автор
12.01.2024 19:00Доброго дня! Спасибо за конструктивный отзыв! На счет руководителя, да конечно, бывало и такое. По поводу спорности моментов - само собой их много и даже очень. В психологии различной и коучинге перерыл много чего, но то, что мне бы понравилось не нашлось, "не зашло". В кризис, у меня по крайней мере, всегда получается так: сначала собрать информацию и принять решение , потом действовать. По этому так и написал, при принятии решений именно авторитарный стиль. По книгам больше пошла литература по границе знаний типа социология культуры или истории. Спасибо большое еще раз!
leveler
12.01.2024 19:00+2Такое ощущение, что автор только что прочитал школьный учебник по обществознанию начала 2000-х и начал его адаптировать под свою теорию)
Yuri0128
12.01.2024 19:00Не, там еще есть упоминание о нескольких книгах. Слава Богу, не упомянул одну из книг, в которой описано то, что после PS...
Moog_Prodigy
12.01.2024 19:00+1Чтобы мотивировать персонал, не затрачивая денег - это ооочень редкий случай. Я вот на такое попал. Но это настолько редкость что можно утверждать, что такого не существует. По причинам:
Работникам нужны исключительно деньги - это самая распространенная цель. Что тут говорить, у многих ипотеки, кредиты и в целом нищаем. Деньги нужны всем и всегда, это самая главная цель любой (ЛЮБОЙ) организации, даже бюджетной.
Начальство самодуры по принципу "да у меня начальник (котельной, дворников, транспортного цеха) столько не получает".
Начальство самодуры по принципу "Я начальник, а ты дурак, потому что гладиолус". Можно обьединить с п.2
Фирма занимается какой то херней, и ей бы пора закрыться, но все агонизирует за счет вливаний или редких заказов. Тут условно нищие уже все - от директора до рядового работника. В таком коллективе могут быть очень теплые отношения, но что толку, если зп задерживается уже два месяца, а отопление в офисе за неуплату отключили неделю назад? Да нахрен бы оно такое нужно.
У нас обычно принято мотивировать лишением премий, то есть исключительно кнутом, а если пряник твердый - то и им бить. Разумеется по закону напрямую нельзя, но есть такое понятие как "премия" - за что угодно, выполнение плана, хорошее поведение, то, се, по сути это добровольная надбавка к ЗП от работодателя, изначально оговоренная при трудоустройстве. Самое главное тут - оклад. Ниже оклада работодатель платить не может. Выше - сколько угодно. Поэтому постоянно встречаются ставки, где оклад 11 тыс, а премии - 100 тыс. И вот тут в дело вступает кнут. Только кнут. Потому что сегодняшние управленцы где то начитались заповедей, что мотивировать можно только лишениями. Я тоже читал по этой теме, там говорится, что если вам поднять зп на 50%, вырастет ли на 50% ваша эффективность? Нет конечно. И из этого делают такой вывод, что поднимать ЗП - неэффективно. Совы, яркие и незамутненные разумом.
ErshoffPeter
12.01.2024 19:00Вы, мягко говоря, путаете стимулирование (внешнее воздействие) и мотивирование (воздействие на человека его же разумом). Поясню: зарплата стимулирует работника бояться её потерять (но это не всегда так просто сделать), а зачастую редко мотивирует работника работать качественно исходя из потребностей организации - особенно там, где нет материального стимулирования, хотя бы такого как премии, а уволить по ТК РФ формально сложно. То есть воздействие зарплатой в таком случае бинарное: либо работник её получает либо его уволили (что, повторюсь, в организациях свято чтущих ТК очень сложно). При это рынок труда может уйти вверх, ФОТ за ним не успевает и зарплата оказывается ниже рынка. "Хочешь ешь, а хочешь жуй - всё равно получишь..." Короче - хотели как у в СССР - получите. Напоминает кадры из фильма про Шурика на стройке, где прораб мотивировал антигероя на рабоиу.
Поэтому надо (приходится) мотивировать делать хорошо и не делать плохо,опираясь на верхнюю часть той самой пирамиды Маслоу. В ИТ с этим проще, так как ИТ-ники всё-таки сильно завязаны на самореализацию и на несение света автоматизации в тёмные массы пользователей.
Как-нибудь запилю статью на эту тему - стимулирование и мотивация.
Moog_Prodigy
12.01.2024 19:00Времена Шурика давно прошли, и ничем, кроме денег мотивировать не получится молодежь. Видел мотивации денежные, такого плана - если тебе нет 27 лет, снимаешь жилье, доплата за сьем 10 тыс. Вроде нормальная мотивация? А потом, если ипотеку платишь, то доплата уже 20 тыс, но с обязательством отработать на предприятии 10 лет. Как по мне это не мотивация а чистая издевка.
ErshoffPeter
12.01.2024 19:00+1Такой мотивации, как написано во всех соответствующих учебниках, хватает месяца на три - а потом новая зарплата воспринимается как должное. Вы же не будете 'мотивировать зарплатой' каждые три месяца, надеюсь? Тогда и встаёт вопрос - чем мотивировать, кроме изменений в зарплате.
Moog_Prodigy
12.01.2024 19:00Наши руководители давно нашли ответ на этот вопрос. Конечно, ничем. Росла росла ЗП, бах потолок, чем мотивировать дальше? А тем, что "будешь плохо работать - заберем все доплаты". И мотивируют, ага.
talik
12.01.2024 19:00Хорошая статья. Предположу, что те, кому не понравилась смотрят с позиции индивида. А в данном случае описаны именно направления работы с толпой.
Видимость демократии во время кризиса для консолидации коллектива и итоговое автократическое решение. Все именно так.
Про стимулирование и мотивацию хотелось бы тоже почитать, желательно с примерами.
Ну и про обход трудового законодательства в котором нет штрафов, путем необязательных премий - так оно и есть. Увы, капитализм, счасье и все такое...
Сюда же можно добавить срочные контракты с наемными работниками. Хорошо, если год.
Ну а через некоторое время, сам факт зачисления в штат организации будет конкурентным преимуществом. Не просто так договоры ГПХ и самозанятые становятся все более и более популярными.
Yuri0128
12.01.2024 19:00Предположу, что те, кому не понравилась смотрят с позиции индивида. А в данном случае описаны именно направления работы с толпой.
Вы просто не были на месте руководителя/владельца бизнеса и того, кто покупает предприятия. Или просто не представляете, что такое антикризисное управление предприятием.
Видимость демократии во время кризиса для консолидации коллектива и итоговое автократическое решение.
На крупном предприятии есть 2 демократических органа: совет директоров (где +/- все равны) и совет акционеров. Все. Остальное - это такой стиль руководителя предприятия/подразделения. Или необходимость на текущий момент.
KsandrFreeman
12.01.2024 19:00Автор, крайне важно ознакомится с базой, прежде чем транслировать околопсихологические изыскания. Можно навредить.
С ходу. Секс не является физиологической потребностью, ибо от его отсутствия не умирают. При этом, как ни странно, умирают от отсутствия любви (сюда же: признание другими людьми, самореализация, уровень бессмысленности работы).
P.S. умирают буквально, как в последнем Джокере, так и приземленно: все время спать и не есть.
Могу рекомендовать книги Фромма, начиная с "Искусство любить".
LeetCode_Monkey
Ничего не понял, но очень интересно!