Всем привет!
На связи GlowByte Soft. В серии статей мы хотим рассказать о разных подходах к управлению продуктами, проектами и услугами в разрезе практической реализации фреймворков. В качестве инструмента будем использовать ZenTao – профессиональный инструмент для управления проектами, разработкой и тестированием.
Как быстро установить ZenTao Max на Windows или Astra Linux, рассказали в наших предыдущих статьях. Устанавливайте и пробуйте!
А подробнее о самой системе и о том, какие ИТ- и бизнес-процессы могут быть реализованы в ZenTao, можно прочитать тут: ZENTAO – больше чем просто ITSM-платформа.
Это послужит основой, на которой будем строить понимание более комплексных и специализированных практик, о чем и планируем рассказывать в последующих статьях.
Итак, поехали!
Прежде чем начать создание продукта, давайте разберемся в концепции ZenTao.
Концепция ZenTao
Уровни управления и реализации
В основе ZenTao лежит “Программа” — набор скоординированных проектов, которые связаны на высшем уровне. В ней стейкхолдер формулирует стратегические направления, распределяет ресурсы на макроуровне и поддерживает иерархический принцип управления.
Руководители могут выстраивать стратегию с помощью многоуровневой структуры: “Программа” -> “Продукт” или “Программа” -> “Подпрограмма” -> “Проект”. Как показано на схеме ниже, “Программа” находится на высшем уровне, под ней могут управляться одна или несколько “Подпрограмм”, “Продукты” и “Проекты”.
“Программа”, “Подпрограмма“, “Продукт“ и “Проект“ в ZenTao могут быть изолированы друг от друга посредством управления доступами.
Ключевые объекты
В ZenTao четко определены понятия продукта, проекта и теста: команда продукта, команда разработчиков и команда тестирования работают вместе, проверяя друг друга, настраивая и используя фреймворки соответствующей практики. Команды взаимодействуют друг с другом посредством основных объектов: стори, кейса, задачи и бага.
Рабочий процесс
В ZenTao уже настроено 15 рабочих процессов: “Программа“, “Продукт“, “Проект“, “План“, “Релиз“, “Стори“, “Обратная связь“, “Запрос“, “Кейс“, “Баг“, “Задача“, “Сборка“, “Спринт“, “Библиотека кейсов“, “Тестовый набор“.
Команды могут создавать и настраивать рабочие процессы в зависимости от практики, функциональных модулей и типа проекта в модуле “Процессы“.
Фреймворки
Чтобы упростить настройку и адаптацию под нужды конкретного проекта, в ZenTao Max преднастроены 5 фреймворков:
Скрам (Scrum),
Каскадная (Waterfall),
Канбан (Kanban),
Эджайл+ (Agile+): Скрам + Канбан,
Каскадная+ (Waterfall+): Каскадная + Скрам+ Канбан.
Фреймворк Скрам в ZenTao
Скрам-команда
Владелец продукта
Скрам-мастер
Команда разработки
ZenTao для владельца продукта в Скрам
Роль владельца продукта (“Продакта“, или PO – Product owner) – ключевая в контроле реализации максимальной ценности продукта, создаваемого командой. Его основной артефакт – продуктовая инициатива. Для ее успешной реализации задачи владельца продукта разделяются на два основных направления:
организацию и ведение списка функции продукта – бэклога;
работу в тесном взаимодействии с командой разработки.
Основной инструмент для владельца продукта в ZenTao – одноименный модуль “Продукт“. В нем централизованы все функции, которые владелец продукта использует в работе, – от разработки структуры продукта до анализа обратной связи по итогу релиза.
Планирование
Начнем с верхнего уровня стандартного ИТ-продукта (и не только) – планирования разработки и реализации.
Для того, чтобы реализовать “Дорожную карту” (или Roadmap) в системе ZenTao, владелец продукта использует подмодуль “План”. Здесь составляется список всех ключевых этапов, создаются дочерние планы, определяются планируемые сроки реализации и др.
Продукт -> План -> Создать план
На основании такого “Плана продукта” в системе по умолчанию формируется “Дорожная карта”. Она визуально показывает весь жизненный цикл продукта, иллюстрируя сборки, планы и сроки.
Продукт -> Дорожная карта
Управление бэклогом продукта
В классическом Скраме всем известно понятие “Пользовательская история” (User story) – краткое описание функциональных возможностей от лица пользователя.
В системе ZenTao для ведения бэклога владелец продукта использует подмодуль “Стори“. Здесь составляется список функциональных требований с описаниями, распределяются приоритеты, осуществляется контроль и др.
Продукт-> План -> Выбрать нужный -> Создать стори
ИЛИ
Продукт -> Стори -> Создать стори
В сферу управления бэклогом продукта входит:
описание элементов бэклога продукта;
определение приоритета этих элементов;
оптимизация качества работы скрам-команды;
обеспечение прозрачности и понимания для всех участников команды.
Создавать “Стори“ для продукта может любой участник скрам-команды. Владелец продукта получит “Стори“ на рассмотрение, и, только если он ее утвердит, она будет в конечном итоге включена в бэклог.
При создании “Стори“ важно указать приоритет и категорию согласно этапу жизненного цикла продукта и срокам.
Продукт->Стори->Создать стори->Приоритет
Владелец продукта может настраивать и редактировать “Стори“, управлять рассмотрением и привязывать “Кейс“, используя боковую панель, выбрав нужную “Стори“ из списка.
В управлении комплексными продуктами можно также использовать подмодуль “Эпик“ – для группировки нескольких “Стори“ бэклога.
Взаимодействие с командой
Эффективная коммуникация всех участников скрам-команды – ключ от успешного релиза. Владелец продукта выступает в качестве связующего между командой и пользователями, а также отвечает за формулирование видения продукта для стейкхолдера, чтобы последний мог визуализировать ожидания посредством дорожной карты продукта.
Работа РО с командой ведется в следующих конфигурациях:
в отслеживании хода выполнения задач бэклога в каждом спринте;
в участии в скрам-собраниях, включая планирование, обзор и ретроспективу спринта;
в адаптации команды к препятствиям по ходу разработки продукта.
Отслеживание прогресса бэклога
Контроль и визуализация степени влияния изменений требований.
Продукт->Отслеживать
Вся история изменений
Продукт->Динамика
Участие в собраниях Скрам
Согласно подходу Скрам, команда продукта и команда разработчиков проводят регулярные «совещания по планированию спринта». В ходе встреч владелец продукта объясняет участникам команды требования, которые необходимо реализовать в текущем спринте, и обеспечивает последовательное понимание этих требований всеми участниками процесса.
Все запланированные встречи можно посмотреть в личном “Календаре”, не выходя из системы.
Главная-> Календарь
Релиз продукта
После того как план продукта реализован и протестирован, он должен быть окончательно принят Владельцем продукта, после чего продукт/новая версия выпускается.
Продукт -> Релиз-> Создать Релиз
Управление обратной связью
После релиза владелец продукта может собирать отзывы от клиентов, пользователей, отделов маркетинга или службы поддержки клиентов.
Обратная связь может быть преобразована в стори или баги, а приоритеты установлены и связаны со следующим спринтом разработки.
Обращение -> Отзывы
To be continued… В следующей статье мы с коллегами планируем подробнее рассказать о фреймворках и функциональном использовании ZenTao для скрам-мастера и команд разработки. Об этом и многом другом мы также общаемся в нашем Телеграм-сообществе, созданном GlowByte. Обязательно присоединяйтесь и задавайте вопросы. Будем познавать Дзен все вместе!
Wolframium13
Господи, что с котом с КДПВ.