Всем привет!

На связи GlowByte Soft. В серии статей мы хотим рассказать о  разных подходах к управлению продуктами, проектами и услугами в разрезе практической реализации фреймворков. В качестве инструмента будем использовать ZenTao –  профессиональный инструмент для управления проектами, разработкой и тестированием. 

Как быстро установить ZenTao Max на Windows или Astra Linux, рассказали в наших предыдущих статьях. Устанавливайте и пробуйте!

А подробнее о самой системе и о том, какие ИТ- и бизнес-процессы могут быть реализованы в ZenTao, можно прочитать тут: ZENTAO – больше чем просто ITSM-платформа.

Это послужит основой, на которой будем строить понимание более комплексных и специализированных практик, о чем и планируем рассказывать в последующих статьях. 

Основная концепция ZenTao: роли, процессы, контроль качества и т. д.
Основная концепция ZenTao: роли, процессы, контроль качества и т. д.

Итак, поехали!

Прежде чем начать создание продукта, давайте разберемся в концепции ZenTao.

Концепция ZenTao

Уровни управления и реализации

В основе ZenTao лежит “Программа” — набор скоординированных проектов, которые связаны на высшем уровне. В ней стейкхолдер формулирует стратегические направления, распределяет ресурсы на макроуровне и поддерживает иерархический принцип управления.

Руководители могут выстраивать стратегию с помощью многоуровневой структуры: “Программа” -> “Продукт” или “Программа” -> “Подпрограмма” -> “Проект”. Как показано на схеме ниже, “Программа” находится на высшем уровне, под ней могут управляться одна или несколько “Подпрограмм”, “Продукты” и “Проекты”.

“Программа”, “Подпрограмма“, “Продукт“ и “Проект“ в ZenTao могут быть изолированы друг от друга посредством управления доступами.

Ключевые объекты

В ZenTao четко определены понятия продукта, проекта и теста: команда продукта, команда разработчиков и команда тестирования работают вместе, проверяя друг друга, настраивая и используя фреймворки соответствующей практики. Команды взаимодействуют друг с другом посредством основных объектов:  стори, кейса, задачи и бага.

Рабочий процесс

В ZenTao уже настроено 15 рабочих процессов: “Программа“, “Продукт“, “Проект“, “План“, “Релиз“, “Стори“, “Обратная связь“, “Запрос“, “Кейс“, “Баг“, “Задача“, “Сборка“, “Спринт“, “Библиотека кейсов“, “Тестовый набор“.

Команды могут создавать и настраивать рабочие процессы в зависимости от практики, функциональных модулей и типа проекта в модуле “Процессы“.

Фреймворки

Чтобы упростить настройку и адаптацию под нужды конкретного проекта, в ZenTao Max преднастроены 5 фреймворков:

  • Скрам (Scrum),

  • Каскадная (Waterfall),

  • Канбан (Kanban),

  • Эджайл+ (Agile+): Скрам + Канбан,

  • Каскадная+ (Waterfall+): Каскадная + Скрам+ Канбан.

Пользователь выбирает фреймворк в модуле “Проект“ -> Создать проект
Пользователь выбирает фреймворк в модуле Проект -> Создать проект

Фреймворк Скрам в ZenTao

Скрам-команда

Владелец продукта

Скрам-мастер

Команда разработки

ZenTao для владельца продукта в Скрам

Роль владельца продукта (“Продакта“, или PO – Product owner) – ключевая в контроле реализации максимальной ценности продукта, создаваемого командой. Его основной артефакт – продуктовая инициатива. Для ее успешной реализации задачи владельца продукта разделяются на два основных направления:

  • организацию и ведение списка функции продукта – бэклога;

  • работу в тесном взаимодействии с командой разработки.

Фреймворк ZenTao для владельца продукта
Фреймворк ZenTao для владельца продукта

Основной инструмент для владельца продукта в ZenTao – одноименный модуль “Продукт“. В нем централизованы все функции, которые владелец продукта использует в работе, – от разработки структуры продукта до анализа обратной связи по итогу релиза.

Интерфейс дашборда для владельца продукта
Интерфейс дашборда для владельца продукта

Планирование

Начнем с верхнего уровня стандартного ИТ-продукта (и не только) – планирования разработки и реализации.

Для того, чтобы реализовать “Дорожную карту” (или Roadmap) в системе ZenTao, владелец продукта использует подмодуль “План”. Здесь составляется список всех ключевых этапов, создаются дочерние планы, определяются планируемые сроки реализации и др. 

Продукт -> План -> Создать план

На основании такого “Плана продукта” в системе по умолчанию формируется “Дорожная карта”. Она визуально показывает весь жизненный цикл продукта, иллюстрируя сборки, планы и сроки.

Продукт -> Дорожная карта

Управление бэклогом продукта

В классическом Скраме всем известно понятие “Пользовательская история” (User story) – краткое описание функциональных возможностей от лица пользователя. 

В системе ZenTao для ведения бэклога владелец продукта использует подмодуль “Стори“. Здесь составляется список функциональных требований с описаниями, распределяются приоритеты, осуществляется контроль и др. 

Продукт-> План -> Выбрать нужный -> Создать стори

ИЛИ 

Продукт -> Стори -> Создать стори

В сферу управления бэклогом продукта входит:

  • описание элементов бэклога продукта;

  • определение приоритета этих элементов;

  • оптимизация качества работы скрам-команды;

  • обеспечение прозрачности и понимания для всех участников команды.

Создавать “Стори“ для продукта может любой участник скрам-команды. Владелец продукта получит “Стори“ на рассмотрение, и, только если он ее утвердит, она будет в конечном итоге включена в бэклог. 

При создании “Стори“ важно указать приоритет и категорию согласно этапу жизненного цикла продукта и срокам. 

Продукт->Стори->Создать стори->Приоритет

Владелец продукта может настраивать и редактировать “Стори“, управлять рассмотрением и привязывать “Кейс“, используя боковую панель, выбрав нужную “Стори“ из списка. 

В управлении комплексными продуктами можно также использовать подмодуль “Эпик – для группировки нескольких “Стори“ бэклога.

Взаимодействие с командой

Эффективная коммуникация всех участников скрам-команды – ключ от успешного релиза. Владелец продукта выступает в качестве связующего между командой и пользователями, а также отвечает за формулирование видения продукта для стейкхолдера, чтобы последний мог визуализировать ожидания посредством дорожной карты продукта. 

Работа РО с командой ведется в следующих конфигурациях:

  • в отслеживании хода выполнения задач бэклога в каждом спринте;

  • в участии в скрам-собраниях, включая планирование, обзор и ретроспективу спринта;

  • в адаптации команды к препятствиям по ходу разработки продукта.

Отслеживание прогресса бэклога

Контроль и визуализация степени влияния изменений требований.

Продукт->Отслеживать

Вся история изменений

Продукт->Динамика

Участие в собраниях Скрам

Согласно подходу Скрам, команда продукта и команда разработчиков проводят регулярные «совещания по планированию спринта». В ходе встреч владелец продукта объясняет участникам команды требования, которые необходимо реализовать в текущем спринте, и обеспечивает последовательное понимание этих требований всеми участниками процесса.  

Все запланированные встречи можно посмотреть в личном “Календаре”, не выходя из системы. 

Главная-> Календарь

Релиз продукта

После того как план продукта реализован и протестирован, он должен быть окончательно принят Владельцем продукта, после чего продукт/новая версия выпускается.

Продукт -> Релиз-> Создать Релиз

Управление обратной связью

После релиза владелец продукта может собирать отзывы от клиентов, пользователей, отделов маркетинга или службы поддержки клиентов. 

Обратная связь может быть преобразована в стори или баги, а приоритеты установлены и связаны со следующим спринтом разработки.

Обращение -> Отзывы

To be continued… В следующей статье мы с коллегами планируем подробнее рассказать о фреймворках и функциональном использовании ZenTao для скрам-мастера и команд разработки. Об этом и многом другом мы также общаемся в нашем Телеграм-сообществе, созданном GlowByte. Обязательно присоединяйтесь и задавайте вопросы. Будем познавать Дзен все вместе!

Комментарии (1)


  1. Wolframium13
    20.03.2024 11:31

    Господи, что с котом с КДПВ.