![](https://habrastorage.org/webt/g_/e8/st/g_e8sthxvkaigwm_mfi25vo6qkw.png)
Назвать «Робокоп» Пола Верховена успешным – значит не сказать ничего. Это было рождение классики кинематографа. А где успех, там и сиквелы. Вот только приключениям Алекса Мёрфи они на пользу не пошли. Сегодня обсудим муки рождения «Робокопа 2» и начало конца целой франшизы.
❯ Нельзя просто взять и утвердить сценарий
Несмотря на приятные сборы «Робокопа», студия Orion Pictures ощущала «дамоклов меч», нависающий над их головами. Нужны были деньги и срочно. Потому продюсеры потребовали не просто выпустить сиквел «Робокопа», а сделать это как можно быстрее. Конкретно начать съёмки хотели уже через пять месяцев. Иронии добавляет то, что Ноймайер и Майнер писали первую часть около пяти лет.
![](https://habrastorage.org/webt/ss/za/n0/sszan06nhk9eopsm4azkpi9qgua.png)
Естественно, ничего гениального и отполированного они за такой промежуток времени создать не могли. Потому на суд сценаристы принесли 110-страничный черновик под названием «Робокоп 2: Корпоративные войны». Ноймайер и Майнер понимали, что текст сырой, потому даже приписки в рукописи оставили с извинениями.
Сюжет был, мягко говоря, странным. Во время ограбления бандиты ломают Робокопа пополам и тот просыпается в будущем, конкретно – через 25 лет. Летающие машины, роботы-прислуга, комики вместо президентов, власть корпораций — сатирический такой киберпанк получается.
Вот только проблема в том, что фильм очень мало был сосредоточен на своём главном герое, Алексе Мёрфи. Разборки между корпоратами, бунтующие искусственные интеллекты, боевые роботы — элементов сюжета настолько много, что понять, о чём фильм, довольно сложно. Неадекватность сценария подтверждает и финальная сцена, где Робокоп под рэпчик отрывает голову главному злодею и пинает её, как футбольный мяч.
![](https://habrastorage.org/webt/an/ej/hu/anejhuzcft24fu6-dq-b-3y-nps.png)
Собственно, сами Ноймайер и Майнер оправдывают своё творчество попыткой переизобрести историю. Им хотелось сделать не безопасный сиквел, а уникальный проект со своей атмосферой. Пытались повторить трюк с «Чужими» Джеймса Кэмерона, короче говоря. И стремление в целом похвальное, вот только за короткий производственный срок столь смелую идею реализовать попросту невозможно. У них получился сценарий без мотивации у персонажей, без глубокого смысла и даже почти без Робокопа, у которого не нашлось места хотя бы для рефлексии о былом и об упущенном времени.
![](https://habrastorage.org/webt/ca/bk/6q/cabk6qel-8ujl8phuklk0wdedgs.png)
И тут ситуация усугубилась ещё сильнее — проект покидал Пол Верховен, чуть ли не главная причина успеха оригинала. В 1988-м как раз закончилась забастовка сценаристов в Голливуде и начало оживать большое количество проектов. С предложением снять один из них, а именно «Вспомнить всё», к голландскому режиссёру обратился лично Арнольд Шварценеггер. Актёр сам позвонил и отправил Верховену курьера с готовым сценарием. Решение надо было принять в течение дня.
![](https://habrastorage.org/webt/qn/1r/ne/qn1rneywsgdbb__t2jqpr7ypfdo.png)
Верховен и Ноймайер за работой
Перед Полом Верховеном встала дилемма. С одной стороны, ему не хотелось бросать своё детище, да и идея снять продолжение не казалась плохой. С другой стороны, спешка студии и отвратное текущее качество сценария намекали, что работа будет крайне тяжёлой. В итоге голландец выбрал «Вспомнить всё», что в будущем окажется верным решением, которое подарит нам ещё одну классику боевиков.
А вот у «Робокопа 2» всё было невесело. Не осталось людей, которым бы нравилась идея «Корпоративных войн». Перенос действия в будущее казался студии лишней тратой денег на спецэффекты и декорации. В итоге сценарий выбросили в помойку, а Ноймайера и Майнера уволили. Orion в целом разорвали с ними отношения, отменив ещё один проект Company Man, над которым работали параллельно.
Таким образом, работа началась по факту с нуля. Один из продюсеров проекта, Джон Дэвисон, нашёл довольно нетривиальное решение. Являясь большим фанатом комиксов, он напрямую обратился аж к самому Фрэнку Миллеру с просьбой написать сценарий. Кто не в курсе, этот товарищ к тому моменту уже написал «Возвращение Тёмного рыцаря», одни из лучших работ про Сорвиголову и ещё массу культовых графических романов. Для Фрэнка Миллера это была первая возможность поработать в кино и посмотреть на Голливуд изнутри, так что согласился он быстро и без раздумий.
![](https://habrastorage.org/webt/xv/sb/uw/xvsbuw2hgwi9imoy34px_jqkhd0.png)
Фрэнк Миллер на съёмочной площадке
К весне 1989-го уже был готов первый драфт нового сценария, идеи которого в итоге применили и в «Робокопе 2», и в «Робокопе 3». История состояла из двух сюжетных линий. В первой доктор Лав из корпорации OCP пыталась перепрограммировать Робокопа, чтобы он помогал выселять людей из старого Детройта. После неудачи она создавала нового киборга-убийцу из наёмника по кличке Конг. Робо-Конг, какая была бы ржомба.
![](https://habrastorage.org/webt/of/gz/4u/ofgz4uedrggef8_hxmm2rc4z8xk.png)
Во второй сюжетной линии группа наёмников, нанятых естественно OCP, воевала с полицией, которая встала на защиту простых людей. Здесь присутствовала куча новых персонажей, которых за два часа никак не получалось раскрыть, учитывая количество заготовленных событий. И самое главное — за обилием экшена напрочь забыли о теме «души внутри машины» и о человеческом аспекте Робокопа в целом.
У Миллера получился перспективный, но недоработанный сценарий. Обладая большим запасом времени, Фрэнк бы определённо справился со своей задачей, учитывая его талант и заслуги. Вот только никто ему спокойно работать не давал. О темпах работы Миллера один из больших шишек студии выдал следующее:
«Да, комиксы, конечно, очень красивы и всё такое. Пожалуй, они даже похожи на фильмы. Но пока Миллер не выдаст нам кино, которое отобьёт 50–60% своего производственного бюджета в дебютный уик-энд, — какое нам нахрен дело до того, чем этот тип занимался раньше?»
К тому же, Orion опять выдали чудеса менеджмента, заранее утвердив дату выхода «Робокопа 2» в прокат. Миллеру приставили опытного сценариста Уэйлона Грина и потребовали сократить сценарий вдвое и довести всё до оптимального состояния. Сценарий дописывать приходилось уже по ходу создания фильма, так что на шедевр уже никто не рассчитывал.
![](https://habrastorage.org/webt/81/e2/bs/81e2bs4uabw_ddjtyhmxgg38p0i.png)
Ирвин Кершнер и Питер Уэллер
Дела были швах, потому за руль тонущего корабля позвали Ирвина Кершнера, специалиста по антикризисным решениям и созданию сиквелов. Напомню, что именно этот человек снял лучшую часть «Звёздных войн», а именно «Империя наносит ответный удар». С этими вводными наконец-то стартовали съёмки.
❯ Нельзя просто взять и снять фильм
Проблемы в съёмках «Робокопа 2» подстерегали создателей на каждом шагу. Начнём с того, что им пришлось поменять место съёмок. Напомню, что оригинал Пол Верховен снимал в Далласе. Однако местные власти во второй раз уже послали съёмочную бригаду в пешее эротическое путешествие, ибо до сих пор помнят, какой шум, гам со своими взрывами киношники устраивали в центральной части города.
Посему было принято решение перенести всё действо в Хьюстон. Во-первых, снимать надо было зимой, а снег и дождь вообще созданию кино не помогают, так что тёплый городок подходил отлично. Плюс город Хьюстон испытывал значительные финансовые затруднения, которые съёмка масштабного голливудского фильма могла частично поправить.
![](https://habrastorage.org/webt/b7/at/mv/b7atmvhsybyuagw_c_oocyim1ea.png)
Части города активно использовали в кадре. Например, полицейский участок построили в стенах заброшенной школы, а наркотик Nuke, вокруг которого весь сыр-бор в сюжете, готовили прямо в больнице Джефферсона Дэвиса.
Знаменитый зал с игровыми автоматами тоже был найден во вполне реальном развлекательном центре Ground Zero в центре Хьюстона.
![](https://habrastorage.org/webt/80/sy/qr/80syqrsljjmjys7rgodi5q3zxi8.png)
Сам съёмочный процесс описывают по-разному. Журналисты якобы имели свидетельство того, что там была полная задница, причём во многом из-за Ирвина Кершнера. Якобы режиссёр был настолько требовательным к мелочам, что многие сцены приходилось переснимать достаточно часто, и это выматывало как команду, так и актёров.
Однако интервью с тем же Питером Уэллером описывает несколько иную картину. По словам главной звезды фильма, Кершнер был достаточно организованным руководителем, который старался адаптироваться к складывающимся обстоятельствам и создать благоприятную обстановку на площадке.
![](https://habrastorage.org/webt/mv/gd/-k/mvgd-k5769lmau4qzcpivyvf9x8.png)
Единственное, чем Уэллер оказался недоволен, так это концовкой фильма. По его мнению, третьему акту не хватало эмоциональности, некой моральной дилеммы и развития Робокопа как личности. На это создатели ему говорили, что переделывать сценарий некогда и мощного боя между Робокопом и Кейном будет более чем достаточно для солидного финала.
❯ Нельзя просто взять и не поговорить о техническим мелочах
Специалисты по костюму и спецэффектам, к счастью, остались теми же, благодаря чему «Робокоп 2» хотя бы смотрится отлично. Роб Боттин хотя уже и не так плотно был вовлечён в съёмки, но занялся апгрейдом брони Алекса Мёрфи.
В первую очередь изменили материал, создав новый костюм из стекловолокна. Благодаря этому конструкция стала легче, что очень сильно помогло Питеру Уэллеру. Теперь в костюме было не так жарко, да и ходить стало проще. Ещё и застёжки теперь расположили удобнее, так что актёр и каскадёры быстрее снимали и одевали костюм, что помогало снизить степень износа.
![](https://habrastorage.org/webt/mm/2c/ir/mm2cirxo-ctxpbtqejerlvaolhk.png)
Хотя доспех и стал подвижнее, Уэллеру всё ещё нужна была помощь. В частности, во время сцены езды на мотоцикле Harley-Davidson Робокоп вообще не мог сам повернуть, только ехать вперёд. Поэтому пришлось строить специальные технические приспособления, которые помогали поворачивать.
![](https://habrastorage.org/webt/iw/pp/w-/iwppw-_0cf8dcgwucus7os0audi.png)
Также благодаря большему количеству времени на собственно спецэффекты и декорации команда смогла заняться плотнее покраской и полировкой брони. Рой Боттин смог реализовать свою изначальную идею о «сияющих рыцарских доспехах», придав Робокопу голубенький лоск, как у нового автомобиля, что вполне попадало в дух Детройта.
Однако колоссальной частью работы инженеров на «Робокопе 2» является создание сцен с участием киборгов. Как и раньше, экшен-сцены снимались с применением стоп-моушен анимации и миниатюрных кукол. У Кейна, например, было аж 8 вариантов кукол в зависимости от его состояния в схватках.
![](https://habrastorage.org/webt/ed/pg/vm/edpgvmi8udillm5fnapekdxsb3u.png)
Для крупных же планов и взаимодействия с живыми актёрами пришлось создавать самого сложного на тот момент аниматроника в истории Голливуда. 4 месяца понадобилось для того, чтобы соорудить 350-тикилограммового монстра. Модель имела стальной каркас и пластиковую оболочку, окрашенную под металл. Его 4 руки вполне спокойно вращались на 360 градусов благодаря шарнирам. Самым же сложным было создать комплекс гидравлических распорок, соединявших две половины киборга между собой.
![](https://habrastorage.org/webt/p_/ei/xi/p_eixih7hzqwit8rqttyclg1_ps.png)
Забавной деталью является различие между интерфейсами Кейна и Робокопа. В то время, как у положительного персонажа стоит операционная система MS-Dos, у антагониста – Apple OS с черепом вместо «яблочка». Иронично, учитывая нынешний статус компании.
❯ Нельзя просто взять и реализовать свой потенциал
Несмотря на большое количество вложенных усилий и то, что создатели вообще успели за сжатые сроки снять нечто приличное, к «Робокопу 2» всё равно довольно много вопросов. Неспроста фильм сравнивают с Франкенштейном, сшитым из хороших, но недожатых идей.
![](https://habrastorage.org/webt/w1/ks/w2/w1ksw2iye54jaurvozkt1rmllko.png)
Самое обидное, о чём я говорил уже неоднократно — полностью положен болт на личность Алекса Мёрфи. Хотя в фильме есть линия того, как Робокоп следит за своей женой, а потом встречает её, всё это никуда не ведёт. В вырезанных материалах даже есть эпизод посещения Алексом Мёрфи своей могилы. Из всего этого можно было сделать полноценную арку, в которой человеческая часть Робокопа бы пыталась принять, что прошлого уже не вернуть, но не вышло.
![](https://habrastorage.org/webt/vb/a0/zq/vba0zqrikawmdhg8sw9mmb_vki0.png)
Хотя и эти моральные метания смотрелись странно с учётом того, что Верховен вроде как все точки над i у себя в фильме поставил, и его Робокоп вполне принял то, что он выходец из двух миров — машинного и человеческого.
Центральная же история до уныния простая и больше походит на какую-то социальную рекламу против наркотиков. Кейн и его банда больше походят на злую кальку с хиппи.
В чём правда создателям «Робокоп 2» не отказать, так это в самоиронии. Никогда не забуду сцену, в которой зрителю показывают неудачные попытки создать нового Робокопа. Каждый из них уродливее и тупее своего предшественника, что неплохо так стебёт попытки снять продолжения фильма Пола Верховена.
Не менее смешно смотрится линия с доктором Фасск из OCP, которая перепрограммирует Робокопа, дабы сделать его более послушным и family-friendly. Среди сотен бредовых директив, мешавших Робокопу исполнять свой долг, есть и «быть вежливым», и «учить детей хорошему», и «бороться с курением», и чего только нет. Правда, такой служитель закона людям вообще не помогал. Ибо, напомню, во время ограбления Робокоп вместо обезвреживания преступников проводит им моральную лекцию о деструктивности их поведения для общества. Уже тогда понимали, что переделывать взрослые истории в PG-13 — плохая идея.
❯ Нельзя просто взять и выпустить хит
«Робокоп 2» вышел 22 июня 1990-го и выступил там достаточно неплохо. При бюджете в 25-30 миллионов долларов фильм собрал почти 46 миллионов в кинотеатрах и ещё 22.5 миллиона в «домашнем» прокате.
![](https://habrastorage.org/webt/db/z9/11/dbz911e1mkt9nfly5x3iibsmbxe.png)
Оценки критиков и зрителей же были достаточно смешанными. Визуальную часть и экшен никто не порицал, всё же фильм даже получил премию «Сатурн» за лучшие спецэффекты года. Однако, помимо возможности развлечь отмечали, что сюжет потерял в интеллектуальности, глубине, а его главные персонажи, Мёрфи и Льюис, не получили должного внимания сценаристов.
![](https://habrastorage.org/webt/pc/yy/85/pcyy85qxa1hl2wpm4alrjd-hh4g.png)
Пожилой Питер Уэллер и его главная роль в жизни
Этот фильм не был провалом сам по себе, но однозначно был началом конца. Ирвин Кершнер закончил карьеру после работы над «Робокопом 2». Питер Уэллер, понимая, куда всё идёт, зарёкся в дальнейшем играть Робокопа в кино. А Фрэнк Миллер, раздосадованный не самым приятным опытом работы в Голливуде, больше не писал сценариев для кино. Свои же наработки он реализовал в комиксе, который, правда, практически никому не понравился.
![](https://habrastorage.org/webt/2s/_a/mj/2s_amjjy_zqnkoqdkb-byfct3ni.png)
Все более-менее толковые творцы покинули франшизу «Робокоп», и дальше с ней произошло такое… Скажем так, это однозначно тема для отдельного разговора, и он будет невесёлым.
Источники:
? ? Больше годноты в нашем блоге в ВК и телеграм-канале ↩ — о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате :)
Возможно, захочется почитать и это:
- ➤ Полная ×○□△ — поиск наилучшего прохождения уровня в ритм-игре алгоритмическим путём
- ➤ То, что мертво, умереть не может. Battletech
- ➤ Поучительная история технической одиссеи компании Palm, Inc
- ➤ История компьютеров Compaq
- ➤ Тимоти Джон Бернерс-Ли – человек, который почти создал интернет
Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале ↩
Комментарии (21)
RedEyedAnonymous
12.06.2024 09:21+10Фильм, тем не менее, вполне таки можно смотреть и пересматривать.
sora_rei
12.06.2024 09:21+4В сравнении с большей частью кинематографа вполне, но после оригинала как то тяжко
RedEyedAnonymous
12.06.2024 09:21+7Вот блин, какие высокодуховные эстеты кругом...
(я реально офигеваю)
chelovek-jpeg
12.06.2024 09:21+1я вторую часть пару лет назад пересматривал и меня не покидало чувство, что она делалась с расчётом преимущественно на детскую аудиторию) И, если в случае с Терминатором 2 это не сделало часть хуже, но тут прям совсем наоборот)
cahbeua
12.06.2024 09:21+7Мне не само кино нравится, а окружение. Кажется его проработали куда лучше чем весь вместе взятый сценарий и постановку экшона. Что рекламные ролики в "Звёздном десанте", которые по кринжу даже детей наряженых танками переплёвывают, что в робокопе что не репортаж по телеку - вразъъ, в общем огонь. Даже гнустная игра которая недавно вышла со всей своей скучностью одним только разговором бомжей под мостом про "деривативы и инвестиционные риски" делает себе минимум 4\5 звезды...
Panda_sama
12.06.2024 09:21+4игра, кстати, отличная вышла - коридорная и простая, но атмосферу фильмов передает на 100%, имхо
WorminatorX
12.06.2024 09:21+8Уважаю оригинальную трилогию "Робокопа" в первую очередь за социальную повестку. В последнем фильме практически призыв к революции. Вот это, так сказать, social justice здорового человека, не курильщика. Без гендеров, толстых женщин с небритыми подмышками и прочей современной конъюнкурщины.
Фантастика же там просто для антуража, как у Брэдбери и Стругацких, поэтому не стоит строго судить технические детали. Это притча. В 80-х и начале 90-х выходило еще несколько похожих фильмов - "Вспомнить все", "Бегущий по лезвию" и др. Расцвет киберпанка.RedEyedAnonymous
12.06.2024 09:21В последнем фильме практически призыв к революции.
Умиляют меня такие фильмы про злых капиталистов, снятые теми самыми капиталистами.Vsevo10d
12.06.2024 09:21Умиляют меня такие фильмы про злых капиталистов, снятые теми самыми капиталистами
Вспомнил свой старый камент на этот счет.
Astus
12.06.2024 09:21+7А я снова упомяну ламповейшую игру "RoboCop: Rogue City", в которой бережно и с огромным вниманием к деталям перенесён сам Мёрфи, а также его Детройт, напарники, OCP, панки и т.д. События происходят между первой и второй частью. По моему мнению, одна из лучших игр-по-фильмам и один из лучших релизов прошлого года в целом.
sarbash75
12.06.2024 09:21+2Я в неё буквально залип.
Графика, атмосфера, диалоги и монологи, доступный геймплей для казуала.
Всё это, приправленное доброй дозой ностальгии, образует страшную смесь, вызывающую привыкание и зависимость.
Taritsyn
12.06.2024 09:21А Тим Миллер, раздосадованный не самым приятным опытом работы в Голливуде, больше не писал сценариев для кино.
Если здесь имеется в виду Фрэнк Миллер, то он еще написал сценарий для фильма «Мститель (2008)».
sora_rei
12.06.2024 09:21Спасибо за поправку. Но о таком опыте просто в суе не упоминают, уж очень это плохо)
IvanSTV
12.06.2024 09:21вообще-то и для 14-летнего подростка, коим я посмотрел обе части в начале 90-х, фильмец показался так себе - герои и диалоги сильно картонными, сюжет предсказуемый, исполнение клиповое. Фантастическая часть полна откровенными ненаучными глупостями, даже никем не замаскированными. Я смотрел и у меня создавалось впечатление, что, приняв во внимание все художественные условности кинематографа, создатели держат меня за дебила. Пожалел я тогда потраченных пяти рублей за видеосалон.
Смысл статьи - о, смотрите, в прошлом фекалии пахли лучше, и в них был глубокий смысл. Не было в таком кино смысла и при создании, и со временем его тоже не появилось. В принципе, некоторые проходные и мусорные фильмы дали определенные культурное ценные "художественные мазки реальности" в виде отдельных сцен. Из робокопа вряд ли можно выцепить хотя бы одну сцену, которая бы была достойна истории. Ну, пошел в народ термин "робокоп", и, в общем-то все. Супергеройская тема в принципе малохудожественна.
sora_rei
12.06.2024 09:21+4Первый "Робокоп" был глубоко продуманной сатирой, где ещё и религиозные и общечеловеческие мотивы имелись. ДА, не на уровне арт-хаусной драмы, но для боевика сценарий огого какой.
Смысл этой статьи показать начало деградации франшизы. Ну и понастольгировать, ибо многие из нас на этих фильмах вырослиIvanSTV
12.06.2024 09:21Первый "Робокоп" был глубоко продуманной сатирой,
ну, загнули про "глубоко продуманную сатиру". В любом подростковом сериале сатиры такого же уровня достаточно, там все и простенько, и беззубо. Не Свифт.
chelovek-jpeg
12.06.2024 09:21+1ну конкретно первая часть не такая уж супергероика) Это потом раздули до попсы
artptr86
Эта линия сейчас смотрится неожиданно актуально в контексте попыток ограничить генеративные нейронные сети от выдачи «неприемлемого» контента, в результате чего они начинают жутко галлюцинировать или тупить.