Технология Macromedia Flash дала возможность дизайнерам и другим разработчикам создавать анимированный и мультимедиа контент в интернете. Flash стал революцией, так как в 1 пакете программ и 1 плагине были реализованы несколько платформ, которые дали разработчикам большую свободу: анимация, векторный графический редактор, поддержка видео и звуков, поддержка музыкальных файлов, встроенный язык программирования, система подкачек внешних файлов и обмен с БД. Подробный рассказ об истории Flash см в первом посте.
ХРОНОЛОГИЯ MACROMEDIA FLASH
1992 год
Появилась компания Macromedia (в результате слияния малоизв. компаний MacroMind и Authorware Inc.).
1993 год
Программист Джонатан Гей начал создавать программу FutureSplash Animator
1994 год
Осенью выходит новый и в будущем самый популярный браузер Netscape Navigator
1995 год
Выходит первая версия FutureSplash Animator и готовый контент (анимации) проигрывается в Macromedia Shockwave
Контент на FutureSplash Animator появляется в небольшом количестве, а летом прорыв — его используют порталы Disney и MSN
Осенью начинаются переговоры: Macromedia хочет поглотить компанию FutureWave.
1996 год
Macromedia Flash 1.0 выходит в продажу и мало отличается от FutureSplash
1997 год
Macromedia Flash 2.0 выходит в продажу. Синхронизация звука, расширение типов файлов, поддержка новых аудио файлов, новых типов шрифтов (TrueType, PostScript), обработка изображений и интеграция векторных файлов из Macromedia Freehand.
Macromedia Flash 2.0 выходит в продажу
1998 год
NewGrounds.com — появляется новый портал, который станет очень важным для распространения flash анимаций и игр (формально осн. в 1995 г.). На портале мультики с черным юмором могут играть без предупреждения
Macromedia Flash 3.0. Вышел новый плеер (Flash Player, FP) версии 3, новые возможности создания клипов, интеграция JavaScript, поддержка файлов PNG, прозрачность изображений, автономный плеер и работа с размером конечного файла.
1999 год
Запускается портал FlashKit.com, который станет для разработчиков как Git Hub сегодня (скрин из 2000 года)
Macromedia Flash 4.0: Новый плеер версии 4, поддержка MP3, появление собственного языка ActionScript. Заметно усовершенствован интерфейс в целом и таймлайн.
2000 год
Macromedia Flash 5.0: Плеер версии 5, полноценный язык ActionScript 1.0, поддержка XML, частично HTML. Новые типы клипов и полноценный стандарт Macromedia Flash. Самая массовая версия Flash 5.0: в этой версии пакет достиг вершины по функционалу, он был идеален для анимации, для веб-дизайнеров, для разработчиков игр.
2001 год
ОС Windows XP отныне будет выходить со встроенным Flash плеером.
2002 год
Macromedia Flash 6.0: новые контекстные меню, подпапки в таймлайне, улучшенная работа с цветом, поддержка новых видео-кодеков и тп. Выходит FP 6.
2003 год
Распространение flash по сайтам достигает 70-75% всех сайтов, распространение плеера — 80-85% всех пользователей, выходящих в интернет
Macromedia Flash 7.0: Много обновлений в интерфейсе, часть принята пользователями в штыки. Вторая версия языка: ActionScript 2.0, которая предоставила значительно более широкие возможности как для создания игр так и для веб-интерфейсов (автоматизация скриптов, передача и получение внешних данных и тп).
2005 год
Macromedia Flash 8.0: Появляется деление на версию полную и Basic, так как полная обросла большим количеством допов и интерфейс перегружен в десятки раз по сравнению с версиями 2-3. Новые FP 8.0
Корпорация Adobe покупает компанию Macromedia Flash за 3,5 миллиарда долларов. Джонатан
Гей переходит в Adobe, многие старые продукты закрываются (типа FreeHand, который был в прямой конкуренции с Illustrator).
Запускается портал YouTube, где видео проигрывается через FP
2006 год
Приблизительно в это время FP имеет самое большое распространение: 92-95% всех устройств, выходящих в интернет, имеют предустановленный Flash Player. А порядка 70-75% всех сайтов компаний из списка F500 имеют на сайте хотя бы 1 элемент на Flash.
2007 год
Портал YouTube начинает тестировать замену FL через HTML5 и проигрывание видеофайла, прежде всего для пользователей компактных устройств (КПК, смартфоны)
2008 год
Выходит 10 версия пакета — Adobe Flash CS4. Из важного: усложняется интерфейс, улучшается работа с анимацией и добавлена работа с 3D.
2010 год
Неожиданно Стив Джобс выпускает открытое письмо “Мысли про Flash”. В письме он перечисляет недостатки технологии и по сути говорит: Время Flash ушло, нет места для FP на смартфонах с тачскрином, пока, прощай, мы никогда не будем позволять работать FP на устройствах Apple. Письмо на русском, на английском.
2011 год
Adobe прекращает поддержку Flash для Android.
2013 год
Все чаще и громче звучат вопросы к Adobe: Что будет с Flash? Вы придумали как решить проблемы и как спасти продукт? Больше всего беспокоятся производители игр. При этом компания Abobe игнорирует вопросы.
2016 год
Компания Adobe понимая близость конца переименовывает пакет Flash Professional в Adobe Animate чтобы оставить эту версию для аниматоров.
Прошел перелом в статистике: с этого года в интернете больше мобильных устройств, чем ПК и ноутбуков. Напомню, что в 2012 году ПК/ноутбуки давали 80%+ всего трафика в интернете, а КПК и смартфоны всего +-10%.
2017 год
Adobe заявили что с 31.12.2020 будет прекращена поддержка Adobe Flash и что важнее Adobe Flash Player.
Стартовал проект Ruffle (тогда Fluster), который сегодня (2024) является единственным массовым заменителем Flash Player.
2020 год
Легендарный портал Internet Archive начинает использовать по умолчанию плагин Ruffle для проигрывания архивных flash-файлов (swf). Пример игры Вертолет. И что примечательно, в разделе WayBack Machine это работает!
2021 год
C 1 января действительно нельзя скачать обновления или сам FP. Все офиц ресурсы закрываются или переадресуют на другие проекты.
Летом Microsoft прекращает установку Flash Player в дистрибутив Windows 10
2024 год
Технология Flash осталась доступна для широкой публике благодаря плагину Ruffle и группам энтузиастов. Угасание технологии остановить практически невозможно, но порталы со старыми играми имеют популярность.
Причины успеха Macromedia Flash
Субъективный обзор причин успеха технологии, программы и того широчайшего распространения MF:
- Wow-эффект, который испытывали практически все, когда видели MF впервые (на фоне обычного интернета 1996-1998 годов)
- Единственное кросс-платформенное массовое решение с мультимедиа
- Легкость установки плагина практически на все массовые устройства
- Универсальность MF пакета, которая позволяла работать в одном пакете со звуком, с кодом, анимацией (а главное, можно работать только с тем, что требуется)
- Стабильность решения в целом (плагин и пакет редко глючили)
- Относительная универсальность (можно сделать *.exe файл презентации и взять внешний носитель (CD-диск) на встречу)
- Скрытые возможности для дизайнеров (приличный векторный редактор) и для медиа-художников (возможность создать свой мир, собственное искусство пример URL Олега Пащенко)
- Встроенный язык программирования ActionScript, который можно было применять минимально для анимации и глубоко погружаться для игр
- Многие заказчики хотели Flash только потому, что видели крутую анимацию на вот этом **** сайте.
- Низкий порог входа для разработчика: от скачивания пакета до первой анимации (которую можно опубликовать, которая может включать музыку, звуки…) считанные часы
Причины угасания и смерти технологии Macromedia Flash
- Не работает кнопка “Назад” и URL конкретных страниц
- Проблема с индексацией в поисковиках
- Не поддерживается на устройствах от Apple
- Нагрузка на компьютер велика: морфинг может загрузить ПК
- Проблема с БД, подключением любых внешних модулей
- Риски по безопасности: в теории Flash это бэкдор
- Редактирование проекта возможно только в исходнике
- Тяжело читается текст если это более чем абзац
- Flash плохо адаптируется под разные разрешения проигрывания
- Не работает тачпад (требуется мышка), нарушается логика
- Надо ждать загрузки, проигрывания, нельзя получить контент сразу
- Проект в будущем сложно обновить (добавить страницу, текст)
- Дезориентация пользователя, который должен знать как выглядит активная ссылка
Основная часть истории Macromedia Flash в посте №1. Спасибо за внимание.
Комментарии (35)
Zara6502
01.07.2024 11:37+4году в 1999 супруга флеш преподавала, сама изучила его за месяц, потом с детьми на занятиях делали мультфильмы, игры. Спустя 25 лет нужно было сделать видео со своими фишками, искали что можно скачать и как сделать - так и не нашли похожий доступный инструмент. В итоге скачали старый флеш, супруга быстро вспомнила что и как, сбацала анимацию, всякие эффекты, смонтировали видео.
unwrecker
01.07.2024 11:37+4В причины успеха я бы добавил Масяню :) Ну и кучу других мультиков, которые неплохо тогда завирусились
user87644
01.07.2024 11:37Почему технология Macromedia Flash не выжила?
Так вот же причина, в статье есть:
Заказчики делали не размещение в рекламной сети типа Google Ads, а покупали индивидуальное место на портале.
Технология убита тех гигантами ради денег.
Kolonist
01.07.2024 11:37+1А есть чем сейчас заменить Flash, чтобы также в визуальном редакторе накидать элементов, добавить к ним анимации и написать обработчики? С экспортом, допустим, в HTML5/JavaScript/WASM (а больше, наверное, и не во что такое экспортировать)?
gruzoveek
01.07.2024 11:37Ну Adobe Animate остался, но если брать для веба, он в итоге отрисует все на канве под управлением JS. По крайней мере несколько лет назад я на нем это делал, как там сейчас дела обстоят, не знаю.
VitalyZaborov
01.07.2024 11:37Unity с публикацией под WebGL в принципе подойдёт. Там не так всё наглядно, но по части работы с ресурсами, доступных платформ и производительности он на голову выше флеша.
CitizenOfDreams
01.07.2024 11:37+1Мне технология Flash запомнилась только тем, что ее приходилось блокировать, чтобы вебсайты не мигали баннерами как стробоскоп на деревенской дискотеке. Масяня и Древесные Друзья как-то прошли мимо меня, наверное, у меня юмор не той системы.
CaptainCrocus
01.07.2024 11:37+1А еще у Flash было большое комьюнити, в том числе и в России, например, flasher.ru. ActionScript уже ко второй версии поддерживал ООП и классы. Другое дело, что это был синтаксический сахар, но все же для многих привычная парадигма позволяла освоить его с полпинка. Ценность Flash была в том, что, если руки у тебя росли не из ..., то ты мог всю анимацию собрать не покадрово, как это делали клепальщики баннеров, а программно, а это весило на порядки меньше. У Роберта Пеннера была замечательная книга о реализации физики в ActionScript. Руководства Колина Мука были исчерпывающей библией. Евгений Потапенко собрал первое в России онлайн-казино на Flash, разумеется программно, а не используя покадровую анимацию, создав попутно "конвеер Потапенко".
В 2007 я собрал сайт целиком на ActionScript, реализовав все эффекты (псевдо-3D повороты плашек, смены, фейдинг и т.д.). Весил он 800 КБ, грузился один раз, а потом подгружал лишь требуемое. Там не было ни кадра анимации.ThePolymer Автор
01.07.2024 11:37+2"то ты мог всю анимацию собрать не покадрово, как это делали клепальщики баннеров, а программно, а это весило на порядки меньше. "
именно об этом я и рассказал в фильме по итогам поста, это важный момент. Как раз в районе 2006-2008 годов на стартовой Яндекса висели огромные по пискселям баннеры, а в Кб - некрупные и это было круто. Если бы те рекламные баннеры хоть попытались в GIF сделать, то счет шел был бы на несколько мегабайт.
junsanich
01.07.2024 11:37+1Всегда должен быть баланс. Если для создания баннера нужен профессиональный программист, то такой банер будет вылит из золота. Прявила на анимацию с заданием геометрии, матрицы преобразований и другое - вот и приплыли что перед заказчиком стоит или банер на 2 килабайта, но по цене 100к или на пол мегабайта, но по цене 10к.
CaptainCrocus
01.07.2024 11:37+2Так о том и разговор, что в угоду коммерции была убита отработанная перспективная технология. Я уже не говорю о том, что в то время появилось куча приблуд, которая оборачивала плеер в эгзешник и у вас получалось функциональное приложение с офигенным графическим интерфейсом и поддержкой мультимедиа. Одна из самых таких крутых приблуд была Zinc, которая обеспечивала флэш-плеер интерфейсом для работы с операционной системы. Опять-таки, кроссплатформенность решалась только вопросам, где ты свое приложение запаковал в исполняемый файл. Не то же ли самое сейчас реализует Electron, запуская на каждое окно новый экземпляр браузера? А там это реализовывалось самим плеером. Существовало уже куча либ с готовыми окнами. Потом Flex подъехал. Просто надо было технологию пересадить на другие рельсы, но это никому не было нужно.
junsanich
01.07.2024 11:37+1Ты прям эксперт, без сарказма. Что скажешь про webasm? Вандервафля или имеет право на будущее?
Года два назад из каждого утюга гремело, сейчас засел подтянуть свои знания по вебу - а новость как-то под остыла. Не хочу чтобы как с Сервелатом - улетел опыт в никуда.
Без сравнения - просто мнение - есть смысл рыть в это направление?
CaptainCrocus
01.07.2024 11:37+1К сожалению, больше не занимаюсь вебом. Могу только сказать, да, кажется, что после отмирания технологии опыт улетает в никуда, но фундаментальные вещи, заложенные в этот опыт остаются и применимы в следующей технологии. Банально, но так.
VitalyZaborov
01.07.2024 11:37+2ActionScript уже ко второй версии поддерживал ООП и классы.
Да он и в первой поддерживал. На основе прототипов, без private / protected, но всё остальное работало.
Руководства Колина Мука были исчерпывающей библией
О да, его книга буквально открыла для меня мир флеша! Признаться, ещё недавно я ей пользовался. Монитор у меня на ней стоял)
CaptainCrocus
01.07.2024 11:37В первой он поддерживал по стандарту ECMAScript, т.к., они на тот момент были с JS близнецы-братья и имели сходные цепочки прототипов, уходящие корнями в Object. А во второй версии они навесили синтаксический сахар классов и аппарата наследования. Понятно, что под капотом это была все та же цепочка прототипов, но внешне уже пошли в ход зарезервированные слова для ООП. Не надо было уже прятать ручками приват-свойства в замыкания.
farafonoff
Синдром IE6. Adobe купила вполне годный продукт, и полностью на него забила. Прошли десятилетия прежде чем unity занял ту же нишу в разработке игр, а веб-игры закончились уже навсегда. Flash анимация тоже к сожалению умерла.
Нужно было открыть технологию, разрешить использовать компоненты по отдельности (графический движок, action script), и сосредоточиться на продаже инструментов разработки.
Этот же подход стремительно убивает java как платформу.
ThePolymer Автор
ПОясните про ie, я не в курсе. Internet Explorer 6 был не в MSFT сделан?
Кстати, свежий edge очень хорош!
farafonoff
IE унаследовал код Mosaic, к IE6 достиг совершенства (я не шучу), после чего умер. На момент появления ие6 на годы опережал конкурентов, ajax например пошел с него.
Свежий edge это который на коде хромиума? Никогда им не пользовался, и не собираюсь. Рабочий комп теперь мак, проще везде пользоваться хромом ради синхронизации паролей.
ThePolymer Автор
спасибо за пояснения, очень интересно
snuk182
и
= анекдот недели. Я помню еще, когда они купили немного наркоманскую, но открытую и довольно годно работающую Day CQ, и в итоге закрыли к ней даже документацию.
farafonoff
Сейчас адоб очень хочет себя похоронить, недавний скандал с разрешением адоб использовать любые данные с компа пользователя для обучения нейросетей кажется перешел все границы
junsanich
У Майкрософта была в свое время попытка заменить уходящий Flash - Silverlight. И до сих пор многим не понятно почему её решили убить. Она давали как раз таки все, что вы пишите.
farafonoff
Меняли шило на мыло (ну и конкретно так опоздали). flash хотя бы работал на разных платформах, а silverlight был строго привязан к windows, открытой нормальной реализации так никогда и не сделали (особенно на мобилки).
Ну и для flash есть куча ностальгического легаси, и приятная анимация, а у sl что? корпоративные формочки?
junsanich
я уже не помню подробности, но там разве не декларировали поддержку моно? Что на других ОС будет работать через нее.
ThePolymer Автор
Silverlight во всем проигрывал, а главное появился поздно.
Flash был как первые КПК - от него офигевали и фанатели, а Silverlight был как попытка сделать тоже самое заново и ничего нового.
junsanich
да я ж не спорю, ставить сверх популярную технологию в ряд с почти ноунеймом - нет, я так не заговариваюсь.
Речь же была о том, что flash уже хоронили, а SL только появлялся. По сути в чистом от конкуренции поле появился. Java Applet уж точно никак не могли составить конкуренцию за счет более плохонького развития UI формочек.
saege5b
Там размер на "тогда" был неслабый, и тащить через дохлые каналы связи было редким мазохизмом.
Вертелся Сервелат на средних машинках весьма неспешно, типа Электрона на затычках.
Был весьма капризен даже к ИЕ, а уж про зоопарк форточек - вообще смешно.
На пингвина оно пришло сильно не сразу.
И воспринимался он, кстати, весьма костыльно.
ThePolymer Автор
а как это работало, ровно как Flash только хуже? я имею ввиду пакет обработки данных, анимации и тп и доступ к программированию и звуку? А потом компиляция в проигрываемый файл и в браузере должен стоять плагин? И если плагин не стоит то предлагается скачать. так?
saege5b
Про мультимедиа не скажу. Я там был пользователем.
Тогда приходилось лазить на какой-то сервис (за давностью лет уже не помню зачем), помню, что там нужно было лазить по менюшкам.
При каждом сеансе оно скачивалось заново. Потом вроде как оно стало жить в кэше, но временами приводило к эпичным глюкам.
Про плагины не помню, помню, что ставили загрузку сервиса, и шли пить чай. потом приходили, а там - тишина.
Ещё помню, что жрало ресурсы как в несебя. Две страницы ложили комп до слайд-шоу.
junsanich
там подход был как в программировании окон. никакой анимации нативной не было, если речь про html вещи. скачал картинку как файлик (допустим по некоему адресу), и программно применяешь анимацию. анимация была на базе xaml, это такой продвинутый язык для создания windows приложений. довольно мощная штука, но это всё десктоп ориентированное. поэтому решение было без адаптации под различные устойства (их тогда и не было), и чтобы это делать - нужен был именно профессиональный программист, а не абы какой веб дизайнер. это конечно сразу жирнующий минус в сравнении с относительно простым флешем.
junsanich
ну значит всё таки дошли они до кросс-платформенности. я это уже не застал.