Информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [1]. Объектом правового регулирования могут быть конкретные формы существования информации: 

  • документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; 

  • информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

  • информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

  • правовая защита информации – законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе.

Интерес к вопросам защиты информации повышается, что связано с возрастанием роли информационных ресурсов в конкурентной борьбе, расширением использования сетей, а, следовательно, и несанкционированного доступа к хранимой и передаваемой информации. Правовая защита информации как ресурса признана на международном, государственном уровне и регулируется соответствующими законодательными и правовыми нормами государств и внутренними регламентами организаций разработчиков/пользователей. Структура правовой защиты показана на рис.1. 

Структура правовой защиты
Рис.1. Структура правовой защиты

На стадии накопления и преобразования информации и формирования информационных ресурсов действует соответствующий раздел информационного права (правового обеспечения), включающий следующие направления:

  • общие вопросы информационного законодательства;

  • правовая информация;

  • персональные данные;

  • библиотечное дело;

  • статистическая информация;

  • международный обмен информацией;

  • архивы.

Множество информационных объектов информационного права  подразделяется на две категории – общедоступные и с ограниченным доступом. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не может быть ограничен в соответствии с действующим законодательством (например, информация о состоянии окружающей среды, деятельности государственных органов и т.п.). В свою очередь, информация с ограниченным доступом считается конфиденциальной, включая государственную, служебную, профессиональную (банковская, нотариальная и т.п.), коммерческую тайны, персональные данные и другие виды тайн.

Информация из любой области знаний и деятельности в принципе является открытой и общедоступной, если законодательством не предусмотрено ограничение доступа к ней в установленном порядке. Законами РФ определены режимы доступа к информационным ресурсам и порядок их использования (рис.2).  

Правовые режимы доступа к информации
Рис.2. Правовые режимы доступа к информации

Обладателем информации в Российской Федерации могут выступать как физические и юридические лица, так и субъекты РФ, муниципальные образования и Российская Федерация. Обладатель вправе самостоятельно разрешать или ограничивать доступ к своей информации. Информационные системы (ИС) по масштабу подразделяются на следующие группы:

  • одиночные;

  • групповые;

  • корпоративные.

Одиночные ИС реализуются на автономном персональном компьютере. Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создаются с помощью так называемых настольных или локальных систем управления базами данных (СУБД). Среди локальных СУБД наиболее известными являются Clarion, Clipper, FoxPro, Paradox, dBase и Microsoft Access.

Групповые ИС ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы и чаще всего строятся на базе локальной вычислительной сети. При разработке таких приложений используются серверы баз данных (называемые также SQL-серверами) для рабочих групп. Существует довольно большое количество различных SQL-серверов, как коммерческих, так и свободно распространяемых. Среди них наиболее известны такие серверы баз данных, как Oracle, DB2, Microsoft SQL Server, InterBase, Sybase, Informix.

Корпоративные ИС (КИС) ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.

Правовое обеспечение функционирования информационных систем – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения функционирования информационных систем, в том числе и корпоративных, является укрепление законности использования информационных ресурсов, обеспечение информационной безопасности отдельных граждан, предприятий, организаций и  в целом национальной безопасности  страны. Регулирует отношения, возникающие при:

  • осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

  • применении информационных технологий; 

  • обеспечении защиты информации.

Правовое обеспечение функционирования информационных систем в Российской Федерации осуществляется путем законодательной поддержки на государственном уровне (законодательный уровень) и на уровне договорных отношений разработчика и заказчика в рамках заключаемых договоров на разработку и создание информационных систем (локальный уровень). Исходя из чего, в  правовом обеспечении функционирования информационных систем в РФ можно выделить:

  • общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы (законодательный уровень);

  • локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы при разработке информационных систем (локальный уровень) - договорной уровень; внутренние нормативные  акты организации (стандарты и регламенты разработчика/пользователя ИС).

В состав правового обеспечения законодательного уровня входят: Конституция РФ, законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти [2].

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы (локальный уровень) включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика ИС и правовым регулированием отклонений от договора; внутренние стандарты, а также регламенты информационной  безопасности организации. Регулирование вопросов правового обеспечения этапов разработки и функционирования информационной системы (локальный уровень) включает  в том числе:

  • статус информационной системы;

  • права, обязанности и ответственность персонала;

  • правовые положения отдельных видов процесса управления;

  • порядок создания и использования информации и другие. 

На отношения в информационной сфере локального уровня  распространяются нормы административного, гражданского, уголовного, трудового законодательства РФ.

В табл. 1 приведены статьи из Конституции Российской Федерации о нормах, связанных с информацией.

Табл. 1. Нормы, связанные с информацией
Табл. 1. Нормы, связанные с информацией

Условная классификация национальных правовых актов в информационной сфере приведена в табл. 2. Следует использовать в работе нижеуказанные ФЗ и нормативные акты в последней их редакции.

Табл. 2. Законодательство РФ в информационной сфере
Табл. 2. Законодательство РФ в информационной сфере

Характеристика основных национальных правовых актов РФ в информационной сфере приведены в табл. 3 и 4 ...

Литературный источник:

Степанова Г.А. Правовое обеспечение информации и функционирования корпоративных информационных систем в РФ // Корпоративные информационные системы. – 2019. – №4(8). – С. 33-49. – URL: https://corpinfosys.ru/archive/issue-8/74-2019-8-erplaw.

Комментарии (0)