Вообще я был удивлен, что, после поиска, я нашел довольно мало материалов по этому самолету в сети. С одной стороны, этот факт объясняется тем, что самолет обладает невиданной славой, и представлять его почти никому не надо, однако с другой стороны я даже среди людей, имеющих определенный опыт в сфере авиации, наблюдаю поразительное количество мифов в голове про эту F-ундерфавлю.

Итак, все мы слышали про этот самолет. F-117 Nighthawk, он же ночной ястреб, он же STEALTH fighter, он же стелс, он же груда обломков в Югославии. Многие считают, что это «величайшее достижение американских ученых и инженеров и на его фоне Советский Союз развалился сам по себе от страха», а многие другие считают что наоборот: «этот обломок металла из Звездных войн еле-еле в воздух себя поднимает. Вон в Югославии его сбили, как нехрен делать, кому тогда вообще ваш стелс нужен» - обе эти точки зрения я видел, причем не только среди наших соотечественников, но и среди заморских представителей интернета. Не мне судить этих людей, не мне судить и самолет, однако обе точки зрения являются глубокими заблуждениями, которые я сейчас и хочу развеять, хотя бы частично.

Историю этого самолета можно начать издалека – еще с того момента, как в 1975 году, в секретном подразделении компании Lockheed - «Skunkworks» - сменился руководитель. Предыдущий глава этого отдела, Кларенс «Келли» Джонсон также является крайне вежной личностью в истории мировой авиации, ведь под его именем были созданы такие самолеты, как U-2 (да-да, тот самый, который в 1960 сбили под Свердловском), F-104 (да-да, тот, который только и делал что разбивался и вообще хвост приделали к трубе), SR-71 (да-да, тот который свистоперделка на 3 скоростях звука, протекающая даже до вылета), P-38 Lightning и еще много других. Но сейчас речь не о том, а о том, что его сменил другой человек, Бенджамин Рич, который и даст добро на разработку нашего героя. Кстати, как интересный факт, сам Кларенс Джонсон, после ухода с должности работавший главным консультантом, высказывался резко негативно в сторону этого самолета.

Так вот, в один прекрасный день конца 70-х к Бену Ричу приходит Денис Оверхоузер – математик и специалист по радиолокации, работающий в Skunkworks – приходит с небольшим докладом. В нем он высказывается, что прочел книгу Петра Уфимцева (да, Петр Уфимцев был советским ученым, но его книги попадали и на запад) под названием «Метод краевых волн в физической теории дифракции», и смог вывести оттуда формулы, которые помогут с расчетом так называемой ЭПР – эффективной площади рассеивания самолета – основного параметра для обнаружения самолета радарами. Также, Оверхоузер пообещал, что сможет за несколько месяцев создать проект самолета с рекордно низкой ЭПР. Рич конечно же согласился, особенно учитывая следующие два фактора: сама компания Lockheed на тот момент была в крайне непростом положении, ведь вскрылась их крупная коррупционная схема (если кратко, то Lockheed платила некоторым странам дабы те ппокупали именно их самолеты), а также произошли крупные неполадки с их лайнером L-1011; также, в добавок ко всему этому, DARPA (Управление перспективных исследовательских проектов миноба США) секретным образом организовала проект по разработке самолета малой заметности по причине больших потерь самолетов во Вьетнаме и не только. Разве что была некоторая загвоздка в проекте Оверхоузера – ВСЕ внешние детали самолета должны быть плоскими. Это объясняется довольно прозаично тем, что на тот момент (а я напомню, на дворе 1975-6) просто-напросто не было достаточно компьютерных мощностей для просчета и без того сложных формул, да и еще для неплоских фигур, а потому эта мера служила не более чем оптимизацией работы, дабы расчеты не занимали больше недели для одной детали планера.

Эскиз малозаметного самолета, предложенный Оверхоузером
Эскиз малозаметного самолета, предложенный Оверхоузером

Итого, спустя пару месяцев работы, Оверхоузер представляет свой проект. Его тут же окрестили названием «Hopeless diamond» (такое имя самолету дано не только из-за его форм, но и как шутка над Алмазом Хоупа – «Hope diamond»). Никто, кто видел этот самолет, не был согласен с тем, что оно взлетит, а руководитель отдела аэродинамики так и вообще предложил сжечь Оверхоузера на костре. Однако руководитель отдела верил в жизнеспособность проекта, и сумел убедить в этом и свой коллектив. А потому работа закипела. Вскоре построили деревянный макет масштаба примерно 1:5 относительно самого самолета. Поставив его рядом с беспилотным разведывательным дроном D-21, их ЭПР проверили на практике. И, ко всеобщему удивлению, расчеты Оверхоузера оказались верны – ЭПР макета оказался примерно в тысячу раз меньше нежели у D-21. Однако и тут великолепие этого уродца не закончилось. Бен Рич смог договориться с DARPA об участии в конкурсе, и когда уже полноразмерный металлический макет длиной 14м был представлен для облучения тестовым радаром в Нью-Мексико (а там радар был заметно посильнее, нежели может себе позволить обычный самолет), то выяснилось, что он имеет при обычных условиях ЭПР, как у шарика для гольфа, а в некоторых условиях даже как у шарика от рулетки в казино (14-метровый макет на радаре виден, как 3-4мм шарик, как вам). Проект Lockheed объявлен абсолютным победителем и у компании заказывают два летных прототипа.

D-21, дрон длиной 13м, с которым сравнивали макет Have Blue
D-21, дрон длиной 13м, с которым сравнивали макет Have Blue

Вот тут уже началось интересное: одно дело построить макет, совсем другое дело построить то же самое, только чтобы оно и в воздух себя поднимало, и еще желательно делало это без кряхтения всего, что можно. Самолет неизбежно бы потерял в малозаметности – тут вам и двигатели, как сазди так и спереди очень неслабо светящиеся на радарах, и кабина пилота, и шасси, и механизация крыла, и другие материалы для конструкции, и тд. и тп. Однако уже через четыре месяца (макет победил в конкурсе DARPA в апреле 1976, а проект был готов к концу июля того же года) был готов проект, представлявший из себя небольшой самолет с двумя двигателями и массой даже меньше пяти тонн. Как ни странно, Have Blue оказался относительно дешевым самолетом (чего, конечно же, не скажешь об F-117), так как в нем использовались уже существующие агрегаты от уже производившихся самолетов – F-15, F-111, F-18, F-16 и даже B-52. От них, помимо прочего, Have Blue унаследовал ЭДСУ – электро-дистанционную систему управления. Она имела на борту крайне важную роль, ведь несложно догадаться, что самолет таких форм не сможет хорошо себя поддерживать в воздухе – говоря технически, самолет был неустойчив ни в одной из трех основных осей. ЭДСУ сама, без надобности в действиях пилота, стабилизировала самолет, чем обеспечивала ему, по словам пилотов, довольно неплохую устойчивость в полете.

Сам Have Blue
Сам Have Blue
Не знаю как вам, но мне, как повидавшему разные самолеты человеку, Have Blue доставляет некое эстетическое удовольствие
Не знаю как вам, но мне, как повидавшему разные самолеты человеку, Have Blue доставляет некое эстетическое удовольствие
Сравнение проектного Have Blue с F-117 (Have Blue — светлый, F-117 — темный)
Сравнение проектного Have Blue с F-117 (Have Blue — светлый, F-117 — темный)

Даже несмотря на забастовки рабочих, уже через год оба прототипа были готовы. Ровно по требованию военных, осенью 1977 прототипы начали наземные испытания, а первый полет состоялся 1 декабря. Первые несколько месяцев полетов производились для избавления от детских ошибок и общей доводки самолета. После этого, самолет уже был отправлен на самых ответственный этап испытаний – проверка радиозаметности радарами всех сортов и видов. В этих тестах Have Blue действительно показал рекордную ЭПР и полное соответствие ТЗ. Правда, к большому сожалению, оба самолета Have Blue были потеряны в авариях, причем второй потерпел крушение в предпоследнем своем полете. Несмотря на это, военные программу признали абсолютно успешной и заказали постройку пяти предсерийных экземпляров будущего F-117.

В авиации есть негласная традиция – любой первый полет предсерийного самолета совершается с той или иной задержкой относительно назначенного. ВВС хотели, чтобы первый предсерийный экземпляр взлетел уже летом 1980. Но так вышло, что… не вышло, и первый полет YF-117A совершил только 18 июня 1981 года (такое обозначение дано для различия между серийными F-117A и предсерийными YF-117A). На самом деле эта задержка вполне ожидаема, ведь проекты такого рода никогда еще не были в производстве, и потому технических проблем было более чем достаточно. Несмотря на это, остальные 4 прототипа были произведены вовремя, и их доводка также не заставила себя ждать.

Еще до конца испытаний ВВС США уже подписали контракт на 29 серийных самолетов, что на самом деле являлось крайне оптимистичным настроем (или хорошо выстроенной рекламной компанией, кто знает…), особенно если вспомнить скептику со стороны работников Skunkworks. В общей сложности, до 1990 года было произведено 59 самолетов, включая предсерийные.

Lockheed F-117 Nighthawk – «Сэр, приказ есть приказ, но я в это не полезу»., изображение №6

Не прошло и полторы тысячи слов, как начинается разговор непосредственно об F-117 и его особенностях конструкции. Как ни странно, здесь нет такого большого списка чего-то необычного, как этого можно было бы ожидать, хотя и поговорить есть о чем. Самолет сделан для полного поглощения/отражения не туда куда надо радиоволн, но этим меры скрытия его от радаров вражеских самолетов и наземных станций обнаружения не заканчиваются. Весь самолет покрыт специальным антирадарным покрытием, разработанным во все том же Skunkworks еще до начала работы над проектом. Также к интересным особенностям самолета и его малозаметности стоит отнести то, что его нижняя часть – практически полностью плоская, о чем мы поподробнее поговорим чуть позже. Помимо этого, фонарь кабины пилота покрыт тонким слоем металла, дабы лучше скрывать его от «глаз» противника (если пояснять нормально, то без этого покрытия стекло является радиопрозрачным материалом, и в итоге для вражеского радара в носу самолета появляется гигантская ванна, за которую он может зацепиться). Добавьте к этому плоские сопла, примерно вдвое-втрое охлаждающие вылетающие из двигателя газы (там была еще одна киллинг-фича – часть воздуха из воздухозаборников шла по системе охлаждения прямо в сопло, также охлаждая вылетающие газы), хоть и с приличной потерей тяги, и в итоге ваш самолет является не более чем пташкой в небе (для всех, кроме вас и тех, на кого вы выполняете заход). Кстати о птичках – несмотря на то, что самолет со времен Have Blue получил нехилые дополнительные размеры, вес, и различные немалозаметность-френдли элементы, он все еще по показателям заметности был сравним с голубем или небольшим вороном, что даже для современных самолетов является очень неплохим показателем (для сравнения смотрите на фото снизу, а о птичках – голубь – 0.01м2, ворон – 0.015-0.03м2, равно как и F-117).

Обратите внимание на широченные плоские сопла
Обратите внимание на широченные плоские сопла
ЭПР различных самолетов, как пример для сравнения
ЭПР различных самолетов, как пример для сравнения

Теперь пару слов о применении самолета, все-таки ЭПР и конструкция это хорошо, но на практике оно может быть вообще другое. Любой человек, слышавший об этом самолете и имеющий представление об авиации, понимает, что это не авиалайнер и даже не истребитель. На самом деле (вопреки мнению удивительно большого количества людей), F-117 – тактический бомбардировщик, который даже штурмовкой не занимается. Он имеет пару внутренних бомбоотсеков, куда помещаются различные управляемые бомбы калибром от 500 до 2000 фунтов, а также небольшие атомные бомбы B61 (ну как небольшие, до 400кт в тротиловом эквиваленте все-таки). Также, для абсолютно полной и бескрайней незаметности, все полеты на найтхоках производились только ночью и, при подлете к цели, в строжайшем радиомолчании – даже отключены радиовысотомер и система распознавания и указания свой-чужой. После этого у многих, кто себе это может представить, отпадет желание на них летать – где-то пятнадцать минут после взлета, и тишина, и лишь после минут двадцати можно опять начать что-либо говорить диспетчеру. А к тому же, на протяжении всего этого времени ничего не видно, и ты смотришь лишь на приборную панель в поисках целей. Однако все эти меры не были бесполезны – за первые десять лет полетов ноль боевых потерь (кстати небоевых потерь тоже было крайне мало, из которых летальных для самолетов и/или летчиков также ноль). Самолеты были активнейшим образом использованы в период с 1989 (вторжение США на Панамы) до 2008 года (хотя летают они до сих пор, к примеру в октябре прошлого года появились фото их над зоной 51). Их звездным часом считается Буря в Пустыне, где они активно бомбили Ирак уже начиная с первой ночи боевых действий. По словам ВВС, там они себя показали высоко эффективно, и после этого использовались во всех конфликтах с участием ВВС США вплоть до Югославии, где пыл все-таки поуменьшился.

А теперь о той самой ситуации 27 марта 1999 года в 30-40км от Белграда.

Наш герой на земле
Наш герой на земле
Паззл «Собери Стелс» на экспозиции музея в Белграде
Паззл «Собери Стелс» на экспозиции музея в Белграде

Но нас интересует самое главное – как смог комплекс из 1960-х (я напомню, что самолет был сбит из С-125 разработки 1961 года) увидеть самый убермегастелс 80-х? А все очень просто – помните, как я говорил о плоском дне F-117? Так вот, если есть радарная установка, облучающая самолет снизу, и радарная установка, принимающая сигнал от первой (работающие от принципа – угол падения равен углу отражения), то самолет на них засветится аки солнце в открытом космосе, что и произошло. С тех пор на всех малозаметных самолетах нет больших плоских поверхностей для избежания таких случаев. Вот так вот и сбили уже не новый, но все еще очень крутой в умах населения самолет.

Все, что вам нужно чтобы сбить убермегастелс минус радарная установка размером с [цензура]
Все, что вам нужно чтобы сбить убермегастелс минус радарная установка размером с [цензура]

Многие этот инцидент рассматривают как величайшую победу одних и нереальное сокрушение других. Хотя на самом деле (и это очень важно понимать в том числе и за рамками этой статьи) нет ничего удивительного, что самолет из 80-х, базирующийся на технологиях из 70-х, смогли сбить в 1999 году и обнаружить комплексами второй половины 90-х. Учитывая то, что за всю службу F-117 это единственная подтвержденная боевая потеря и первая боевая потеря за 10 лет активного участия в боевых конфликтах, не поворачивается язык назвать инцидент крахом идеи малозаметности…

Если подводить итоги по этому самолету, то, по моему мнению, он крайне хорошо себя показал, хорошо отслужил и даже дал целый род новому направлению в авиации – малозаметности. Мне нравится этот самолет – не только с точки зрения эффективности, но и внешне – где еще можно будет увидеть столь хтоничный, но при том серийный и эффективный летадл?

Автор: Akim Inexplicable

Оригинал

Комментарии (42)


  1. exTvr
    26.07.2024 14:33
    +11

    Но нас интересует самое главное – как смог комплекс из 1960-х (я напомню, что самолет был сбит из С-125 разработки 1961 года)

    Хотя на самом деле (и это очень важно понимать в том числе и за рамками этой статьи) нет ничего удивительного, что самолет из 80-х, базирующийся на технологиях из 70-х, смогли сбить в 1999 году и обнаружить комплексами второй половины 90-х.

    Хмм, что-то здесь не то.


    1. Zenitchik
      26.07.2024 14:33
      +10

      Самолёт был обнаружен не тем комплексом, который по нему потом стрелял. Я не знаю, кто и как его обнаружил, мне об этом не говорили. Но С-125 включился уже имея целеуказание.


  1. Zenitchik
    26.07.2024 14:33
    +14

    О его пролёте знали заранее и устроили противовоздушную засаду. Разведку вели нерадиолокационными средствами: это в принципе было типично для того конфликта, потому что работающая РЛС очень скоро обстреливалась большим количеством ПРР.

    По формуле дальности обнаружения (в статье я её, кстати, не увидел) можно рассчитать, на каком расстоянии данная РЛС заметит данную цель.

    Так вот, стрельбовую РЛС включили на дальности, когда мощности эхо-сигнала уже достаточно. И выключили сразу после подрыва ракет. Это тоже типичная тактика того конфликта.

    Цель была очень непростая. Единственное сбитие за хрен знает сколько самолётовылетов. Но брелок из его обломка я видел.

     комплексами второй половины 90-х.

    Комплекс был родом из 60-х. Да, с модернизациями, конечно. Для операторов комплекса это был сложный технический вызов, и задача была решена практически на пределе возможностей.

    Просто надо понимать, что все меры снижения заметности в результате СНИЖАЮТ ДАЛЬНОСТЬ ОБНАРУЖЕНИЯ. Снижают, но не обнуляют. И им можно противопоставить другие меры, которые эту дальность увеличивают.


    1. bvbr
      26.07.2024 14:33
      +6

      емнип, Бен Рич в своих мемуарах упоминает, что неправльно нанесенное покрытие (которое необходимо было часто обновлять) и неплотно закрытые бомболюки ( даже на несколько миллиметров) сильно, чуть ли не напорядок, увеличивали ЭПР

      у меня есть подозрение что в данном случае был подобный косяк


      1. Zenitchik
        26.07.2024 14:33
        +4

        Не исключено. Но не думаю, что это было основной причиной.

        Всё-таки хорошо организованная засада на заранее известном маршруте пролёта - это сильный аргумент. При должном упорстве, это можно было бы и с зенитками Лендера провернуть.


      1. vanxant
        26.07.2024 14:33
        +2

        Ещё углы. Строго в лоб оно конечно может и теннисный мячик, вот только над пересечённой местностью с неподавленной ПВО лететь будет снизу-сбоку под самыми разными углами. Собственно, так и сбили.


  1. mitiaj-b
    26.07.2024 14:33

    Господи, да сколько же можно повторять сказку про Уфимцева. Нет, не читали его. Нет, не пользовались. Сами отлично справились и сами сильно вперед продвинули теорию и практику. А про метод краевых волн узнали уже после создания первых летающих прототипов и только сверили свои расчеты


    1. 6lyapa
      26.07.2024 14:33

      100%? свечку держал чтоли


    1. Skigh
      26.07.2024 14:33
      +10

      Западные источники утверждают, что читали, и пользовались.

      Denys Overholster, a Skunk Works mathematician and radar specialist, presented the major breakthrough for stealth technology to Ben Rich.  Overholster, offered a method of making an aircraft undetectable to radar from the most heavily guarded targets in the world.  Ironically, the research Overholster used to form his ideas came from Moscow!  The source was an unclassified technical publication, Method of Edge Waves in the Physical Theory of Diffraction, written by Pyotr Ufimtsev, a Russian expert in theoretical optics (Sweetman “The Invisible Men” 20). 


    1. bvbr
      26.07.2024 14:33
      +11

      Абзац где упоминается Уфимцев - фактически творческий персказ соответствующей части мемуаров Бена Рича

      математический аппарат описанный Уфимцевым, позволил относительно быстро расчитывать ЭПР
      соответствено появилась возможность моделировать форму на компьютере, оптимизируя в сторону уменьшения заметности

      т.е. Уфимцев - автор медтода быстро (для тех времен) считать эпр, но не автор самой идеи малозаметности


  1. Paranoich
    26.07.2024 14:33

    оба самолета Have Blue были потеряны в авариях, причем второй потерпел крушение в предпоследнем своем полете

    А это как? Если его потеряли при предпоследним, то как он последний полёт совершал?

    Возможно имеется в виду что последний полёт в испытаниях совершил другой Have Blue?


    1. vesowoma
      26.07.2024 14:33
      +1

      Тоже зацепило при чтении. Вероятно, следовало написать " второй потерпел крушение в предпоследнем своем полете из запланированных "


    1. exTvr
      26.07.2024 14:33
      +1

      Если его потеряли при предпоследним, то как он последний полёт совершал?

      Старый анекдот

      Леонид Ильич и Рональд Рейган совершили дружеский забег.

      Рейган к финишу пришёл предпоследним, а Леонид Ильич занял почётное второе место.


  1. Mingun
    26.07.2024 14:33
    +7

    Как так, не увидел в тексте даже упоминания книги «Skunk Works: личные мемуары моей работы в Локхид»? А ведь в ней подробнейшим образом рассказано и о U-2, и о SR-71, и о F-117A. Особенно мне запомнился момент про то, как на одних из первых испытаний малозаметности самолёта он отлично себя показал, однако… забыли о пилоте и его голова фонила на много порядков сильнее всего самолёта — стекло кокпита оказалось радиопрозрачным и круглая голова отлично отражала радиоволны! После этого стали думать, как заэкранировать кабину пилота и при этом оставить ему обзор.


  1. VT100
    26.07.2024 14:33

    Есть другое объяснение. Малозаметность (размеры и особенно радиопоглощающее покрытие) была рассчитана на сантиметровый (время разработкиэ и миллиметровый (перспектива) диапазоны волн РЛС. По этому, более длинноволновые РЛС старого ЗРК его могли засечь. Оставалось придумать тактику непопадания под противорадиолокационные ракеты и стрельбы с близкого расстояния, при которой этот утюг не успел бы уклониться от залпа.


    1. lorc
      26.07.2024 14:33
      +3

      Длину волны для того и уменьшают, чтобы лучше засекать вот такое вот. Длинные волны просто огибают мелкие препятствия.


      1. VT100
        26.07.2024 14:33

        Волны от 10 см до 1м - не должны огибать.


    1. funnycar
      26.07.2024 14:33
      +1

      Самолёт же был не невидимкой, а зависимость эпр к дальности обнаружения - корень четвёртой степени. Наверное, достаточно навестись примерно в нужное место, а там ракета авось нащупает.


  1. carx
    26.07.2024 14:33

    Он ведь только в каком-то диапазоне радиочастот малозаметен?


    1. vanxant
      26.07.2024 14:33
      +2

      В законе про равенство углов падения и отражения нет ни слова про частоты:)

      А ещё в атмосфере не так много условно-прозрачных окон для радиолокации. Собственно, локаторы работают в метровом и сантиметровом диапазонах (ну и ещё оптический + ИК)


      1. Oangai
        26.07.2024 14:33
        +3

        В законе про равенство углов падения и отражения нет ни слова про частоты

        есть такая штука как дифракция, изза которой на метровых волнах эти все выкрутасы с плоскостями и краевыми эффектами полностью теряют значение. Другое дело что отраженный сигнал будет всё равно достаточно слабенький, ну так и техника за те годы сильно развилась в плане чувствительности.


  1. Hemml
    26.07.2024 14:33

    "Сербы не знали, что он невидимый" (tm) :)

    А если серьезно, то ЭПР голубя, это, конечно, хорошо, но эффект Доплера никто не отменял же? Радар может не только координаты определять, но и скорость. Голубь со скоростью самолета должен вызывать некоторые подозрения, не?


    1. Mingun
      26.07.2024 14:33
      +2

      В книге «Skunk Works: личные мемуары моей работы в Локхид» как раз даётся ответ на этот вопрос. Дело в том, что на радаре точка самолёта не присутствует в полном одиночестве, там всегда помехи есть (от птиц, от грозовых туч и так далее). Поэтому задача — сделать так, чтобы самолёт затерялся среди этих помех, для этого его отклик должен быть сравним по уровню с вот этими шумами.


      1. sena
        26.07.2024 14:33

        Если отфильтровать все помехи со скоростью ниже 200 км/ч, то наверное целей останется


        1. Mingun
          26.07.2024 14:33
          +2

          Как вы их отфильтруете? Особенно на тех технологиях, когда этот самолёт разрабатывался. «Фильтром» там человек выступал, глазами в экран радара смотрел. Раз в n секунд картинка обновляется, когда антенна круг завершит.


          1. vanxant
            26.07.2024 14:33

            Эффект доплера жи ну. Птицы не летают со скоростями больше 100 км/ч, а самолёты - меньше.

            Стандартный манёвр уклонения в дальнем воздушном бою состоит в том, чтобы выпустить свои ракеты и максимально резво повернуть на 90 градусов. Тогда для чужих ракет ваша скорость относительно земли, птиц и облаков в направлении луча их зрения станет нулевой. И надеяться, что слабые головки вражеских ракет, которые ничего кроме доплера не умеют, вас потеряют, а для ИК и оптики будет ещё слишком далеко или там осадки какие-нибудь.


  1. katok535
    26.07.2024 14:33
    +9

    Спасибо за статью. Из неё я узнал о Hope Diamond, а до того думал, что за дурацкое название "безнадёжный бриллиант"? Списывал на секретность и нарочно придуманные военными слова, чтобы ввести в заблуждение вероятного противника (танк Маус).

    Тема интересная (для меня), но
    - над русским языком автору стоит поработать. Я не придираюсь к запятым, но
    вторжение США на Панамы

    особенно если вспомнить скептику со стороны работников Skunkworks.

    глаз режет.

    В статье не упоминается великолепная книга Бена Рича, по которой написан материал. Зря, ведь книга не только подробно рассказывает об F-117, но и действительно увлекательная, я прочитал её запоем.

    Наконец, удивительно для такого IT-ресурса, как Хабр, не раскрыта тема решающего обстоятельства – бесспорного преимущества США в компьютерных мощностях, сделавших возможным появление стелс, который был совершенно невозможен в СССР, несмотря на изначальную оригинальность идеи именно советского учёного, Уфимцева. Здесь не могу промолчать тоже:
    да, Петр Уфимцев был советским ученым, но его книги попадали и на запад

    Ну, как "попадали"? Следует отметить, что работа Уфимцева была специально переведена военным переводчиком и попала на стол работника Skunk Works – не говорящего по-русски – вовсе не случайно, он её не в кофейне на полке взял. Была программа мониторинга значимых направлений, следили, тратили силы, в этот раз угадали. То есть, в СССР статья прошла незамеченной (в значении "не бросились внедрять") не потому, что прошляпили, а потому что никакой возможности воплотить в железе не было. Вторая IT-составляющая, необходимость компьютера для управления F-117 постоянно, во всех режимах полёта, тоже упоминается лишь мельком, хотя это краеугольный камень для возможности полёта самолёта.

    Наконец (да, бейте мне в карму!) игра для MS-DOS не упоминается никак тоже! Спишу на то, что автор тогда ещё не родился.

    Спасибо.


    1. VT100
      26.07.2024 14:33
      +2

      Вторая IT-составляющая, необходимость компьютера для управления F-117 постоянно, во всех режимах полёта, тоже упоминается лишь мельком, хотя это краеугольный камень для возможности полёта самолёта.

      МиГ-29, ровесник 117-го, - тоже статически неустойчив и с первого полёта - на БЦВМ. Поэтому такой манёвренный, несмотря на то, что раза в полтора (по массе?) крупнее Су-27.


      1. Grigory_Otrepyev
        26.07.2024 14:33

        МиГ-29, ровесник 117-го, - тоже статически неустойчив и с первого полёта - на БЦВМ. Поэтому такой манёвренный, несмотря на то, что раза в полтора (по массе?) крупнее Су-27.

        29 - пустого: 10900 кг
        нормальная взлётная масса: 15180 кг

        27 - Нормальная взлётная масса, кг 22 500 .. 23 400


        1. VT100
          26.07.2024 14:33

          Значит - перепутал. Один из них - точно статически неустойчив и летает на БЦВМ.


    1. SquareRootOfZero
      26.07.2024 14:33

      Да как раз нормальный язык и стиль изложения в целом, в кои-то веки (если не цепляться к изредка встречающимся странным огрехам вроде "вторжения на Панамы"). Разве что не хватает чего-то вроде сравнительной схемы работы радара: типа, вот так работает в общем (ну, понятно, ну, мы ж знаем), вот такой эффект даёт на "обычном самолёте", а на "стелсе" вот такой. А то идёт повествование, как сложно-сложно хитровыделанно рассчитывается дифракция краевых волн на компьютерных мощностях, Советы нишмагли, а по итогу

      нижняя часть – практически полностью плоская

      Практически плоскую нижнюю часть было сложно рассчитать? Дайте мне линейку и карандаш, я вам без компьютеров рассчитаю, ещё площе выйдет. Но и это, оказывается, было плохо, и

      С тех пор на всех малозаметных самолетах нет больших плоских поверхностей для избежания таких случаев

      Опять же, зачем "плоские сопла, примерно вдвое-втрое охлаждающие вылетающие из двигателя газы"? Радар ещё и с тепловизором, или горячие газы радиоволны отражают?


      1. exTvr
        26.07.2024 14:33
        +1

        Опять же, зачем "плоские сопла, примерно вдвое-втрое охлаждающие вылетающие из двигателя газы"?

        Это, скорее всего, не против радарного обнаружения, а против инфракрасных головок самонаведения. Вот именно то, для чего отстреливаются тепловые ловушки, но без них.


      1. Mingun
        26.07.2024 14:33

        Плоские для того, чтобы отражение волны только в одном направлении было. Если бы была изогнутая, то волна отражалась бы во все стороны и самолёт можно было бы заметить по отражённому сигналу из любой точки. А так — только из строго определённой.


        1. SquareRootOfZero
          26.07.2024 14:33

          Йа понел! Вот чего йа не понел, та это того, где там вступают в дело сложные расчёты, и как, при этом, сочетается "плоские - это очень хорошо/плохо, делать обязательно/ни в коем случае".


          1. Mingun
            26.07.2024 14:33

            Плоские поверхности очень сильно роняли аэродинамику самолёта. Так что для малозаметности — очень хорошо, но для полётов — очень плохо. К тому же, плоская поверхность там не одна, их сотни разных. Даже днище, хоть и плоское, в нём неизбежно есть швы от люков для колёс / бомбового отсека. И эти швы, если их как следует не заделать, сильно повышают заметность всей конструкции. Почитайте книгу, на которую тут уже дали ссылку, она реально очень интересная и отвечает на многие вопросы.


  1. ru_vlad
    26.07.2024 14:33
    +1

    МиГ-29, ровесник 117-го, - тоже статически неустойчив и с первого полёта - на БЦВМ. Поэтому такой манёвренный, несмотря на то, что раза в полтора (по массе?) крупнее Су-27.

    Чушь, Миг-29 меньше и легче Су-27.


    1. VT100
      26.07.2024 14:33

      Значит - перепутал. Один из них - точно статически неустойчив и летает на БЦВМ.


  1. Dynasaur
    26.07.2024 14:33
    +2

    если есть радарная установка, облучающая самолет снизу, и радарная установка, принимающая сигнал от первой (работающие от принципа – угол падения равен углу отражения), то самолет на них засветится аки солнце в открытом космосе, что и произошло.

    Засетится он ровно на ничтожную долю секунды, после чего выйдет из точки в которой такое отражение возможно. Так что это ничего не объясняет.


    1. saege5b
      26.07.2024 14:33

      Это для тонкого луча.

      На стороннем подсвете сейчас много кто из ПВО работает.

      А перспективные смотрят на массив просвет/отражение в качестве источников атмосферные явления, техническое радиоизлучение, небесные тела.


  1. kovalensky
    26.07.2024 14:33

    Оставлю это здесь:

    Германия, модель Horten Ho (1945)


    1. Vytian
      26.07.2024 14:33

      Ну да, обиазан циммеритом, и на борту компьютер доктора Цузе