Друзья! Ни для кого не секрет что существуют смартфоны с двумя дисплеями: олды наверняка вспомнят уникальные модели от Toshiba или, например, Acer DX650, а некоторые читатели сразу же вспоминают довольно уникальный в своем роде Yota Phone. Но два дисплея это круто — а как насчет того, чтобы разместить в одном устройстве два разных процессора на разных архитектурах, где каждый работает на своей собственной операционной системе, между которыми можно переключатся нажатием лишь одной кнопки? Компания HTC когда-то сделала поистинне уникальный девайс, сочетавший в себе x86-компьютер и Windows Mobile-коммуникатор на процессоре Qualcomm, имя которому HTC Shift. Интересно, что за дичайшее устройство сделали HTC и что у него под капотом!? Тогда добро пожаловать под кат!
❯ Предисловие
Пожалуй, класс UMPC устройств был одним из самых интересных в уже таких далеких «нулевых». В 2007 году, когда техпроцесс достиг того уровня, который позволил сделать x86-процессор производительным для запуска и вполне комфортной работы мейнстримной Windows XP и даже Vista, при этом оставаясь энергоэффективным, Intel представила свою концепцию по настоящему портативного и карманного компьютера, которая называлась UMPC (Ultra Mobile PC).
Ещё до выхода UMPC, на мобильном рынке уже более 7 лет существовала концепция КПК и коммуникаторов — предков современных смартфонов, которые могли выполнять часть задач десктопного компьютера, таких как выполнение нативного софта, чтения и редактирования документов, серфинга в сети и т.п. Самыми популярными платформами были, конечно-же, устройства Palm и устройства на базе Windows Mobile, также известной как Pocket PC. WinMobile, в целом, по функционалу и в целом с точки зрения API была очень близка к десктопной версии Windows, а порог входа был довольно низкий, благодаря чему платформа не страдала от недостатка приложений.
На фото — QTek 9100, QWERTY-коммуникатор на Windows Mobile. Обожаю устройства на WinCE и Windows Mobile!!
Однако настоящим предшественником UMPC пожалуй можно считать устройства, известные как HPC — Handheld PC. Это были КПК в форм-факторе мини-ноутбука с полноценной клавиатурой и Windows CE на борту, которые помещали даже в карманы джинс! Представить только — в конце 90х годов устройство с цветным дисплеем, резистивным тачскрином, способный серфить вполне полноценнй Web 1.0 и отвечать на почту… это было реально очень круто. Единственный нюанс — весьма редкая архитектура Hitachi SuperH на устройства HP Jornada и MIPS на устройствах Compaq.
Первой платформой для UMPC считается отнюдь не Atom, который через пару лет начали устанавливать в нетбуки и планшеты, а процессор Intel A100/A110 на архитектуре Dothan, унаследованной от ноутбучных процессоров Pentium M. Сам по себе, он основан на архитектуре Pentium III и имеет некоторые общие черты с Core Duo/Core 2 Duo. В паре к нему шёл чипсет с встроенным GPU — GMA 950 на борту (к слову, один из немногих GMA поддерживающих Vista, насколько я помнюю) и поддержкой DDR2-памяти.
Свой HTC Shift я купил, можно сказать, случайно. Мне написал читатель с DTF и предложил продать за вполне скромный прайс целых два девайса: полностью рабочий с родным чехлом и парой АКБ за 5.000 рублей и донора на запчасти за 1.500 рублей. Чуть подсобирав денюжку, я заказал девайс и был очень рад когда его получил! Чтобы понять всю крутость этого девайса, нужно хоть раз подержать его в руках…
Но что стоит за этой компактностью и как инженерам HTC удалось уместить ДВА процессора в одном небольшом устройстве? Давайте же посмотрим на основную плату HTC Shift!
❯ Что за девайс?
Shift — не первое устройство HTC в линейке ультракомпатных машинок для работы. За год до X9500 вышел X7500 — тоже уникальное устройство с магнитной QWERTY-клавиатурой, разогнанным до 624МГц процессором Intel PXA270 и 128Мб ОЗУ. Однако X7500 работал только на Windows Mobile, что несколько ограничивало круг задач, в которых он применим. И вот, спустя год, HTC представила Shift на совершенно другой, новой платформе от Qualcomm и Intel в одной плате!
Вообще, наличие полноценной QWERTY-клавиатуры — не редкость для UMPC. Однако у Shift она выдвигается а-ля слайдер и что самое интересное — клавиатура мембранная, с ощущениями как на обычном ноутбуке!
При этом Shift вполне себе можно использовать и как ноутбук, ведь дисплей можно наклонить вертикально под небольшим, но все же достаточно комфортным углом. Единственный нюанс такого конструктива — это шлейф, рано или поздно он может перетерется :(
Под капотом устройство собрано не менее интересно. Оба проца и память находятся на одной-единственной маленькой плате с плотностью элементов… ну вполне на уровне Mac Mini как минимум.
Рабочий девайс я разбирать не стал, поскольку конструкция действительно слишком комплексная, со множеством шлейфов и сопряжена с риском случайно повредить что-то. Всё таки не стоит забыть что это HTC, а их устройства иногда отличались лютым оверинжинирингом!
По итогу, характеристики устройства следующие:
- Процессор: 1-ядерный Intel Stealey на частоте 800МГц для Windows и ARM-чипсет Qualcomm MSM7200 для Windows Mobile, работающий на частоте 400МГц.
- ОЗУ: 1Гб ОЗУ DDR2 для Windows и 128Мб ОЗУ для Windows Mobile
- Постоянная память: 40Гб HDD и 64Мб встроенной памяти для прошивки WinMobile
- Дисплей: 800x480 матрица диагональю 7" с резистивным тачскрином. Почти как на EEEPC 701
- Аккумулятор: 2.700мАч, 12В, как и в обычных ноутбуках
Вполне неплохо для такого девайса! Давайте же включим его и посмотрим на нее подробнее!
❯ Смотрим подробнее
Несмотря на то, что прошло уже 16 лет с момента выхода девайса, аккумулятор всё ещё вполне «держит». В целом, включается девайс относительно быстро, а поскольку здесь стоит полноценный HDD — при работе устройства есть небольшие приятные шумы от раскручивания жесткого диска!
Несмотря на то, что с завода здесь шла Windows Vista (которая на время выхода считалась тяжелой ОС) и на относительно слабенький процессор — система работает весьма шустро. Конечно здесь нет Aero и прозрачных окошек… но оно и не нужно :) В целом, на момент выхода девайс позволял без проблем серфить Web 2.0 и WAP тех лет, а также заниматься повседневными, на тот момент, задачами: аська, почта, жаркие обсуждения патчей в ядре FreeBSD на opennet… И QWERTY-клавиатура здесь здорово помогала!
Давайте же погоняем нашего красавца в бенчмарках и посмотрим его производительность. Начинаем с CPU-Z, который выдаёт нам всего 26 очков в однопоточном и многопоточном (не забываем что ядро одно и HT нет) режиме.
При серьёзной нагрузке, процессор раскочегаривается до 60 градусов. В целом, тепло на корпусе немного чувствуется после длительной работы, но назвать устройство горячим язык не повернется. Над охлаждением HTC подумали знатно…
Переходим к тесту CPU Queen в AIDA64 и видим следующий результат. Забавно, но в списке AIDA64 — это немного мощнее AMD K5 и немного слабее AMD Sempron 2600+. А те, у кого в начале нулевых была сборка на AMD, знают что такое Sempron 2600 :)
Накатывать профильные бенчмарки для теста гпу я не стал — смысла в этом не очень много (всё равно GMA слабый), однако я решил немного погонять девайс в классических играх. Уровень GMA950 — это игры самого начала 2000х годов, поэтому тестировать будем одни из самых популярных тайтлов тех лет.
Начинаем с NFS Porsche Unleashed — игра, вышедшая в 2000 году. Тут GMA показывает себя весьма странно: из-за низкого филлрейта гпу и не очень грамотного куллинга, игра идёт примерно в 15 FPS, хотя если смотреть на море и горизонт (здесь это просто задники) — FPS повышается до 30. Тут даже SiS Mirage лучше себя показывал, хотя вполне возможно что дело в драйверах.
Переходим к NFS Hot Pursuit 2 — игре, которая работает на базе D3D8. Здесь результат значительно лучше при гораздо большей детализации сцены: игра идёт в 25-30 кадров и в неё можно комфортно играть! Никаких фризов и лагов нет… в своё время, играть в портативе в полноценную десктопную 3D-игру было очень круто: такое разве что EEEPC 701 мог себе позволить.
Давайте же потестируем производительность ноутбука в 2D играх! На UMPC обычно играют в «героев», но я лично люблю Stronghold Crusader. Игра выдаёт стабильные 30 кадров в нативном разрешении — никаких проблем в плане проивзодительности нет. Однако игры не распознают дабл-клик по тачскрину, так что приходится пользоваться джойстиком и физическими кнопками ЛКМ/ПКМ:
Конечно же здесь работают и эмуляторы NES и SNES!
Вполне себе неплохой результат!
❯ А что на Windows Mobile?
Переключится на мобильную винду можно нажатием одной-единственной кнопки, которая называется SnapVUE. При этом, вторая система не выгружается и остаётся работать в фоне — так что можно на лету переключатся между обеими системами, оба процессора работают всегда. Конечно это сказывается не энергопотреблении… но это же все равно очень круто!
Как это реализовано под капотом — мне неизвестно, полагаю либо какой-то кастомный чип от HTC занимается мультиплексингом линий LVDS (на дисплей) и на контроллер тачскрина.
Винмобайл работает в разрешении 640x480 — то есть, фактически просто размещается по центру на дисплей 800x480. Но несмотря на границы, изображение нормальное, ничего не размыто.
Под винмобайл можно было выполнять почти те же задачи, что и на десктопной винде — почта, аська, Java-игры и порты десктопных игр на WinMobile здесь работали нормально. При этом у SnapVUE была важная фишка — с него можно было звонить и раздавать интернет на основной девайс.
Был у MSM7200 и свой отдельный 3D-ускоритель, благодаря которому можно было поиграть в Quake 3 на Shift. Но, конечно, лучше было это делать на основной системе :)
При этом время работы устройства от АКБ было относительно небольшим — на день работы в спящем режиме точно не хватит. Но тут сами понимаете — полноценный HDD, два процессора, здоровенный дисплей высокого для портативного устройства тех лет разрешения и две системы, работающие в фоне… это очень круто!
❯ Заключение
Вот такой девайс получился у HTC в 2008 году. Как по мне — очень крутой. Стоил девайс очень дорого — аж 1200 евро, но такова была плата за уникальный девайс аж с двумя процессорами. Может он, конечно, уже не умеет выполнять современные задачи нормально, но иметь такой крутой девайс в коллекции всегда очень приятно!
А как вам HTC Shift? Пишите своё мнение в комментариях! Также у меня есть Telegram-канал, куда я выкладываю мысли касательно ремонта, моддинга, программирования под различные гаджеты прошлых лет. Если интересно — подписывайтесь! А ещё я веду канал на YouTube. Можете заценить недавний видос :)
Друзья, если у вас есть китайские смартфоны, в том числе и нерабочие и вы не разделяете желания пытаться вдохнуть в них жизнь, но выбрасывать их жалко — можете задонатить их мне :) Как сами видите — девайсы попадают в хорошие руки. Из недавнего — я взял нерабочую, утопленную китайскую копию 14 Pro Max из под СЦ в качестве основного смартфона. Также у меня есть канал в Telegram, куда я выкладываю бэкстейджи статей, различные заметки о ремонте, моддинге, программировании и реверс-инжиниринге и свои мысли, а также ссылки на свои новые статьи и видео. Кому интересно — залетайте!
? Читайте также:
- ➤ Самый первый Android-смартфон в мире: каким был HTC Dream? Пишем приложения для Android 1.0 в 2024
- ➤ История планшетных компьютеров. От древних времен до конца двадцатого века
- ➤ Передаем игру в эфире ZX-Spectrum или цифровой Дон Кихот в воздухе
- ➤ JavaScript: структуры данных и алгоритмы
- ➤ «Я хотел апельсин! А он выдал мне лимон-лайм»: как создавалась Deus Ex
А ещё я держу все свои мобилы в одной корзине при себе (в смысле, все проекты у одного облачного провайдера) — Timeweb. Потому нагло рекомендую то, чем пользуюсь сам — вэлкам:
Комментарии (11)
MaFrance351
03.08.2024 14:12+1Прикольная железка. Ещё из тех времён, когда что-то делали просто потому что могли сделать. Очень круто выглядит.
Единственный нюанс — весьма редкая архитектура Hitachi SuperH на устройства HP Jornada и MIPS на устройствах Compaq.
HP Jornada 720 работает на ARM.
kibergus
03.08.2024 14:12+2Из Win Mobile из коробки мало чего можно было делать. Там стояла оболочка SnapVue из которой можно было email написать, по телефону позвонить и заметки оставить. Этакий энергоэффективный быстрый жоступ к основным коммуникациям.
Его взламывали и разлочивали полноценный win mobile.
VadimSrk
03.08.2024 14:12+2Есть у меня такой, раз в год достаю его из ящика.
GMA разгоняется GMAboosterom, но из за отсутствия актуальной версии, вылетает через раз при перегрузки.
Идеально поставить на него Win7 для встраиваемых систем. Но в этой версии нет поддержки совместимости со старыми дровами.
Раньше была тема на форуме Микрсофт, как через реестр активировать совместимость, но сейчас тема недоступна((
NickDoom
03.08.2024 14:12+1Вот сколько я ни думал, как бы родить нормальный убунтоминтофон — всё равно в итоге всё скатывалось к тому, что надо делать независимую от ОС прошивку, сидящую в отдельном железе и позволяющую звонить-отвечать-СМС писать независимо от состояния центрального проца и ОСи (загружено, не загружено, зависло, вовсе сдох хард с оськой…)
Но мне наглости не хватило включить в проект целый отдельный смартфон :-D только была мысль нагрузить этим функционалом ту «атмегу» (в переносном смысле), которая на материнке отвечает за всякие питания, спящие режимы и прочие контроллеры аккумуляторов от мотороллеров. А в остальном, да, аппаратный переключатель для «режима перехвата», чтобы аппаратно клава с экраном переключалась на этот контр. Ну, или onscreen display как минимум.
Оказывается, правильно думал — такое делали :) и даже круче, как я сейчас вижу :) Круто на самом деле — особенно с учётом того, что один проц может выполнять роль девайса для другого проца, были бы дрова. Или, скажем, аппаратную видеокарту вешаем на ведро, а для интеловской архитектуры ведро всё выглядит большой видеокартой при помощи небольшого серверного модуля, в это самое ведро вшитого.
bodyawm Автор
Ну что друзья, вот такой интересный UMPC у нас сегодня был на обзоре. Чуть позже подкоплю и куплю Samsung Q1, правда не Ultra - они слишком дорогие.
Сейчас переношу на YouTube-канал некоторые прошлые статьи о программировании под различные гаджеты прошлых лет, в основном 3D-игр. Недавно благодаря форуму gamedev.ru я вспомнил о языке, с которого начинал писать полноценный код - Delphi и Object Pascal в целом. Скачав Delphi 2010, я вспомнил за что так любил этот язык: максимальная эксперссивность, написать откровенное спагетти и малопонятный код при минимальном чувстве стиля - очень сложно. И конечно, я захотел запилить что-то прикольное и при этом кроссплатформенное, а именно портировать свою демку про самолетики на все платформы подряд: Windows 9x (95, 98, ME), Windows XP, Windows CE (ARM, на Axim X51v), OS X PowerPC, Android и Linux.
Поэтому в ближайшие дни пройдет стрим с портированием рендера и платформозависимых плюшек на OS X и WinCE. Интересен был бы вам такой формат?
bodyawm Автор
P.S: Об опыте программирования на Delphi в 2024 будет отдельный материал, спасибо @Seenkao за недавнюю статью
sparhawk
Она же у вас на D3D, как вы запустите ее на OS X и Linux? С помощью Wine?
bodyawm Автор
Демка ж с нуля на Delphi переписывается, а в "движок" заранее заложен мультирендер на GL, GLES, D3D8 и D3DM