Наша рубрика «Где работать в IT» — это интервью с интересными айти-компаниями, в которых они делятся подробностями о процессах своей работы. Представители индустрии отвечают на вопросы о найме, условиях, командах и технологиях.

В этом выпуске мы расскажем про компанию X5 Tech, основного цифрового партнёра торговых сетей и бизнесов X5 Group. X5 Tech развивает внутренние облачные сервисы и цифровые проекты X5 Group, превращает X5 в data-driven компанию и инициирует новые разработки, обеспечивает стабильность и доступность ИТ-систем. X5 Tech — это 4000+ сотрудников в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ижевске, Казани и других городах. 

А ещё в выпусках мы рассказываем об оценках компаний на Хабр Карьере, чтобы вы были в курсе, за что их любят (или нет?) сотрудники. Кстати, если вы тоже оцените своего работодателя, то это поможет тем, кто ищет работу в IT.

→ оценить работодателя

Кто отвечал на вопросы

Обо всех процессах в компании нам подробно рассказали:

Александр Логинов

менеджер направления Java-разработки

Офеля Савзиева

руководитель команды по подбору персонала

О компании

Публичная оценка компании на Хабр Карьере в 2023 году — 4,50 из 5. Сотрудники особенно ценят X5 Tech за интересные задачи, современные технологии, комфортные условия труда, тёплые отношения с коллегами и за вклад в окружающий мир. Подробнее изучить оценки и почитать отзывы сотрудников можно в профиле X5 Tech на Хабр Карьере.

Об условиях работы

Какой в вашей компании сложился рабочий график и какое отношение к переработкам?

Саша: Конечно, у нас существует официальный график, прописанный в трудовом договоре (с понедельника по четверг с 9:00 до 18:15, а в пятницу сокращённый день, до 17:00), но команды подстраивают его под себя. Так как ребята работают в разных городах России (спасибо удалёнке!), от Калининграда до Владивостока, каждая команда начинает по-своему: кто-то ставит дейли в 9:30, а кто-то в 11. Все понимают, что главное — решённые вовремя задачи. 

Офеля: К переработкам большинство руководителей относится плохо и просит своих сотрудников не перерабатывать. Выгоревший сотрудник никому не в пользу. Понятно, что иногда могут быть форс-мажоры, и в таких случаях приходится задержаться или поработать в выходной день, который компенсируется. 

Есть ли возможность удалённой работы?

Саша: Да, многие работают удалённо. Я в офисе бываю редко и только по случаю, если после работы нужно куда-то поблизости или когда у нас запланирована встреча D&D-сообщества в офисе.

Офеля: Тут многое зависит от компетенции, руководителя и команды. Большинство технических специалистов работает удалённо, менеджеры чаще всего выбирают гибридный формат. Есть и те, кто работает полностью из офиса. 

Какие бытовые условия ждут нового сотрудника на рабочем месте?

Саша: У тех, кто на удалёнке, бытовые условия в своём «домашнем офисе» индивидуальные. Если говорить про настоящие офисы, то в Москве их три: БЦ Оазис, Калитники и Фактория. Также есть офисы в Иннополисе и Ижевске. Рабочие места не закреплены за сотрудниками, и перед поездкой в офис можно забронировать себе рабочее место на день. Или прийти и сесть за свободный стол либо в зоне коворкинга. В самих офисах уютно, есть кофе-румы и места для отдыха (в том числе массажное кресло). Многие команды периодически собираются в офисе для совместной работы и неформального общения после.

Офеля: У нас в офисах комфортные опенспейсы. Ребята работают на корпоративных ноутбуках, можно использовать и свою технику. Выдаём либо макбуки, лидо виндовые ноутбуки (в зависимости от функционала сотрудника).

Для любителей активного отдыха между встречами или после работы есть много зон для занятий спортом: настольный теннис, аэрохоккей и баскетбольная площадка.

Какой социальный пакет получают сотрудники?

Офеля: В социальный пакет входят: ДМС со стоматологией, страхование жизни и страхование для выезжающих за рубеж (после испытательного срока), скидки в наших магазинах и сети «Много лосося», а также программа корпоративных привилегий PrimeZone. Есть обучение за счёт компании, доступ к онлайн-библиотекам (ЛитРес и Alpinadigital). А ещё у нас заботятся о ментальном здоровье, поэтому у каждого из нас есть доступ к сервису «Ясно».

Плюс ко всему, в X5 Tech развиваем сообщества: технические, по интересам и спортивные. Можно бесплатно посещать тренировки 8 спортивных клубов, от бега до хоккея, или весело провести время с коллегами в  сообществах по интересам. Я, например, регулярный участник киноклуба X5 Tech, а Саша возглавляет сообщество D&D.

Саша: А еще у нас классно работает наша внутренняя образовательная онлайн-платформа «Цифровая академия Х5» — пространство для развития технологических навыков и компетенций. Если хочется прокачать софт-скиллы, то для всех доступен корпоративный университет «Полка». Там мы подбираем себе курсы по интересным темам или изучаем уже готовые подборки, составленные экспертами.

Какие бонусы, премии и компенсации предусмотрены в компании?

Офеля: Тут многое зависит от должности и команды. Премии могут быть как годовые, так и квартальные, и ежемесячные. 

Саша: Цели для премии выставляются вместе с руководителем и учитывают как результаты всей компании, так и личный перформанс сотрудника.. 

Какие есть перспективы для образования и личного развития у сотрудников?

Офеля: У нас в компании много путей развития и роста. Помимо бесплатных курсов на «Полке» есть своя школа для тимлидов, также есть возможности для внешнего обучения и поездок на конференции.

Во многих направлениях внедрены матрицы компетенций, составляем индивидуальные планы развития. В некоторых командах ребята это очень активно используют, но в целом это делается по желанию самого сотрудника. 

Очень многие растут по карьерной лестнице: с джунов до мидлов, с мидлов до сеньоров и дальше на руководящие позиции. Также есть возможности расти горизонтально или перемещаться на смежные позиции в другие команды. 

Саша: Сейчас активно вкладываемся в наш внутренний проект — «Школу технических специалистов». Это набор готовых учебных модулей и курсов для повышения квалификации наших разработчиков. Там уже есть Kafka, RabbitMQ, PostgreSQL, Java, Python, Spring, Архитектура, Docker, k9s, Gitlab и др.

О найме

Во сколько этапов проходит наём и что на них ожидает соискателя?

Офеля: Количество этапов зависит от конкретной позиции. Чаще всего у нас 3 этапа интервью. Обычно процесс выглядит так:

1 этап —  общение с рекрутером (15-30 мин)

2 этап — техническое интервью (1-1,5 часа)

3 этап — интервью с командой или с руководителем (1 час). На этом этапе кандидату могут предложить пообщаться с несколькими командами (то есть может быть несколько третьих этапов интервью). И если несколько команд будут готовы брать кандидата к себе, то выбор предоставляется самому кандидату, и он может выбрать, какой продукт или какая команда ему интереснее.

Есть позиции, где всего 2 этапа интервью (сначала общение с рекрутером, потом совмещённое интервью на 1-1,5 часа, где проверяются и технические навыки и софт-скиллы). 

Также есть направления, где 4 этапа интервью (в этом случае 2 технических интервью вместо одного). Если же говорить про более высокого уровня позиции (руководящие), то может быть и больше 4 этапов. У нас тут всё индивидуально.

Даёте ли вы тестовое задание кандидатам? Как оно устроено?

Офеля: В большинстве направлений мы отказались от тестовых заданий, но всё же где-то они могут присутствовать. Например, тестовое даем UX/UI-дизайнерам. Также часто тестовые задания бывают на стажёрских позициях. 

Как происходит онбординг нового сотрудника?

Саша: Сотрудника берёт в свои надежные руки тимлид (он есть в каждой команде), онбордит в команду и процессы:. погружает его в специфику продукта, даёт ознакомительную документацию, выделяет бадди в команде или сам выступает в этой роли. Первые задачи даются практически сразу, на них погружение проходит быстрее.
Кроме лида, с новичком общается ещё и линейный руководитель — такой же менеджер направления, как я. Он погружает в компанию в целом: рассказывает о том, какая в X5 структура, стратегия, процессы, как устроено развитие.

Офеля: Также у многих команд есть свои wiki для погружения в проект/продукт и в процессы. Кроме того, рекрутер, который принял нового человека в компанию, продолжает держать с ним связь, и несколько раз в течение испытательного срока уточняет, всё ли у нового сотрудника хорошо. Если же у новичка возникают какие-то организационные вопросы/проблемы, то рекрутер помогает решить их. 

Ещё у нас классно развит процесс геймификации для новых сотрудников: в первый рабочий день новому коллеге приходит письмо со ссылкой на портал, где ему необходимо пройти конкретные курсы и совместно с руководителем поставить цели на испытательный срок. В конце испытательного срока руководитель сотрудника подтверждает выполнение этих целей. И когда все обязательные курсы на портале пройдены, а поставленные цели выполнены и подтверждены руководителем, то он получает за это баллы. Эти баллы можно потратить в нашем внутреннем магазине мерча, который регулярно обновляется. Например, взять стильное худи, шоппер или кепку.

О команде

Рассказывает Александр Логинов

Какая методология разработки у вас используется и почему?

Команды чаще всего применяют метод Kanban. Кто-то выбирает scrum, но не в его чистом виде, а в упрощенном. “Иначе слишком много ритуалов”, — такой ответ можно услышать от команд. Команда сама выбирает себе политику релизов: кто-то релизит раз в две недели, кто-то берет trunk-based-development и использует feature-toggle для активации функций.

Каковы размеры и структуры команд?

Команды разные. Если считать по разработчикам, то команды от 3-80 разработчиков. Мы работаем над 120+ продуктами, и есть небольшие продукты и команды, а есть команды, которые сами поделены на микрокоманды-стримы.

По каким критериям вы разбиваете разработчиков на джунов, мидлов и сеньоров?

У нас есть матрица компетенций, в которой порядка 50 блоков. Есть блоки специфичные для каждой компетенции, например асинхронный Python или Spring Data, а есть  общие для всех бэкенд разработчиков — Kafka, PostgreSQL и др. По этой матрице мы оцениваем наших кандидатов, а потом составляем по ней индивидуальный план развития. Каждый пункт — продвижение в какой-то компетенции из матрицы. 

Кто чаще возглавляет команды — продуктовый специалист или технический?

У нас матричная структура управления. Поэтому в команде есть владелец продукта -функциональный руководитель всех её членов. Административный или линейный руководитель находятся в центре компетенций — организационной единице, которая объединяет всех специалистов определённой области. 

Как часто люди меняют команды?

Команды достаточно стабильны, но ротации возможны по желанию сотрудника или по срочной необходимости. Такое случается в среднем раз в пару лет для сотрудника.

Что важнее, софт-скиллы или хард-скиллы?

Хард-скиллы определяют уровень специалиста, а софт-скиллы — его возможность работы в команде. Для технических специалистов важнее хард-скиллы, но совсем без софтов в команде работать будет невозможно.

Как много собраний у вас проводится? Есть ли особые подходы к ним?

Зависит от методологии в команде. Дейли присутствует везде, можно встретить ретро, ревью бэклога, планирование, демо. Особых подходов назвать не могу, всё определяется командой и потребностями команды.

Как вы боретесь с выгоранием сотрудников?

Мы стараемся не допускать выгорания. На регулярных 1-1 следим за состоянием и настроением сотрудника. Если нужно какое-то вмешательство, время не тянем. Можно предложить несколько отгулов для восстановления сил или ротацию, если ситуация в команде не позволяет сотруднику комфортно работать.

О технологиях

Рассказывает Александр Логинов

Какие языки, фреймворки и библиотеки используются на проекте?

Если говорить про бэкенд, в компании принято два стека технологий, которые применяются во всех продуктах:

  • Java: Spring (Boot, Web, WebFlux, Data, Security, Cloud)

  • Python: Django + DRF (синхронный стек) или FastApi (асинхронный стек); Celery, SQLAlchemy, pydantic и др.

Общие для проектов технологии, которые мы применяем: PostgreSQL, Kafka, RabbitMQ, Kubernetes, Docker, ELK, Prometheus, Grafana, Sentry, OpenAPI, S3. Тут многое зависит от самого проекта и компетенции. На сайте x5-tech.ru можно найти больше про технологии и наши решения. Технологии периодически пересматриваем и обновляем при необходимости.

Что вы можете рассказать об архитектуре проектов?

Она по большей части микросервисная. Уже редко встретишь монолит. Занимаются ей архитекторы решений, к каждой команде прикреплен такой архитектор. В компании есть core-системы, которые содержат множество информации (товары, данные о сотрудниках, данные магазинов, цены, продажи, чеки), а есть интеграционная платформа, которая содержит популярные сервисы, например, сервис goods с информацией о товарах компании.

Какая у вас принята политика код-ревью?

Мы делаем перекрёстное ревью в команде, два аппрува на каждый запрос. Следим за ошибками, соблюдением code style и чистотой кода.

Как тестируется код?

Разработчики пишут unit-тесты на код, потом функционал передаётся тестировщикам. В компании есть практика автоматизированного тестирования, но не во всех командах. 

Как устроен процесс документации и ведения базы знаний на проектах?

Обычно это находится в зоне ведения системных аналитиков и технических писателей. Когда функционал готов, по нему пишется документация.

Каков процент легаси-кода на проекте и как часто разработчики занимаются его рефакторингом?

Всё зависит от проекта. В среднем по больнице немного легаси, а в командах есть договоренность, что 20% времени можно тратить на решение технического долга.

Как реагируете на сообщения пользователей о багах и просьбы по улучшению сервисов/продуктов?

Заносим такие сообщения в бэклог, оцениваем критичность и важность вместе с остальными задачами, берём в работу. Ничего необычного нет.
У нас есть система «Цифровой контур обратной связи». Через неё операторы общаются с гостями по любым вопросам, которые касаются нашей работы. Каналов много, есть и работа с комментариями к нашим приложениям в мобильных магазинах.

Топ 5 причин, почему вы выбираете X5 Tech?

Саша: 

  1. У меня отличная команда и руководитель, с которыми я работаю каждый день.

  2. У меня сильные специалисты, которые тащат крутые проекты.

  3. Есть возможность заниматься другими активностями: отвечать за школу технических специалистов, внешний PR;

  4. У нас организуют крутые клубы и активности. Я лидирую D&D;

  5. Я могу работать из дома.

Офеля:

  1. X5 Tech — гибкая и лояльная к сотрудникам компания, где сотрудников действительно ценят;

  2. В компании есть возможность расти и развиваться, брать на себя новые интересные задачи (я сама выросла в X5 из рекрутера в руководителя);

  3. У нас довольно гибкий график, в большинстве команд каждый сам себе выбирает: работать удалённо, в гибриде или из офиса;

  4. Классные люди, с которыми я работаю: это и моя команда, и IT-руководители;

  5. Масштабы компании и проектов, которые делают наши специалисты.

Комментарии (5)


  1. KittyKh
    16.08.2024 09:15
    +1

    Интересный взгляд за кулисы X5. Смутило упоминание команды до 80 разработчиков. Такая команда проекта все равно ведь разбита на подкоманды по направлениям? Обычно группами по сколько человек работают?

    Ещё интересна роль аналитиков в командах, вы выделяете отдельно б.а. и с.а.? Или предпочитаете фулстак аналитиков?


  1. vlaubenshtein
    16.08.2024 09:15
    +1

    Все хотят в х5. Можно не читать статью. Этой весной откликался. Даже не смотрели отклик. Нашел прямые контакты рекрутеров, которые мне сообщили, что желающих очень много, какие отклики на хедхантере, завалены ими по гланды.

    Такие дела.


    1. kirillbelash93
      16.08.2024 09:15
      +2

      А как же вонь из всех щелей о том что кадровый голод, людей не хватает, найти никого не можем?)))


      1. Hivemaster
        16.08.2024 09:15

        Так вы спросите у Виталия, какой у него стаж и грейд. И у рекрутёров X5 спросите желающими какого уровня они завалены, а какими нет. В ИТ толпа толкается только в дверях, а на верхних этажах пусто.


  1. IvanovPetrovSidorov
    16.08.2024 09:15

    Это вы авторы системы, требующей от 10 до 20 минут ночью для перезапуска всех касс в магазине перекресток?