Отправная точка — преобразование аналогового сигнала (звук) в цифровой, неизбежно приводит к потерям и искажениям, тем более что конечный результат стараются тем или иным способом сделать покомпактнее. Обратный процесс тоже ничего хорошего не добавит. Трагично и поучительно, что и сегодня, для «звуковоспроизведения высокой верности» наиболее близким к оригиналу массовым способом сохранения звукозаписи, как и при царе Горохе, остаётся грампластинка.
Как говорит наш дорогой шеф, в нашем деле главное — этот самый реализьм!
К/ф «Бриллиантовая рука».
На виниловой пластинке звук записан механически, это микроскопические канавки с рельефом, по которому скользит алмазная игла (обычно электродинамического) звукоснимателя; колебания её преобразуются в сигнал электрический. Воспроизведение грамзаписи, её проигрыватель — тонкая и точная электромеханическая система. Добавим, весьма уязвимая для внешних неблагоприятных воздействий и паразитных явлений, борьба с которыми — дело муторное и мало технологичное, а результат слишком громоздок и дорогостоящ для обычной гражданской аппаратуры. При этом причину основной массы призвуков, повозившись, можно нейтрализовать весьма простыми домашними средствами. Борьба же с остальными, едва слышными на очень высококачественной аппаратуре, стоит драконовских сил и средств. Замечу, мы говорим о составляющей объективной, без учёта понтов.
Ниже речь пойдёт о такой балконно-кухонной доработке проигрывателя грамзаписи Электроника ЭП-017 Стерео.
Фото 2. Электроника ЭП-017 Стерео. Высшая группа сложности, микролифт и кнопочное наведение иглы на нужную дорожку в случае дрожащих рук, кварцевая стабилизация и прямой привод вращения пластинки, электронный компенсатор скатывающей силы. Чужое фото из сети
К делу.
Фото 3. Доставшийся по случаю, не вполне работоспособный проигрыватель оживил заменой пары подозрительных электролитов и двух светодиодов в стробоскопе
Фото 4. Блок тонарма. Кроме прочего, имеет сложную сигнальную проводку, в том числе и реле, закорачивающее звукосниматель в режиме «Стоп». Сигнал с головки через разъём на задней стенке подаётся на внешний усилитель-корректор, своего у проигрывателя нет
▍ Демпфирование элементов проигрывателя
Это основная доработка, коснувшаяся проигрывателя — заглушить заметные вибрации у более или менее крупных поверхностей, тем более что некоторые из них весьма тонкие и лёгкие.
Фото 5. Изменения в тонарме — укорочение и упрощение сигнальных проводов, замена облегчённого сломанного табельного звукоснимателя ГЗМ-043 на имеющийся ГЗМ-005, демпфирование трубки тонарма. Узел пришлось частично разобрать
Фото 6. Трубку тонарма обернул малярным скотчем и заполнил монтажной пеной, пшикнул и на площадку для установки головки
Фото 7. Сняв платы, нанёс на все свободные места, возможно, более толстый слой акрилового герметика, дождался его затвердения, подрезая лишнее, установил элементы обратно
Фото 8. Края пластиковой крышки предохранил малярным скотчем и обработал внутреннюю сторону монтажной пеной
▍ Сборка проигрывателя
Фото 9. Срезая слой затвердевшей пены с крышки, по чуть-чуть и с тысячью примерок, добился посадки крышки на место
Фото 10. При этом верхний и нижний демпфирующие слои смыкались почти без зазора
Фото 11. Конструкция внешней сигнальной проводки от звукоснимателя. Выполнена двумя попарно экранированными, очень тонкими и мягкими проводками со множеством посеребрённых жил каждый. Обрезок выводов от какого-то промышленного датчика. На трубке тонарма провода закреплены тонкими колечками термоусадки, большая завитушка позволяет тонарму свободно поворачиваться. На разъёмах проводки закреплены за изоляцию капельками эпоксидной смолы (отмечено). На фото виден дополнительный грузик — пара пятирублёвых монет, компенсирующих больший вес нештатного звукоснимателя (отмечено)
Фото 12. Доработанный проигрыватель с откинутой верхней крышкой. На ней аналогично освободил от демпфирующего слоя пены, минимально возможное место для установки модулей стробоскопа с регулятором и платки с кнопками управления. На задней стенке нижнего алюминиевого шасси-корытца взамен мудрёного сетевого разъёма установил отдельную колодку для предохранителя и мощный несъёмный шнур питания. Сделал вывод-клемму от общего провода
Фото 13. Доработанный проигрыватель в сборе. Не установлен диск-платформа для пластинки. После доработки проигрыватель заметно потяжелел и по ощущениям стал напоминать этакий монолитный кирпич
▍ Усилитель-корректор RIAA
Механическая запись звука на виниловом диске имеет два трудно устранимых резонанса. Дешевле и проще их подавить и восстановить электрически, при помощи фильтров, в случае воспроизведения обычно представляющих собой частотно зависимую цепь обратной связи — дёшево и сердито. Лучшими звуковыми параметрами обладают схемы усилителей с пассивными цепями коррекции. Здесь изготовление такого рода необычного усилителя-корректора на вакуумных триодах 6Н9С.
Описание идеи, принципа работы, расчёта и выбора элементов с настройкой схемы в [2]. Настоятельно рекомендуется к прочтению, хотя бы как выдающийся образец технического одесского юмора. Прототип экспериментального усилителя описан в части №4, стр. 45. Его вариант на более распространённых лампах 6Н9С с корректировкой величин некоторых элементов [3].
Рис. 14 Усилитель-корректор RIAA «Гусь-Хрустальный-БМ» с пассивными и распределёнными цепями коррекции, использующими и «природную» индуктивность звукоснимателя. Схема электрическая принципиальная. Подробное описание, в том числе и рекомендуемые типы элементов [2, 3]. По сравнению с исходными в схеме оставлена только коррекция по Одесским Лаборантам, «с τ1 на входе». R12 настраивается [2, часть №5] для каждого звукоснимателя индивидуально
Фото 15. Корпус усилителя — открытое массивное деревянное шасси с лампами наружу. Собрано без затей, на столярный ПВА и саморезы, из 15-мм берёзовой фанеры с отделкой подкрашенным лаком. Почти весь монтаж изнутри на верхней крышке — входные и выходные гнёзда, панельки ламп и крупные ёмкости закреплены механически, мелочи распаяны на их выводах объёмным манером. Несколько дополнительных опорных точек — специальные изолированные контакты. Отверстия и пазы в фанере сделаны ручным фрезером, панельки и конденсаторы вклеены эпоксидной смолой. На фото — начало. Отмечены часовые гальванические элементы, с припаянными индиевым, легкоплавким припоем, проволочными выводами
Фото 16. Один из ключевых моментов сборки и большое неудобство — весьма точное соответствие элементов фильтра расчётным и нестандартным. Для этого нужные номиналы заранее и приблизительно подбирались из ряда обычных 10%. Каждая деталь приобреталась в десятке или более экземпляров, всё это добро перемерял на мосту В7 с точностью до 3 знаков после запятой. Из этого количества удалось подобрать или составить набор элементов для фильтров обоих каналов усилителя, с отклонением величин от расчётных не более 1%
Фото 17. Основная часть монтажа усилителя в сборе
Фото 18. Один из оригинальных моментов схемы — использование индуктивности звукоснимателя как элемента фильтра. Логично и компактно, но по специальной методике [2, часть №5] приходится подбирать соответствующий резистор (R12, рис. 14) индивидуально к используемой головке. На фото — импровизированный стенд для операции
Фото 19. Волнующий момент, первые прослушивания! К панели винил-корректора (отмечен на фото) на живую нитку прикрутил импровизированные ножки из кусочков фанеры, чтобы не помять монтаж, ещё нет покаскадных блокировочных ёмкостей, рядом макет блока питания. Проигрыватель только-только ожил после многих лет забвения
Фото 20. Усилитель-корректор грамзаписи в сборе, вид на монтаж. На деревянных площадках-ножках для виброразвязки корпуса отлил из силикона эластичные сантиметровые прокладки
Фото 21. Весь «короткий тракт» в сборе, общий блок питания усилителей — в макете. От звукоснимателя до АС три триодных каскада. Справа налево, снизу вверх — доработанный проигрыватель Электроника ЭП-017, усилитель-корректор RIAA, однокаскадный усилитель мощности на 6Э5П [5]
Фото 22.
▍ Блок питания (БП) усилителя-корректора RIAA
Выполнен аналогично и в одном корпусе с таковым для усилителя мощности [5].
Рис. 23. Выпрямитель, стабилизатор питания накалов ламп. Схема принципиальная. Обе нити соединены последовательно, кремниевый диод в «земляной» цепи 7812 повышает её выходное напряжение до требуемых 12,6 В
Рис. 24. Выпрямитель, стабилизатор питания анодных цепей. Простой, удобный, надёжный. Диодный мост, полевой транзистор и конденсаторы выбираются с учётом выходного тока и напряжения, цепочка стабилитронов его задаёт
Фото 25. Общий БП для усилителя мощности и корректора RIAA. Сборка, финишная прямая
Фото 26. Общий БП для усилителя мощности и корректора RIAA. Внешний вид. Многообмоточные стандартные трансформаторы позволили удобно реализовать мягкий старт всех напряжений и режим ожидания с пониженным напряжением накала и анодного — уменьшение износа ламп при недолгих перерывах в работе
▍ Итого
Некоторые характеристики усилителя в виде цифр — [2, 3]. Оценка проигрывателя до и после доработки приборно и даже на слух не проводилась, эффективность принятых мер неизвестна, но смею надеяться, что как минимум стало не хуже.
Усилитель-корректор играет хорошо, а на ряде записей демонстрирует истинные чудеса — невероятно живые, до шевеления волос на затылке, голоса, «глубину сцены», «пространство», где можно точно указать расположение инструментов и так далее. Несмотря на деревянный корпус и работу с микросигналом, фона нет совершенно, при этом отдельные выводы от «общего провода» схемы проигрывателя и усилителя-корректора и их соединение, обязательны.
С другой стороны — применение в проигрывателе нештатной головки заставило утяжелить рычаг тонарма, неровные пластинки теперь играют хуже задуманного. Сюда же и применение более толстых проводков в экране поверх тонарма. Простая схема усилителя-корректора обернулась большой и кропотливой работой по подбору элементов и настройкой. Из-за звукоснимателя, участвующего своей индуктивностью в коррекции, спонтанно подключить усилитель к другому проигрывателю нельзя. Некоторые экземпляры ламп, даже хорошего исполнения, в корректоре могут здорово микрофонить. Совмещённый БП позволил упростить и сэкономить, но в перспективе оказался неудобным. Раздельное ручное ступенчатое включение питания и режима ожидания требует инженерного образования и внимательности при эксплуатации. Монтаж усилителя получился неремонтопригодным.
▍ Литература
1. Проигрыватель грамзаписи «Электроника ЭП-017». Руководство по эксплуатации, инструкция по ремонту.
2. Е. Бабиченко, И. Гапонов. Усилители RIAA – коррекции на вакуумных триодах для «скоростных» (электродинамических) звукоснимателей. Некоторые принципы построения схем без обратных связей. Расчёт и настройка корректирующих цепей. Одесса, 2004 г.
3. В. Сёмин. Предусилитель-корректор RIAA «Гусь-Хрустальный» на 6Н9С.
4. 6Н9С справочный листок.
5. Однокаскадный ламповый усилитель для квартирной музыки. Авторский конспект.
На благо всех разумных существ. Babay Mazay, август, 2024 г.
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (65)
Fishkarius
16.08.2024 09:04+5А вот эти гальванические элементы в схеме усилителя - каков прогнозируемый срок их жизни? С учетом замечания о том, что усилитель неремонтопригоден.
P.S.: Статья - суперторт! ))BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04Более или менее приличные часовые элементы в этой схеме практически вечны. Где-то Одесские Лаборанты об этом писали. Добавлю -- нужно только очень осторожно, без перегрева, припаивать или приваривать выводы.
tuxi
16.08.2024 09:04+6За Джетро Талла прям отдельный лайк! )
BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04+1Спасибо! Он и впрямь, интересный товарищ! Отдельная радость -- оформление конвертов пластинок тех времен, с русским переводом и транскрипцией. Иногда добавляли что-то очаровательно непосредственное, вроде "Вокально-инструментальный ансамбль".
tuxi
16.08.2024 09:04Точно. В моем списке рок музыки - это самый сложный для моего понимания исполнитель, честно говорю, я туплю когда слушаю его. Но каждый раз цепляет чем-то и приходится возвращаться к нему. Шайтан какой-то.
Ну и конечно же если и проверять такую технику (винил + пред) то на нем. Это прям в точку.
BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04+1Видимо это оттого, что от души поет и сочиняет. Такое случается в любом жанре, хоть "Летят голуби над нашей зоной", хоть в поп-музыке. Алексей Кортнев из Несчастного случая, говорил, что есть два жанра -- "Рок-н-Ролл" и все остальное. Первое это то, что от души : )
victor_1212
16.08.2024 09:04+2В моем списке рок музыки - это самый сложный для моего понимания исполнитель
prog rock высокого качества, Anderson вообще талантливый парень, многие тексты пока помню, не все конечно, но min несколько десятков, начиная с "we used to know", на всякий случай - если что не понятно пишите
belch84
16.08.2024 09:04+1Anderson вообще талантливый парень
Еще и обладающий удивительным творческим долголетием
Имел удовольствие видеть его живьём на концерте, как он становится на одну ногу. Он до сих пор выступает (ближайший концерт запланирован на 13 сентября в Швеции), но, кажется, на одной ноге уже не стоИт
victor_1212
16.08.2024 09:04+1контекст тоже интересен, в 60х blues был супер популярен в uk, много музыкантов оказались под прямым влиянием, типа ранний Mick Jagger по стилю что-то среднее между Howlin’ Wolf и Little Richard (когда-то не понимал этого по молодости :) ), на Eric Clapton влияние blues тоже очевидно, а вот Anderson скорее нет, насколько понимаю у него вообще типа аллергии на характерную в us манеру исполнения, что приятно, в смысле вполне за blues, но в оригинале, типа как в chicago, а не как в manchester uk
belch84
16.08.2024 09:04+2в 60х blues был супер популярен в uk, много музыкантов оказались под прямым влиянием ..., а вот Anderson скорее нет
Не скажите, Catfish Rising вполне себе блюзовый альбом, ну, возможно, звучащий не совсем по-американски
Still Loving You Tonight
Это было, так сказать, то, с чего Jethro Tull начинали (This was)
victor_1212
16.08.2024 09:04+1вполне возможно, поздние альбомы плохо знаю, типа интересы другие стали, в 80х больше Stevie Ray Vaughan слушал
unreal_undead2
16.08.2024 09:04Попал на концерт в 2012ом (тогда была годовщина Thick As A Brick, весь альбом и отыграли, потом ещё кое что на бис). В 2020ом должен был по России поездить, билеты взял, но то одно, то другое...
Javian
16.08.2024 09:04+3Шпоном и лаком бы фанеру покрыть, а то не нароком могут выкинуть домашние, приняв за ненужные ящики :)
BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04+4Давно дело было -- молодо-зелено, суетно -- лишь бы током не шарахало и ладно... А так-то да, шпон или даже натуральное дерево с красивой структурой, точеные ножки и декоративные элементы сверху -- "поддержать", темный прозрачный лак, полированные деталюшки из латуни -- выпиленные ювелирным лобзиком, те-же шильдики с пояснительными надписями... Это я сейчас, спустя 20 лет и живя в лесу, весь такой размеренный и неторопливый адепт Дзена : )
Ivanii
16.08.2024 09:04+3Для поглощения вибраций существует автомобильная виброизоляция и шумоизоляция. Ламповый усилитель и качественный звук очень трудно совместимы, не линейны они от рождения, а для ОС нужно высокое усиление.
BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04+1Да, автомобильные мастики в подобном качестве здорово применяют, по крайней мере в АС. Что касается радиоламп, то вероятно сделать хороший инструментальный измерительный усилитель на них сложно, со всеми их шумами и дрейфами, а вот для звука напротив, легче, чем на транзисторах, хотя его приборные параметры, скорее всего будут хуже. В искажениях ламповых каскадов усиления, обычно сама собой получается приятная для слуха, удачная комбинация четных и нечетных гармоник.
sterr
16.08.2024 09:04+2Идиотизм чистой воды. Всем известно что вибрации поглощаются вязкими невысыхающими жидкостями, в том числе виброизоляцией А/М или бутилкаучуком. Ванну жестяную себе запеньте!
sova355
16.08.2024 09:04При том уровне сигнала искажнния лпмповых каскадов сотве поцента что на слух не заметить
INSTE
16.08.2024 09:04+3Крайне противоречивое решение с гальваническими элементами в сигнальной цепи. Причем можно было бы сделать, чтобы через них не шел сигнал при помощи минимальных правок. Тут или гениальное решение какое-то, или просто глупость, потому что кто гарантирует линейность (и вообще воспроизводимость) характеристик элементов на переменном токе?
BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04Увы, это не я разработал схему и являюсь лишь скромным адептом. Момент и в самом деле необычный и царапающий взгляд. По сему поводу много копий сломлено, но приведенный вариант, парадоксальным образом, лучший из возможных и определился прослушиваниями и длительной эксплуатацией. И не только в этом усилителе. Единственный его порок -- при разряде элемента лампа разгоняется. Нужен периодический контроль, а лучше индикация разряда, несколько усложняющая схему.
nixtonixto
16.08.2024 09:04Поставить в цепь катодов пару прямосмещённых диодов, тогда напряжение на катодах поднимется на 1,5 В и батарейки станут не нужны. Диоды зашунтировать конденсаторами. Диоды от нагрева тоже плывут на -2 мВ/градус, но это не так сильно выражено, как разряд батареек.
BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04Да, подобные решения есть и практикуются, хотя чаще со стабилитроном. Тем не менее, батарейки идеологически правильнее -- главная цель их применения убрать всё из катодной цепи, чтобы заземлив его, нейтрализовать обычную местную ОС. Это обычная изюминка схем "Подпольной Лаборатории" [2]. Плюс, полезная добавка -- хороший экран от накала и даже возможность питать его здесь переменным током.
Пишут, что часовой элемент по стабильности и шумам оставляет далеко позади любые другие способы смещения, а в этой схеме батарейки практически вечные, за что готов подписаться. В схемах с более мощными лампами, вероятно, такое смещение со временем способно разрядиться -- смещение сетки становится более положительным, ток анода повышается вплоть до аварии. Чтобы не городить встроенный вольтметр, хотя его можно здорово использовать как элемент оформления прибора, в цепь питания анодов ставят подобранный резистор с параллельным светодиодом. Ток повышается, падение напряжения на сопротивлении повышается с ним, и достигает прога включения светодиода. Он загорается -- батарейку следует поменять.
Nick0las
16.08.2024 09:04А что мешает батарейку в разъем поставить, зачем паять?
BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04Ненадежно. Да и есть ли гнезда для крохотных часовых батареек в продаже? Паять конечно идея рискованная, хотя если легкоплавким припоем, положив элемент на влажную тряпочку, хорошо зачистив место пайки и мощным паяльником с массивным жалом, то обычно все получалось без брака. Другое дело, что в наше время такая работа обычна и отработана для упаковки аккумуляторов в батареи контактной сваркой. А сама сварка весьма доступна.
Nick0las
16.08.2024 09:04Гнездо можно сделать из фанеры или полистирола и контактов снятых с других разъемов. Зато никаких проблем с заменой.
BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04Там таблетка в 7...10 мм диаметром, какая там фанера. Конечно можно изловчится и что-то придумать, но здесь элемент не нужно менять раз в год как в часах и не уверен, что даже раз в пять лет. Если Вы возитесь с настольным техническим творчеством, то приварить пару никелевых полосочек, плёвая задача. Будет гораздо проще и надежнее.
Nick0las
16.08.2024 09:04Ну кому что. Если точечная сварка есть, то конечно проще приварить. А если нет - держатель с контактами делается из кучи хлама самыми простыми инструментами.
PMA
16.08.2024 09:04А точно R3 и R9 правильно подключены?
BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04Они включены как задумано и идея тут такая, слово Одесским Лаборантам [2] -- (обозначения элементов оттуда же)
"Прокомментируем подробно схему «анодной батареи» конденсаторов. Конденсатор Са1
по качеству неотличим от Свых, а по номиналу не должен уступать последнему.
Конденсатор Са2 – электролитический и, в общем-то, тоже должен быть хорошим. Но,
как известно, «электролиты хуже плёнки». Причин тому много. Мы эдак поразмыслили
и пришли к выводу, что основная «причина» - нелинейность и нестабильность
«внутреннего» полного (комплексного) сопротивления электролитических
конденсаторов. Причём, эти нелинейность и нестабильность носят «мгновенный,
гистерезисный, полупроводниковый и токовый» характер. И мы просто добавили к этой
нелинейщине существенную «линейность» в виде резистора Rc2, «застабилизировав»
ток через электролит. Нам оппоненты могут возразить: ведь, назначение анодного
конденсатора в том, чтобы сделать для переменной составляющей анодного тока лампы
как можно меньшее сопротивление, а вы его увеличиваете! А давайте ориентировочно
оценим номинал Rc2. Обычно Rа≈3÷10Ri, где Ri – выходное сопротивление лампы в
рабочей точке (триодный каскад). Ri≈2÷50kΩ. Если выбрать Rc2≈0,1Ri, то уменьшения
коэффициента усиления каскада практически не произойдёт. Выберем Rc2=200Ω, что
ориентировочно в 100 раз больше предполагаемой нелинейной компоненты внутреннего
сопротивления электролитического конденсатора Ca2. Сопротивление Rc1≈10 Rа не даёт
задерживаться электрическим зарядам на обкладках Са1 и Са2 при выключении
электропитания на «долгое время». Может быть даже Rc1 снижает интенсивность
абсорбционных процессов в Са2. Или его (Rc1) роль – добавить «благородства» в
звучание каскада путём искусственного старения анодных конденсаторов
(контролируемый и линейный ток утечки)? Во всяком случае Rc1 не вредит звучанию."В общем, авторское видение и решение.
sim2q
16.08.2024 09:04в подвал фольга просится на стеночки
BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04В принципе да, не повредило бы, но при условии отсутствия рядом крупного электромотора, или трансформатора, фона нет совершенно. Этому способствуют и глухо заземленные катоды ламп -- дополнительный экран от накалов. Еще обязательно соединение земляной шины корректора с "общим" проигрывателя. Если земли соединены только через экраны сигнальных кабелей, то Р-Р-Р-Р-ЫЧИТ!!!
Didimus
16.08.2024 09:04А ещё важно все заземления в одной точке звездой соединить
BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04Это да. Но монтаж при этом получится похлеще чем у меня, либо делать его очень раскидистым и наращивать выводы элементов, что тоже нехорошо. Как прилично работающий компромисс -- "почти в одной точке". Сводить все "земли" на недлинном, нетонком медном прутике.
voooz
16.08.2024 09:04+1Там магнитный металл минимум 1мм толщиной нужен, а не фольга...
BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04+1Тоже верно! Но лучше уж тогда многослойный, хотя бы из стали с нанесенным гальваническим покрытием, чтобы работали и на ВЧ, и на НЧ. Гальванический слой, понятно, можно совместить с декоративным покрытием или как-то вписать в его идею и дизайн.
VT100
16.08.2024 09:04+2ДД на виниле в любом случае сжимается...
vladkorotnev
16.08.2024 09:04+2С другой стороны, а где он нынче не сжимается? Всё ровненько в кирпичик сводят, чтобы в метро шум вагонов глушить музыкой удобнее было.
Посему часто и кажется, что винил звучит лучше — потому что тогда не было правилом всрать материал под красную лампочку на консоли ради громкости, и звучит он лучше за счёт мастерства звукорежиссёра, а не качества формата :-)
Didimus
16.08.2024 09:04+2Зато в кино вообще не умеют сводить: речь не слышно, а пафосная музыка и взрывы орут как не в себя
frozzzen
16.08.2024 09:04+3"ДД" давно уже "сжимается" в -5дб и вполне себе в цифре. Чтобы громче орало в любом смартфоне. Гуглить "рик рубин война громкостей". Дальше сами.
LAutour
16.08.2024 09:04Испортил тонарм и проводники слаботочного сигнал теперь болтаются снаружи без экранирования.
BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04Ерунда. В большей своей части они тоже экранированы, а оставшаяся петля не так велика и помехи не собирает. Исходно было кстати тоже не везде экранировано и внутри. Куда как ближе к элементам схемы и под пластиковой крышкой. Другое дело, что табельные проводки были тончайшие и в лаковой изоляции. Может быть после моих доработок несколько увеличилось потребное усилие для поворота, а в тонарме есть и электронный компенсатор скатывающей силы. Но как будто бы все работало хорошо.
Nick0las
16.08.2024 09:04А в чем смысл подбора деталей из десятков на удачу? Не проще ли резисторы набрать последовательным соединением нескольких? Измерил - подобрал более мелкий поправочный, а потом если надо, еще один добавил. А конденсаторы аналогично параллелить. Из недостатков - надо иметь запас деталей разных номиналов или магазин рядом.
BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04Смысл был в некотором уменьшении габаритов элементов, но в принципе, соединения нескольких элементов тоже было. А, вспомнил! У меня был эпизодический доступ к В7. На работе, и в некотором роде, партизанским образом -- начальство очень ревностно относилось к личным задачам даже и в свое время. Так что перемерял, подписал и домой подбирать, составлять, паять.
sergerz
16.08.2024 09:04Даже без сравнения цифрового и аналогового звука поражаюсь применению лампового усилителя-корректора. Для чего. При наличии операционников с ультранизкими шумами и искажениями и высокчайшей динамикой применение ламп, это фетиш. Уровень шума в лучшем случае -60 дб. Плюс искажения в 2%. Похоже мода рулит. А вы знаете как усилители на лампах считать. Там для корректора диапазона усиления точно не хватает. А сколько железа в виде шасси и трансформаторов нужно истратить. И где ламп набрать с неизрасходованным ресурсом. А ресурс их очень ограничен.
EvilTeacher
16.08.2024 09:04"Оценка проигрывателя до и после доработки приборно и даже на слух не проводилась, эффективность принятых мер неизвестна" - понравилось. Важен сам процесс. Результат - вторичен? Нет, я ничего не имею против - каждый занимает себя в свободное время тем, что ему больше нравится, но.....
И еще один мой субъективный момент... С возрастом не только начинаешь ценить хорошее - начинаешь слышать меньше плохого... Когда, не дай Бог, ухудшается острота слуха - некоторые нелинейные искажения и резонансы уже волнуют гораздо меньше...BabayMazay Автор
16.08.2024 09:04Всё так! Однако, работы выполнялись как раз в юности -- сохранился набор фотографий и остались живые воспоминания. Оценка "до" и "после" не делалась вовсе не из идеологических соображений -- не на чем было хорошо послушать исходный вариант, винил корректор и вертушку собирал параллельно.
eldog
Отдельно иронично то, что современные грампластинки пишутся с цифровых оригиналов. Т.е. никакого аналогового совершенства в них уже нет, только аналоговое несовершенство привнесённое в изначально цифровой звук.
BabayMazay Автор
Так и есть. Существует правда, слабая надежда, что сохранился оригинал на студийной катушке, в аналоговом виде, но в целом, таки да, сегодняшний "винил" это просто дорогой фетиш.
unreal_undead2
Сейчас и в студии скорее цифра, только бит и килогерц побольше, чем в конечном продукте.
Daddy_Cool
"Современные" - это с какого года?
https://en.wikipedia.org/wiki/SPARS_code
Помнится, считалось что DDD это хорошо.
Я вот сам очень люблю винил, но считаю, что "качество звука винила"- это не точность/верность, а приятные слуху искажения+ностальгия. Ситуация как SuperaudioCD и DVD-Audio - нет, они не лучше звучат! На них лучшу пишут! Один мой знакомый так описал свои ощущение от какого-то CD выпущенного Higher Octave Music: "ощущение, что у тебя аппаратура стала на класс лучше". А в те времена когда писали с лент на винил все сопутствующие вещи были лучше - мастерство звукоинженеров, качество игры исполнителей, используемые микрофоны и музыкальные инструменты, и т.п... - это была в целом более дорогая индустрия. Сейчас понятное дело тоже есть отличные специалисты - просто их стало мало в относительном смысле - я вот могу за письменным столом записать какой-нибудь трек и это даже будет вполне слушабельно, но не шедеврально как минимум по звуку.
vladkorotnev
С современным винилом вообще не угадаешь. Порой мастерят его такие трюкозавры, что или мимо скорости попадут, или вообще RIAA применить забудут. Первая пластинка с предзаказа, вторая — с переиздания, ценник — сто баксов, нормальных — ни одной :-) Или оно с цифровым динамическим диапазоном в станок для нарезания матриц, который с середины шестидесятых не ремонтировали, не влезло просто? Кто его знает.
С другой стороны имеющий гнусную репутацию "диджейский" винил звучит так, будто я его только вчера с торрентов угнал. Потому что широченные дорожки песни, занимающей всю сторону, сколько пивом и коктейлями не заливай, а испортить сложно.
В любом случае, современный винил — пережиток эпохи звукозаписи шилом по ведру, игрушка для развода коллекционеров (типа меня) на бабки, которые иногда за счёт своего высокого бюджета получают в команду звукарей получше, чем на цифровой релиз, а иногда и наоборот %)
engine9
Наверняка где-то в штатах есть небольшая контора энтузиастов, которые всё делают на пятёрочку, небольшими партиями для души. Но с точки зрения технологий у них могут работать лучшие из современных спецов.
vladkorotnev
Ну, тут прям в обложке диска ссылка на Фейсбук такого энтузиаста, который для них мастерил. Даже подмывает написать, спросить, это он такой златоухий или на производстве решили запороть всё и опорочить его имя ¯\_(ツ)_/¯
ahabreader
Это же безумие. Выглядит или как другая ошибка, или как будто на самом деле забыли, но на низких частотах ещё какое-то ограничение сработало (на высоких - довольно точно сходится).
График
Но важен ли ~1%?
vladkorotnev
Всегда приятно найти человека культуры в комментах! %)
На низких кмк компрессия, чтобы игла не скакала как у дафтпанка в своё время на дешманских проигрывателях.
Для меня это звучит как совсем другая композиция. Мне и проигрыватель подарил товарищ специально с кварцевой стабилизацией, который даже 40 лет спустя без единого копания в схеме ровненько давал 33.333333334 оборота в минуту, если измерениям приложением на телефоне можно верить.
А для тех, кто купил это чисто ради абсолютно бомбезной иллюстрации на обложке, и отправит это сразу в икеевскую рамочку, не имея даже проигрывателя — скорее всего не важен. И таких среди современных клиентов у винила кмк большинство.
Издатель отправляет со всеми претензиями в тот самый Криптон, а тот как будто бы и вообще о покупателях не парится. Тому же товарищу достался нечитаемый блюрей того самого десятого юбилея, и его успешно в японии прокатили через три русские буквы, пришлось покупать в комиссионке другой диск на замену, чтобы посмотреть.
Впрочем, как мне отзываются те, кто в нём работал лично — это ожидаемо, увы. Так что с пластинкой я даже не совался, а так же в рамочку оформил и забил.
Didimus
Только меня смущает, что в устройстве для воспроизведения звука идеальной достоверности есть усилитель- корректор?
Для пластинок нынче применяют лазерные звукосниматели. Не знаю, можно ли сделать из сидирома
engine9
Или из лазер-диска :3
Didimus
Не окажется ли, что это пластика, покрытая металлом?
ahabreader
Он лишь специальные предыскажения отменяет. Это примерно как гамма в мониторе - если отказаться от цепочки внесения-->отмены искажений (камерой-->монитором, OETF-->EOTF), будет хуже и по теории неправильно.
komandor1984
Хорошо, когда АЧХ корректора идеально зеркальная. Иначе и те предыскажения не поправит, и свои внесет.
ahabreader
Хорошо, что необходимая часть системы на месте. Она не может сделать хуже (менять АЧХ "в неправильную сторону"), потому что нельзя по ошибке собрать ФВЧ вместо ФНЧ. Как нельзя ошибиться в гамме на *2.2 или /2.2 и потом ещё её крутить не туда.
ahabreader
Хотя так можно рассудить, если нужна максимально точная оцифровка, ради чего можно перенести фильтр RIAA в цифру (но требования к АЦП вырастут на 20 дБ).
ahabreader
Хотя нет, у характеристики записи -20 дБ на 20 Гц, но я не учёл +20 дБ на 20 кГц. Итого требования вырастут где-то на 40 дБ при допущении, что ультразвуковой сигнал без корректора всегда слабее звукового (не знаю, как на самом деле). Т.е. переносить RIAA в цифру неразумно.
BabayMazay Автор
Писали в 90-х про такой проигрыватель в каком-то техническом бумажном журнале, чуть ли не в Радио (?). Как будто бы разумный подход, но были и проблемы с реализацией, например, с пылью. Вот что пишут о современном состоянии дел в этой области -- не все гладко, даже серии таких приборов нет.
Предположу, что низкий интерес к ним вызван обычной целью, с которой винил заводят -- это фетиш и красивая технологичная, ностальгическая забава, отсылающая и к этакому стимпанку -- помесь электроники с механикой, все эти рычаги и моторы снаружи, восхитительно устаревший и нерациональный механизм в наш век быстроты и эффективности. Что-то родственное сигарам, трубке с длинным чубуком и камину с кожаными креслами. Взгляните же на лазерный проигрыватель -- это тот же невыразительный черный ящичек, что и обычные компоненты Hi-Fi систем звуковоспроизведения в стойке.
Ах да! Хоть и пишут, что "канал воспроизведения звука полностью аналоговый", вокруг него всё сплошь не расово верное -- цифровое, а множество любителей подобной техники (винил и дальше), ужасные снобы.
Didimus
От пыли механический звукосниматель ещё быстрее испортится. Вероятно, это именно из-за неё те самые щелчки, которые и делают звук живым