Отправная точка — преобразование аналогового сигнала (звук) в цифровой, неизбежно приводит к потерям и искажениям, тем более что конечный результат стараются тем или иным способом сделать покомпактнее. Обратный процесс тоже ничего хорошего не добавит. Трагично и поучительно, что и сегодня, для «звуковоспроизведения высокой верности» наиболее близким к оригиналу массовым способом сохранения звукозаписи, как и при царе Горохе, остаётся грампластинка.

Как говорит наш дорогой шеф, в нашем деле главное — этот самый реализьм!
К/ф «Бриллиантовая рука».

На виниловой пластинке звук записан механически, это микроскопические канавки с рельефом, по которому скользит алмазная игла (обычно электродинамического) звукоснимателя; колебания её преобразуются в сигнал электрический. Воспроизведение грамзаписи, её проигрыватель — тонкая и точная электромеханическая система. Добавим, весьма уязвимая для внешних неблагоприятных воздействий и паразитных явлений, борьба с которыми — дело муторное и мало технологичное, а результат слишком громоздок и дорогостоящ для обычной гражданской аппаратуры. При этом причину основной массы призвуков, повозившись, можно нейтрализовать весьма простыми домашними средствами. Борьба же с остальными, едва слышными на очень высококачественной аппаратуре, стоит драконовских сил и средств. Замечу, мы говорим о составляющей объективной, без учёта понтов.

Ниже речь пойдёт о такой балконно-кухонной доработке проигрывателя грамзаписи Электроника ЭП-017 Стерео.

Фото 2. Электроника ЭП-017 Стерео. Высшая группа сложности, микролифт и кнопочное наведение иглы на нужную дорожку в случае дрожащих рук, кварцевая стабилизация и прямой привод вращения пластинки, электронный компенсатор скатывающей силы. Чужое фото из сети

К делу.

Фото 3. Доставшийся по случаю, не вполне работоспособный проигрыватель оживил заменой пары подозрительных электролитов и двух светодиодов в стробоскопе

Фото 4. Блок тонарма. Кроме прочего, имеет сложную сигнальную проводку, в том числе и реле, закорачивающее звукосниматель в режиме «Стоп». Сигнал с головки через разъём на задней стенке подаётся на внешний усилитель-корректор, своего у проигрывателя нет

▍ Демпфирование элементов проигрывателя


Это основная доработка, коснувшаяся проигрывателя — заглушить заметные вибрации у более или менее крупных поверхностей, тем более что некоторые из них весьма тонкие и лёгкие.

Фото 5. Изменения в тонарме — укорочение и упрощение сигнальных проводов, замена облегчённого сломанного табельного звукоснимателя ГЗМ-043 на имеющийся ГЗМ-005, демпфирование трубки тонарма. Узел пришлось частично разобрать

Фото 6. Трубку тонарма обернул малярным скотчем и заполнил монтажной пеной, пшикнул и на площадку для установки головки

Фото 7. Сняв платы, нанёс на все свободные места, возможно, более толстый слой акрилового герметика, дождался его затвердения, подрезая лишнее, установил элементы обратно

Фото 8. Края пластиковой крышки предохранил малярным скотчем и обработал внутреннюю сторону монтажной пеной

▍ Сборка проигрывателя


Фото 9. Срезая слой затвердевшей пены с крышки, по чуть-чуть и с тысячью примерок, добился посадки крышки на место

Фото 10. При этом верхний и нижний демпфирующие слои смыкались почти без зазора

Фото 11. Конструкция внешней сигнальной проводки от звукоснимателя. Выполнена двумя попарно экранированными, очень тонкими и мягкими проводками со множеством посеребрённых жил каждый. Обрезок выводов от какого-то промышленного датчика. На трубке тонарма провода закреплены тонкими колечками термоусадки, большая завитушка позволяет тонарму свободно поворачиваться. На разъёмах проводки закреплены за изоляцию капельками эпоксидной смолы (отмечено). На фото виден дополнительный грузик — пара пятирублёвых монет, компенсирующих больший вес нештатного звукоснимателя (отмечено)

Фото 12. Доработанный проигрыватель с откинутой верхней крышкой. На ней аналогично освободил от демпфирующего слоя пены, минимально возможное место для установки модулей стробоскопа с регулятором и платки с кнопками управления. На задней стенке нижнего алюминиевого шасси-корытца взамен мудрёного сетевого разъёма установил отдельную колодку для предохранителя и мощный несъёмный шнур питания. Сделал вывод-клемму от общего провода

Фото 13. Доработанный проигрыватель в сборе. Не установлен диск-платформа для пластинки. После доработки проигрыватель заметно потяжелел и по ощущениям стал напоминать этакий монолитный кирпич

▍ Усилитель-корректор RIAA


Механическая запись звука на виниловом диске имеет два трудно устранимых резонанса. Дешевле и проще их подавить и восстановить электрически, при помощи фильтров, в случае воспроизведения обычно представляющих собой частотно зависимую цепь обратной связи — дёшево и сердито. Лучшими звуковыми параметрами обладают схемы усилителей с пассивными цепями коррекции. Здесь изготовление такого рода необычного усилителя-корректора на вакуумных триодах 6Н9С.

Описание идеи, принципа работы, расчёта и выбора элементов с настройкой схемы в [2]. Настоятельно рекомендуется к прочтению, хотя бы как выдающийся образец технического одесского юмора. Прототип экспериментального усилителя описан в части №4, стр. 45. Его вариант на более распространённых лампах 6Н9С с корректировкой величин некоторых элементов [3].

Рис. 14 Усилитель-корректор RIAA «Гусь-Хрустальный-БМ» с пассивными и распределёнными цепями коррекции, использующими и «природную» индуктивность звукоснимателя. Схема электрическая принципиальная. Подробное описание, в том числе и рекомендуемые типы элементов [2, 3]. По сравнению с исходными в схеме оставлена только коррекция по Одесским Лаборантам, «с τ1 на входе». R12 настраивается [2, часть №5] для каждого звукоснимателя индивидуально

Фото 15. Корпус усилителя — открытое массивное деревянное шасси с лампами наружу. Собрано без затей, на столярный ПВА и саморезы, из 15-мм берёзовой фанеры с отделкой подкрашенным лаком. Почти весь монтаж изнутри на верхней крышке — входные и выходные гнёзда, панельки ламп и крупные ёмкости закреплены механически, мелочи распаяны на их выводах объёмным манером. Несколько дополнительных опорных точек — специальные изолированные контакты. Отверстия и пазы в фанере сделаны ручным фрезером, панельки и конденсаторы вклеены эпоксидной смолой. На фото — начало. Отмечены часовые гальванические элементы, с припаянными индиевым, легкоплавким припоем, проволочными выводами

Фото 16. Один из ключевых моментов сборки и большое неудобство — весьма точное соответствие элементов фильтра расчётным и нестандартным. Для этого нужные номиналы заранее и приблизительно подбирались из ряда обычных 10%. Каждая деталь приобреталась в десятке или более экземпляров, всё это добро перемерял на мосту В7 с точностью до 3 знаков после запятой. Из этого количества удалось подобрать или составить набор элементов для фильтров обоих каналов усилителя, с отклонением величин от расчётных не более 1%

Фото 17. Основная часть монтажа усилителя в сборе

Фото 18. Один из оригинальных моментов схемы — использование индуктивности звукоснимателя как элемента фильтра. Логично и компактно, но по специальной методике [2, часть №5] приходится подбирать соответствующий резистор (R12, рис. 14) индивидуально к используемой головке. На фото — импровизированный стенд для операции

Фото 19. Волнующий момент, первые прослушивания! К панели винил-корректора (отмечен на фото) на живую нитку прикрутил импровизированные ножки из кусочков фанеры, чтобы не помять монтаж, ещё нет покаскадных блокировочных ёмкостей, рядом макет блока питания. Проигрыватель только-только ожил после многих лет забвения

Фото 20. Усилитель-корректор грамзаписи в сборе, вид на монтаж. На деревянных площадках-ножках для виброразвязки корпуса отлил из силикона эластичные сантиметровые прокладки

Фото 21. Весь «короткий тракт» в сборе, общий блок питания усилителей — в макете. От звукоснимателя до АС три триодных каскада. Справа налево, снизу вверх — доработанный проигрыватель Электроника ЭП-017, усилитель-корректор RIAA, однокаскадный усилитель мощности на 6Э5П [5]

Фото 22.

▍ Блок питания (БП) усилителя-корректора RIAA


Выполнен аналогично и в одном корпусе с таковым для усилителя мощности [5].

Рис. 23. Выпрямитель, стабилизатор питания накалов ламп. Схема принципиальная. Обе нити соединены последовательно, кремниевый диод в «земляной» цепи 7812 повышает её выходное напряжение до требуемых 12,6 В

Рис. 24. Выпрямитель, стабилизатор питания анодных цепей. Простой, удобный, надёжный. Диодный мост, полевой транзистор и конденсаторы выбираются с учётом выходного тока и напряжения, цепочка стабилитронов его задаёт

Фото 25. Общий БП для усилителя мощности и корректора RIAA. Сборка, финишная прямая

Фото 26. Общий БП для усилителя мощности и корректора RIAA. Внешний вид. Многообмоточные стандартные трансформаторы позволили удобно реализовать мягкий старт всех напряжений и режим ожидания с пониженным напряжением накала и анодного — уменьшение износа ламп при недолгих перерывах в работе

▍ Итого


Некоторые характеристики усилителя в виде цифр — [2, 3]. Оценка проигрывателя до и после доработки приборно и даже на слух не проводилась, эффективность принятых мер неизвестна, но смею надеяться, что как минимум стало не хуже.

Усилитель-корректор играет хорошо, а на ряде записей демонстрирует истинные чудеса — невероятно живые, до шевеления волос на затылке, голоса, «глубину сцены», «пространство», где можно точно указать расположение инструментов и так далее. Несмотря на деревянный корпус и работу с микросигналом, фона нет совершенно, при этом отдельные выводы от «общего провода» схемы проигрывателя и усилителя-корректора и их соединение, обязательны.

С другой стороны — применение в проигрывателе нештатной головки заставило утяжелить рычаг тонарма, неровные пластинки теперь играют хуже задуманного. Сюда же и применение более толстых проводков в экране поверх тонарма. Простая схема усилителя-корректора обернулась большой и кропотливой работой по подбору элементов и настройкой. Из-за звукоснимателя, участвующего своей индуктивностью в коррекции, спонтанно подключить усилитель к другому проигрывателю нельзя. Некоторые экземпляры ламп, даже хорошего исполнения, в корректоре могут здорово микрофонить. Совмещённый БП позволил упростить и сэкономить, но в перспективе оказался неудобным. Раздельное ручное ступенчатое включение питания и режима ожидания требует инженерного образования и внимательности при эксплуатации. Монтаж усилителя получился неремонтопригодным.

▍ Литература


1. Проигрыватель грамзаписи «Электроника ЭП-017». Руководство по эксплуатации, инструкция по ремонту.
2. Е. Бабиченко, И. Гапонов. Усилители RIAA – коррекции на вакуумных триодах для «скоростных» (электродинамических) звукоснимателей. Некоторые принципы построения схем без обратных связей. Расчёт и настройка корректирующих цепей. Одесса, 2004 г.
3. В. Сёмин. Предусилитель-корректор RIAA «Гусь-Хрустальный» на 6Н9С.
4. 6Н9С справочный листок.
5. Однокаскадный ламповый усилитель для квартирной музыки. Авторский конспект.

На благо всех разумных существ. Babay Mazay, август, 2024 г.

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (27)


  1. eldog
    16.08.2024 09:04
    +14

     Трагично и поучительно, что и сегодня, для «звуковоспроизведения высокой верности» наиболее близким к оригиналу массовым способом сохранения звукозаписи, как и при царе Горохе, остаётся грампластинка.

    Отдельно иронично то, что современные грампластинки пишутся с цифровых оригиналов. Т.е. никакого аналогового совершенства в них уже нет, только аналоговое несовершенство привнесённое в изначально цифровой звук.


    1. BabayMazay Автор
      16.08.2024 09:04
      +7

      Так и есть. Существует правда, слабая надежда, что сохранился оригинал на студийной катушке, в аналоговом виде, но в целом, таки да, сегодняшний "винил" это просто дорогой фетиш.


      1. unreal_undead2
        16.08.2024 09:04
        +6

        Сейчас и в студии скорее цифра, только бит и килогерц побольше, чем в конечном продукте.


  1. Fishkarius
    16.08.2024 09:04
    +5

    А вот эти гальванические элементы в схеме усилителя - каков прогнозируемый срок их жизни? С учетом замечания о том, что усилитель неремонтопригоден.

    P.S.: Статья - суперторт! ))


    1. BabayMazay Автор
      16.08.2024 09:04

      Более или менее приличные часовые элементы в этой схеме практически вечны. Где-то Одесские Лаборанты об этом писали. Добавлю -- нужно только очень осторожно, без перегрева, припаивать или приваривать выводы.


  1. tuxi
    16.08.2024 09:04
    +5

    За Джетро Талла прям отдельный лайк! )


    1. BabayMazay Автор
      16.08.2024 09:04
      +1

      Спасибо! Он и впрямь, интересный товарищ! Отдельная радость -- оформление конвертов пластинок тех времен, с русским переводом и транскрипцией. Иногда добавляли что-то очаровательно непосредственное, вроде "Вокально-инструментальный ансамбль".


      1. tuxi
        16.08.2024 09:04

        Точно. В моем списке рок музыки - это самый сложный для моего понимания исполнитель, честно говорю, я туплю когда слушаю его. Но каждый раз цепляет чем-то и приходится возвращаться к нему. Шайтан какой-то.

        Ну и конечно же если и проверять такую технику (винил + пред) то на нем. Это прям в точку.


        1. BabayMazay Автор
          16.08.2024 09:04
          +1

          Видимо это оттого, что от души поет и сочиняет. Такое случается в любом жанре, хоть "Летят голуби над нашей зоной", хоть в поп-музыке. Алексей Кортнев из Несчастного случая, говорил, что есть два жанра -- "Рок-н-Ролл" и все остальное. Первое это то, что от души : )


        1. victor_1212
          16.08.2024 09:04
          +2

          В моем списке рок музыки - это самый сложный для моего понимания исполнитель

          prog rock высокого качества, Anderson вообще талантливый парень, многие тексты пока помню, не все конечно, но min несколько десятков, начиная с "we used to know", на всякий случай - если что не понятно пишите


          1. belch84
            16.08.2024 09:04
            +1

            Anderson вообще талантливый парень

            Еще и обладающий удивительным творческим долголетием

            Имел удовольствие видеть его живьём на концерте, как он становится на одну ногу. Он до сих пор выступает (ближайший концерт запланирован на 13 сентября в Швеции), но, кажется, на одной ноге уже не стоИт


            1. victor_1212
              16.08.2024 09:04
              +1

              контекст тоже интересен, в 60х blues был супер популярен в uk, много музыкантов оказались под прямым влиянием, типа ранний Mick Jagger по стилю что-то среднее между Howlin’ Wolf и Little Richard (когда-то не понимал этого по молодости :) ), на Eric Clapton влияние blues тоже очевидно, а вот Anderson скорее нет, насколько понимаю у него вообще типа аллергии на характерную в us манеру исполнения, что приятно, в смысле вполне за blues, но в оригинале, типа как в chicago, а не как в manchester uk


              1. belch84
                16.08.2024 09:04
                +1

                в 60х blues был супер популярен в uk, много музыкантов оказались под прямым влиянием ..., а вот Anderson скорее нет

                Не скажите, Catfish Rising вполне себе блюзовый альбом, ну, возможно, звучащий не совсем по-американски

                Still Loving You Tonight

                Это было, так сказать, то, с чего Jethro Tull начинали (This was)


                1. victor_1212
                  16.08.2024 09:04
                  +1

                  вполне возможно, поздние альбомы плохо знаю, типа интересы другие стали, в 80х больше Stevie Ray Vaughan слушал


  1. Javian
    16.08.2024 09:04
    +3

    Шпоном и лаком бы фанеру покрыть, а то не нароком могут выкинуть домашние, приняв за ненужные ящики :)


    1. BabayMazay Автор
      16.08.2024 09:04
      +4

      Давно дело было -- молодо-зелено, суетно -- лишь бы током не шарахало и ладно... А так-то да, шпон или даже натуральное дерево с красивой структурой, точеные ножки и декоративные элементы сверху -- "поддержать", темный прозрачный лак, полированные деталюшки из латуни -- выпиленные ювелирным лобзиком, те-же шильдики с пояснительными надписями... Это я сейчас, спустя 20 лет и живя в лесу, весь такой размеренный и неторопливый адепт Дзена : )


  1. Ivanii
    16.08.2024 09:04
    +3

    Для поглощения вибраций существует автомобильная виброизоляция и шумоизоляция. Ламповый усилитель и качественный звук очень трудно совместимы, не линейны они от рождения, а для ОС нужно высокое усиление.


    1. BabayMazay Автор
      16.08.2024 09:04

      Да, автомобильные мастики в подобном качестве здорово применяют, по крайней мере в АС. Что касается радиоламп, то вероятно сделать хороший инструментальный измерительный усилитель на них сложно, со всеми их шумами и дрейфами, а вот для звука напротив, легче, чем на транзисторах, хотя его приборные параметры, скорее всего будут хуже. В искажениях ламповых каскадов усиления, обычно сама собой получается приятная для слуха, удачная комбинация четных и нечетных гармоник.


      1. sterr
        16.08.2024 09:04
        +2

        Идиотизм чистой воды. Всем известно что вибрации поглощаются вязкими невысыхающими жидкостями, в том числе виброизоляцией А/М или бутилкаучуком. Ванну жестяную себе запеньте!


  1. INSTE
    16.08.2024 09:04
    +1

    Крайне противоречивое решение с гальваническими элементами в сигнальной цепи. Причем можно было бы сделать, чтобы через них не шел сигнал при помощи минимальных правок. Тут или гениальное решение какое-то, или просто глупость, потому что кто гарантирует линейность (и вообще воспроизводимость) характеристик элементов на переменном токе?


    1. BabayMazay Автор
      16.08.2024 09:04

      Увы, это не я разработал схему и являюсь лишь скромным адептом. Момент и в самом деле необычный и царапающий взгляд. По сему поводу много копий сломлено, но приведенный вариант, парадоксальным образом, лучший из возможных и определился прослушиваниями и длительной эксплуатацией. И не только в этом усилителе. Единственный его порок -- при разряде элемента лампа разгоняется. Нужен периодический контроль, а лучше индикация разряда, несколько усложняющая схему.


  1. PMA
    16.08.2024 09:04

    А точно R3 и R9 правильно подключены?


    1. BabayMazay Автор
      16.08.2024 09:04

      Они включены как задумано и идея тут такая, слово Одесским Лаборантам [2] -- (обозначения элементов оттуда же)

      "Прокомментируем подробно схему «анодной батареи» конденсаторов. Конденсатор Са1
      по качеству неотличим от Свых, а по номиналу не должен уступать последнему.
      Конденсатор Са2 – электролитический и, в общем-то, тоже должен быть хорошим. Но,
      как известно, «электролиты хуже плёнки». Причин тому много. Мы эдак поразмыслили
      и пришли к выводу, что основная «причина» - нелинейность и нестабильность
      «внутреннего» полного (комплексного) сопротивления электролитических
      конденсаторов. Причём, эти нелинейность и нестабильность носят «мгновенный,
      гистерезисный, полупроводниковый и токовый» характер. И мы просто добавили к этой
      нелинейщине существенную «линейность» в виде резистора Rc2, «застабилизировав»
      ток через электролит. Нам оппоненты могут возразить: ведь, назначение анодного
      конденсатора в том, чтобы сделать для переменной составляющей анодного тока лампы
      как можно меньшее сопротивление, а вы его увеличиваете! А давайте ориентировочно
      оценим номинал Rc2. Обычно Rа≈3÷10Ri, где Ri – выходное сопротивление лампы в
      рабочей точке (триодный каскад). Ri≈2÷50kΩ. Если выбрать Rc2≈0,1Ri, то уменьшения
      коэффициента усиления каскада практически не произойдёт. Выберем Rc2=200Ω, что
      ориентировочно в 100 раз больше предполагаемой нелинейной компоненты внутреннего
      сопротивления электролитического конденсатора Ca2. Сопротивление Rc1≈10 Rа не даёт
      задерживаться электрическим зарядам на обкладках Са1 и Са2 при выключении
      электропитания на «долгое время». Может быть даже Rc1 снижает интенсивность
      абсорбционных процессов в Са2. Или его (Rc1) роль – добавить «благородства» в
      звучание каскада путём искусственного старения анодных конденсаторов
      (контролируемый и линейный ток утечки)? Во всяком случае Rc1 не вредит звучанию."

      В общем, авторское видение и решение.


  1. sim2q
    16.08.2024 09:04

    в подвал фольга просится на стеночки


    1. BabayMazay Автор
      16.08.2024 09:04

      В принципе да, не повредило бы, но при условии отсутствия рядом крупного электромотора, или трансформатора, фона нет совершенно. Этому способствуют и глухо заземленные катоды ламп -- дополнительный экран от накалов. Еще обязательно соединение земляной шины корректора с "общим" проигрывателя. Если земли соединены только через экраны сигнальных кабелей, то Р-Р-Р-Р-ЫЧИТ!!!


    1. voooz
      16.08.2024 09:04
      +1

      Там магнитный металл минимум 1мм толщиной нужен, а не фольга...


  1. VT100
    16.08.2024 09:04
    +1

    ДД на виниле в любом случае сжимается...