Исследование, охватившее более 5 миллионов учеников из 58 стран, показало, что содержание математических тестов может непреднамеренно ставить в невыгодное положение учеников из семей с низким социально‑экономическим статусом. В чем проблема? Оказывается, математические задачи, связанные с деньгами, едой и социальными взаимодействиями, которые считались более «близкими» для детей из семей с низким доходом, на самом деле мешали им в решении задач. Почему так? Исследователи связывают этот феномен с социально‑экономическим статусом семьи, который сильно влияет на доступ к образовательным ресурсам, качество жизни и, следовательно, на когнитивное развитие.
Социально‑экономический статус — это социальное и экономическое положение человека или семьи в обществе. Он оценивается путем сочетания дохода, уровня образования и рода занятий человека или членов его семьи. Этот статус влияет на многие аспекты жизни, включая доступ к ресурсам и возможностям, что существенно влияет на результаты обучения.
Дети из семей с высоким социально-экономическим статусом:
Имеют доступ к лучшему образованию (репетиторы, развивающие занятия);
Живут в более стабильной среде;
Получают больше поддержки и возможностей для обучения.
Дети из семей с низким социально-экономическим статусом:
Часто испытывают недостаток в образовательных ресурсах;
Сталкиваются с ежедневными стрессами;
Имеют меньше возможностей для обогащения образовательного опыта.
Автор исследования, опубликованного в журнале «Science of Learning», Марджолейн Маскенс и ее коллеги отмечают, что в странах по всему миру тесты по математике играют решающую роль в определении сертификации и приеме в среднее и высшее образование. Такие тесты часто играют ключевую роль в формировании академического и профессионального будущего учащегося. Тесты по математике относятся к числу тестов, в которых дети из семей с высоким социально-экономическим статусом, как правило, справляются лучше, чем дети из семей с низким социально-экономическим статусом.
Эти утверждения заставляют задуматься. Нужно ли пересмотреть содержание математических тестов? Как создать более справедливую систему образования, которая не будет дискриминировать детей из семей с низким достатком?
Что если сделать тесты более «близкими» к повседневной жизни? Изначально исследователи предположили, что задачи, связанные с деньгами, едой и социальными взаимодействиями, могли бы помочь детям из семей с низким доходом лучше справляться с тестами. Ведь они сталкиваются с этими проблемами в реальной жизни, и задачи должны быть для них более понятными.
Однако, результаты исследования показали, что это не так. Исследователи проанализировали данные TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Studies) с 2007 по 2011 год, охватившие более 5 миллионов учеников 4-го и 8-го классов из 58 стран. Что они обнаружили?
• Дети из семей с самым низким социально‑экономическим статусом показали результаты на 16% (в 8-м классе) и 18% (в 4-м классе) хуже, чем дети из семей с самым высоким социально‑экономическим статусом, при решении задач, связанных с деньгами, едой и социальными взаимодействиями.
• Самый большой разрыв был в задачах о еде (22% ниже), а самый маленький — в задачах о социальных взаимодействиях (12% ниже).
Почему так происходит? Ученые считают, что такие задачи могут создавать непреднамеренные предубеждения в математических тестах для детей из семей с низким достатком. Это значит, что нужно переосмыслить методы проведения математических тестов.
Простой отказ от задач, связанных с деньгами, едой и социальными взаимодействиями, не решает проблему. Важно разрабатывать новые подходы, которые помогут свести к минимуму влияние предубеждений и сделать тесты более справедливыми.
У исследования есть некоторые ограничения.
Неполные данные о родительском образовании. У учеников с самым низким СЕС часто отсутствовала информация о образовании родителей.
Использование информации о количестве книг в доме. Вместо информации о родительском образовании исследователи использовали количество книг в доме как показатель СЕС, что могло немного исказить результаты.
Несмотря на эти ограничения, исследование подчеркивает важность справедливого подхода к созданию математических тестов: важно учитывать влияние социально-экономического статуса на результаты тестов и необходимо разрабатывать такие тесты, которые были бы справедливыми и не дискриминировали детей из семей с низким достатком.
Что дальше?
Необходимы дальнейшие исследования, чтобы лучше понять, как учесть социально-экономический статус при создании математических тестов.
Важно создать более справедливую систему образования, которая бы обеспечивала равные возможности для всех детей.
Статья, о которой мы говорили называется «Math items about real‑world content lower test‑scores of students from families with low socioeconomic status», и её авторами являются Marjolein Muskens, Willem E. Frankenhuis и Lex Borghans. Мы надеемся, что эта информация послужит хорошим началом для разговора о важности справедливого образования и о том, как создать более справедливую систему оценки знаний.
Комментарии (46)
vitslepukhin
25.09.2024 14:06Ну хорошо, сделали справедливые тесты. А в жизни деньги посчитать и решить жизненные задачи о еде и социальных взаимодействиях так и не получится у бедных. Может это просто корреляция, а не причинно-следственная связь?
vabka
25.09.2024 14:06Буквально написано же, что просто убрать тесты с такой тематикой - не вариант. Нужно подход к обучению менять.
alche
25.09.2024 14:06+19Эта заметка вводит в заблуждение.
Дети из семей с самым низким социально-экономическим статусом показали результаты на 16% (в 8-м классе) и 18% (в 4-м классе) хуже, чем дети из семей с самым высоким социально-экономическим статусом, при решении задач, связанных с деньгами, едой и социальными взаимодействиями.
В оригинале сравнение идет не между бедными и богатыми, а между результатами бедных в решении задач с едой, деньгами социальными взаимодействиями и средними результатами этих самых бедных: "we examine whether item content that is more likely related to challenges for
low-SES students (money, food, social relationships) improves their performance, compared with their average math performance."
Таким образом, речь идет о том, что нужно, видимо, избегать включать в тесты задачи определенной тематики, поскольку они каким-то неясным образом существенно снижают вероятность правильного ответа на них для определенной группы учащихся (из бедных семей).P.S. Под оригиналом я имел в виду саму работу, о которой идет речь. Заметка, с которой сделан перевод, сама содержит неверную трактовку. Так что претензия не к переводчику.
blik13
25.09.2024 14:06Тогда ещё нужно делать такое же сравнение для богатых. Вот у бедных задачи по еде решаются на 10% хуже их среднего результата, а у богатых на 10% лучше их среднего результата. В таком случае можно говорить что да, контекст задачи по-разному влияет на решение задач у разных групп населения.
avshkol
25.09.2024 14:06Здесь ещё нужно определиться, что для каждой из 50 стран эксперимента означают "бедные" и "богатые", и есть ли там обширный средний класс?
CatAssa
25.09.2024 14:06+8У плантатора было десять рабов - негров. Потом двух продали, а четверо убежали. Сколько рабов-негров осталось у плантатора, если половину сбежавших рабов поймали и вернули плантатору?
grizzly_8
25.09.2024 14:06+15— Я говорю, — терпеливо повторила девочка, — предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
— Два.
— Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, — так здорово подумал. — Два…
— Почему?
— Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
— У вас нет никаких способностей к математике, — с огорчением сказала девочка. — Займемся диктантом.
Dynasaur
25.09.2024 14:06+7Столько букав и никаких фактов вообще! Какие задачи ставились, как были отобраны группы, по каким критериям дети относились к тому или иному классу, как эти испытуемые решали задачи не про деньги и еду? Может быть, дети из необеспеченных семей вообще плохо решают задачи, не только про еду? Вместо букав надо было показать гистограммы и таблицу корреляции, мы бы сами посмотрели что на что влияет.
Zenitchik
25.09.2024 14:06+4Ученые считают, что такие задачи могут создавать непреднамеренные предубеждения в математических тестах для детей из семей с низким достатком.
Простой отказ от задач, связанных с деньгами, едой и социальными взаимодействиями, не решает проблему.
Взаимоисключающие параграфы детектед.
Jirabus
25.09.2024 14:06+5Добавлю, она не только математике мешает. Она вообще всему мешает.
Wesha
25.09.2024 14:06Вот вы тут ржОте, а у нас в институте была после пар математическая олимпиада. Я было пошёл, однако после того, как понял, что уже почти час размышляю не над задачей, а над тем, что, суко, жрать-то как хочется, собрал манатки и ушёл.
Dynasaur
25.09.2024 14:06Как ни странно, она помогает демографии. Одного взгляда на зависимость рождаемости от дохода достаточно https://ourworldindata.org/grapher/children-per-woman-fertility-rate-vs-level-of-prosperity
RoasterToaster
25.09.2024 14:06Близко, но нет конечно:)
Туда не впишутся богатые саудиты, евреи ортодоксы и ТД. Рождаемость зависит от прав женщин: если у женщины есть право самой выбирать когда и сколько рожать, право на аборт и медицинскую помощь, право на работу в офисе и контрацепцию то рождаемость падает.
А если ее никто особо не спрашивает, то рождаемость растет. Поэтому например наша программа стимулирования рождаемости не сработала. Не в доходах дело.
Отсюда забавный вывод: сами по себе человеки в добровольном порядке не размножаются, а скорее вымирают. Свобода личности = смерть общества. Такие дела, малята
Dynasaur
25.09.2024 14:06зачем спорить с фактами? на графике всё видно кто куда вписался. Найдите там саудитов. Евреи размножаются в основном за счёт бедных религиозных общин, богатые не особо.
RoasterToaster
25.09.2024 14:06Просто график прав женщин не любят рисовать. А любят вот это вот, для военных и колхолзников : вот гипербола, вот пер капита, вот фертилити. Факт, не поспоришь, просто и доступно, и думать не надо.)
Дело не в бедности, бедность скорее такое же следствие, а не причина.
Dynasaur
25.09.2024 14:06нарисуйте график прав женщин :-))) откройте людям правду! А то "демографы скрывают" :-)))
RoasterToaster
25.09.2024 14:06Для этого нужен простой советский ...
)))
ну правда, графики графиками,а механизм "я бедная и поэтому много рожаю" притянут за уши,а вот "меня е..ут и не спрашивают " уже заметно логичнее
NNMTM
25.09.2024 14:06Задачи про белочек и орешки спасут мир?
Kahelman
25.09.2024 14:06+2Не спасут. У задаст про еду и деньги глубокие корни: Берём книжку «Витя Малеев в школе и дома» задачи: сколько стоили пилы и топоры, стольк орехов собрали датчик и девочка, сколько стоит пробка и бутылка…
Если уж в СССР все задачи вокруг денег вертелись, то что о капиталистических странах говорить …. :)
CitizenOfDreams
25.09.2024 14:06+7Задачи про белочек и орешки спасут мир?
"На тонкой невесомой нити висит абсолютно упругая белочка..."
stanislavshwartsman
25.09.2024 14:06+3- Задача: на верёвке висит кирпич. По кирпичу стреляют из ружья, энергия пули в момент попадания в кирпич N джоулей, на какой угол отклонится кирпич...
- А может лучше про булочек задачки порешаем?
- нет проблем, на верёвке висит белочка ...
Wesha
25.09.2024 14:06+7— А может лучше про булочек задачки порешаем?
— нет проблем, на верёвке висит белочка ...А почему, спросите вы? Потому что мою булочку стырить хотела! >:=E
avshkol
25.09.2024 14:06+1Почему так происходит? Ученые считают, что такие задачи могут создавать непреднамеренные предубеждения в математических тестах для детей из семей с низким достатком. Это значит, что нужно переосмыслить методы проведения математических тестов.
Какие конкретно предубеждения? Если я из бедной семьи, я не смогу складывать рубли или яблоки, а кубики и паровозики смогу?
Думаю, всё дело совсем в другом - дети из бедных и неблагополучных семей хуже питаются, а иногда приходят голодными, или не имеют денег пообедать. И это снижает результаты там, где требуется напряжение внимания.
Kahelman
25.09.2024 14:06+1Они ответ дали. В начале статьи: дети из богатых семей получают лучший доступ к дополнительному образованию. Остальное - как мертвому припарки.
Если я могу нанять своему ребёнку репетитора, отправить на дополнительные занятия или купить больше книжек, то тот кто этого не может не сможет конкурировать.Как задачи не переписывай -результат не изменится.
avshkol
25.09.2024 14:06+1У ребёнка из богатой семьи столько соблазнов, что "лучший доступ к дополнительному образованию" - иногда это как те самые припарки...
DaneSoul
25.09.2024 14:06Зато у него нет мешающих стресс-факторов в виде шума от жилья кучи людей на малой площади и всяких маргинальных гулянок родственников "под градусом". А соблазны есть у всех детей, они просто разные - отсутствие денег не мешает слоняться по улицам с такими же друзьями.
Neitr
25.09.2024 14:06+4Вижу как раз обратную динамику. Дети из бедных семей хорошо помнят кучу ценников в в нескольких магазинах, хорошо считают процент акций и скидок, суммируют скидки если надо, часто могут сказать что в другом магазине без скидки дешевле чем в этом со скидкой, помнят сроки проведения акций и часы для пенсионеров (своих бабушек и дедушек), быстро складывают сумму покупок в корзине если надо купить больше определенной суммы, чтобы начислили двойные баллы на карту лояльности. Легко переводят все в цену за килограмм/литр (так как многие продукты сейчас то 800 грам, то 180 г, то 930 мл. (чтобы сравнить реальную цену разных позиций). И все это могут делать комбинированно. Встречал и более высокий уровень, когда ребенок посчитал не просто цену продукта, а разницу двух продуктов, с учетом траты на электроэнергию по 2-му тарифу для варки картофеля, чем купить уже вареный в вакууме еще и с учетом трудозатрат. Один ребенок вообще удивил сказав выгоду от выгона зеленого лука из репчатого в цветочном горшке. чем покупать зеленый сразу за 500 руб/кг. и т д
Дети же богатых родителей зачастую знают только как накидать в корзину в онлайн и доставку, и приложить папину безлимитную карточкуGwilwo
25.09.2024 14:06Какой процент таких детей из общей массы? И какое отношение это имеет к задачам в школе?
Neitr
25.09.2024 14:06Тут обсуждают только "задачи о еде и деньгах", но в целом процент, пропорции, сложение, умножение имеет прямое отношение ко многим задачам в школе, как и развитая память
ihouser
25.09.2024 14:06Видимо, задачки экспериментаторов вводили детишек в ступор ("что за хрень?"). А экспериментаторы, не бедные, не понимали что делают когнитивные ошибки.
MasterMentor
25.09.2024 14:06А чего удивляться? Когда одни на счётах считают про булочку, помидор да колбасу, а другие на цифровых машинах поля, самолёты и космические спутники рассчитывают - так и результаты тестов будут розниться.
Наши партнёры никогда не стремились дать хорошее образование населению (помимо узкого круга избранных лиц). Можно почитать историю образования для цветных в США. Полагаю, ситуацися с бедными на слишком иная.
В 1939 году Министерство сельского хозяйства США потерпело существенную критику от правительства из-за расовой дискриминации, угнетения рабочего населения (формально законы уже вступили в силу, а отношения к рабочим как к рабам остались ещё с прежних времён).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Исторически_чёрные_высшие_учебные_заведения
jbourne
25.09.2024 14:06+1Бедность сбивает детей с толку. А не задачи, как написано в заголовке. У задач все хорошо.
Подмена понятий детектед.
Neitr
25.09.2024 14:06+1Я вообще за равный старт для всех детей. Но к сожалению если люди организационно гипотетически еще бы могли сделать равный старт финансовый для всех детей в мире сделать (было бы желание), но вот природу заставить делать равный старт для всех - сложновато, хотя генная инженерия может скоро решит и это.
Думаю даже финансовый равный старт для всех детей дал бы большой профит в развитие и эффективность человечества, создало бы здоровую конкуренцию и убрало бы такую проблему как волны взлета и падения, когда "сильные люди создают богатые времена, которые создают слабых людей, которые создают плохие времена, которые создают сильных людей....."
ihouser
Т.е., если бедные дети хуже соображают, нужно подогнать тесты так, чтобы результаты тестов стали равны с другими?
ildarz
Не хуже соображают, а хуже решают задачи, если они связаны с определенной тематикой. "Я не отдам некту яблоко, хоть он дерись! " (с)
blik13
Из этой статьи такого не следует. Возможно в первоисточнике более корректно написано, но из этой статьи видно что дети из бедных семей плохо решают задачи связанные с определенной тематикой. Нет сравнения с тем, как они решают иные математические задачи. Возможно все остальные задачи они решают так же плохо и тематика тут вообще не играет роли.
Zhabrozavr
Ты каким местом читал, интересно? Дети бедных не соображают хуже, а испытывают психологический дискомфорт при решении задач с условиями определённой тематики