Исследование, охватившее более 5 миллионов учеников из 58 стран, показало, что содержание математических тестов может непреднамеренно ставить в невыгодное положение учеников из семей с низким социально‑экономическим статусом. В чем проблема? Оказывается, математические задачи, связанные с деньгами, едой и социальными взаимодействиями, которые считались более «близкими» для детей из семей с низким доходом, на самом деле мешали им в решении задач. Почему так? Исследователи связывают этот феномен с социально‑экономическим статусом семьи, который сильно влияет на доступ к образовательным ресурсам, качество жизни и, следовательно, на когнитивное развитие.

Социально‑экономический статус — это социальное и экономическое положение человека или семьи в обществе. Он оценивается путем сочетания дохода, уровня образования и рода занятий человека или членов его семьи. Этот статус влияет на многие аспекты жизни, включая доступ к ресурсам и возможностям, что существенно влияет на результаты обучения.

Дети из семей с высоким социально-экономическим статусом: 

  • Имеют доступ к лучшему образованию (репетиторы, развивающие занятия); 

  • Живут в более стабильной среде; 

  • Получают больше поддержки и возможностей для обучения. 

Дети из семей с низким социально-экономическим статусом: 

  • Часто испытывают недостаток в образовательных ресурсах; 

  • Сталкиваются с ежедневными стрессами;

  • Имеют меньше возможностей для обогащения образовательного опыта. 

Автор исследования, опубликованного в журнале «Science of Learning», Марджолейн Маскенс и ее коллеги отмечают, что в странах по всему миру тесты по математике играют решающую роль в определении сертификации и приеме в среднее и высшее образование. Такие тесты часто играют ключевую роль в формировании академического и профессионального будущего учащегося. Тесты по математике относятся к числу тестов, в которых дети из семей с высоким социально-экономическим статусом, как правило, справляются лучше, чем дети из семей с низким социально-экономическим статусом.

Эти утверждения заставляют задуматься. Нужно ли пересмотреть содержание математических тестов? Как создать более справедливую систему образования, которая не будет дискриминировать детей из семей с низким достатком?

Что если сделать тесты более «близкими» к повседневной жизни? Изначально исследователи предположили, что задачи, связанные с деньгами, едой и социальными взаимодействиями, могли бы помочь детям из семей с низким доходом лучше справляться с тестами. Ведь они сталкиваются с этими проблемами в реальной жизни, и задачи должны быть для них более понятными.

Однако, результаты исследования показали, что это не так. Исследователи проанализировали данные TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Studies) с 2007 по 2011 год, охватившие более 5 миллионов учеников 4-го и 8-го классов из 58 стран. Что они обнаружили?

• Дети из семей с самым низким социально‑экономическим статусом показали результаты на 16% (в 8-м классе) и 18% (в 4-м классе) хуже, чем дети из семей с самым высоким социально‑экономическим статусом, при решении задач, связанных с деньгами, едой и социальными взаимодействиями.

• Самый большой разрыв был в задачах о еде (22% ниже), а самый маленький — в задачах о социальных взаимодействиях (12% ниже).

Почему так происходит? Ученые считают, что такие задачи могут создавать непреднамеренные предубеждения в математических тестах для детей из семей с низким достатком. Это значит, что нужно переосмыслить методы проведения математических тестов.

Простой отказ от задач, связанных с деньгами, едой и социальными взаимодействиями, не решает проблему. Важно разрабатывать новые подходы, которые помогут свести к минимуму влияние предубеждений и сделать тесты более справедливыми. 


У исследования есть некоторые ограничения. 

  • Неполные данные о родительском образовании. У учеников с самым низким СЕС часто отсутствовала информация о образовании родителей. 

  • Использование информации о количестве книг в доме. Вместо информации о родительском образовании исследователи использовали количество книг в доме как показатель СЕС, что могло немного исказить результаты. 

Несмотря на эти ограничения, исследование подчеркивает важность справедливого подхода к созданию математических тестов: важно учитывать влияние социально-экономического статуса на результаты тестов и необходимо разрабатывать такие тесты, которые были бы справедливыми и не дискриминировали детей из семей с низким достатком. 

Что дальше? 

  • Необходимы дальнейшие исследования, чтобы лучше понять, как учесть социально-экономический статус при создании математических тестов. 

  • Важно создать более справедливую систему образования, которая бы обеспечивала равные возможности для всех детей. 

Статья, о которой мы говорили называется «Math items about real‑world content lower test‑scores of students from families with low socioeconomic status», и её авторами являются Marjolein Muskens, Willem E. Frankenhuis и Lex Borghans. Мы надеемся, что эта информация послужит хорошим началом для разговора о важности справедливого образования и о том, как создать более справедливую систему оценки знаний.

Комментарии (46)


  1. ihouser
    25.09.2024 14:06
    +5

    Т.е., если бедные дети хуже соображают, нужно подогнать тесты так, чтобы результаты тестов стали равны с другими?


    1. ildarz
      25.09.2024 14:06
      +15

      Не хуже соображают, а хуже решают задачи, если они связаны с определенной тематикой. "Я не отдам некту яблоко, хоть он дерись! " (с)


      1. blik13
        25.09.2024 14:06
        +8

        Из этой статьи такого не следует. Возможно в первоисточнике более корректно написано, но из этой статьи видно что дети из бедных семей плохо решают задачи связанные с определенной тематикой. Нет сравнения с тем, как они решают иные математические задачи. Возможно все остальные задачи они решают так же плохо и тематика тут вообще не играет роли.


    1. Zhabrozavr
      25.09.2024 14:06

      Ты каким местом читал, интересно? Дети бедных не соображают хуже, а испытывают психологический дискомфорт при решении задач с условиями определённой тематики


  1. vitslepukhin
    25.09.2024 14:06

    Ну хорошо, сделали справедливые тесты. А в жизни деньги посчитать и решить жизненные задачи о еде и социальных взаимодействиях так и не получится у бедных. Может это просто корреляция, а не причинно-следственная связь?


    1. vabka
      25.09.2024 14:06

      Буквально написано же, что просто убрать тесты с такой тематикой - не вариант. Нужно подход к обучению менять.


  1. alche
    25.09.2024 14:06
    +19

    Эта заметка вводит в заблуждение.

    Дети из семей с самым низким социально-экономическим статусом показали результаты на 16% (в 8-м классе) и 18% (в 4-м классе) хуже, чем дети из семей с самым высоким социально-экономическим статусом, при решении задач, связанных с деньгами, едой и социальными взаимодействиями. 

    В оригинале сравнение идет не между бедными и богатыми, а между результатами бедных в решении задач с едой, деньгами социальными взаимодействиями и средними результатами этих самых бедных: "we examine whether item content that is more likely related to challenges for
    low-SES students (money, food, social relationships) improves their performance, compared with their average math performance."
    Таким образом, речь идет о том, что нужно, видимо, избегать включать в тесты задачи определенной тематики, поскольку они каким-то неясным образом существенно снижают вероятность правильного ответа на них для определенной группы учащихся (из бедных семей).

    P.S. Под оригиналом я имел в виду саму работу, о которой идет речь. Заметка, с которой сделан перевод, сама содержит неверную трактовку. Так что претензия не к переводчику.


    1. blik13
      25.09.2024 14:06

      Тогда ещё нужно делать такое же сравнение для богатых. Вот у бедных задачи по еде решаются на 10% хуже их среднего результата, а у богатых на 10% лучше их среднего результата. В таком случае можно говорить что да, контекст задачи по-разному влияет на решение задач у разных групп населения.


      1. avshkol
        25.09.2024 14:06

        Здесь ещё нужно определиться, что для каждой из 50 стран эксперимента означают "бедные" и "богатые", и есть ли там обширный средний класс?


  1. CatAssa
    25.09.2024 14:06
    +8

    У плантатора было десять рабов - негров. Потом двух продали, а четверо убежали. Сколько рабов-негров осталось у плантатора, если половину сбежавших рабов поймали и вернули плантатору?


    1. exTvr
      25.09.2024 14:06
      +12

      А какую половину вернули, верхнюю или нижнюю?/s


      1. DASpit
        25.09.2024 14:06
        +1

        Левую


  1. grizzly_8
    25.09.2024 14:06
    +15

    — Я говорю, — терпеливо повторила девочка, — предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

    — Два.

    — Подумайте хорошенько.

    Буратино сморщился, — так здорово подумал. — Два…

    — Почему?

    — Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

    — У вас нет никаких способностей к математике, — с огорчением сказала девочка. — Займемся диктантом.


  1. Dynasaur
    25.09.2024 14:06
    +7

    Столько букав и никаких фактов вообще! Какие задачи ставились, как были отобраны группы, по каким критериям дети относились к тому или иному классу, как эти испытуемые решали задачи не про деньги и еду? Может быть, дети из необеспеченных семей вообще плохо решают задачи, не только про еду? Вместо букав надо было показать гистограммы и таблицу корреляции, мы бы сами посмотрели что на что влияет.


  1. Zenitchik
    25.09.2024 14:06
    +4

     Ученые считают, что такие задачи могут создавать непреднамеренные предубеждения в математических тестах для детей из семей с низким достатком. 

    Простой отказ от задач, связанных с деньгами, едой и социальными взаимодействиями, не решает проблему.

    Взаимоисключающие параграфы детектед.


  1. Jirabus
    25.09.2024 14:06
    +5

    Добавлю, она не только математике мешает. Она вообще всему мешает.


    1. Wesha
      25.09.2024 14:06

      Вот вы тут ржОте, а у нас в институте была после пар математическая олимпиада. Я было пошёл, однако после того, как понял, что уже почти час размышляю не над задачей, а над тем, что, суко, жрать-то как хочется, собрал манатки и ушёл.


    1. Dynasaur
      25.09.2024 14:06

      Как ни странно, она помогает демографии. Одного взгляда на зависимость рождаемости от дохода достаточно https://ourworldindata.org/grapher/children-per-woman-fertility-rate-vs-level-of-prosperity


      1. RoasterToaster
        25.09.2024 14:06

        Близко, но нет конечно:)

        Туда не впишутся богатые саудиты, евреи ортодоксы и ТД. Рождаемость зависит от прав женщин: если у женщины есть право самой выбирать когда и сколько рожать, право на аборт и медицинскую помощь, право на работу в офисе и контрацепцию то рождаемость падает.

        А если ее никто особо не спрашивает, то рождаемость растет. Поэтому например наша программа стимулирования рождаемости не сработала. Не в доходах дело.

        Отсюда забавный вывод: сами по себе человеки в добровольном порядке не размножаются, а скорее вымирают. Свобода личности = смерть общества. Такие дела, малята


        1. Dynasaur
          25.09.2024 14:06

          зачем спорить с фактами? на графике всё видно кто куда вписался. Найдите там саудитов. Евреи размножаются в основном за счёт бедных религиозных общин, богатые не особо.


          1. ildarz
            25.09.2024 14:06

            на графике всё видно кто куда вписался.

            Ложная зависимость — Википедия (wikipedia.org)


            1. Dynasaur
              25.09.2024 14:06

              Зависимость не ложная, а самая настоящая. Причём, там можно посмотреть по каждой стране эволюцию с 1950 года - и все треки тоже укладываются в общую обратно-пропорциональную зависимость. График - гипербола.


              1. ildarz
                25.09.2024 14:06

                а самая настоящая

                Клянётесь? Вам должны на слово поверить?

                там можно посмотреть по каждой стране эволюцию с 1950 года

                А никаких других процессов, могущих повлиять на рождаемость, в этих странах не происходило случайно?


                1. Dynasaur
                  25.09.2024 14:06

                  даже скучно отвечать


          1. RoasterToaster
            25.09.2024 14:06

            Просто график прав женщин не любят рисовать. А любят вот это вот, для военных и колхолзников : вот гипербола, вот пер капита, вот фертилити. Факт, не поспоришь, просто и доступно, и думать не надо.)

            Дело не в бедности, бедность скорее такое же следствие, а не причина.


            1. Dynasaur
              25.09.2024 14:06

              нарисуйте график прав женщин :-))) откройте людям правду! А то "демографы скрывают" :-)))


              1. RoasterToaster
                25.09.2024 14:06

                Для этого нужен простой советский ...

                )))

                ну правда, графики графиками,а механизм "я бедная и поэтому много рожаю" притянут за уши,а вот "меня е..ут и не спрашивают " уже заметно логичнее


                1. Dynasaur
                  25.09.2024 14:06

                  механизм другой, а зависимость такая


  1. NNMTM
    25.09.2024 14:06

    Задачи про белочек и орешки спасут мир?


    1. Kahelman
      25.09.2024 14:06
      +2

      Не спасут. У задаст про еду и деньги глубокие корни: Берём книжку «Витя Малеев в школе и дома» задачи: сколько стоили пилы и топоры, стольк орехов собрали датчик и девочка, сколько стоит пробка и бутылка…
      Если уж в СССР все задачи вокруг денег вертелись, то что о капиталистических странах говорить …. :)


    1. CitizenOfDreams
      25.09.2024 14:06
      +7

      Задачи про белочек и орешки спасут мир?

      "На тонкой невесомой нити висит абсолютно упругая белочка..."


  1. stanislavshwartsman
    25.09.2024 14:06
    +3

    - Задача: на верёвке висит кирпич. По кирпичу стреляют из ружья, энергия пули в момент попадания в кирпич N джоулей, на какой угол отклонится кирпич...

    - А может лучше про булочек задачки порешаем?

    - нет проблем, на верёвке висит белочка ...


    1. Wesha
      25.09.2024 14:06
      +7

      — А может лучше про булочек задачки порешаем?
      — нет проблем, на верёвке висит белочка ...

      А почему, спросите вы? Потому что мою булочку стырить хотела! >:=E


  1. avshkol
    25.09.2024 14:06
    +1

    Почему так происходит? Ученые считают, что такие задачи могут создавать непреднамеренные предубеждения в математических тестах для детей из семей с низким достатком. Это значит, что нужно переосмыслить методы проведения математических тестов.

    Какие конкретно предубеждения? Если я из бедной семьи, я не смогу складывать рубли или яблоки, а кубики и паровозики смогу?

    Думаю, всё дело совсем в другом - дети из бедных и неблагополучных семей хуже питаются, а иногда приходят голодными, или не имеют денег пообедать. И это снижает результаты там, где требуется напряжение внимания.


    1. Kahelman
      25.09.2024 14:06
      +1

      Они ответ дали. В начале статьи: дети из богатых семей получают лучший доступ к дополнительному образованию. Остальное - как мертвому припарки.
      Если я могу нанять своему ребёнку репетитора, отправить на дополнительные занятия или купить больше книжек, то тот кто этого не может не сможет конкурировать.

      Как задачи не переписывай -результат не изменится.


      1. avshkol
        25.09.2024 14:06
        +1

        У ребёнка из богатой семьи столько соблазнов, что "лучший доступ к дополнительному образованию" - иногда это как те самые припарки...


        1. DaneSoul
          25.09.2024 14:06

          Зато у него нет мешающих стресс-факторов в виде шума от жилья кучи людей на малой площади и всяких маргинальных гулянок родственников "под градусом". А соблазны есть у всех детей, они просто разные - отсутствие денег не мешает слоняться по улицам с такими же друзьями.


  1. Neitr
    25.09.2024 14:06
    +4

    Вижу как раз обратную динамику. Дети из бедных семей хорошо помнят кучу ценников в в нескольких магазинах, хорошо считают процент акций и скидок, суммируют скидки если надо, часто могут сказать что в другом магазине без скидки дешевле чем в этом со скидкой, помнят сроки проведения акций и часы для пенсионеров (своих бабушек и дедушек), быстро складывают сумму покупок в корзине если надо купить больше определенной суммы, чтобы начислили двойные баллы на карту лояльности. Легко переводят все в цену за килограмм/литр (так как многие продукты сейчас то 800 грам, то 180 г, то 930 мл. (чтобы сравнить реальную цену разных позиций). И все это могут делать комбинированно. Встречал и более высокий уровень, когда ребенок посчитал не просто цену продукта, а разницу двух продуктов, с учетом траты на электроэнергию по 2-му тарифу для варки картофеля, чем купить уже вареный в вакууме еще и с учетом трудозатрат. Один ребенок вообще удивил сказав выгоду от выгона зеленого лука из репчатого в цветочном горшке. чем покупать зеленый сразу за 500 руб/кг. и т д
    Дети же богатых родителей зачастую знают только как накидать в корзину в онлайн и доставку, и приложить папину безлимитную карточку


    1. avshkol
      25.09.2024 14:06

      Вы имели дело с увлеченными детьми, они могут быть из разных семей....


      1. Neitr
        25.09.2024 14:06
        +1

        Я знаю достатки семей детей о которых говорил.


    1. Gwilwo
      25.09.2024 14:06

      Какой процент таких детей из общей массы? И какое отношение это имеет к задачам в школе?


      1. Neitr
        25.09.2024 14:06

        Тут обсуждают только "задачи о еде и деньгах", но в целом процент, пропорции, сложение, умножение имеет прямое отношение ко многим задачам в школе, как и развитая память


    1. ihouser
      25.09.2024 14:06

      Видимо, задачки экспериментаторов вводили детишек в ступор ("что за хрень?"). А экспериментаторы, не бедные, не понимали что делают когнитивные ошибки.


  1. MasterMentor
    25.09.2024 14:06

    А чего удивляться? Когда одни на счётах считают про булочку, помидор да колбасу, а другие на цифровых машинах поля, самолёты и космические спутники рассчитывают - так и результаты тестов будут розниться.

    Наши партнёры никогда не стремились дать хорошее образование населению (помимо узкого круга избранных лиц). Можно почитать историю образования для цветных в США. Полагаю, ситуацися с бедными на слишком иная.

    В 1939 году Министерство сельского хозяйства США потерпело существенную критику от правительства из-за расовой дискриминации, угнетения рабочего населения (формально законы уже вступили в силу, а отношения к рабочим как к рабам остались ещё с прежних времён).

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Исторически_чёрные_высшие_учебные_заведения


  1. jbourne
    25.09.2024 14:06
    +1

    Бедность сбивает детей с толку. А не задачи, как написано в заголовке. У задач все хорошо.

    Подмена понятий детектед.


  1. Neitr
    25.09.2024 14:06
    +1

    Я вообще за равный старт для всех детей. Но к сожалению если люди организационно гипотетически еще бы могли сделать равный старт финансовый для всех детей в мире сделать (было бы желание), но вот природу заставить делать равный старт для всех - сложновато, хотя генная инженерия может скоро решит и это.
    Думаю даже финансовый равный старт для всех детей дал бы большой профит в развитие и эффективность человечества, создало бы здоровую конкуренцию и убрало бы такую проблему как волны взлета и падения, когда "сильные люди создают богатые времена, которые создают слабых людей, которые создают плохие времена, которые создают сильных людей....."