Бывает такое, что на вашем проекте есть эксперт, от которого вам надо получить ОК на документацию, или чтобы он сделал важную работу, которая находится на критическом пути проекта. И, внезапно, этот эксперт делать вашу свою работу и давать вам ОК вообще не торопится. Что с ним делать?

Бывает также и такое, что на проекте произошла неприятность, требующая немедленного извещения или решения вашего руководителя или Заказчика, а те не отвечают? А время идет, и вы понимаете, что в бездействии обвинят вас, РП, ведь именно вы должны были всех оповестить. Что тут делать?

Эта небольшая статья - продолжение цикла статей о том, чего не говорят на курсах РП: о тех самых софт-скиллах, которые потребуются Руководителю проектов с самого первого дня работы. Если вам интересны эти истории - читайте другие мои статьи на Хабре и подписывайтесь на мой ТГ канал "Морковка спереди, морковка сзади".

Как быть с экспертами, которые не отвечают

Если уважаемый эксперт вам не отвечает, есть следующие варианты "в лоб":

  • можно поругаться, но ругаться с ним бесполезно, он не ваш подчиненный, а выхода на его руководителя у вас нет;

  • можно написать, но это бесполезно: вы пишете письмо – он не отвечает;

  • можно подойти к нему или даже приехать, но тоже нет толку, вы ему только больше мешаете, и из-за вас он начнет работать еще медленнее...

Тем временем, ваши сроки едут вправо, проект срывается, и скоро вас начнут бить тапками, как неэффективного менеджера.

Админы, архитекторы, безопасники, юристы и не только они; с вероятностью 80% на вашем проекте есть хотя бы один такой эксперт. Если проект у вас большой, да еще и внутри крупной компании, у вас таких может быть с десяток ?

Как-то раз я делал проект, который требовал очень аккуратного проключения сетевых портов и каналов для обеспечения связанности всей задействованной инфраструктуры, включая мобильное приложение, растиражированное на несколько сотен тысяч пользователей заказчика. И все шло по плану, пока не пришло время опытной эксплуатации. В тестовом контуре приложение работало, а в продуктиве, при применении политик безопасности, все вставало колом. И чтобы понять, почему не работает, был нужен админ заказчика. А этот админ был у них расписан примерно на полгода вперед. Да и вообще, зарплата у него небольшая, он один, а нас много, и ему плевать, что у нас контракт, в котором прописаны штрафняки за срыв сроков. В тот момент я уже знал про магические "7 шагов", которые надо применять. После многократного применения этой волшебной таблетки, админ нашел время в своем сверхзанятом графике и спустя три недели непрерывных экспериментов, проект взлетел.

Что же такого особенного я сделал?

7 шагов

На самом деле, ничего особенного. Я его попросил. Но попросил особенным методом, состоящим из 7 шагов, выполняемых один за одним и по кругу, до победного конца.

Вот они:

  1. Я пишу. В мессенджер, письмом – зависит от формата согласования (если надо официально – письмом).

  2. Не отвечает в течение дня – звоню (вдруг руки у человека не дошли до почты).

  3. Если мы рядом, мне не сложно зайти. Могу даже подъехать: я не гордый и не сломаюсь, чтобы доехать в пределах одного города. Если человек занят, я спрошу, когда можно подойти. Если никогда - переходим к п4 дальше.

  4. Иду к своему руководителю и прошу помочь, иначе произойдет то-то и то-то. Руководителю от вас понадобится:

    1. Список рисков – грубо говоря, кто и с какой вероятностью умрет и почему;

    2. Список предложений по решению проблемы от вас – это чтобы не он думал за вас, а вы сами подумали заранее.

  5. Если руководитель забивает (так бывает), я еще раз, вежливо, делаю п3 (вдруг у человека время появилось), затем повторяю эскалацию руководителю.

  6. Если руководитель опять забивает (так тоже бывает), я пишу ему письмо, что есть проблема, коллега не может ответить. Прошу обеспечить ответ или найти другого специалиста, иначе будет плохо (задержка, перерасход или что там еще).

  7. Далее, с частотой 2 раза в неделю, я иду по этому кругу уже письменно. Письменно — это на случай, если кто-то из тех, кто забил, решит меня обвинить, что я ничего не делал.

Если вы не сделали все эти шаги, я вам, как руководитель, легко и доступно объясню, что вы не сделали все, чего вы могли, а отнеслись к своей задаче формально и наплевательски. Любой руководитель это вам объяснит в два счета, и потом не жалуйтесь, что вы не виновны, вы не знали, в Уставе так не написано, и по матрице RACI эксперт обязан отвечать. На это можно было сослаться при выполнении п 3 и 4, но прикрыться этим у вас не выйдет.

Если же вы все это сделали, можете спокойно заняться другими делами. Да, проект срывается, сроки едут, но вы, как РП, ко всем сходили, всех предупредили, все в курсе. И если ничего не меняется, значит вот такие приоритеты. Если возникнут вопросы к вам – вы просто достаете 10 писем, рассказываете, как вы ходили, просили и смело спрашиваете руководителя: «я сделал то-то и то-то, а что еще я мог сделать, на ваш взгляд?».

Мир не состоит из одного вашего проекта, в компании их могут быть одновременно десятки и сотни, и вы не знаете их критичности. Ваше дело сделать 7 шагов и пойти дальше.

Практика показывает, что при качественном выполнении указанных шагов, никаких претензий и вопросов к РП не возникает, и вы успешно решаете проблему «недоступного эксперта», независимо от того, ответил он вам или нет.

Что и требовалось сделать.

Как быть с руководителями или заказчиками, которые не отвечают?

Второй совет касается руководящего состава и правил эскалации. На Хабре написано много правильных статей о том, что руководителям не надо говорить о проблемах, надо предлагать решения. Это все так, но здесь речь пойдет о критичной ситуации которая только случилась и требует быстрой эскалации руководителю или заказчику. А руководитель или заказчик вас сбрасывает и вообще не хочет с вами говорить. Такое бывает: иногда заказчик уже знает о проблеме, понимает, что вы хотите разделить с ним ответственность и не хочет ее разделять. Как все таки добиться взаимности в этой ситуации?

На одном проекте по созданию ФГИС, который я вел, за день до сдачи были выявлены критичные ошибки, после чего вообще упал стенд, где должен был идти показ. Я был РП проекта, но за команду проекта отвечал не я, а другие коллеги-менеджеры (там была очень странная политическая обстановка). Нужно было дозвониться до руководителя разработчиков, чтобы он поднял свою команду, чтобы она подняла стенд и исправила ошибки. А это было воскресенье, ближе к вечеру - все, как полагается.

Разумеется, я написал в мессенджер, но ответа не получил. Затем я позвонил раз - ответа нет. Я позвонил второй - ответа нет. Очевидно, что в ситуации, когда упал стенд и система имеет критические ошибки перед ПСИ - это косяк менеджера. Я понял что "я позвонил" будет слабой позицией. Мне была нужна реакция. И тогда я позвонил еще два раза, после чего написал коллеге менеджеру смс: "у нас критичные ошибки к ПСИ и упал стенд. Нужна твоя помощь". Если он не отреагирует после этого - что еще можно сделать? И тут я получил ответ, который не забуду никогда, ответ был: "Я в опере!!" на что, разумеется, я ответил: "а проект в %опе!"

Проблемы были решена на следующий день, и в день сдачи наша команда, несмотря на политику, вышла единой, где никто никого не пытался обвинить. К РП вопросов не было - он махал красным флагом до последнего и больше он сделать ничего не мог.

С тех пор я научился простому правилу: "4 звонка и смс". Если тот, кто вам срочно нужен не берет трубку и не отвечает, не стесняйтесь позвонить несколько раз (потому что вы звоните по реально срочному вопросу не каждый день) и отправить смс. Смс точно дойдет и его можно прочитать на совещании , на встрече и тд.

Если вам кто-то действительно срочно нужен, примените правило "4 звонка и смс". После этого вы, как РП, можете расслабиться - вы сделали все, что от вас зависело, вопросов к вам не будет.

Тут добавлю на всякий случай: каждый день этим правилом пользоваться не надо - вас уволят как паникера, неспособного решать проблемы на своем уровне. Правило применяется только в случает реальных критов.

Итого

Руководитель проектов часто отвечает за проект в котором критичны люди, которыми он не управляет. У этих людей свои приоритеты, свои руководители и РП не может указывать им напрямую. Эти простые правила позволят вам решать вопросы там, где вы в явном виде руководить не можете. Вежливая настойчивость в рамках своего проекта творит чудеса, особенно, если она подтверждена перепиской, логами журнала вызовов и смс :)

Как говорится, добрым словом и пистолетом можно достичь гораздо большего, чем просто добрым словом (с)

Комментарии (17)


  1. rinace
    03.10.2024 04:48
    +6

    Бывает такое, что на вашем проекте есть эксперт, от которого вам надо получить ОК на документацию, или чтобы он сделал важную работу, которая находится на критическом пути проекта. И, внезапно, этот эксперт делать вашу свою работу и давать вам ОК вообще не торопится. Что с ним делать?

    Давным давно, лет 30 назад один друг сказал фразу, смысл и истинность которой , подтверждались и подтверждаются потом регулярно : "когда человек становится незаменимым, от него надо избавляться."

    Т.е. если ситуация дошла до описанной в самом начале статьи это косяк и глобальный залёт руководителя .


    1. Armann
      03.10.2024 04:48
      +1

      Согласен с вами. Тут только проблема - если проект вылетает за сроки, то бьют в первую очередь РП, а не того занятого админа и его руководителя.


      1. peterzh Автор
        03.10.2024 04:48

        Именно. И РП говорят, что он должен был найти способ договориться. Именно такой способ и описан в статье.


    1. peterzh Автор
      03.10.2024 04:48
      +3

      я согласен про незаменимых людей, это обязательно нужно делать, если такая возможность есть. В статье речь как раз про ситуации, когда избавится от такого человека РП не может. Очень часто на проекте есть согласованты со стороны заказчика, со стороны бизнеса или ИТ, которые не подчиняются РП никак. Просто РП говорят: пойди и согласуй инфраструктуру в ИТ отделе. А там сидит админ в режиме "я одна, а вас много" и ему этот РП вообще нафиг не нужен, у него и так реально 100 дел одновременно и РП - 101ое.

      Избавится от таких людей РП не может - он не функциональный руководитель.

      И надо учиться договариваться в такой среде. Статья про то, как это делать не ссорясь, а вежливо отставая свои границы в рамках приоритетов самой компании.


  1. Gromilo
    03.10.2024 04:48
    +5

    В итоге всё сводится к чем больше бумаги - тем чище задница.

    Т.е. когда дерьмо случится, нужно иметь доказательство, что лично ты сделал всё возможное и лично ты не виноват.

    ----

    Сначала мне казалось, что это просто такое отгребание последствий от себя, но вот что подумалось: если тот, в чью сторону отгребается будет понимать, что крайним будет он, проблема начёт решаться.

    Т.е. наша задача не только отгребсти от себя, но и сделать так, чтобы нужный нам человек знал об этом, замотивировался и решил нашу проблему :)


    1. peterzh Автор
      03.10.2024 04:48
      +2

      абсолютно точно, согласен на 100%.

      Это и есть передача ответственности другим людям: я делаю все, что могу, я подтверждаю это фактурой, и в этот момент другой человек понимает, что крайним совершенно обоснованно становится он и спихнуть ответственность с себя уже не получается.

      И внезапно он становится сговорчивым, с большим желанием помогать. И время находится и желание. Надо же :)


    1. wolodik
      03.10.2024 04:48
      +1

      Это же классика - человек решает только свои проблемы. Поэтому твоя задача - чтобы твоя проблема стала его проблемой :)


      1. peterzh Автор
        03.10.2024 04:48
        +1

        тут есть определённый баланс. Можно просто спихивать в стиле чайка-менеджмента, тогда это будет без уважения. А где нет уважения - нет хороших отношений.

        Я стараюсь всегда приходить с объяснением что , как и почему это важно. Именно поэтому я написал, что мне не лень поднять попу и доехать, поговорить, а не просто написать. Это - жест уважения. Если человек это не ценит или приоритеты другие - есть план Б. Если ценит - мы всегда договариваемся. И в следующий раз все описанные шаги уже не нужны, я просто звоню и вопрос решается за 5-10 мин, по братски)


        1. wolodik
          03.10.2024 04:48
          +1

          Да, конечно, я ниже примерно про это и написал - важно в процессе решения своих проблем, особенно путём передачи ответственности, быть аккуратным и не наломать дров на будущее.


  1. wolodik
    03.10.2024 04:48
    +1

    Можно сказать кратко: если не получается - не ждать а эскалировать, раз, и оставлять следы этого процесса -два :).
    Но всё написано по делу, правильно разжёвано. Что надо эскалировать через руководство только если не удалось договорится на горизонтальном уровне, и не эскалировать слишком часто - иначе это означает что надо что-то в консерватории менять.


    1. peterzh Автор
      03.10.2024 04:48
      +1

      ну я бы добавил - не делать это только один раз. А делать несколько раз. Быть вежливым, но настойчивым дятлом, который долбит.

      Один раз попросил эксперта помочь, а он не смог - старшие руководители всегда представят так, что эксперт был занят (у него же много дел), а РП не добился результата.

      А если РП пришел несколько раз, эскалировал несколько раз, а все забили... Ну что тут еще сделаешь, реально?


      1. wolodik
        03.10.2024 04:48

        Разумеется. Понятие "ждать" - это не добиться результата в надежде что эксперт вспомнит и ответит. "эскалация" это не несколько раз дёрнуть эксперта который не отвечает, а после нескольких неответов идти пинать его через руководство. Там же много страхов, особенно для неопытных РП - скажут что я сам ничего сделать не могу, обидятся что через голову лезу, станут работать строго формально, запишут в "ябеды". И у всех этих опасений есть резон, важно быть настойчивым но очень аккуратным.


        1. peterzh Автор
          03.10.2024 04:48

          100% да. вот статья как раз для тех, кто боится. Я сам долго учился этой аккуратной настойчивости и вижу, что новеньким ее не хватает.

          Пусть учатся)


  1. BASic_37
    03.10.2024 04:48
    +4

    Статью следовало бы назвать "как РП прикрыть свою задницу".
    В описанной вами истории стало жалко админа, он и так 1 и зп у него маленькая и дел у него 100 одновременно, а вы его виноватым пытаетесь сделать. Конечно когда он увидит это (попытки оставить его крайним) он попытается пошевелиться, но это скорее всего будет в ущерб других его дел и он всё равно останется виноватым в другом месте. Реальная проблема в этой истории, то что кто-то не может обеспечить требуемое количество персонала, достойную ЗП, а возможно и квалификацию, но это все связано... Но это конечно не ваши проблемы... Но, вы должны были пойти к руководителю админа и разбираться с ним, т.к.:

    1. Он расставил приоритеты админу и может их поменять

    2. Ещё раз напомнить ему о его проблемах с персоналом

    3. Ну и переложить ответственность все таки на того, кого надо, а не на бедного админа.


    1. peterzh Автор
      03.10.2024 04:48
      +1

      я не соглашусь про задницу :) эта задача , разумеется, есть, но она - вторая.

      первая задача - все таки решить вопрос и пихнуть проект дальше. Ничего личного, это просто наша работа.

      С админом история для меня такая (и, я считаю, так РП и должен работать): я к любому человеку в команде отношусь с уважением. К внешникам, как в примере - также. Я понимаю, что люди заняты и именно поэтому я готов приехать сам, лично, в любое удобное время, пояснить, что и зачем надо, чтобы решить это быстро, не занимая много времени. Могу не приезжать, а просто созвониться, как удобнее. Я понимаю, что у человека много дел, но мне дали именно его, и никого другого. Если он занят, я схожу к руководителю и расскажу, что человек занят, это не проблема. Если дадут все равно его, я опять приду к нему :)

      Действительно, есть много компаний, где люди перегружены из-за проблем с персоналом. Есть и другие случаи (я лично сталкивался несколько раз), когда у эксперта врубается "синдром вахтера" и он откровенно начинает "тренировать" РП. В целом, это должно быть неважно. Уважение и настойчивость открывают двери :)


    1. wolodik
      03.10.2024 04:48
      +1

      Это уже попытка делать не свою работу, что тоже неправильно. Идти к чужому начальнику чтобы рассказать о том какие у него проблемы в большинстве случаев непродуктивно. К проблемам "бедного админа" нужно относиться с пониманием, стараться минимизировать требуемые от него действия, прийти полностью подготовленным, чтобы он только "кнопку нажал". Но если это не помогает - в конце концов вы руководитель своего проекта, и платят за его реализацию, а не за вхождение в чужое положение.


      1. BASic_37
        03.10.2024 04:48
        +1

        Не понял про какую не свою работу вы говорите... И не надо никому рассказывать о чужих проблемах... Не продуктивно обхаживать админа который не хочет/не может сделать то что вы от него хотите. Мой сценарий:
        РП: надо сделать то-то
        Админ: Мне некогда, у меня другая задача
        идем к начальнику админа/пишем с копией своего начальника...
        РП: Мне от вашего админа надо то-то, он занят другим вашим поручением, у вас такие-то обязательства по проекту...
        Начальник админа либо меняет приоритеты и дает задание админу, либо посылает вас так как его задача действительно важнее, беря ответственность на себя и в любом случае задумываясь в очередной раз о нехватке кадров и получая доп. аргумент для расширения штата. Вы при этом получаете официальный ответ и прикрытую задницу, все в плюсе, если эту ситуацию можно так назвать