image

Американский альянс United Launch Alliance (ULA) объявил о закупке дополнительной партии из 20 российских ракетных двигателей РД-180 для своих ракет-носителей «Атлас V». Некоторое время в США действовал запрет на их закупку, но он был снят ввиду отсутствия альтернативы – ракеты-носители следующего поколения «Vulcan», которые по плану должны будут использовать двигатели производства одной из частных американских компаний, ещё далеки от завершения. До запланированного их появления должно пройти не менее 4 лет.

Двигатели для ракет нового поколения разрабатывают частные компании Blue Origin (двигатель BE-4) и Aerojet Rocketdyne (двигатель AR1). При этом BE-4 пока находится в разработке, а Blue Origin тестирует двигатель BE-3 для своего собственного проекта ракеты-носителя. Двигатель AR1 также находится в стадии предварительной разработки. Процедуру выбора двигателя для ракеты "Vulcan" планируется провести не ранее конца 2016 года.

Одноразовые ракеты «Атлас V» эволюционно продолжают серию ракет «Атлас». Первая ракета нового семейства взлетела ещё в 2002 году. Российские двигатели РД-180, производимые химкинским ОАО "НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко", стоят на первой ступени ракеты. Впервые двигатель был использован ещё в 2000 году на ракете «Атлас III». Его конструкция основана на двигателе советской разработки РД-170.

ULA поясняет, что эти двигатели помогут компании пережить «переходный период», длящийся в ожидании появления нового двигателя американской разработки.

Несмотря на отсутствие альтернатив, зависимость пусков от российских двигателей вызывает негативную реакцию у американских чиновников. По сообщениям WSJ, вопрос о закупке РД-180 у России вызвал бурные прения внутри Республиканской партии. Так, сенатор от штата Алабама Ричард Шелби назвал запрет на закупку «опрометчивой» мерой, «подрывающей нацбезопасность» США. А сенатор Джон Маккейн заявил, что решение снять запрет равносильно тому, чтобы «спонсировать российскую интервенцию на Украине и наполнять карманы путинской шайки головорезов».

В прошлом году частная американская компания Orbital Sciences заключила контракт на покупку у НПО «Энергомаш» 60 ракетных двигателей РД-181 на сумму в $1 млрд.

Альянс United Launch Alliance – совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, сформированное в 2006 году, и занимающееся разработками, связанными с космосом. ULA обеспечивает выведение космических аппаратов с помощью трех типов ракет-носителей — Атлас 5, Дельта-2 и Дельта-4. Семейства Атлас и Дельта используются уже более 50 лет.

Комментарии (44)


  1. mtp
    28.12.2015 01:17
    +12

    > Американцам снова пришлось закупать российские двигатели

    Правильный заголовок: Американцы пока решили продолжать закупать российские двигатели


    1. lostpassword
      28.12.2015 07:52
      +6

      Никакой разницы не вижу между этими вариантами.


    1. sergku1213
      28.12.2015 08:25
      +16

      Ну как же правильный. Американцы не хотели бы, и по-уму не должны бы были закупать российские двигатели, но пришлось. Альтернатива — полная остановка полетов ракет соответствующей фирмы в космос. Возобладала практичность — покупка комплектующих невозможных в производстве в стране в данное время, чтобы не останавливать отрасль на неизвестное время вовсе. Просто они прагматичны. Ваш заголовок звучит так: добрые американцы таки решили дать «подзаработать банде Путина» ещё немножко. Это не есть так. А вообще, если очень не нравится окружающая действительность, попробуйте сменить обстановку. Я в своё время сменил. Получилось — диалектично. Что-то хорошо, что-то — нет. Правда, может быть, переселяться уже несколько поздновато и трудновато — как говорят многочисленные родственники и друзья в Европах.


      1. zone19
        28.12.2015 10:09
        +4

        United Launch Alliance изначально планировал использовать российские двигатели. Если бы не война санкций, то в общем это положение держалось бы очень долго.


        1. voyager-1
          28.12.2015 11:57
          -3

          ULA уже поплатилась за свою любовь к дешёвым российским двигателям. Благодаря Blue Origin и SpaceX во главе с Маском — это всё уже с 2019 года начнёт заканчиваться, не о каких «очень долго» — даже без учёта всяких санкций, речи уже не идёт.


          1. Unrul
            28.12.2015 13:29
            +1

            Ну да, там сидят такие же управленцы и принимают такие же решение (не прямо ТАКИЕ ЖЕ, но тем не менее). Они бы и продолжали покупать российские двигатели, так как это гораздо проще и менее рисковано, чем полностью изобретать что-то своё подобное. Цитируя Маска: “There’s a tremendous bias against taking risks. Everyone is trying to optimize their ass-covering.”


      1. SPBNike
        28.12.2015 13:06
        -3

        По уму они должны были бы и дальше закупать, но их неадекватные политики идут против прогресса.


        1. voyager-1
          28.12.2015 14:11
          +3

          По уму — уже и до Airbas, и даже до «жирафа» ULA уже дошло, что надо многоразовую ракету делать, чтобы с Маском по цене конкурировать. И только наши и китайцы продолжают надеяться на почти бесплатном труде сотрудников космической отрасли «выехать».

          Только у нас даже с этим промах вышел — Ангара станет стоить как Протон только к 2020-м годам, когда собственно его и заменит. А будет ли она тогда хоть кому-то по цене Протона нужна — вопрос открытый.



        1. VenomBlood
          28.12.2015 22:16
          +2

          Так наоборот же — прогресс в отказе от одноразовых ракет полувековой давности и в переходе к многоразовым, чем они и занимаются.


  1. Just_Wah
    28.12.2015 10:02
    -26

    Пиндосы молодцы. Нет, чтобы использовать свои лунные двигатели, они вместо этого дают заработать потенциальному противнику ;)


    1. Black_Shadow
      28.12.2015 11:12
      +8

      У них нет лунных двигателей. Были во времена Сатурнов. Так же, как и самих Сатурнов больше нет, и не будет. Даже при наличии всех чертежей и прочей документации, не получится уже изготовить ни двигатели, ни сами ракеты, потому что всё было рассчитано под ту инфраструктуру и под те заводы, которых теперь нет. В итоге, если американцы вдруг захотят отправить новую пилотируемую миссию на Луну, им придётся заново разрабатывать ракеты и двигатели к ним.


      1. artemerschow
        28.12.2015 11:30
        +9

        Можете даже не пытаться. Это всё в им же поднятой теме разжевали не один раз, а всё бестолку.


      1. Just_Wah
        28.12.2015 13:02
        -19

        Хахаха. Это же гиктаймс, а не фриктаймс. Вы почитайте, какой бред вы несете. Даже не бред, это какой-то гимн невежеству.


        1. voyager-1
          28.12.2015 13:57
          +6

          Наши уже восстановили производство НК-33? А ведь создавали их в тот же период — значит по вашему получается — что Н-1 тоже не было. А производство ракета-носителя «Энергия» когда восстановили? То есть и «Буран» по вашей логике никуда не летал, гениально. Уже даже керосина того, на которых Союзы летали — и того уже нет.

          А вы пишете про то, что они обязаны были (лично вам — не иначе) сохранить производство ракетного двигателя, который им даже некуда было ставить. F-1 имел стартовую тягу в 690 тонн — вы бы для начала поинтересовались, куда они бы его поставили — а то у вас выходит бред из оперы «не читал, но осуждаю». Видимо NASA должно было тратить деньги исключительно для того, чтобы спустя 43 года (!) после последнего полёта на Луну доказывать таким вот, «альтернативно одарённым» людям, что они там были?

          Вы почитайте, какой бред вы несете. Даже не бред, это какой-то гимн невежеству.
          Вот почитаешь ваши посты — и именно такие мысли и возникают (и думаю — не только у меня одного). Ибо только по вашей логике выходит, что модернизацию РД-107 и ракеты «Союз» должны были заморозить, чтобы спустя полвека что-то кому-то доказывать по поводу полёта Гагарина или «Спутник-1».


          1. Just_Wah
            28.12.2015 14:09
            -9

            очевидно, вы не понимаете что такое разработка технологии (изделия) и его производство. Для вас сообщу, что технология — это способ получения; а производство — это процесс создания. Так вот не зная способа нельзя запустить процесс создания. Это работает только в одну сторону. Вы же (и многие, которых вы представляете) утверждаете, что можно производить не зная технологии. И я нигде не утверждал, что они обязаны сохранить производство. Я утверждал, что, повторюсь, производить и иметь технологии производства — не только не одно и то же, но без технологии не будет никакого производства. Вообще. Вы попробуйте немного включить голову и подумать над тем, что из чего следует. В ином случае это беспредметный разговор, т.к. вы упорно или включаете дурака или не понимаете что такое предмет разговора, т.к. утверждать что с закрытием завода закрываются одновременно и технологии (причем так, что их никто не может найти) может или провокатор или невежда.


            1. a_batyr
              28.12.2015 15:30
              +6

              утверждать что с закрытием завода закрываются одновременно и технологии (причем так, что их никто не может найти) может или провокатор или невежда
              • Ламповые ЭВМ не производят, технология закрыта за ненадобностью
              • Водородные дирижабли типа Zeppelin не производят, технология закрыта за ненадобностью
              • Парусные фрегаты и галеры не производят, технология вероятно устарела
              • Каменные топоры не производят, технология почему-то не пользуется спросом

              А вы попробуйте без завода ВАЗ (без заводских деталей) сделать какой-нибудь ВАЗ по чертежам, потом прикиньте какая будет себестоимость.


              1. Doktor_Gradus
                29.12.2015 01:30

                Кстати, насчёт парусников и галер — это не совсем так, производство парусных кораблей (не яхт, а именно кораблей) вполне себе существует. Например, в мире существует и ходит под парусом несколько реплик «Санта-Марии» и существует много реплик других знаменитых парусников. Причём при их строительстве вполне используются современные технологии.

                Другое дело, что массовости 18-19 веков и близко нет. Основные заказчики этой индустрии либо исторические реконструкторы, либо киношники.

                То же самое, наверное, можно сказать и про каменные топоры.


                1. a_batyr
                  29.12.2015 10:56
                  +2

                  Давайте разъясним терминологию. В данном контексте закрытие технологии не равно полной утрате технологии. То есть при вложении средств в разработку и построение технологической линии производства можно производить галеры, или, например, наладить массовое производство доспехов, вырастить стадо боевых лошадей, боевых слонов и черепах. «Технология закрыта» просто означает невозможность производить ввиду отсутствия технологической линии, но в случае построения завода у вас появится уже новая технология, поскольку новый завод будет существенно отличаться от завода двухсотлетней давности, не говоря уже про то что материалы и запчасти будут совсем другими.
                  Если по теме, то восстанавливая технологию производства сверхтяжелых РН мы получим новую РН, а как она будет называться SLS или ???????? это уже зависит от создателей. И это уже не будет Сатурном-5, но не надо так говорить будто это что-то плохое.


              1. Beholder
                29.12.2015 14:38
                +2

                Ламповые ЭВМ не производят, технология закрыта за ненадобностью
                Вот, кстати, да. Правильная аналогия. Казалось бы, примитивная и тупая по нынешним временам технология. А вот попробует пусть кто сделать полноценный компьютер на лампах с нуля. Года три уйдёт на разработку, со всеми опытными образцами и отладками. Да ещё года три на отработку серийного производства. И лампы уже выпускаются не те да не в тех количествах, и инженеры-схемотехники с этой базой разучились как следует работать. На Arduino только каком-нибудь нафигачить многие могут. Ну сохранились, конечно, архивы какие-нибудь, учебники да прочие книжки — вот только придётся их нынешнему поколению инженеров заново изучать.


                1. isden
                  29.12.2015 15:07

                  А тут недавно новость была, что лампы воскрешать хотят. Емнип, там можно частоты совершенно неприличные для кремния гонять.
                  Ну и кстати, насколько помню, мощные СВЧ лампы еще производят и вполне продают. А также обычные, в малых количествах для всяких специфических применений.


        1. Black_Shadow
          28.12.2015 16:20
          +1

          С зеркалом разговариваете? Если всё-же со мной, то аргументируйте свои выпады.


    1. r00tGER
      28.12.2015 11:42
      +2

      Может, просто, американцы не пытаются сделать из нас врага?

      Даже во времена холодной войны умудрялись как-то торговать, и сотрудничать.


      1. ad1Dima
        28.12.2015 12:09
        +3

        «спонсировать российскую интервенцию на Украине и наполнять карманы путинской шайки головорезов».

        А торговать и сотрудничать — это взаимный процесс, если что.


        1. MaxAlekseev
          28.12.2015 12:17
          +2

          Даже во времена холодной войны умудрялись как-то торговать, и сотрудничать.
          Поправка Джексона-Вэника смотрит на этот коммент с некоторым недоумением.


          1. r00tGER
            28.12.2015 12:28

            Необоснованное недоумение во взгляде. Были всевозможные ограничения и запреты, как взаимные, так и односторонние. Но, полного абсолютного запрета не было. Не говоря, уже о «хаках» в виде третьих стран посредников. Не смотря, на явную конфронтацию и полную идеологическую противоположность.


        1. r00tGER
          28.12.2015 12:35

          ..., если что

          А где вы увидели непонимание в моих словах?
          Или, вы решили огласить очевидную вещь, только ради возможности проявить надменность?


          1. ad1Dima
            28.12.2015 12:43
            +1

            Я увидел аргумент, который не подтверждает тезис. Из того, что американцы с нами торговали не следует то, что они не делали из нас врага, хотя бы потому, что мы с ними тоже торговали и делали из них врага.

            А насчёт США, ну вы посмотрите их комиксы и другую продукцию массовой культуры. Так уж и не делали, не делают?


            1. r00tGER
              28.12.2015 12:53
              +2

              Не делают. Давно уже не воспринимают нас, как основного! врага, и даже вообще, как врага. Сейчас Китаю намного больше внимания уделяют, как потенциальному врагу. И это, при том, что молодежь намного больше обеспокоена возможной эпидемий зомби, чем вторжением «злых русских» (если судить по комиксам).

              А тезис и был в том, что два врага, совершенно не скрывающих этого факта, сотрудничали (пусть и очень ограниченно).
              А сейчас не враги. Соответственно, сотрудничество в космической сфере не должно вызывать подобных недоумений, как у автора комментария, открывшего всю эту ветку.


    1. tundrawolf_kiba
      28.12.2015 14:05
      +3

      С лунными двигателями следующие проблемы:
      1) Часть спецов, которые разрабатывали те двигатели — уже не состоят в статусе живых
      2) Часть документации — утеряна
      3) Часть фирм, у которых закупали те детали — обанкротились/ были куплены/сменили номенклатуру производства.
      И из этого можно сделать вывод — чтобы использовать лунные двигатели — их, фактически, сначала нужно изобрести заново. А это не так дешево, особенно если нет подходящего проекта.


  1. Sergey_datex
    28.12.2015 10:30
    -12

    Зачем это здесь? Это политика.


  1. ZyUbRa
    28.12.2015 10:35
    +2

    Интересно, американцам отгружают двигатели с надписями на русском, или конкретно 180-е маркируют на английском?


  1. TIgorA
    28.12.2015 11:03
    +2

    А как же ответные санкции? Что вот так возьмут, и продадут проклятым пиндосам? А как же ядерный пепел, дидываевали?


    1. ad1Dima
      28.12.2015 12:18
      -1

      «ядерный пепел, дидываевали» — это отличный маркер пропаганды. просто пропаганды с другой стороны. Поздравляю, в попыткой уйти от «нашей» вы попали под «их».


      1. mtp
        29.12.2015 11:11

        Оказывается, есть еще какая-то «их» пропаганда. Сколько же процентов эфирного времени она занимает?

        Ну и и да, про «ядерный пепел» — это тоже вражеские, «их» призывы.


        1. ad1Dima
          29.12.2015 11:19

          1) Есть при чем «их» много. Например вот http://www.bbc.com/russian/news/2015/11/151123_bbc_world_service_funding
          2) Есть не только эфирное время. В интернете попасть под влияние пропагнды ещё проще, тут присутствует вовлеченность в процесс
          3) «ядерный пепел» — это образ который уже давно прихватизировала антигосударственная пропаганда, и я не оспариваю, что появился он изначально в государственной.


          1. VenomBlood
            29.12.2015 20:29
            -1

            Почему то некоторые считают что если кто-то говорит что-то плохое про «духовные скрепы», ксенофобию, клерикализацию и прочие атрибуты скатывания страны в средневековье — это обязательно «злая заморская пропаганда», о то что это просто вещание здравого смысла соответсвтующего 21му веку они почему-то не задумываются.


            1. ad1Dima
              30.12.2015 05:34
              +1

              Обобщения, упор на эмоции — признак пропаганды. И это не зависит от того, согласны ли вы с посылом или нет.


  1. joann
    28.12.2015 11:08
    +1

    А почему не слова о spaceX?


    1. MaxAlekseev
      28.12.2015 12:13
      +1

      Потому что капитализомневидимая рука рынка. Просто так никто не позволит выкинуть с очень денежного рынка Локхид и Боинг, даже если им приходится закупать русские двигатели. Ничего личного, только бизнес.


  1. JaLoveAst1k
    28.12.2015 14:25
    +1

    Странно как-то. Санкции же, как так-то.
    Надо было проявить инициативу и помочь Американским коллегам сдержать свое слово — отказать в продаже двигателей.


    1. kindacute
      28.12.2015 16:50
      +3

      Я конечно не спец, но вы же понимаете: отказали основному заказчику -> остановили производство (сократили) -> Не производили, утратили практику -> Себе сделали хуже. Помоему это как раз тот вариант когда выгодно продавать, а не кричать санкции


      1. JaLoveAst1k
        29.12.2015 02:00
        +1

        Я тоже не специалист, но учитывая то, сколько уже всего остановили/сократили — это получилась бы просто капля в море.
        Зато последовательно, без «двойных стандартов» %)


        1. ZyUbRa
          29.12.2015 03:21
          +3

          Зато последовательно, без «двойных стандартов» %)

          Не, отказывать в технологиях это не наша фишка, наша фишка не покупать яблоки) Это нам отказывают в технологиях, хотя как показывает практика с кучей оговорок.