Недавно попалась мне на глаза рекомендация от коллег из Яндекса. Они делали аудит рекламы одного из моих клиентов и заодно дали советы по сайту. Меня как ux-дизайнера удивили несколько из этих советов, сегодня расскажу об одном:
«Рекомендуем сделать кнопку отправки формы не активной до тех пор, пока пользователь не заполнит все обязательные поля».
Сразу хочется спросить: «Зачем?»
Давайте попробуем сравнить два сценария.
Сценарий первый: кнопка отправки формы активна
Пользователь смотрит на форму, смотрит на кнопку, и начинает форму заполнять. Доходит до конца, нажимает на кнопку. И для большинства пользователей на этом сценарий заканчивается. Данные отправляются, сценарий завершается.
Переходим к меньшинству, которое не заполнило все обязательные поля. Они кликают по кнопке и видят сообщение об ошибке. Оно объясняет им, что нужно заполнить все обязательные поля, чтобы форма отправилась. Плюс пользователи видят эти самые поля, они тоже подсвечены в форме.
Пользователям сразу понятно, что именно произошло и что надо делать дальше. Заполнили, отправили, сценарий завершён.
Сценарий второй: кнопка отправки формы неактивна
Пользователи смотрят на форму, смотрят на кнопку — и уже в этом месте начинают делиться на группы. Кто-то сразу понимает, что кнопка неактивна, и задаётся вопросом: а почему она неактивна? И точно ли она неактивна?
Часть пользователей кликает по ней, чтобы убедиться в неактивности. Часть и без клика верит в её неактивность и идёт искать информацию о том, как сделать её активной. Часть находит подсказку и внимательно заполняет форму. Но, как видим, пользователям уже на этом этапе приходится больше задумываться над происходящим, чем в случае с первым сценарием.
Двигаемся дальше. Кто-то изначально не понял, что кнопка неактивна (может у неё дизайн такой?), заполнил форму, кнопка активировалась, нажалась — и сценарий завершился успешно.
А кто-то вообще не обратил внимания на кнопку, заполнил форму, но не заполнил обязательные поля — и кликает по неактивной кнопке. Ничего не происходит. Сообщений об ошибках не возникает. Кнопка-то неактивна. Здесь какие-то пользователи пойдут искать инструкцию и разбираться, а какие-то просто покинут страницу.
Сразу сделаю оговорку: всё зависит от контекста. Если это какая-нибудь суперважная форма, которую обязательно нужно заполнить и отправить — пользователи будут биться об интерфейс, пока не разберутся. Им будет неудобно, но на конверсиях это не скажется. А если это очередная форма заказа чего-либо или записи куда-нибудь, где много конкурентных предложений, то можно и уйти.
Можно придумать костыль, когда при клике по неактивной кнопке появляется инструкция, как её активировать. Но тогда чем это отличается от первого сценария, кроме неочевидности?
Вывод
В среднем я бы рекомендовал не использовать в интерфейсах неактивных кнопок под формами. Вот причины:
Дизайн неактивной кнопки не всегда позволяет идентифицировать её как неактивную
Неактивная кнопка обычно не даёт подсказок, почему именно она неактивна
Мы не боимся того, что пользователь нажмёт на кнопку «отправить», когда не все поля заполнены. Ну нажмёт и нажмёт. Всё, что произойдёт — он получит объяснение произошедшего и инструкцию, что делать
Но это в среднем. В каждом конкретном случае нужно принимать решение отдельно. И, в первую очередь, уметь ответить на вопрос: «Почему мы так делаем?».
—
Полезные ссылки:
Статья «Как я проектирую формы».
Мой Телеграм-канал. Про проектирование интерфейсов и работу на фрилансе.