Привет, Хабр! Меня зовут Ольга Садчикова, я скрам-мастер из Ингосстраха. Да-да, тот самый человек, который всегда с утра с улыбкой наливает кофе и задаёт вопросы, на которые никто не хочет отвечать. ?
В эпоху удаленной работы нас всех накрыло одним большим одеялом дисконекта. Так, словно мы оказались в каком-то фильме ужасов, где «команда» — это не более чем призраки в Zoom. Я тут, чтобы поделиться парочкой фишек, как мы остаёмся на связи несмотря ни на что и укрепляем командный дух.
Давайте заглянем в «Проект Аристотель» от Google — это как научная версия «Секретов успешной команды». Сначала они думали, что ключ к продуктивной работе вместе — это опыт, образование, возраст и даже, представьте, соотношение интровертов и экстравертов. Но на деле оказалось, что важнее всего то, как организована работа и как чувствуют себя члены команды. Вот вам и секрет!
Почему же важна сплоченность команды? Дело в том, что она обеспечивает следующие преимущества:
высокая эффективность выполнения задач;
устойчивый состав;
тёплая атмосфера;
взаимовыручка.
А ещё в такую команду легко интегрироваться новичку: все процессы уже выстроены, общение налажено, а уровень влияния понятен и прозрачен.
За время своей работы я выработала 7 шагов, которые помогут сплотить команду и вам.
Шаг №1 – Придумайте название и логотип вашей команде
Не зря же говорят: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт»! Наша команда называется "Котики". И как известно, котиков любят все ? Название команды подчеркивает нашу дружелюбную атмосферу. А наш логотип стал одним из символов сплоченности и активно используется в наших мемах, на презентациях и даже на футболках. Это позволяет нам быть не только командой, но и настоящей котосемьёй!
Шаг №2 – Добавьте позитива
Так как на работе мы проводим большую часть дня, важно делиться позитивом с вашей командой. Смех и радость — это кирпичики, из которых строится комфортная атмосфера.
Мы кидаем в чат мемы, желаем друг другу хорошего рабочего дня, рассказываем забавные истории и то, как провели выходные или отпуск.
И уж если во время ответственной встречи с включенными камерами по вашему столу пройдет любимый котик, это точно не повод для грусти и извинений. Переведите в шутку и предложите тоже рассказать о питомцах и даже поделиться их фотографиями.
Шаг №3 – Повысьте вовлеченность каждого
Постарайтесь обеспечить разнообразие задач, развивайте T-shape подход, направленный на взаимозаменяемость и изучение смежных областей. Так иногда аналитик может помочь тестировщику, а разработчик что-то зафиксировать в ТЗ.
Используйте ротацию ролей. Например, каждый член команды может по очереди примерять роль скрам-мастера, проводить дейлики, ретро, демонстрации, а также делать презентации и заготовки для small talk.
Выражайте признательность. Каждое ретро мы говорим, чей вклад и помощь в прошедшем спринте были особенно ощутимы. Также мы часто говорим: «Котики молодцы», тем более что это чистая правда!
Создайте копилку благодарностей. Мы регулярно собираем обратную связь от заказчиков, фиксируем её на отдельной странице и время от времени заглядываем туда на наших командных мероприятиях.
Шаг № 4 – Включите камеры
Когда цель встречи – укрепление командного духа, очень важно собираться с включенными камерами. А вот на синхронизационных встречах и информационных обменах их можно выключить.
Если камеры на предстоящем звонке должны быть включены, пожалуйста, предупредите вашу команду заранее. Тогда никто не будет застигнут врасплох. Многие девушки не захотят общаться без макияжа, кто-то постесняется показаться перед коллегами в пижаме, а у кого-то на заднем фоне может быть неубранная постель или разбросанные вещи. Тут на помощь придут заставки и размытие фона.
Запаситесь тематическими атрибутами, если встреча проходит пред каким-то праздником. Например, в крайний рабочий день в году можно собраться нарядными, с веселыми головными уборами, ёлками и мандаринами.
И помните, чем чаще будете проводить встречи с включенными камерами, тем комфортнее будут ощущать себя на них ваши коллеги.
Шаг № 5 – Оцените и проанализируйте метрики
Предлагаю вам хотя бы раз в полгода проводить анонимные опросы по удовлетворенности процессами и атмосферой в команде. Также можно делать срезы и за более короткие промежутки времени.
Например, на ретро у нас стало традицией проставление оценки удовлетворенности спринтом по 5-бальной шкале. Для атмосферности к каждой оценке у нас подобран рисунок с котиком. Участники команды по очереди рассказывают о том, как прошёл их спринт и выбирают оценку в котиках. Позитивные моменты мы вносим в колонку «Что было хорошо», негативные – в «Что пошло не так». И вместе думаем над улучшениями, фиксируя в графе «Поиск решения».
Ставить плохие оценки – тоже нормально. На оценку влияют как рабочие моменты (успели ли в срок сделать всё, что запланировали, провели ли демо, какая была обратная связь от заказчика), так и личные факторы (кто-то приболел, кто-то счастлив, от того, что идёт в отпуск, кто-то грустит, что не дали отопление или идёт дождь). Проговаривание причин выбранной оценки позволяет чувствовать, что мы живые, лучше узнавать друг друга, радоваться удачам и поддерживать в непростые периоды. Такой подход помогает мне выявить риск выгорания и найти способ помочь коллеге. Иногда бывает достаточно провести встречу one-to-one.
После ретро я считаю среднее арифметическое значение удовлетворенности спринтом по проставленным участниками команды оценкам и заношу на графики в разрезе спринтов и инкрементов. Оценки помогают понять, какие нововведения в команду заходят, а что повторять не стоит.
График настроения команды – это не только душевное состояние, но и красный флаг о блокерах, мешающих работе команды, например, технические сбои и инциденты. Это маркер, который указывает, где скрам-мастер должен подключиться и посодействовать разрешению проблем.
Шаг № 6 – Придумайте традиции
Попробуйте все вместе сформулировать основные правила и традиции для вашей команды. Включите в перечень то, что считаете крайне важными составляющими эффективной работы в одной связке: от постановки сроков на конкретные задачи до обязательных встреч раз в день. Это можно оформить в гайдбук и выложить в базе знаний команды. Поверьте, это сильно может упростить онбординг новых участников, а также избежать недопониманий и конфликтов по поводу формата взаимодействия.
Маленькие ритуалы позволяют почувствовать общность, их легко внедрять и поддерживать. Но добавляйте их постепенно, чтобы избежать негативной реакции. На мой взгляд, лучшее время - вторая половина дня пятницы. Выбирайте идеи традиций из моего списка или придумайте свои!
Спринт в одной картинке. Попробуйте рассказать, как прошёл ваш спринт всего в одной картинке. Это может стать отличным подспорьем к началу обсуждений на ретро. А начавший говорить сможет передать слово коллеге, выбрав присланную им картинку на коллаже, подготовленном ко встрече.
Неформальный чат. Запустите чатик, где можно болтать на всякие нерабочие темы — типа «курилки» или «кухни». Мемы и гифки просто обязаны тут быть! Если сделаете свои локальные, то команда точно не останется равнодушной!
Виртуальный кофе-брейк. Запланируйте 1-2 раза в неделю собираться с чашечкой чая или кофе и обсуждать фильмы, книги, любые интересные темы. О работе не говорим!
Киберспорт и настольные игры. Если в вашей команде есть заядлые геймеры или любители настолок, то почему бы не устроить совместную игру? Это не только весело, но и шанс узнать друг друга получше! Видеоигры заставят даже тех, кто ни разу не виделся вживую, объединяться, чтобы справиться с трудностями и вырвать победу из лап противников.
Спортивный челлендж. Почему бы не устроить мини-соревнование? Например, кто больше шагов пройдёт за месяц. Делитесь своими успехами, поддерживайте друг друга, а в конце можно и памятный подарок для победителя придумать. Кто знает, может, именно ваш коллега станет новым чемпионом по шагам и получит звание "Самые быстрые лапки на Диком Западе"!
Онлайн-тимбилдинг. Квесты, загадки про коллег и шуточные задания скрасят серые будни и помогут лучше узнать друга. Также всегда можно вместе пройти онлайн-квиз и посоревноваться с другими командами.
Благотворительность. Попробуйте заниматься благотворительностью вместе (например, помогите приюту для бездомных животных).
Любимое кафе. Когда всей командой мы едем в командировку в Москву, ужинать всегда идём в один и тот же итальянский ресторан. Выбор обусловлен тем, что там есть большие круглые столы, за которыми помещается вся команда, и вкусно готовят.
Погодный мониторинг. Можно следить за погодой в городах, где находятся участники распределенной команды и обсуждать её при small talk перед дейликами.
Заряд витаминов и виртуальные обнимашки. Если ваш коллега приболел, ему будет приятно, если курьер привезет лимон с имбирем и фрукты, чтобы зарядиться витаминами и поскорее исцелиться.
Тайный Санта. Распределите участников случайным образом, ограничьте бюджет на подарок, включите фантазию и наблюдательность и порадуйте выпавшего вам коллегу сюрпризом к предстоящему празднику.
-
Поздравления с праздниками, подарки-сюрпризы. Сделайте приятное коллегам в важные для них даты, например, Дни рождения, свадьбы, Новый год, 8 марта или День программиста. Идеи подарков:
Букет цветов с курьерской доставкой на дом. В некоторых сервисах доставки даже не обязательно знать точный адрес получателя, достаточно указать город и номер телефона виновника торжества. Курьер свяжется сам и уточнит детали.
Приятные мелочи (стикеры, кружки, ручки, свечи, вкусняшки, hand-made открытки).
Полезные подарки с учетом хобби, отправленные по почте или в пункт выдачи одного из любимых маркетплейсов. В день Х достаточно отправить коллеге QR-код для получения и адрес пункта выдачи.
Подарочный сертификат в интернет-магазин. Они есть почти любого номинала. К тому же их можно сопроводить открыткой и поздравлением.
Шаг № 7 – Встретьтесь офлайн
Попробуйте собираться всей командой хотя бы раз в год. Будет круто, если выберетесь на какое-то обучение, конференцию или корпоратив, а потом сходите в кино, боулинг, на каток, в караоке или в ресторан. А если вдруг захотите «выпустить пар», почему бы не зажечь на пейнтболе? Это отличная возможность узнать, кто из ваших коллег — настоящий стратег, а кто просто метатель краски!
Можно самоорганизоваться в мини-путешествие. Приехать туда, где живёт кто-то из вашей команды — это же как VIP-тур! Попросите своего коллегу заранее продумать культурную программу и вперёд за новыми приключениями!
А вы готовы к переменам?
У нас в команде 8 человек, работающих на удалёнке из разных городов России-матушки (Москва, Самара, Новокуйбышевск, Тольятти, Краснодар). Внедрение 7 шагов, описанных выше, позволило добиться следующих результатов:
за 6 лет работы у нас практически нулевая текучка;
все взятые в работу задачи выполняются в срок (это действительно так, даже если в это сложно поверить);
команда самоорганизована и способна брать задачи со звёздочкой, не боится вызовов;
часто ребята в команде говорят, что какие бы бури не происходили во вне, главное в нашей котосемье всегда царит взаимопонимание и взаимовыручка.
Надеюсь, мои советы помогут вам наладить крепкие связи с коллегами и сделать вашу совместную работу ещё приятнее! 7 шагов реально работают! Проверено на Котиках ?
А что помогает в объединении команды вам? Делитесь в комментариях!
Комментарии (10)
Spanny
02.12.2024 14:24А подскажите, пожалуйста, что такое T-shape подход? Ранее не сталкивалась с таким термином
olga_sadchikova Автор
02.12.2024 14:24T-shape подход направлен на развитие не только в своей специализации, но и в смежных направлениях. В букве T вертикальная черта отражает экспертность в основной области, а горизонтальная - говорит о навыке сотрудничать и применять компетенции в смежных областях, отличных от своей основной.
На мой взгляд, это способствует взаимозаменяемости в команде, росту насмотренности и повышению стоимости специалиста на рынке.
Grikhan
02.12.2024 14:24Похоже, что много эстрогена в команде у автора. Конечно, здорово, что в команде есть тот, кто занимается анализом настроения команды, эдакая мамка, которая и правила выдумает и проблемы перепадов настроения с дочками обсудит и витаминки купит.
На мой взгляд, подход рабочий и команде, наверное, повезло. Есть чему поучиться.
olga_sadchikova Автор
02.12.2024 14:24Спасибо за мнение! Какой из шагов, описанных в статье, вам показался наиболее применимым?
Grikhan
02.12.2024 14:24Ну, скорее, ваши шаги - не шаги, а принципы организации: нельзя одновременно сделать несколько шагов. Например, вы заставили задуматься, что в команде с большим процентом женщин и зуммеров нужны "котики" и "мемчики", которые не будут так отвлекать, как в преимущественно зрелом (в смысле не совсем возраста, а больше отсутствия инфантильности) мужском коллективе, а будут отвечать восприятию мира и, как следствие этой, скорее женской, потребности в параллельных задачах, нужно ставить задачи не как части общей цели, требующие предельной концентрации и результаты решения которых должны приводить к эйфории, а много маленьких, интересных клиповых задачек (как - второй вопрос) и придумывании "праздника". Обычно, принято заниматься устранением раздражителей и развитием культуры, а не навязыванием традиции, которое само по себе может быть очень сильным раздражителем (вот эти вот HR-ужимки с тимбилдингами, которые, похоже, ошибочно усмотрели в статье минусёры). Определенному (как я сначала назвал - эстрогеновому) коллективу, вероятно, следует сначала навязать правила, аккуратно, по вашему примеру, не по-казарменному - я сталкивался с тем, что почему-то в коллективе культура не формируется, сохраняется хаос вместо самоорганизации, свойственной команде профессионалов, а ваша статья натолкнула на мысль, что в зависимости от возрастно-половой пирамиды коллектива может возникнуть необходимость не в мониторинге культуры для ее дальнейшего развития, а в искусственном привнесении традиции, как у вас. Вы заставили взглянуть на начальный этап формирования команды с другой стороны. Спасибо за вызванную рефлексию.
olga_sadchikova Автор
02.12.2024 14:24Мне очень приятно, что статья вызвала много реакций и комментариев.
Буду рада, если тоже поделитесь инструментами, помогающими вам строить дружные и сильные команды!
MHP_Fan
Пытался делать игру в команде на энтузиазме. Несмотря на то, что люди соглашались, через неделю или более отваливались по каким-либо причинам. Либо перестало быть интересно, либо лень и т.д. Теперь я сам себе студия, разве что играть музыку не умею, поэтому композиторы бы не помешали.
olga_sadchikova Автор
А что за игра?