Какая-то когорта людей, услышав о внедрении перфоманс ревью, отреагирует резко негативно из‑за предубеждений о том, что это инструмент для увольнения неугодных. Кто‑то подумает об этом как о системе доносов на коллег, а сами доносчики будут еще и в числе «хороших полицейских» у руководства. А кто‑то не верит в эту инициативу и не тратит время. Я с этими убеждениями в корне не согласна и приведу ряд причин, по которым сама люблю перфоманс ревью.

Начнем с базы: что такое перфоманс ревью (ПР)?

Performance Review — это оценка производительности сотрудников за квартал\год. Оценка нужна для измерения достижений сотрудников, их профессиональных навыков и поведения в рамках выполнения работы.

Основные цели ПР:

  1. Оценка текущих результатов;

  2. Определение сильных и слабых сторон;

  3. Установка целей и путей для их достижения;

  4. Разработка индивидуальных планов развития;

  5. Повышение мотивации и вовлечённости;

  6. Укрепление коммуникации между сотрудниками и руководством.

Как вы можете увидеть, в определении нет ничего про увольнения, наказания или доносы. Бизнес заинтересован в росте, а без роста сотрудников его не достичь. Рост может быть заметен только если есть промежуточные показатели. Для этого и используется ПР.

Внедрение перфоманс ревью без должного объяснения целей и формата оценки, мне кажется, обречено на провал. В идеале, мне как сотруднику, который будет оценивать, и которого будут оценивать, хотелось бы 2 встречи\презентации:

  • общая на всю компанию, где говорят о целях для бизнеса, о выгоде сотрудников, какие инструменты будут использованы, сроки и тд.

  • командный синк, на котором менеджер сможет в формате ретро собрать опасения\вопросы сотрудников и вместе с HR ответить на них.

Плюсом будет обучение по обратной связи: как ее давать и как реагировать. Формат, на мой взгляд не так важен: воркшоп, внутренняя или внешняя статья — главное, чтобы хоть какой‑то референс у сотрудников был.

Я расскажу о формате ПР, который мне больше всего нравился в одной из компаний. Он состоял из 4 пунктов:

  1. Самостоятельная оценка

  2. Ревью менеджера

  3. Ревью коллег

  4. Обсуждение результатов с менеджером

Давайте по порядку.

Оценка себя

Для меня перфоманс ревью полезен в первую очередь из‑за первой части. Это анкета, в которой я могу порефлексировать о результатах на работе за последние 3 месяца/полгода/год, смотря какой промежуток будет выбран. У меня бывали моменты, когда я думала «а зачем я вообще все это делаю? не бесполезно ли все это?», и именно перфоманс ревью помогал мне вернуть профессиональные ориентиры.

Выписав свои проекты и их влияние, я понимала, чем занимаюсь большую часть времени и на сколько это полезно. Плюс, в моей оценке всегда был блок про развитие, где у меня стабильно прописывалось по 2–3 пункта об обучении, что тоже давало мне уверенность в том, что я не стою на месте.

Я думаю, что нет ничего плохого если вы не прошли новый курс, не прочитали книгу из вашей проф области, не выступали и не посещали конференцию, но что‑то новое наверняка случилось. Может быть вы поделились своими знаниями, стали наставником, поменяли шаблоны в команде, проводили интервью для собеседования или по матрице компетенций — новый опыт, это тоже новые знания, это тоже развитие. Если и тут ничего не произошло, то не стесняйтесь это честно прописать: «в этом полугодии у меня были сплошные переработки, на развитие времени нет», «в этом квартале я стал папой и я учился в другой сфере», «у меня было запланировано обучение, но бюджет урезали, и я остался без курса». Такие вещи подсветят вашему менеджеру проблемы, которые он может адресовать ответственным за это людям, или просто напомнят руководителю, что вы тоже человек, а не беспрерывно обучаемая нейросеть. В общем, самостоятельная оценка это ваша возможность трезво рассмотреть свой прогресс.

Многие мои коллеги не любили эту часть (селф‑ревью), так как приходилось вспоминать, что вообще происходило все это время. И я тут вовсе не обвиняю их в плохой памяти, я тоже быстро не вспомню, какие задачи были в начале квартала. Поэтому в течении квартала я вела что‑то вроде личного дневника:

Проект -> Мои зоны ответственности -> Мои результаты -> Что могла бы улучшить

Такая схема очень выручала меня, сокращая время на прохождение оценки. Плюс так больше шансов не забыть о неключевых моментах: например, я сдала документацию раньше срока, все по высшему разряду, заказчик доволен, но спустя неделю оказалось, что ссылки ломаные. Значит я упустила момент ревью материала и надо над этим поработать: взять в привычку отправлять коллегам статьи на ревью перед отправкой. Подобные мелочи могут легко ускользнуть от нашего внимания спустя недели после задачи.

Зоны роста — это, наверное, ключевая ценность ревью, и для сотрудника, и для бизнеса. И так как руководство в этом заинтересовано, можно смело просить все необходимые ресурсы: бюджет на конференцию, выделить рабочие часы для написания статей на внешние ресурсы, нематериальные и материальные бенефиты для поднятия мотивации. Например, вы устали от удаленки, но переезжать в город, где есть офис не готовы — попросите компенсацию расходов на коворкинг. Естественно это не работает в сию секунду, но чем больше сотрудников поднимет этот вопрос, тем вероятнее компания одобрит эту инициативу.

Review коллег

Тут ситуация чуть сложнее, так как зависит от того, сколько коллег вам надо оценить. У меня была небольшая команда и это не занимало много времени. Плюс у нас были регулярные встречи с коллегами, поэтому не нужно было вспоминать, когда и в чем мы пересекались в последний раз. Тут главное не пытаться отделаться с опросом как можно скорее, а продуманно дать обратную связь. Если коллега без предупреждений отменял или переносил встречи — напишите об этом, если коллега не успевал сдать задачи в срок — напишите, что стоит проработать вопрос оценки времени на выполнение задач. Просто не надо делать это в токсичной форме и тогда все будет оки.

Если вы не уверены как деликатно дать обратную связь, то можете воспользоваться схемой сендвич:

Пример:

Что было хорошо

С коллегой А мне всегда приятно работать, быстро и подробно отвечает на вопросы в чатах.

Что можно улучшить

Правда несколько раз коллега А отправляла документацию с опечатками из-за чего этап ревью затянулся.

Мотивирующие выводы

Коллега А часто проявляет инициативность во внутренних проектах команды. Но лучше перед отправкой документов еще раз самостоятельно ознакомиться с отчетами, чтобы процесс ревью другими командами проходил быстрее.

Конечно, бывают случаи (и наверное их большинство), когда у вас нет никаких нареканий по работе ваших коллег и вам остается разве что поставить 5 из 5. Однако, я все же рекомендую оставить комментарий, который чуть больше раскроет вашу оценку. Если есть за что похвалить — похвалите, есть чем восхититься — восхититесь.

«Не знаю как коллеге Б это удается, но я каждый квартал вижу новость о новом сертификате. Мое уважение!», «Каждый раз радуюсь совместной задаче с коллегой В, так как точно знаю, что все будет сделано в лучшем виде», «Очень часто встречаю имя коллеги Г в конфлюенсе, за что премного благодарна, так как, к сожалению, очень мало наших коллег составляют такую качественную документацию. Думаю коллеге Г стоит провести воркшоп по этой теме» и тд.

Мы существа социальные и нам нужна оценка общества, такие комментарии в перфоманс ревью сильно обрадуют ваших коллег и смотивируют продолжать работать в том же формате.

Но если вам совсем нечего написать — не пишите. Лишняя вода никакого эффекта не возымеет и вы сэкономите свое время.

Ревью руководителя

Дисклеймер: если ваша коммуникация с руководителем\менеджером оставляет желать сильно лучшего, то вам стоит обратиться к HR, чтобы третья сторона помогла вам разрешить вопросы. Если вы не доверяете вашему HR в независимости его позиции, то тут я точно не возьмусь за советы — не эксперт в этом.

В моем опыте у меня всегда были удовлетворительные отношения с руководителями, где‑то чуть теплее, где‑то холоднее, но нам всегда удавалось договориться. Не смотря на доверительные и с кем‑то даже откровенные отношения, в перфоманс ревью я не прописывала личные моменты, их я оставляла на 1:1, чтобы у HR тоже не было к ним доступа. Под личным я подразумеваю неуместные шутки\комментарии на командных синках, что‑то обидело\задело в словах менеджера, переход личных границ и тд. Если в вашей работе такое случалось, это еще не ред флаг и вам не нужно тут же увольняться. Все мы люди, все мы допускаем ошибки и прощупываем дозволенные границы. Просто честно скажите «со мной так не стоит шутить», «давай тему А не поднимать».

Я даю обратную связь своему менеджеру голосом на встречах, а не в обезличенных опросах. Возможно другие коллеги имеют более тесные отношения с менеджером и их не задевает подобное, поэтому тут важно указать именно ваши личные границы. Но если вы не хотите поднимать эти вопросы напрямую, то вот вам пожалуйста анкета для оценки руководителя. Тот самый шанс показать вашему менеджеру, что стоит поменять.

Просто оценка 3 из 5 не принесет никаких изменений, не укажет человеку в какую сторону ему двигаться. Пропишите текстом, что сейчас хорошо и стоит продолжать в том же духе, а что стоит поменять или прекратить делать. Если тут вам не помогает схема сендвича, попросите помощи у чата gpt завернуть вашу обратную связь максимально обезличенно и тактично.

Встреча с обсуждением результатов

Это тот самый момент, когда вы можете сравнить ваши ожидания с реальностью. Это возможность узнать, что ваши коллеги и менеджер думают о вашем перфомансе. Кому‑то возможно это поможет избавить от синдрома самозванца, а кому‑то наоборот подскажет, что компания ожидает больших результатов от вас.

Это встреча проводится для обсуждения, а не приговора. Если вы с какой‑то оценкой не согласны, можно об этом заявить и аргументировать свою позицию. Или вы можете попросить помощи в тех зонах роста, которые вам указали коллеги.

В моем кейсе мои слабые стороны почти всегда совпадали с видением менеджера, поэтому для меня сюрпризов не было. Менеджер так же была рада, что я могу трезво оценить свои способности, что укрепляло наши взаимоотношения.

Подводя итоги

Зафиксируем возможности из каждого этапа перфоманс ревью:

И еще несколько наблюдений:

  • Наша собственная оценка продуктивности может быть ниже оценки менеджера. Я несколько раз получала оценку 5 из 5 от руководителя, когда сама ставила 4 или даже 3. Поэтому не бойтесь быть ставить низкие оценки себе, возможно это просто наша неуверенность в себе и на самом деле все супер гуд.

  • Чем больше подготовки к перфомансу, тем меньше стресса от него. Это правило наверно к очень многим вещам в жизни применимо, тут просто напоминаю, что этот случай не исключение. Рекомендую вести записи в течении периода для оценки и выделить достаточное время в календаре для прохождения перфоманс ревью, чтобы порефлексировать.

  • Честность укрепляет ваши отношения с менеджером. Если вы знаете свои слабые стороны — не скрывайте их, а пропишите их явно. Очень часто зоны роста, которые я вижу для себя, и которые видит мой менеджер, совпадали на 99%. От этого наше общение по решению таких проблем проходило максимально легко и открыто, так как менеджеру не приходилось неловко или наоборот грубо указывать на мои слабости. Адекватная картина сильных и слабых сторон позволила нам выстроить доверительные отношения, где менеджер не ругала меня за ошибки, а предлагала решения (обучение/смена формата работы/контакты того, кто мог бы стать ментором для меня и тд).

  • Когда опрос делают анонимным, оставляйте его анонимным. Не стоит говорить коллегам о том, как вы их оценили, и не стоит самим вычислять, кто и что про вас написал. Так оценка останется наиболее объективной. Кто‑то может подумать, мол «ты написал обо мне только хорошее потому что ты мой друг и боишься сказать мне плохие вещи».

Перфоманс ревью также может быть полезно при защите матрицы компетенций, так как эта система помогает оценить динамику вашего развития, что может учитываться при решении о повышении грейда и, как следствие, зарплаты.

Комментарии (20)


  1. Hivemaster
    05.01.2025 09:39

    Всё красиво и правильно написано, но негативная реакция на перфоманс ревью в среднем по отрасли именно потому, что чаще всего его применяют, как инструмент угнетения. Честно и ответственно работаешь свои 40 часов в неделю и рассчитываешь в конце года на прибавку так как рынок вырос? Руководитель превратит ПР в экзеамен с пристрастием и разбор полётов, с которого ты выйдешь убеждённым в собственной никчёмности и довольный тем, что тебя хотя бы не уволят, какая уж там прибавка.


    1. XelaVopelk
      05.01.2025 09:39

      Непосредственный руководитель не мессия, у него тоже на всех "три хлеба да две рыбы". И если он припрется на калибровку со всеми "в плюсах" без железобетонного обоснования, то пороть прилюдно на конюшне будут уже его.


      1. FrankNStein
        05.01.2025 09:39

        А если все работают на 150%, разве количество хлебов и рыбов не должно увеличиться? Или прирост скушал барин, а холопы получают на следующий год план в 150%?


        1. XelaVopelk
          05.01.2025 09:39

          Если все работают в поте лица на 150% это не значит, что они делают пользу, чтобы под это больше плюсиков выбить. пример: двое из ларца одинаковых с лица. :-)


          1. inzagher
            05.01.2025 09:39

            По идее, есть тарификация: 100 процентов за номинал, остальные 50 по двойному тарифу. Получил работодатель прибыль или извлек пользу - чисто его проблемы. Все эти игры в сопричастность - пустышка. У бизнеса есть учредители, они собирают сливки(или убытки) остальные там на договоре и не больше.


            1. XelaVopelk
              05.01.2025 09:39

              Речь не о прибыли, хотя с сеньерских грейдов пора и об этом задумываться. Речь о том, что если работник бегает "в мыле", это не значит, что он приносит пользу. ИТ это все таки интеллектуальный труд и мерки не "могу копать, могу не копать" и "копать от забора и до обеда" тут не работают.


      1. Hivemaster
        05.01.2025 09:39

        О том и речь, самая верная оценка специалиста - это его рыночная стоимость, ПРы ваши нахрен не нужны, пользу они приносят только боссам в вопросе кроилова фонда оплаты труда.


  1. ky0
    05.01.2025 09:39

    Начинать надо с головы, и полностью прозрачно. Прям в начале года публиковать цели компании и прочие KPI для всех, начиная с топ-менеджмента. Чтобы в конце отчётного периода все могли посмотреть на достижения и прокомментировать (в том числе анонимно). Когда ревью проводится только для нижних этажей и окуклено внутри отделов, это действительно скорее инструмент давления на неугодных и неповышения зарплат.

    У знакомого было довольно забавно - в позапрошлом году для повышения зарплаты (по факту индексации на реальный размер инфляции или чуть выше) просили принести оффер с суммой выше текущей з/п. В прошлом году - отказались от этой идеи, слава богу, но взамен развели бюрократический эпистолярный жанр - "составьте совместно с тимлидом список достижений, выходов за рамки стандартных компетенций и перечислите несколько особенно ярких случаев, когда вы принесли бизнесу пользу".


    1. FrankNStein
      05.01.2025 09:39

      С этими КПИ одна загвоздка - мало кто способен адекватно сформулировать показатели и критерии оценки. В результате вся идея превращается в тыкву.


      1. ky0
        05.01.2025 09:39

        Тогда можно зайти с обратной стороны - "зарплата увеличивается, если никто не предоставил убедительных аргументов, почему этого делать не нужно" :)


      1. uuger
        05.01.2025 09:39

        как человек, который много лет проработал с такой вот KPI-йнёй, ответственно вам заявляю, что многие и многие люди прилагают нешуточные усилия, чтобы сформулированные KPI и критерии оценки оставляли максимально возможное пространство для манёвра


    1. MrCooger
      05.01.2025 09:39

      В этом месяце аналогичное будет, с выходами за рамки и целями на следующее полугодие, причём отдельно и мне и лиду надо составлять лол


    1. un1t
      05.01.2025 09:39

      Надо заявление на увольнение принести, глядишь сразу наладиться. Если не наладиться, то и нафиг такую компанию. Если компания не способна даже на уровне инфляции приндексировать без всякой херни типа "ты должен взять больше ответственности".


    1. NeoNN
      05.01.2025 09:39

      Отказались, потому что офферы приносили вместе с заявлением?


      1. ky0
        05.01.2025 09:39

        Не знаю, лично я нет - но намекнул, что второй раз этот квест проходить не буду.


  1. XelaVopelk
    05.01.2025 09:39

    "...по которым сама люблю перфоманс ревью..."

    Эта любовь ровно до того момента, когда приходят и говорят, что с отдела нужно "освободить" определенное количество хороших оценок и забрать плохих. Это естественно ПОМИМО официально объявленого норматива по распределению плохих и хороших оценок. Просто потому, что есть "правильные пацаны" приближенные к начальству и им нужно вкусно.


  1. SergeyN19
    05.01.2025 09:39

    "а без роста сотрудников его не достичь"

    С чего вдруг? Найми еще сотрудников - вот тебе рост. Очередная бесполезная фигня.


  1. Gedweb
    05.01.2025 09:39

    Почему это круто многие слышали на погружении в разных компаниях, но предубеждения относительно процесса у людей растут не на пустом месте.

    Многие ребята упираются в стеклянный потолок и сами от этого не в восторге, но ПР вменят отсутствие роста в вину.


  1. un1t
    05.01.2025 09:39

    Как вы можете увидеть, в определении нет ничего про увольнения, наказания или доносы.

    Не знаю смеяться или плакать. Некоторые менеджеры сознательно доводят сотрудников до выгорания, типа этот выгорел, наймем другого. А вы тут такие сказки рассказываете про радужных пони. Мы живем в реальном и порой жестоком мире, люди за деньги готовы пойти на многое, а уж обмануть кого-то это даже не в счет.


  1. D1abloRUS
    05.01.2025 09:39

    Начните измерять перформанс в деньгах, это куда эффективнее