Всё время, что я вожу авто, я замечаю, насколько UX в медиасистемах отстаёт от того, что я вижу на своих iPhone и MacBook. При этом машина — куда более премиальный «девайс», над которым работает не меньше классных инженеров и дизайнеров, чем над смартфонами и операционками для лэптопов. Что же не так? Давайте разберемся.
До и после iPhone
До того, как Apple ввела в массы сенсорные экраны, работа дизайнеров интерфейсов в автоиндустрии была достаточно простой — у большинства машин даже не было экранов или они были маленькими, чтобы показывать только частоту радио, название песни или навигатор, но такое было только в люксовых машинах.
Кроме того, даже если у авто и был экран, то он не был сенсорным. Всё управление отдавали на откуп кнопкам, тумблерам и другим физическим источникам ввода. В целом оно и логично — тогда не было привычки к сенсорным экранам, да ещё это и безопаснее, потому что водителю не надо отвлекаться от дороги.
Зачатки сенсорного мультимедиа были в основном в премиальных машинах. Например, у Lexus была система Enform, и в некоторых моделях она шла вместе с сенсорным дисплеем. С помощью него можно было включить навигатор или управлять климатом, в целом ничего необычного.
С появлением iPhone всё изменилось. Сенсорные экраны стали проникать буквально везде, и концерны не могли стоять в стороне. Правда, мало у кого из автопроизводителей был такой же штат дизайнеров как у Apple и доступ к таким же сенсорным экранам как у iPhone.
В итоге все начали вводить сенсорные интерфейсы, но мало кто был к этому готов.
Илон Маск, который смог, но сделал ещё хуже
В начале 10-х, когда мир окончательно перешёл на сенсорные смартфоны и заразился планшетами, Илон Маск пришёл и показал «как надо». У его Tesla Model S вообще не было физических кнопок для управления мультимедиа и климатом — только огромный планшет, у которого тогда был отличный интерфейс.
Конечно же, тогда это было настоящей революцией. В отличие от других авто Tesla была настоящим гаджетом. У неё был отзывчивый сенсорный экран с мультимедийными функциями, картами и тонкими настройками.
Правда, не все владельцы Tesla рассказывают, что для открытия бардачка нужно сделать несколько нажатий в меню этой системы. Да, то, что даже на самых дешёвых машинах делается движением одной руки, занимает относительно много времени на «авто будущего». И так во многом.
Несмотря на то, что Tesla замотивировала всех вкладываться в UX, из-за неё многие концерны растащили и более глупые идеи.
Что сейчас и что будет дальше?
iPhone и Tesla, которые перевернули вверх дном индустрию интерфейсов в авто, из гаджетов будущего превратились в рядовые вещи. Этим уже никого не удивишь. Смогли ли догнать их другие автопроизводители? Вопрос сложный.
Например, Mercedes решил остаться в 2013. Несмотря на цены, интерфейсы их авто до сих пор выглядят как Android образца нулевых. Объёмные иконки с не самым логичным дизайном. При этом они придерживаются физических кнопок для управления климатом и другими часто используемыми функциями, так что хотя бы так.
Hyundai какое-то время экспериментировал с сенсорными кнопками, но в итоге решил сделать упор на физических кнопках. Причина простая — фокус-группы показали, что сенсор раздражает людей и даже заставляет их «заводиться».
Похожая ситуация наблюдается и в премиальном секторе. Например, Porsche не делают огромные экраны, а ставят старые добрые кнопки. Многие производители поддерживают тренд на возвращение к физическим кнопкам, и правильно делают.
Европейское агентство, которое присуждает рейтинг безопасности автомобилям, скоро начнёт требовать наличие физических кнопок на приборной панели для присуждения 5 из 5 звёзд. Это правило вступит в силу в январе 2026 года. NCAP хочет побороть проблему с чрезмерным использованием сенсорных панелей для управления основными моментами в автомобиле.
Помимо отрицания современного дизайна и отказа от кнопок есть ещё и третий путь — купить тех, кто смог стать как Tesla. Речь идёт о Volkswagen, которая вложит $5,7 млрд в Rivian. Видимо, немцы совсем отчаялись сделать свои авто по-настоящему «умными», поэтому решили привлечь специалистов, у которых вышло это.
Совместное предприятие Volkswagen и Rivian будет работать над платформой электромобилей и софтом для бортовых компьютеров. Ещё одна цель — аккумуляторы следующего поколения.
Инженеры обеих компаний уже какое-то время тесно работают вместе. Они уже показывали закрытому кругу журналистов машину Volkswagen на софте Rivian. Правда, мы увидим плоды их совместной работы не раньше 2027 года.
Есть и совсем отдельный мир — китайцы. Они сильно вдохновились Tesla и решили выкрутить эту философию на максимум. Чем больше разных функций, тем лучше. Там давно относятся к машинам не как к средству передвижения, а как к девайсам.
Такая ситуация, конечно, в основном в премиальных авто. Например, в бюджетных авто у Chery, Geely и BAIC вполне традиционные салоны. Иногда даже физические кнопки попадаются и никаких встроенных YouTube.
Что мы имеем в итоге?
Пока автоконцерны со всего мира двигаются в разные стороны, Tesla готовится к следующему шагу — в целом убрать руль. Так компания видит своё фирменное такси, где всё будет работать с помощью автопилота. В целом Cybercab пока что выглядит сомнительно, потому что там ещё всего два сиденья вместо четырёх в нормальном такси, но не об этом.
Кажется, что кроме китайцев и американских стартапов, никто не будет пытаться угнаться за Tesla в этом плане, потому что для многих водителей физические кнопки и не самое большое количество функций важнее, чем красивый интерфейс, возможность спеть в караоке и магазин приложений.
Да, к этому все, так или иначе, стремятся, но этот набор скорее фишки для самых жирных комплектаций, чем стандарт для индустрии. И многих пассажиров это устраивает.
Более того, как я говорил выше, скоро в ЕС нельзя будет получить высшую оценку безопасности без наличия физических кнопок. Маск, скорее всего, будет критиковать такой подход, но остальные концерны точно прислушаются.
Так вот, отвечая на вопрос из заголовка, iPhone, а следом и Tesla заставили всех поверить, что машина должна быть гаджетом с большим сенсорным экраном и магазином приложений. Это привело к попытке повторить сделать что-то подобное практически от каждого концерна, но оказалось, что всё это обман.
Но пока все это переваривали, интерфейсы в авто не стали сильно лучше. Одни производители застряли в эре до iPhone, другие до сих пор пытаются сделать интерфейс более мобильным, а у третьих — что-то осталось в мире до iPhone, а что-то в попытках его повторить.
Если понравился этот обзор, то можете подписаться на мой телеграм канал Что вы мне рекламируете? Там я доступно пишу про диджитал, маркетинг и технологии.
Например про то, как стартапы пришли к онлайн-похоронам, почему Spotify выиграл Apple на старте Apple Music и когда OpenAI релизнет свою рекламу внутри ChatGPT
Комментарии (19)
smarkelov
14.01.2025 13:44Не появление айфона, а развитие технологий сенсорных экранов привело к их появлению в авто.20 лет назад большинство сенсорных экранов были полным говнищем и ставить их было невозможно, тем более пользоваться в авто. Сейчас есть производители которые пытаются сохранить голову и совместить кнопки с экранами, иначе это ужасно.
dimbo
14.01.2025 13:44Я все жду, когда какой-нибудь автопроизводитель начнет предлагать панели с механическими кнопками как дополнительное оборудование.
Думаю, кто-нибудь из китайцев в ближайшие года три до этого додумается.Что еще характерно - механические кнопки теперь стали атрибутом топовых автомобилей.
rufus20145
14.01.2025 13:44Уже предлагают. У знакомого китаец Changan, естественно с большим сенсорным экраном вместо кнопок. Но в качестве доп. опции предложили поставить снизу от него панель с кнопками. Если правильно помню, что-то около 20-25 тысяч обошлось.
Tirarex
14.01.2025 13:44Xiaomi предлагают. В базе планшет как у теслы но если надо то можно купить блок с кнопками и крутилкой.
Tujh
14.01.2025 13:44Помимо отрицания современного дизайна и отказа от кнопок есть ещё и третий путь...
У меня такое впечатление, что автор не водит автомобиль вообще, или делает это строго по одному маршруту и тот по прямой.
Невозможно пользоваться сенсорными панелями в автомобиле в движении не отвлекаясь от дороги (привет автопилот Теслы, который преподносится как фишка, являсь по факту багофиксом). А значит что целиком сенсорные панели в автомобилях небезопасны - поэтому и возникло требование о присутствии физических кнопок хотя бы для самых типичных операций - климат, громкость медиа и т.д. (всё равно большинство функций медиа-системы блокируются на скоростях более 20 км/ч).
Tujh
14.01.2025 13:44Tesla готовится к следующему шагу — в целом убрать руль
Удачи им, повторится посмешище Кибертрака, у которого поворот колёс отстаёт от поворота руля из-за лагов системы drive-by-wire, и что является одной из причин, почему Кибертрак до сих пор не сертифицирован в ЕС.
YegorP
14.01.2025 13:44Нет у этой системы никаких постоянных лагов. Если вы про видео, где руль Кибертрака резко крутят туда-сюда на неподвижном авто, а колёса отстают на пол-секунды, то на обычной тачке - тоже неподвижной (!) - у вас не получится даже так. Ну разве что вы терминатор какой-нибудь.
Celestial_Parallax
14.01.2025 13:44Какой-то странный максимализм в плане интерфейсов автомобиля. Либо всё сенсорное, либо как в старом Мерседесе ты крутишь карту кнопками.
По моему мнению не надо рассматривать это всё отдельно. Я считаю, что для каждой задачи нужно индивидуально выбирать наиболее удобный интерфейс управления. Навигация - сенсор. Управление климатом - кнопки, и если требуется более точная настройка - уже в меню можно углубиться. Поиск точки на карте - голосовой интерфейс. И так далее.
Главное, чтобы это было безопасно и удобно.Самый лучший интерфейс управления тот, который ты не замечаешь. И вот такой интерфейс сделать реально сложно.
SebastianP
14.01.2025 13:44А я думаю будут физические кнопки с сенсорной головкой для опций и индикацией. Там двигаешь по кнопке пальцем - быстрее стекло опускается
sunsexsurf
14.01.2025 13:44Пусть горят известно где псевдодизайнеры, которые впихивают огромные телевизоры в машины и якобы из соображений удобства заменяют ими физические кнопки. Физические кнопки - это то, что можно нащупать, повертеть и нажать без взгляда на них. А так - с этими лампами по центру - все машины как безликие новогодние елки внутри: очень красиво, нихрена не практично и абсолютно небезопасно.
alexandertortsev
14.01.2025 13:44Лучшие интерфейсы у мерседеса, ауди и бмв, это именно кар интерфейсы. Кому мало, есть соответствующие интеграции от эппл и гугл. Все они заточены под реальность автодвижения, при этом мерседес 223 на две головы впереди самого крутого яблочка.
Nurked
14.01.2025 13:44Какие-то у вас интересные данные.
На картинке изображена отнюдь не Car Play
CarPlay выглядит вот так вот.
На самом деле, всё наоборот. Я был очень удивлён, когда пересел с Android на Apple и то, насколько покоцаным оказался интерфейс машины.
CarPlay оказался намного более РАЗгруженым, чем даже дефолтовый интерфейс Toyota. Функции исключительно базовые, кнопки - очень большие. Никуда не надо целится, ничего особо делать не надо.
Самая важная кнопка в машине - это кнопка микрофона для Сири, через которую и работаешь с интерфейсом.
В 90% случаев на экнаре - карта. Маршрут выставляется с телефона предварительно, так что пытаться тыкнуть в него с экрана не надо.
Иногда на экране - музыка. Там есть кнопки стоп, вперёд и назад, которые продублированы на руле.
Музыкой управляю кнопками справа, звуком - кнопками слева.
Единственный момент, когда я тыкаю в экран - это когда надо ответить на звонок. И то не знаю, почему. Мог бы и с руля это делать.
И это машина выпуска 2024 года. А то, что у вас на первой картинке - это страх царя небесного.
SquareRootOfZero
14.01.2025 13:44Слуште, а эпопея с пересъёмкой «Звёздных войн» продолжается или завершилась уже? Я вот думаю, надо им Дарта Вейдера на сенсорный экран проапгрейдить. Останавливается перед дверью. Шарит пальцами по панели, чтобы на магнитоле «Имперский марш» включить и под его звуки эпично войти в помещение. А он же туда смотреть не может, и, к тому же, всё время в перчатках. И, такой: «Псст... штурмовик! Набери‑ка мне тут. Пароль the_d4rk_s1de_123... Никому не гово... а, ладно!» — придушил его для секьюрности, вздохнул, пошёл.
HarryBlackMan
14.01.2025 13:44У той Теслы, что на фотографии, бардачок открывается кнопочкой справа от экрана. В целом, сенсорный экран на Тесле в 95% случаев используется для ввода адреса в навигации или для поиска песни в спотифае. Оставшиеся 5% - это доступ к климату. В остальном там нечего делать в движении.
Также неплохо работает голосовое управление, плюс на крутилки на руле можно повесить быстрый доступ к нужной функции.
onets
14.01.2025 13:44В свежих мерседесах навигация с дополненной реальностью - рисует синие стрелки куда поворачивать перед перекрестками.
Но это рисуется внизу на относительно маленьком экране, что не удобно. Вот таким должно быть все лобовое стекло и стрелки должны рисовался прям перед глазами.
Остальное можно распределить по физическим и сенсорным кнопкам. Но лично я предпочитаю физические, особенно когда они необычно или круто тактильно сделаны.
grvelvet
Скрытый текст
Не ну идеально же! (Почти) Нахрен эти дурацкие планшеты в авто вообще нужны?
panzerfaust
Ну вообще все эти встроенные навигаторы проверку временем не прошли. Смотрятся и работают они сегодня уныло. В отличие от кнопок, которые еще при царе Горохе придуманы и до сих пор норм.
Лучше бы автоконцерны додумались до универсального надежного крепления под смартфоны/планешты с подводом питания. А то у каждого в тачке свой колхоз.
grvelvet
Ок. Софтовая начинка вообще не проблема. Я про управление кнопками.
saege5b
Более-менее сложный маршрут достаточно адово на таком собирать.