Геймификация в Volkswagen ID.4
Геймификация в Volkswagen ID.4

Всё время, что я вожу авто, я замечаю, насколько UX в медиасистемах отстаёт от того, что я вижу на своих iPhone и MacBook. При этом машина — куда более премиальный «девайс», над которым работает не меньше классных инженеров и дизайнеров, чем над смартфонами и операционками для лэптопов. Что же не так? Давайте разберемся.

До и после iPhone

Система COMAND в Mercedes-Benz W220
Система COMAND в Mercedes-Benz W220

До того, как Apple ввела в массы сенсорные экраны, работа дизайнеров интерфейсов в автоиндустрии была достаточно простой — у большинства машин даже не было экранов или они были маленькими, чтобы показывать только частоту радио, название песни или навигатор, но такое было только в люксовых машинах. 

Кроме того, даже если у авто и был экран, то он не был сенсорным. Всё управление отдавали на откуп кнопкам, тумблерам и другим физическим источникам ввода. В целом оно и логично — тогда не было привычки к сенсорным экранам, да ещё это и безопаснее, потому что водителю не надо отвлекаться от дороги.

Зачатки сенсорного мультимедиа были в основном в премиальных машинах. Например, у Lexus была система Enform, и в некоторых моделях она шла вместе с сенсорным дисплеем. С помощью него можно было включить навигатор или управлять климатом, в целом ничего необычного. 

BMW 320i Touring, которая вышла за год до iPhone
BMW 320i Touring, которая вышла за год до iPhone

С появлением iPhone всё изменилось. Сенсорные экраны стали проникать буквально везде, и концерны не могли стоять в стороне. Правда, мало у кого из автопроизводителей был такой же штат дизайнеров как у Apple и доступ к таким же сенсорным экранам как у iPhone.

В итоге все начали вводить сенсорные интерфейсы, но мало кто был к этому готов.

Илон Маск, который смог, но сделал ещё хуже

Внутри Tesla Model S, которая вышла в 2013 году
Внутри Tesla Model S, которая вышла в 2013 году

В начале 10-х, когда мир окончательно перешёл на сенсорные смартфоны и заразился планшетами, Илон Маск пришёл и показал «как надо». У его Tesla Model S вообще не было физических кнопок для управления мультимедиа и климатом — только огромный планшет, у которого тогда был отличный интерфейс.

Конечно же, тогда это было настоящей революцией. В отличие от других авто Tesla была настоящим гаджетом. У неё был отзывчивый сенсорный экран с мультимедийными функциями, картами и тонкими настройками.

Правда, не все владельцы Tesla рассказывают, что для открытия бардачка нужно сделать несколько нажатий в меню этой системы. Да, то, что даже на самых дешёвых машинах делается движением одной руки, занимает относительно много времени на «авто будущего». И так во многом.

Несмотря на то, что Tesla замотивировала всех вкладываться в UX, из-за неё многие концерны растащили и более глупые идеи.

Что сейчас и что будет дальше?

Интерфейс медиасистемы 2024 Mercedes-Benz CLA
Интерфейс медиасистемы 2024 Mercedes-Benz CLA

iPhone и Tesla, которые перевернули вверх дном индустрию интерфейсов в авто, из гаджетов будущего превратились в рядовые вещи. Этим уже никого не удивишь. Смогли ли догнать их другие автопроизводители? Вопрос сложный.

Например, Mercedes решил остаться в 2013. Несмотря на цены, интерфейсы их авто до сих пор выглядят как Android образца нулевых. Объёмные иконки с не самым логичным дизайном. При этом они придерживаются физических кнопок для управления климатом и другими часто используемыми функциями, так что хотя бы так.

Салон Hyundai Elantra 2024
Салон Hyundai Elantra 2024

Hyundai какое-то время экспериментировал с сенсорными кнопками, но в итоге решил сделать упор на физических кнопках. Причина простая — фокус-группы показали, что сенсор раздражает людей и даже заставляет их «заводиться».

Похожая ситуация наблюдается и в премиальном секторе. Например, Porsche не делают огромные экраны, а ставят старые добрые кнопки. Многие производители поддерживают тренд на возвращение к физическим кнопкам, и правильно делают.

Европейское агентство, которое присуждает рейтинг безопасности автомобилям, скоро начнёт требовать наличие физических кнопок на приборной панели для присуждения 5 из 5 звёзд. Это правило вступит в силу в январе 2026 года. NCAP хочет побороть проблему с чрезмерным использованием сенсорных панелей для управления основными моментами в автомобиле.

Салон Rivian R3
Салон Rivian R3

Помимо отрицания современного дизайна и отказа от кнопок есть ещё и третий путь — купить тех, кто смог стать как Tesla. Речь идёт о Volkswagen, которая вложит $5,7 млрд в Rivian. Видимо, немцы совсем отчаялись сделать свои авто по-настоящему «умными», поэтому решили привлечь специалистов, у которых вышло это.

Совместное предприятие Volkswagen и Rivian будет работать над платформой электромобилей и софтом для бортовых компьютеров. Ещё одна цель — аккумуляторы следующего поколения.

Инженеры обеих компаний уже какое-то время тесно работают вместе. Они уже показывали закрытому кругу журналистов машину Volkswagen на софте Rivian. Правда, мы увидим плоды их совместной работы не раньше 2027 года. 

Мультимедиа внутри салона Li Auto L9
Мультимедиа внутри салона Li Auto L9

Есть и совсем отдельный мир — китайцы. Они сильно вдохновились Tesla и решили выкрутить эту философию на максимум. Чем больше разных функций, тем лучше. Там давно относятся к машинам не как к средству передвижения, а как к девайсам.

Такая ситуация, конечно, в основном в премиальных авто. Например, в бюджетных авто у Chery, Geely и BAIC вполне традиционные салоны. Иногда даже физические кнопки попадаются и никаких встроенных YouTube.

Что мы имеем в итоге?

Внутри Tesla Cybercab
Внутри Tesla Cybercab

Пока автоконцерны со всего мира двигаются в разные стороны, Tesla готовится к следующему шагу — в целом убрать руль. Так компания видит своё фирменное такси, где всё будет работать с помощью автопилота. В целом Cybercab пока что выглядит сомнительно, потому что там ещё всего два сиденья вместо четырёх в нормальном такси, но не об этом.

Кажется, что кроме китайцев и американских стартапов, никто не будет пытаться угнаться за Tesla в этом плане, потому что для многих водителей физические кнопки и не самое большое количество функций важнее, чем красивый интерфейс, возможность спеть в караоке и магазин приложений.

Да, к этому все, так или иначе, стремятся, но этот набор скорее фишки для самых жирных комплектаций, чем стандарт для индустрии. И многих пассажиров это устраивает.

Более того, как я говорил выше, скоро в ЕС нельзя будет получить высшую оценку безопасности без наличия физических кнопок. Маск, скорее всего, будет критиковать такой подход, но остальные концерны точно прислушаются.

Так вот, отвечая на вопрос из заголовка, iPhone, а следом и Tesla заставили всех поверить, что машина должна быть гаджетом с большим сенсорным экраном и магазином приложений. Это привело к попытке повторить сделать что-то подобное практически от каждого концерна, но оказалось, что всё это обман.

Но пока все это переваривали, интерфейсы в авто не стали сильно лучше. Одни производители застряли в эре до iPhone, другие до сих пор пытаются сделать интерфейс более мобильным, а у третьих — что-то осталось в мире до iPhone, а что-то в попытках его повторить.


Если понравился этот обзор, то можете подписаться на мой телеграм канал Что вы мне рекламируете? Там я доступно пишу про диджитал, маркетинг и технологии.

Например про то, как стартапы пришли к онлайн-похоронам, почему Spotify выиграл Apple на старте Apple Music и когда OpenAI релизнет свою рекламу внутри ChatGPT

Комментарии (34)


  1. grvelvet
    14.01.2025 13:44

    Скрытый текст

    Не ну идеально же! (Почти) Нахрен эти дурацкие планшеты в авто вообще нужны?


    1. panzerfaust
      14.01.2025 13:44

      Ну вообще все эти встроенные навигаторы проверку временем не прошли. Смотрятся и работают они сегодня уныло. В отличие от кнопок, которые еще при царе Горохе придуманы и до сих пор норм.

      Лучше бы автоконцерны додумались до универсального надежного крепления под смартфоны/планешты с подводом питания. А то у каждого в тачке свой колхоз.


      1. grvelvet
        14.01.2025 13:44

        Ок. Софтовая начинка вообще не проблема. Я про управление кнопками.


        1. saege5b
          14.01.2025 13:44

          Более-менее сложный маршрут достаточно адово на таком собирать.


          1. grvelvet
            14.01.2025 13:44

            Сделать сенсорным но дублирующее управление кнопками..? Сейчас даже машины по воздуху обновляются, а тогда это было что то жёстко зашитое в rom


            1. saege5b
              14.01.2025 13:44

              Вчера из автобуса наблюдал, как рядом встал паркетник с телевизором, и там водитель судорожно пытался обзорно посмотреть маршрут на навигаторе, а у него экран судорожно носился в припадках.

              И в этот момент наш автобус поехал. Водитель паркетника судорожно дёрнулся, пока сообразил, что едет автобус прямо, а он стоит направо.

              • Таки да - управление надо логично/эргономично дублировать.

              А у старых навигаторов обновится тоже можно было карты обновлять, и свободы, наверное, было больше, чем сегодня. Если сравнивать европейскую машину с европейскими картами на бескрайних дорогах России.


  1. smarkelov
    14.01.2025 13:44

    Не появление айфона, а развитие технологий сенсорных экранов привело к их появлению в авто.20 лет назад большинство сенсорных экранов были полным говнищем и ставить их было невозможно, тем более пользоваться в авто. Сейчас есть производители которые пытаются сохранить голову и совместить кнопки с экранами, иначе это ужасно.


  1. dimbo
    14.01.2025 13:44

    Я все жду, когда какой-нибудь автопроизводитель начнет предлагать панели с механическими кнопками как дополнительное оборудование.
    Думаю, кто-нибудь из китайцев в ближайшие года три до этого додумается.

    Что еще характерно - механические кнопки теперь стали атрибутом топовых автомобилей.


    1. rufus20145
      14.01.2025 13:44

      Уже предлагают. У знакомого китаец Changan, естественно с большим сенсорным экраном вместо кнопок. Но в качестве доп. опции предложили поставить снизу от него панель с кнопками. Если правильно помню, что-то около 20-25 тысяч обошлось.


    1. Tirarex
      14.01.2025 13:44

      Xiaomi предлагают. В базе планшет как у теслы но если надо то можно купить блок с кнопками и крутилкой.


  1. Tujh
    14.01.2025 13:44

    Помимо отрицания современного дизайна и отказа от кнопок есть ещё и третий путь...

    У меня такое впечатление, что автор не водит автомобиль вообще, или делает это строго по одному маршруту и тот по прямой.

    Невозможно пользоваться сенсорными панелями в автомобиле в движении не отвлекаясь от дороги (привет автопилот Теслы, который преподносится как фишка, являсь по факту багофиксом). А значит что целиком сенсорные панели в автомобилях небезопасны - поэтому и возникло требование о присутствии физических кнопок хотя бы для самых типичных операций - климат, громкость медиа и т.д. (всё равно большинство функций медиа-системы блокируются на скоростях более 20 км/ч).


  1. Tujh
    14.01.2025 13:44

    Tesla готовится к следующему шагу — в целом убрать руль

    Удачи им, повторится посмешище Кибертрака, у которого поворот колёс отстаёт от поворота руля из-за лагов системы drive-by-wire, и что является одной из причин, почему Кибертрак до сих пор не сертифицирован в ЕС.


    1. YegorP
      14.01.2025 13:44

      Нет у этой системы никаких постоянных лагов. Если вы про видео, где руль Кибертрака резко крутят туда-сюда на неподвижном авто, а колёса отстают на пол-секунды, то на обычной тачке - тоже неподвижной (!) - у вас не получится даже так. Ну разве что вы терминатор какой-нибудь.

      https://www.youtube.com/watch?v=GEUB-sB6MdE


      1. AlekseyPraskovin
        14.01.2025 13:44

        то на обычной тачке - тоже неподвижной (!) - у вас не получится даже так

        Что за шиза? У меня почему-то получается... Обе тачки обычнее некуда.


        1. YegorP
          14.01.2025 13:44

          "Шиза"... Я, может, не очень удачно выразился. Суть в том, что вы не повернёте колёса на обычной стоячей машине от упора до упора быстрее, чем это делает Кибертрак. И я говорю именно про угол поворота колёс, а не руля. Да и руль вы тем более не повернёте так же быстро между крайними положениями. Поэтому непонятно отчего люди зацикливаются на лаге, который показывает видео.

          А в движении лаг drive-by-wire вообще будет на уровне нескольких миллисекунд - что несущественно на дорогах общего пользования.


          1. steel835
            14.01.2025 13:44

            Косяк этого рассуждения в том, что я кручу от упора до упора руль только при парковке, где скорость реакции не важна. А вот на дороге, как раз, на скоростях доли секунд как раз важны, поэтому скорость выкручивания руля сравнивать с задержкой - как-то некорректно.

            Конечно, в обычном случае, это где-то даже прикольно и можно смириться как с плавной реакцией автоматической коробки на давление педали акселератора. Только в случае автомата, там скорее всего есть спорт режим, который поджимает тайминги и полуавтомат, которым ты даже скорость сам заранее можешь выбрать. А с рулём - ну доработать надо, а может и реально просто руль крутят быстрее, чем колеса могут поворачиваться и поэтому они отстают создавая впечатление, что это задержка реакции

            И это я опустил момент с разряженной машиной - такую даже на эвакуатор хер загонишь если колеса руля слушаться не будут. А если на скорости отключится?

            Мне кст интересно, как там механическая отдача от колес работает и чувствуется, если машина позволяет так десинхронизировать руль от колес


            1. YegorP
              14.01.2025 13:44

              а может и реально просто руль крутят быстрее, чем колеса могут поворачиваться и поэтому они отстают создавая впечатление, что это задержка реакции

              О чём я и талдычу.

              Разряженная она не поедет никуда либо даст остановиться до потери управления. А вот резкое обесточивание руля на высокой скорости уже интереснее.


          1. Tujh
            14.01.2025 13:44

            Представленное видео лишь corner case проблемы с drive-by-wire для Кибертрака. Сама же проблема - отсутствие обратной связи водителю о положении колёс, плюс сами колёса могут свободно поворачиваться относительно друг друга.

            Сейчас может отказались уже, но раньше было (есть до сих пор) правило держать руль хотя бы одной рукой и повороты выполнять длинными движениями. Пришло это из времён, когда электро- или гидро- усилители руля не существовали и руль крутили исключительно мускульной силой. Любая выбоина или камень на дороге могут потенциально повернуть колесо, особенно в повороте, когда колёса стремятся поехать прямо.

            У кибертрака колёса независимые, повернулось одно сильнее/слабее чем надо - кроме электроники этого ни кто не узнает. Физической связи между колёсами как у классических авто - нет. Физической связи между колёсами и рулём - нет. К чему приведёт рассинхронизация положения колёс на приличной скорости - ни кто не знает. Для классического автомобиля с ростом скорости уменьшается усиление на руле, что бы было проще ехать прямо, но физически ни чего не меняется, угол поворота руля - тот же самый, только крутить труднее. У Кибертрака, как я помню, с ростом скорости уменьшается угол поворота колёс, что бы фильтровать небольшие довороты рулём, то есть меняется поведение целиком.

            Для какой-нибудь малолитражки с лимитом скорости 60 км/ч, думаю ни кто бы даже внимание не обратил на подобные вещи, а для автомобиля весом более трёх тонн и набирающего сотню за 3 секунды - ну такое себе...


          1. dom1n1k
            14.01.2025 13:44

            Речь не про скорость поворота колес, а про инпут-лаг управляющего сигнала. На парковке это неважно, но при быстром знакопеременном рулении критично.
            Пример: машине нужно объехать выбежавшую на дорогу собаку. Водитель резко крутит руль влево, потом вправо. Но машина ещё долю секунды продолжает ехать влево, и только потом спохватывается и крутит колеса вправо.
            И дело не только в погрешности траектории, а ещё в том, что водитель скорее всего растеряется на какие-то секунды, поскольку с его точки зрения машина не слушается руля.


            1. YegorP
              14.01.2025 13:44

              инпут-лаг управляющего сигнала

              Вы же понимаете, что на видео не этот лаг, а совершенно другой? Машина таки начинает поворачивать колёса без ощутимой задержки вслед за рулём, но просто не может стоя на месте их провернуть по асфальту так же быстро, как там дёргают руль. В движении этого уже не будет.


  1. Celestial_Parallax
    14.01.2025 13:44

    Какой-то странный максимализм в плане интерфейсов автомобиля. Либо всё сенсорное, либо как в старом Мерседесе ты крутишь карту кнопками.

    По моему мнению не надо рассматривать это всё отдельно. Я считаю, что для каждой задачи нужно индивидуально выбирать наиболее удобный интерфейс управления. Навигация - сенсор. Управление климатом - кнопки, и если требуется более точная настройка - уже в меню можно углубиться. Поиск точки на карте - голосовой интерфейс. И так далее.
    Главное, чтобы это было безопасно и удобно.

    Самый лучший интерфейс управления тот, который ты не замечаешь. И вот такой интерфейс сделать реально сложно.


  1. SebastianP
    14.01.2025 13:44

    А я думаю будут физические кнопки с сенсорной головкой для опций и индикацией. Там двигаешь по кнопке пальцем - быстрее стекло опускается


  1. sunsexsurf
    14.01.2025 13:44

    Пусть горят известно где псевдодизайнеры, которые впихивают огромные телевизоры в машины и якобы из соображений удобства заменяют ими физические кнопки. Физические кнопки - это то, что можно нащупать, повертеть и нажать без взгляда на них. А так - с этими лампами по центру - все машины как безликие новогодние елки внутри: очень красиво, нихрена не практично и абсолютно небезопасно.


    1. Wolframium13
      14.01.2025 13:44

      Мне кажется, что дизайнеры не водят машины.


      1. sunsexsurf
        14.01.2025 13:44

        По ощущениям - именно так


  1. alexandertortsev
    14.01.2025 13:44

    Лучшие интерфейсы у мерседеса, ауди и бмв, это именно кар интерфейсы. Кому мало, есть соответствующие интеграции от эппл и гугл. Все они заточены под реальность автодвижения, при этом мерседес 223 на две головы впереди самого крутого яблочка.


  1. Nurked
    14.01.2025 13:44

    Какие-то у вас интересные данные.

    На картинке изображена отнюдь не Car Play

    CarPlay выглядит вот так вот.

    На самом деле, всё наоборот. Я был очень удивлён, когда пересел с Android на Apple и то, насколько покоцаным оказался интерфейс машины.

    CarPlay оказался намного более РАЗгруженым, чем даже дефолтовый интерфейс Toyota. Функции исключительно базовые, кнопки - очень большие. Никуда не надо целится, ничего особо делать не надо.

    Самая важная кнопка в машине - это кнопка микрофона для Сири, через которую и работаешь с интерфейсом.

    В 90% случаев на экнаре - карта. Маршрут выставляется с телефона предварительно, так что пытаться тыкнуть в него с экрана не надо.

    Иногда на экране - музыка. Там есть кнопки стоп, вперёд и назад, которые продублированы на руле.

    Музыкой управляю кнопками справа, звуком - кнопками слева.

    Единственный момент, когда я тыкаю в экран - это когда надо ответить на звонок. И то не знаю, почему. Мог бы и с руля это делать.

    И это машина выпуска 2024 года. А то, что у вас на первой картинке - это страх царя небесного.


  1. SquareRootOfZero
    14.01.2025 13:44

    Слуште, а эпопея с пересъёмкой «Звёздных войн» продолжается или завершилась уже? Я вот думаю, надо им Дарта Вейдера на сенсорный экран проапгрейдить. Останавливается перед дверью. Шарит пальцами по панели, чтобы на магнитоле «Имперский марш» включить и под его звуки эпично войти в помещение. А он же туда смотреть не может, и, к тому же, всё время в перчатках. И, такой: «Псст... штурмовик! Набери‑ка мне тут. Пароль the_d4rk_s1de_123... Никому не гово... а, ладно!» — придушил его для секьюрности, вздохнул, пошёл.


  1. HarryBlackMan
    14.01.2025 13:44

    У той Теслы, что на фотографии, бардачок открывается кнопочкой справа от экрана. В целом, сенсорный экран на Тесле в 95% случаев используется для ввода адреса в навигации или для поиска песни в спотифае. Оставшиеся 5% - это доступ к климату. В остальном там нечего делать в движении.

    Также неплохо работает голосовое управление, плюс на крутилки на руле можно повесить быстрый доступ к нужной функции.


  1. onets
    14.01.2025 13:44

    В свежих мерседесах навигация с дополненной реальностью - рисует синие стрелки куда поворачивать перед перекрестками.

    Но это рисуется внизу на относительно маленьком экране, что не удобно. Вот таким должно быть все лобовое стекло и стрелки должны рисовался прям перед глазами.

    Остальное можно распределить по физическим и сенсорным кнопкам. Но лично я предпочитаю физические, особенно когда они необычно или круто тактильно сделаны.


  1. moonoviy
    14.01.2025 13:44

    Есть ли статистика по количеству аварий из-за тупления водителя в экран?


  1. Vinni37
    14.01.2025 13:44

    С появлением Android Auto (CarPlay) вообще без разницы что там у мультимедии, ее задача выводить картинку и звук с телефона + обзорные камеры. А так я за гибридное управление, максимум кнопок + сенсор на что не хватило кнопок))


  1. bystro_medlenno
    14.01.2025 13:44

    я хочу для навигации на мотоцикл подобрать смарт-часы на полноценном андроид. раньше я использовал телефон на руле, летом 2024 года просто запоминал примерный маршрут и ездил без навигации по уличным указателям. но теперь интересно использовать маленькое и недорогое устройство с возможностью установки различных навигационных программ.


  1. nafigat
    14.01.2025 13:44

    Тачскрин в транспортном средстве в принципе вызывает концептуальные сомнения. Более правильным было бы направление в сторону "стеклянной кабины" самолетов/вертолетов, - экраны есть, но управляются кнопками (вокруг них и не только).