ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога, на основе интервью с основателем сети настольных игр, Д. Кибкало, компиляции других статей, выступлений Кибкало и книги "Бизнес как игра". Герой вышел из рынка настольных игр 6 лет назад. Все что будет рассказано было актуально тогда. Сейчас что-то могло поменяться.
Вы подплываете к «острову сокровищ» на разных пиратских кораблях. Задача – любым путём, и любой ценой вынести как можно больше золота и загрузить его в трюмы своего судна. Побеждает тот, кто останется самым богатым после «разграбления» острова.
Это смысл настольной игры, которую я разработал, Шакал. Игра стала бестселлером в моей сети по продаже настольных игр.

Мы открыли 79 магазинов, на нас работало 300 человек, а на пике оборот магазинов составил 700 млн рублей. За 10 лет я видел миллионы прибыли, долги в 150 млн ₽, обороты в 700 млн в год, скандалы с правообладателями и кризисы.
В 2019 я вышел из бизнеса, а история, как на самом деле устроен рынок настольных игр, осталась.
В студенческие годы мой отец любил игру про пиратов. Он научил меня, и мы все детство в нее играли. Так, я жил со знанием, что я носитель уникальной игры, которую можно реализовать.
Спустя несколько лет я это сделал, но полиграфический бизнес устроен так, что заказать 1 штуку для отца крайне невыгодно, и я заказал тираж в 100 штук, который, раз уж напечатали, нужно было продать.
Мы с моим соседом по двору взяли в долг 400 тысяч ₽. Сделали первую закупку и интернет-магазин. У нас было разделение труда: Дима отвечал за закупки и доставку, я – за сайт, описания игр, рекламу, Наташа (Димина жена) – за входящие и исходящие звонки, Ира (моя жена) за фотографии. Я совмещал с работой, но взял отпуск на декабрь.
Вложенные деньги мы успели несколько раз обернуть за новогодний сезон. После Нового года мы посчитали прибыль. Я боюсь сейчас наврать. Но, думаю, это было близко к миллиону, или, может, даже больше. У меня зарплата была 70 000 ₽. И я такой:
Блин, интересно. Получается, надо заниматься этим, а не всем остальным.
Патигеймы или хардкор?
В настолки можно играть в качестве развлекухи, а можно серьезно задротить.

А вот в крокодила или Данетки вы легко сыграете компанией, не тратя время на изучение правил.
Я люблю сложные игры, но мы поняли, что с точки зрения охватности патигеймы работают гораздо лучше, и их легче продавать.
В хардкорную игру против меня играет 2-3 человека, мы 3 часа мучаем одну партию, она нам нравится. Но лучшее, что может случиться для бизнеса в этом случае – будет куплено еще 3 коробки.
А, например, когда мы с друзьями играли в футбол на 30 человек, я достал Активити.
Мы поделились на команды и 100% результат после такого касания – продано еще 29 коробок.
Да и когда мы начинали, хардкорные хиты, вроде Каркассон, Колонизаторы и Манчкин уже забрали конкуренты.
Кто зарабатывает на настольных играх?
Рынок настольных игр очень похож на книжный рынок. Да и продавались настолки сначала в книжных. Но есть отличия:
– Игры по умолчанию упакованы в полиэтилен, в них нельзя заглянуть.
– Игра – многоразовый продукт, а книга чаще всего одноразовый.
– Игра требует нескольких участников, а книга – "соло".
На настольных играх зарабатывают четыре основных игрока.
Розница
Последняя миля – те, кто продают настольную игру физлицу.

Если игра в магазине продается за 1 000 ₽, розница купит ее за 400-500 ₽ плюс-минус лапоть.
Дистрибьюторы
На один шажок ниже сидят дистрибьюторы. Дистрибьюторы покупают готовые игры огромными партиями и распределяют их между розницей. Дистрибьютор попадает на хранение, логистику, замороженные деньги.
Дистрибьютор, который продает игру по 500 ₽, покупает ее за 300-350 ₽.
Издатель
Еще на шажок ниже – издатель, то есть тот, кто ищет, создает или покупает интеллектуальную собственность и превращает ее в коробку.
Обычно права на игру принадлежат издательству, но бывают исключения. Например, механика игры Мафия – общественное достояние (паблик домейн). То есть все могут выпускать Мафию, сделав свой дизайн.
Фабрика
Завершает цепочку фабрика – место, где игры печатают.
Если издатель продал настольную игру дистрибьютору за 330 ₽, примерно 200 ₽ он отдаст фабрике, которая игру напечатала, рублей 40–50 заплатит автору, который эту игру придумал.
Гонорар автора на самом деле очень зависит от того, как ведет переговоры сам автор. 40–50 ₽ – это средняя температура по больнице. Гонорар может быть и 20 ₽. Может быть и 70–80 ₽ при описанных ценах.
330 ₽ – 200 ₽ – 50 ₽ = 80 ₽ – это уже операционные расходы и прибыль издательства.

Есть компании, которые одновременно являются и розницей, и дистрибьютором, и издательством. Мосигра была такой компанией.
Обычно сетевые магазины имеют наценку 100–120%. Но если опускаться в этой цепочке глубже, ты можешь иметь наценку 300–400%. Когда ты сам производишь, сам создаешь креатив или его лицензируешь, то наценка сильно возрастает.
А при наличии своей сети магазинов, управляя полкой, мы можем направлять внимание пользователей на те товары, в которых у вас высокая наценка. В момент, когда я продавал компанию, доля выручки игр, которые мы произвели сами, была 38%. Это очень много.
Рынок настолок очень узкий, например, как издательство мы конкурировали с теми же ХоббиГеймс (крупнейшее издательство), а как розницы мы были клиентами их издательства, чтобы продавать тот же Каркассон.
Как и кто придумывает настольные игры?
В тот момент, когда автор настолки понимает, что у него получается придумывать востребованные игры, он из состояния сотрудник издательства может перекочевать в состояние индивидуальный предприниматель и работать за роялти – процент от продаж настолки.
Если игра не полетела, автор рискует сам, потратил время и, может быть, какие-то деньги. Но зато если игра полетела, автор начинает зарабатывать.
Так как я и сам придумывал игры, могу рассказать, как это работает со стороны автора.
Во-первых, я прикидывал, какие народные механики пропадают зря. Подбирал их, упаковывал в картон и продавал. Во-вторых, ходил-водил жалом, что есть на рынке. Каждую неделю я изучал три новые игры. Десять лет. Вы не представляете себе, сколько я игр переиграл. В какой-то момент ты уже держишь в голове все базовые механики.
И думаешь:
Блин, а вот бы сделать игру, про вот это, и такой хоп-хоп надергал какую-то кашу из механик, и игра получилась.
У меня до сих пор остался набор интеллектуальной собственности, за которые мне платят роялти.

Только на роялти жить можно, но важная оговорка, я могу жить, когда у меня 20–30 игр. На одну игру прожить тяжело. Если у тебя одна игра – мировой бестселлер, наверное, хорошо. Если у тебя одна игра – российский бестселлер, это даже не хорошая зарплата.
Как работает издательство настольных игр?
В издательстве есть люди, которые отсматривают, что издавать. Мы в год отсматривали, около тысячи наименований.
До этапа тестирования доходило несколько сотен игр, и из этих нескольких сотен мы в год выпускали, 50, может быть, 60.
Как принимались решения о выпуске?
Как принимались решения о выпуске? Есть задача в определенной категории игр. Например, нужен патигейм с полем, большой, в ценовом диапазоне 1 500–2 000 ₽. Или нужна карточная игра патигейм, нужна игра для двоих, нужна казуальная стратегия. И вот ты собираешь ряд таких игр и пополняешь ассортимент.
Потом ты печатаешь первый тираж, как правило, это 2–5 тысяч. Так как у нас работало свое производство, мы сглаживали риски. Потому что собирали не всю партию сразу, например, 500 шт., а остальное лежало в листах. И если игра не летела, то остатки листов мы просто не собирали.
А если игра поехала, то она печатается большими тиражами, по 5–10 000 экземпляров, и собирается по ходу продаж.
Производство игры типо Шакал базовый обходилось рублей в 400, при тираже 5 000 шт это 2 млн ₽, которыми ты рискуешь на старте. Плюс надо заложить маркетинг, потому что без него игра не полетит.
Лицензии на настольные игры
Часть настолок мы придумывали сами, но часть бестселлеров – это лицензии, купленные у иностранных авторов и издательств.
В целом, игры – это особый языкозависимый рынок. Даже если игра хорошо продается в какой-то стране – она в оригинальном формате не попадет на полки в России. Ее нужно перевести, адаптировать, и напечатать этот переведенный тираж. Заниматься изданием и дистрибуцией на незнакомом рынке сложно, поэтому обычно издатели продают права локальным игрокам, которые возьмут на себя риски: переведут-произведут-продадут, заплатят роялти, но в случае успеха оставят себе основную часть прибыли.
Чтобы покупать лицензии на настольные игры, нужно отправиться на самую крупную выставку в Германии. Так в 2009 я попал на выставку Эссен.

Думаю:
Ничего себе!
Начал пытаться к кому-то подкатить, мне говорят:
Ты кто такой? Почему мы с тобой должны работать?
Тогда мне все равно удалось купить кое-какие лицензии, не самые топовые. Например, игра Lifeboat (за бортом). Мы ее лицензировали, потому что согласился автор. Вложились в маркетинг, и в итоге эта игра продается в России больше, чем на любом другом рынке.
А дальше, чем больше ты примелькиваешься на Эссене, тем чаще тебя принимают за своего.
На третий-четвертый год выставки это уже были обнимашки, типа:
О, привет, давно не виделись, как дела?
Потом конкуренция выросла, и за топовые игры надо было коммитить какие-то бешеные объемы. Забирать игры стало тяжело, с одной стороны. С другой стороны, появилась стратегия найти такого андердога, какую-то недооцененную игру.
Поймать нужно хорошую игру с плохим маркетингом, тогда тебе не задерут условия на лицензию, и ты сможешь на этом заработать.
А система работы с лицензией выглядит так:
– Ты платишь какой-то препеймент (предоплату), коммитишь (гарантируешь) какой-то объем продаж. Если ты не продал, объем, который гарантировал - заплатить все равно придется.
– Дальше с каждой проданной коробки платишь процент с продаж правообладателю.
А дальше это всё уже вопрос переговоров, как договоришься. Первоначально автор хочет всю предоплату вперед, покупатель в лице, допустим, меня, хочет дать поменьше. Чем больше мы становились, тем легче было отжимать продавцов лицензий.
Даю пару тысяч $ просто чтобы не думал, что я балабол, а дальше обещаю, что продам в этом году 10 000 экземпляров, это означает, что за 10 000 шт. я роялти точно заплачу. А если продам больше, то и тебе заплачу больше.
Реверс-инжиниринг
Бывают тайтлы настолок, которые взлетают в мире. И тот, кто берет их себе на эксклюзив – король.
Поскольку рынок у нас был дикий, были моменты, когда разные компании не могли договориться друг с другом. И, в частности, нам в сеть не поставляли популярную игру Диксит. Дистрибьютор отказался поставлять ее в нашу сеть.
И тут к нам пришли ребята и говорят:
Мы тут придумали выпускать дополнительные карточки для Диксита.
Я говорю:
Слушайте, а давайте вы просто выпустите аналог Диксита, а мы ее поставим себе на полку.
Нам, конечно, был нужен этот продукт. А оттого, что мне принесли карточки для Диксита ни холодно ни жарко. Мы не можем продавать карточки для Диксита, не продавая Диксит.
Они это сделали, и сейчас это самая продаваемая игра в сети.

Насколько я знаю, Asmodee пытался через суд остановить продажи Имаджинариума.
Но если ты хочешь, чтобы тебе продавали иностранные лицензии, нужно играть в белую, а не пиратить.
Черный рынок настолок
Есть рынок цивилизованных настольных игр, и есть рынок отдельный совершенно, пиратских игр, которые стоят в 3–5 раз дешевле. Там игры дешевый картон, плохая бумага, продаются совершенно в других местах, но это тоже большой рынок.
Там есть свои лидеры, я названиями брякать не буду, но там есть клоны всех известных игр. Есть клон моего Шакала, называется – Шагал. У Манчкина клон называется Макчикен. Раз они живут, видимо, там тоже есть деньги, но мы туда идти не стали.
Производство настольных игр
Мы нанимали сторонние типографии, они печатали лайнеры. Это такие большие листы.
Эти листы приезжали к нам на производственный цех, и весь постпринт мы делали сами.
Постпринт — это нарезка,

Вырубка, скругление углов, изготовление коробок.
Я не помню цифры, но мы рассматривали, стоит ли нам покупать свою печатную машину, но не нашли для себя аргументов. Нам показалось, что это не окупится.
А когда у тебя только постпринт, это и экономия, и удобное хранение. Лайнеры – это стопка листов. Положил, и она лежит.
Задача производства – быстрая подсортировка игр. В тот момент, когда мы понимаем, что игра пошла хорошо, бах-бах, напечатали партию и отправили.
Сеть магазинов настольных игр
До нас, в начале 2000-х, настольные игры продавали в Детском мире, или на плохом стеллаже в книжном. Мы первыми сделали сеть магазинов, заточенных только на настольные игры. Причем первыми не только в России. К нам приезжали люди со всего мира смотреть, как мы это сделали.
Важное открытие для нас, что настольные игры часто покупают в подарок. И мы прошлись по всем подарочным магазинам, тогда это были там Le Futur, Красный Куб, и потырили у них идеи по выкладке и оформлению.
Вначале на всем экономили. Когда открывали офис, были нужны компьютеры, но Авито не было и б/у технику сложно достать. Так, я открыл для себя свалки. Там продавали технику на вес. За 500 ₽ компьютер в целом работает, но иногда ломается и так компьютеры периодически ломались, но в целом работали. От этой концепции мы отказались, когда компов было 30, и ломались они очень часто.
Маленькая точка в регионе делала около 6 миллионов в год. В Москве, наверное, точек с выручками меньше 10 млн ₽ у нас никогда не было. Ну, точнее, если они были, мы их закрывали.

Точка в Москве априори продает больше, чем точка в регионе. Мы достаточно точно научились прогнозировать экономику точки, и поэтому точек в минусе, особенно в последние годы, у нас не было. Если все-таки случалась ошибка, мы быстро принимали решение и закрывали убыточный магазин.
Был, например, эксперимент с ларьками, мы тестировали продавать настолки в ларьках, но не пошло.
Ну, и были топовые точки, такие как Курская, они прям колбасили по полной программе и могли делать 50 млн ₽ в месяц.

Магазины объединялись в кусты, администратор курирует куст магазинов в одном городе или по территориальному принципу в Москве, отдельно есть руководитель розничной сети
Выбор помещения под магазин
Подобрать оптимальное помещение помогала задача о разборчивой невесте.
Есть невеста, которая сидит во дворце. Есть очередь из ста женихов, которая стоит снаружи. Мужчины заходят по одному. Каждому из них невеста должна сказать «да» или «нет». Задача невесты – найти лучшего жениха.
Решение подразумевает, что на первой группе женихов, скажем, 35* из них, невеста проверяет диапазон возможных вариантов. На 35-м невеста уже становится опытной дамой и разбирается в людях. Затем до 90-го она выбирает кого-то, кто похож на лучшего из этих 35 «пробных».
Также и в выборе точки. Помещения не кончаются, поэтому вы должны отсмотреть первые пятнадцать. И сразу договориться с собой, что пока не будут отсмотрены хотя бы 15 – решения принято не будет.
Потому что вы чертовски капризны и не хотите замуж за алкоголика-тунеядца, выглядящего как порядочный мужик. И вот уже потом, после отсмотра первых 15 помещений, можно будет искать по-настоящему.
Если же не отсмотреть много помещений, то выбор будет сводиться к одному-единственному варианту. А это не выбор.
Говорят, те, кто проводит сельскохозяйственную перепись населения, по одному взгляду на бабку способны опознать, сколько у нее поросят. Так и с помещением: отсмотрев несколько сотен и открыв с десятка два магазинов, вы по первому взгляду представляете, нужно оно вам или нет.
*Цифру 35 в задаче получили по формуле n/e, где n – число кандидатов, e – основание натурального логарифма). В задаче речь идет про один сравнимый параметр. Условная "лучшесть". Если параметров сравнения много – нужно придумывать веса, чтобы была формула "лучшести".
Работа с арендодателями
Чисто математически каждый владелец помещения – неадекват. И каждый съемщик тоже неадекват. С точки зрения владельца, неадекват все-таки вы. А с вашей точки зрения – он.
Каждый год все наши арендодатели присылали индексацию +10% к договору. Это совершенно нормально, так будут делать и с вами тоже. Мы эту странную закономерность просекли. Поэтому парой недель раньше мы присылаем предложение скинуть нам арендную плату. В худшем случае плата та же, в лучшем – снижается. Мы не раз уменьшали ее таким нехитрым способом. Не потому, что мы злые или ушлые, а потому что цели сторон понятны: арендодатель хочет больше заработать, а мы – снизить издержки. И так получается, что арендодатель часто тянет одеяло на себя, а съемщик – нет. Мы немного уравниваем счет.
Справедливости ради, пару помещений мы так потеряли – когда потянули одеяло на себя, а на той стороне этого жеста не оценили.
Сбыт настольных игр
Может показаться, что настольные игры берут те, кто хорошо в них разбирается. Но 72% клиентов (на 2012 год) люди, которые до этого ни во что не играли. Это значит, что их процесс выбора игры – не сравнение нескольких коробок, а просто поиск первой подходящей. Если игра подходит – они ее берут.
Поэтому у нас хорошо работали игротеки (мероприятия, где мы бесплатно играем со всеми желающими). То есть прямой контакт, когда нужно дойти до каждого в городе и поиграть с ним, – один из оптимальных. Именно поэтому мы каждую неделю проводили 50–100 игротек по всей стране.


Также мы все время вели медийную деятельность, например, блог Мосигры на Хабре долгое время был одним из самых читаемых.

Кризисы
Способность переносить стресс – это один из навыков, которые ты получаешь в процессе своего бизнеса.
По мне, вся предпринимательская деятельность – это один сплошной непроходящий кризис. Но, по моему опыту, это мышца прокачиваемая, и после нескольких особенно острых эпизодов, твой порог чувствительности к стрессу становится довольно высоким.
2014
Скакнула валюта. Как это выглядело для нашего бизнеса?
Мы купили игр, картона за доллары, привезли ещё летом, потому что к сезону готовились.
В середине декабря всё продали. И вдруг курс взлетает в два раза, и мы понимаем, что всех тех денег, которые мы выручили, даже если никому ничего не отдавать, не хватит просто, чтобы восполнить запасы. Просто кошмар.
Но, на пути бывают чудеса. Чудом было то, что за год до этого мы открыли свое производство. По фану, исходя из логики именно подсортировки и скорости, а не цены. И вдруг оказалось, что у нас есть свое производство, а у других нет.
И поэтому всем было плохо и нам было плохо, но всем было хуже, чем нам. К нам много кто перенес производство на нашу мощность, приезжали Активити, и другие.
Овердрафт
Мы довольно часто сидели в каких-то кредитах и займах. В том числе у нас был большой овердрафт в одном из банков. Не буду его называть.
Овердрафт – механика, похожая на кредитную карту в рамках расчетного счета. Овердрафт большой, около 10 млн ₽, и мы им полностью пользовались.
Нам говорят:
Ребят, договор заканчивается, вам надо погасить долг, и мы подпишем с вами новый договор, на сумму больше.
А 10 млн ₽ тогда для нас очень чувствительная сумма.
И, соответственно, нам к 30 апреля нужно вылезти. А что значит вылезти? Это значит остановить все платежи и все деньги направлять на погашение овердрафта. И вот мы кое-как к 30 апреля все погасили.
Говорим:
Присылайте скорее договор.
Менеджер банка говорит:
– Давайте уже после праздников майских.
– ???
– Как после праздников майских? У нас люди, зарплаты, поставщики, вы что?
– Давайте, после праздника.
Мы худо-бедно как-то прожили до этих праздников. Из всех карманов все, что можно выделить достали, не чтобы расплатиться, а просто, чтобы нас на вилы не подняли.
Менеджер банка после праздников:
Знаете, а мы не продлим вам овердрафт.
И это просто фиаско. На полгода впали в такое пике. Потому что когда ты не заплатил за прошлую поставку, тебе не везут новую. Если тебе не приехала поставка, у тебя падают выручки, значит, ты уже не можешь заплатить долги. И дальше по спирали. Мы опять чудом вылезли, нашли денег, но было больно.
Сотрудники
Я искал там, где что-то не так
Профи стоят дорого, а когда ты маленький, ты не выдерживаешь конкуренцию по цене.
И я всегда искал таких людей, которых по какой-то причине не брали крупные игроки. Это позволяло получать талантливые кадры за дешево, как в фильме Человек, который изменил все.

Например, в наше время плохо нанимали людей с серьгой в ухе или с татуировкой на руках, а эти люди были очень самобытны, они не вписывались в общие стандарты, и именно они создавали большую часть вайба в Мосигре.
Подавал пример
Я всегда первым брался за самую паршивую работу. Если вдруг инвентаризация – брал самую большую коробку и тащил ее. Если так не делать – каждый сотрудник будет думать, как бы и видимость создать, и пользы не принести. Например, я получил номер Forbes со своим интервью в тот момент, когда паковал примерно шестидесятую посылку для отправки Почтой России на нашем складе.
Зарплаты с задержкой
Зарплата выплачивается 10 февраля за январь. 10 марта за весь февраль. И т. д. У нас – с разбиением: основная часть 10-го и и аванс 25-го. В ресторанах – посменно, но смысл в том, что всегда есть «страховочные» 10 дней. Эта схема пришла из ресторанного бизнеса. Работа в заведениях посменная, и поэтому часто происходит так: сегодня получил, завтра не иду. Если ты не вышел в свою смену и пропал – в конечном итоге получится, что 10 дней отработаны бесплатно. И этого достаточно, чтобы поддерживать дисциплину.
Маленькая компания дает самореализацию
Возможность самореализации – это ценнее, чем зарплата. Часто хорошая зарплата на плохой работе замещает чувство неудовлетворения.
Но если человек попробует то чувство, где ему дают делать, что он хочет, где можно самореализовываться, расти, где рядом хорошие люди, приятная атмосфера и отношения больше чем начальник-подчиненный, он уже никогда не захочет работать по-другому.
По мне, мотивация деньгами самая неэффективная, потому что человеку что 1 млн, что 10 млн, это все очень далекие, неощутимые цели.
Сколько можно заработать в бизнесе настольных игр?
На 2018 год оборот нашей сети составлял около 700 млн ₽. Но вот посчитать прибыль, задача не простая.
У нас долго было все в кашу: зарплата, дивиденды, роялти. Были годы, когда бизнес приносил учредителям несколько миллионов рублей.
В бизнесе было два мажоритарных партнера и три миноритарных. Если забирает один, забирают все.
Сейчас по моим ориентировочным прикидкам общая рентабельность магазинов, дистрибьюции, издательства и производства в хороший год была – 15%. В плохой – может не было и 5%.

Суровая правда. Когда мы начинали, делали, как получится. Деньги взял, бросил туда, сюда, в Excel что-то посчитал. Деньги были неплохие. Прямо много. Потом начался рост, и умные люди говорят:
Так не делают.
А когда на большом объеме отстраиваешь процессы, это уменьшает маржу.
Когда я занимался Мосигрой, в финансах разбирался плохо. И это одна из причин, почему, на мой взгляд, мы не стали в 10 раз больше. Мы очень поздно поняли, что мы живем не на свои деньги, а на деньги поставщиков.
Мы открывали магазины, потому что деньги в кассе есть. Но на самом деле получилось, что это не наши деньги, а деньги, которые мы должны потом отдать поставщикам, но мы-то их уже потратили.
Помноженное на то, что малый бизнес плохо кредитуют, а нужен рост, мы в какой-то период стали заложниками своего роста.
Деньги предыдущие проели, а чтобы заработать себе и отдать поставщикам, нам нужно продать больше в новом периоде, а чтобы продать больше, нужно открыть новые магазины, а на новые магазины нужны деньги.
Мосигра была прикольной компанией, но на обратной стороне был огромный накопленный долг, за который я нес личное поручительство. В какой-то момент был долг около 150 млн ₽ всем контрагентам, включая физлица.
И это была одна из причин, почему я компанию продавал. Мне в какой-то момент стало психологически тяжело, я понимаю, что как отдавать столько денег, я не знаю.
Это жестко, но я разговариваю с разными предпринимателями, которые строили сети. Оказалось, что многие прошли через это. Просто почему-то про это никто не говорит.

Настольные игры – плохой бизнес?
Казалось бы, настольные игры – отличный бизнес. Ты можешь просто купить у издательств какое-то количество игр и пойти попробовать их продать. Но если сейчас ты смотришь на настольные игры как на бизнес, посмотри на что-нибудь другое.
Знаете, есть теория голубого и красного океана. Мой хороший приятель – Витя Захарченко сказал, что океанов на самом деле три.
Есть голубой океан, есть красный океан, а есть коричневый. Коричневый — это красный океан, в котором все обо*рались. Вот настольные игры это сейчас уже ближе к коричневому.
Очень много игроков, дешевый вход. Появляется много продуктов, эти продукты надо продвигать, но маркетинговые мощности ограничены, эффективного продвижения не хватает на все продукты. Отсюда часть идет по пути дисконтирования, продвижения ценой. Дисконтируя, рано или поздно продают себе в убыток, и рано или поздно уходят, но на это место уже пришли новые, и все идет по кругу.
Часто бывает так – приходит человек с горящими глазами и говорит:
Я придумал сделать новую монополию!
Мало того, я придумал, я, ни с кем не советуясь, ее уже напечатал, вмазал туда миллион рублей.
А потом такие предприниматели (они еще не знают слова "издатель") приходят в сеть по продаже настольных игр, потому что кто держит полку, тот владеет рынком. А ему говорят:
Новая Монополия, ты серьезно? Нам она совершенно точно не нужна.
И вот дальше начинается свистопляска. Раз вы у меня не купили, я сделаю свой интернет-магазин! Я сам продам, я пойду на маркетплейс. Год-два-три мучений и..

Я бы сказал, что если идея типа:
Ну-ка пойду выпущу свою настольную игру.
Первый вопрос надо задать себе: ты для денег это хочешь сделать или сердце требует? Если сердце требует – выпусти. Но для денег такое себе.
Я отдаю себе отчет, что в нашей истории есть невероятная доля везения, невероятная.
Это чудо. Почему-то совпало много вещей.
Недавно моим ребятам с мехмата я рассказывал про игры и увидел, что в начале 2000 начал расти тренд на игры в мире. По России не было ни исследований ни отчетов, но тогда мы отставали на 5-7 лет. Я об этом, естественно, не знал. Я как клиент заметил, что я начал изредка играть. Но о том, что это тренд, что он растет, цифры, рынок, ничего не знал тогда.
Продано
Продавать компанию было не жалко. Я, честно говоря, надеюсь, что я сделаю еще не одно большое дело. Но я тогда прямо и выгорел, и устал. Я до сих пор в настольные игры практически не играю. Наигрался в своей жизни. Играю в компьютерные, но настольные – нет. Мне дети говорят пошли сыграем в Шакала или Каркассон я говорю, не, спасибо.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога “Упал, поднялся”, на основе интервью с основателем сети настольных игр Мосигра, Дмитрием Кибкало, а также компиляции разных других статей, выступлений Дмитрия и книги "Бизнес как игра".
Уже больше года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.
Может показаться, что "Упал, поднялся” – это весёлые истории о том, как пожарить косточки, насушить листья, склеить картон, чтобы заработать миллионы на маркетплейсах. Но на самом деле в блоге уже больше 50 статей из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.
Подписывайтесь на блог “Упал, поднялся – интервью про бизнес”.
Комментарии (73)
FLU911
20.01.2025 14:25При всем уважении к автору и когтеточкам, для хабра выглядит как баян и насмешка над милфгардом,да)
slava_rumin Автор
20.01.2025 14:25Про баян не очень понятно, в статье есть несколько абзацев из книги (источник указан 2 раза) и часть абзацев прокомментированы и дополнены в ходе интервью. И в чем насмешка тоже не очень понял, это интервью про бизнес на настольных играх, такие интервью выходят в моем блоге раз в неделю, сфера интересов не поменялась в этом конкретном случае. Буду рад если раскроете свою мысль.
tumbler
20.01.2025 14:25Предположу, что Вы не в курсе про десять лет постинга интереснейших статей в блоге Мосигры на Хабре. Поэтому единственная статья-интервью и выглядит как насмешка.
vindy
20.01.2025 14:25Здравствуй, племя молодое, незнакомое. Вы создали свой аккаунт на 14 лет позже милфгарда, и, видимо, не совсем осведомлены о его вкладе, на что вам тактично указывают.
AdrianoVisoccini
20.01.2025 14:25Я не помню цифры, но мы рассматривали, стоит ли нам покупать свой печатную машину, но не нашли для себя аргументов. Нам показалось, что это не окупится.
это очень верное решение
Thomas_Hanniball
20.01.2025 14:25Помню популярность МосИгры на Хабре и лонгриды Милфгарда. А теперь можно почитать, к чему всё это привело. Очень познавательно.
Получается, что МосИгра сняла сливки с рынка, но вовремя оттуда не ушла. Сначала Милфгард жаловался, что ниша очень узкая и чтобы продавать больше, необходимо было самим этот рынок расширять, например, организуя бесплатные посиделки с играми, рекламу и прочее. Потом, когда объём рынка стал больше, на него начали заходить другие игроки и снова всем стало тесно, пошёл ценовой демпинг, падение качества изготовления игр, "пиратские версии" популярных игр и прочее. К этому добавилась общемировая тенденция к уменьшению доли настольных игр.
Есть голубой океан, есть красный океан, а есть коричневый. Коричневый — это красный океан, в котором все обо*рались. Вот настольные игры это сейчас уже ближе к коричневому. Очень много игроков, дешевый вход
Теория голубого океана хороша, но это лишь временное состояние дел на рынке, пока ниша ещё не заполнена конкурентами. Здесь важно вовремя уйти с рынки, иначе можно оказаться в красном океане среди кучи конкурентом и рентабельностью в 5-10%.
peterzh
20.01.2025 14:25хы, а я думаю, че у меня дежавю чтоли? Я читал аналогичный пост много лет тому от самой Мосигры )) спасибо каментам, внесли ясность, что история пошла на повтор)
прикольно, а посты тогда были такие романтичные )
dom1n1k
20.01.2025 14:25Обычно сетевые магазины имеют наценку 100–120%.
Хочется уточнить, это на каких условиях?
Если имеется в виду, что они оптом выкупают товар, а потом реализуют его как свой собственный, тогда такая наценка выглядит совершенно справедливой.
А если берут просто на реализацию, а деньги может быть когда-нибудь потом - это грабёж (на дилетантский взгляд).sergeyns
20.01.2025 14:25Пусть магазин закупил за 100, продал за 200.. а когда так пишут, то почему то забывают написать что магазин с сумы чека сразу заплатит (точнее он уже сидит в чеке) НДС (сейчас 20%)... и вот от 200 рублей осталось 160! Ну и так далее...
Samedi_Da_Kapa
20.01.2025 14:25Там немного сложнее все. Да, магазин с этих 200 заплатит НДС 40, но при этом тут же подаст на возврат НДС в размере 20 рублей - так как эти 20 рублей уже заплатил поставщик. И в следующем налоговом периоде на эти 20 рублей будет уменьшен размер платежа по НДС по новому товару.
Поэтому да, фактически магазин заплатит 40, но с течением времени он вернет лишнее уплаченное и заплатит только за себя и свою добавленную стоимость.
Samedi_Da_Kapa
20.01.2025 14:25Ну такое. Там математика немного сложнее и все намного грустнее. То есть вот возьмем точку в провинции, которая генерирует 6 млн в год выручки.
Начинаем считать:
- стоимость товара при наценке в 100% убирает половину, остается 3 млн.
- НДС 20% сожрет еще 600 тысяч - остается 2,4 млн.
- сотрудники - хотя бы три человека, лучше конечно пять. Зарплата по минималке в 30к, умножаем на 1,5 - налоги - умножаем на 12 - год - умножаем на 4 - примерное количество количество сотрудников - получаем 2160к ФОТ за год. Итого у нас остается 240к
- дальше у нас еще есть аренда помещения, коммуналка, вложения в инвентарь и оборудование и все остальное - 240к, гуляй на все.
Так что это конечно выглядит как много - наценка в 100% - но на самом деле это плюс-минус впритык.PereslavlFoto
20.01.2025 14:25Проблема возникает только потому, что слово НАЦЕНКА используют, не учитывая себестоимость магазина.
В вашей модели получается иначе.
Закупка товара = 3 млн.
Себестоимость торговли = НДС + ФОТ + налог на ФОТ + аренда помещения + инвентарь = 2,9 млн.
Наценка = Стоимость – закупка товара – себестоимость = 6 млн – 3 млн – 2.9 млн = 0,1 млн.% наценки = 0,1 млн / 6 млн = 1,6%.
Вот теперь ситуация выглядит гораздо приличнее.
konst90
20.01.2025 14:25Проблема возникает только потому, что слово НАЦЕНКА используют, не учитывая себестоимость магазина.
Нет. Потому что люди путают наценку (разница между ценой продажи и ценой покупки делить на цену покупки) и рентабельность (прибыль делить на расходы).
При этом надо понимать, что при неизменной наценке рентабельность меняется при изменении продаж: вы должны заплатить за аренду помещения независимо от того, сколько к вам придет покупателей.
PereslavlFoto
20.01.2025 14:25Цена покупки включает в себя деньги, которые уплачены за покупку товара, рабочей силы, помещения и коммунальных расходов. У магазина нет вообще никаких расходов, кроме цены покупки.
vbifkol
20.01.2025 14:25Цена покупки включает в себя деньги, которые уплачены за покупку товара, рабочей силы, помещения и коммунальных расходов. У магазина нет вообще никаких расходов, кроме цены покупки.
Цена покупки - это за сколько купили и оно не зависит от дополнительных затрат. Предположим, у магазина есть 100К постоянных расходов, он покупает коробки по 1К и продает по 2К. В Вашем рассуждении "цена покупки" первых 100 коробок будет 2К, а 101й коробки - 1К. Так тоже наверное можно считать, только никто не поймет при общении и для себя это полезным тоже не будет.
PereslavlFoto
20.01.2025 14:25У магазина каждый месяц есть постоянные расходы на покупку товаров. За месяц он эти товары продаёт. На следующий месяц опять возникают постоянные расходы на покупку товаров.
vbifkol
20.01.2025 14:25У магазина каждый месяц есть постоянные расходы на покупку товаров. За месяц он эти товары продаёт. На следующий месяц опять возникают постоянные расходы на покупку товаров.
Нет конечно. Товарный запас даже в магазинах у дома плавает довольно сильно, да и закупки идут примерно каждый день, оборот тоже по месяцам может разниться в разы. Закупки - это именно что переменные расходы. Ну и конечно наценка делается не от балды, а как минимум по рынку, когда говорят "на играх в рознице наценка 100%" - речь идет о средней наценке, реально по каждому тайтлу наценки могут быть разные: распродажа лежака может быть с отрицательной наценкой, продажа раскрученного эксклюзива - с 300%.
konst90
20.01.2025 14:25рабочей силы, помещения и коммунальных расходов
Всё это не относится к деньгам, уплаченным за товар. Это накладные расходы магазина, в основном постоянные, то есть почти не зависящие от числа проданных товаров.
Именно поэтому магазины с высокой проходимостью могут держать низкую наценку, размазывая накладные расходы на большее число проданных товаров.
PereslavlFoto
20.01.2025 14:25Деньги, уплаченные за товар, постоянный расход, потому что число проданных товаров почти не зависит от времени.
Под магазинами с высокой проходимостью вы имеете в виду большие магазины, где очень большая себестоимость зданий и труда.
konst90
20.01.2025 14:25что число проданных товаров почти не зависит от времени
Расскажите это продавцам цветов на 8 марта или пиротехники перед Новым годом.
Или товаров длительного хранения, которые можно закупать раз в год.
PereslavlFoto
20.01.2025 14:25Пиротехника — всего лишь часть одного стола одного из отделов в промтоварном магазине. Продажа пиротехники не заставляет все продажи магазина зависеть от времени.
vbifkol
20.01.2025 14:25потому что число проданных товаров почти не зависит от времени.
У Вас много магазинов было? У меня - полтора десятка, я 12 лет своей жизни отдал ретейлу. Продажи плавают даже в продуктовых у дома и в гипермаркетах.
N-Cube
20.01.2025 14:25Ерунду пишите, определение посмотрите:
Переменные затраты (variable costs) — затраты, величина которых прямо пропорциональна объему производства или продажи.
N-Cube
20.01.2025 14:25Потому что люди путают наценку (разница между ценой продажи и ценой покупки делить на цену покупки)...
Это вы путаете - наценка бывает абсолютная (в рублях) и относительная (в процентах). То, что вы назвали, это наценка процентная, к вашему сведению.
vbifkol
20.01.2025 14:25Проблема возникает только потому, что слово НАЦЕНКА используют, не учитывая себестоимость магазина.
Потому что так уж повелось в русском языке: наценка - это добавляемая к входящей цене сумма. То что Вы пытаетесь вычислить - это рентабельность.
AlexCzech01
20.01.2025 14:25Держать 4 сотрудников при выручке 20 тысяч в день это не бизнес, а благотворительность какая-то
Samedi_Da_Kapa
20.01.2025 14:25Ну а как иначе? Есть у вас точка в ТЦ. Работает часов 10-12 - по графику ТЦ. Значит это будет график работы 12 часов 2 через 2. То есть уже нужно минимум 2 человека. Если же мы хотим, чтобы точка не закрывалась, когда нашему продавцу-кассиру надо поесть, попить и справить естественные нужды, то нам нужен второй человек. 2 человека, две смены - 4 получается.
Плюс второй человек позволит хоть как-то консультировать покупателей и при этом следить за товаром/выкладкой/продажей.
janvarev
20.01.2025 14:25оптом выкупают товар, а потом реализуют его как свой собственный,
По личному опыту - да, выкупают, но часто (если большая сеть) просят еще скидку к цене дистрибьютора.
Вообще как товарищ, в свое время издавший игру (Башня Дракона, кооперативка), могу сказать - дело веселое, но неприбыльное )
Vah-tang
20.01.2025 14:25"Первый вопрос надо задать себе: ты для денег это хочешь сделать или сердце требует? Если сердце требует – выпусти. Но для денег такое себе." Ах, Le Charme discret de la bourgeoisie !
kmmbvnr
20.01.2025 14:25С какого перепуга Шакал оказался разработанным автором статьи?
Шакал это старая игра придуманная ещё в советские годы в стенах Новосибирского Государственного Университета. Мои дети ещё играют в нарисованную бабушкой версию.
Вот одно из первых упоминаний https://zhurnal.lib.ru/g/glebowa_u_w/igravshakala.shtml
Я как-то сам делал компьютерную версию https://kmmbvnr.livejournal.com/8293.html и https://kmmbvnr.livejournal.com/22294.html
Максимум, что сделал автор - взял советскую версию издал ее в современной типографии. Что конечно, тоже классно и здорово, но не даёт авторских прав на советское прошлое
HenryPootle
20.01.2025 14:25Кто первый встал, того и тапки ©
Прочитав фразу про компы со свалки, я понял, что конец немного предсказуем:
Кроилово ведёт к попадалову
Я за свою жизнь не видел ни одного исключения.
Format-X22
20.01.2025 14:25Гугл однажды переносили данные из дата-центра в другой дата-цент использую бесплатные 15 минут от провайдера. В итоге солидный набор данных перетёк условно-бесплатно. Самое начало их бизнеса. Сейчас гугл сам провайдер, в том числе с подводными кабелями под океанами. По разному бывает.
Vytian
20.01.2025 14:25Герой статидва абзаца в начале статьи специально посвятил тому, что про Шакала узнал в детстве от отца, что много в неё играл, и что именно эта заведомо старинная игра стала силбейшим мотиватором ввязаться в дело. И что характерно, мягко опускает вопросы авторских правпотому что они глубоко в коричневом океане. И полстатьи рассуждает почему собственно бросил бизнес, и что автором быть совсем экономическое безумие, когда на исключительно хорошем тираже в 10000 автор заработает хорошо если полмиллиона ₽.Nick0las
20.01.2025 14:25А сколько вы бы хотели с 10K тиража изделий продаваемых за 1000-2000р? При том что массовое производство, и продажа, и все риски полностью не на вас?
Komrus
20.01.2025 14:25Мне вот интересно - уважаемый Автор принципиально практически только про сбитых лётчиков пишет? И закрывших своё дело бизнесменов? Про действующих, имеющих бодро работающий (или уныло, но работающий) бизнес - почти и не припомню статей... (Если только про когтеточки :)
DummyBear
20.01.2025 14:25А какой бодро работающий бизнесмен захочет тебе подробную бухгалтерию своего бизнеса рассказывать? Чтобы что? Чтобы читатель пошёл и конкурировать с ним начал?
copenhagen72
20.01.2025 14:25Таким некогда интервью давать, работой заняты. И актуальные секреты и нюансы выдавать никто не будет, а старые можно рассказывать для большего интереса без каких-то проблем (уже и срок давности мог пройти, ха).
janvarev
20.01.2025 14:25Ну так про успешных - это всякий "Успешный успех", "Как я живу на Мальдивах и управляю бизнесом удаленно" (хотя там трындят больше, да). Реальных кейсов с цифрами про реальный бизнес маловато, интересно это.
N-Cube
20.01.2025 14:25Зарплата выплачивается 10 февраля за январь. 10 марта за весь февраль. И т. д. У нас – с разбиением: основная часть 10-го и и аванс 25-го. В ресторанах – посменно, но смысл в том, что всегда есть «страховочные» 10 дней. Эта схема пришла из ресторанного бизнеса. Работа в заведениях посменная, и поэтому часто происходит так: сегодня получил, завтра не иду. Если ты не вышел в свою смену и пропал – в конечном итоге получится, что 10 дней отработаны бесплатно. И этого достаточно, чтобы поддерживать дисциплину.
Зарплата за прошедший месяц 10го числа следующего месяца равна задержке в 40 дней минус время, оплаченное авансом, а вовсе не 10 дней. Если аванс одна третья часть от зарплаты ("основная часть 10-го и и аванс 25-го"), это равно 10 календарных дней, и задержка выплаты зарплаты равна 30 дней, а задержка аванса - 25 дней.
Кстати, схема законная, хотя и с душком - "Роструд не рекомендует":
выплачивать доход, минимум, раз в полмесяца (ст. 136 ТК РФ); выплачивать аванс — до 30 числа того же месяца, зарплату — до 15 числа следующего — не позднее 15 дней после завершения очередной половины месяца (ст. 136 ТК РФ) — но Роструд не рекомендует платить аванс в последние дни месяца. https://kontur.ru/extern/spravka/50488-vyplata_avansa
Деньги взял, бросил туда, сюда, в Excel что-то посчитал. Деньги были неплохие. Прямо много.
Еще бы - зарплаты не выплачены, но владелец бизнеса распоряжается этими деньгами, как своими.
Мы открывали магазины, потому что деньги в кассе есть. Но на самом деле получилось, что это не наши деньги, а деньги, которые мы должны потом отдать поставщикам, но мы-то их уже потратили.
Почему постеснялись сказать, что отдать не только поставщикам, но еще и сотрудникам? Из приведенных цифр все и так очевидно уже.
ferosod
20.01.2025 14:25Так если все по ТК РФ, то в чем "душок"?
N-Cube
20.01.2025 14:25В том, что когда указано "Роструд не рекомендует", это уже на грани людоедства. Есть еще нюансы по размеру аванса (хотя термина такого нет в законах, но он общепринятый) и порядку удержания налогов. А когда дальше по тексту мы узнаем, что владелец деньги из кассы прокручивает и не всегда может выплатить зарплаты, становится понятно, что предупреждение от Роструда имеет смысл (особенно, при отсутствии работающих профсоюзов).
konst90
20.01.2025 14:25Зарплата за прошедший месяц 10го числа следующего месяца равна задержке в 40 дней минус время, оплаченное авансом, а вовсе не 10 дней.
Это было бы верно, если бы работник отрабатывал 1го числа каждого месяца весь объём работ. Но он, по понятным причинам, этого не делает, поэтому считать надо по среднему. То есть, если бы у нас не было аванса, то 10го числа следующего месяца оплачивался бы и первый день (задержка 40 дней), и последний (задержка 10 дней), то есть средняя задержка выходила бы 25 дней, а вовсе не 40.
задержка выплаты зарплаты равна 30 дней, а задержка аванса - 25 дней.
Если же считать, что аванс равен трети от общей суммы, то получается так: работник отработал 1-10 числа, за что 25го числа получил аванс: задержка 15-25 дней, средняя 20. Потом он отработал 11-30 числа, за что 10го числа следующего месяца получил зарплату: задержка 10-30 дней, средняя 20.
Но по букве закона и эта схема неверна: расчётный период аванса - не 1-10, а 1-15 числа (каждые полмесяца). То есть и аванс, и зарплата у автора выплачиваются через 10 дней после окончания расчётного периода, тогда как закон предписывает не позднее 15 календарных дней. Что, в целом, логично: закончился расчётный период, кадры собрали от руководителей данные о фактически отработанном времени (прогулы, сверхурочные), передали это в бухгалтерию, деньги пошли, 15 дней на это более чем достаточно.
Однако, судя по разделу "Изменение размера аванса" по вашей ссылке - Роструд до сих пор не определился, как именно должна быть рассчитана сумма аванса. Поэтому его рекомендации, пока не оформлены в виде чёткого закона - штука весьма условная, определенности они не дают. Что такое, простите, "последние числа месяца", это сколько конкретно, два дня или десять?
А проблема на самом деле зарыта глубже. И заключается она в том, что зарплата платится не за отработанное время, а за календарный срок. При этом нормируется она по месяцу. И получается некоторая дичь: в январе работник (при стандартной пятидневке) отработал 17 дней и получил записанные в договоре 50 тысяч рублей, по 2941 рубль за день. А в июле - 23 рабочих дня, по 2174 рубля за день. При этом соотношение рабочих дней в первой и второй половине месяца всегда разное, и если в нормальных месяцах это примерно пополам, то в том же январе - 5 к 12. И расчёт по фактически отработанным дням может быть неприятен для работников, когда вместо привычной половины зарплаты человек за январь или май получит меньше трети. А расчёт делением пополам неудобен работодателю, потому что он оплачивает то время, которое работник ещё не отработал (а если он 16го января выйдет на больничный и в нём же уволится - то и не отработает).
И это же, кстати, приводит к таким штукам, как зависимость суммарно заработанных за год денег от месяца, в котором человек ушёл в отпуск. Неделя отпуска в январе дороже, чем в июле, именно потому, что неделя отпуска в январе срежет вам 5/17 зарплаты взамен на 7/31 отпускных, а неделя отпуска в июле срежет всего 5/23 зарплаты в обмен на те же 7/31 отпускных. И получается, что два сотрудника отработали за год одинаковое количество дней, а зарплату за это получили разную.
Что-то меня понесло, извините.
N-Cube
20.01.2025 14:25поэтому считать надо по среднему.
Если вы выходите на работу 1го числа месяца, то поесть сможете только 25-го, и то только за первые 10 дней месяца, а не "по среднему". Вы сами-то в один день в конце месяца едите за первую декаду? Лично я предпочитаю есть ежедневно, а не "по среднему", подозреваю, что и вы тоже, несмотря на все ваши манипуляции выше.
А проблема на самом деле зарыта глубже.
А расчёт делением пополам неудобен работодателю...Дичь - это когда "неудобно работодателю"? Лучше пусть будет неудобно работникам? Кстати, рабовладельцы кормили людей ежедневно, к вашему сведению, но почему-то с отменой рабства стало только хуже.
konst90
20.01.2025 14:25Вы сами-то в один день в конце месяца едите за первую декаду?
Я сам не страдаю проблемой "нет денег до зарплаты", потому что у меня всегда есть финансовая подушка. А на случай непредвиденных расходов - кредитка с беспроцентным периодом. Соответственно, сдвижка выплаты зарплаты меня не волнует.
Дичь - это когда "неудобно работодателю"? Лучше пусть будет неудобно работникам? Кстати, рабовладельцы кормили людей ежедневно
Рабы и работали ежедневно. Я не очень понимаю, вы чего хотите? Чтобы вам по окончании рабочего дня платили за отработанный день? Тогда праздники не оплачиваются, в январе и мае зарплата на треть меньше, а отпускных нет. Это, кстати, вариант самозанятого в такси. Устроит такой вариант или тоже неудобно будет?
N-Cube
20.01.2025 14:25Вы сами-то в один день в конце месяца едите за первую декаду?
Я сам не страдаю...Надо понимать, вы все же едите каждый день, но другим желаете есть раз в месяц "по среднему".
Рабы и работали ежедневно.
А точнее, у них была шестидневка, скажем, в Древнем Риме, с выходным в воскресенье. Но кормили каждый день. А сейчас и при шестидневке поесть удастся только через месяц.
Чтобы вам по окончании рабочего дня платили за отработанный день?
Контрактникам обычно по часам за неделю оплачивают или за проект с предоплатой, по договоренности. Работать месяц, прежде чем узнать, что у владельца бизнеса "деньги в кассе" закончились, как в статье - это вы кого убеждаете, что так всем лучше?
Тогда праздники не оплачиваются, в январе и мае зарплата на треть меньше, а отпускных нет.
Если вы в праздники не работаете, почему они должны оплачиваться? Вы забыли добавить, что еще вам не заплатят, когда вы спите, если вы не сторожем работаете. А если вы в офисе 5 дней в неделю работаете, то и платят вам за них, независимо от времени выплаты, а вовсе не за праздники.
Это, кстати, вариант самозанятого в такси. Устроит такой вариант или тоже неудобно будет?
Опять манипулируете - если самозанятый, так сразу "в такси". Почему не самозанятый адвокат или программист?
konst90
20.01.2025 14:25Если вы в праздники не работаете, почему они должны оплачиваться?
Так и я о том же. Сейчас месяц с праздниками оплачивается так же, как месяц без праздников: зарплата за январь с 17 рабочими днями и за июль с 23 днями будет одинаковой. Почему так?
PereslavlFoto
20.01.2025 14:25Потому что оплачивается не рабочий день.
Это вообще сложный вопрос, что оплачивается. Лучше всего он решён на заводских должностях со сдельной оплатой, где оплачивается выработка товаров. Однако не везде можно посчитать такую выработку. Поэтому приходится выравнивать оплату за разные периоды.
Например, выравнивают через годовую оплату, деля поровну на 12 частей.
konst90
20.01.2025 14:25Потому что оплачивается не рабочий день.
Я ровно об этом и написал выше. Отсюда и проблема с расчётом аванса - нет установленного законом алгоритма, как поделить месячную зарплату со всякими надбавками и премиями на две выплаты.
N-Cube
20.01.2025 14:25Конечно, есть, и выше я уже ссылку приводил. Даже указано, как делить, в зависимости от способа вычета налогов (по отдельности на аванс и основную часть или разом из основной части)! Надбавки это часть зарплаты и выплачиваются вместе, а вот премии это не зарплата, так что порядок выплаты зарплаты к ним не имеет отношения.
konst90
20.01.2025 14:25Читаем по ссылке:
В 2024 году по-прежнему актуальны споры о способе расчета аванса — по реально отработанным дням или как процент от оклада
PereslavlFoto
20.01.2025 14:25Потому что оплачивается не рабочий день.
Это вообще сложный вопрос, что оплачивается. Лучше всего он решён на заводских должностях со сдельной оплатой, где оплачивается выработка товаров. Однако не везде можно посчитать такую выработку. Поэтому приходится выравнивать оплату за разные периоды.
Например, выравнивают через годовую оплату, деля поровну на 12 частей.
N-Cube
20.01.2025 14:25Сейчас месяц с праздниками оплачивается так же, как месяц без праздников...
У кого оплачивается? Есть сдельная работа, контрактная, самозанятость - с оплатой за отработанное время или результат. Вы же выбрали один тип занятости и проигнорировали весь трудовой кодекс.
EpiSH
20.01.2025 14:25А когда это МосИгра была самой крупной сетью? Вроде изначально Хобби Геймс ушла в отрыв, а сейчас в одном шаге от монополии (осталось купить Гагу).
ILaeeeee
20.01.2025 14:25Наверное от региона зависит. Я, вот, в Барнауле знаю только МосИгру как сеть торгующую играми. Встречал их отделы и покупал там игр с десяток. Другие сети не попадались на глаза. Ещё на каких то мероприятиях игротеки они устраивали. В общем, эта сеть тут явно засветилась.
IvanZuev78
20.01.2025 14:25Помню "За бортом"
Сплагиатили её на первом курсе, в 2014 году. Написали всё ручкой на тетрадных листах и играли в общаге.
Эх, хорошее было время))
Zempik
20.01.2025 14:25Доброе воспоминание: в 17 лет студентом колледжа писал курсовую по 1С (разработка конфигурации). Как раз читал статьи на хабре про мосигру. Написал им, касперскому и ещё кому-то на почту с просьбой помочь с материалом для курсовой. В итоге только Мосигра ответила, дали контакт руководителя розничной сети. Списались в what's app и меня консультировали по розничным процессам. В итоге написал курсовую на тему: работа с контрагентами Мосигры. 1С мучал меня, но Мосигра скрасила работу.
Milfgard
20.01.2025 14:25Во-первых, приятно, что про такое вспоминают ) Во-вторых, это где-то на уровне прошивки, что информация хочет быть свободной. Единственное, что ограничивали — это истории вроде "дайте конкретных поставщиков и условия работы с ними".
Ponart
20.01.2025 14:25Сейчас рознима настолок умирает чуть больше чем полностью! Предзаказы от издателей и маркетплейсы полностью выдушивают офлайн точки продаж. И это сильно плохо. Раньше вы могли посетить в магазин у себя в городе и найти себе единомышленников по своему хобби, скоро такой возможности в большинстве городов не останется. И рекомендации по играм будете получать только от блогеров которые материально заинтересованы. Честно говоря качество настолок за эти пару лет сильно упало. Издаются довольно посредственные игры. За 2024 год мне не приглянулась ни одна игра. Хотя нет вру, была одна хорошая "Роскошь Дуэль".
modsamara
20.01.2025 14:25У меня опять бухгалтерия не сходится. В хороший год прибыль 105млн, долгов на 150млн. Два хороших года закрывают долги полностью с хорошим остатком.
nightwolf_du
20.01.2025 14:25Это, к сожалению, так не работает. Деньги сегодня не равны деньгам завтра.
Чтобы сделать второй хороший год, из этих 105 млн надо уже сейчас (на момент фиксации годовой прибыли) вложиться в маркетинг и масштабирование (иначе это сделают конкуренты и отберут у тебя долю рынка),
что-то хочется забрать владельцам бизнеса (иначе тупо, у тебя оборот в лярд, пропорциональные риски, а ты себе зп платишь как у продавца в пятерочке)
в конце концов, если % по долгам не велик а мат. ценностей на балансе сравнимо с суммой долга - смысла торопиться с его выплатой мало.
оффтоп - моё осознание финансового мира бизнеса лет 10 назад перевернуло знакомство с термином "кассовый разрыв". Например, когда клиенты должны тебе лярд 31го числа, а ты сотрудникам должен отдать 1 млн 15го, а у тебя в кассе нету. И вроде на конце месяца в прибыли на 1ккк - 1кк, но тебе будет всё равно, если 15го тебя подымут на вилы.modsamara
20.01.2025 14:25маркетинг и масштабирование это расходы, а 105 это уже чистый доход. Афтар говорит что его напрягал этот долг психологически, и я вижу ненапряжную возможность его отдать по цифрам.
nightwolf_du
20.01.2025 14:25Допустим, 1 января 2025г вы зафиксировали 105 млн чистого дохода за прошлый год 2024 (в реальности всё сильно сложнее, но ладно)
И, допустим, они даже лежат у вас на счету.
Чтобы в 2025 хорошо продаваться, вам надо заказать рекламных буклетов на 30млн. Поставщик требует 50% предоплаты. Прямо сейчас вам надо реинвестировать 15 млн из прибыли.
В старых магазинах падает оборот, т.к. аудитория насыщена. Вам надо открывать новые, чтобы поддерживать среднюю норму прибыли. Расходы на найм, расходы на предоплату по аренде, расходы на оснащение магазина. Это тоже нужно реинвестировать.
Короче, по цифрам оборота и прибыли всё может быть в шоколаде, а по факту на выплату долгов и дивиденды можно пустить процентов 5 этой суммы.
Ну или пустить всё, и в следующем году закрыть бизнес.
modsamara
20.01.2025 14:25ну вроде как все это пойдет в расходы в 2025 году и 1 января 2026 года у вас будет 105млн за вычетом этих расходов
или мы по разному понимаем слово прибыль?
nightwolf_du
20.01.2025 14:25А 1 января 2026 вы опять обязаны компенсировать амортизацию и предоплаты по услугам но уже на 2026й год) или закрывайтесь/продавайтесь.
Abcdif
20.01.2025 14:25Без обид, реально много букв, не прочитал всё. Но как обладатель внушительной коллекции настолок. Могу сказать, что Мосигра, последнее место где хотелось бы их купить. Тем более впервые слышу, чтоб оно было издательством. Crowd Games, Gaga Games, Лавка Игр, Низа Гамс и Стиль Жизни на худой конец. Но Мосигра издательство, это шутка?
Speedmanc
Верните Милфгарда.
slava_rumin Автор
Тоже подписался на Сергея
Milfgard
Вступайте в ряды Фурье! )
Fullspb
Вот жеж он. Читал все ваши посты про мосигру. Текста много, но залетал на ура
molnij
Сходимость! Равенство! Гильбертово пространство!