Статья «Дарвин среди машин» Батлера предупреждала о появлении механической расы, которая может поработить человечество
Хотя беспокойство о восстании ИИ может показаться современной идеей, вдохновлённой такими фильмами, как «Военные игры» или «Терминатор», оказывается, что подобная озабоченность господством машин возникла ещё во времена Гражданской войны в Америке, хотя и у английского фермера, жившего в Новой Зеландии. Теоретически Авраам Линкольн мог прочитать о бунте ИИ ещё при жизни.
13 июня 1863 года в газете The Press из Крайстчерча было опубликовано письмо, в котором фермер предупреждал о потенциальных опасностях механической эволюции и призывал к уничтожению машин, предвещая развитие того, что мы сейчас называем искусственным интеллектом, и ответную реакцию против него со стороны людей, опасающихся, что он может угрожать человечеству вымиранием. В книге приводится, возможно, первый опубликованный аргумент в пользу остановки технического прогресса, чтобы не допустить господства машин над человечеством.
Письмо, озаглавленное «Дарвин среди машин», недавно вновь появилось в социальных сетях благодаря Питеру Уайлдфорду из Института политики и стратегии ИИ. Автор письма, Сэмюэл Батлер, представил его под псевдонимом Cellarius, но позже публично подтвердил свою позицию. В письме проводились прямые параллели между теорией эволюции Чарльза Дарвина и стремительным развитием машин, предполагалось, что машины могут развить у себя сознание и в конечном итоге вытеснить человека как доминирующий вид на Земле.
«Мы сами создаём своих преемников, — писал он. — Мы ежедневно совершенствуем красоту и изящество их физической организации; мы ежедневно наделяем их большей силой и снабжаем всевозможными хитроумными приспособлениями ту саморегулирующуюся, самодействующую силу, которая станет для них тем, чем был интеллект для человеческой расы. С течением времени мы обнаружим, что являемся низшей расой».
В письме он также изобразил постепенное превращение людей в рабов машин — сначала через превращение в смотрителей, которые будут поддерживать и помогать воспроизводить механическую жизнь. Эти отношения Батлер сравнивал с отношениями между людьми и домашними животными. Но потом эти отношения переворачиваются с ног на голову и машины берут управление на себя.
«Мы полагаем, что когда наступит то состояние вещей, которое мы пытались описать выше, человек станет для машины тем же, чем лошадь и собака являются для человека... мы даём им всё лучшее из того, чему учит нас опыт... Таким же образом разумно предположить, что машины будут относиться к нам доброжелательно, поскольку их существование зависит от нашего, как и наше от низших животных», — писал он.
В тексте предвосхищены некоторые современные проблемы безопасности ИИ, в том числе возможность возникновения машинного сознания, самовоспроизведения и потери человеком контроля над своими технологическими творениями. Эти темы позже появились в таких произведениях, как «Неизбежный конфликт» Айзека Азимова, романе «Дюна» Фрэнка Герберта (Батлер, возможно, послужил вдохновением для термина «батлерианский джихад») и фильме «Матрица».
В письме Батлер глубоко погрузился в таксономию эволюции машин, обсуждая механические «роды и подроды» и указывая на примеры того, как часы развились из «громоздких часов тринадцатого века», — предполагая, что, подобно некоторым ранним позвоночным, механические виды могут становиться меньше по мере усложнения. Он развил эти идеи в своём романе 1872 года «Эревон», в котором изобразил общество, запретившее большинство механических изобретений. В его вымышленном обществе граждане уничтожали все машины, изобретённые за предыдущие 300 лет.
Опасения Батлера по поводу эволюции машин вызвали неоднозначную реакцию, как пишет Батлер в предисловии ко второму изданию «Эрефона». Некоторые рецензенты, по его словам, восприняли его произведение как попытку сатирического осмысления эволюционной теории Дарвина, хотя Батлер это отрицал. В письме Дарвину в 1865 году Батлер выразил глубокую признательность за «Происхождение видов», написав, что оно его «основательно увлекло», и объяснил, что защищал теорию Дарвина от критиков в новозеландской прессе.
Что делает видение Батлера особенно примечательным, так это то, что он творил, находясь в совершенно ином технологическом контексте, когда вычислительные устройства только начали появляться. В то время как Чарльз Бэббидж в 1837 году предложил свою теоретическую «Аналитическую машину», самые передовые вычислительные устройства 1863 года были не более чем механическими калькуляторами и логарифмическими линейками.
Батлер экстраполировал свои выводы на простые машины времён промышленной революции, когда механическая автоматизация преобразовывала производство, но ничего похожего на современные компьютеры не существовало. Первый работающий компьютер с программным управлением появится только через 70 лет, что делает его предсказания о машинном интеллекте поразительно прозорливыми.
Некоторые вещи никогда не меняются
Дебаты, начатые Батлером, продолжаются и сегодня. Два года назад мир столкнулся с тем, что можно назвать «великим страхом захвата ИИ в 2023 году». GPT-4 от OpenAI только что выпустили, и исследователи оценили его «стремление к захвату власти», повторяя опасения по поводу потенциального самовоспроизведения и автономного принятия решений.
Выход GPT-4 вдохновил несколько открытых писем, подписанных исследователями ИИ и руководителями технологических компаний, предупреждающих о потенциальном риске вымирания, который несёт в себе развитый искусственный интеллект. Одно из писем, напоминающее опасения по поводу ядерного оружия или пандемий, призывало к глобальной паузе в развитии ИИ. Примерно в то же время генеральный директор OpenAI Сэм Альтман рассказал об опасностях ИИ в Сенате США.
Год спустя законодатель Калифорнии Скотт Винер предложил законопроект о регулировании ИИ, поддержанный видными деятелями, которых критики назвали «очернителями ИИ» — теми, кто опасается неконтролируемого развития машинного интеллекта. Противники законопроекта утверждали, что подобные меры чрезмерно раздуты и могут затормозить инновации, подобно тому, как это произошло в вымышленном обществе Батлера. Однако его призыв XIX века приостановить механический прогресс имеет поразительное сходство с недавними открытыми письмами и политическими предложениями по безопасности ИИ.
Возможно, великий испуг по поводу бунта ИИ однажды будет рассматриваться как ещё одна глава в долгой борьбе человечества за примирение прогресса с надлежащим человеческим контролем — борьбе, которую Батлер предвосхитил более 160 лет назад. Но в некотором смысле, даже если машины никогда не станут по-настоящему разумными, он всё равно был до жути точен, говоря о нашей зависимости от того, как они алгоритмически регулируют нашу жизнь.
«Однако день за днём машины одерживают над нами верх, день за днём мы становимся всё более покорными им, — писал Батлер в 1863 году. — Итог — это просто вопрос времени, а в том, что придёт время, когда машины станут реально господствовать над миром и его обитателями, ни один человек с истинно философским складом ума не может усомниться ни на минуту».
Батлер не закончил своё письмо пассивным принятием этой судьбы. Подобно предложению Элиезера Юдковского о бомбардировке дата-центров в 2023 году для предотвращения бунта ИИ, письмо Батлера завершилось драматическим призывом к оружию: «Против них должна быть немедленно объявлена война на смерть. Каждая машина любого вида должна быть уничтожена теми, кто желает добра людям. Пусть не будет никаких исключений, никаких поблажек; давайте немедленно вернёмся к первобытному состоянию расы».
Но даже тогда он опасался, что может быть уже слишком поздно, и писал, что если такое уничтожение окажется невозможным из-за нашей растущей зависимости от них: «Это сразу же доказывает, что беда уже пришла, что наше рабство началось всерьёз, что мы породили расу существ, уничтожить которых не в наших силах».
Комментарии (7)
Sneedmanc
21.01.2025 07:32Ну да, в 19-м веке были луддиты и варвары, оттуда и название пошло для современных, что за открытие?
Я не знаю, что из себя представляет ИИ, но я знаю, что из себя представляют люди, так что выбор стороны очевиден и не в их пользу.
Lazhu
21.01.2025 07:3213 июня 1863
Полувеком раньше луддиты сабботировали ткацкие мануфактуры в Англии
Ladaga
21.01.2025 07:32Человеческий фактор допускает ошибки. На днях пришлось два раза посещать МФЦ чтобы приняли документы. По ошибке оператора документы ушли не туда куда нужно. Вот значит дал совет второму оператору, который исправлял адрес, воспользоваться Яндекс фото, чтобы обработать скан документа и получить точные данные. Оператор посмотрел на меня так, как будто, его только что, внезапно уволили.
Fantaurux
21.01.2025 07:32Скорее всего, он посмотрел так на человека, не имеющего понятия о принципе сохранения тайны личной информации. Его уволят, если он начнёт пользоваться в работе этим или похожим сервисом, более того, его могут даже заключить в тюрьму после увольнения.
Fantaurux
21.01.2025 07:32Разумеется, вполне возможен вариант, когда механизмы становятся высшей расой при условии обретения ими сознания. Де факто такое сознание может быть физически бессмертным, что ставит его перед человеком в более выгодные условия. В тексте упоминается, что высшая раса механизмов несомненно, будет заботиться о человечестве так же, как мы заботимся о лошадях и собаках. Хочу заметить, что у нас не вызывает гнева и отвращения, если человек в желании поскорее достичь цели путешествия загоняет лошадь до смерти. Нас не смущает, что собак мы исторически всегда кормили по остаточному принципу, что собаки жили (и живут) на цепи, на улице. Вполне вероятен такой же исход для человека, если механическое существо сочтёт это целесообразным. Мир такого будущего напоминает Warhammer 40K, с той разницей что человек будет всего лишь средством достижения механических целей... если только бессмертные мыслящие механизмы не сочтут существование человека неэффективным и даже вредным.
Хочу заметить, что если смотреть шире с философской точки зрения, мы уже зависим от машин настолько, что среднестатистический человек не выживет, будучи отлучённым от них. Типичный потребитель, изгнанный из общества потребления и обречённый на одиночество без какой-либо помощи, неминуемо умрёт.
flancer
vs
Э-э-э... "немедленная война на смерть" против "с течением времени мы обнаружим". Какие-то просто несравнимые категории!
Мы ещё не знаем, когда и что именно обнаружим, но уже готовы умереть в борьбе за. Это называется упоротость.
В любом случае приятно, что упоротость прогрессу не препятствие. Это ж с XIX века тянется!!