О, это волшебное словосочетание "пользовательский опыт". Как много в этой фразе для сердца нашего слилось, как много в нем отозвлось. Почти цитата поэта-классика. Удачные пользовательские решения удобны им эффективны, неудачные раздражающи и иногда "убийственны". И вот несколькими обратными примерами хочется поделиться.
Пример первый. UX для мошенников, в главной роли - Почта России
Пинать Почту России уже наверное считается унылым и заурядным - но я не удержался.
Мобильное приложение Почты России (не хочется спорить о его нужности, это отдельная тема, так что оное приложени просто есть) позволяет привязать банковскую карту, чтобы в последствии с нее производить оплату отправлений. И - правильно!!! - делать переводы. И, в лучших традициях лучших компаний, в приложение можно входить просто по шестизначному коду, приходящему по СМС. Это СМС-сообщение с кодом крайне лаконично и исчерпывающе, его текст гласит Код подтверждения - ******
Именно так - ни для чего код, ни как его использовать, ничего.
Результат вполне ожидаем - мошенники звонят, представляются сотрудниками Почты России, сообщают о заказном письме и спрашивают что-нибудь благовидное, например "доставить вам его - услуга платная, или вы зайдете в отделение" и после выбора человека добавляют "Хорошо, сейчас вам придет код - скажите его и я зафиксирую что мы вас уведомили". После чего с указанным кодом входит в приложение и делает переводы.
Браво - два гениальных решения по цене одного. Почта России, вы красавцы. Неужели написать в шаблоне "Код для входа в приложение ****, никому его не сообщайте" или что-то подобное, чтобы пользователь понимал суть происходящего.
Пример второй. Где приложение устанавливали туда и идите
Как наверное понятно, Сбер редко нуждается в представлениях
Так уж получилось, что у меня два телефона (Apple и Android). Ну да, я вот странный такой, так получилось и уже несколько лет как. Поэтому я всегда предпочитаю получать коды подтверждения операций на СМС - во первых, я знаю телефон на который они придут, и во-вторых, даже если "тот" телефон не со мной, то я смогу прочесть с него СМС с сообщением удаленно. Не стоит говорить мне что это "небезопасно" - в телефоне eSIM, злоумышленник ее не переставит в другой телефон в случае потери, да и коды это на самом деле второй фактор - на всех аккаунтах, которые хотят код по СМС, стоят еще и пароли. И вообще обычно я вообще стараюсь использовать TOTP, если это возможно. И внезапно мне приходит сообщение "отныне все коды и уведомления будут приходить вам в пуш-уведомлениях". Ну вот нифига себе. Итак, разбираемся.
Во-первых, Сбер не делает разницы между отправкой кодов подтверждений и уведомлениями об операциях. Все скрыто под одним пунктом
Во-вторых, даже если отключить Push-уведомления в приложении, коды продолжают приходить в пушах.
В-третьих, пуши приходят только на один телефон. И нельзя выбрать на какой - такого пункта в настройках нет
В-четвертых, включить обратно подтверждения по СМС нельзя. Это у Сбера это платная услуга.
В-пятых, код видится только на том устройстве на которое отправлен пушем. В истории на других устройствах его, естественно, тоже нет
Результат - если у вас более одного устройства, то либо вы не пользуетесь Сберовскими приложениями, либо платите за ненужную вам услугу, либо таскаете всегда оба устройства и пытаетесь угадать с первого раза, куда придет пуш (я, кстати, ни разу не сумел). Кстати, а ведь прекрасная бизнес-метрика, если клиент достаточно состоятельный чтобы иметь два телефона, то нехай поделится копеечкой. Верно, Сбер ?
P.S.: И кстати, что значит "позитивный и дружелюбный настрой в уведомлениях - "Ура, вам поступила зарплата! Вы ее не сможете снять потому что у вас суточный лимит маленький, но вы не расстраивайтесь - скоро мы переведем ваши деньги на безопасный счет"?
Пример третий - Т-Банк
Наверное, я не один такой, кто не любит, когда мне что-то "напоминают" сделать. И тем более "напоминают" заплатить. А уж автоматических переводов я вообще избегаю как огня - и, думаю, я не один с такими тараканами.
Поэтому чуть ли не самая полезная функция в мобильном банке - шаблон операции. Но у вас в приложении они совмещены с напоминаниями и автоплатежами.
Т-Банк - может, сделаете нормальные шаблоны операций, а? В долгосрочной перспективе, наверное, вам полезней уравновешенный стабильный человек, а не неврастеник, которого начинает бить нервная дрожь при входе в ваше приложение (хотя надеюсь, до такого не дойдет)
Пример четвертый - Райффайзен
Ответ на загадку "во всем как Сбер, только желтый, но не на Т, что это?" - можно угадать с одного раза. Даже и не знаю, Райф равняется на Сбер или Сбер на Райф, но то же самое гениальное решение - безальтернативное уведомление только в пуше - повторен.
Но есть и уникальное отличие - если вы случайно смахнете пуш с кодом, то вы его больше не увидите, нигде и никогда. Даже в истории на этом же устройстве. И правильно, клиент обязан читать все сообщения об уникальные выгодные предложения (тм) чтобы случайно не пропустить код.
Но с другой стороны, с учетом того, как старательно Райффайзен Банк пытался избавиться от всех клиентов, самоубиться и свернуть деятельность - не исключено что это было целенаправленное решение: курочка по зернышку клюет, UX юзера по чуть-чуть достает.
Еще один забавный факт - в настройках уведомлений есть указание на какое устройства приходят уведомления. Причем на iPhone указана что они приходят на iPhone, а на андроиде - что в андроидное приложение. И изменить это нельзя. Забыли удалить, неправильно описали, или я настолько неразумен, что неправильно прочел три слова "Куда приходят уведомления"? Да не, вроде бы правильно.
Пример пятый, на котором клейма негде ставить - МТС
Ух. Я бы много хотел тут написать, но в этой статье речь идет о UX.
Коллеги из МТС, вот скажите - почему я не могу в приложении отключить получение только рекламных сообщений? Что с вами не так? "Если вы не хотите получать пуш-уведомления, отключите их в настройках телефона". Потрясающая логика. "А потом мы как МегаФон отправим пуш в котором напишем, что мы повысим вам тариф если вы не станцуете вприсядку на лыжах стоя в гамаке. А поскольку у вас пуши запрещены, то вы его не увидите и мы радостно вкрутим вам новый тариф", так что ли? Я не хочу запрещать все уведомления, я просто не хочу получать рекламу сервиса онлайн-медитаций в приложении оператора сотовой связи
Выморозил меня "Защитник". Мой номер XXX, в приложении "Мой МТС" этот номер основной и к нему поджвязан YYYY. Я не буду рассуждать об этичности включения "Защитника МТС" без согласия пользователя. Не хочу обсудать то, что логика этой хрени блокирует все возможное кроме звонков спамеров и мошенников (о чем мне сообщила дочь, которая не смогла привязать скидочную карту в аптеке). Коснусь только приложения и управления услугой:
Сначала приложение радостно говорило "изменить настройки защитника можно только с основного номера"
А после нажатия "Войти используя номер YYY" внезапно оказывается, что отключить этот сервис в приложении нельзя. Ну вот нет такой кнопки. И сделать это оказалось можно только через сайт. Гениальное макретинговое решение, браво.
И кстати, если вернуться к отказу только от рекламы - дорогие Citilink, возьмите пример в ваших коллег из DNS - у них можно точечно выбрать о чем уведомления получать а о чем нет.
Вместо заключения
Дорогие коллеги, которых я упомянул (и те которых не стал)!
Я понимаю, что океан UX суров и непонятен. Ттам плавают жестокие, лишенные цели и смысла бытия темные идеи и кривые подходы. Акулы воронок конверсии, пираньи коэффициентов удержания аудитории и кашалоты сторипоинтов запиливаемых фич (равно как и другие сказочные твари KPI) сжирают случайно попавшие в эти темные воды крупицы здравого смысла.
Но блин, неужели так трудно просто сохранить право выбора за пользователем?
... И вопрос к читателям
А какие еще странные, нелогичные, неразумные и вообще опасные UX-решения вы видели?
Комментарии (8)
aik
13.02.2025 13:02Конкретно у почты есть "код подтверждения", "код подтверждения телефона" и "код получения отправления". Чем отличаются - не помню уже.
У сбера в настройках есть переключатель уведомлений пуш/смс. Правда, он периодически слетает на "пуш" и надо его снова в "смс" переставлять.
outlingo Автор
13.02.2025 13:02У сбера в настройках есть переключатель уведомлений пуш/смс
Но он не работает, потому что завязан на платную услугу уведомлений :-)
Правда, он периодически слетает на "пуш" и надо его снова в "смс" переставлять.
Собсвтенно и не переставляется. Подписка на уведомления за 99рублей в месяц сама себя не оформит. Я бы мог понять если бы пуши были бесплатны а СМС платны, но когда берут деньги за пуши - это уже зашкварненько. То есть, я хотел сказать, это креативно, бизнесметрично, и вообще по-сберовски.
Конкретно у почты есть "код подтверждения", "код подтверждения телефона" и "код получения отправления"
Ну вот при входе в приложение присылается просто "код подтверждения" - что чрезвычайно содержательно (нет)
aik
13.02.2025 13:02Но он не работает, потому что завязан на платную услугу уведомлений :-)
Ну да, уведомления у сбера платные. Они сейчас практически у всех банков платные стали, бесплатные без условий мало у кого сохранились. Бесплатно только рекламу шлют.
когда берут деньги за пуши - это уже зашкварненько
Они берут деньги за уведомления. А пушиться или эсэмэситься - это уже как получится. У меня стоит приоритет пушей, но получается 70/30 примерно. Когда связь нормальная, то пуши, когда хреновая - смс приходят.
outlingo Автор
13.02.2025 13:02Ну и конечно, самое "замечательное" это так называемые "праздничные иконки". Трещащий шаблон "да где эта долбаная красная иконка, каког ... она стала долбаными новогодними шариками?!" и желание сделать что-нибудь нехорошее.
И кнопка "Класс!" или "Отлично!" под каким-нибудь "Мы придумали невероятно новую нафиг вам ненужную фичу, вот эта хрень стала тоже по подписке и еще мы продадим все ваши данные".
dom1n1k
13.02.2025 13:02Мобильное приложение Почты России (не хочется спорить о его нужности, это отдельная тема, так что оное приложени просто есть)
Когда у ПР лет 10 назад появилось приложение, оно было на удивление очень приличное. Простое, удобное, очень аккуратно нарисованное. Отследить посылку, посмотреть режим работы отделения и всё такое.
Но потом, по всей видимости, там сменились какие-то менеджеры или маркетологи, и понеслась она по кочкам - обязательная регистрация, сторисы, редизайны ради редизайна, лагающая загрузка с мискликами и всё такое. Удалил и перекрестился.
ZetaTetra
13.02.2025 13:02Удивительно, пользовался МТСом ещё во времена кнопочных телефонах и принципы работы так и не изменились.
Стабильность заслуживает похвалы.
MrZorg
Буквально сейчас у красных. Запуск приложения, гордые слова "Цифровая экосистема", выбор аккаунта по своему номеру и.... еще раз вопрос "Введите ваш номер" с услужливой надписью "я не знаю какие данные мне вводить". Видимо новое прочтение двухфакторной аутентификация, когда просто остановились на слове два)))
outlingo Автор
Ну да, двухфакторная аутентификация по мнению некоторых это когда раз - вводишь номер телефона и два - вводишь код из смс :-)