О, это волшебное словосочетание "пользовательский опыт". Как много в этой фразе для сердца нашего слилось, как много в нем отозвлось. Почти цитата поэта-классика. Удачные пользовательские решения удобны им эффективны, неудачные раздражающи и иногда "убийственны". И вот несколькими обратными примерами хочется поделиться.

Пример первый. UX для мошенников, в главной роли - Почта России

Пинать Почту России уже наверное считается унылым и заурядным - но я не удержался.

Мобильное приложение Почты России (не хочется спорить о его нужности, это отдельная тема, так что оное приложени просто есть) позволяет привязать банковскую карту, чтобы в последствии с нее производить оплату отправлений. И - правильно!!! - делать переводы. И, в лучших традициях лучших компаний, в приложение можно входить просто по шестизначному коду, приходящему по СМС. Это СМС-сообщение с кодом крайне лаконично и исчерпывающе, его текст гласит Код подтверждения - ******

Именно так - ни для чего код, ни как его использовать, ничего.

Результат вполне ожидаем - мошенники звонят, представляются сотрудниками Почты России, сообщают о заказном письме и спрашивают что-нибудь благовидное, например "доставить вам его - услуга платная, или вы зайдете в отделение" и после выбора человека добавляют "Хорошо, сейчас вам придет код - скажите его и я зафиксирую что мы вас уведомили". После чего с указанным кодом входит в приложение и делает переводы.

Браво - два гениальных решения по цене одного. Почта России, вы красавцы. Неужели написать в шаблоне "Код для входа в приложение ****, никому его не сообщайте" или что-то подобное, чтобы пользователь понимал суть происходящего.

Пример второй. Где приложение устанавливали туда и идите

Как наверное понятно, Сбер редко нуждается в представлениях

Так уж получилось, что у меня два телефона (Apple и Android). Ну да, я вот странный такой, так получилось и уже несколько лет как. Поэтому я всегда предпочитаю получать коды подтверждения операций на СМС - во первых, я знаю телефон на который они придут, и во-вторых, даже если "тот" телефон не со мной, то я смогу прочесть с него СМС с сообщением удаленно. Не стоит говорить мне что это "небезопасно" - в телефоне eSIM, злоумышленник ее не переставит в другой телефон в случае потери, да и коды это на самом деле второй фактор - на всех аккаунтах, которые хотят код по СМС, стоят еще и пароли. И вообще обычно я вообще стараюсь использовать TOTP, если это возможно. И внезапно мне приходит сообщение "отныне все коды и уведомления будут приходить вам в пуш-уведомлениях". Ну вот нифига себе. Итак, разбираемся.

Во-первых, Сбер не делает разницы между отправкой кодов подтверждений и уведомлениями об операциях. Все скрыто под одним пунктом

Во-вторых, даже если отключить Push-уведомления в приложении, коды продолжают приходить в пушах.

В-третьих, пуши приходят только на один телефон. И нельзя выбрать на какой - такого пункта в настройках нет

В-четвертых, включить обратно подтверждения по СМС нельзя. Это у Сбера это платная услуга.

В-пятых, код видится только на том устройстве на которое отправлен пушем. В истории на других устройствах его, естественно, тоже нет

Результат - если у вас более одного устройства, то либо вы не пользуетесь Сберовскими приложениями, либо платите за ненужную вам услугу, либо таскаете всегда оба устройства и пытаетесь угадать с первого раза, куда придет пуш (я, кстати, ни разу не сумел). Кстати, а ведь прекрасная бизнес-метрика, если клиент достаточно состоятельный чтобы иметь два телефона, то нехай поделится копеечкой. Верно, Сбер ?

P.S.: И кстати, что значит "позитивный и дружелюбный настрой в уведомлениях - "Ура, вам поступила зарплата! Вы ее не сможете снять потому что у вас суточный лимит маленький, но вы не расстраивайтесь - скоро мы переведем ваши деньги на безопасный счет"?

Пример третий - Т-Банк

Наверное, я не один такой, кто не любит, когда мне что-то "напоминают" сделать. И тем более "напоминают" заплатить. А уж автоматических переводов я вообще избегаю как огня - и, думаю, я не один с такими тараканами.

Поэтому чуть ли не самая полезная функция в мобильном банке - шаблон операции. Но у вас в приложении они совмещены с напоминаниями и автоплатежами.

Т-Банк - может, сделаете нормальные шаблоны операций, а? В долгосрочной перспективе, наверное, вам полезней уравновешенный стабильный человек, а не неврастеник, которого начинает бить нервная дрожь при входе в ваше приложение (хотя надеюсь, до такого не дойдет)

Пример четвертый - Райффайзен

Ответ на загадку "во всем как Сбер, только желтый, но не на Т, что это?" - можно угадать с одного раза. Даже и не знаю, Райф равняется на Сбер или Сбер на Райф, но то же самое гениальное решение - безальтернативное уведомление только в пуше - повторен.

Но есть и уникальное отличие - если вы случайно смахнете пуш с кодом, то вы его больше не увидите, нигде и никогда. Даже в истории на этом же устройстве. И правильно, клиент обязан читать все сообщения об уникальные выгодные предложения (тм) чтобы случайно не пропустить код.

Но с другой стороны, с учетом того, как старательно Райффайзен Банк пытался избавиться от всех клиентов, самоубиться и свернуть деятельность - не исключено что это было целенаправленное решение: курочка по зернышку клюет, UX юзера по чуть-чуть достает.

Еще один забавный факт - в настройках уведомлений есть указание на какое устройства приходят уведомления. Причем на iPhone указана что они приходят на iPhone, а на андроиде - что в андроидное приложение. И изменить это нельзя. Забыли удалить, неправильно описали, или я настолько неразумен, что неправильно прочел три слова "Куда приходят уведомления"? Да не, вроде бы правильно.

Пример пятый, на котором клейма негде ставить - МТС

Ух. Я бы много хотел тут написать, но в этой статье речь идет о UX.

Коллеги из МТС, вот скажите - почему я не могу в приложении отключить получение только рекламных сообщений? Что с вами не так? "Если вы не хотите получать пуш-уведомления, отключите их в настройках телефона". Потрясающая логика. "А потом мы как МегаФон отправим пуш в котором напишем, что мы повысим вам тариф если вы не станцуете вприсядку на лыжах стоя в гамаке. А поскольку у вас пуши запрещены, то вы его не увидите и мы радостно вкрутим вам новый тариф", так что ли? Я не хочу запрещать все уведомления, я просто не хочу получать рекламу сервиса онлайн-медитаций в приложении оператора сотовой связи

Выморозил меня "Защитник". Мой номер XXX, в приложении "Мой МТС" этот номер основной и к нему поджвязан YYYY. Я не буду рассуждать об этичности включения "Защитника МТС" без согласия пользователя. Не хочу обсудать то, что логика этой хрени блокирует все возможное кроме звонков спамеров и мошенников (о чем мне сообщила дочь, которая не смогла привязать скидочную карту в аптеке). Коснусь только приложения и управления услугой:

Сначала приложение радостно говорило "изменить настройки защитника можно только с основного номера"

А после нажатия "Войти используя номер YYY" внезапно оказывается, что отключить этот сервис в приложении нельзя. Ну вот нет такой кнопки. И сделать это оказалось можно только через сайт. Гениальное макретинговое решение, браво.

И кстати, если вернуться к отказу только от рекламы - дорогие Citilink, возьмите пример в ваших коллег из DNS - у них можно точечно выбрать о чем уведомления получать а о чем нет.

Вместо заключения

Дорогие коллеги, которых я упомянул (и те которых не стал)!

Я понимаю, что океан UX суров и непонятен. Ттам плавают жестокие, лишенные цели и смысла бытия темные идеи и кривые подходы. Акулы воронок конверсии, пираньи коэффициентов удержания аудитории и кашалоты сторипоинтов запиливаемых фич (равно как и другие сказочные твари KPI) сжирают случайно попавшие в эти темные воды крупицы здравого смысла.

Но блин, неужели так трудно просто сохранить право выбора за пользователем?

... И вопрос к читателям

А какие еще странные, нелогичные, неразумные и вообще опасные UX-решения вы видели?

Комментарии (8)


  1. MrZorg
    13.02.2025 13:02

    Буквально сейчас у красных. Запуск приложения, гордые слова "Цифровая экосистема", выбор аккаунта по своему номеру и.... еще раз вопрос "Введите ваш номер" с услужливой надписью "я не знаю какие данные мне вводить". Видимо новое прочтение двухфакторной аутентификация, когда просто остановились на слове два)))


    1. outlingo Автор
      13.02.2025 13:02

      Ну да, двухфакторная аутентификация по мнению некоторых это когда раз - вводишь номер телефона и два - вводишь код из смс :-)


  1. aik
    13.02.2025 13:02

    Конкретно у почты есть "код подтверждения", "код подтверждения телефона" и "код получения отправления". Чем отличаются - не помню уже.

    У сбера в настройках есть переключатель уведомлений пуш/смс. Правда, он периодически слетает на "пуш" и надо его снова в "смс" переставлять.


    1. outlingo Автор
      13.02.2025 13:02

      У сбера в настройках есть переключатель уведомлений пуш/смс

      Но он не работает, потому что завязан на платную услугу уведомлений :-)

      Правда, он периодически слетает на "пуш" и надо его снова в "смс" переставлять.

      Собсвтенно и не переставляется. Подписка на уведомления за 99рублей в месяц сама себя не оформит. Я бы мог понять если бы пуши были бесплатны а СМС платны, но когда берут деньги за пуши - это уже зашкварненько. То есть, я хотел сказать, это креативно, бизнесметрично, и вообще по-сберовски.

      Конкретно у почты есть "код подтверждения", "код подтверждения телефона" и "код получения отправления"

      Ну вот при входе в приложение присылается просто "код подтверждения" - что чрезвычайно содержательно (нет)


      1. aik
        13.02.2025 13:02

        Но он не работает, потому что завязан на платную услугу уведомлений :-)

        Ну да, уведомления у сбера платные. Они сейчас практически у всех банков платные стали, бесплатные без условий мало у кого сохранились. Бесплатно только рекламу шлют.

        когда берут деньги за пуши - это уже зашкварненько

        Они берут деньги за уведомления. А пушиться или эсэмэситься - это уже как получится. У меня стоит приоритет пушей, но получается 70/30 примерно. Когда связь нормальная, то пуши, когда хреновая - смс приходят.


  1. outlingo Автор
    13.02.2025 13:02

    Ну и конечно, самое "замечательное" это так называемые "праздничные иконки". Трещащий шаблон "да где эта долбаная красная иконка, каког ... она стала долбаными новогодними шариками?!" и желание сделать что-нибудь нехорошее.

    И кнопка "Класс!" или "Отлично!" под каким-нибудь "Мы придумали невероятно новую нафиг вам ненужную фичу, вот эта хрень стала тоже по подписке и еще мы продадим все ваши данные".


  1. dom1n1k
    13.02.2025 13:02

    Мобильное приложение Почты России (не хочется спорить о его нужности, это отдельная тема, так что оное приложени просто есть)

    Когда у ПР лет 10 назад появилось приложение, оно было на удивление очень приличное. Простое, удобное, очень аккуратно нарисованное. Отследить посылку, посмотреть режим работы отделения и всё такое.

    Но потом, по всей видимости, там сменились какие-то менеджеры или маркетологи, и понеслась она по кочкам - обязательная регистрация, сторисы, редизайны ради редизайна, лагающая загрузка с мискликами и всё такое. Удалил и перекрестился.


  1. ZetaTetra
    13.02.2025 13:02

    Удивительно, пользовался МТСом ещё во времена кнопочных телефонах и принципы работы так и не изменились.

    Стабильность заслуживает похвалы.