Всем привет, эта статья создана для ребят, которые знакомы с делегатами, но хотели бы разобраться, что это поподробнее.
Что же такое делегаты?
Делегаты - это указатели на методы
Такое понятие нам дает практически каждый сайт, на который мы перейдем по запросу "Делегаты C#".
Также, как мы уже знаем - делегаты это ссылочный тип. Но давайте подумаем, где они хранятся, как передаются и просто работают?
Сами методы хранятся в метаданных класса/структуры. "ссылки на методы" для делегатов хранятся в куче. Но только лишь ссылка на метод храниться в куче у делегата или что - то еще? Давайте проверим
Создадим простой класс счетчика
class CounterClass
{
public int Num = 0;
public void Iteration()
{
Num++;
Console.WriteLine(Num + " Из Iteration");
}
}
Здесь у нас при вызове функции переменная Num увеличивается на единичку и потом значение выводится на экран
Теперь возьмем делегат и назначим его к нашему методу Iteration. Вызовем метод Invoke у делегата и выведем на экран значение Num у экземпляра нашего класса
public static void Main()
{
CounterClass cnt = new CounterClass();
Action act = cnt.Iteration;
act();
Console.WriteLine(cnt.Num + " Из Main");
}
На экране увидим:
1 Из Iteration
1 Из Main
Результат логичный, но давайте всё же разберём, почему именно так.
Для начала нужно - где хранятся сами методы структур и классов? Они хранятся в метаданных. Получается, делегат будет выделять место в куче, где будет просто ссылка на указанный метод?
Почти Верно!
Но тогда как делегат узнаёт значение Num нашего класса? Всё просто, под капотом в делегате еще и будет храниться ссылка на наш класс => на все его переменные. Именно поэтому наш делегат будет знать значение, он использует не просто функцию, определенную в метаданных, но и еще ссылку на экземпляр класса этой фукнции. А наши экземпляры располагаются в куче. Данные к ним у нас будут, поэтому все хорошо.
Как это выглядит в Low-level c#? У нас также есть тут ссылка
public static void Main()
{
CounterClass cnt = new CounterClass();
new Action((object) cnt, __methodptr(Iteration))();
Console.WriteLine(string.Concat(cnt.Num.ToString(), " Из Main"));
}
Но что произойдет, если наш класс счетчика станет структурой?
Вывод будет:
1 Из Iteration
0 Из Main
Под капотом, мы будем боксить нашу структуру, копировать ее значение. Структура, которая фактически принимается делегатом и структура cnt - разные обьекты.
Поэтому, если мы сделаем следующее:
public static void Main()
{
CounterStruct cnt = new CounterStruct();
Action act = cnt.Iteration;
act();
Action act2 = act;
act2();
Console.WriteLine(cnt.Num + " Из Main");
}
Вывод будет:
1 Из Iteration
2 Из Iteration
0 Из Main
Структура уже будет в куче, новый делегат будет указывать уже на существующую структуру в куче, а не просто копировать ее. Но эти действия никак не влияют на нашу переменную cnt.
Теперь давайте поговорим про замыкания
public static void Main()
{
CounterStruct cnt = new CounterStruct();
Action act =()=>
{
cnt.Iteration();
};
cnt.Iteration();
act();
Console.WriteLine(cnt.Num + " Из Main");
}
Вот пример кода, как мы видим, у нас есть СТРУКТУРА Counter, все также, но мы используем лямбда функцию и уже внутри функции вызываем у переменной cnt метод.
Вывод:
1 Из Iteration
2 Из Iteration
2 Из Main
Low-level c# код:
using System;
using System.Runtime.CompilerServices;
internal class Programm
{
public static void Main()
{
Programm.<>c__DisplayClass0_0 cDisplayClass00 = new Programm.<>c__DisplayClass0_0();
cDisplayClass00.cnt = new CounterStruct();
Action act = new Action((object) cDisplayClass00, __methodptr(<Main>b__0));
cDisplayClass00.cnt.Iteration();
act();
Console.WriteLine(string.Concat(cDisplayClass00.cnt.Num.ToString(), " Из Main"));
}
public Programm()
{
base..ctor();
}
[CompilerGenerated]
private sealed class <>c__DisplayClass0_0
{
public CounterStruct cnt;
public <>c__DisplayClass0_0()
{
base..ctor();
}
internal void <Main>b__0()
{
this.cnt.Iteration();
}
}
}
У нас наша лямбда-функция преобразуется в полноценный класс, в котором и создается наша переменная cnt, пусть это и структура, но она часть класса => хранится в хипе, лямбда-функция преобразуется в отдельный метод для созданного компилятором класса. Все действия которые мы совершаем вручную с cnt на самом деле происходят с полем созданного компилятором класса. Именно поэтому у нас происходит работа с одной и той же структурой CounterStruct, передаётся не поле, а весь класс делегату, боксинга нет.
Интересный пример, где эти знания пригодятся - довольно популярный "квиз":
static void Main(string[] args)
{
Action act = null;
for (int i = 0; i < 10; i++)
{
act += () => { Console.WriteLine(i); };
}
act();
}
На первый взгляд - просится ответ 0, 1, 2, 3 ...
Но давайте применим уже имеющиеся знания - у нас есть делегат Action, к нему каждый раз "прибавляется" одна и та же функция - вывод i, наша лямбда-функция должна преобразоваться в класс, в котором будет поле i (именно её мы и используем в цикле), а также в классе будет присутствовать функция, выводящая на экран значение i. Посмотрим на вывод:
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
namespace ConsoleApp1
{
internal class Program
{
[NullableContext(1)]
private static void Main(string[] args)
{
Action act = (Action) null;
Program.<>c__DisplayClass0_0 cDisplayClass00 = new Program.<>c__DisplayClass0_0();
for (cDisplayClass00.i = 0; cDisplayClass00.i < 10; cDisplayClass00.i++)
act = (Action) Delegate.Combine((Delegate) act, (Delegate) new Action((object) cDisplayClass00, __methodptr(<Main>b__0)));
act();
}
public Program()
{
base..ctor();
}
[CompilerGenerated]
private sealed class <>c__DisplayClass0_0
{
public int i; // эту переменную дергаем в цикле и лямбда-функции
public <>c__DisplayClass0_0()
{
base..ctor();
}
internal void <Main>b__0()
{
Console.WriteLine(this.i); // тут наша фукнция с выводом
}
}
}
}
Будут везде десятки, так как наша переменная i — часть класса => находится в куче, общая для всех делегатов, а исполнение наших делегатов начинается после цикла for. Получается, когда делегат начинает своё выполнение он работает с переменной i, которая после «прокрутки» цикла for — принимает значение 10.
Что насчет операций "вычитания", "сложения" делегатов? Фактически мы уже увидели выше, что происходит - мы создаем НОВЫЙ делегат, который хранит ссылки на обьекты и методы всех функций, которые мы ему скормили.
Например:
class Program
{
static void Main(string[] args)
{
var cnter = new CounterClass();
Action act = cnter.Iteration;
act += cnter.Iteration;
act();
act += Console.WriteLine;
}
}
На Low-level c#:
internal class Program
{
[NullableContext(1)]
private static void Main(string[] args)
{
CounterClass cnter = new CounterClass();
Action act1 = (Action) Delegate.Combine((Delegate) new Action((object) cnter, __methodptr(Iteration)), (Delegate) new Action((object) cnter, __methodptr(Iteration)));
act1();
Action act2 = (Action) Delegate.Combine((Delegate) act1, (Delegate) (Program.<>O.<0>__WriteLine ?? (Program.<>O.<0>__WriteLine = new Action((object) null, __methodptr(WriteLine)))));
}
public Program()
{
base..ctor();
}
[CompilerGenerated]
private static class <>O
{
public static Action <0>__WriteLine;
}
}
Мы видим - передаем ссылку на объект + ссылка на метод объекта. Но что будет, если счетчик будет структурой?:
class Program
{
static void Main(string[] args)
{
var cnter = new CounterStruct();
Action act = cnter.Iteration;
act += cnter.Iteration;
act += act;
act();
Console.WriteLine(cnter.Num);
}
}
Low-level c# код:
internal class Program
{
[NullableContext(1)]
private static void Main(string[] args)
{
CounterStruct cnter = new CounterStruct();
Action act = (Action) Delegate.Combine((Delegate) new Action((object) cnter, __methodptr(Iteration)), (Delegate) new Action((object) cnter, __methodptr(Iteration)));
((Action) Delegate.Combine((Delegate) act, (Delegate) act))();
Console.WriteLine(cnter.Num);
}
public Program()
{
base..ctor();
}
}
Вывод будет :1 Из Iteration
1 Из Iteration
2 Из Iteration
2 Из Iteration
0
Почему же так?
Сперва Action act = cnter.Iteration; создается копия структуры
Далее создается ЕЩЕ одна копия структуры, новый делегат хранит ссылки на 2 разных экземпляра структуры.
А после - мы под капотом храним ссылки на уже готовый делегат. То есть мы снова не создаем объекты. Мы делаем новый делегат (ссылочный объект) через 2 ссылки на готовый делегат (а каждая функция + ссылка на объект этой функции уже является делегатом). Поэтому мы будем работать только с 2 экземплярами нашей структуры. В общем - не путаем функции, на которые мы только ссылаем делегаты (соответсвенно создаём новый делегат) с уже существующим делегатом (когда просто делаем ссылку на существующий делегат).
На этом всё, главное — не забывать о существовании структур и как они передаются!!!
Комментарии (7)
freeExec
14.02.2025 14:28Надо было типы назвать сообветствующе, чтобы понимать где класс, где структура из кода.
И лучше определится с heap, хип, куча и писать везде одинаково.
Fitbie
14.02.2025 14:28Хорошая статья чтобы освежить память, но с неймингом и правда беда. Правда в последней части лично я бы выразился не "копия структуры не создаётся", а структура боксится 2 раза в 2 разных ссылочных объекта. И я бы добавил довольно очевидные, но полезные для подрастающих разработчиков вещи, что low-level c# это пережёванный компилятором код, поэтому лапша
Action act = (Action) Delegate.Combine((Delegate) new Action((object) cnter, __methodptr(Iteration)), (Delegate) new Action((object) cnter, __methodptr(Iteration)));
На деле оптимизация компилятора над
Action
act = cnter.Iteration;
+ заворачиванием правой части выраженияact += cnter.Iteration
в Action-делегат и итоговой комбинацией двух получившихся делегатов. Здесь же можно добавить, что любая операция, происходящая между делегатом и методом под капотом всегда приводит к оборачиванию метода экземпляром делегата, включая подписку на event, если только в событии не переопределены аксессоры add/remove.
Ну и просто любопытные вещи в духеmyDelegate()
полностью эквивалентенmyDelegate.Invoke()
, с той лишь разницей что во второй вариант можно вставить Null-conditionalmyDelegate?.Invoke()
, про очень полезный паттерн применения IDisposable и комбинации(подписки) делегатов и то, почему он защищает от утечек памяти (статья очень хорошо акцентирует внимание на захвате ссылки на экземпляр объекта), хотя про события я бы в целом добавил, материала не так много, при этом с моего опыта именно через инкапсулирующие event`ы разработчики чаще всего работают с делегатами на практике, ну и всякая вариантность generic-делегатов, хотя это уже довольно общая информация.
В любом случае автору плюсик.VsevKokhan Автор
14.02.2025 14:28спасибо за комментарии, что решил нужным - учёл. А так как раз собирался комплексом поместить работу с ивентами в отдельную статью, чтобы лучше видеть разницу, что и как где работает\используется
a-tk
14.02.2025 14:28Автору статьи загадка
Func<int> x = () => 1; x += () => 2; Console.WriteLine(x());
Какой будет результат, не запуская код?
Без этого статья будет не полной.
VsevKokhan Автор
14.02.2025 14:28При вызове комбинированного делегата выполняются все делегаты в цепочке, но результат от последнего делегата будет возвращён. Это базовое знание должно уже присутствовать при чтении этой статьи, поэтому и не писал нигде, что статья для ребят, которые только начали изучать шарпы..
Malstream
Это не IL-код.
VsevKokhan Автор
low-level c# *
случайно написал про IL)