
Помните те времена, когда игры помещались на дискету, а графика была настолько блочной, что героя можно было спутать с грудой разноцветных квадратов? Когда пароль на 20 символов записывали в тетрадку, а звуки 8-битного синтезатора казались саундтреком будущего? Старые видеоигры — это не просто ретро, это целая эпоха. Они были проще, но в этой простоте скрывалась магия, которую сегодня не всегда могут повторить даже игры с фотореалистичной графикой.
5 причин, по которым мы продолжаем любить ретро-игры
Геймплей важнее графики
В эпоху, когда не было возможности поразить игрока детализированными текстурами, разработчики делали ставку на интересную механику. Именно поэтому Super Mario Bros., Tetris или Doom остаются увлекательными даже спустя десятилетия.Сложность, которая бросает вызов
Современные игры часто ведут игрока за ручку, а раньше смерть от двух попаданий и отсутствие чекпойнтов были нормой. Dark Souls нервно курит в углу по сравнению с Ghosts'n Goblins или Battletoads.Саундтреки, врезающиеся в память
Ограничения звуковых чипов заставляли композиторов выжимать из них максимум. Мелодии из The Legend of Zelda, Mega Man или Sonic the Hedgehog узнаются с первых нот.Воображение вместо гиперреализма
Когда графики не хватало, наш мозг дорисовывал недостающее. Квадратный блок — это гора, мерцающий спрайт — огонь, а текстовые описания в Zork создавали целые миры в воображении.Локальный кооператив — золотая эра мультиплеера
До эпохи онлайн-игр люди собирались у экранов, чтобы вместе пройти Contra, Streets of Rage или Golden Axe. И да, драки из-за того, кто съел курицу в Double Dragon, были частью веселья.
Как вернуться в прошлое?
Сегодня ретро-игры доступны как никогда:
Эмуляторы — от NES до PS1.
Ретро-консоли вроде Nintendo Classic Mini.
Ремастеры (Crash Bandicoot N. Sane Trilogy, Diablo II: Resurrected).
Инди-игры в стиле ретро (Shovel Knight, Celeste, Stardew Valley).
Кстати про эмуляторы. Один из самых популярных вопросов к ОС Astra Linux — как и во что можно играть на этой операционке. Да, на Астре действительно можно играть, причем как на версии 1.7., так и на 1.8. С помощью существующих эмуляторов Астру можно превратить в старую игровую консоль и запускать на ней ретро-игры, версии которых осовременивают инициативные люди из линуксовых сообществ.
Хочешь DOOM? Пожалуйста! Нужно запустить Diablo? Какие проблемы! Может что-то вроде 3-го Mortal Combat, Battle Zone, или Block Out? Тоже можно.
Запускаем ретро-игры на Astra Linux
Запуск игр в среде Astra Linux SE возможен технически и осуществляется по 4-м «направлениям» (назовем это так):
DosBOX — программа эмулятор операционной системы DOS для PC. Позволяет запустить практически любую игру времен MS-DOS: классический DOOM, Wolfenstein 3D, Warcraft 2 и т.п.

Нативные (native) — классические игры на современных open source (как правило, но не всегда!) игровых движках от сообщества. Для запуска игры необходим сам движок (он собирается из исходного кода, на просторах сети можно найти уже готовые под Астру) и файлы оригинальной игры, которые нужно «подсунуть» движку. Примеры таких игр: DOOM, Quake, Quake 2, Diablo, Descent и другие. Эти современные движки не только запускают файлы оригинальной игры, но и существенно улучшают визуал, управление, в каком-то смысле умеренно осовременивают ретро :)

Windows — запуск Windows-приложений средствами инструмента WINE и/или его производных: port-proton, GFL script. Этот способ используется в том случае, когда игра выпускалась только под платформу Windows и открытых исходных кодов от нее нет.

Эмуляция консолей — запуск ROM/ISO файлов от ретро игровых консолей из 90-х — начала 2000-х. В этом случае пользователь устанавливает эмулятор и передает ему выше указанные файлы для запуска игры. В интернете можно наткнуться на эмуляторы для NES, Genesis, SNES, 3DO, PS One, GameBoy, Dreamcast, GameCube.

А какие игры вы бы хотели перепройти? Делитесь в комментариях.
Но сначала вопрос:
Комментарии (11)
pfemidi
05.09.2025 16:42Я из поколения "динозавров". Поэтому то, что на КДПВ, у меня вызывает приятные воспоминания, а вот скриншоты далее уже не то, нет той атмосферы... Порой, кстати, люблю тряхнуть стариной и запустить Монтезуму, ЛодРаннер, Шамуса, Диггера или ещё чего подобное. Как говорится
кто на что училсякто с чего начинал в своё время ;-) Мне даже Larry и Space Quest самые первые, CGA'шные ещё, гораздо больше нравятся чем их более поздние версии на VGA (но по нынешним временам эти более поздние уже галимое старьё, "кринж" для зумеров).Zara6502
05.09.2025 16:42"Spieler Ein, schluss" (с) Schamus
pfemidi
05.09.2025 16:42Я про вот этот Shamus и про вот такого Монтезуму. Начала 80-х годов прошлого века, ещё CGA, ещё однофайловые и размером не более 64 килобайта чтобы в .COM умещаться.
checkpoint
05.09.2025 16:42Монтезума на Атари это наверное была самая первая графическая игра которую я увидел и поиграл (до этого были только текстовые а-ла "посадка на луну"). Но почему-то у нас он назывался Preliminary Monty.
Zara6502
05.09.2025 16:42Monty - это растиражированная пердварительная версия игры, я например её увидел уже после 2020 года скачав большой архив игр. У меня на диске была полная версия, я даже её прошёл, правда было весьма сложно это сделать.
Zara6502
05.09.2025 16:42Я про вот этот Shamus
И я, единственно я про ATARI, уж не знаю был ли синтезированный голос при смерти персонажа в Шамусе на IBM PC, но на ATARI именно фраза которую я указал произносилась.
Не знал что были версии для CGA, выглядят правда ужасно, но это уже вкусовщина.
pfemidi
05.09.2025 16:42На ATARI я Shamus ни разу не видел, я и сам ATARI ни разу в жизни не видел. И да, в версии для IBM PC никакого синтезированного голоса не было. А Монтезуму я впервые увидел (и играл) на Apple ][e, уже много позже увидел на IBM PC.
TigerClaw
05.09.2025 16:42Именно поэтому Super Mario Bros., Tetris или Doom остаются увлекательными даже спустя десятилетия
Супер Марио осень 1985 года. Famicom вышла в Японии летом 1983 года. Ранние игры были часто еще проще и порой одноэкранные. Хотя да Супер Марио по сравнению с поздними играми выглядит и сейчас просто. Но тут есть нюанс в РФ уже сразу пришли топовые поздние игры. А вот играть в Атари 2600 сейчас тяжело. Тетрис это отдельная "головоломка". Но даже до Супер Марио игры прошли определенный путь часто порой мимо нас. Да есть спектрум. Но в реальности даже тогда много игр вы прошли до конца без взломщика жизней? Думаю нет. И сейчас во многое просто уже не реально играть и дело не в сложности. А то что гейм дизайн развивался и дальше. А сложные игры есть и сейчас. Вот Silksong вышла :)).
В интернете можно наткнуться на эмуляторы для NES, Genesis, SNES, 3DO, PS One, GameBoy, Dreamcast, GameCube.
Ну вообще уже хорошо эмулируется PS2, Wii и Wii U хорошо, но там есть нюансы с управлением, первый свич, PSP, PSvita, двух экранные портативки Нинтендо. И даже PS3 и одна игра на PS4 :)))
А какие игры вы бы хотели перепройти? Делитесь в комментариях.
Я перепрохожу серии целиком и из ближайших из тех кто вышли еще на NES скорее всего MG и Ниндзя Гайден
Iz-za_ugla
05.09.2025 16:42Помню взялся за прохождение серии Ниндзя Гайден в портативе (R36S) Более-менее вникал в сюжет т.к. английские версии были и лень было искать и закидывать русские. Даже перевод гуглить не хотелось. Такой вот игровой и языковой челендж)) естественно, пользовался сейвами. Осилил всю серию. Так сложилось, что в детстве на денди мне сначала попалась третья часть и она мне очень понравилась.Прошёл её тогда. В первые две играл, но не проходил, уже не получал столько удовольствия, но всё равно было интересно.
levge
Даже не знал что была локализация Warcraft II , играл в неё на английском , спасибо за идею, пойду на Ubuntu ставить