Ранее мы рассказывали, почему Европа не смогла построить свою Кремниевую долину — сказалась нехватка инвестиций, раздробленность рынка и расслабленная культура, отторгающая американский подход к развитию стартапов. Сегодня аналогичные трудности стоят перед региональной индустрией микроэлектроники. Мы в Beeline Cloud решили поговорить о том, что происходит на европейском рынке — насколько сильно он отстаёт от остального мира и есть ли у него шансы на «камбэк».

Мир одержим чипами
В 2024 году консалтинговая компания Syndex представила аналитический отчёт о состоянии полупроводниковой индустрии. Специалисты изучили государственные стратегии развития отрасли по всему миру, а также собрали статистику по объёмам производства чипов в период с 1990 по 2020 годы. Согласно документу, абсолютным лидером в этом направлении является азиатский регион — в 2020-м Тайвань, Южная Корея, Япония и Китай производили 73% полупроводников в мире.
Тренд подтверждает исследование американской фирмы PatentPC, опубликованное в октябре этого года. По их данным, в 2023 году на тайваньскую TSMC приходилось примерно 55% мирового производства чипов, а материковый Китай, в свою очередь, взял курс на самообеспечение: в 2023 году локальное производство закрывало 16% внутреннего спроса, а к 2030-му власти планируют довести этот показатель до 70%. Доминирование Азии становится ещё более очевидным, если оценить уровень доступных производственных технологий. По состоянию на 2020 год лишь заводы Тайваня и Южной Кореи могли выпускать чипы по техпроцессу менее 10 нм.
Что касается Соединённых Штатов, то в 1990-х страна была в числе лидеров по производству чипов и покрывала 37% глобального спроса. Но за минувшие десятилетия этот показатель сократился почти втрое — до 14% в 2019 году. Тем не менее страна сохранила лидерство по уровню добавленной ценности в сфере микроэлектроники. Так, в 2021 году на долю американских компаний приходился 61% всех спроектированных в мире чипов, а уже к 2023 году, по данным китайского консалтинга QY Research, этот показатель вырос до 71%.
На фоне лидерства азиатских и американских компаний Европа заметно отстаёт по многим ключевым показателям. В 1990-е европейские производители поставляли около 30% всех чипов на мировом рынке, но к 2019 году их доля сократилась до 12%. По состоянию на 2020 год, компании почти не поставляли на рынок чипы с техпроцессом от 10 до 20 нм — тут доля Европы была около 2%.
В целом такая ситуация неудивительна, если учесть малое количество производственных мощностей в Европе по сравнению с конкурентами. По различным оценкам, лидером остаётся Япония — на её территории функционирует 103 фабрики, в США — 95, а на Тайване — 80. Для сравнения, Германия, лидер европейской полупроводниковой промышленности, располагает лишь 22 заводами — при этом суммарно все страны Европы уступают по числу предприятий Тайваню. И в Европе понимают, что региону критически не хватает мощностей для производства чипов с техпроцессом меньше 10 нм. Но Европа пытается исправить своё положение на рынке микроэлектроники.
Что задумала Европа
Власти ЕС пытаются переориентировать местную экономику на производство чипов. Так, в 2023 году в силу вступил European Chips Act, в рамках которого планируется привлечь более 43 млрд евро государственных и частных инвестиций на развитие отрасли. С их помощью в Союзе рассчитывают довести долю европейских компаний на глобальном рынке микроэлектроники до 20% (и сделать это до 2030 года).
Деньги пойдут на разработку пилотных проектов и внедрение новых технологий вроде FD-SOI. Также в ЕС намерены открыть центры компетенций, выдать особые экономические статусы компаниям, организовать новые консультат��вные комиссии.
Правда, закон почти сразу столкнулся с серьёзной критикой со стороны экспертов. Например, представители компании interface, специализирующейся на аналитике ИТ-сектора, охарактеризовала European Chips Act как «закон с отличными идеями, но без какой-либо стратегии» (Great ideas, no strategy).
Европейцы снижают юридические и финансовые барьеры для местных производителей полупроводников, но в то же время их действия носят реакционный, поспешный характер. Аналитики подчёркивают, что разработка European Chips Act велась на фоне масштабного дефицита полупроводников в 2021 году, поэтому многие меры носили характер антикризисного реагирования. Как признавался один из авторов European Chips Act, Европе фактически пришлось «догонять» США, где уже действовала программа государственной поддержки полупроводниковой отрасли.
Также в Евросоюзе реализуют программу «Цифровое десятилетие». Это — стратегическая дорожная карта ИТ-трансформации Европы, расписанная вплоть до 2030 года. Она включает в себя планы по экономической независимости и устойчивости стран Евросоюза, методики использования и внедрения современных ИТ-технологий — при этом индустрия полупроводников названа одной из ключевых областей для развития и инвестиций. Но эффект от новой программы может быть сложно оценить до её завершения.

Инициативы продвигаются и на уровне отдельных европейских стран. И стоит отметить, что некоторые проекты всё же постепенно выходят за рамки планирования. Так, в Германии Infineon Technologies AG вложила 5 млрд евро в строительство новой фабрики и планирует ввести её в эксплуатацию в следующем году. Однако строительство подобных площадок может столкнуться со сложностями, препятствующими развитию отрасли.
Какие есть сложности
Европейская счётная палата, определяющая политику ЕС, в начале 2025 года опубликовала отчёт, согласно которому у Европы не получится занять 20% рынка по производству чипов к 2030 году. Чтобы достичь этой планки, европейской промышленности «потребуется приложить в четыре раза больше усилий».
В общеевропейской федерации профсоюзов IndustriAll Europe считают, что усилия ЕС «раздроблены и недостаточны». Индустрия полупроводников в Европе имеет структурные недостатки: вместо выпуска продвинутых чипов, предприятия сосредотачиваются на нишевых решениях. По данным Европейской счётной палаты, внутренний спрос на чипы с техпроцессом 65–90 нм составляет больше 70% от совокупного.
Недостаточность усилий просматривается и с финансовой точки зрения. В рамках European Chips Act Еврокомиссия планирует выделить на развитие полупроводниковой отрасли всего 4,5 млрд евро до 2030 года — все остальные средства должны будут поступить от частных компаний. Для сравнения, в США поддержка от властей насчитывает 52 млрд долларов, а Южная Корея предоставляет производственным компаниям налоговые льготы в размере 74 млрд долларов. Но даже эти страны меркнут на фоне инициатив Китая — правительство уже привлекло 142 млрд долларов.
Если смотреть на объёмы частных вложений, то и по этому показателю Европа уступает конкурентам. Крупнейшие производители полупроводников за рубежом в 2020–2023 годы реализовали более 425 млрд долларов инвестиций [PDF, стр.35] — причём 60% от этой суммы пришлись на TSMC, Samsung и Intel. США же намереваются вернуть себе лидерские позиции ещё более серьёзными вложениями. Как пишет Ассоциация полупроводниковой промышленности в своём отчёте за 2025 год, американские компании из сферы микроэлектроники инвестируют больше 500 млрд долларов в производственные мощности и утроят объёмы производства чипов в США уже к 2032 году [PDF, стр.8].
Проблемы на европейском рынке полупроводников также связаны с его нестабильностью. К примеру, в начале года франко-итальянская компания STMicroelectronics объявила о сокращении почти 3 тыс. сотрудников в Европе. Немецкая Infineon также планирует сократить 1,4 тыс. специалистов [и релоцировать такое же количество сотрудников в страны с «более низкой стоимостью рабочей силы»]. Зарубежные компании также сокращают производство в Европе. Недавно Intel закрыла несколько фабрик в Германии и Польше, хотя ещё в 2021 году обещала вложить в европейские полупроводники до 80 млрд евро за 10 лет. На один только мегазавод под Магдебургом планировалось потратить более 30 млрд евро, но проект не увидит свет.
На фоне увольнений ярко проявляется другая проблема: в мире наблюдается дефицит квалифицированных кадров в сфере микроэлектроники. По оценкам аналитиков Strategy&, Европе предстоит дополнительно подготовить около 400 тыс. профессионалов, чтобы восполнить нехватку кадров. Ситуацию усугубляет естественное старение специалистов: по данным Deloitte, около 20% сотрудников европейской полупроводниковой отрасли уже перешагнули рубеж в 55 лет. Наиболее тревожная ситуация наблюдается в Германии, где почти треть специалистов отрасли выйдет на пенсию в течение ближайшие десять лет.
Наконец, нельзя забывать и про геополитические причины. Ограничения на экспорт чипов со стороны США могут повлиять на способность Европы производить полупроводники на своей территории. При этом стоит отметить, хотя ЕС и может восприниматься как альянс, но на деле американцы не считают европейский рынок единым — разные страны региона получают разный уровень доступа к американским технологиям.
Если просуммировать наблюдения и результаты отчётов от различных консалтинговых агентств, комиссий и профессиональных объединений за последние 5–7 лет, то становится очевидно, что Европа всё сильнее отстаёт по производству полупроводников, а реализуемая ЕС политика может не дать нужного результата. Обилие формальностей и бессистемный подход к реализации European Chips Act замедляет развитие отрасли в регионе. Может случиться так, что в ближайшее десятилетие страны Европы не смогут конкурировать с отраслевыми лидерами ни по количеству печатаемых чипов, ни по уровню технологий.
Beeline Cloud — secure cloud provider. Разрабатываем облачные решения, чтобы вы предоставляли клиентам лучшие сервисы.
Дополнительное чтение в нашем блоге:
Комментарии (5)

Yami-no-Ryuu
09.11.2025 16:05Статья пинает мёртвого осла. Это кем же должен быть частный инвестор, чтобы в такое вложиться? Только под гос контракт с гос гарантиями выплат. Размещать производство, не разработку!, в Европе - это заведомо околонулевая прибыльность (скорее отрицательная). Поэтому это обеспечение безопасности с дотациями и плановой убыточностью.
ПС. Будет реализовано, опыт с Nexperia очень жёстко показал, что завод в Китае - это удавка.
literparty
рф же в европа не входит
dmitrykabanov
как и великобр. не входит, и что?
Kanut
Вы точно не путаете Европу и Европейский союз?
literparty
ты про евросоюз