image

Представители международного аэропорта Кочин в Индии, год назад перешедшего на солнечную энергию, сообщают, что организация не только полностью отказалась от услуг государственной электросети и перестала платить за электроэнергию, но и сама стала поставлять энергию в энергосеть. Инициатива перехода на возобновляемую энергию наконец стала окупаться.

Впервые идея перейти на автономное обеспечение энергией пришла управляющим аэропортам три года назад. Они начали размещать солнечные панели постепенно – сначала на крыше пассажирского терминала, затем на крышах ангаров и прилегающих к ним территорий.

Вдохновлённое успешным внедрением альтернативных источников энергии, управление аэропорта заказало у немецкой компании Bosch постройку целого поля солнечных панелей на пустующей земле рядом с аэропортом. Проект обошёлся в $9,3 миллиона. Управление считает, что эти деньги окупятся за 6 лет благодаря тому, что больше не нужно будет оплачивать счета за электричество. А за 25 лет службы панелей, по примерным расчётам, в атмосферу не будет выброшено 300 тысяч тонн углекислого газа, способствующего парниковому эффекту.

В августе 2015 система мощностью около 50 МВт вошла в строй. Благодаря близости к экватору и тому факту, что в Индии порядка 300 солнечных дней в году, система справлялась с нагрузкой и покрывала ежедневные потребности седьмого по загруженности аэропорта Индии.

Теперь проект может окупиться ещё быстрее, поскольку избытки энергии аэропорт поставляет обратно в сеть, для нужд населения. Даже крупнейшие города Индии постоянно сталкиваются с нехваткой электроэнергии и периодическими отключениями. Управление аэропортом уже планирует расширять солнечную электростанцию в связи со строительством нового, увеличенного терминала.

Руководство ещё более загруженного аэропорта, Kolkata International Airport, уже присматривается к успехам коллег, и также планирует постройку солнечной электростанции для собственных нужд.

Министр авиации Индии, в январе посетивший аэропорт в Кочине, заявил, что правительство уже потребовало от всех аэропортов страны хотя бы частично задействовать солнечную электроэнергию для своих нужд.

Стоимость энергии, получаемой от солнца, в Индии достаточно быстро падает, и сейчас всего на 15% дороже энергии от сжигания угля. По прогнозам энергетиков, к 2020 году эта энергия станет уже дешевле привычной.

Летом прошлого года было объявлено, что руководство железных дорог Индии в качестве эксперимента устанавливает солнечные панели на крыши товарных поездов.

Комментарии (41)


  1. isbcc
    19.03.2016 01:02
    -2

    Молодцы, а что, чем быть зависимым от государства, пусть лучше он будет :)


  1. 1win1
    19.03.2016 01:44
    +2

    Управление считает, что эти деньги окупятся за 6 лет благодаря тому, что больше не нужно будет оплачивать счета за электричество. А за 25 лет службы панелей
    — тут чего-то не хватает.

    А вообще очень круто, что большие организации переходят на возобновляемую энергию, даже если она «всего на 15% дороже энергии от сжигания угля»


    1. VerdOrr
      19.03.2016 04:23

      В случае аэропортов эти 15% очень легко компенсируются тем, что "… Даже крупнейшие города Индии постоянно сталкиваются с нехваткой электроэнергии и периодическими отключениями." — можно предположить, что существенная часть инфраструктуры (ИБП) уже должна быть в наличии. И пространство между ВПП можно использовать.


  1. MnogoBukv
    19.03.2016 07:54
    +2

    Попахивает новыми разборками про недополученную прибыль от "индиан энерго".


    1. sim31r
      19.03.2016 14:48
      +1

      Нет, там дефицит энергии, они только рады будут:
      Серьезное положение с дефицитом электроэнергии в Индии наглядно проявилось летом 2012 г., когда дважды из-за предельных перегрузок в электросетях произошло отключение электричества в половине штатов. В результате принятых мер ситуация была быстро взята под контроль. Но факт остается фактом — в Индии критически не хватает электроэнергии для обеспечения нужд населения и развития экономики в прежнем темпе — 7-8% в год.


    1. zartarn
      21.03.2016 12:22

      В России к этому бы и пришло


  1. pnetmon
    19.03.2016 09:28
    +2

    Не хватает спутникового фото где показано это поле солнечных батарей (на гугле видно)… а вокруг аэропорта все обжито


    1. sim31r
      19.03.2016 14:43
      +1

      https://goo.gl/maps/N2Enyd6hBCK2
      Гуглемобиль только там не ездил (не нашел панорам уличных), есть набор разрозненных фотографий.


  1. idiv
    19.03.2016 16:40

    Управление считает, что эти деньги окупятся за 6 лет благодаря тому, что больше не нужно будет оплачивать счета за электричество.

    Информации про аккумуляторы к этой станции я не нашел. Я так понимаю, ночью там никто не летает?


    1. sim31r
      19.03.2016 23:24

      Возможно, там дизельные генераторы будут дешевле обходится (топливо в аэропорту все равно много, покупается оптом). Мощности нужны большие, проще держать дизели на готове в горячем состоянии, как на Amazon, а не только аккумуляторы с инверторами
      https://habrahabr.ru/post/147071/

      И обычно, ночная электроэнергия дешевле дневной. Много вопросов, на которые нет явного ответа, и возможно, никогда не будет. Там свои «секреты» у всех скорее всего.


      1. idiv
        20.03.2016 10:36

        Возможно, там дизельные генераторы будут дешевле обходится (топливо в аэропорту все равно много, покупается оптом). Мощности нужны большие, проще держать дизели на готове в горячем состоянии, как на Amazon, а не только аккумуляторы с инверторами

        В том то и дело, что вообще нет никакой информации о ночи. Аварийные генераторы будут использовать? Так на сколько это в сумме будет дешевле той же оптовой покупки энергии в сети и будет ли?

        И обычно, ночная электроэнергия дешевле дневной.

        В Индии серьезный дефицит энергии. Они много сделали после 2012 года, но там еще масса работы предстоит. Т.е. проблемы еще не решили настолько. Ну и в любом случае "покупать ночью"!="не нужно будет оплачивать счета за электричество".


        1. NINeOneone
          21.03.2016 14:08

          Почему сразу !=, возможно речь идет о том, что сальдо за сутки отрицательное, т.е. днем поставляют электричество в энергосеть, а ночью питаются от нее, но днем вырабатывают больше, чем потребляют ночью.


          1. idiv
            21.03.2016 19:13

            Потому что счет за генерацию и счет за потребление — разные расчетные счета (энергорынки так работают). Т.е. тогда и надо было бы говорить что "будем покрывать расходы". Это разные вещи, потому и не равно.


    1. enree
      20.03.2016 01:04

      Ночью аэропорт в Кочине закрыт на лопату. Приходилось на улице на лавочке ждать утреннего самолёта.


    1. Intercross
      21.03.2016 12:27

      Подозреваю, что они перешли к бартерным отношениям с поставщиками электричества, к примеру днём они поставляют излишки в сеть, ночью же наоборот берут из сети. Что, к слову, удобно, ведь обычно ночная тарификация меньше, чем дневная. А разницу уже деньгами, да.


      1. idiv
        21.03.2016 19:16

        Такое противоречит самой идеи функционирования энергорынка. Это не бартер в таком случае, а две разных деятельности — генерация энергии и ее потребление. Продажа энергии и ее покупка осуществляется двумя разными операциями на разных счетах, потому так говорить просто не грамотно. Или ночью правда не летают.


  1. profesor08
    19.03.2016 18:37

    по примерным расчётам, в атмосферу не будет выброшено 300 тысяч тонн углекислого газа, способствующего парниковому эффекту

    Увы, но они будут выброшены независимо от того, требуется аэропорту их электроэнергия или нет. От перехода, аэропорта, на чистую энергию, ТЭС не стала меньше работать.


    1. ClearAirTurbulence
      19.03.2016 19:05
      +1

      1) Не специалист, но что-то мне подсказывает, что ТЭС таки могут регулировать мощность.
      2) Как написано, у них дефицит мощностей, так что по сути, не будет выброшено 300 килотонн, по сравнению со сценарием «аэропорту и окресностям было мало энергии и построили еще одну ТЭС».
      3) Учли ли радостные индусы затраты на мойку панелей и обслуживание — большой вопрос, как и то, учли ли они CO2 и т.п., выброшенные при производстве.


      1. asdfghjk12
        19.03.2016 21:39
        -1

        При производстве солнечных панелей выделяется больше СО2, чем они позволяют сэкономить. Не говоря уже про другие отходы производства. Пока в лидерах по экологичности дрова и биотопливо, т.к. при их сжигании выделяется примерно столько же СО2, сколько растения поглотили из атмосферы...


        1. ittakir
          19.03.2016 21:52

          Солнечные панели делают не для того, чтобы в атмосфере было меньше СО2, а для того, чтобы сэкономить деньги, там где много солнца, а провода тянуть дорого или не выгодно. Думаю, на экологию, если честно, всем плевать. Мировая биосфера перерабатывает гораздо больше СО2 и метана, чем какой-то там аэроропорт.


          1. tmin10
            20.03.2016 00:25

            Но этот факт с CO2 всегда пишут там, где внедрили солнечную энергию.


        1. ittakir
          19.03.2016 21:56
          +1

          Подозреваю, что лидер по экологичности все-таки ядерный реактор. Там выделение парниковых газов нулевое. Отходы при правильном захоронении тоже не представляют проблемы.


          1. sim31r
            19.03.2016 22:59

            Лидер да. Но не нулевой выброс СО2. На этапе строительства в АЭС заливаются тысячи тонн бетона, основная стоимость которого сгоревший газ на запекание клинкера. Транспортные расходы и еще по мелочам.


        1. Pakos
          21.03.2016 13:30
          +1

          И в каждой теме находится тот, кто раз за разом повторяет эту мантру.


        1. iBurokrat
          21.03.2016 22:18
          +1

          Можно циферки? Часто это слышу этот «факт», но ни разу ни кто это не смог доказать.


    1. ittakir
      19.03.2016 21:31
      +1

      ТЭС вполне может обязана иметь несколько топок, котлов и генераторов.
      Если производится избыток энергии, один или несколько котлов можно отключить.
      Остальные, думаю, тоже можно регулировать в узком диапазоне.


      1. asdfghjk12
        19.03.2016 21:42
        -1

        При пуске котла нужно ждать некоторое время, пока закипит теплоноситель, поэтому иногда выгодней не останавливать котёл, а спускать пар в атмосферу...


        1. ittakir
          19.03.2016 21:47

          А зачем спускать пар, тем более в атмосферу (система же замкнутая), если можно просто убавить пламя?


          1. sim31r
            19.03.2016 23:09

            Тут нечеткая оптимизация. С одной стороны максимальный КПД на некоторых фиксированных оборотах турбины. Если столько энергии не нужно, тогда получаем огромный минус в виде переходных процессов, убивающих турбину. На некоторых оборотах возникает паразитный резонанс и переход через такие обороты, грубо говоря, равен году работы турбины в стационарном режиме, по износу. Оператор котельной крепко подумает, снижать обороты, или сжечь лишний газ, но поддержать обороты. И так и так плохо, или тратится топливо, или растет износ.
            Это упрощенно. На самом деле, всё еще сложнее, всё определяет конструкция:
            ТЭС с приводом электрогенератора от газовой турбины называют газотурбинными электростанциями (ГТЭС). В камере сгорания ГТЭС сжигают газ или жидкое топливо; продукты сгорания с температурой 750—900С поступают в газовую турбину, вращающую электрогенератор. Кпд таких ТЭС обычно составляет 26—28%, мощность — до нескольких сотен Мвт. ГТЭС обычно применяются для покрытия пиков электрической нагрузки…
            ТЭС с парогазотурбинной установкой, состоящей из паротурбинного и газотурбинного агрегатов, называют парогазовой электростанцией (ПГЭС), кпд которой может достигать 42 — 43%. ГТЭС и ПГЭС также могут отпускать тепло внешним потребителям, т. е. работать как ТЭЦ.


            1. Garbus
              21.03.2016 22:40

              Эммм, разве генераторы там выдают что-то отличное от 50 ГЦ? Почему то считал что генераторы крутятся всегда с одной скоростью, да еще с привязкой к фазе тока в сети. Неужели настолько отстал от жизни, что теперь двойное преобразование норма для электростанции? (Ну не работал в этой отрасли, в принципе не в курсе как должно быть.)
              Ведь по сути обороты снижать не обязательно, при падении нагрузки должны уменьшаться энергозатраты на поддержание стабильной скорости вращения. В определенных пределах конечно, скачки температуры системы наверняка на пользу технике не пойдут.


      1. VerdOrr
        19.03.2016 22:31
        +1

        Запуск турбины генератора — (утрирую) минус месяц ресурса

        "… Если температура металла турбины (корпуса ЦВД) ниже 150 °С, то считают, что пуск производится из холодного состояния. На это уходит не менее трех суток после ее останова."

        http://tesiaes.ru/?p=6228


    1. idiv
      19.03.2016 21:40

      Увы, но они будут выброшены независимо от того, требуется аэропорту их электроэнергия или нет.

      Генерируемая и потребляемая энергия в энергосистеме всегда сбалансирована. Потому ТЭС будет работать меньше, если есть генерация от других источников.


  1. alek0585
    20.03.2016 01:04

    300 тысяч тонн углекислого газа, способствующего парниковому эффекту

    Помогите найти больше информации о том, что углекислый газ вызывает парниковый эффект. Само собой первые результаты гугла я уже посмотрел, поэтому прошу советов у прошаренных.
    Спасибо.



  1. Progeo
    20.03.2016 01:05

    В Индии и так уже активно используют солнечные батареи. Несколько лет проработал в штате Гуджарат, так там почти на крыше каждого частного дома стоят солнечные батареи. Пока правда в основном используются для нагрева воды в баках, но в будущем думаю и для получения электроэнергии будут использовать. Глупо, с таким количеством солнечных дней не воспользоваться этим.


    1. mrigi
      20.03.2016 13:22

      Смотря сколько стоит киловатт в сети. Будь там 365 дней в году солнце, если панели дорогие а электричество дешевое, то экономически может быть все равно не целесообразно.


    1. DarkByte
      20.03.2016 17:52
      +1

      Для нагрева воды они используют солнечные коллекторы. Издалека они очень похожи на солнечные панели, но нагревают воду напрямую, без преобразования в электричество и обратно.