После того как в 2013 году мы сделали Java-конференции JPoint и Joker, наши друзья и коллеги, которые занимаются не-Java и не-только-Java технологиями, нам постоянно жаловались, что у них нет ничего похожего. Мы некоторое время думали над этой проблемой, а потом по очереди запустили несколько конференций, о которых решили вам рассказать сегодня в этом посте.
Итак, с 3 по 5 июня в Санкт-Петербурге в гостинице «Park Inn Пулковская» пройдет фестиваль для программистов из трех конференций подряд:
Подробности о каждой конференции мы уже писали, а сегодня решили рассказать об одном важном элементе, который позволяет экспериментировать с новыми направлениями и расширять круг проводимых конференций.
Наверняка, вы знаете, что кроме организаторов, конференцию формируют еще как минимум три составляющих:
Вот о спонсорах мы сегодня и поговорим.
Почему именно о них? О спикерах мы говорим часто, а в последнее время вообще постоянно (в нашем блоге вы найдете 10 интервью за 2 недели — это не шутки), и это краеугольный камень конференции, как и участники. В то же время партнеров и спонсоров никто не обсуждает: никаких жарких дискуссий и разговоров, хотя именно благодаря им для нас с вами зачастую открываются новые направления.
Чтобы не быть голословным, предлагаю вашему вниманию ТОП-5 комментариев из оценки работы партнеров на конференции (при этом отзывы чаще всего не связаны с форматом и качеством стенда):
Нас давно не покидает мысль, что люди совсем не задумываются о том, как много спонсоры вкладывают в конференции. И речь здесь идет не только и не столько о финансовой стороне вопроса: чаще всего в качестве спонсоров выступают крупные компании с масштабными проектами, богатые уникальным опытом и своими наработками, которыми они делятся с участниками, а также на своих стендах не дают последним заскучать в перерывах.
Соответственно, мы обратились к спонсорам нашего фестиваля разработчиков и задали им пару вопросов о том, что же это на самом деле такое, поддерживать конференции, кому это надо, и какие бывают сложности/сомнения у спонсора конференции?
Кирилл Ширяев, Руководитель глобальной команды рекрутмента и продвижения бренда работодателя, Kaspersky Lab:
«Для Лаборатории Касперского цель участия в этих конференциях в первую очередь заключается в усилении направлений, в которых ведется разработка в компании. То есть, нам интересны только конференции технические по направлениям, которые есть у нас в компании, будь то мобильная разработка, .NET или С++. На самом деле, это и есть один из главных критериев, по которым мы выбираем, пойдем мы на эту конференцию или нет. Также наши ребята, которые посещают подобные конференции, много нового узнают из программы, на известные проблемы смотрят по-новому: потому что, когда занимаешься разработкой какого-то одного продукта, глаз «замыливается». И возможность посмотреть, как проблему решают другие компании, какие новые подходы или стандарты применяют или вообще как-то нестандартно мыслят, точно помогает нашей работе.
А на самих стендовых мероприятиях у нас находятся ребята, которые очень глубоко понимают и знают, как работает компания на том или ином уровне, и могут вживую интересующимся людям рассказать о том, как они работают. Это, наверное, основная цель. Дополнительная цель (не буду скрывать) — это познакомиться с сообществом, узнать, где, какие команды работают, узнать, кто им нужен».
Сергей Шкредов, Руководитель направления .NET, JetBrains:
«Есть спонсорство в российских и нероссийских — мы выбираем их по-разному. То есть, на нероссийские конференции мы в основном едем с продуктовыми докладами, с описанием продуктов и едем туда с целью продавать продукты. Российские конференции мы не рассматриваем как какой-то значимый источник кастомеров, мы сюда ездим с целью пиарить нашу компанию, пиарить нашу команду, наши процессы разработки и технические какие-то моменты, которые мы делаем. Ну и поэтому, когда выбираем конференции, мы едем с будкой на те, где мы что-то рассказываем».
Кристина Штейнберга, Руководитель отдела персонала проекта Одноклассники
«Изначально было несколько причин. Первая — помощь в развитии направления Java, вторая — возможность рассказать больше о социальной сети как о месте для работы и о профессиональной команде.
Сначала была Java-конференция, самая первая. Затем мы поняли, что мобильное направление динамично развивается, но круга специалистов, которые между собой общаются в Петербурге, нет — никто не рассказывает о том, что происходит в индустрии, какие есть новости, технологии, как люди и компании справляются с теми проблемами, которые у них с мобильной разработкой существуют.
Наши цели таковы: во-первых, показать спикеров; во-вторых, рассказать о действительно актуальных в индустрии вопросах — как мы начали использовать новые технологии или как мы справляемся с большими данными. И можно даже идти без стенда — если у компании есть хорошие спикеры, то это практически 70-80% успеха от всех вложенных денег и сил, которые были в спонсорском пакете.
При этом присутствие со стендом тоже дает положительные результаты. Это место, где участник может прийти и задать вопрос нашим разработчикам. Если возник вопрос, и хочется поближе познакомиться с компанией и ее технологиями, наши ребята на стенде всегда помогут и дадут обратную связь».
Полина Панюкова, Marketing Specialist, EPAM
«EPAM не так давно начал участвовать в IT-конференциях в Санкт-Петербурге, буквально с прошлой осени (первым мероприятием была конференция Joker). Основная цель, конечно, это рассказать про компанию, о том, как растет EPAM и набирает обороты в Петербурге, какие проекты сейчас развиваются. Вторая цель — это возможность привлечь талантливых разработчиков работать в EPAM. Выбор конференции осуществляется по нескольким критериям: во-первых, технологическая тематика. Мы участвуем в тех мероприятиях, где можем поделиться своей экспертизой в технологиях, которые активно используем в компании; а во-вторых, популярность мероприятия среди разработчиков и наши потребности в специалистах в том или ином направлении».
Анастасия Тихомирова, B2E Marketing Specialist, Luxoft
«Наша основная цель на конференциях — рассказать людям больше о компании, нашей экспертизе и проектах. Luxoft участвует в различных конференциях, как российских, так и мировых. Мы всегда стараемся приводить на выступления своих технических экспертов, тех, кто смог бы поделится собственным опытом работы над проектами в нашей компании, рассказать о технологиях, которые мы применяем и возможностях внутри Luxoft.
Конференции мы выбираем в зависимости от технологий, которые будут там представлены, и популярности данного мероприятия среди нашей целевой аудитории».
Сергей Звягин, Ведущий разработчик, DevExpress
«Когда мы говорим о целях, сразу следует отметить, что рынок России для нас не является на данный момент ключевым: в Северной Америке и Европейском Союзе нас знают намного лучше, поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы улучшить наше визибилити в России. Вообще, конечно, мы на российские конференции ходим не не столько пиариться, сколько получить фидбек, вопросы от участников, подискутировать с ними о наших продуктах и вообще о современных технологиях, понять, что можно сделать лучше, ну и само собой поделиться своим опытом — нашей компании скоро уже 17 лет, есть что рассказать коллегам-разработчикам».
Сергей Шкредов:
«Говорим мы про то, что делаем. Наши доклады, они про «техноложество» в основном: алгоритмы, технологии, которые мы используем сами для разработки каких-то продуктов, в общем, такие доклады про то, как мы делаем свои продукты.
Очень редко бывают доклады про то, для чего мы делаем ту или иную фичу, продуктовые доклады, – от .NET направления таких докладов у нас не очень много. Только когда пилим что-то совершенно новое и интересное. Наверное, больше про то, что мы сами используем для того, чтобы писать наш код».
Кирилл Ширяев:
«Мы, как компания, много лет занимающаяся коммерческой разработкой ПО, имеем много наработок и вещей, до которых мы сами доходили, или где наши ребята узнавали, что работает зарубежных рынках: всегда рады этими наработками делиться с тем или иным сообществом.
Мы, на самом деле, выступаем на конференции только с докладами именно по теме конференции. И именно рассказы о компании — если и делаем, то в порядке двух-трёх минут, в рамках открытия конференции. Всё-таки мы считаем, что о компании мы можем и на стенде рассказать, а вот о чём-нибудь таком интересном, узконаправленном — больше возможности может и не быть».
Анастасия Тихомирова:
«Выступления наших спикеров не являются частью спонсорских пакетов: наши специалисты готовят такие доклады, с которыми не стыдно прийти на конференцию высокого уровня. Например, Владимир Красильщик – своего рода гуру, и его выступления всегда получают хороший отклик. Мы очень рады, что у нас есть такие талантливые сотрудники :)».
Полина Панюкова:
«Говоря о спикерах, важно понимать, что спикеров мы приглашаем независимо от нашего статуса на конференции. EPAM есть что рассказать: это наши собственные технологии и технологии, которые мы используем. Есть интересные кейсы на проектах, которыми можно поделиться».
Кристина Штейнберга:
«Во-первых, мы помогаем тем, чтобы на конференции присутствовали хорошие качественные спикеры, проверенные. Всегда хочется, чтобы ребята послушали действительно какого-то крутого спикера, кто ценится в профессиональном смысле.
Во-вторых, Одноклассники — не просто сайт. Мы большой проект с высоконагруженной системой, и в России таких проектов практически нет, их очень-очень мало. И информацию о том опыте, который мы получаем на работе (например highload на 8000+ серверов), с какими задачами справляемся, интересен».
Сергей Звягин:
«Мы тоже считаем, что связь не такая большая. С интересным докладом всегда человеку будет, где выступить. И здесь необязательно быть спонсорами для того, чтобы выступать с докладом.
С другой стороны, спонсорский пакет даёт возможность делать доклад про свой продукт — то есть, не столько технические какие-то аспекты, которые помогут людям в их будущем опыте разработки, сколько какие-то рекламные вещи. Мы так считаем и стараемся так же действовать, когда ездим с докладами на конференции, что реклама — рекламой, это всё хорошо — мы на этом деньги зарабатываем, денег все хотят — кушать-то всем хочется, но сами мы, как разработчики, считаем, что интереснее рассказывать об опыте, передавать знания — меньше рекламы, больше каких-то практических советов».
Сергей Шкредов:
«Вообще, в поддержке российских конференций мы вкладываем ощутимые усилия в подбор докладов, потому что когда DotNext набирал обороты, там эти темы всплывали только так. Сейчас уже вроде все рассказали, а новые технологии прилетают не каждый день — именно так, чтобы было интересно. Доклад подобрать бывает непросто. Ну, и с другой стороны, сам DotNext задает высокую планку, и мы там больше не единственные участники, как раньше — много других интересных докладов прилетает».
Кристина Штейнберга:
«Мы считаем, что поставить стенд и заниматься рекрутингом на этом стенде — это совсем не тот подход, который нам нравится, потому что в большинстве случаев мы получаем негатив от самих разработчиков, которые посещают конференцию.
Некоторые приходят — были такие случаи, и просят тестовое задание: «Дайте нам, пожалуйста, “тест”, мы хотим решить интересную задачу». По факту, очень сложно построить схему, работающую на реальную лояльность. Мы раньше делали лотереи, собирали контакты, но это не работает. Лояльными к компании участники конференции станут только тогда, когда им будут предложены действительно интересные и важные знания. Это должно быть место для людей, которые смогут свободно общаться со специалистами высокого уровня».
Полина Панюкова:
«Cложность в том, что при качественной работе на конференциях (а это обязательно включает в себя каждый каждый аспект, начиная от логистики, разработки стенда, поиска спикеров до сбора фидбеков и оценки реального результата), также хочется придумать что-то полезное и интересное для аудитории. Конечно, после нескольких успешных мероприятий, после личной встречи и знакомства с участниками становится проще».
Анастасия Тихомирова:
«Конференции, конечно, отличаются друг от друга: иногда на хорошем большом мероприятии люди позитивные и их много, но это не совсем наша аудитория. Например, мы ищем программистов, кодеров, а на мероприятии в основном менеджеры, маркетологи или руководители проектных команд. К счастью, такое происходит нечасто».
Сергей Звягин:
«Сложно подходы правильные найти! Мы с коллегами общаемся, как раз думаем постоянно, что сделать такого интересного, чтобы люди к нам подходили и с конференции потом возвращались и всем рассказывали, какая клевая была конференция, как там здорово получилось пообщаться и пообмениваться опытом. Некоторые конференции делают упор на доклады. Доклады — это хорошо, потому что тоже дают информацию людям, но информацию можно найти в интернете. А некоторые конференции делают упор на общение друг с другом в процессе. И мы даже чуть так немного попечалились, посмотрели вашу насыщенную программу на конференциях — с одной стороны, здорово и много всего интересного, а другой стороны — перерывов очень мало, и людей будет сложно поймать на пообщаться».
Кристина Штейнберга:
«Мы делаем разные шаги для того, чтобы показать в сообществе технических специалистов, что мы — компания с большим опытом и знаниями. Я не могу сказать, что конференции помогли нам стать более узнаваемыми, помогли узнаваемости наших спикеров — это только один из шагов, одно из тех направлений, куда мы двигаемся. К примеру, мы выступаем еще в JUG.
С прошлого года мы начали делать исследования по hr-бренду и видим, какие есть изменения. Мы, правда, это совсем недавно начали, поэтому не можем пока сказать: «Ура! мы победили, мы правильно все делали». Все проверяем, смотрим, но то, что мы не остановились на достигнутом — факт. Еще один факт — мы собираемся быть среди тех, кто из года в год приезжают на конференции».
Полина Панюкова:
«Когда мы первый раз пришли на Joker в прошлом году, мы получали огромное количество вопросов «а вы кто такие?», «чем занимаетесь» и т.п. Могу сказать, что на мероприятии, которое было на прошлой неделе, уже мало кто задавал такие вопросы — люди реально нас узнают, и общение идет уже более предметное. Безусловно, это большой плюс для развития бренда компании, мы очень довольны результатами, некоторые из тех, с кем мы познакомились на конференции, уже работают у нас :)».
Сергей Шкредов:
«Да, есть, конечно. Люди приходят на собеседование, и разговор начинается так: «Я был на DotNext’е, и вы тогда говорили то-то, и у меня с тех пор накопились вопросы». То есть, такой фидбэк идёт постоянно, и это значит, что именно как работодателей нас там отмечают и потом помнят. Ну, и не говоря уже об устройстве к нам на работу. Соответственно, там познакомившись, пообщавшись на какие-то общие темы среди докладчиков, среди тех, кто приходил на стенд, мы со временем получаем людей в свою команду.
Мы неформальная компания, у нас, если говорить о процессах найма, менеджмента, маркетинга, то оно в сумме отличается от других компаний. Мы не стараемся делать какую-то формальную процедуру участия в конференциях, поэтому наше спонсорское участие организуется не отделом HR, а разработчиками. И поэтому стараемся говорить с программистами о наших общих проблемах, на одном языке, и это работает!»
Кирилл Ширяев:
«У меня сейчас под рукой нет официальной статистики о том, взяли ли кого-то на работу, хотя полагаю, что да (и такие кейсы у нас неоднократно встречаются). Потому что после конференции получилось довольно теплое и тесное общение с теми, с кем мы познакомились на мероприятии. Вообще, сам факт, что мы к вам идем во второй раз, уже является показателем того, что в прошлый раз все прошло как надо».
Анастасия Тихомирова:
«Для нас конференции команды JUG.RU Group – это всегда попадание «в яблочко»: обычно нас интересуют именно разработчики, и мы понимаем, что, придя к вам, мы именно их и встретим. Также радует, что каждый год мы видим на конференциях новые лица, нет ощущения статичности, хотя и знакомым лицам мы тоже всегда рады».
Сергей Звягин:
«Мы ни хантигном, ни продажами, по сути, на этих конференциях не занимаемся, в основном наша цель — узнавание бренда и получение фидбэка. Мы в процессе декабрьской конференции в Москве пообщались ещё раз с нашими уже кастомерами, которых опять встретили, которые к стенду подходили, задавали вопросы. Получили от них какой-то фидбэк — попробовали его применить. Пообщались ещё с людьми, которые о нас не знали, и сейчас считаем, что в Москве уже хорошая подготовленная аудитория, которой можно задавать правильные вопросы. Если туда приезжать, то люди хотя бы узнают нас, подходя к стенду DevExpress, они знают, что DevExpress делают средства для разработчиков, пользовательские контролы и средства для улучшения производительности разработчиков.
Например, мы ездили в марте в Новосибирск на CodeFest, и там в принципе люди про нас не знают, то есть, они подходили и говорили: «А вы чем занимаетесь? Расскажите!» Поэтому из хорошего, даже вот за эти прошедшие с DotNext’а полгода, — то, что люди теперь в курсе того, что мы делаем, у них возникают уже конкретные вопросы, они готовы задавать их нам на стендах целенаправленно».
_________________________________
Надеемся, у нас получилось приоткрыть завесу и позволить вам взглянуть на стенды, которые вы видите на любой конференции, с новой точки зрения. Новым взглядом посмотреть на работу коллег, давших нам интервью, можно будет уже совсем скоро — 3-5 июня, на Петербургском Фестивале Разработчиков (пройдет в гостинице «Park Inn Пулковская»).
А чтобы убедиться в том, что спонсоры делают крутые доклады, предлагаем вам посмотреть их видео:
Это далеко не все видео, остальные ищите на наших каналах в Youtube.
Итак, с 3 по 5 июня в Санкт-Петербурге в гостинице «Park Inn Пулковская» пройдет фестиваль для программистов из трех конференций подряд:
- 3 июня — конференция DotNext для .NET-разработчиков;
- 4 июня — конференция Mobius для разработчиков мобильных приложений;
- 5 июня — конференция HolyJS для Frontend и JavaScript-разработчиков.
Подробности о каждой конференции мы уже писали, а сегодня решили рассказать об одном важном элементе, который позволяет экспериментировать с новыми направлениями и расширять круг проводимых конференций.
Наверняка, вы знаете, что кроме организаторов, конференцию формируют еще как минимум три составляющих:
- Спикеры (наши российские гуру, гости из-за границы и вообще все те, кому есть, чем поделиться с профессионалами).
- Участники (это вы или ваши коллеги и друзья).
- Спонсоры.
Вот о спонсорах мы сегодня и поговорим.
Почему именно о них? О спикерах мы говорим часто, а в последнее время вообще постоянно (в нашем блоге вы найдете 10 интервью за 2 недели — это не шутки), и это краеугольный камень конференции, как и участники. В то же время партнеров и спонсоров никто не обсуждает: никаких жарких дискуссий и разговоров, хотя именно благодаря им для нас с вами зачастую открываются новые направления.
Чтобы не быть голословным, предлагаю вашему вниманию ТОП-5 комментариев из оценки работы партнеров на конференции (при этом отзывы чаще всего не связаны с форматом и качеством стенда):
- Выдают футболки классные — чёрные, и блокноты крутые!
- Мало мерча и наклеек!
- Чет задачки на два дня не придумали — поленились, что ли?
- Понравилась халява-овсянка в виде кружек, маек и задачек.
- Хочется больше знать о проектах и команде <…>
Нас давно не покидает мысль, что люди совсем не задумываются о том, как много спонсоры вкладывают в конференции. И речь здесь идет не только и не столько о финансовой стороне вопроса: чаще всего в качестве спонсоров выступают крупные компании с масштабными проектами, богатые уникальным опытом и своими наработками, которыми они делятся с участниками, а также на своих стендах не дают последним заскучать в перерывах.
Соответственно, мы обратились к спонсорам нашего фестиваля разработчиков и задали им пару вопросов о том, что же это на самом деле такое, поддерживать конференции, кому это надо, и какие бывают сложности/сомнения у спонсора конференции?
Пожалуйста, расскажите о целях вашего участия в конференциях и критерия их выбора.
Кирилл Ширяев, Руководитель глобальной команды рекрутмента и продвижения бренда работодателя, Kaspersky Lab:
«Для Лаборатории Касперского цель участия в этих конференциях в первую очередь заключается в усилении направлений, в которых ведется разработка в компании. То есть, нам интересны только конференции технические по направлениям, которые есть у нас в компании, будь то мобильная разработка, .NET или С++. На самом деле, это и есть один из главных критериев, по которым мы выбираем, пойдем мы на эту конференцию или нет. Также наши ребята, которые посещают подобные конференции, много нового узнают из программы, на известные проблемы смотрят по-новому: потому что, когда занимаешься разработкой какого-то одного продукта, глаз «замыливается». И возможность посмотреть, как проблему решают другие компании, какие новые подходы или стандарты применяют или вообще как-то нестандартно мыслят, точно помогает нашей работе.
А на самих стендовых мероприятиях у нас находятся ребята, которые очень глубоко понимают и знают, как работает компания на том или ином уровне, и могут вживую интересующимся людям рассказать о том, как они работают. Это, наверное, основная цель. Дополнительная цель (не буду скрывать) — это познакомиться с сообществом, узнать, где, какие команды работают, узнать, кто им нужен».
Сергей Шкредов, Руководитель направления .NET, JetBrains:
«Есть спонсорство в российских и нероссийских — мы выбираем их по-разному. То есть, на нероссийские конференции мы в основном едем с продуктовыми докладами, с описанием продуктов и едем туда с целью продавать продукты. Российские конференции мы не рассматриваем как какой-то значимый источник кастомеров, мы сюда ездим с целью пиарить нашу компанию, пиарить нашу команду, наши процессы разработки и технические какие-то моменты, которые мы делаем. Ну и поэтому, когда выбираем конференции, мы едем с будкой на те, где мы что-то рассказываем».
Кристина Штейнберга, Руководитель отдела персонала проекта Одноклассники
«Изначально было несколько причин. Первая — помощь в развитии направления Java, вторая — возможность рассказать больше о социальной сети как о месте для работы и о профессиональной команде.
Сначала была Java-конференция, самая первая. Затем мы поняли, что мобильное направление динамично развивается, но круга специалистов, которые между собой общаются в Петербурге, нет — никто не рассказывает о том, что происходит в индустрии, какие есть новости, технологии, как люди и компании справляются с теми проблемами, которые у них с мобильной разработкой существуют.
Наши цели таковы: во-первых, показать спикеров; во-вторых, рассказать о действительно актуальных в индустрии вопросах — как мы начали использовать новые технологии или как мы справляемся с большими данными. И можно даже идти без стенда — если у компании есть хорошие спикеры, то это практически 70-80% успеха от всех вложенных денег и сил, которые были в спонсорском пакете.
При этом присутствие со стендом тоже дает положительные результаты. Это место, где участник может прийти и задать вопрос нашим разработчикам. Если возник вопрос, и хочется поближе познакомиться с компанией и ее технологиями, наши ребята на стенде всегда помогут и дадут обратную связь».
Полина Панюкова, Marketing Specialist, EPAM
«EPAM не так давно начал участвовать в IT-конференциях в Санкт-Петербурге, буквально с прошлой осени (первым мероприятием была конференция Joker). Основная цель, конечно, это рассказать про компанию, о том, как растет EPAM и набирает обороты в Петербурге, какие проекты сейчас развиваются. Вторая цель — это возможность привлечь талантливых разработчиков работать в EPAM. Выбор конференции осуществляется по нескольким критериям: во-первых, технологическая тематика. Мы участвуем в тех мероприятиях, где можем поделиться своей экспертизой в технологиях, которые активно используем в компании; а во-вторых, популярность мероприятия среди разработчиков и наши потребности в специалистах в том или ином направлении».
Анастасия Тихомирова, B2E Marketing Specialist, Luxoft
«Наша основная цель на конференциях — рассказать людям больше о компании, нашей экспертизе и проектах. Luxoft участвует в различных конференциях, как российских, так и мировых. Мы всегда стараемся приводить на выступления своих технических экспертов, тех, кто смог бы поделится собственным опытом работы над проектами в нашей компании, рассказать о технологиях, которые мы применяем и возможностях внутри Luxoft.
Конференции мы выбираем в зависимости от технологий, которые будут там представлены, и популярности данного мероприятия среди нашей целевой аудитории».
Сергей Звягин, Ведущий разработчик, DevExpress
«Когда мы говорим о целях, сразу следует отметить, что рынок России для нас не является на данный момент ключевым: в Северной Америке и Европейском Союзе нас знают намного лучше, поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы улучшить наше визибилити в России. Вообще, конечно, мы на российские конференции ходим не не столько пиариться, сколько получить фидбек, вопросы от участников, подискутировать с ними о наших продуктах и вообще о современных технологиях, понять, что можно сделать лучше, ну и само собой поделиться своим опытом — нашей компании скоро уже 17 лет, есть что рассказать коллегам-разработчикам».
На поддерживаемых вами конференциях обычно бывают доклады ваших разработчиков. Это часть спонсорского пакета или независимые доклады?
Сергей Шкредов:
«Говорим мы про то, что делаем. Наши доклады, они про «техноложество» в основном: алгоритмы, технологии, которые мы используем сами для разработки каких-то продуктов, в общем, такие доклады про то, как мы делаем свои продукты.
Очень редко бывают доклады про то, для чего мы делаем ту или иную фичу, продуктовые доклады, – от .NET направления таких докладов у нас не очень много. Только когда пилим что-то совершенно новое и интересное. Наверное, больше про то, что мы сами используем для того, чтобы писать наш код».
Кирилл Ширяев:
«Мы, как компания, много лет занимающаяся коммерческой разработкой ПО, имеем много наработок и вещей, до которых мы сами доходили, или где наши ребята узнавали, что работает зарубежных рынках: всегда рады этими наработками делиться с тем или иным сообществом.
Мы, на самом деле, выступаем на конференции только с докладами именно по теме конференции. И именно рассказы о компании — если и делаем, то в порядке двух-трёх минут, в рамках открытия конференции. Всё-таки мы считаем, что о компании мы можем и на стенде рассказать, а вот о чём-нибудь таком интересном, узконаправленном — больше возможности может и не быть».
Анастасия Тихомирова:
«Выступления наших спикеров не являются частью спонсорских пакетов: наши специалисты готовят такие доклады, с которыми не стыдно прийти на конференцию высокого уровня. Например, Владимир Красильщик – своего рода гуру, и его выступления всегда получают хороший отклик. Мы очень рады, что у нас есть такие талантливые сотрудники :)».
Полина Панюкова:
«Говоря о спикерах, важно понимать, что спикеров мы приглашаем независимо от нашего статуса на конференции. EPAM есть что рассказать: это наши собственные технологии и технологии, которые мы используем. Есть интересные кейсы на проектах, которыми можно поделиться».
Кристина Штейнберга:
«Во-первых, мы помогаем тем, чтобы на конференции присутствовали хорошие качественные спикеры, проверенные. Всегда хочется, чтобы ребята послушали действительно какого-то крутого спикера, кто ценится в профессиональном смысле.
Во-вторых, Одноклассники — не просто сайт. Мы большой проект с высоконагруженной системой, и в России таких проектов практически нет, их очень-очень мало. И информацию о том опыте, который мы получаем на работе (например highload на 8000+ серверов), с какими задачами справляемся, интересен».
Сергей Звягин:
«Мы тоже считаем, что связь не такая большая. С интересным докладом всегда человеку будет, где выступить. И здесь необязательно быть спонсорами для того, чтобы выступать с докладом.
С другой стороны, спонсорский пакет даёт возможность делать доклад про свой продукт — то есть, не столько технические какие-то аспекты, которые помогут людям в их будущем опыте разработки, сколько какие-то рекламные вещи. Мы так считаем и стараемся так же действовать, когда ездим с докладами на конференции, что реклама — рекламой, это всё хорошо — мы на этом деньги зарабатываем, денег все хотят — кушать-то всем хочется, но сами мы, как разработчики, считаем, что интереснее рассказывать об опыте, передавать знания — меньше рекламы, больше каких-то практических советов».
Расскажите, что для вас оказывается самым сложным в работе на конференции?
Сергей Шкредов:
«Вообще, в поддержке российских конференций мы вкладываем ощутимые усилия в подбор докладов, потому что когда DotNext набирал обороты, там эти темы всплывали только так. Сейчас уже вроде все рассказали, а новые технологии прилетают не каждый день — именно так, чтобы было интересно. Доклад подобрать бывает непросто. Ну, и с другой стороны, сам DotNext задает высокую планку, и мы там больше не единственные участники, как раньше — много других интересных докладов прилетает».
Кристина Штейнберга:
«Мы считаем, что поставить стенд и заниматься рекрутингом на этом стенде — это совсем не тот подход, который нам нравится, потому что в большинстве случаев мы получаем негатив от самих разработчиков, которые посещают конференцию.
Некоторые приходят — были такие случаи, и просят тестовое задание: «Дайте нам, пожалуйста, “тест”, мы хотим решить интересную задачу». По факту, очень сложно построить схему, работающую на реальную лояльность. Мы раньше делали лотереи, собирали контакты, но это не работает. Лояльными к компании участники конференции станут только тогда, когда им будут предложены действительно интересные и важные знания. Это должно быть место для людей, которые смогут свободно общаться со специалистами высокого уровня».
Полина Панюкова:
«Cложность в том, что при качественной работе на конференциях (а это обязательно включает в себя каждый каждый аспект, начиная от логистики, разработки стенда, поиска спикеров до сбора фидбеков и оценки реального результата), также хочется придумать что-то полезное и интересное для аудитории. Конечно, после нескольких успешных мероприятий, после личной встречи и знакомства с участниками становится проще».
Анастасия Тихомирова:
«Конференции, конечно, отличаются друг от друга: иногда на хорошем большом мероприятии люди позитивные и их много, но это не совсем наша аудитория. Например, мы ищем программистов, кодеров, а на мероприятии в основном менеджеры, маркетологи или руководители проектных команд. К счастью, такое происходит нечасто».
Сергей Звягин:
«Сложно подходы правильные найти! Мы с коллегами общаемся, как раз думаем постоянно, что сделать такого интересного, чтобы люди к нам подходили и с конференции потом возвращались и всем рассказывали, какая клевая была конференция, как там здорово получилось пообщаться и пообмениваться опытом. Некоторые конференции делают упор на доклады. Доклады — это хорошо, потому что тоже дают информацию людям, но информацию можно найти в интернете. А некоторые конференции делают упор на общение друг с другом в процессе. И мы даже чуть так немного попечалились, посмотрели вашу насыщенную программу на конференциях — с одной стороны, здорово и много всего интересного, а другой стороны — перерывов очень мало, и людей будет сложно поймать на пообщаться».
Вы уже не впервые нас поддерживаете, и с прошлых проектов прошло некоторое время. Скажите, есть ли осязаемый результат от поддержки конференций, или это все «эфир»?
Кристина Штейнберга:
«Мы делаем разные шаги для того, чтобы показать в сообществе технических специалистов, что мы — компания с большим опытом и знаниями. Я не могу сказать, что конференции помогли нам стать более узнаваемыми, помогли узнаваемости наших спикеров — это только один из шагов, одно из тех направлений, куда мы двигаемся. К примеру, мы выступаем еще в JUG.
С прошлого года мы начали делать исследования по hr-бренду и видим, какие есть изменения. Мы, правда, это совсем недавно начали, поэтому не можем пока сказать: «Ура! мы победили, мы правильно все делали». Все проверяем, смотрим, но то, что мы не остановились на достигнутом — факт. Еще один факт — мы собираемся быть среди тех, кто из года в год приезжают на конференции».
Полина Панюкова:
«Когда мы первый раз пришли на Joker в прошлом году, мы получали огромное количество вопросов «а вы кто такие?», «чем занимаетесь» и т.п. Могу сказать, что на мероприятии, которое было на прошлой неделе, уже мало кто задавал такие вопросы — люди реально нас узнают, и общение идет уже более предметное. Безусловно, это большой плюс для развития бренда компании, мы очень довольны результатами, некоторые из тех, с кем мы познакомились на конференции, уже работают у нас :)».
Сергей Шкредов:
«Да, есть, конечно. Люди приходят на собеседование, и разговор начинается так: «Я был на DotNext’е, и вы тогда говорили то-то, и у меня с тех пор накопились вопросы». То есть, такой фидбэк идёт постоянно, и это значит, что именно как работодателей нас там отмечают и потом помнят. Ну, и не говоря уже об устройстве к нам на работу. Соответственно, там познакомившись, пообщавшись на какие-то общие темы среди докладчиков, среди тех, кто приходил на стенд, мы со временем получаем людей в свою команду.
Мы неформальная компания, у нас, если говорить о процессах найма, менеджмента, маркетинга, то оно в сумме отличается от других компаний. Мы не стараемся делать какую-то формальную процедуру участия в конференциях, поэтому наше спонсорское участие организуется не отделом HR, а разработчиками. И поэтому стараемся говорить с программистами о наших общих проблемах, на одном языке, и это работает!»
Кирилл Ширяев:
«У меня сейчас под рукой нет официальной статистики о том, взяли ли кого-то на работу, хотя полагаю, что да (и такие кейсы у нас неоднократно встречаются). Потому что после конференции получилось довольно теплое и тесное общение с теми, с кем мы познакомились на мероприятии. Вообще, сам факт, что мы к вам идем во второй раз, уже является показателем того, что в прошлый раз все прошло как надо».
Анастасия Тихомирова:
«Для нас конференции команды JUG.RU Group – это всегда попадание «в яблочко»: обычно нас интересуют именно разработчики, и мы понимаем, что, придя к вам, мы именно их и встретим. Также радует, что каждый год мы видим на конференциях новые лица, нет ощущения статичности, хотя и знакомым лицам мы тоже всегда рады».
Сергей Звягин:
«Мы ни хантигном, ни продажами, по сути, на этих конференциях не занимаемся, в основном наша цель — узнавание бренда и получение фидбэка. Мы в процессе декабрьской конференции в Москве пообщались ещё раз с нашими уже кастомерами, которых опять встретили, которые к стенду подходили, задавали вопросы. Получили от них какой-то фидбэк — попробовали его применить. Пообщались ещё с людьми, которые о нас не знали, и сейчас считаем, что в Москве уже хорошая подготовленная аудитория, которой можно задавать правильные вопросы. Если туда приезжать, то люди хотя бы узнают нас, подходя к стенду DevExpress, они знают, что DevExpress делают средства для разработчиков, пользовательские контролы и средства для улучшения производительности разработчиков.
Например, мы ездили в марте в Новосибирск на CodeFest, и там в принципе люди про нас не знают, то есть, они подходили и говорили: «А вы чем занимаетесь? Расскажите!» Поэтому из хорошего, даже вот за эти прошедшие с DotNext’а полгода, — то, что люди теперь в курсе того, что мы делаем, у них возникают уже конкретные вопросы, они готовы задавать их нам на стендах целенаправленно».
_________________________________
Надеемся, у нас получилось приоткрыть завесу и позволить вам взглянуть на стенды, которые вы видите на любой конференции, с новой точки зрения. Новым взглядом посмотреть на работу коллег, давших нам интервью, можно будет уже совсем скоро — 3-5 июня, на Петербургском Фестивале Разработчиков (пройдет в гостинице «Park Inn Пулковская»).
А чтобы убедиться в том, что спонсоры делают крутые доклады, предлагаем вам посмотреть их видео:
- Андрей Акиньшин, JetBrains, на DotNext 2015 Moscow;
- Андрей Паньгин, Одноклассники, на Joker 2015;
- Владимир Иванов на Mobius 2015 как инженер Лаборатории Касперского;
- Дмитрий Иванов, JetBrains, на DotNext 2015 Piter;
- Олег Анастасьев, Одноклассники, на Joker 2015;
- Алексей Зиновьев, EPAM, на Mobius 2015;
- Юрий Буянов, Одноклассники, на Mobius 2015.
Это далеко не все видео, остальные ищите на наших каналах в Youtube.
Поделиться с друзьями
teecat
сижу на конференции. есть половина высказавшихся. где все описанное…
23derevo
а что за конференция? И что именно из описанного есть, а чего нету?
teecat
Палить конференцию не буду, так как организаторы мне нравятся — народ действительно старается. Тут в чем вопрос. Есть топовые конференции — а есть региональные. И тут все описанное пропадает. Скажем все выступающие-неантивирусные вендоры проехались по антивирусам. При этом создавалось впечатление, что антивируса они в глаза не видели.
Касперские очень редко участвуют в региональных конференциях — отделываясь спонсорством. Это тоже важно — но не менее важно именно поднять уровень специалистов, кто придет на доклады. Если же говорить про доклады… «Выступления наших спикеров не являются частью спонсорских пакетов: наши специалисты готовят такие доклады, с которыми не стыдно прийти на конференцию высокого уровня» — зачастую доклады — реклама своего подхода к защите
23derevo
у нас тоже бывает, что просачиваются рекламные доклады в сетку. Но, слава богу, все реже и реже.