История оцифровки, бритпопа, грязных реклам и лучшего пива




Взлёт и падение цифровой компакт-кассеты остаётся полезным примером для технических гигантов – как можно почти всё сделать правильно и всё равно провалиться. Как и бритпоп, чей золотой век с 1993 по 1996 совпадает с короткой жизнью DCC (Digital compact cassette), этот формат громко возвестил о себе, добился некоторых успехов и рекламировался при помощи пикантной рекламы.



…после чего провалился из-за маркетинговых махинаций, скупых пиарщиков и новых красивых конкурентов.

Выпуск DCC был смелым шагом – в предыдущем десятилетии нидерландский конгломерат Philips удачно запустил формат CD, сделавший на продажах миллиарды, CD-ROM и только появившийся CD-I. Конечно, все эти продукты делались в сотрудничестве с японской Sony. Но в проекте цифровой кассеты Philips внезапно решила порвать с Sony и строить новый альянс с молодой фирмой из города Кадома, Matsushita (сегодня известной, как Panasonic).

Они решили создать носитель для высококачественных цифровых записей, который стал бы доступным, обратно-совместимым, портативным, использовался в студиях и дома – и при этом таким, который бы продавался в магазинах звукозаписи с уже записанной музыкой.


Обратная сторона кассеты

Существовало две причины, по которым Philips не стали активно продвигать новые CD-R в качестве формата для студий и домашнего использования. Во-первых, CD были 16-битными, что не подходило для любителей качественного звука и еще более требовательных студий звукозаписи. Во-вторых, CD-R тогда были дорогими в производстве и слишком дорогими для потребителя, даже если покупать их оптом. Инженер одной из студий рассказал мне, как он однажды хотел записать несколько CD-R на день рождения своей подружки – сборник её любимых песен, естественно – в начале 90-х. Сейчас чистый CD-R можно купить за рубль семьдесят [британские цены в пересчёте на рубли – прим.перев.]. Тогда вместе со стоимостью прожига они стоили более 17 000 рублей штука (с учётом инфляции сегодня это уже более 38 000 р) – за один CD-R. А хороший привод мог стоить сотни тысяч рублей.

DCC был логичным способом обеспечить высококачественный звук в домашних условиях – с системой, которая параллельно была способна проигрывать все те сотни миллионов аналоговых кассет, которые уже были куплены пользователями, и которые их родители использовали с 1960-х.

И как же эта старая плёнка могла быть цифровой? Ответ прост. Цифровая информация записывалась на магнитную плёнку в виде кода, так же, как она пишется на слой CD или DVD. Плеер читает код с плёнки, проходящей мимо головок, и декодирует его в аудиопоток.

Для того времени технология была впечатляющей. У 18-битных цифровых кассет были две стерео-стороны, по четыре дорожки данных на каждую, способные вместить до 90 минут звука. Сами же деки могли проигрывать и обычные кассеты 20-30 летней давности.

Кроме того, записывающий DCC аппарат мог писать с цифрового источника стандарта S/PDIF на частотах 32 КГц, 44,1 КГц и даже 48 КГц. При записи с аналогового источника он работал на частоте 44,1, а из-за медленной скорости плёнки – 4,8 см/с, как у старых кассет – битрейт был ограничен.


Портативный плеер DCC

Для преодоления ограничений Philips придумал кодек для аудио, схожий с MPEG-1 Audio Layer или mp1. Его назвали PASC (Precision Adaptive Sub-band Coding, суб-диапазонное кодирование с адаптивной точностью). PASC мог понизить битрейт записи на CD от 1,4 Мбит/с до 384 Кбит/с – впечатляющее сжатие 4:1.

Многие покупатели считали, что PASC выдавал лучшее качество аудио, чем сжатие 5:1, достигавшееся системой ATRAC, использовавшейся в формате MiniDisc от Sony. Фанаты Philips утверждали, что DCC-рекордер мог восстановить утерянные данные, даже если одна из восьми дорожек была нечитаемой, или если все дорожки не читались на дистанции в 1,45 мм плёнки.

DCC-кассета по размеру была идентична старой и отличалась наличием отверстий для шпулек только на одной стороне, и наличием сдвижной крышки для защиты плёнки в то время, когда она не соприкасалась с магнитными головками.

Результирующий звук получался очень хорошим, хотя и чуть-чуть холодным. Я однажды встретил DCC-деку в студии Acid Jazz на улице Денмарк в Лондоне, где на него записывали музыку бритпоп-коллектива Panic в 1995 году. Оказалось, что это была временная мера, использовавшаяся в течении пары выходных. Но и это демонстрировало потенциал DCC. Ни одна студия в то время даже не думала бы использовать для микширования обычные кассеты.

Так что у DCC пошло не так?


Производители hi-fi техники, такие, как Marantz, Optimus, Technics и Radio Shack быстро присоединились к Matsushita и Philips в изготовлении различных видов дек для DCC. Испанская реклама для телевидения (выше) для первой такой деки произвела в медиа небольшой фурор благодаря творческому использованию одной из естественных субстанций.



Запуск DCC произошёл в конце 1992 года, с привлечением гигантов записи, таких как Warners и EMI, выпустивших достаточно большой ассортимент записей на этих кассетах – от Дайаны Росс до Лу Рида и U2 – и вначале всё выглядело очень привлекательно. Прошёл шквал продаж нескольких тысяч копий, была реакция от «профессиональных потребителей» в студиях. Казалось, Philips заработает кучу денег. Но именно деньги стали первой проблемой продукта.

Первой проблемой с продажами рекордеров для DCC стала их цена – в сегодняшних деньгах это более ста тысяч рублей. Деки-проигрыватели стоили подешевле, но отсутствие возможности записи сводило на нет всю идею развлечения с качественной музыкой для любителей hi-fi и аудиофилов – и конечно для независимых и домашних студий. Британия, к тому же, медленно катилась к "чёрной среде" 1992 года, к рецессии и 15% кредитам. В такой момент малому бизнесу, вроде небольшой студии, не время было занимать деньги. За пределами Британии цены были ниже, но даже в США стоимость деки составляла от $600 до $1700.

Изначальный ценовой шок был дополнен, по крайней мере, в Британии, недальновидными прижимистыми пиарщиками. Рекламщики не спешили раздавать или даже сдавать в аренду первую волну DCC-рекордеров. К примеру, в то время существовало порядка 75 журналистов, работающих как на полный день, так и на фрилансе с брендами IPC Media (ныне Time Inc. UK), освещавшими музыку: NME, Melody Maker и Vox magazine. Общий объём продаж этих журналов составлял 350 000 экземпляров (в прошлом году вышли последние платные выпуски NME и их продажи упали с четверти миллиона до 25 000). Оставшуюся часть ниши занимали такие издания, как Q, Mojo и Word. Большинство изданий обозревали весь спектр медиа – синглы, альбомы, концерты, книги, видео, фильмы, компьютерные игры, hi-fi.



Однако пиарщики, нанятые Philips, со скрипом выделили целых две DCC-деки для обзоров журналистам из перечисленных журналов. Если они хотели, чтобы журналисты этих изданий как следует осветили новую сенсацию в мире звука, они поступили чрезвычайно прижимисто.

Кроме того, на эти деки вскоре стали жаловаться из-за загрязнения головок. Если вы использовали их только для проигрывания DCC-кассет, у вас не было особых проблем с воспроизводящей головкой, хотя чистить её приходилось всё чаще и чаще. Или, если вы проигрывали на них только обычные кассеты, всё было терпимо.

Но вся суть DCC-дек была в цифровой записи и проигрывании цифровых и аналоговых кассет, а когда вы регулярно занимались этим и меняли кассеты, в итоге вы могли столкнуться с необходимостью чуть ли не ежечасного использования чистящей кассеты (это я по своему горькому опыту говорю). Частично проблема была в том, что записывающая и воспроизводящая головки не двигались, как и в аналоговом проигрывателе, что давало большую стабильность звука, но и большее истирание плёнки и накопление оксида – поэтому в основном в профессиональных студиях на DAT-рекордерах использовалась сканирующая система с вращающимся барабаном, примерно такая же, что и в VHS и S-VHS проигрывателях. Для DCC делали высококачественную плёнку, тут Philips сделал всё правильно, но даже хорошая плёнка истиралась и в случае с DCC, истиралась довольно быстро.

Другая проблема была в том, что DCC-деки не нуждались в размагничивании, а потребители узнавали это после того, как попытавшись размагнитить её, обнаруживали, что головки приходили в негодность.

Все эти проблемы можно было бы решить, если бы у формата не было конкурентов и продажи были бы выше. Но они не были выше, ибо с самого начала у DCC был конкурент в лице формата MiniDisc. Точно так же, как VHS проигрывал по качеству Betamax, но выиграл рынок, так и MiniDisc со своей ограниченной системой сжатия ATRAC не дотягивал до стандартов DCC с точки зрения аудио, но победил. И хотя MiniDisc не был обратно совместим ни с чем, он был меньше, дешевле и быстрее. А так как это была магнитооптическая система хранения данных, не было проблем и с чисткой.



Огонь, горящий в два раза ярче…


На последней неделе ноября 1995 года, на компьютерной выставке HCC Dagen в Утрехте, Philips продемонстрировал портативный рекордер DCC-175, который можно было подсоединить к любому IBM-совместимому компьютеру по кабелю. Им можно было управлять с PC, и это был некий прототип док-станции для iPhone. Как и встроенный графический эквалайзер, это была смелая идея, но DCC-175 продавался только в Нидерландах. Честно говоря, время цифровых кассет уже ушло, а время док-станций ещё не пришло.

В большей части Западной Европы DCC некоторое время побеждал MiniDisc, а в Нидерландах его очень любили, но конец настал очень быстро.

Через год Philips сдался и прекратил производство DCC-дек, за ним последовали и другие производители (а некоторые прекратили производство даже раньше). Рынок сказал своё слово и параллельно с угасанием бритпопа – ещё одной жертвы шумихи, плохой прессы и странного маркетинга – у компании не оставалось других вариантов.

И хотя MiniDisc тоже не особенно хорошо кончил, этот более тонкий формат жил на 17 лет дольше конкурента. На стороне Philips было качество, совместимость, софт и инновация, но не было таких важных элементов, как творческий маркетинг, доступность и надёжность.

DCC не исчезли без следа; идея использования неподвижных головок была доработана и компания OnStream Holdings (отделившаяся от Philips в 1998) использовала этот принцип для производства носителей информации. Такие головки используются до сих пор в некоторых жёстких дисках, хотя вместо AMR, использовавшихся в DCC, сейчас перешли на GMR.

Технологические инновации, изначально придуманные для создания записывающих и воспроизводящих головок DCC-дек, сегодня используются для сравнимой по благородству задачи фильтрации пива. Кремниевые пластины с отверстиями микрометровых размеров идеально подошли для удаления лишних частиц дрожжей из напитка.



DCC-рекордеры и проигрыватели периодически всплывают на eBay, по ценам от 4000 до 20 000 р, в зависимости от состояния, модели и наличия в комплекте кассет. Некоторые эксперты получают удовольствие от восстановления повреждённых моделей.

В отличие от других забытых форматов, DCC не добрался до культового статуса. Он не слишком старый и не слишком новый; не полностью цифровой и не полностью аналоговый. Но нельзя отрицать, что с технической точки зрения DCC был хорошей попыткой и инновацией. И только за это поднимем в его честь бокал фильтрованного пива.
Я такие кассеты

Проголосовало 1013 человек. Воздержалось 68 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (42)


  1. webkumo
    26.08.2016 19:02

    Я и MiniDisc в живую ни разу не видел… так что сомнительная победа… Впрочем в этом свою роль, безусловно, сыграл союз (и отсутствие музыкальной индустрии как выраженного явления), но тот же VHS успел войти на наш рынок…


    1. UA3MQJ
      26.08.2016 19:32
      +1

      Я видел однажды, у нас в муз магазине. Продавец мне даже продемонстрировал процесс перезаписи с CD на MiniDisc и мы пытались на слух найти разницу. Естественно, мы ее не слышали. А в качестве основного довода был, конечно же, размер и защищенность носителя.


    1. dom1n1k
      27.08.2016 00:58
      +2

      У меня валяется где-то один. Прилагался в рекламных целях к журналу (причем это были годы, когда уже становилось ясно, что MD в общем-то не взлетел). Но я его так и не слушал никогда — не на чем было.


      1. isden
        27.08.2016 10:56

        У меня вот тоже валяется. Что характерно — в те времена диски эти были в продаже, видел несколько раз. А вот плееров для них вообще нигде вживую не видел, хотя целенаправленно искал несколько раз. Возможно, где-то в Мск в те времена они и продавались, но в нашей провинции о них даже не слышали.


        1. gluck59
          27.08.2016 13:27
          +1

          В машине с завода был MD плеер, даже пара дисков где-то была…
          Интересно, что MD поддерживал запись с разным битрейтом на одном и том же носителе — можно было исходя из качества оригинала писать с разными битрейтами и экономить место.
          Вот только с рекордерами была проблема…


      1. trikster1973
        27.08.2016 20:35

        Мини диск очень сложен при записи плюс ATRAC который за 3 года поменял 5 версий. При записи МиниДиск нагревается лазером до 220 градусов Цельсия а запись все равно осуществляется магнитной головкой… Дорого и неремонтопригодно и качество все равно не айс


        1. interrupt
          27.08.2016 22:08
          +2

          Поскольку одно время пользовался MD девайсами, а сейчас в свободное время изучаю кодекостроение, добавлю свои 5 копеек.
          У ATRAC несколько необычная схема нумерации. Если отбросить ATRAC9 и ATRAC lossless (которые мало кто видел), то есть 3 несовместимых битовых потока — ATRAC (он же MD SP), ATRAC3 (MD LP2 и MD LP4), ATRAC3+ (используется в Hi-MD).
          Первый ATRAC появился в начале 90х, при этом ATRAC, в отличии от PASC, — гибридный кодек (2QMF + MDCT), что для dsp того времени было достаточно сложной задачей. Таким образом, качество первых реализаций было далеко от идеала, потом уже Sony улучшало реализацию, называя новые ревизии ATRAC 2, ATRAC 3, ATRAC 3.5 (с пробелом) и т.д.
          ATRAC3 (без пробела) используется в LP режимах. Появился в конце 90х. Основные отличия — появился huffman, иное разбиение на поддиапазоны, gain controll вместо переключения на короткое окно. Однако качество LP2 режима не дотягивало до SP, хотя Sony и утверждало об обратном.
          Таким образом, было два разных кодека ATRAC 3 и ATRAC3
          ATRAC3+ появился уже в 200x, про него много не скажу — еще не разбирал, но опять же обещания Sony получить тоже качество при вдвое меньшем битрейте не сбылось))


    1. devpreview
      27.08.2016 05:24
      +1

      А вот я не могу не похвастаться, что не только видел мини-диск, но и работал с ним на радио — были портативные диктофоны с мини-дисками у журналистов. Точную модель не вспомню, но вот это очень похоже.

      DCC ни разу не видел и не знал о ней. Интересно, у miniDV не от туда корни растут?


      1. navion
        28.08.2016 16:20

        Был такой же серебристый, на фоне тупых CD-плееров и кассетников смотрелся очень футуристично. Вроде даже лицензионные минидиски продавались.


    1. Robotex
      30.08.2016 17:09

      Я когда танцами занимался, у нас музыку препод на минидисках хранил


  1. RedVelvet
    26.08.2016 19:37

    Впечатляет, оказывается были и такие, ну вообще, то время было пограничным для мультимедиа.


  1. MacIn
    26.08.2016 20:42

    Еще бы неплохо дополнить описанием альтернативного стандарта (не помню, кто производитель — вроде бы Sony) — там не было совместимости с аналоговыми записями, а цифровая запись производилась блоком наклонных вращающихся головок.
    В журнале «Радио» было описание, помню.


    1. ipswitch
      28.08.2016 14:11

      DAT / A-DAT?


  1. danfe
    26.08.2016 20:46
    +3

    CD были 16-битными, что не подходило для любителей качественного звука и еще более требовательных студий звукозаписи.
    16 бит более чем достаточно для воспроизведения звука на практически любом тракте: разница между соседними уровнями посылаемого на звукоизлучатель (драйвер) сигнала слишком мала, да вы её и не услышите (см. также обсуждение). 16 bits is enough to store all we can hear, and will be enough forever.

    Выходить за эти рамки может потребоваться разве что при цифровой обработке звука (т.е. для студий звукозаписи), чтобы избежать, грубо говоря, ошибок округления.


    1. SADKO
      27.08.2016 17:41
      +2

      Если источник сигнала имеет широкий динамический диаппазон в больших временных интервалах, ужимать который нельзя из художественных соображений, например симфонический оркестр, прелюдию пьяно-пьяно играет, а потом как долбанёт меццефортe…
      Так вот на это форте и уйдёт весь теоретический дд, а прелюдия будет пересыпана стеклом, и его ещё как будет слышно на слух.

      По этому приходится идти на всякие фокусы в процессе мастеринга, что бы это всё было не так мерзко, но в итоге, многие конечные слушатели выбирают более агрессивный мастеринг винила, чем рациональный мастеринг CD.


  1. ruizAw
    26.08.2016 22:58
    -2

    В энциклопедической статье не стоит писать цены в фантиках (рублях) или вы думаете, что кто-то будет держать в памяти все курсовые скачки? А через год-два-три?


    1. pewpew
      26.08.2016 23:31
      +4

      А в чём следует держать? В граммах платины?


      1. m00r3ik
        27.08.2016 01:28

        В госдолларе США, вестимо


    1. Bluewolf
      27.08.2016 13:27
      +1

      А мне кажется, что как раз удобно в русскоязычном переводе видеть сразу цены в рублях, да еще и с учетом инфляции исходной валюты. Разве что, в скобках стоило бы указать исходные данные).

      Чаще наоборот раздражает, когда переводчики оставляют футы\фунты\йены и чтобы даже примерно оценить порядок, надо идти в гугл.


      1. Kicker
        28.08.2016 04:34
        -1

        Все правильно он говорит, проще и понятнее отталкиваться от оригинальной цены. Или вы не знаете почем нынче доллар?


        1. Robotex
          30.08.2016 17:15

          Раньше доллар был дороже


      1. we1
        28.08.2016 13:55
        +2

        Русскоязычных пользователей вне Российской Федерации живет больше, чем в ней. Поэтому с рублями очень спорный момент. Если брать среднего человека, который говоит по русски, то больше будет вероятность, что рублями он не пользуется.


  1. m00r3ik
    27.08.2016 01:47
    +2

    Деку видел на радиорынке, у старьевщиков в начале 00-х, продавалась как обычная кассетная
    А плеер на минидиске в студенчестве неоднократно брал на послушать у одногруппника.
    Хотя уже тогда появились первые mp3-плееры с целыми 32 MB флеша (год 2003, что ли)


  1. tormozedison
    27.08.2016 10:47
    +1

    Видел. В каталогах Philips.


  1. alexhott
    27.08.2016 12:20

    Даже не знал что такие были, до нашей деревни видимо не дошли.
    А от минидисков в свое время был в восторге, когда работал в местном доме культуры.
    После кассет было куда удобнее дать нужный трек на концерте или дискотеке.
    Да и у мызыкантов и солистов были популярны, пока постепенно на флэшки не перешли


    1. tormozedison
      27.08.2016 21:47

      Театральные звукорежиссёры тоже минидиск любили. Не только за произвольный доступ, но и за возможность присваивать файлам имена.


      1. YoMan
        27.08.2016 22:49

        Так же минидиски были популярны у кабацких певцов.


  1. SADKO
    27.08.2016 17:14

    Странная история, по всей видимости писанная журналистом…
    Устройство сие было поздно/мертворождённым, и вообще яркий пример проекта ради проекта, ему просто не было места не в про, не в бытовом сегменте…
    Да DAT и ADAT и вообще вся цифра тогда была 16 битной и для хорошей записи «в цифру» перед рекордером вешали компрессор, и с этим можно было работать…
    ....18 бит, было бы круто, если бы не компрессия артефакты которой, малозаметные на оригинальном материале, вытягивались не только компрессором но и эквалайзером, то есть для работы со звуком аппарат не годился.
    В этом плане MD как не странно был более проф.пригоден и музыкален + у него было то, чего не мог дать DAT, быстрый произвольный доступ и гарантия воспроизведения, в том смысле что частота возникновения глюков у MD была существенно ниже чем у DAT что и повлияло на массовое применение в шоу, где разницу в качестве звука всё равно никто бы не услышал…

    В быту, всех устраивали CD и кассеты (издателей это тоже вполне устраивало), MD даже в Японии был не особенно массовым, хотя был распространён больше чем где либо в мире…
    Потребитель, он контент потребляет, а не записывает, а кто записывает, тому бытовые катушечники давали море возможностей…


  1. Constin
    27.08.2016 19:59
    +3

    «И как же эта старая плёнка могла быть цифровой?»

    расскажи это спектрумам и бэкапам на стримерах.


    1. navion
      28.08.2016 16:25
      +1

      Это писал музыкальный журналист, там ещё дебильная аналогия с док-станцией для айфона.


  1. mvalery
    27.08.2016 20:34

    Можно вспомнить еще более грязную историю RDRAM.
    Я считаю, что скандал и патентные суды на рубеже тысячелетий привели к полутора-двум годам задержки в выпуске новых материнок. Старьё брать не хотели. Спрос упал. Все ждали. И дождались кризиса отрасли от которого с трудом пришли в себя к 2005 году. Некоторая часть специалистов ушла из профессии навсегда. Дефицит чувствуется до сих пор.


  1. loly_girl
    28.08.2016 00:53

    Мацусита была основана в 1918 году, раньше Сони.


    1. DenisLp
      29.08.2016 09:46

      «CD были 16-битными, что не подходило для любителей качественного звука»
      Странно, 16 бит не подходило, а какие-то мутные lossy энкодеры устраивали.


  1. deniskreshikhin
    28.08.2016 10:22

    В электронике все механическое заменяется с течением времени на цельное, так что не удивительно что CD-ROM победил DCC.


  1. SvSh123
    29.08.2016 09:28

    История повторяется, увы.
    https://en.wikipedia.org/wiki/Holographic_Versatile_Card
    https://en.wikipedia.org/wiki/Holographic_Versatile_Disc
    Блестящие результаты на опытных образцах, объявляется дата начала массовых продаж… затем она несколько раз переносится… и тишина. :/


  1. SandmanBrest
    29.08.2016 09:46

    В середине 90-х существовали магнито-оптические диски для ПК. У меня был такой привод и пару дисков — диски до сих пор лежат. Принцип записи сходен с минидисками — ферромагнетик под воздействием лазера. Производители обещали гарантированный срок хранения 50 лет.
    Тоже канули в лету.


    1. NickyX3
      01.09.2016 11:12

      В те времена MO часто использовались полиграфистами для перетаскивания больших файликов, ибо флешек объемом 230/640 Mb тогда не было. Там же использовали и всякие чисто магнитные варианты типа Yomega Zip/Jazz. Fujitsu магнитооптика в отличие от Yomega Zip действительно отличалась надежностью. Да и скорость записи была побольше.


      1. Chamie
        02.09.2016 11:21

        Yomega Zip/Jazz
        Iomega.


        1. NickyX3
          02.09.2016 12:39

          Ну да, ошибочка вышла, давно это было


          1. Chamie
            05.09.2016 19:03

            Я поправил только потому, что там название осмысленное — можно читать как «IO + mega», а можно как iOmega.


  1. ice2heart
    29.08.2016 09:54
    +2

    Отличное видио про dcc:


  1. madf
    29.08.2016 15:50

    Огромное спасибо за столь интересный, исторический материал!
    Грустно конечно, что вместо доработки проблемных мест, тупо из-за маркетинга, такое чудо «кануло в лето». (