В моём последнем посте я упомянул, что игры из Китая редко добиваются успеха на западных рынках, даже если они были успешны на родине. Я получил несколько писем от заинтересовавшихся этой темой, поэтому я постараюсь рассказать о ней подробнее в этой статье.

Китай на сегодняшний день — крупнейший игровой рынок в мире. Огромный рынок порождает множество разрабатываемых в стране игр и создаёт значительную внутреннюю прибыль. Но пока я так и не увидел ни одной успешной игры, произведённой в Китае, которая бы стала популярна на Западе.

Несколько лет назад в обсуждениях о переносе игр с одного рынка на другой мы говорили о переводах игр. Теперь возникло более глубокое понимание того, что на самом деле необходим не простой перевод контента игры на другой язык, а полноценная локализация. Разумеется, перевод текста составляет большую часть локализации. Тем не менее, локализация игры также включает в себя изменение визуального стиля, дизайна игры, монетизации и многого другого.

Визуальный стиль


Графика — это первое, над чем нужно поработать при переходе на новый рынок. Визуальный стиль Востока очень отличается от западного, в том числе использование цветов, пропорции персонажей, причёски и стиль одежды, форма лиц, аксессуары и т.д. Хотя эти факторы могут быть и не самыми критичными во всём процессе разработки игры, однако если их не проработать должным образом, то они становятся основным «слабым местом», когда игра входит на новый рынок.

Именно поэтому многие китайские компании идут на полную переделку стиля (reskinning) своих игр, чтобы они стали более визуально приемлемыми для Запада. Однако стиль относится не только к 2D или 3D-графике, но и к внешнему виду пользовательского интерфейса. Азиатские игры, в отличие от западных, обычно имеют более сложный UI. Как я говорил в моих предыдущих статьях, самый популярный игровой жанр в Китае — это MMORPG. Хотя не все китайские игры относятся к этому жанру, их игровой процесс традиционно довольно сложен, поэтому пользовательский интерфейс выглядит перегруженным. Если же мы посмотрим на верхние строчки в рейтингах западных магазинов приложений, то увидим, что пользователи предпочитают более простой интерфейс. Ещё одна большая проблема при локализации UI — отличающаяся длина текста в разных языках.


Популярный среди китайских игроков визуальный стиль

Game world background


В Китае могут стать очень популярными игры, действие которых разворачивается в эпоху Троецарствия или во времена «Путешествия на Запад». Однако для западных игроков такой антураж мало что скажет. Историческим аналогом эпохи Троецарствия для Запада является европейское Средневековье. Также нам нужно тщательно отслеживать культурный контекст содержания игры, чтобы не «обидеть» новый рынок. Например, у некоторых женских персонажей китайских игр оголены слишком большие участки тела, что может быть оскорбительным для игроков обоих полов на Западе.


Казуальная игра в антураже эпохи Троецарствия

Темп игры


Обычно китайские игроки очень быстро потребляют контент. За одинаковый промежуток времени западная аудитория достигает меньшего прогресса в игре. Поэтому, чтобы соответствовать темпу игры разных целевых аудиторий, разработчикам нужно отрегулировать баланс игровых механик, в том числе навыков, атрибутов, таймингов, вознаграждений и т.д. Внешне всё просто, но на самом деле очень сложно «распотрошить» качественный игровой баланс, чтобы создать другой. По-моему, сделать всё «с нуля» гораздо проще.

Стратегия монетизации


Модель монетизации free-to-play получила популярность в Азии, она широко распространена в Китае, и китайские игроки привыкли к ней. Подход pay-to-win часто применяется в Китае и пользователи принимают его, однако, несмотря на это, он не рекомендуется: pay-to-win — не лучшая стратегия монетизации даже в Китае. По сравнению с западными игроками, предпочитающими платить за разблокировку уровней или контента, игроки в Китае обычно платят за «прохождение» игры: победу над боссом, пропуск сложного уровня, и т.п.

Менталитет


Кроме прочих вышеперечисленных аспектов, уже несколько раз на моих глазах главной причиной провала проекта локализации становилась разница менталитетов. Допустим, ваша игра очень успешна в Китае, и вы хотите выпустить её на Западе. Вы нанимаете западных геймдизайнеров и менеджеров по продукции. Когда ваши западные сотрудники дают вам список изменений, которые должны быть внесены разработчиками, чтобы вписать игру в новый рынок, команда разработчиков, создавшая первоначальный успешный проект, отказывается вносить изменения и работать над проектом вообще. Давайте поставим себя на их место. Если у вас есть успешная на внутреннем рынке игра, зачем вам нужно создавать из неё что-то новое для неизвестного рынка? Когда вы работаете над игрой, зарабатывающей миллионы или миллиарды ежемесячно, зачем вам слушать кого-то, чей рынок меньше вашего? Вы получаете большой бонус за свою текущую работу, так почему бы не вложить в неё больше усилий и не увеличить бонус вместо того, чтобы отвлекаться на нечто с непонятными перспективами? Очевидно, почему локализация в таких условиях проходит не очень гладко. Единственный для высшего руководства способ справиться с этим — заявить, что выход на западный рынок является самой важной стратегией для всей компании. Дайте понять, что эта цель имеет высочайший приоритет для компании и настройте соответствующим образом систему бонусов.

Заключение


Я попытался объяснить различия во вкусе, культуре, отношении к монетизации и разработке между Востоком и Западом. Теперь вы можете понять, почему я отвечаю отрицательно, когда меня спрашивают, стоит ли адаптировать успешные китайские игры для Запада.

Разумеется, если вы справитесь со всеми вышеперечисленными аспектами перед выпуском на западном рынке, вы повысите свои шансы на то, что ваша игра получит такой же успех на Западе, что и на Востоке. Если вы решите пойти таким путём, то я считаю, что лучшей стратегией будет партнёрство с престижным западным издателем, имеющим опыт успешного вывода восточных игр на западный рынок. Он сможет пройти с вами весь процесс адаптации и обеспечит соответствие игры новой целевой аудитории. Я предлагаю вам также оценить затраты и эффективность создания совершенно новой игры для западного рынка, чтобы сравнить и решить, какая из стратегий больше подходит вашей компании.

Как я упомянул в предыдущей статье, западный рынок огромен, а на внутрикитайском рынке существует высокая конкуренция. Вход на западный рынок — это хороший способ получения нового источника доходов, а отзывы пользователей других культур могут вдохновить вас на инновации в новых продуктах. Поскольку китайский рынок мобильных игр становится всё более конкурентным, сейчас самое лучшее время для разработчиков, чтобы присмотреться к западному рынку. Конечно, расширение на новый рынок никогда не бывает лёгким, но оно может многократно окупиться. Китайским компаниям нужна хорошая стратегия, в том числе инвестиции в талантливую западную команду для создания оригинальных игр и выхода с ними на западный рынок. Мои размышления об этом можно прочесть здесь.

P.S. от переводчика: этой статьёй начинается цикл переводов 4-5 статей об особенностях азиатского рынка видеоигр. Найти остальные можно будет по тегу «азиатские игры».
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (89)


  1. Bumbum
    01.10.2016 18:29

    Э?

    Подход pay-to-win часто применяется в Китае и пользователи принимают его, однако, несмотря на это, он не рекомендуется: pay-to-win — не лучшая стратегия монетизации даже в Китае. По сравнению с западными игроками, предпочитающими платить за разблокировку уровней или контента, игроки в Китае обычно платят за «прохождение» игры: победу над боссом, пропуск сложного уровня, и т.п.


    1. PatientZero
      01.10.2016 18:30
      +1

      Наверно, в первом случае имеется в виду совсем уж жёсткий p2w, без которого никак не пройти игру.


    1. lookid
      01.10.2016 18:37
      +3

      Что не ясно? pay2win придумали в этих ваших интернетах. Официально этого понятия нет. Его придумали не в индустрии. Имеется в виду купить супер-магию, которая сносит 100500 hp, а не бить 1.5 часа мечом.


      1. AndersBergov
        01.10.2016 21:44
        +6

        Позвольте, но пей 2 вин означает чаще всего, что бесплатной альтернативы для достижения какой-то планки нету. Игры мейл ру, например.


        1. lookid
          02.10.2016 06:55

          Pay2Play это либо сингл, либо по подписке. Free2Play это бесплатно играешь, но покупаешь снарягу, убивалку боссов или «закрыть рекламу». Важен сам факт доступа к первому контенту. Ты в этот момент уже заплатил или еще нет.


        1. AndreyD
          02.10.2016 10:28

          Только вот не надо сравнивать российский рынок(я имею ввиду подход компаний, а не потребителей) и остальной. У нас в среднем через чур агрессивная монетизация.


          1. Archon
            03.10.2016 09:12

            Есть примеры агрессивной монетизации и на западном рынке. Например, последние проекты от Ровио (не припомню более злобного пейволла, чем в Angry Birds Epic), всевозможные Фармвилли, и прочая казуальщина. Уверен, что по сей день таких проектов немало. Просто у нас в целом игр производится меньше, поэтому и складывается такое ощущение.

            Из последнего не особо агрессивно монетизированного российского вспоминается Cut the Rope Magic, который на ура проходился без покупки дополнительной валюты. Однако, в каком-то обновлении разработчики поняли, что делают что-то не так, и понерфили бесплатное зарабатывание валюты (не помню уже, как она там называлась), чтобы игра без платежей за разумное время не проходилась.


            1. AndreyD
              04.10.2016 17:02

              Тут вы наверное правы. Я, если честно, совсем забыл про мобильный рынок…
              Но мне казалось речь про MMORPG.


    1. vlanko
      02.10.2016 15:05

      Подобно сейчас во вконтактовских играх. Платишь, чтоб пройти уровень, какой не можешь пройти.
      Пройти можно и бесплатно.
      НО. Как это в мморпг — непонятно. Возможно, за открытие данжей.


      1. vc9ufi
        03.10.2016 11:59

        шмот с более высокими статами недоступный бесплатно


  1. ky0
    01.10.2016 18:37
    +27

    Переводя на церковнославянский — средний потребитель многопользовательских компьютерных игр в азиатском регионе готов платить скорее не за игру, а за преимущество в ней, пользуясь внутриигровым магазином с отнюдь не косметическими прибамбасами. Помножив это на «скорость поглощения контента», упомянутый в статье, мы получаем постоянный поток мало чем отличающихся друг от друга фритуплей-игр со слабым лором, главной парадигмой которых является «отбить деньги на разработку + навар создателям/инвесторам до момента, когда зерг раш миллионов китайцев нацелится на что-то другое».

    Разумеется, на Западе (под этим термином я имею ввиду Европу и Америку) такие поделия встречают с недоумением, даже несмотря на попытки изменения вида монетизации, разреза глаз персонажей и степени откровенности бронелифчиков, см. Archeage, BDO, Aion и прочие, тысячи их. Европейская публика ждёт (в последнее время прямо ждёт-ждёт, и ваш покорный слуга вместе с ними) слегка других качеств от ММО, чего косметическим ремонтом не добиться, поскольку за фасадом скрывается циничное желание как можно скорее получить максимальную прибыль, а не сделать качественный, долгоживущий и развивающийся проект без оголтелых манипуляций над коммьюнити вроде платных ЗБТ, отдельных серверов для бояр, предзаказов с бонусами и прочих радостей русского бизнеса от ООО Лабеан, которыми отечественного потребителя активно пичкают mail.ru и прочие локализаторы «корейчатины».

    Перипетии этого адского котла уже не первый год обсуждаются, желающие могут загуглить коллективный блог ММОЗГ, где всё это неоднократно описано значительно более опытными товарищами и намного более подробно.


    1. Bumbum
      01.10.2016 18:58
      +1

      Спасибо за развернутый комментарий.
      Но тогда, учитывая сформированное мышление потребителя подобных игр и огромный внутренний рынок, производителям нет смысла адаптировать их для Запада?


      1. ky0
        01.10.2016 19:16
        +3

        Производителям — разумеется. Они этого, насколько я понимаю, и не делали, пока к ним не пришли представители зарубежных компаний с чемоданами денег и предложениями по локализации игр. Кто-то польстился — и начал сотрудничество, которое, впрочем, обычно выходит не особенно плодотворным, поскольку западные локализаторы для азиатских разработчиков — жуткий геморрой во плоти, потому что просят делать непонятные вещи вроде отключения внутриигрового магазина (как же так — это ж основной источник дохода!), улучшения внутриигрового баланса (отсутствие которого в ф2п-версии компенсировалось бафами от магазинных вещей) и добавления в игру хотя бы зачатков экономики (без ограничений по обмену вещами напрямую между игроками и количеству выставляемых на аукцион предметов — кошмар, кошмар, проклятые гайдзины совсем ополоумели!).

        В результате разработчикам приходится поддерживать не одну версию игры, а несколько — посмотрите на примере Archeage: в Азии одна версия, типично фритуплейная, в России вторая, а в Европе третья, и тоже со своими заморочками. Не знаю уж, окупаются ли человекочасы, потраченные на это, но нервы азиатских программистов и менеджеров, общающихся с локализаторами — определённо нет :)


        1. Jamdaze
          01.10.2016 20:29
          +1

          Печально это все, так хочется глобального проекта, где бы на европейские сервера набегали толпы китайцев, грабили кораваны и убегали домой крафтить.


          1. Barafu
            01.10.2016 22:59
            +1

            Есть проблема — толпы азиатов набегают с читами. В Корее, например, игровые клубы в подвале — это место бомонда. Туда приходят, даже если домашний комп намного круче. Там же и гоняют читы.
            Владельцы клубов покупают спецаккаунты, которые позволяют играть за разные аккаунты и их не банят за читерство. Отсутствие таких спецаккаунтов игровая общественность воспримет с таким же недоумением, как у нас сейчас восприняли бы игру, работающую только по сотовому модему.
            Соответственно, бороться с корейскими читерами можно только огораживанием клубных аккаунтов или всей Кореи на отдельный сервер, где все — читеры. Ну и постоянными модификациями клиента, что дорого.
            Это мне сами корейцы на форуме одной игры рассказывали.


            1. 3aicheg
              02.10.2016 10:28

              А я где-то читал, что в Корее вообще строгость и в ММО надо в обязательном порядке регистрироваться по паспорту, прям, типа, государственный закон такой есть. Наврали?


              1. Barafu
                02.10.2016 10:32
                +1

                Полунаврали. MMO должна ограничивать время игры. Кажется, 3 часа в день или около того. Причём, ограничение может быть нежёсткое — через 3 часа экспа перестаёт падать и лут. Так вот, если зарегистрироваться по паспорту как совершеннолетний, ограничения снимаются.


    1. norlin
      02.10.2016 13:04

      Европейская публика ждёт (в последнее время прямо ждёт-ждёт

      А есть какая-то информация на эту тему, или это больше ваши личные ощущения?


      1. ky0
        02.10.2016 14:38

        Разумеется, статьи с социологическим исследованием на тему «Согласны ли вы, что в последние несколько лет в индустрии ММО наметился спад?» нет, но настроения, витающие в среде таких же вот диванных аналитиков, как я — довольно схожи. Большинство (известных и уважаемых мной персон) согласно, что в данный момент мы наблюдаем системный кризис, связанный как раз с тем, о чём я говорил в первом комментарии. Чтобы получить общее представление, рекомендую просмотреть статьи в «Холодном Кофе» хотя бы за пару предыдущих лет.


        1. norlin
          02.10.2016 14:57

          Спасибо :)


          Мне вот интересно другое – не является ли это затухание жанра следствием того, что "первое поколение" игроков, при которых появились действительно массовые ММО (WoW, вот это всё) сейчас выросло и больше тупо не может тратить по N часов ежедневно на игры?


          Вообще, если говорить о потенциальной новой MMO, на кого она должна быть, в первую очередь, нацелена – на школьников, у которых есть время, но нет денег; или на взрослых, у которых есть деньги, но нет времени?


          Или, может, есть какие-то ещё варианты?


        1. Efethu
          02.10.2016 15:19

          Мне кажется, индустрия ММО развивается сейчас еще быстрее чем когда-либо.
          Серверы дешевы, облачные платформы умеют автоматически скалироваться под нагрузку, затраты на разработку и поддержание серверной части упали до такой степени, что даже сингл плеер разрабатывает ее, чтобы бороться с читерами.

          А вот качество заменяется количеством. Вместо пары гигантов сейчас сотни поделок, которые называются ММО, формально имеют признаки ММО, оттягивают игроков из полноценных ММО, но взаимодействие игроков там по тем или иным причинам весьма ограничено.

          Но индустрия при этом чувствует себя отлично — новые модели монетизации отлично доят игроков, игроки прыгают из одной ммо в другую, так что не нужно больше переживать о качестве и количестве контента. Игры становятся проще и дешевле в разработке, их больше, индустрия растет.


          1. norlin
            02.10.2016 15:46

            По-факту, это не ММО получаются. В лучшем случае – одна "М". А то и вообще по геймплею сингл, где другие игроки только в качестве массовки.


          1. Arf
            03.10.2016 12:00

            Я бы поспорил. Рынок онлайн игр растет, да, и хорошими темпами. А вот конкретно ММО скорее переживает упадок. На рынке практически есть только вов, немножко гв2 и какие нибудь нишевые проекты типа евы. Ну, не считая тонн гриндилок конечно, но они на западе не особо интересны.
            Практически все крупные проекты последних пяти лет провалились, я даже не вижу ничего потенциально интересного на горизонте. Была надежда на титан от близзард, но разработку свернули.

            Затраты на создание — колоссальные, возможность отбить расходы — слабая. Сейчас все скорее перенаправили силы на создание сессионок. Сделать намного проще, доходы же космические.


            1. Idot
              03.10.2016 12:04

              Что такое Сессионка и чем он отличается от ММО?


              1. norlin
                03.10.2016 12:23
                +1

                В классическом понимании – ММО – это некий мир, который живёт непрерывно, вне зависимости от того, залогинен ли игрок или нет.


                "Сессионка" – это, по-сути, вообще не ММО, это просто мультиплеер – создаётся сессия ("комната"/"бой"/whatever), играется одна "партия", после чего конкретная сессия уничтожается.


                Даже просто по термину – Massively Multiplayer Online [Role-Playing] Game. Разница в наличие первой "M".


                Сессионки же "примазываются" к ММО за счёт того, что прогресс конкретных персонажей/игроков сохраняется между сессими, даже без наличия непрерывного игрового мира.


                1. Idot
                  03.10.2016 13:09

                  Это что-то вроде World of Tanks?


                  1. norlin
                    03.10.2016 13:19

                    Да, WoT, MOBA (DotA и т.д.) и т.д.


                    1. Arf
                      03.10.2016 18:03

                      Кстати, если расшифровать «MOBA», то получим Multiplayer Online Battle Arena. Несмотря на то что это обозначение приписывают играм с достаточно определенным геймплеем, под него так же могут подходить и сессионки в целом. Имхо конечно.


                1. Efethu
                  03.10.2016 13:11

                  Это было бы интересное разделение, но я боюсь, нет такого жанра, как «сессионка».

                  Очень сложно дать жесткие обязательные и достаточные критерии жанра ММО, если вы найдете статью на википедии о MMORPG вы увидите, что многие из игр там перечисленных не имели многих привычных вам фич, и тем не менее называются MMORPG.

                  Возможно, мое представление о ММО отличается от вашего, потому что я начинал не с какого-нибудь WOW, а с MUD, и мне легче абстрагироваться от визуальной репрезентации происходящего в игровом мире.


                  1. norlin
                    03.10.2016 13:17

                    Никто и не говорил, что это некий "жанр". Как я и написал, отличие "сессионных" игр от "классических" MMO в том, что в "классических" есть некий непрерывный игровой мир, а в "сессионных" – игровой мир создаётся под каждую партию и затем уничтожается.


                    если вы найдете статью на википедии о MMORPG вы увидите, что многие из игр там перечисленных не имели многих привычных вам фич

                    Давайте уж конкретные примеры, статья большая. К тому же, я вообще нкиаких "фич" не упоминал, лишь описал разницу между классическими ММО и "сессионками".


                    1. Efethu
                      03.10.2016 13:45
                      -1

                      Если то, о чем вы говорите, это не жанр/поджанр, то что же это?
                      Игра называется ММО, хотите вы этого или нет.

                      Сессионность активно используется в ММО. В том же wow люди проводят в рейдах и данжах больше времени, чем во всем остальном мире.
                      Остальной мир не является непрерывным, это такая же локация, как и данжи, только он ресетится не целиком, а частями. Вы убили монстра? Через 2 минуты он опять стоит на том же месте.
                      Причем значительная часть мира при этом тоже сделана в виде ваших персональных инстансов. Монстры спаунятся специально под ваши персональные квесты, вы, зачастую, видите то, что не видят другие игроки, а иногда и вовсе не видите других игроков на этом же месте.

                      С технической стороны нет никакой разницы между openworld локацией, в которой сейчас 20 человек и инстансом, в котором сейчас 20 человек.

                      Вопрос удобства на самом деле. Ну окей, допустим вместо использования удобных и быстрых меню в World of Tanks вы бы ездили по псевдогороду с другими игроками и покупали бы вещи в виртуальных магазинах.
                      По вашей классификации это бы переделало игру в «классическую ММО». Но что бы это добавило в геймплей?


                      1. norlin
                        03.10.2016 14:00

                        Ну если вы любите всё классифицировать – сами решите, что это. Был вопрос про различие – я написал ответ. Чего придираетесь-то, не пойму.


                        При наличии "инстансов" в ММО-играх это не отменяет наличие в тех же самых играх непрерывного "основного" мира вне инстансов.
                        Спорить о понятии "непрерывности" вообще смысла не вижу – тут всё очевидно и вы, к слову, не правы, приводя в качестве контр-аргумента некие "ресеты" – монстры спавнятся как раз не при "ресете" мира, а, грубо говоря, по таймеру, в большинстве случаев. Более того, "ресет" мира не мешает его непрерывности, если хоть что-то в таком мире сохраняется. В "сессионках" же мир каждую сессию создаётся полностью "чистым" (без учёта персонажей игроков).


                        С технической стороны, разница в том, что в open world может быть как 20 игроков, так и 2000 одновременно. А может быть вообще ноль, но локация при этом никуда не денется. И всё это требует очень разных подходов в разработке тех или иных игр.


                        В моём понимании классическая ММО не содержит в т.ч. и инстансов, а есть только единый цельный мир. Однако, бОльшая часть существующих ММО, тем не менее, используют инстансы (чем меня сильно расстраивают), но основной игровой мир, всё-таки, является единым для всех игроков.


                        В вашем же примере с WoT вы сами сказали, что такое "внутриигровое" меню не добавляет ничего к геймплею, поэтому, по-сути, это не сделает танчики "классической" ММО-игрой (в моём понимании).


                        Не вижу смысла в дальнейшей дискуссии по-поводу придирок к терминам – в вашем распоряжении есть весь интернет и, в том числе, гугл – действуйте.


                        1. Archon
                          03.10.2016 14:17

                          Однако, бОльшая часть существующих ММО, тем не менее, используют инстансы (чем меня сильно расстраивают), но основной игровой мир, всё-таки, является единым для всех игроков.

                          В WoW (и, насколько помню, SWTOR) — весьма условно единым. Если в локацию набежит громадная толпа, автомат её аккуратненько распихает по разным фазам.

                          Поэтому отличие я бы назвал в том, что в open world MMO игрок не может напрямую управлять делением и слиянием «общего для всех» мира, а в сессионке фаза мира жёстко делается под конкретную заранее известную группу игроков, недоступна другим игрокам, а когда эта группа закончит играть, их экземпляр мира гарантированно перестанет существовать.

                          Это же, кстати, являлось и основной претензией к предыдущему экспаншену WoW: разработчики очень сильно отошли от классического открытого мира и перенесли большую часть действия в приватные фазы, поэтому зачастую складывалось ощущение, что в игре никого нет.


                          1. norlin
                            03.10.2016 14:21

                            С точки зрения игрока я резко против подобных изменений (в принципе, т.к. в WoW не играл) да и вообще против инстансов в любых проявлениях.


                            Однако, с точки зрения разработчиков, могу понять, что такие вещи могут быть вынужденными – масштабирование единого мира выглядит крайне сложной задачей чисто технически (даже просто разнести единый мир по нескольким серверам – и то не просто).


                            1. Archon
                              03.10.2016 17:04

                              Неограниченный скейлинг открытого мира сложно балансировать не только технически. Простой кейс: в пещеру забежал человек и убил квестового моба. Дизайнер должен заложить ответ на вопрос: через сколько секунд квестовый моб появится снова? Останавливаемся на каком-то числе, принимаем его за Т. Усложняем задачу: в пещеру забежало сто человек, первый из них убил моба, как должно измениться Т от того, что в пещере стоит сто человек на головах друг у друга? Ладно, кое-как сбалансировали, игроки матерятся, но жить можно. Теперь добавляем в ту же пещеру второго моба с другого квеста (который можно взять параллельно с первым, но можно и не брать). В пещеру забежало сто человек…

                              Проще всего как раз взять и поделить всё по разным серверам. Но тут вступает в игру стадная психология. На мелких серверах никого нет, зачем я туда пойду? Я пойду туда, где дофига народу. И вот я забегаю в пещеру, а за мной ещё 99 человек…


                              1. norlin
                                03.10.2016 17:51

                                А это уже проблема "гриндинговых" квестов. В идеальной (для меня) игре просто-напросто не будет одинаковых квестов. Если НПС попросил игрока найти какой-нибудь супер-редкий кристалл – и игрок нашёл его – то этот НПС больше не должен просить кого-либо найти этот же кристалл.


                                К сожалению, таких игр я пока не встречал.


                                А в обычных "гриндовых" играх борьба за квестовых мобов – если они дают что-то ценное – вполне себе способ подтолкнуть игроков к столкновениям, объединениям в группы/кланы и т.д. Не стоит смотреть на ситуацию "вбегают 100 чел в пещеру" лишь с негативной точки зрения.


                                1. Arf
                                  03.10.2016 18:01
                                  +1

                                  Для ММО вообще игроки выкатывали громадное множество идей, но подавляющее их большинство разбивается о невозможность их практической реализации. Где то в принципе невозможно, концепт слишком сложен и трудно прорабатываем, где то будет упираться в движок, и так далее.

                                  Гринд это бич ММО, но к сожалению в той или иной мере будет практически всегда. Не придумано пока способов позволяющих от него отказаться. В принципе современный вов дает неплохую альтернативу в виде относительно интересных квестов с хорошей визуальной подачей и погружением в лор, ничего лучше я пока не видел. Но в то же время это тоже гринд, увы.


                                  1. norlin
                                    03.10.2016 18:17

                                    Ну вот в EVE, например, развитие персонажа идёт само собой, требует только времени (реального, а не внутриигрового).
                                    Правда, для реализации полученых навыков всё равно нужны ресурсы для кораблей/оборудования...


                                    1. Arf
                                      03.10.2016 21:55

                                      Eve хороший пример, но тут выплывает новая проблема. Или раскачка будет искусственно затянута (как сейчас, нужны годы...), или наоборот будет слишком быстра и игра потеряет привлекательность. В общем и целом мне интересна реализация этого механизма в классической MMO. Ева же похожа больше на симулятор excel-таблиц :)


                                1. Idot
                                  04.10.2016 10:43

                                  То есть зашло в пещеру 100 человек, а там их ждут 100 квестовых монстров, и каждый должен в этой сотне разыскать своего?


                                  1. norlin
                                    04.10.2016 10:46

                                    Не так. 100 человек получили 100 разных квестов от 100 разных NPC и пошли в 100 разных пещер убивать каждый своего квестового моба.


                                    А по-поводу "борьбы за мобов" – ну тут как раз обычный вариант, где 100 чел приходял в 1 пещеру и на всех есть лишь 1 квестовый моб за определённый промежуток времени (например, 1 в день). Соответственно, эти 100 чел будут между собой сражаться за право попасть к такому мобу.
                                    Вынуждены будут объединяться, начинать клановые войны за контроль местоположения такого моба и т.д. – фан гарантирован.


                                    1. Idot
                                      04.10.2016 12:24

                                      Тогда, лучше не раз в день, а раз в 8 часов. Потому что во Владивостоке — глубокая ночь, а в Калининграде — день в разгаре.
                                      (а иначе будет «господство клана Неспящих» — буквально: кто не лёг спать, тот и победил)


                                      1. norlin
                                        04.10.2016 16:18

                                        Ну тайминги разные могут быть, в зависимости от кучи причин.


                      1. Arf
                        03.10.2016 17:53

                        Вы все излишне переусложняете. Не надо никакой строгой классификации, ММО / сессионная игра это всего лишь условное разделение помогающее различать предмет разговора.
                        Я изначально писал о том, что классические «большие» ммо наподобие wow, rift, swtor, wildstar и так далее сдались и вымирают под набором сессионных развлечений в духе cs:go, dota, overwatch и сотен других. Если посмотреть отчеты по доходам, то видно что на сессионных играх зарабатывать куда проще. В них в разы меньше контента, в них не нужна современная графика, их просто намного дешевле разрабатывать и проще поддерживать.
                        В то время как крупные большие игры типа wow это всегда колоссальное вложение средств, наличие кучи сложных игровых механик, просто программного кода, требования огромных команд разработки для проработки мира. Их очень легко запороть и потерять сотни миллионов долларов на разработку, многие компании обожглись и индустрия довольно справедливо решила уйти с этого поля.
                        Это в некотором роде несправедливо по отношению к трудам и несколько обидно, целый игровой жанр по сути остается не у дел.
                        Игры на самом деле имели вполне конкретные причины для провала (или просто «не успеха») и можно усмотреть косяки разработки, но легче от этого не становится.
                        Я как поклонник продолжаю ждать, но просвета не видно, совсем.


                        1. Efethu
                          03.10.2016 19:12

                          В том-то и дело, что я как раз не переусложняю.
                          В посте, на который вы отвечали первым, я как раз и написал, что ММО становится больше, они становятся проще и взаимодействие между игроками там становится меньше.

                          Все то же самое, что в этом вашем посте, только упрощенно.

                          А потом вы начали что-то писать про сессионность и начался холивар чем ММО отличается от не-ММО.

                          А ММО не вымирают, а становятся проще. Обычных ММО уже выпустили под сотню, есть десятки браузерных ММО(да-да, на флеше), есть мобильные ММО, есть текстовые браузерные ММО (и прежде чем возмущаться, что это вообще не то, вспомните, чем был тот же MUD).

                          Я ничуть не удивлюсь, если какая-нибудь мобильная ММО в ближайшее время выстрелит и будет зарабатывать денег не меньше WoW засчет микротранзакций и всяческих paywall-ов.
                          Да, там будет открытый мир, игроки будут видеть друг друга, но вы все равно в нее не будете играть, т.к. контента мало, pay2win противоречит идеологии хардкорной игры, и вообще школота вокруг покемонов каких-нибудь собирает.


                          1. Arf
                            03.10.2016 21:53

                            Я пишу про большой передовой геймдев от крупнейших студий — вполне конкретные продукты ААА класса которых становится все меньше и разработки которых практически полностью прекращены. Именно это нужно любителям жанра, а не просто какая то абстрактная ММО.
                            Последние пару гвоздей в крышку гроба забили blizzard c отменой титана и неудача wildstar. Все остальное это в лучшем случае средненькие убивалки времени с целевой аудиторией в виде обитателей офисов, их ценность для игр как искусства весьма сомнительна. Равно как и описываемые в статье корейские гриндилки — они появляются тоннами и никем не замеченные исчезают где-то в пучине себе подобных.

                            > Я ничуть не удивлюсь, если какая-нибудь мобильная ММО в ближайшее время выстрелит и будет зарабатывать денег не меньше WoW засчет микротранзакций и всяческих paywall-ов.

                            На всякий случай повторюсь, речь не про заработок, речь про действительно крупные игры. Вов в плане доходов и так давно уже не первый.


        1. lehnh
          03.10.2016 17:25

          Кроме ВоВ был еще Еверквест 2, где на удивление практически не было школьников. Вероятно, из-за высокой сложности механики и адовых требований к обязательному социальному взаимодействию. Школьники же (как душевное состояние, а не возраст) нормально общаться не умеют. Именно как социальная ММО, Еверквест (наверное и первый тоже, с которого отчасти был скопирован ВоВ), на голову выше вовки. Но SOE как обычно угробила игру.
          Кризис, к сожалению, налицо :(
          И выхода ждать бессмысленно, разрабатывать, балансировать, монетизировать ммо куда тяжелее, чем сессионки. Кстати, если не ошибаюсь, для жанра сессионок есть называние — МОБА.


          1. Efethu
            03.10.2016 19:20

            MOBA это battle arena. Предполагает PvP.

            Сессионность же может использоваться в абсолютно любом жанре, это внутренняя механика.


            1. lehnh
              03.10.2016 19:30

              PvP это против игроков. Есть множество представителей этого жанра, где на аренах боты заместо игроков (опционально). Тоесть в большинстве случаев сессионки = МОБА.
              Хотя есть смешаные жанры, типа GW1 или Division, где социалка в «городе» — небольшом загончике, где можно увидеть всех игроков, а выходя в «мир», игрок видит только своих сопартийцев. По мне, так это особо не отличается от сессионок.


              1. Efethu
                03.10.2016 19:42
                -1

                MOBA имеет очень узкое значение — это поджанр RTS.
                Нельзя просто так взять и любую игру причислить к RTS.

                И еще раз повторяю, не таких игр как «сессионки». Это механика, может встретиться в любом жанре.


                1. Xandrmoro
                  04.10.2016 11:59
                  +1

                  > MOBA имеет очень узкое значение — это поджанр RTS.
                  То, что первая популярная моба была сделана на движке РТС не значит, что моба — РТС.


  1. perfect_genius
    01.10.2016 18:54
    +2

    Единственное отличие, что уловил — китайские игроки быстрее потребляют контент, и есть оголённые женские персонажи.


  1. MichaelBorisov
    01.10.2016 19:35
    +3

    С этими новомодными моделями монетизации в компьютерных играх наступают какие-то «тёмные века». Не хочется играть в эти поделки, где отовсюду торчат уши выжимания денег из игрока. А ничего другого нам индустрия больше предлагать не будет, т.к. капитализм — это максимизация прибыли.

    О прежнем удовольствии от компьютерных игр, связанном с решением трудных (но посильных человеку) задач, можно забыть. Ну что ж, может оно и к лучшему, освободится больше времени для полезных дел. Всё когда-нибудь заканчивается, в том числе и эпоха «наивных» и тем прекрасных компьютерных игр.


    1. thousandsofthem
      01.10.2016 22:27

      Что-бы не разводить флуд:
      http://www.metacritic.com/browse/games/score/userscore/all/pc/filtered?view=condensed&sort=desc
      Метакритик, топ пользовательского рейтинга за все время.
      В первой тридцатке две свежих игры — Ведьмак 3 и… Ведьмак 3 (аддон)
      На самом деле конечно есть игры но тенденция пугает.


      1. Hesed
        01.10.2016 23:36

        Почему-то между строк в статье я прочитал про акцент именно на ММО, ибо чем там меряться в синглах-то? Поэтому в дополнение к комментарию thousandsofthem — аналогичный рейтинг для ММО игр: http://www.mmorpg.com/gamelist.cfm/show/released/sCol/finalRank/sOrder/desc

        Первое место заслуженное. Под вопросом провальные на мой взгляд Elder Scrolls Online на четвёртом месте. Образчики восточных игр: Black Desert Online и Blade & Soul. Издание BDO в России было провалено с фантастическим треском, а BnS не выстрелил, собрав небольшую компанию фанатов. Tera по антуражу восточная, но изо всех сил косит под рейдовую на западный манер. Есть даже две редакции — восточная с лолями и почти-обнажёнкой и западная с более целомудренными бронелифчиками.


        1. DaneSoul
          03.10.2016 17:25

          Какой-то очень странный рейтинг, в котором одна из самых известных и успешных ММОРПГ в мире — World of Warcraft на 42 месте.


          1. Hesed
            03.10.2016 19:42

            World of Warcraft переживал далеко не лучшие времена. Известность мало коррелирует с позицией в рейтинге. То, что это икона жанра и столп ММО, не спасло игру от вымирания половины абонентской базы во время последних двух дополнений. Сейчас рейтинги WoW снова начнут расти — дополнение Legion получилось на редкость удачным по сравнению с последними двумя, игроки возвращаются и вполне радуются контенту.
            Во время предыдущего дополнения (Warlords of Draenor) был зарегистрирован исторический минимум абонентской базы и Blizzard сделали красивую мину при плохой игре, официально заявив, что прекращают публиковать в открытом доступе данные по абонентской базе, сказав, что «это не так уж и важно». Я ни в коей мере не злорадствую, просто констатирую факт, что 42 место — это результат двух последовательно неудачных дополнений и раздражения игроков, закидавших рейтинг тапочками.


            1. Arf
              03.10.2016 23:05
              +1

              «Короли не правят вечно, сын мой»
              Вов все же игра в большом возрасте, и даже проседание до 6кк подписчиков это все еще грандиозный успех для нее. И к слову недостижимый для всех прочих.
              Но игра стареет, новых игроков завлекать все сложнее а старые потихоньку уходят. Я сомневаюсь что близзард смогут прыгнуть настолько высоко, чтобы отыграть позиции. Разработка обходится в огромные деньги, а доходы студии давно уже диверсифицированы. Скорее всего у игры уже есть некоторый план ухода на покой в связи с которым на разработку много выделяться уже не будет, и ничего радикально нового в игру не внесется. Как итог — плавное затухание базы.


  1. Hesed
    01.10.2016 19:42
    +7

    Корейско-китайские игры (я за их объединение — похожи и стилистика, и внутриигровые механики), говоря об ММО-играх, в наших интернетах часто и справедливо называют «гриндилками» за квесты в стиле «убей 500 монстров, а потом убей ещё таких же 1000». Или за механики, где квесты не являются значительным источником опыта, а развитие персонажа идёт в основном за счёт последовательного и вдумчивого перетирания монстров в порошок (grind, ага).

    Учитывая наличие жестких ограничений на количество проведённого в онлайне времени, это для меня особенно удивительно. То есть если знающий чувства меры геймер сидит в онлайне более N часов подряд, то игра начинает сурово ограничивать количество получаемого опыта и иных внутриигровых плюшек. Как в таких условиях возобладал именно «гринд» — загадка для меня.

    Не все корейские и китайские игры провалились на западе. Ragnarok Online был веянием времени, хотя во многом популярным он стал благодаря крепкому сообществу athena-based эмуляторов. Но ведь гриндилка же, ужасная гриндилка по современным меркам. Я лично писал квесты, чтобы хоть как-то скрасить непрерывное убиение пикселей. К закату RO в 2005-м пришёл Silkroad Online (я говорю только об играх с Востока), который был очень неплох для своего времени — хорошая визуальная составляющая, неплохая боёвка и любопытная ролевая модель.

    Но Silkroad стал точкой отсчёта постоянной лажи в европейских адаптациях и российских локализациях. (4 года на локализацию — убейте меня веником). И пропасть эта всё больше стала увеличиваться с агрессивным развитием World of Warcraft, который стал законодателем мод и стандартом качества в MMORPG. С течением времени сам WoW становился всё менее требовательным к гринду, меняя механики привязки (retention) с жёстких «ты должен дро сидеть в онлайне 3 часа» на «ты можешь и не сидеть в онлайне постоянно, но 20 ежедневных квестов дадут тебе преимущество». Суть не меняется, а обёртка другая. И западные игроки, включая нас с вами, привыкли именно к такой механике — всё таки 12 миллионов активных учётных записей было в золотой век WoW. Выработанные привычки очень сложно сломать — людей раздражают и не удерживают коридорные слэшеры с недостаточной степень свободой и требующие долгих однообразных действий.

    Локализации подливают масла в огонь, потому что игроки всё больше тяготеют к сессионным играм, а издатели, понимая это, пытаются состричь с каждой овцы по максимуму в наиболее сжатые сроки. Часть студий просто не идёт в Россию — та же ArenaNet предпочла выдать Guild Wars 2 замуж за Китай, а не издавать эту вне всякого сомнения чудесную игру в России.
    В подтверждение слов PatientZero о скорости потребления контента — первая легендарка в GW2 в Китае появилась спустя 15 дней после запуска игры в регионе. На порядок (!) быстрее, чем при запуске игры на западе. При этом игра при богатейшей истории мира (сравнимом с Warcraft'овским Азеротом) не «выстрелила» в Китае — сыграл тот факт, что итемизация (вещи на персонаже) имеет второстепенный характер. Так что заголовок статьи работает и vice versa.


  1. Efethu
    01.10.2016 20:12
    +2

    > Визуальный стиль

    Не уверен. По-моему, стиль в китайских играх очень похож на японский. Все яркие и няшные. Вполне привлекательные персонажи в большинстве своем.
    Мало одежды? Когда это было минусом?

    >Темп игры

    Если китайская игра быстрее, это не проблема. Просто ты будешь потреблять контент медленнее и тебе игры хватит на дольше.

    >Стратегия монетизации

    Я не знаю о каких играх вы рассказываете, но популярные мобильные игры рассчитанные на западный рынок на 95% Pay to Win. Топ коммерчески успешных — на 100%.

    Проблемы китайских игр на мобильном рынке это зачастую отсутствующая и сделанная промптом локализация. Проблемы AAA игр — отсутствие многомиллионного бюджета на рекламу. На западном рынке бюджет на разработку зачастую в несколько раз ниже рекламного бюджета.

    Но вообще было бы здорово, если бы были конкретные примеры — «вот эта игра принесла $100млн в Китае, 50млн потратили на локализацию и рекламу в остальном мире, но не выстрелило».

    А то судя из статьи получается, что китайские игры не популярны за пределами Китая, потому что их и не выводят на западный рынок. Логично, черт возьми.


    1. Hesed
      01.10.2016 23:59
      +1

      Мало одежды? Когда это было минусом?

      Запуск Tera на Западе был сопряжён с капитальной переработкой графической составляющей игры. Корейский исходный вариант был маркирован 18+, перед выходом на западный рынок ESRB присвоило игре M, что накладывало очень большие ограничения. Я видел оригинал — Роскомнадзор в полном составе бы инфаркт хватил. I would tap that [x]. Посему для охвата более широкой аудитории лолям были удлиннены юбочки, на одежде выкручен ползунок прозрачности в сторону opaque и немного прикрыты шикарно анимированные груди.

      Иронично — для выхода на китайский рынок западного World of Warcraft: Wrath of the Lich King все скелеты в игре были обтянуты кожей, дабы не демонстрировать кости на экране. А для выхода на западный рынок восточной Теры — были спрятаны сись вся почти-обнажёнка.


    1. DistortNeo
      02.10.2016 01:20

      Я не знаю о каких играх вы рассказываете, но популярные мобильные игры, рассчитанные на западный рынок, на 95% Pay to Win. Топ коммерчески успешных — на 100%.

      Я бы не утверждал так категорично. Всё-таки масштабы бедствия не настолько ужасны: они ближе к F2P, чем P2W.
      Грубо говоря, для получения удовольствия от игры донат не нужен. Донат нужен только для топовых строчек в рейтинге, который не имеет никакого значения.


      1. smxfem
        02.10.2016 10:29

        Получил мало удовольствия от игры синим персом против оранжевых на топовых рейтингах в Prime World. Либо платить, либо тратить кучу времени на развитие замка. До свидания.
        Китайская команда Wings таки получила 9кк$ за топовую строчку в Dota 2 на последнем International.
        Это к тому, что если главная прелесть игры — игровой процесс, то визуальный стиль мало важен, а монетизация допустима только для визуальных изменений и других плюшек, не влияющих на логику игрового процесса. Таким образом, для класса игр локализация сводится к переводу.


      1. Efethu
        02.10.2016 14:05
        +1

        В большинстве мобильных игр нет рейтинга, если не считать google play(в котором в основном читеры).
        Донат и правда не нужен, но ты быстро упираешься в pay wall. Либо платишь, либо сложность возрастает до невозможной или следующий апгрейд занимает несколько часов/дней/недель.
        Баланс отсутствует, как класс и зависит только от того, сколько денег ты заплатил в игре.

        Может быть кто-то и может получить удовольствие от такой игры, но с моей точки зрения это больше похоже на мазохизм. Зависимость, а не игра.

        К чему это все — дело не в китайском менталитете. Пипл хавает, что дают. В стиме и на консолях все еще популярен DLC, потому что он появился давно и это старая испробованная система монетизации.
        В мобильных играх — засилие p2w модели, потому что это более новая и более профитная система монетизации.
        А от игрока ничего не зависит, маркетологи и геймплей дизайнеры манипулируют им в нужную им сторону — если игра хорошо раскручена, игрок ее в любом случае скачает, а дальше будут использоваться стандартные трюки для удержания игрока в игре — ежедневные «подарки», таймеры, заставляющие игрока проверять ее каждый час, итп.


  1. komjah
    01.10.2016 20:41
    +1

    /
    В Китае могут стать очень популярными игры, действие которых разворачивается в эпоху Троецарствия или во времена «Путешествия на Запад». Однако для западных игроков такой антураж мало что скажет.
    /
    Надо изучать в школе историю Китая!


  1. vKreker
    01.10.2016 21:02
    +2

    Занимался интеграцией китайской игры. Сам в нее почти не играл, но среди публики вроде пошла ничего.
    Что могу сказать, китайские игры — это месиво. Весь интерфейс завален всякими кнопками, мерцающими ярлычками и прочим. Функций столько, что их нельзя уложить в голове. Чтобы понять как играть, нужно долго вникать, хоть и есть длинные туториалы, которые часто пропускаются игроками. Игра хоть и имеет какой-то краткий сторилайн, по факту бессмысленна и бесконечно. В результате игроки очень быстро теряют интерес. Для поддержания активности нужно постоянно проводить конкурсы и акции, хоть это делают во всех играх, но в той, что я внедрял, даже с конкурсами сервера надолго не хватало — приходилось их обнулять. Самыми активными в этой игре были школьники. Взрослым это интересно особо не было, да и времени столько у взрослых нет.
    Для нашей культуры подходят более простые игры, которые можно быстро понять, изучить и не тратить на них много времени. Поиграть после работы час — это идеальный вариант.


  1. Nashev
    01.10.2016 22:32

    Китайцы быстрее и умнее, что разбираются во всех этих наворотах? Или китайцы тупее и усерднее, что им хватает навороченных гриндилок и не нужны тонкости сценариев?


    1. Barafu
      01.10.2016 22:38
      +4

      У них более развито мерянье всем подряд, чем у европейцев. Заработал звёздочку, которой нет у соседа — побежал ему показывать. Даже если он вообще не играет. Соответственно, заработавшему и счастья больше.
      У них есть такое явление — подростки покупают услуги хакеров или опытных игроков, чтобы те добыли им какие-то редкие вещи/ачивки, даже если те по игре ничего не дают — но в гильдии ни у кого такой нет. Кража и продажа прокачанных аккаунтов тоже процветает.


    1. khim
      02.10.2016 16:19

      Вы собственно описали две точки зрения на один и тот же феномен. Он не только игр касается. Ровно та же история и с телефонами, к примеру. Samsung выпускает специальные версии с большим количеством памяти и большим количеством мегапикселей для Китая — потому что китайцы, в отличие от Европейцев, читают спецификации — но их хватает только на то, чтобы сравнить пару чисел. Тот факт, что на качество фотоснимков мегапиксели не влияют никак, потому что оптика «не тянет» — их не волнует.


  1. Barafu
    01.10.2016 22:33
    +3

    Взять Overwatch например.
    Англоязычные игроки в выборе ника ограничены одним словом, из одних заглавных букв, и без каких-либо знаков препинания. Особенно не разгуляешься, да ещё ник выбирается один раз и навсегда.
    Китайские игроки в тех же условиях в качестве ника могут вставить целую поэму. Чем несказанно меня бесят.


  1. susnake
    02.10.2016 00:10
    +3

    Как геймер:
    Меня дико бесят и раздражают китайские MMO. Глупые, однообразные гриндилки с шансом дропа ниже 0,1%. Игры которые буквально превращаются в работу. Дикий донат, чтобы получить даже среднюю «пуху» нужно или сильно донатить или буквально работать в игре.
    Что самое печально если бы это качалось только игр, которые разработаны в Китае. В гриндилки превращаются все игры, которые скупают китайцы. Причем скупают (ну ладно, издают) не только IT-компании, но и производители куриного мяса.


  1. DistortNeo
    02.10.2016 01:56
    -7

    На основе своего опыта игры в одну очень популярную MMOPRG от корейской компании NC Soft могу сказать следующее: несмотря на то, что в игре присутствует типичный азиатский гринд, популярность игры у нас была огромной из-за довольно хардкорной по сравнению с современными играми PvP-системы.

    Игра на западном рынке начала проваливаться, когда под влиянием современных тенденций в игре стали сокращать PvP-компоненту, делая её более мягкой, и переводить игру из P2P (абонентская плата без доната) в F2P. Причина очевидна: для ежедневного нагибания мобов можно поискать и другие проекты.

    Отдельно раздражала плохая работа администрации серверов: несмотря на запрет ботов и читов, всё цвело и благоухало:
    1. Использование ботов и вспомогательных программ считалось нормальным, т.к. это позволяло людям, лишённым китайского задр... трудолюбия, потреблять контент в запланированным разработчиком темпе.
    2. В игре присутствовали китайские фармеры, прокачивающие персонажей за деньги, и организованно выпиливавшие стратегических боссов с целью дальнейшей продажи дропа с них.

    Кончилось всё тем, что я круто прокачал скилл программирования: написал свою программу для автоматизации игровых действий и использования некоторых багов (выброс игроков из игры; создание жутких лагов для всех, у кого нет программы; вычисление положения любого игрока на карте — можно было часами не давать определённым игрокам играть, преследуя их). Программа имела свой сервер обновлений и порядка полусотни пользователей.


    1. ZurgInq
      02.10.2016 09:54
      +6

      Не понимаю людей, которым нравится срать на коврик другим.


      1. DistortNeo
        02.10.2016 15:33

        Такие люди есть всегда, но их не очень много, и с ними прекрасно справляется игровое комьюнити: грубо нарушил правила — получил много репортов — понёс заслуженное наказание. Но неправильная политика администрации сервера (отсутствие наказаний) привела к тому, что концентрация игроков, желающих играть нечестно, всё время увеличивалась и достигла критической. Представьте, что вы пришли в гетто и пытаесь объяснить людям, что они живут неправильно.


      1. herr_kaizer
        02.10.2016 21:48
        +1

        «очень популярная MMOPRG от корейской компании NC Soft» благодаря системе PvP вся состояла из сранья на коврики.


  1. Etherion
    02.10.2016 10:31

    «Но пока я так и не увидел ни одной успешной игры, произведённой в Китае, которая бы стала популярна на Западе.»
    — А как же некогда бывшие едва ли не в топ-10, Wartune (топ-79 FB), League of Angels (первая сейчас 53, вторая сейчас топ-25 гроссинг FB) браузерные? Причем большая часть оставшегося топа это в основном слотсы и социалки.

    Мобильная и браузерная Clash of Kings, признанная игрой года на Facebook (на FB сейчас топ-гроссинг 24)?

    Согласен артстайл у них западный, но изначально первые две были запущены и стали успешны именно в Китае, CoK запускали глобально, она на всех рынках вошла в топы — US, CN, RU в частности.

    «Темп игры, Стратегия монетизации» — вы не поверите. Как человек, проработавший несколько лет в компании специализирующейся на издании таких игр, могу вас заверить — оригинальная монетизация в стиле pay-to-win идет на ура. Контент тоже уминается быстро. Аудитория таких игр разная, но среди них хватает людей 30+, которые собственно являются самой платежеспособной аудиторией, приносящей этим играм миллионы долларов.

    Про менталитет полностью согласен. Китайцы вообще очень упертые и жадные надо сказать. Обычно подход такой: вы нам деньги вперед, мы вам игру as it is. Как она у вас пойдет — зависит от вас, у нас ведь идет хорошо, значит игра хорошая. Что-то не идет — значит вы плохой издатель. Что-то менять очень не хотят обычно. Но парадокс, в общем-то они правы. Если игра пошла в Китае, у нее нужный жанр, графика и еще ряд моментов — она с высокой долей вероятности пойдет as it is на западе.

    «западный рынок огромен, а на внутрикитайском рынке существует высокая конкуренция.» — это верно. Но при этом, по монетезируемости Китай (а также например Ю. Корея и Япония) гораздо более жирные куски. Поэтому, многие азиатские разработчики и издатели ориентируются в первую очередь на внутренний рынок, на запад идет лишь малая часть. Причем как разработчиков средней руки, так и топовых. Есть еще огромная масса трэшоделов, но они в основном не выплескиваются за край Китайского котла.


  1. Merkat0r
    02.10.2016 10:31
    +1

    . Например, у некоторых женских персонажей китайских игр оголены слишком большие участки тела, что может быть оскорбительным для игроков обоих полов на Западе.

    Dark Elf Female в корейской Lineage2 и даже порнхаб не нужен :)
    Я не понимаю как красивая статная сексуальная моделька может ущемить кого-то…


    1. PatientZero
      02.10.2016 10:34

      На Западе идёт борьба против объективизации женщин (то есть против восприятия их только как сексуальных объектов). Поэтому всякие сиськи навыкате могут вызвать возмущения и, может, даже запрет игры.


      1. BalinTomsk
        02.10.2016 12:04

        Как это возможно запретить в интернете? Мне кажется вы зафантазировались. Мне такой ни одной игры не известно что бы ее запретили в интернете.


        1. PatientZero
          02.10.2016 12:56

          Я не про ММО, а об играх вообще.


  1. 3aicheg
    03.10.2016 03:52
    -1

    Помню, играл в Fallout 4, у меня было правило, что все женщины в поселениях должны носить только трусы и лифчик (их просто штатными средствами дальше трусов и лифчика не разденешь). Ну, ходили толпы баб в трусах и лифчиках. Вполне себе западный игровой мэйнстрим. В китайских играх можно заголить ещё сильнее? Снять вообще всё и вставить по стеклянной дилде в физиологические отверстия?


  1. Idot
    03.10.2016 08:21
    +1

    Например, у некоторых женских персонажей китайских игр оголены слишком большие участки тела, что может быть оскорбительным для игроков обоих полов на Западе.

    Это как?! Оскорбительно для мужчин?! Вы «Западом» случайно не Саудовскую Аравию назвали?


    1. Hesed
      03.10.2016 10:18

      Выше описал ситуацию с запуском Tera. Наш родной европейский запад очень оскорблялся видом женских персонажей. Особенно расы Элин: NSFW скриншот со сравнением CN и NA/EU версий. Причина на самом деле простая — никакого целомудрия, просто возрастной рейтинг 18+ оказался неприемлемым для издателя. Для охвата большей аудитории необходимо было соответствовать критериям и хвостатых лолей-элин одели в шортики, а эльфам прикрыли грудь (NSFW сравнение женских текстур CN и NA/EU эльфов).


      1. 3aicheg
        03.10.2016 14:06

        Так всё-таки оскорблялся или хотел понизить возрастную планку для охвата большей аудитории?


        1. Hesed
          03.10.2016 16:28

          Как водится, позу оскорблённого принимают при наличии спекулятивных мотивов. Так что это ирония по поводу того, под какой обёрткой подавать информацию — защита детей, сопротивление объективизации женщин или ещё чего.
          Конкретно в случае с Терой издатель распространил информацию о том, что их заставляют прикрыть грудь эльфам, спрятать нижнее бельё у элин и сделать булки демонесс менее блестящими. Впоследствии эта информация оказалась слегка несоответствующей действительности — нужно было просто понизить ESRB рейтинг.
          Лично игроки не писали петиций о введении цензуры. Всё было с точностью до наоборот — распалённые оригиналом фаны были несколько разочарованы скудностью графической составляющей и требовали вернуть всё взад. Если не ошибаюсь, всё закончилось ползунком в настройках, но могу ошибаться.


  1. Idot
    03.10.2016 09:27

    А не ММО игры в Китае делают? С удовольствием ознакомился бы с китайской РПГ не являющейся ММО. Есть ли такие на Стиме?


  1. ffs
    03.10.2016 10:20

    Западные игроки сейчас очень любят почитать (обещания разработчиков) и купить предзаказ/early_access.
    Печальная тенденция, слишком уж много разводится dayz/star_citizen'ов.


    1. Areso
      03.10.2016 22:13

      КМК, этим чувствуется некая «причастность» к разработке, особенно при наличие Stretch Goals или просто рабочей обратной связи, когда разрабы на лету допиливают под хотелки публики, оплатившей участие в Early Access.
      Просто предзаказ такой мощной обратной связи не несет.


  1. tandzan
    03.10.2016 17:24

    Я любитель ММО, и у меня впечатление, что у некоторых российских локализаторов просто нет ресурсов на поддержку игр, будто поручили править конфиги школьнику за прем. аккаунт. Одна игра после апдейта просто рушила целостность файлов с ресурсами (с десяток раз перекачивать по 10 гб невесело, на сайте советы вроде почистить реестр ccleaner'ом), на странице blade&soul несколько месяцев просто не работала кнопка скачки клиента, black desert вообще промолчу.