Совсем недавно мне в рекомендации на ютубе попал ролик одного изобретателя из Белорусси. Шла речь о транспорте и городах будущего. «Еще один утопичный проект»— подумал я. Но не тут-то было. Оказалось, что изобретатель сумел собрать большую команду инженеров и даже нашел инвестора в свой проект. Кому интересно что из этого получилось, добро пожаловать под кат.





О проекте


Транспортный комплекс SkyWay представляет собой специальный автомобиль на стальных колёсах, размещённый на струнных рельсах, установленных на опорах.

Это нечто среднее между горнолыжными подъемниками и монорельсом. «Вагоны» или юнибусы имеют свой собственный электродвигатель, который питается от рельсы, как монорельс.



Также этот проект имеет название «Струнный транспорт Юницкого» (в честь его создателя).

Есть 3 типа:
  • городской (подвесной и навесной);
  • высокоскоростной (междугородний);
  • грузовой.




Благодаря высокой ровности и жёсткости рельсо-струнной путевой структуры на SkyWay достижимы скорости движения до 500 км/час для междугородних поездок и до 120-150 км/час для поездок в городских условиях.

Рельсо-струнные трассы могут быть однопутными и многопутными, с размещением путевых структур как на общих, так и на отдельно стоящих опорах, а также — навесными (когда рельсовый автомобиль установлен сверху на два струнных рельса) и подвесными (когда рельсовый автомобиль подвешен снизу к одному или двум струнным рельсам).



Для меня приятной неожиданностью стал дизайн «вагона». Обычно на постсоветском пространстве на дизайн обращают внимание в последнюю очередь. Но SkyWay стал исключением.

История проекта




У этого стартапа 40-летняя история. Все события пересказывать нет смысла, скажу лишь что был период лихих 90-х когда «отжимали» любой бизнес, этот проект не стал исключением. Прочитав длинное повествования этого проекта на личном сайте Юницкого, я удивился стойкости и целеустремленности этого человека. Но важно сказать, что SkyWay не заинтересовал бы меня, если бы я не увидел живой прототип. А вот он появился совсем недавно. Но о нем позже.

Какие преимущества у такого транспорта?


Низкая себестоимость строительства и транспортной услуги
Строительство дешевле в 2–3 раза – железнодорожного (трамвайного) и в 3–5 раз – автомобильного комплексов, в 10–15 раз – монорельсовой дороги и в 15–20 раз – поезда на магнитном подвесе, при снижении себестоимости перевозок в 3–5 и более раз.

Низкое энергопотребление
Энергопотребление в 5–7 раз ниже, чем в существующих транспортных системах, использующих стальные колёса или магнитную подушку, в 15–20 раз – ниже в сравнении с транспортом на пневматических шинах (автомобильный транспорт) или использующих воздушную подушку (авиация, экранопланы, вертолёты).



Минимальный землеотвод
Изъятие земли под транспортно-инфраструктурный комплекс ниже примерно в 100 раз в сравнении с автомобильным и железнодорожным (трамвайным) комплексами, а в случае использования подвесной системы для сообщения между городскими высотными зданиями – вообще полное отсутствие дорогостоящего землеотвода под транспорт. Поэтому можно прокладывать дорогу через лес, горы, вечную мерзлоту и т. д.

Наивысшая степень безопасности
Высокая транспортная, экологическая и антитеррористическая безопасность, так как исключены перекрёстки, пешеходные переходы и встречные полосы движения, на которых возможны лобовые столкновения подвижного состава, при этом высотная рельсо-струнная путевая структура имеет десятикратные запасы прочности и недоступна для вандалов, а подвижной состав имеет противосходную систему.

Высокие скоростные показатели
Городской транспорт – до 120–150 км/час; высокоскоростной междугородный – до 450–500 км/час.



Минимальные эксплуатационные расходы
Эксплуатационные расходы снижены в 5–7 раз в сравнении с автомобильным и в 2–3 раза – железнодорожным (трамвайным) транспортом.

Восстановление живой плодородной почвы
В любой природной среде, в том числе в пустыне, может быть восстановлена живая плодородная почва и природная экосистема – флора и фауна.

Отсутствие вредных воздействий на человека и природную среду
Вредные воздействия – выхлопные газы, шум, вибрация, электромагнитные и иные излучения, снижены в 15–20 раз по сравнению с автомобильным транспортом и в 2–3 раза – железной (трамвайной) и монорельсовой дорогами.

Быстрый срок окупаемости
Транспортно-инфраструктурный комплекс SkyWay имеет беспрецедентный срок окупаемости: от 2 до 3 лет.

Изобретатель Юницкий и его команда:


Недостатки


Нет реальных подтверждений пропускной способности струнного транспорта (пока)
На данный момент существуют только теоретические просчеты пропускной способности высокоскоростных юнибасов. Например, если при скорости 360 км/час (100 м/с) рельсовые автомобили вместимостью 20 человек будут двигаться по трассе на расстоянии 1000 м друг от друга (частота следования 10 сек), то пропускная способность трассы в двух направлениях составит: в час — 14 400 чел., в сутки — 345 600 чел., в год — 126,1 млн чел.
О том сколько будет пропускная способность для городского юнибаса я не нашел информации. Но явно меньше высокоскоростного за счет меньшей скорости и большого количества остановок. Но даже эти цифры нам говорят, что заменить метро в крупном мегаполисе как Москва или Питер струнная система не сможет.
По данными википедии пассажиропоток в московском метрополитене в 2015 году составил 2 384 500 000 (2 миллиарда, Карл!), в среднем 7,1 млн. за день. Даже если грубо поделить эту сумму на 13 линий московского метро, то выходит что одна ветка обслуживает 180 млн. человек в год.
Т. е. вот эти ребята пойдут на работу и к любовницам пешком:



Но если взять для примера 2 линии новосибирского метро, то за 2015 год мы имеем «всего» 80,7 млн. человек в год. Тут уже может что-то получиться.

Сложная эвакуация в случае отключения трассы от электросети
Трасса будет расположена на высоте 5-10 метров, если трасса остается без электричества, то по заверениям разработчиков у юнибаса имеется своя батарея, которая может его передвигать какое-то время. Многим это хватит, чтобы доехать до станции, но не всем. На этот случай, опять же, следуя из документации, юнибасы комплектуются веревочными лестницами, но мне сложно представить пенсионерку резво спускающуюся по такой лестницы с 10 метровой высоты. Но в защиту можно сказать, что в такую же сложную ситуацию попадают и пассажиры метро, запертые под землей, или пассажиры монорельса.
И опять же, такие варианты обычно нивелируются аварийным электропитанием рельса.
Как мы видим есть и плюсы и минусы.

Строительство технопарка в Беларуси


В 2015 году компания начала строительство ЭкоТехноПарка, который находится в Марьиной Горке в 50 км южнее Минска.
Парк находится на участке 35га, а также имеет отдельный 15-ти километровый отрезок для высокоскоростного поезда (500км в час), на котором он должен разогнаться до декларируемой скорости и остановиться в конце пути. Планируется непрерывная работа парка в течении неограниченного времени. Основная задача ЭкоТехноПарка – продемонстрировать работу городского, грузового и высокоскоростного транспорта в реальных условиях и произвести его сертификацию. После этого, новый транспорт будет готов к внедрению в любом уголке мира.



Выставки в Берлине и Минске


На InnoTrans 2016 в Берлине подвижной состав SkyWay был впервые представлен на публике. Выглядит вполне на уровне!


Перспективы SkyWay


Изучив струнный транспорт становится понятно, что он не заменит личную машину или водные перевозки, но может совершить рывок в сфере общественного транспорта. Например, в городах, в которых невозможно строить метро по причине болотистой местности или скальных пород.

Тут очевидны несколько плюсов: такой транспорт не стоит в пробке как троллейбусы или автобусы, он не ждет зеленого сигнала светофора как трамвай, поэтому скорость передвижения пассажиров в городе может быть существенно увеличена. К этому можно прибавить довольно комфортные небольшие «вагоны» на 2 человека и больше, которые совмещают комфорт передвижения на личном транспорте с доступностью общественного.

Я жил в Москве и знаю по себе, что в метро устаешь от того, что часами напролет не видишь белого света. Наземный транспорт «2 уровня» (на опорах) гораздо приятнее в этом плане.

Этим летом я впервые побывал в Бангкоке. Эстакады с надземным метро настолько большие, что закрывают собой небо. И мне сложно представить сколько миллионов тонн бетона потребовалось чтобы его построить. SkyWay лишен этого минуса. Опоры в разы тоньше за счет меньшего веса юнибасов.

Второе, где я вижу использование этого транспорта — это труднодоступные регионы России. Завтра послезавтра найдут в северных регионах новое месторождение нефти/газа и для мобильности можно построить такую струнную трассу для переброски строителей/рабочих и не строить каждый год новую дорогу из-за того что по весне ее будет «смывать» из-за условий вечной мерзлоты.

Ну и последнее: курорты, национальные парки, зоопарки. Тут эта технология применима как никогда. Так и вижу как можно пролететь на стеклянной машине над полями с носорогами, слонами и жирафами.



Для любопытных размещаю ссылку на сайт, чтобы узнать о компании больше.
А также FAQ по проекту в pdf

А что вы думаете? Есть ли у этой технологии будущее?
Будет ли востребован такой транспорт?

Проголосовало 220 человек. Воздержалось 44 человека.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (51)


  1. GreatRash
    07.10.2016 12:56
    +1

    http://www.yunitskiy.com/ — c 1977 года продвигает, даже в подмосковье тестовая 100 метровая трасса была. Не взлетит.


    1. xakepmega
      07.10.2016 13:01
      +3

      это же он и есть


    1. Danov
      07.10.2016 22:01

      Обязательно взлетит, когда все ключевые патенты сгорят. Вполне технологичное решение.
      Но есть вопросы у меня по колебаниям к разработчикам:
      — Какую активную систему планируют использовать для борьбы с порывами ветра?
      — Как бороться с раскачиванием юнибасов на «струнах»?


  1. prog666
    07.10.2016 13:00
    +1

    Ну и последнее: курорты, национальные парки, зоопарки. Тут эта технология применима как никогда. Так и вижу как можно пролететь на стеклянной машине над полями с носорогами, слонами и жирафами

    Жирафы будут цеплять головой провода


    1. Fan_Fan
      07.10.2016 13:01

      Опоры можно сделать какой угодно высоты


      1. prog666
        07.10.2016 13:03

        шутка же


  1. katzz0
    07.10.2016 13:02
    -15

    Спасибо за статью, было очень интересно. Но только на сколько я знаю уже нет такой страны как Белоруссия, есть Республика Беларусь.


    1. lanseg
      07.10.2016 13:44
      -1

      У нас, у Расеі, она так и называется.


    1. 4dmonster
      07.10.2016 14:06
      +6

      Но ведь обычно говорят Россия, а не Российская Федерация.


      1. katzz0
        07.10.2016 19:33
        -3

        На кухнях много что говорят, но что из этого правда?


    1. AsKein
      07.10.2016 14:33
      -12

      Беларусь (РБ) — белорусское государство.
      Белоруссия — историческое название территории входящей в составе Российской империи.


    1. kroshanin
      07.10.2016 15:02
      -8

      Подтверждаю (для минусующих):
      Белорусам не очень нравится, когда их страну называют «Белоруссия», часто поправляют, говорят, что правильно называть «Беларусь».
      Хотя к статье это вообще никак не относится.


      1. 4dmonster
        07.10.2016 15:14
        +5

        Я у них специально спрашивал, есть, кому не нравится, есть кто сам называет Белоруссия и удивляется варианту Беларусь.

        Итого можно предложить такой расклад:
        Официальное название государства — Республика Беларусь. Простые: «Беларусь» — на белорусском языке, «Белоруссия» на русском.


        1. kroshanin
          09.10.2016 01:54
          -5

          Помню, была петиция для замены названий в википедии, запросы в институты РАН, письма к Медведеву, бесчисленное число статей по этому поводу, кто-то даже в суды подавал на некорректное название страны в российских СМИ. Ссылки не привожу, но все это без труда гуглится. Скажете, это тоже все просто так?
          Я не знаю, у скольких человек вы спрашивали, но в моем окружении все как один твердят: «Правильное название — Беларусь! И когда вы, россияне, наконец, это уже поймете!»
          Вы можете еще больше заминусовать и мои комментарии, и мою карму, но сути это не поменяет, и я все равно продолжу отстаивать интересы своей второй Родины.


          1. chieftain_yu
            10.10.2016 09:37
            +2

            А аналогичные движения насчет Париж->Пари, Лондон->Ландн, Великобритания->Грейт Бритэйн, Китай->Чжунго есть?


      1. a4k
        07.10.2016 16:51
        +7

        Не нравится только совсем маленькой части людей, остальные этого даже не замечают.


        1. katzz0
          07.10.2016 19:32

          Между тем на их сайте есть текст «Успешное завершение выставки «Транспорт и логистика 2016» в Беларуси»


  1. xakepmega
    07.10.2016 13:03
    +7

    Довольно большая статья про этого клоуна https://tech.onliner.by/2016/09/05/sky-way


  1. prostofilya
    07.10.2016 13:18

    Возникло 2 вопроса, могут ли иметь какое-то негативное влияние на данный транспорт:
    1) птицы
    2) погода (что-то вроде дождей в ноябре, которые мгновенно превращаются в лёд)
    ?


    1. Fan_Fan
      07.10.2016 13:21

      Я тут их ФАК на днях читал, про птиц там ни видел, а про наледь написано что на рельсу SkyWay это не оказывает влияние, как не оказывает влияние и на ж/д рельсы из-за того, что масса такого юнибуса большая, то он будет превращать лед в крошку.


      1. geher
        07.10.2016 18:36
        +2

        Тут проблема может быть не в прохождении вагона, а в значительном увеличении веса рельса при его обледенении. После «ледяного дождя» опоры линий электропередач просто складываются под весом льда на проводах и опорах. Не будет ли в данном случае так же?
        Опоры традиционного монорельса в теории строятся с существенным запасом по прочности, перекрывающим возможное оледенение, снег или иные дополнительные нагрузки. Как в данном случае?..


        1. Danov
          07.10.2016 22:06

          И еще плюс к ЛЭП, что там провод потенциально теплый, т.е. снижающий вероятность обледенения. А тут подогрев бессмысленно делать. Площадь/масса «струн» большие. Одна надежда на разрушение льда непрерывным движением юнибасов.


  1. VaalKIA
    07.10.2016 13:32
    +1

    Насколько я понял, основная фишка именно в рельсе, внутри которйо канаты, а не в транспорте.


  1. Hayate
    07.10.2016 13:32
    +3

    Это же и есть монорельс. За счёт чего монорельс дешевле монорельса в 10-15 раз?


    1. Fan_Fan
      07.10.2016 13:36

      У монорельса несущая конструкция — это большие опоры и эстакада по которой и едет поезд, тут он едет по специфическому «струнному рельсу»

      image


      1. VaalKIA
        07.10.2016 13:53
        +4

        Критики говорят, что у него вообще нет расчётов на динамическую нагрузку. То есть будут ли колебания и резонас для подвижного состава — не известно, как осуществляются переходы между длинными участками — тоже вопрос (построить одну секцию это одно, а стыки этих секций?), тепловые деформации при изменени погоды…
        Шум, для тех, над головами которых 200 км в час фуникулёр движится? Короче, спорная технология.


  1. fivehouse
    07.10.2016 13:37

    На самом деле я тоже думал о таком транспорте. Думаю, что очень похожий проект реально будет сделан и заменит до 80% городского транспорта включая легковые автомобили. Вот чем надо занимться, а не отправкой людей на Марс в один конец. Но от струн придется отказаться по ряду причин.


    1. mezastel
      08.10.2016 23:52

      Марс и это — несравнимые вещи. Нам нужны не технологии, которые борются с перенасыщением пространства людьми. Нам нужно человечество двигать вперед. А проблема с пробками на дорогах решается просто — нужно уменьшить кол-вол людей.


      1. norlin
        09.10.2016 11:40

        "Проблема с пробками" в России, пока что, решается нормальным проектированием дорожной сети + децентрализацией России.


        1. mezastel
          09.10.2016 14:51

          Но это позволяет людям иметь по 2 машины на семью и тем самым загрязнять воздух и уничтожать планету. Гораздо проще просто ограничить этот рост.


          1. norlin
            10.10.2016 11:19

            А это отдельный вопрос. Например, в России очень много старых автомобилей, каждый из которых загрязняет воздух во много раз больше, чем несколько современных. Постоянно вижу в Москве на дорогах дымящие паровозы: словно действительно на угле работяют.
            Кроме того, при нормальном планировании дорожной сети можно обеспечить стабильную работу наземного общественного транспорта – чтобы он ходил регулярно и по расписанию. Тогда автомобиль, в принципе, вообще не нужен будет для перемещения внутри города.


  1. norlin
    07.10.2016 14:47
    +5

    Для меня приятной неожиданностью стал дизайн «вагона». Обычно на постсоветском пространстве на дизайн обращают внимание в последнюю очередь. Но SkyWay стал исключением.

    Насколько я понимаю, тут обратная ситуация – кроме "дизайна вагонов", у этих ребят ничего нет.


    Ожидал в статье увидеть сравнение с современным конкурентом – Hyperloop – но не увидел даже упоминания. Какой смысл проектировать/строить систему, которая была рассчитана на время 40-летней давности?


    1. Danov
      07.10.2016 22:10
      -2

      Сравнили тоже. Hyperloop с SkyWay, все равно что самолеты с поездом сравнивать. Фишка струн — потенциальная дешевизна капитальных затрат и относительно высокие скорости по городу. Проблема у струн — вынужденные колебания от движения юнибасов и ветра. Нужна активная система компенсации колебаний.


  1. zag2art
    07.10.2016 15:01

    А как насчет ветра? Насколько транспорт будет устойчивым к сильным порывам?


  1. 4dmonster
    07.10.2016 15:23
    +1

    А мне кажется, что в будущем транспорт будет более специализированным.
    И в городах в пределах районов будут за основу взяты — общественные робомобили по вызову вместимостью от 1 до 12 человек, между районами уже от 2 до 40, между округами метро/монорельс/струна.


  1. andrrrrr
    07.10.2016 15:44

    не «взлетит». у нас точно не взлетит. у нас везде где хотели построить монорельс, или другой аналогичный общественный транспорт на опорах, уже построили.
    и больше не будут строить. скорее наоборот, закрывают, сворачивают общественный транспорт, в частности трамваи.

    те кто может вложиться в это, им это не нужно, у них есть машины(более удобно, личное пространство, поездка от точки до точки, в отличие от общественного транспорта),
    а тем кому этот транспорт нужен, не имеют средств спонсировать такое строительство.

    а в остальных странах вполне возможно, и давно есть аналогичный общественный транспорт, но им в общем то незачем менять уже готово и давно работающее на что-то новое и необкатанное.
    и можно попробовать там эту идею продвинуть. вдруг решат заменить то что у них есть на это, или построить там где развиваются, расширяются города.

    />

    />


  1. VasilyAtrokhov
    07.10.2016 15:44
    -11

    Хм, а где Белоруссия находится? Наверное, рядом с Роиссей? Где Беларусь — знаю, а Белоруссии не нашел (


    1. Dolios
      07.10.2016 16:24
      +6

      Специально зарегистрировался, чтобы этот полезный комментарий написать? Самоназвание страны и то, как эта страна называется на других языках, не всегда совпадает. Или ты говоришь Дойчеланд и Бейджинг?



  1. WWolf
    07.10.2016 16:33
    +3

    В прошлый раз его с гиперлупом сравнивали… Скучно…
    В голосовании не хватает пункта: «Хватит разбазаривать средства». На сайте нет ответов даже на самые простые вопросы. Например, с каких материалов будут строиться трассы. Как будут решены вопросы безопасности, ремонта, обслуживания. Какие экономические показатели ожидаются от транспортного средства.
    Без этого дальше выставочных образцов идти некуда…


  1. Mugik
    07.10.2016 16:57
    +3

    Картонная коробка, собранная на коленке из подручных материалов на скорую руку непрофессионалами на 2 тонких тросиках на скорости 500 км/час? Не думаю, что какая-нибудь страховая компания согласиться оформить договор с будущим пилотом такого вида транспорта…


  1. rPman
    07.10.2016 17:07
    +1

    Городской автотранспорт должен быть под землей, скрыт и автоматизирован, этакий горизонтальный лифт. Все остальные варианты так или иначе неудобны.


    1. Fan_Fan
      07.10.2016 17:10
      -1

      не соглашусь с вами, я говорил, что подземный транспорт очень утомляет. Предлагаю вам поработать в бункере без окон, вы поймете о чем я.


      1. 240sx
        07.10.2016 17:14

        Но если этот транспорт будет под землёй быстро передвигаться, то проблемы утомления не возникнет.


  1. BubaVV
    07.10.2016 17:16
    +5

    image


  1. ennui
    07.10.2016 17:31
    +6

    Я сейчас испытываю когнитивный диссонанс, 3 года назад в Токио я катался на подвесном метро по кольцевой, беспилотная система. А это оказывается транспорт будущего… зовите меня Мистер Макфлай.


  1. stokker
    07.10.2016 17:38
    +3

    Что-то с 80-х после кучи подобных прожектов в «Технике молодежи» уже неинтересно…


  1. FeNUMe
    07.10.2016 18:01
    +1

    На хабрегиктаймс уже обсуждали: раз, два


  1. nicronom
    07.10.2016 22:46
    -4

    Вместо какой-нибудь ненужной части Национальной библиотеки надо было строить тестовую трассу/прототип SkyWay. Даже если бы не взлетело в плане общественного транспорта будущего, стало бы годным аттракционом и привлекало бы куда больше людей и редких туристов, чем обзорная площадка наверху чупа-чупса.


  1. kelevra
    08.10.2016 19:44
    +2

    это обычная пирамида под красивым прикрытием. знаю лично оттуда одного из «руководителей». бывший (или даже может всё ещё текущий) ммм-щик, активный (в каких-то тоже бывший) участник кучи других пирамид. названий их уже не вспомню. с большой личной реферальной базой, которую всю затащил в skyway. удивляюсь, как люди ему продолжают верить после развала всей этой кучи пирамид и почему этот человек всё ещё на свободе.

    при разговоре с ним складывается ощущение, что он сам искренне верит в то, что делает. более того, когда он рассказывал про другие пирамиды, это ощущение так же присутствовало. видимо, это позволяет промывать мозги другим, вытягивая из них деньги и зомбируя настолько, что они продолжаются заниматься тем же, развивая пирамиду.

    рано или поздно человек напорется на пердящую траву. его либо просто грохнут за кидалово, либо посадят, если кинутые окажутся близки с органами. пытался до него это доносить — не помогает. хоть так-то я не оратор особо, но реферальные проценты, очевидно, гораздо больше мотивируют продолжать :)


    1. mittus
      09.10.2016 15:54
      +2

      Ага, я тоже после изучения всевозможной информации об этой технологии и об их сообществе остался склонен к тому, что это некоторое подобие пирамиды, только хорошо «упакованное» и вызывающее впечатление присутствия единого мнения и полного отрицания инакомыслия ее участниками. Глядя на их проекты видно, как львиная часть взносов идет в маркетинговые фишки. При этом никакой фундаментальности (кроме цифр) в данном вопросе я не нашел.

      Их представители, кстати, в качестве подтверждения своей правды давали посмотреть ролик, на котором эта идея (но как я понял, еще до внедрения названия SkyWay), на каком-то государственном заседании связанном с транспортом, излагалась Медведеву. Не помню, в пору его премьерства или президентства, но он эту идею тактично отвел, а другие присутствующие в момент рассказа об инновационной струнной технологии не сдерживали смеха.

      Примечательно то, что узнал я об этой технологии именно через предложение чудо-инвестиционной программы с обещаниями нереальных прибылей от своих вложений в нереальные сроки. И я практически уверен в том, что, это, и другие упоминания о SkyWay и струнном транспорте Юницкого на площадках ТМ носят сугубо заказной характер, а их авторы сами не являются приверженцами, или инвесторами данного проекта.