Задачи для примера: найти общее сопротивление участка цепи, построить таблицу истинности для схемы
Все подробности об олимпиаде вы можете найти в социальной сети для абитуриентов Abitu.Net по адресу: http://abitu.net/event/1970
Олимпиада состоит из двух этапов:
- Онлайн-этап: 16 декабря — 1 марта 2017 года.
- Очный этап: конец марта 2017 года
В олимпиаде две возрастных категории. Рассмотрим их поподробнее, поскольку задания кардинально различаются.
5-8 класс
Онлайн-тур длится 3 часа и содержит несложные и забавные задания по электронике. Все задания имеют практическую направленность: в них нужно предсказать поведение устройства, найти ошибки в схеме, выбрать подходящий элемент и дополнить схему.
Поскольку такого предмета, как «Электроника», в школьной программе нет, да и темы эти изучаются в учебнике за 8 класс, то эта возрастная категория содержит мотивирующие задания. Конечно, ученик ответит на задания лучше, если он, к примеру, ходит в кружок электроники или занимается дома самостоятельно. Но даже если он совсем новичок — мы указали темы, которые нужно знать, а также разобрали демо-задачи, поэтому не так сложно подготовиться и изучить материал самостоятельно. О темах и литературе будет далее, более подробно.
Цель — заинтересовать и увлечь электроникой школьников, а также дать возможность кружкам электроники посоревноваться в уровне знаний их воспитанников.
Вот, для примера, разбор одной из демо-задач. Здесь я рассказываю о том, как построить таблицу истинности для схемы из нескольких логических вентилей ИЛИ-НЕ. Как вы видите, это даже и не столько электроника, сколько информатика:
9-11 класс
А в этой возрастной группе уже всё серьёзно: сложные задачи по материалам из школьной программы. Они охватывают разные темы из школьной физики, но упор делается именно на электронику. Здесь цель — выявить самых сообразительных, чтобы в будущем работать с ними уже как со студентами МФТИ. Онлайн-тур длится 4 часа.
Вот вам для примера — разбор первой демонстрационной задачи. Её и не каждый взрослый специалист решит, не правда ли? Только самые хардкорные задачи от кафедры общей физики МФТИ!
Сразу ответ на частый вопрос: сколько баллов к ЕГЭ дает олимпиада? Ответ такой: на данный момент — нисколько, потому что олимпиада в этом году проводится первый раз. Поэтому пока приз такой: баллы в кадастр абитуриентов и рекомендации от организаторов к поступлению в Физтех-школу радиотехники и компьютерных технологий (ФРКТ), а также развивающие подарки и прохождение на заключительный этап на следующий год, когда олимпиада, возможно, станет уровневой
Наша цель — сделать олимпиаду уровневой, чтобы она давала 100 баллов за ЕГЭ по физике. Но для этого олимпиада должна успешно стартовать в этом году и пройти по ключевым характеристикам, таким как число участников.
Специфика олимпиады
В чем отличие нашей олимпиады от множества других?
Во-первых, очный этап будет проводиться с конструированием схем на макетной плате! Мы считаем, что электроника невозможна без практики, да и собирать схемы — это нечто новое на олимпиадах.
В разборе демо-задач мы не только объясняем, как их решать, но и показываем решение «вживую» — из электронных компонентов.
Во-вторых, мы постарались сделать задачи из «мотивирующей части» похожими на британский экзамен по электронике GCSE Electronics. Британские школьники могут выбрать его как один из факультативных при получении аттестата об общем среднем образовании. Из материалов теста можно сделать вывод, что экзамен достаточно сложен, при этом задания в нём очень интересные, и совсем не напоминают ЕГЭ. Наше мнение — российские школьники должны тянуться к этой планке и не уступать британским ровесникам.
Источник картинки — видео для подготовки к британскому экзамену по электронике
В-третьих, для нас очень важна мотивирующая часть олимпиады. Мы очень хотим, чтобы на олимпиаде школьники имели шанс познакомиться с электроникой и заинтересоваться ею в как можно более раннем возрасте: даже не в 8-11 классе (когда уже все думают о ЕГЭ и поступлении), а в 5-6 классе. Опыт школьных технических кружков демонстрирует нам, что уже в этом возрасте юный талант в состоянии понять основы электроники и цифровой логики.
Появляется всё больше и больше кружков электроники — на волне интереса к хобби-робототехнике, приходит осознание того, что без электроники робототехника невозможна. Для кружков наша олимпиада — шанс проверить уровень своих воспитанников, шанс доказать родителям, что дети занимаются не впустую. Если у вас есть знакомые руководители кружков по электронике или робототехнике — пришлите им нашу статью, мы будем очень благодарны!
Фото с занятий кружка по электронике в «Лиге роботов». Куда приложить свои таланты ученикам кружков? По хобби-робототехнике есть множество соревнований, а вот по электронике их единицы...
Темы и список литературы
Для подготовки к олимпиаде мы подготовили и предлагаем вам примерный список тем. В полном виде его можно посмотреть на сайте, но если вкратце:
- Для школьников 5-8 классов это электрические цепи (закон Ома, параллельные и последовательные соединения), радиодетали (резисторы, светодиоды, конденсаторы, транзисторы, и прочие), цифровые микросхемы (счетчики, триггеры, мультиплексоры, дешифраторы), основы информатики (двоичное счисление, логические вентили)
- Для 9-классников и более старших школьников — это школьная программа по физике: электроника, электротехника, термодинамика, механика и другие темы. Задача может попасться из любого раздела, поскольку олимпиада проверяет знание участником, в том числе, всего объема школьной программы по физике.
Список литературы для подготовки к олимпиаде мы составили тоже достойный: здесь не только учебники, но и популярная литература, способная заинтересовать и увлечь. Вот литература для 5-8 классов, а для более старших в список добавляются также соответствующие учебники по физике для 9-11 классов.
- Перышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник.
- Петцольд Ч. Код. Тайный язык информатики.
- Платт Ч. Электроника для начинающих.
- Ревич Ю.В. Азбука электроники.
- Ревич Ю.В. Занимательная электроника.
- Сворень Р.А. Электроника. Шаг за шагом.
- Харрис Д., Харрис С. Цифровая схемотехника и архитектура компьютера
Последняя позиция из списка должна быть хорошо знакома хабровчанам благодаря постам YuriPanchul. Это учебник для вузов, но он написан понятным языком, там есть простые главы об основах цифровой электроники.
“Искусство схемотехники” Хоровица и Хилла мы в список литературы всё-таки включать не стали, хотя знаем, что есть талантливая молодежь, которой и это под силу!
Лирическое отступление
Хочу поделиться своей историей о важности олимпиад в профориентации школьников.
Мне было 13 лет, когда я заинтересовалась лингвистикой. Как? Ведь в школе такого предмета нет. Ответ простой: лингвистика была среди дисциплин олимпиады «Турнир Ломоносова», там были интересные задачки на логическое мышление и языковую интуицию. Мне они так понравились, что я с интересом обсуждала задачи с другими конкурсантами, стала читать книжки по лингвистике и захотела поступать в вуз на соответствующий факультет. В итоге, моя жизнь сложилась иначе, и я получила образование программиста, но согласитесь — лингвистика и точные науки весьма тесно связаны. До той олимпиады я не представляла, чем хочу заниматься: некоторые предметы нравились больше остальных, но желания заниматься ими профессионально не возникало.
Мне бы хотелось, чтобы в итоге нашей олимпиады у ребят загорелись глаза, и чтобы эти ребята говорили: «Теперь я знаю, чего я хочу! Я хочу стать инженером и разрабатывать электронные устройства!» Вот в чем цель включения в олимпиаду предмета не из школьной программы: расширить кругозор и дать школьникам представление о новой для них дисциплине.
Автор – Татьяна Волкова, специалист по учебно-методической работе ЦИОТ МФТИ (направление поддержки развития технического творчества), разработчик продуктов «Киберфизики»
Комментарии (33)
ElectroGuard
24.01.2017 20:35+3Отличная новость! Сам начинал с электроники в детстве, эх, была пора :) Самопаянные и самонастроенные спектрумы. Ностальгия :)
ittakir
24.01.2017 20:45+4Какие-то задачи очень простые до неприличия. Решаются практически в уме.
Решите-ка такую задачу:
Есть проволочный куб, каждое его ребро имеет сопротивление 1 Ом.
Найдите сопротивление между 2 противоположными по диагонали точками.ivlis
24.01.2017 22:41+1Какая разница? Все задачки на законы Киргоффа сводятся к решению обычных уравнений, при наличии современных систем компьютерной алгебры решаются элементарно. Вот задачки с бесконечным количеством элементов уже не так просты, там думать надо.
mayorovp
25.01.2017 06:10+2Ни та, ни другая задачи не требуют использования законов Кирхгофа для своего решения :)
ivlis
25.01.2017 08:43Если у нас есть три провода соединённых в одну точку, то вам нужно написать j_1 + j_2 + j_3 = 0. Называйте это как хотите, можно назвать законом сохранения заряда :)
mayorovp
25.01.2017 08:52+2Можно. Но зачем? Задача решается проще.
ivlis
25.01.2017 09:12Без этого она вообще не решается. 1/R = \sum 1/R_i выведено именно оттуда.
mayorovp
25.01.2017 09:19+2Но это же не означает что данный закон нужен для решения задачи!
C++ тоже вот "выведен" из ассемблера — но мы же не говорим что без ассемблера Hello, world! на плюсах не написать?
VAshot
24.01.2017 22:43Ваша задача принципиально не сложнее (также решается в уме, при этом). Сложнее количественно, но не качественно. И это по окончанию школы и, возможно, вышки. Совсем не тот случай, кто целевая аудитория олимпиады.
mayorovp
25.01.2017 06:24+2Да нет, все же немного сложнее. Та задача, которая на КДПВ, решается в лоб — там хорошо видно два параллельных соединения и одно последовательное.
А задача про куб требует знания трюка с симметрией.
Maximin
24.01.2017 22:43Ваша «очень сложная» задача входит в сборник ЕГЭ. Загляните на досуге…
ittakir
25.01.2017 12:33К сожалению, я учился до ЕГЭ.
Кстати, это означает, что она за 11 класс?mayorovp
25.01.2017 13:00Зависит от того, в каком классе изучают электродинамику. Там же кроме нее в физике полно разделов, и проходят их по-очереди.
Maximin
25.01.2017 13:16+1Сам экзамен по ЕГЭ — да, в конце 11го класса. Но в него входят темы за все годы обучения. Так что сказать, что эта тема изучается именно в 11м классе — нельзя. Зависит от программы, выбранной в конкретной школе — их существует несколько.
Комментарий mayorowp это подтверждает.
robofreak
24.01.2017 22:51+2Задача про проволочный куб есть среди демонстрационных! Вот её разбор:
andd3dfx
24.01.2017 21:57-1Я правильно понимаю — у школьника в руках «Искусство схемотехники» Хоровица?
Где такие берутся? КТО дает им эти книги?robofreak
24.01.2017 22:48+1Я ждала, пока кто-нибудь заметит! Это очень хороший парень, которого я встретила на Всероссийской олимпиаде роботов в Иннополисе. Он, на самом деле, уже студент-младшекурсник, и очень сообразительный.
Я проводила мастер-класс, и этот парень заинтересовался схемой на таймере 555, стал искать про таймер в этой книжке. Он просто ходил с ней везде!
Так что фото скорее мотивирующее: если изучать электронику в школе — то в вузе не будете бояться читать книжки наподобие «Искусства схемотехники» :)Alatarum
27.01.2017 11:01А я сразу заметил и хотел было возмутиться, что ЕГО нет в списке литературы, но потом дочитал до послеследующего предложения и успокоился =)
ru_vlad
24.01.2017 22:48+1Да, именно она :)
А в чем дело? Очень хорошая книга, у самого такая на полке стоит ;)SADKO
25.01.2017 14:46+1Классе в пятом мне попался второй том, используя таблицу из приложения я на бэйсике написал транслятор ассемблера, и вообще после той книги я в Spectrum с паяльником зачастил…
… так-что да книга определённо вызывает не обратимые изменения мозга :-)
RussDragon
25.01.2017 00:19+1Не вижу никаких проблем.
У самого лет с 16 есть эта книжка, и ничего, вроде живой пока ;)
msdos9
25.01.2017 10:52+2Когда там уже переиздание Свореня будет? А то что-то всё заглохло с предзаказом и сайт не работает уже…
ivanych
А что за странная запись логического элемента, когда сигналы, выходящие из A и B, раздваиваются?
Вроде вот обычная запись:
ivanych
Аа! Пардон, я не въехал сразу. Это и есть элемент, только ему ноги закоротили, это часть условия задачи.
ElectroGuard
Всё там нормально :)