Гейб Ньюэлл на турнире The International 6 по Dota 2
На прошлой неделе авторитетное игровое издание Gamasutra сообщило, что Valve работает сразу над тремя VR-играми. Об этом во время пресс-конференции в Сиэтле рассказал основатель и генеральный директор компании Гейб Ньюэлл.
Пресс-конференция прошла в рамках круглого стола с игровыми изданиями по вопросам игр для виртуальной реальности. Ньюэлл рассказал о планах компании в области VR-игростроя, участии в проекте HTC Vive и о планах компании в области аппаратной разработки.
«Один из частых вопросов: „Почему мы занимаемся разработкой железа?“ Так вот, прямо сейчас мы разрабатываем 3 VR-игры. А чем еще мы можем заниматься, если прямо сейчас мы проектируем аппаратную часть и создаем программное обеспечение? Вроде, именно этим всегда и занимался Миямото? (Миямото Сигэру, генеральный менеджер Nintendo, геймдизайнер — прим. ред.)», — сказал Ньюэлл.
«Он умел одновременно и создавать игры, и задумываться о том, как должны выглядеть игровые устройства и контроллеры. Мы считаем, что подобным образом над удастся создать значительно лучший продукт для развлечения пользователей», — добавил основатель Valve.
Откровения главы Valve взбудоражили игровое сообщество. Понятно, почему. Компания уже много лет не занимается разработкой новых проектов, кроме Dota 2 и поддержки CS:GO. Valve Anti Cheat больше похож на решето, и даже самые преданные фанаты потеряли надежду на выход Half-Life 3.
Для аудитории стало вполне очевидно: Valve во главе с Гейбом плотно «села» на свой проект Steam, живя на комиссию, при этом лениво поддерживая жизнь в двух проектов, которые волей судьбы стали основными киберспортивными дисциплинами планеты, с популярностью которых может конкурировать только League of Legends, находящаяся в той же нише, что и Dota 2. На место CS:GO конкурентов нет вовсе. Казалось, в компании просто не осталось людей, способных делать новые игры и именно поэтому Valve начала сотрудничество с HTC в плане разработки шлема виртуальной реальности, отвечая как за софтверную, так и за хардварную части. Однако, Гейб Ньюэлл посмеялся над сторонниками теории о том, что его компания дарилась в аппаратную разработку в погоне за длинным рублем (не имея других возможностей к заработку кроме вышеупомянутых игр и площадки Steam):
«Не было у нас идеи типа „Ох! Мы сможем срубить деньжат на создании аппаратной части!“, потому что железо традиционно слабый низкорентабельный бизнес», — сказал он.
Глава компании четко дал понять, что Valve работает над VR-проектами, потому что видит в этом рынке перспективу, а быть первопроходцами — не самая плохая затея.
Ньюэлл не отрицает того, что при кажущейся доступности шлемов виртуальной реальности, которые вышли на массовый рынок в 2016 году, мы все еще находимся в самом начале пути. VR-технологии требуют вычислительных мощностей, недоступных пока большинству пользователей, а по мнению основателя Valve их и вовсе еще не существует. И производителям оборудования необходимо с этим считаться. Революция в гейминге уже стучится в дверь, а Intel, NVIDIA и AMD безнадежно отстают в плане развития технологий, за которые ответственны:
«Самое умное, что могли бы сделать сейчас AMD, Intel и Nvidia — это отдать системы VR на откуп разработчикам программного обеспечения. Уж мы-то выжмем все дерьмо из их процессоров! И сделаем это намного эффективнее, чем современные высококлассные игры», — сказал Гейб.
При этом глава Valve не питает надежд о скором приходе VR «в каждый дом». По словам Гейба, VR-технология все еще остается уделом гиков, которые могут позволить себе потратить тысячи долларов на оборудование. И даже выход игр не изменит факта того, что VR — это очень дорогое удовольствие. «Сейчас я не могу привести в пример ни один вид контента, который бы вынудил миллионы людей внести изменения в конфигурацию своих персональных компьютеров. Это все еще больше сфера энтузиастов и хардкорщиков, в которой мы значительно продвинулись за последний год. Но это медленный и болезненный путь». — сказал Ньюэлл. «Даже если мы возьмем все существующие сейчас VR-системы для PC и сделаем их на 80% дешевле, то мы все равно не получим огромный рынок. Потому что для того, чтобы проводить в VR по 20 часов в сутки все еще нет достаточно причин», — добавил глава Valve.
Ньюэлл надеется на дальнейшее развитие VR-технологий и перехода от нынешнего формата VR-комнаты к формату VR-дома. Конечно, для этого потребуется развитие беспроводных технологий передачи данных (сейчас это главная проблема мобильности VR-шлемов), но Гейб смотрит на это с оптимизмом. По его прогнозам, полностью работоспособные беспроводные гарнитуры появятся уже в 2017, а выйдут на массовый рынок в 2018 году.
Глава Valve не сказал прямо, над какими именно играми работают в его компании, но отметил, что они ориентированы на массовый рынок:
«Мы думаем, что сможем сделать три большие игры и мы уже знаем достаточно, чтобы осуществить это. В любом случае все разработчики игр извлекут из нашего опыта положительные или отрицательные уроки», — сказал он. Во время своего AMA на Reddit Ньюэлл подчеркнул, что как минимум одна из трех игр будет полноценным тайтлом с одиночным прохождением.
Несомненно, планы компании дают геймерам надежду на то, что хоть кто-то создаст полноценную игру, предназначенную именно для VR, а не являющейся адаптацией обычной PC-игры.
Комментарии (48)
mad_god
13.02.2017 21:20+7Он что, произнёс цифру-которую-нельзя-называть?
zookko
13.02.2017 21:22+8Возможно, он сказал: «мы делаем две игры и ещё одну».
General_Failure
14.02.2017 07:30После HL2 должен был выйти HL3, но вышел эпизод 1, затем эпизод 2
Так что может быть опять как-то так выкрутится — назовёт как-нибудь «продолжение 1», «продолжение 2», затем «дополнение 1», «дополнение 2» и так далее
KorDen32
13.02.2017 22:58Похоже что да…
http://www.gamasutra.com/view/news/291222/Newell_Valve_in_development_on_3_new_VR_games.php
«So one of the questions you might ask us is 'Why in the world are we making hardware?' So right now, we're building 3 VR games. And what we can do now is to be designing hardware at the same time that we're designing software. This is something that Miyamoto has always had, right?»
DeLuxis
14.02.2017 07:32-3VR в HL3 убьёт её! Неееет!!!
MyFearGear
14.02.2017 08:05+1Чойта?
VR и халфа созданы друг для друга! Даааааа!!DrZlodberg
14.02.2017 09:14+1Да уж. Получить внезапно в VR хедкраба на фейс — это будет… ободряюще :)
Но вообще ждём и надеемся. Лучше только в VR, чем вообще никак. Но надеюсь, что про простых смертных всё-таки тоже не забудут.MyFearGear
14.02.2017 13:25Лично меня такие игры даже с банальной стереокартинкой очень впечатляют (играл в left4dead в стерео-очках, очень здорово было)
А уж с vr должно быть ещё лучше, даже если просто стереокартинку хорошего качества взять
OnYourLips
14.02.2017 08:33А какие мощности нужны для этого VR? Везде разные отзывы.
Хватит ли одной игровой ноутбучной видеокарты последнего поколения (они сопоставимы по производительности с обычными), или нужно будет покупать системник с двумя 1080 Ti?xxxTy3uKxxx
14.02.2017 09:15+1Знакомые ездили на хакатон с HTC Vive и ноутбуками, в которых стояла 970M. Сказали, на невысоком разрешении для разработки хватает, но на поиграть уже нет. А вот 10хх вытягивает легко.
chupasaurus
14.02.2017 10:26Ноутбучные 1070/1080 от десктопных отличаются чуть (5% ЕМНИП) сниженными частотами.
Rasato
14.02.2017 13:55Моя десктопная система i56600k+GTX-1070 вытягивает 90 фпс на всем, до чего я дотянулся в VR.
Darth_Malok
15.02.2017 03:42Всё от игры зависит. Если грубо, то видеокарта должна быть в два раза мощнее, чем для игры на мониторе — картинка рендерится дважды.
QWhisper
14.02.2017 09:47+1Честно говоря до сих пор не понимаю перспектив VR, все таки в условную готику бегать 20 часов это норм, а махать руками или ногами 20 часов это уже сильно на любителя. Как по мне в плане удобства, это как мышка и перчатки для управления курсором, или сенсор на планшете и сенсор на пк. Первое помогает и нужно, второе утомляет физически и заставляет держать руки на весу. Так что VR, до киберинтерфейса в мозг, будет требовать слишком много усилий и как мне кажется, останется нишевым продуктом формата — Вау попробуй это VR. Минут так на 20-40 в неделю в лучшем случае.
FirExpl
14.02.2017 10:09-1Не знаю, игра в Batman Arkham VR пару часов стоя и махая руками утомляет не очень сильно, я бы сказал. Утомление от самого VR как такового намного сильнее на мой взгляд, чем от стояния.
И ещё у меня вопрос: а зачем играть 20 часов к ряду? И если уж играть 20 часов, то делать это стоя и махая руками для организма, подозреваю, будет немножко полезней)QWhisper
14.02.2017 11:14+220 часов взято из статьи. Полезней и есть хорошую еду, а не жирную и сладкую, однако, человек в этом плане существо не логичное и выбирает не то что полезней.
Сам не играл, но то что видел было ближе к головоломкам(подними, перенеси, кинь, ударь и т.д.). Какие жанры по вашему можно будет играть в VR? По моим ощущениям CS мимо, как и игры вроде готики где огромные пространства, банально будет неудобно перемещаться. Или я не прав?Shadow_Runner
14.02.2017 12:25А я бы вот с удовольствием побегал и помахал руками в каком-то Скайриме, чем идти за тем же на улицу/в зал. Даешь эру здоровых геймеров :)
CheeseMaster
14.02.2017 12:53Можно с геймпада бегать и головой просто крутить. Для этого даже вставать с кресла не нужно.
FirExpl
15.02.2017 11:00«20 часов взято из статьи»
Вопрос был не к вам лично, а общего плана. Совершенно не ясно, почему нельзя сделать игру, прохождение которой будет занимать хоть 50 часов, но она не будет требовать сессий длиннее 30 минут / часа / 2 часов (нужное подчеркнуть). И да, при этом она будет увлекательна.
«Полезней и есть хорошую еду, а не жирную и сладкую, однако, человек в этом плане существо не логичное и выбирает не то что полезней.»
Ваша аналогия понятна, но, ИМХО, не совсем корректна. Игрок будет играть стоя не потому что так полезней, а потому что так интересней. «Полезность» такого способа это чисто побочный эффект, который не является ни целью, ни причиной.
«Сам не играл, но то что видел было ближе к головоломкам(подними, перенеси, кинь, ударь и т.д.). Какие жанры по вашему можно будет играть в VR? „
Я владелец PS VR, так что список игр в которые я играл весьма ограничен :(
По моим впечатлениям:
1) Все игры с видом из кабины и соответствующим управлением уже сейчас очень неплохо играются. Т.е. всякие гонки, космосимы, вождение мехи и тому подобное.
2) Бродилки от первого лица пока укачивают, а управление пока не очень (напомню, что я говорю про PS VR, подозреваю что у того же Вайва с его хитрыми контроллерами управление лучше). При нормальном трекинге рук и решении проблемы с ходьбой/бегом (вот недавний пример интересного решения https://www.youtube.com/watch?v=LiQJS8ir9sQ) играть во всякие Скайримы станет сильно приятнее. С шутерами мне кажется ситуация несколько сложнее из-за более высокой динамики, сейчас просто банально в проводах можно запутаться в разгаре перестрелки.
3) Детективные игры типа указанного Бэтмена и головоломки уже сейчас весьма играбельны.
4) Игры от 3 лица уже сейчас нормально играются в VR и эффект присутствия весьма хороший.
5) Хорроры это что-то с чем-то. Играл только в Kitchen, в RE7 играть просто страшно)
Вот только мало игр пока, и большинство из них весьма средние.
Anatoly_mrk
14.02.2017 13:56Недавно прошел Resident Evil 7 в VR. Крутить головой — постоянно. Руками не надо, ибо геймпад. Но даже со скованными геймпадом руками эффект присутствия просто ПОТРЯСАЮЩИЙ, с экрана оно так не воспринимается.
Потому сомневаюсь, что HL3 может не уронить планку без заточки под шлемы.ragequit
14.02.2017 13:57Прошел RE7 на телевизоре 48" (не консоль, а ПК через HDMI). Скажу я вам, даже сидя на диване с подключенным компом и выключенным светом эффект еще тот. Кстати, заметил, что даже на минимальных настройках на ПК картинка приятнее, чем на консолях, судя по роликам на ютубе. Они там все как тональником намазанные, особенно папаня.
Stalker_RED
15.02.2017 04:03На ютубе полно роликов где сравнивают консольный «графон» и PC. И практически всегда на консоли качество намного ниже.
PavelGatilov
14.02.2017 13:57Далеко не во всех VR играх нужно махать руками или ногами. Во многих вы все еще можете играть клавиатура + мышка или же джойстиком.
fpir
14.02.2017 14:57Почему VR у Вас ассоциируется с маханием руками? Потому, что 1.5 реализации игр на VR предложили бестолковое управление? Гейб не напрасно ставит свои контроллеры рядом со шлемом в одном предложении. И это он ещё геймдев, и условно ОфисVR его не интересует, а это очень интересно, и там только одно препятствие(ну, кроме отсутствия этого самого офиса, как такового)-это неудобный шлем.
evehicks
14.02.2017 11:01Как мне кажется основная проблема VR не цена, это лишь вопрос времени. А получится ли полностью устранить эффект укачивания в VR.
neomedved
14.02.2017 11:21+1Примерно с таким же успехом можно попробовать полностью устранить эффект укачивания в автомобилях.
Shadow_Runner
14.02.2017 12:35Ну если процент укачиваемых в VR придет к аналогичному в автомобилях — уже успех.
SchmeL
14.02.2017 16:04в авто не укачивает никак. Но в VR после 15-20 минут, некомфортно себя чувствую. В каких-то играх меньше укачивает, в каких-то — больше.
А после езды от 3го лица на танке в WarThunder еле сдерживал рвотный порыв.
Kardy
14.02.2017 14:27А вы пробовали играть в современных очках (HTC vive или новом Rift с контроллерами), и мощной видеокартой? По моим впечатлениям в играх сделанных специально под VR укачивания нет вообще, пока не перегреется видеокарта (и соответственно, не начнет подтормаживать игра). (ну или кто-то случайно заденет стойку с трекером пространства. Тогда морская болезнь обеспеченна)
В VALVE-вовскую же «the lab» я спокойно игрался по пол часа — час к ряду без неприятных ощущений.
GreamDesu
14.02.2017 13:21Может будет как с Джобсом когда он Айфон презентовал. Три игры, а по сути 3 в 1
johnDoe6245
14.02.2017 13:57Разрабатывать не значит выпустить. Уж кто-то, а valve это давно уже доказали.
SLY_G
Лучше бы вместо трёх vr-игр разрабатывали одну третью игру…
Ravebinovich
Портал-3, ТФ-3, ХЛ-3 в новом OrangeBoxVR.
ragequit
Про ХЛ-3 вы загнули. Left 4 Dead 3, скорее.
Ravebinovich
В оригинальном боксе не было L4D. Да и тройками как раз всё пестрит. Красиво бы получилось. Три игры, три третьих части в новом формате 3D экспириенса.
pudovMaxim
Если бы вышла проработанная версия HL3 под VR и только в таком формате, то это был бы огромный стимул для многих геймеров подогнать железо под VR :)
Ravebinovich
Да и сами очки с контроллерами закупить. Всю индустрию бы пнуло. Лишь бы не получилось как с 3D телевизорами…
Mralin
Кроме телевизоров были ещё и 3D мониторы с затворными очками. Обиднее то, что многие современные мониторы могли бы работать с этой технологией (если что, я говорю про nvidia 3d vision, поскольку не знаю, как обстояли дела с этим у ati/amd), но, судя по всему, эту технологию тоже решили выкинуть. А ведь как эффектно смотрелся в своё время devil may cry 4, все ролики которого рендерились на игровом движке — соответственно они тоже становились 3D.
zookko
Если бы халфа вышла только как VR-эксклюзив, на Valve столько помоев бы вылилось. Миллионы людей проклинали бы их во всех этих твитерах и прочих контактиках до скончания времён.
Вряд ли им такое надо.
Toy66
А если бы еще и сама игра не оправдала ожиданий… HL3 Гейбу опасно для жизни выпускать :)
konoplyastik
Так постоянно выливают же, Гейб в этом плане молодец, не ведётся на троллей, да и в ответку тоже любит потроллить народ, так что ему не привыкать получать тонны помоев в свой адрес.
Jogger
Нет, для многих геймеров это был бы стимул поныть о несправедливости судьбы, и для некоторых — подтянуть железо.
keydon2
Поезд уплыл. Как бы не была крута хл на момент выхода, сейчас она не кажется чем то выдающимся.
А вот VTMB, шедевр, который халфлайф затмила своим выходом, очень даже вечен как и многие рпг.
Jogger
Давайте тут ещё о вкусах поспорим. Это же так весело.
</sarcasm>