Далеко не всегда доработки софта являются следствием требований пользователей или стремления к реализации новой функциональности. Иногда потрудиться разработчиков вынуждают внешние обстоятельства — например, изменившиеся требования законодательства для конкретной сферы бизнеса.

Именно в такой ситуации мы оказались с нашим кассовым решением для розничных сетей «Профи-Т» — его потребовалось доработать для соответствия изменившимся нормами «закона об онлайн кассах» (ФЗ-54). В нашем сегодняшнем материале — рассказ о том, что именно пришлось поменять и трудностях модернизации.

Софт на кассе: что он обычно делает


Кассовый софт должен обеспечивать качественное и быстрое обслуживание клиентов. Среди главных функций — сканирование товара, его добавление в чек, применение скидок. Обычно такие программы максимально просты — работа с интерфейсом должна требовать от кассира минимум усилий, чтобы работник не запутался. Именно так, к примеру, работает разработанное компанией «Пилот» кассовое решение для торговых сетей «Профи-Т».



Как все работало раньше — ритейлеры использовали кассы, которые не подключаются к интернету, но с помощью специальной электронной ленты (ЭКЛЗ) хранят все копии чеков за последние 13-14 месяцев. Эти данные должны находиться в магазине в течение пяти лет после замены кассы и именно их налоговая требует при проведении проверок. Так было до недавнего времени, но уже в этом году в российской сфере торговли произойдут большие перемены, которые затронут и софт.

Что меняется


Согласно новой редакции ФЗ-54 — подробнее о нем читайте в этой статье — российские компании и предприниматели должны перейти с обычных касс на онлайн-кассы. С 1 февраля текущего года оборудование без подключения к интернету уже нельзя зарегистрировать в ФНС, но пока могут на них работать, а с 1 июля необходимо будет полностью перейти на оборудование нового образца. Для этого, уже имеющиеся кассы нужно будет серьезно модернизировать или заменить.

Суть закона кратко можно описать так: государство хочет видеть все продажи в магазинах в режиме онлайн, это должно повысить собираемость налогов и исключить любые махинации в этой сфере. Бизнесу новая схема позволяет снизить затраты на обслуживание контрольно-кассовой техники, а также избавиться от большого количества проверок.

Изменения достаточно масштабные, и касаются они как железа, так и софта.

Как теперь должно работать кассовое ПО


Согласно новой схеме данные с фискальных регистраторов онлайн-касс должны отправляться специальному посреднику — оператору фискальных данных, который и передает их в ФНС в режиме онлайн.

Одна из главных сложностей с точки зрения разработчика софта во всей этой ситуации — изменившиеся требования к передаваемым данным. Появились несколько новых параметров, которых раньше не было. Например, в чеке для каждого товара должна печататься ставка НДС — в рознице есть товары, для которых ставка налога может быть 0%, 10% и 18%. Если раньше по налогу нужно было отчитываться в итоговых декларациях, то теперь кассовый софт, работающий с новой техникой, должен передавать эти данные — и затем они в режиме онлайн попадают в ФНС.

Кроме того, для соответствий новым требованиям закона меняется сама контрольно-кассовая техника, с которой взаимодействует софт. Владельцы магазинов должны либо установить новые онлайн-кассы, либо модернизировать старые — в любом случае меняется протокол взаимодействия оборудования и софта. Производители оборудования для соответствия новому закону серьезно дорабатывали свою продукцию, в результате чего изменились драйверы для взаимодействия с софтом.

Отдельно можно сказать, что в этой ситуации наибольшие неудобства испытывают те ритейлеры, которые использовали для работы зарубежный софт — разработчики таких систем часто вносят изменения достаточно долго, поэтому они рискуют не успеть провести все нужные процедуры до 1 июля, когда исполнение ФЗ-54 станет обязательным.

Кроме того, меняется сам формат чека — его внешний вид унифицируется. Раньше магазины, использовавшие программы лояльности или работавшие со скидками, формировали чеки в собственных форматах. Это приводило к тому, что покупателю было не всегда понятно, за что конкретно была начислена скидка, как она была применена к конкретному товару. Теперь, согласно требованиям закона, в чеке должна присутствовать информация о цене товара с учетом всех примененных скидок (социальная, дисконтная карта, бонусные баллы). А значит, кассовая программа должна теперь не просто составить чек, но и тут же пересчитать его с учетом действующих бонусных или дисконтных программ, а также введенных в магазине акций.



Еще одно нововведение закона, требующее доработки софта — теперь покупатели могут требовать у магазина отправки электронной копии чека себе на email или мобильный телефон.

Что нам пришлось менять


Прежде всего нам пришлось заниматься расширением протокола взаимодействия кассовой программы с фискальным регистратором — наши заказчики используют различное оборудование, поэтому нужно было потратить время на интеграцию с каждым из них.

Второй важный этап доработок — внедрение потоварной фиксации продаж с учетом скидок и налоговых ставок и реализация новых типов фискальных документов.

Кроме того, мы продолжаем тестирование различных SMS-шлюзов для доставки электронных копий чеков на телефоны покупателей.

Задачу изменения софта под реалии нового закона облегчал тот факт, что система «Профи-Т» изначально обладала обширной функциональностью. Многие моменты, которые необходимы согласно требованиям ФЗ-54 в том или ином виде уже были реализованы — например, софт уже умел работать со «смешанным НДС», то есть программа понимала, что у разных товаров ставка налога может быть разным.

Что дальше


В настоящий момент продолжается первый этап перехода на новые требования — в полную силу ФЗ-54 заработает уже в июле этого года. Параллельно с доработкой аппаратной и аппаратной инфраструктуры ритейла появляются и новые подзаконные акты, регулирующие различные аспекты работы бизнеса по новой схеме. Это значит, что производители кассового оборудования продолжат модернизировать свои продукты — и на все это необходимо будет реагировать и разработчикам софта.
Хотите знать больше о том, как мы поменяли наш кассовый софт в рамках соответствия нормам ФЗ-54 и как он теперь работает? Примите участие в бесплатном вебинаре «Вся правда о ФЗ-54 за 40 минут», который 14 марта в 11:00 проведут специалисты ГК «Пилот». Для этого нужно оставить заявку на сайте.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (38)


  1. Veliant
    09.03.2017 13:09
    +6

    Это все хорошо. Но возникает вопрос во всех ли уголках нашей необъятной родины имеется качественное подключение к сети Интернет? Или опять закон вводится ориентируясь только на города-миллионники?

    Можно ли узнать подробности, какими алгоритмам шифруются передаваемые данные и шифруются ли вообще?


    1. Sunchezzz
      09.03.2017 13:54
      -1

      Закон федеральный и рассчитан на всех (ЕНВДшники тоже, но с 1 июля 2018). Интернет есть практически везде. К тому же, если интернет соединение оставляет желать лучшего и есть перебои, то законом предусмотрено, что касса может работать в офлайн режиме до 30 дней. После 30 дней касса блокируется.


    1. xReaper
      09.03.2017 13:57
      +4

      Лол да им ***** на наши проблемы ;) у них всё хорошо. Я вообще мало себе представлаю как в какой нибудь чепок на 8 квадратных метров где макароны на развес нужно поставить онлайн кассу за ХХХ К денег, там они до сих пор ручкой в тетрадь записывают что продали, какой там интернет *** на удочку вешают телефон поднимают на метра 3 чтоб он словил и отправляют данные ;)


      1. Sunchezzz
        09.03.2017 14:02
        +1

        ну для ЧЕПков в законе есть послабления — по численности жителей, не везде ПОКА будет внедрение онлайн-касс, и ИП-шники на вменёнки и прочие мелкие магазины только с 1 июля 18 года будут подключаться… а так да, забавно будет, благодаря закону о торговле в деревню Гадюкино пришёл интернет ;)


        1. dldmyt
          10.03.2017 09:43
          +1

          Ну наверное как обычно не интернет придет, а обяжут ИПшника себе спутник подключать за свои несколько к денег.


          1. Sunchezzz
            10.03.2017 14:26
            -1

            3g модем и нет проблем… а там где не ловит, то скорее всего этот район включен в список исключений, так что не надо паники :)


      1. jetexe
        09.03.2017 14:13
        -1

        Алкоголем так торгуют уже год. Даже в деревнях


    1. goodic
      09.03.2017 14:55

      Шифровать или нет выбирается на этапе активации ОнлайнФР (ОФР). И «решает» это ОФД к которому подключаете ОФР. Я имею опыт общения с двумя (из пяти существующих сейчас) ОФД: Ярус и Такском. Оба требуют использовать шифрование.

      А вот какие алгоритмы шифрования используются, я не в курсе. Не смотрел еще. Но тот факт, что все ОФР совместимы со всеми ОФД и выбора алгоритма не предлагается, говорит о том, что он один и зафиксирован на уровне требований НИ к ОФД


    1. pilot-retail
      09.03.2017 15:05
      +1

      Давайте по порядку:
      1. В законе есть исключения. Во-первых, есть исключения для некоторых сфер деятельности (например, газетные киоски, обувные ателье, торговля на рынках и ярмарках). Во-вторых, согласно тексту закона, без ККТ смогут осуществлять деятельность организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в специальном перечне, утвержденном региональными властями (то есть, каждый регион формирует собственный список таких исключений). Также сам пакет данных является небольшим, и его можно даже по GPRS отправлять.
      2. Что касается шифрования передаваемых данных, то они шифруются фискальным накопителем и в зашифрованном виде отправляются в ОФД.


    1. Sjam
      10.03.2017 21:58

      Сама касса не шифрует передаваемые данные. Во всяком случае Меркурий. Есть опция шифрования которую специалисты отключают так как с ней перестают передаваться данные в ОФД


  1. Mishootk
    09.03.2017 15:05

    Скажите, пожалуйста, есть ли подвижки в следующем направлении? Я как покупатель хочу избавиться от получения огромных бумажных чеков, часть из которых надо выкидывать, часть хранить. Современные чеки на термобумаге выцветают достаточно быстро, зачастую раньше окончания гарантийных отношений с продавцом, поэтому смысла в них нет. Поэтому я хочу опцию при покупке — электронный чек на почту или в личный кабинет моего банка (смс — плохо, т.к хранится только в телефоне). Идеально — чтобы это была опция самого банка включаемая пользователем (оплачивая картой я уже не говорю кассиру, нужен ли мне бумажный чек).


    1. pilot-retail
      09.03.2017 15:10
      +3

      Вы, как покупатель, перед совершением покупки можете попросить продавца отправить Вам чек с помощью СМС или email. И если и ритейлера есть такая техническая возможность, он это сделает. В этом случае законом выдача бумажного чека не предусматривается.
      Второй вариант — Вы можете скачать приложение ФНС РФ, и с его помощью получать электронные копии чека. Для этого нужно отсканировать QR-код бумажного чека из приложения и он автоматически придет. Интеграция чеков и онлайн-банка не предусмотрена, так как это разные информационные системы.


      1. ProRunner
        09.03.2017 15:48

        О, про QR-код интересно. То есть в принципе необязательно задерживать очередь, требуя электронного чека


        1. pilot-retail
          09.03.2017 16:02

          По сути, да. Вы просто получаете в магазине чек и сканируете потом его с помощью приложения. Либо то же самое предложение ФНС позволяет делать визитную карточку из email или номера телефона. Ее покупатель показывает кассиру, который карточку сканирует (с экрана мобильного телефона 2-D сканером), после приходит электронная копия чека. Однако это работает при наличии технической возможности у ритейлера. Этот пункт мы подробно обсудили в нашей предыдущей статье — посмотрите, может быть найдете какие-то интересные для себя вещи.


          1. OvLab
            09.03.2017 17:02

            Сканирование штрих-кода с экрана телефона — это отдельный вопрос. Возможно, новые модели 2-D сканеров уже умеют это делать, но те, что попадались мне с экрана код не сканируют — не видят. Также в качестве теста попросил на Почте России найти посылку по штрих-коду на телефоне — не смогли прочитать. Возможно это потому, что ожидается отраженный сигнал на светлых участках, а не светящийся белым цветом экран.


            1. SoluS
              09.03.2017 20:23

              Не далее как в выходные на почте сканировали штрих код с экрана. Отделение не видело ремонта лет 30, поэтому не думаю, что там современные сканеры.
              Но для уверенного чтения мне почти всегда приходится выкручивать яркость на максимум, без этого и на почте и в турникетах аэроэкспресса часто не читается код.


            1. bohdan4ik
              10.03.2017 00:40

              У нас в кинотеатре используются сканеры для чтения QR кодов билетов. Но, да, не всегда они могут читать с телефонов без максимальной яркости подсветки.


        1. WolfTheGrey
          10.03.2017 18:13

          По поводу QR-кода и проверки чека через приложение ФНС РФ — довольно бесполезная штука. Можно посмотреть основные параметры, проверить корректность чека, что он не левый. Но функции сохранить чек я не нашел.

          Вот так выглядят QR код на чеке Лукойла и его расшифровка в проложении от ФНС.
          image
          image


          1. d-stream
            11.03.2017 01:11

            На сайте ОФД — аналогичная информация, но самое главное — можно сохранить себе в любом удобном виде номерочки (хоть в блокноте) и типа в любой момент вытянуть этот чек как доказательство покупки.


      1. goodic
        09.03.2017 15:57

        Небольшое уточнение. Чек надо явно запросить. Иначе ничего не придёт. И если по каким-то причинам ОФР не отправил данные по данному чеку в течение 3-х суток (экспериментальная цифра), чек вы так и не получите. Возможно получится повторно запросить еще раз считав QR-код с чека.


      1. Alextos
        09.03.2017 16:19

        Вопрос больше для налоговой, имеет ли чек из приложения юридическую силу аналогично бумажному чеку? А то идея хорошая, но в российских реалиях можем получить печальный результат, года через три, когда бумажный чек выцветет, надо будет обратиться в магазин, а электронный чек не имеет силы.


        1. pilot-retail
          09.03.2017 16:21

          Электронный чек с точки зрения законодательства имеет ту же силу, что и бумажный. Чисто теоретически, покупателям может стать проще, например, оформлять возврат продукции.


      1. Taciturn
        09.03.2017 22:25

        А без мобильного приложения можно как-нибудь? Может есть сайт какой-нибудь или для Windows программа?


        1. pilot-retail
          10.03.2017 09:45

          Налоговая анонсировала сервис проверки чеков через сайт, но пока это не реализовано. Хотя прототип был в пилотном проекте два года назад.


        1. d-stream
          11.03.2017 01:13

          На сайтах ОФД это есть.
          Типа первое что попалось https://ofd-ya.ru/check

          И в том что я щупал была зашита строка для печати на чеке «проверка чека www.nalog.ru»


    1. Alextovn
      10.03.2017 09:44

      Один федеральный гипермаркет уже печатает QR код на чеке, и выдает номер где можно на сайте проверить его.


      1. WolfTheGrey
        10.03.2017 18:16

        Давайте называть их своими именами, тут рекламой это не будет. ) Магнит. У нас (в Краснодаре) пока только в гиперах и то не во всех.


  1. Blight
    09.03.2017 16:47
    +3

    Не увидел в статье того, о чем говорит заголовок.

    По поводу самого закона, для небольших интернет-магазинов эти изменения — кошмар. На рынке все еще нет ни аппаратов, готовых к интеграции с сайтами, ни софта под это дело. Крупные игроки, производящие ККМ, радостно потирают руки и наживаются, как могут, типа организации «облачных касс» за неприличные деньги. При этом, для ККМ нет нормального API, чтобы можно было быстро организовать обмен данными с сайтами, есть только драйвера. И крутись, как хочешь — хочешь, пиши софт под десктоп, который организует общение кассы и сайта, хочешь, ищи обходные схемы и прячь свои продажи вообще, хочешь, плати суровые деньги за переделку и доработку сайта. Весело, да.

    Нет, как разработчик, я не возражаю, чтобы мне платили деньги. Однако отсутствие вменяемых технических решений как минимум раздражает. Приходится изобретать очередной велосипед, который неизвестно, сколько проедет, не развалившись, т.к. требования к софту ККМ с момента принятия закона уже прошли несколько редакций, и не факт, что достигли финальной точки. А несчастные владельцы маленьких интернет-магазинов рвут волосы на всех местах, поскольку платить за каждое изменение придется именно им.

    Не менее веселый момент для покупателей, при покупке на сайте с оплатой через интернет теперь бумажный чек вообще не предусмотрен. И вот вопрос, а все ли сервис-центры в курсе, что бумажный чек им могут не показать? Ничто им не мешает просто сказать: «Нет накладной и чека — до свидания. А мобильником своим с почтой под нос нам тыкать не надо, бумажку неси». И можешь спорить до хрипоты, тратя нервы. Актуально в первую очередь для случаев, когда сервис-центр не магазина, а производителя. И пока этот момент не прояснится, технику покупать буду только так, чтобы получить бумажный чек. Кстати, кто не знает, электронный чек внешне не идентичен бумажному, выглядит примерно так — http://docplayer.ru/docs-images/53/31839280/images/8-0.jpg


    1. pilot-retail
      09.03.2017 16:54
      -1

      Что касается API — ККТ интегрируется через драйвер, и это нормально. Причем поддерживаются различные рыночные стандарты для ритейла — OPOS/JPOS.
      По поводу отсутствия технических решений — можем не согласиться. Есть большой спектр как аппаратных, так и аппаратно-программных решений в том числе и для интернет-торговли. По поводу того, что нет технических требований — этого и следовало ожидать из-за скоропостижности принятия закона. Регулирующие органы только по факту начинают исправлять свои ошибки.


      1. Blight
        09.03.2017 17:06
        +2

        Интеграция через драйвер означает, что для интеграции ККМ с сайтом надо этот самый драйвер написать. Причем под десктоп. Разработчики сайтов, как правило, не специализируются на десктоп-разработке. Инхаус разработчиков у небольших инет-магазинов нет, ни десктопных, ни веб. Как дальше жить? :)

        И нет, я не согласен, что это нормально, поскольку отсутствие единого стандарта приведет либо к костылизации драйвера и сайта магазина с размытыми последствиями (а баги в этом вопросе чреваты жертвами), и почти наверняка — к жесткой привязке несчастного магазина к определенной ККМ, драйверу под нее и сайту, поддерживающему обмен с этим драйвером. Этот вариант, кстати, активно продвигает в жизнь один из Ваших конкурентов с названием на «А», задружившийся с известной cms с названием на «Б». ;)

        Насчет технических решений, некоторое время назад я попинал с вопросом «как предлагаете интегрироваться» упомянутых конкурентов на «А», и вторых крупных и известных тоже. В обоих случаях ответ был «ждите, пока ничего не готово, но скоро будет». Т.е. формально решения есть, но пощупать их и начать что-то делать нельзя. Если у Вас ситуация вдруг лучше, готов пообщаться подробнее и предметно.


        1. pilot-retail
          09.03.2017 17:30

          Мы намеренно отказались от внесения в реестр нашей ККТ с индексом (ФА) для работы с интернет-магазинами, хотя опыт работы с различными заказчиками, в том числе и зарубежными, позволил нам создать удобные инструменты для интеграции нашей ККТ с внешними системами. Если необходимы подробности — готовы пообщаться отдельно.


    1. d-stream
      11.03.2017 01:16

      Самые страшности начинаются когда речь заходит о приеме денег в несколько этапов. Например предоплата за некие материалы, потом доплата и окончательный расчет.


      1. Blight
        11.03.2017 20:08

        Согласен, хотя подозреваю, что тут страшность только в неизвестности, поскольку никто еще так не делает, и никто не хочет ставить опыты на себе. В теории такая ситуация обрабатывается легко, получил денег, выписал чек на ту сумму, которую получил. Получил вторую часть, выписал еще чек. Меняется в сравнении с обычным только тип операции, если не ошибаюсь.

        Куда более веселая ситуация возникает при предоплате, если вторую часть денег магазин получает не напрямую от покупателя. Например, я оформил заказ с предоплатой, внес 30%, магазин сделал чек. При этом доставку я выбрал самовывозом СДЭК, и оставшуюся часть денег я заплачу в ПВЗ СДЭК-а. Вопрос — что в этой ситуации должен делать магазин? Я вот не знаю. И никто, кого я спрашивал, не знает. И СДЭК тоже не знает. :)


        1. d-stream
          12.03.2017 09:13

          В теории — да, все просто. На практике (надвигающейся) — море непоняток, в том числе скудный выбор из приход, возврат прихода, расход и возврат расхода…

          Притом некоторым «не везет» и они попадают на перерегистрацию ККМ/ФР между 1 февраля и 1 июля…


        1. d-stream
          12.03.2017 09:50

          Плюс стоит добавить что все это сдобрено штрафами


  1. IncoleII
    14.03.2017 15:15

    Удивительное требование в наше время: подключать к серверам интернет-магазина какую-то коробку, чтобы отправлять куда-то некие данные. Я понимаю, что у нас хотят максимально точно выявлять тех, кто не платит налоги, но во что это выливается для вообще всех?

    Предположим, у меня интернет-магазин с оплатой в долларах через paypal, хостится на amazon в США. Клиенты — по всему миру. Товары я произвожу сам — ручная работа, — и отправляю почтой. И как мне в этой ситуации решить вопрос отправки данных в налоговую?


    1. pilot-retail
      14.03.2017 15:17

      Вы же в любом случае должны оформить чек клиенту, а поскольку работаете на территории РФ, значит и отправить данные о продаже в налоговую.


      1. IncoleII
        14.03.2017 15:26

        Мне интересен лишь один момент: действительно ли к серверам подключают кассовую технику, либо чек оформляют иначе, например, пробивая руками офлайн, в момент сборки заказа?