Всем привет. Сегодня познакомимся с QML. Узнаем что это такое и с чем его едят. Создадим небольшое приложение с использованием данной технологии.



Небольшое отступление:


QML(Qt Meta Language) — декларативный язык программирования, основанный на JavaScript, предназначенный для дизайна приложений. Является частью Qt Quick, среды разработки пользовательского интерфейса, которая поставляется вместе с Qt.


В качестве примера декларативных языков можно привести SQL и HTML. Подробнее о QML можете почитать здесь: документация.


Начнем, пожалуй, с самого простого: создания окна. Создаем два файла base.qml и test.py следующего содержания:


base.qml


import QtQuick 2.0

Rectangle {
    //задаем свойства нашему прямоугольнику
    id:green_rectangle
    width: 250; height: 250
    //цвет нашего прямоугольника
    color:"green"
    //аналогично свойству border-radius
    radius: 7
}

test.py


import sys
# Класс QUrl предоставляет удобный интерфейс для работы с Urls
from PyQt5.QtCore import QUrl
from PyQt5.QtWidgets import QApplication, QWidget
# Класс QQuickView предоставляет возможность отображать QML файлы.
from PyQt5.QtQuick import QQuickView

if __name__ == '__main__':

    app = QApplication(sys.argv)
    # Объект QQuickView, в который грузится UI для отображения
    view = QQuickView()
    view.setSource(QUrl('base.qml'))
    view.show()
    app.exec_()
    sys.exit()

Код файла test.py должен быть вам полностью понятен, но если все же он вызывает у вас трудности, рекомендую пройти курс по PyQt5 здесь: https://pythonworld.ru/gui/pyqt5-firstprograms.html


Собственно это и есть простейший пример работы с qml, на выходе мы получим окно, размером 250X250 залитое зеленым цветом:



В QML, основным видимым элементом является элемент Rectangle. Элемент Rectangle имеет свойства для управления внешним видом и местоположением элемента, которые мы можем ему задавать, например, такие:


id: (уникальный идентификационный номер, нужен для обращения к объекту)
x: y: (отступы от родителя в px)
width: height: (ширина и высота)
color: (цвет заливки)
border.color: (цвет границы)
border.width: (ширина границы)
radius: (аналогично border-radius)

Другие свойства мы рассмотрим чуть позже.


Немного усложним задачу: создадим окно в котором будет прямоугольник с надписью: "Hello World":


Rectangle {
    id:rec_main
    width: 300; height: 300
    color:"#fff"
    radius: 7

    Rectangle {
        id:rec_green
        width: 150; height: 150
        color:"green"
        radius: 7
        border.color: "#0000FF"
        border.width: 5
        anchors.verticalCenter: parent.verticalCenter
        anchors.horizontalCenter: parent.horizontalCenter

        Text {
            id: helloText
            text: "Hello world!"
            anchors.verticalCenter: parent.verticalCenter
            anchors.horizontalCenter: parent.horizontalCenter
            font.pointSize: 10; font.bold: true
        }
    }
}

Теперь мы получим такой результат:



Здесь мы центрируем по вертикали и горизонтали наш объект относительно родителя anchors.verticalCenter: parent.verticalCenter,anchors.horizontalCenter: parent.horizontalCenter. Parent позволяет обратится к родителю, в нашем случае родителем объекта Text является Rectangle с id:rec_green.


Вообщем теперь вы должны понять, что интерфейс на QML строится на иерархии объектов. В нашем случае это выглядит так:



Сделали прямоугольник с надписью. Хм… Пока это мало напоминает полезный интерфейс, давайте добавим кнопку по клике на которую в консоль будет выводится надпись: "Hey Programmer".
Немного изменим код, теперь он будет выглядеть так:


import QtQuick 2.0

Rectangle {
    id:rec_white
    width: 300
    height: 300

    Rectangle {
        id:btn_green
        width: 80
        height: 40
        color:"green"
        radius: 7
        border.color: "#0000FF"
        border.width: 1
        anchors.verticalCenter: parent.verticalCenter
        anchors.horizontalCenter: parent.horizontalCenter

        Text {
            id: btn_green_label
            text: "Click me"
            anchors.horizontalCenter: parent.horizontalCenter
            anchors.verticalCenter: parent.verticalCenter
        }
        MouseArea {
            anchors.fill: parent
            onClicked: {
                console.log("Hey Programmer");
            }
        }

        }

}

В итоге получаем:



Здесь мы добавляем объект MouseArea, позволяющий работать с мышью.
anchors.fill: parent — говорим, что вся область родителя будет задействована.
onClicked — событие нажатия на кнопку. В нашем случае, вызывается функция, выводящая в консоль: 'Hey Programmer'.


На этом, пожалуй, сегодня и закончим. В следующих статьях разберем qml более подробно.


Пока вы, возможно, не видите преимуществ использования qml, но когда мы познакомимся с этим замечательным инструментом подробнее, вы поймете какой он удобный и функциональный.


Спасибо за внимание. Если у вас остались вопросы задавайте их в комментариях. Надеюсь статья была вам полезна.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (13)


  1. CJay
    11.04.2017 23:52
    +6

    У стороннего наблюдателя, глядя на все эти зелёные прямоугольники с синим контуром и закруглёнными краями, может возникнуть ассоциация с рисованными на flash интерфейсами. И может показаться, что это что-то несерьёзное.
    Но на самом деле, на qml очень хорошо получается сделать компоненты в том же стиле Material Design. Так что, на мой взгляд, если знаешь питон и нужно писать GUI приложение, стоит обратить внимание на эту технологию.

    Мой пример qml-интерфейса


    1. Tantrido
      12.04.2017 00:56
      +2

      Красиво! Может опубликуете код и статью? :)


      1. CJay
        12.04.2017 18:20
        +2

        Статью писать смысла особо нет, так как в официальной документации сказано обо всём том же.
        А код… залил на Bitbucket. Но код очень далёк от совершенства (заранее предупреждаю):
        https://bitbucket.org/mmalanuck/qmaterial

        Так же пытался описать свои компоненты в виде документации, может тоже будет интересно пробежаться глазами:
        https://mmalanuck.bitbucket.io/material_ui/


    1. Antervis
      12.04.2017 05:14
      +2

      не только в стиле Material. Там есть возможности стилизации компонентов, есть Qt.labs.platforms для нативно выглядящих компонентов. Можно код шейдеров писать прямо в ShaderEffect. Его возможности много превосходят старые добрые QtWidgets.

      Всё самое интересное начинается, когда перекладываешь архитектуру приложения на QML, а бекенд-классы пишешь на с++ (хотя и на питоне можно) и просто регистрируешь. Получается простой, модульный и переиспользуемый код


    1. el777
      12.04.2017 09:37

      Вот это интересный вариант!
      Интересно посмотреть насколько сложный QML для этого пришлось написать.
      Я 2 года назад сделал приложение на Python3+Qt5. Интерфейс несложный, но на QML выходила очень сложная реализация (хотел сделать кнопку-прогрессбар, на которую можно и тыкать, и которая сразу же показывает прогресс своей задачи), в итоге оказалось проще сделать на QWidget и стилизовать QSS.


      1. CJay
        12.04.2017 18:22

        Несложный. Процесс создания компонент немного напоминает работу с React на js. Ссылку на исходники я написал в комментарии чуть выше.


  1. delvin-fil
    12.04.2017 05:04
    +2

    Это начало? Будет серия?
    Не просто заинтересовало — заинтриговало!
    Жду продолжения.
    Спасибо за статью!


    1. FUNNYDMAN
      12.04.2017 06:50
      +2

      Спасибо большое за комментарий. Да это начало серии уроков.


  1. CJay
    12.04.2017 20:22

    А почему вы объект QQuickView() присвоили переменной appLabel? Почему это appLabel? Label — это же подпись. Может лучше было бы view = QQuickView()?


    1. FUNNYDMAN
      12.04.2017 23:45

      Спасибо за Ваш комментарий. Так, конечно, будет понятнее. Поправлю.


  1. Ashiru
    12.04.2017 23:44
    +1

    Спасибо за статью!
    С нетерпением жду продолжения :) Будет интересно посмотреть на взаимодействие QML с самим питоном.


  1. vodan
    16.04.2017 08:53
    +1

    Спасибо за статью, где про это можно почитать что надо установить? Из статьи не совсем понятно что должно быть установлено (


    1. FUNNYDMAN
      16.04.2017 08:54

      Спасибо за комментарий. Вы должны установить python 3.x и PyQt5.