image
Кадр из клипа Queen «Bohemian Rhapsody». Продолжительность композиции — 6 минут.

Помните длинные, драматически затянувшиеся вступления в поп-балладах 80-х годов? Согласно новому исследованию, все композиции с длинными вступлениями не занимают топовых позиций музыкальных чартов, и в этом может быть виновато короткое внимание слушателей.

Вступление, которое в середине 80-х в среднем составляло более 20 секунд, сегодня не длится дольше 5 секунд, отмечается в исследовании. В зависимости от того, каким является музыкальный мир пользователя, он может ругать или благодарить стриминговые сервисы за отход от инструментального интро, говорит Юбер Левилль Говен (Hubert Leveille Gauvin), докторант по теории музыки в Университете штата Огайо.

Левилль Говен несколько месяцев слушал и анализировал песни, попавшие в первую десятку хит-парадов с 1986 по 2015 год, и обнаружил резкий отказ от длинных вступлений. Он также зафиксировал заметное увеличение темпа и обратил внимание на то, что исполнители новейших успешных песен быстрее добираются до названия хита в тексте. Кроме того, названия песен сегодня короче, чем раньше — часто это всего лишь одно слово.

Левилль Говен называет причиной этих изменений «экономику внимания» современной поп-музыки. Это означает, что авторы композиций намеренно ускоряют музыкальные интро с тем, чтобы захватить внимание непостоянных слушателей, многие из которых пользуются Spotify, Pandora и другими стриминговыми сервисами.

Мы знаем, что голос — одна из самых привлекающих внимание вещей, которые есть в музыкальной композиции. Поэтому зачастую многие люди, которые стремятся сконцентрироваться, предпочитают инструментальную музыку.

«Это необходимо для выживания: песни, которым удается захватывать и удерживать внимание слушателей, проигрываются, а другие пропускаются. Всегда есть следующая песня, и если люди могут легко и бесплатно пропускать композиции, вы должны сделать что-то, чтобы привлечь внимание пользователей», — говорит Левилль Говен.

Он заметил, что вместо того, что чтобы искать прямой доход от стриминговых сервисов, артисты ищут что-то другое, чтобы привлечь слушателей к концертам или другим продуктам, которые они продают.

Артисты и продюсеры перестают делать культурные продукты. Вместо них они делают «рекламные объявления» для собственного продвижения. Продукт – не обязательно песня, это может быть личный бренд.

Левилль Говен измерил темп 303 синглов, входивших в топ-10 за 29 лет, и обнаружил четкую тенденцию к ускорению поп-музыки: в среднем темп увеличился примерно на 8%. Он сравнил количество слов в названиях песен и обнаружил все более сильное уменьшение слов в них по прошествии нескольких лет. Исследователь считает исчезновение интро действительно поразительным: время перед словами сократилось на 78%.

Чтобы проиллюстрировать разницу, Левилль Говен предлагает сравнить композицию «Nothing’s Gonna Stop Us Now», исполняемую Starship, с популярной песней Maroon 5 «Sugar».



У Starship переход к первому слову песни занимает около 22 секунд. Композиция играет в среднем темпе, и слушатель познакомится приблизительно с одной минутой трека, прежде чем узнает, что «звездный корабль не будет остановлен», то есть услышит название. Maroon 5, напротив, в ударном темпе добирается до названия песни в тексте — всего за 40 секунд. Вступление в два раза короче, чем у Starship. Однако есть исключения у этого тренда.

Популярная композиция Gotye «Somebody That I Used To Know» — хит 2012 года, — получила название почти в три раза более длинное, чем у других лидеров чартов того же года. 20-секундное инструментальное вступление было в четыре раза дольше среднего, и слушатель ждет две полных минуты до того, как услышит название в песне.


В своем втором исследовании Левилль Говен оценил данные, предоставленные Spotify, чтобы увидеть, насколько популярны песни исполнителя, чьи композиции больше подходят для привлечения внимания, по сравнению с менее популярными песнями, выпущенные этим артистом. В этой работе он не нашел подтверждения гипотезы «экономики внимания».

Музыка постоянно эволюционирует под воздействием множества факторов, и нет способа объяснить все изменения, которые исследователь обнаружил, изучая стриминговые сервисы. Но он уверен, что они, безусловно, вносят свой вклад.

Если заглянуть в прошлое, то технологические изменения, скорее всего, повлияли на то, как люди сочиняли и слушали музыку. Левилль Говен добавляет, что компакт-диск совершил прыжок и обогнал виниловые пластинки и кассеты.

В среднем длина песен на протяжении многих десятилетий оставалась неизменной — около трех минут. Почему именно столько, науке не известно. Некоторые специалисты предполагают, что причина носит технологический характер – первые фонографы проигрывали 10-дюймовые диски, на которых можно было вместить около трех минут музыки. Увеличение средней продолжительности треков началось после 1959 года, и этот показатель рос вплоть до 1992 года, что можно объяснить совершенствованием технологии производства виниловых пластинок и созданием компакт-дисков. Однако вопрос, почему после 90-х годов продолжительность композиций начала неуклонно сокращаться, до сих пор остается открытым.

doi: 10.1177/1029864917698010
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (19)


  1. maniacscientist
    14.04.2017 11:02
    +4

    Ясно. Пойду посруInfected Mushroom послушаю


    1. Boctopr
      14.04.2017 14:33

      Ага, а я drum and bass где средняя продолжительность трека 7 минут


      1. boingo-00
        14.04.2017 14:59

        Стонер-метал от 6 до 9 минут в основном, дум стонер не меньше 10
        Бывают и по часу треки, например Dopesmoker исполнителя Sleep


  1. ScoutUa
    14.04.2017 11:04

    Вступление, которое в середине 80-х в среднем составляло более 20 секунд, сегодня не длится дольше 5 секунд
    Дурость какая то. Авторы исследования какой жанр музыки проверяли? В электронной, а она сейчас одна из самых популярных вступление может быть 60-90 секунд очень даже запросто
    В среднем длина песен на протяжении многих десятилетий оставалась неизменной — около трех минут
    По собственным наблюдениям 4-5 минут


    1. k102
      14.04.2017 11:11

      Вроде как они не направление изучали, а просто топы неких чартов


    1. DrZlodberg
      14.04.2017 11:26
      +1

      В электронной в лёгкую и 3+ минуты может быть. Особенно околотрансовые темы любят очень долго раскочегариваться, у которых и длинна может быть за 10 минут.
      3 минуты — это скорее всего имеется в виду радио-вариант, который просто режут. Обычный действительно чаще всего 4..5. Для электроники может быть и сиииииильно больше


      1. Skerrigan
        14.04.2017 16:43

        Вот-вот… как раз сидел и читал, слушая мой любимый стиль «электронного насилия» (ну там всяческие dropstep, hardstep, toostep — семейства dubstep, D&B, trance, glitch… словом вся огромная семья EDM). Звучит по-своему просто изумительно, рвет душу и долбит прямо в глубины рассудка.
        Но что же я вижу? Да то, что все самые вкусные треки имеют хорошие жирные звучания, раскочегар. И это порой переваливает ближе к 2-3 минутам.
        Писать код по эту «какафонию» мне как раз — вводит в состояние потока стабильно и качественно.
        А вот водить машину под это страшно — боюсь «отключиться от всего мира».


    1. kbac9
      14.04.2017 13:09

      А такое длинное вступление разве не специально для того, чтобы было удобнее диджею сводить треки? Что по радио, что в миксах я таких вступлений не встречал


      1. ScoutUa
        14.04.2017 13:21

        Только отчасти. Основная цель это раскачка перед основной частью
        На радио, при желании, сводят и без них. На том же радио рекорд есть 30-50 треков за час, и вполне себе нормально сводят по кусочку от каждого трека
        В подскастах вообще бывает топ 100 за прошлый год за менее чем 2 часа, тоже нарезку сводят без каких либо проигрышей


      1. markmariner
        14.04.2017 16:15
        +1

        А мне показалось, что такое длинное вступление, чтобы можно было успеть на медляк пригласить, а сейчас-то никто медляки не танцует!


  1. DrZlodberg
    14.04.2017 11:22
    +1

    Почему-то напомнило статьи об обучении нейронных сетей. Интересно, на сколько можно ещё «оптимизировать» попсу, чтобы её всё ещё считали музыкой?
    Помимо неё существует довольно много и другой музыки, для которой длинные вступления как были так и остались. Ну и композиции без вокала, которым на это всё вообще пофиг.


    1. DrZlodberg
      14.04.2017 11:28

      Подумалось тут, что на самом деле оптимизировать можно очень сильно, поскольку потребители так-же приучаются к ней, что может сдвигать границы со временем.


  1. rednikze
    14.04.2017 13:09
    +2

    А я-то грешным делом думал что бум связан с тем что возникла хорошая и доступная всем альтернатива непомерной жадности музыкальных лейблов, а оно вон как.


  1. mukizu
    14.04.2017 14:03
    +1

    itt: люди думаю, что тут имело место быть какое-то серьезное исследование, а не просто «возьмем топ20 треков с Радио Энерджи и посмотрим что там» (утрирую конечно).

    Да и сравнивать с великими (и каждый раз это Квины конечно) странно — люди же должны прекрасно понимать, что одновременно с Квинами были тонны групп у которых ни по качеству, ни по длительности ничего похожего не было (и они тоже бывали в топах). А уж сколько было октровенного шлака — ничем не меньше чем сейчас (с поправкой на то, что сейчас любой Ваня может массово издавать свою музыку).

    Ну и, как собственно в статье и отмечается, факторов по которым живет музыка и индустрия достаточно много. Чего стоит только тот фактор, что сейчас музыку зачастую используют просто чтобы скоротать время между станциями в метро — Рапсодия или что-то еще более монументальное это не тот «формат».


  1. Rsolars
    14.04.2017 20:33

    Если взять не музыкальную шелуху на 20 минут, а серьёзные группы, то ничего не изменилось. Iron Maiden и Metallica по-прежнему собирают полные стадионы с длиннющими песнями. А в 70-х Led Zeppelin с «Tea for one» не испытывали недостатка в популярности.


  1. BlackRaven86
    15.04.2017 01:48

    Ничего удивительного. Это не только в музыке, но и в клипах, фильмах и видеороликах.
    У современного зрителя с концентрацией не очень, вот и стараются удержать внимание. Отсюда же идет дерганный монтаж и смена планов каждую секунду в видео. Что только усугубляет проблему.


  1. funca
    15.04.2017 11:34

    Однако вопрос, почему после 90-х годов продолжительность композиций начала неуклонно сокращаться, до сих пор остается открытым.
    Музыкальные тв-каналы и радио предъявляют требования к продолжительности, чтобы выдавать необходимое количество треков и рекламы. Неформат либо режется, либо не крутится вообще. Некоторые записывают отдельные версии «для радио», но это занимает больше времени и денег. Полные версии играются на сольных выступлениях, или в сети, благодаря тому же стримингу, который появился позже 90-х.


  1. alexmeloman
    15.04.2017 22:34

    музыка упрощается, народ дебилизуется, вот и вся причина.


  1. forceLain
    17.04.2017 07:25

    Какое-то бредовое исследование. «После» не значит «потому, что». Такое впечатление, что его автор выбрал одно из миллиона изменений, которое ему больше понравилось, и навыдумывал из него выводов. Где доказательство того, что именно эти изменения привели к популяризации сервисов, а не, скажем, прически исполнителей?