Светофоры могут стать ненужными, если умные робомобили появятся на дорогах в большом количестве
Автомобили становятся все более «умными», и по разным прогнозам, массовое появление робомобилей на дорогах общего пользования состоится где-то лет через пять-семь. Но сделать предстоит многое. В частности, экспертам по автоматическим системам управления автомобилями предстоит большая работа по обеспечению безопасности людей в таком авто. Кроме того, нужно позаботиться и о других участниках дорожного движения, чтобы робомобиль «понимал», куда он едет, правильно идентифицируя дорожную разметку, знаки, световые сигналы.
Дороги все еще очень опасны для человека. Только в США в прошлом году ДТП стали причиной гибели 40 000 человек. Во всем мире число жертв автомобильных аварий исчисляется сотнями тысяч в год. Человеческий фактор — основная причина таких ДТП. Ведь водителя легко чем-то отвлечь — звонком телефона, прямым обращением пассажира. Человек за рулем, в конце концов, может просто уснуть. Компьютер ничем не отвлечешь, но проблема в том, что компьютерные системы еще не научились идеально водить.
Этому мешает погода, нечеткая дорожная разметка, большое количество знаков и прочие вещи. Что касается перекрестков, то они, по всей видимости, наиболее сложный для робомобиля участок пути. Не так давно автомобиль Uber попал в аварию именно на перекрестке. Если автопроизводители хотят вскоре выпустить робомобили на дороги, то им предстоит решить проблему безопасного вождения, в том числе, на перекрестке.
Движение здесь обычно регулируется светофором. Компьютерной системе управления достаточно сложно правильно интерпретировать световые сигналы, особенно, если рядом со светофором что-то установлено (ларек, дерево, знак и т.п.). Именно поэтому Али Реза Фаязи, разработчик из США, предлагает светофоры оставить людям, а для машин с автоматической системой управления создать специальные умные перекрестки. Точнее, перекрестки останутся прежними, поменяется их техническое оснащение. И это не просто слова — разработчик уже продемонстрировал работу системы, над которой он трудится.
Для этого он использовал собственный автомобиль, для которого Фаязи эмулировал сложное движение на перекрестке. Кстати, умные автомобили хороши тем, что для них можно создавать виртуальную реальность, где и тренируют, создавая тысячи разнообразных ситуаций на виртуальных же дорогах.
На умных перекрёстках предлагается установить специальные контроллеры, элементы с датчиками, беспроводными модулями связи и прочими элементами. Эти контроллеры будут отслеживать ситуацию на перекрестке и передавать всю важную информацию прямо в память бортовых компьютеров робомобилей. В итоге последние будут «понимать», когда нужно ехать, когда — стоять, и какая вообще текущая ситуация на дороге.
При эмуляции разных ситуаций на дорогах умный перекресток допускал максимальное скопление машин в количестве 11 автомобилей. Те же ситуации с использованием световых сигналов светофора в условиях виртуальной реальности приводили к появлению пробок из сотен машин.
Схематичное изображение умного перекрестка и робомобилей на нем
Конечно, несмотря на то, что при демонстрации технологии все прошло хорошо, реализация проекта под большим вопросом. Во-первых, для внедрения такой системы нужно менять правила ПДД, законодательство и многое другое. Во-вторых, требуется серьезное техническое оснащение каждого перекрестка в более-менее крупном населенном центре. И в-третьих, все это предназначено для компьютерной системы управления автомобилем, а не для водителя-человека. То есть умные перекрестки не появятся в нашей жизни еще минимум лет пять, а то и дольше.
Что касается самих робомобилей, то ими занимаются сейчас многие компании, включая Google, Tesla Inc, Mercedes, Volvo, на рынке появляются и новые игроки, включая Uber и Baidu.
Пока что машины с автоматической системой управления не вышли массово на дороги общего пользования, поскольку для этого требуются действия законодателей разных стран. Но в виртуальной реальности автомобили и системы компьютерного управления обучать никто не мешает. Так действуют, например, разработчики из Waymo. «Мы можем воспроизвести точную ситуацию и предсказать при помощи симуляции, что может случиться, если машина окажется на дороге в автономном режиме вождения», — говорят представители компании.
Возможно, робомобили на умных дорогах будущего будут выглядеть именно так
Законодатели постепенно модифицируют правила дорожного движения и сертификацию робомобилей, чтобы к моменту массового их появления никаких проблем для пользователей таких транспортных средств уже не было.
Комментарии (37)
begemot_sun
10.05.2017 13:22+2а пешеходам в голову тоже чипы будут вживлять? пожизненно?
alexs0ff
10.05.2017 13:43-3На/подземные переходы.
Ugrum
10.05.2017 16:36+1Да что уж там, даёшь сразу телепорты. Это реальнее, чем заменить в городе ВСЕ регулируемые пешеходные переходы на "над/подземные".
А если без шуток. то в статье чёрным по белому написано:
Именно поэтому Али Реза Фаязи, разработчик из США, предлагает светофоры оставить людям, а для машин с автоматической системой управления создать специальные умные перекрестки. Точнее, перекрестки останутся прежними, поменяется их техническое оснащение.
Т.е. к обычным светофорам добавятся специальные "для самобеглых колясок с АСУ"
alexs0ff
10.05.2017 16:42не знаю как в США, но я вижу, что у нас 99% светофоров где нет наземных или подземных переходов сопутствуют пешеходным.
saboteur_kiev
10.05.2017 13:24«Возможно, робомобили на умных дорогах будущего будут выглядеть именно так»
Вот это совершенно лишнее. Вообще не важно как будет выглядеть робомобиль — дело же не во внешнем виде а в начинке и оборудовании дороги. И вообще будущий робомобиль по определению не может быть только пассажирским личным авто.
Если взять СНГ, то тут расписание каждого светофора чуть ли не вручную настраивается, а не управляется централизованно, с подстройкой режима в зависимости от трафика, как это сделано в некоторых развитых городах. То есть 5 лет это слишком мало, чтобы хотя бы задумались о централизированной системе управления движением в городе.
IMHO умные перекрестки через 5 лет — даже в Сан-Хосе очень вряд ли.tmin10
10.05.2017 13:35Для начала бы начали везде показывать положение автобусов городских на карте, причём такое оборудование в самих автобусах стоит, но данными никто не делится. На мой запрос про возможность публикации координат автобусов, мне дали какой-то номер телефона, по которому предполагается звонить и узнавать…
chieftain_yu
10.05.2017 14:34Навроде такого?
Правда, увы, там не все единицы показываются, с некоторых данные почему-то не идут.tmin10
10.05.2017 14:52Да, меня бы устроил и яндекс-транспорт, в Нижнем Новгороде там есть несколько маршрутов маршрутных такси, но не более, социальных автобусов нет…
Ezhyg
10.05.2017 14:38отнюдь не крупный город (не заваливайте сайт, пожалуйста)
Terranz
10.05.2017 13:37в крупных городах уже сделали централизованное управление светофорами
например в МинскеDaimos
10.05.2017 15:53Сделали, но не всеми и автоматизированного управления пока нет — только собираются внедрять на 1-м кольце — улицы Машерова, Козлова.
saboteur_kiev
10.05.2017 18:47А насколько вообще в Минске плотное движение, по сравнению с Киевом и Мск?
Daimos
11.05.2017 11:33В Минске намного реже пробки московских ужасов :) Когда катался несколько лет назад в Киеве — то сравнимы были Минск и Киев.
NLO
10.05.2017 16:11НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
betrachtung
11.05.2017 08:04+1Во Вьетнаме совсем другие скорости. Если бы вьетнамцы катались с русским подходом к скорости, рост населения перешёл бы в убыль.
Но в остальном у них культура вождения ужасная. В результате, несмотря на то, что 95% трафика на двух колёсах, Хошимин по пробкам не сильно лучше Питера.
tronix286
10.05.2017 20:13+1Видел около примерно 90 лет, на специально выделенных полосах, транспортные средства бьются лоб в лоб с автоматикой. Светофоры при этом есть. Называется вещь — железная дорога.
DancingOnWater
11.05.2017 09:51Это в США. Уровень автоматизации там ЖД таков, что на некоторых стрелках машинисту приходится останавливать(!!!) поезд и самому(!!!) вручную(!!!) переключать.
DMGarikk
11.05.2017 10:12Ну ненадо… в США зато поезда по СМЕ (системе многих единиц) работают гораздо более эффективно чем у нас, централизованное радиоуправление на манёврах много где используется
…
А ручные стрелки и у нас очень много где существуют. Другое дело что задача их переключения лежит на сотруднике станции, а не на машинисте (из-за более забюрократизированной и извращенной системы обязанностей)… хотя на ведомственных ветках составитель или помощник переключаетDancingOnWater
11.05.2017 11:40(из-за более забюрократизированной и извращенной системы обязанностей)
Однако до сих пор лоб в лоб у нас поезда не сталкивались.DMGarikk
11.05.2017 11:46Однако до сих пор лоб в лоб у нас поезда не сталкивались.
У нас пострашнее катастрофы были. А мелких аварий про которых в СМИ не пишут тоже достаточно
Как минимум на многих крупных станциях не все пути оборудованы СЦБ и ездят «по светофорам»… и случаев типа «машинист перепутал приказ диспетчера, проехал красный врезался в хвост поезда» пугающе много… на специализированных форумах периодически всплывают телеграммы безопасности.
Я уж молчу про совсем недавний случай когда электричка врезалась в поезд в МосквеDancingOnWater
11.05.2017 12:00Во первых я не прав, допускала, но в 90-е.
Во-вторых в этом списке их не так много. Подавляющая часть аварий — это износ подвижного состава или рельс.
DMGarikk
11.05.2017 12:11Подавляющая часть аварий — это износ подвижного состава или рельс.
Большинство тяжёлых аварий это почти всегда человечески фактор помноженный на особую внутреннюю структуру РЖД (когда много чего замалчивается и сваливается на сотрудников «стрелочников»… уж поверьте я учавствовал в таком мероприятии, как слесарь, в сокрытии косяков приведших к повреждению подвижного состава после аварии… чтобы выглядело как «ну вагоны то старые»… чтобы до уголовки не дошло у руководства и причастных к эксплуатации… это приводит к видимости что у нас всё отлично и ничего не происходит… у нас например один раз вагон в рейс уехал с шваброй, которой полы моют, вместо детали тележки… чтобы не придрались на приёмке к остутствию детали)
множество аварий и сходов 2000х годов это отголоски начала 90х годов когда навыпускали кучу литья для грузовых тележек с нарушением технологии и до сих пор не могут всё вагоны с ними выловить.
У РФ вообще конечно одни из самых современных и надёжных железных дорог в мире, но в США в некоторых местах нас сильно опережают. (ну и отстают тоже, например в электрификации)
chieftain_yu
11.05.2017 11:47А у вас — это где?
Просто в России такое случалось неоднократно.
hp6812er
10.05.2017 23:25Думаю, что в ближайшем будущем простые авто и «умные» на одних и тех же дорогах не уживутся.
Скорее всего будут строить дороги для авто с автопилотами, с правильной разметкой и возможностью взаимодействием между авто.Hidralisk
11.05.2017 01:25а что нельзя просто снабдить имеющиеся светофоры каким-либо специализированным вай-фаем например, чтобы машина принимала сигнал от него, а не всматривалась в его поисках.
DMGarikk
11.05.2017 10:08Для этого надо 100% светофоров оснастить таким вайфаем, прям вообще 100%… и только тогда не нужно будет устраивать визуальный контроль.
Однако это очень тяжело осуществимо с экономической в первую очередь, и организационной во вторую
saboteur_kiev
11.05.2017 17:44В случае централизированного управления, вполне достаточно передавать по сотовой связи иногда общее расписание всех светофоров и часто — текущие обновления, плюс синхронизацию по времени.
chieftain_yu
А в их симуляциях машины едут через перекресток только прямо, без поворотов?
А в их симуляциях многополосные дороги моделировались?