image

После того, как телефоны стали умнее многих своих владельцев, селфи получили широкое распространение. Делать свои автопортреты в любом, даже самом неподходящем для этого месте, стало любимым занятием пользователей социальных сетей и, прежде всего, Instagram. Тогда мне и пришла идея сделать игру на основе этого тренда. Я и мои коллеги из студии давно занимались разработкой игр на заказ. Был период, когда команда чувствовала себя сильно уставшей от одного из долгосрочных проектов. Я решил отвлечь разработчиков и предложил взять небольшой тайм-аут, чтобы поработать над своим инди-продуктом без заказчиков и издателей — все сделать своими силами.

Начало нашего нелегкого пути


За основу мы взяли вышеупомянутую социальную сеть Instagram. В этом проекте решили реализовать те же цели, что стоят перед реальными пользователями сети: краткосрочная цель — сделать новые селфи и собрать как можно больше лайков, среднесрочная — привлечь новых фолловеров, а долгосрочная — добиться известности и популярности (в случае с игрой — пройти ее всю). С самого начала мы решили, что отнесемся к новому тренду с иронией, и главной героиней станет гламурная девочка с пухлыми губками, шикарной грудью и маленькой собачкой в руках. Так мы надеялись привлечь в исходно женский жанр match3 мужскую аудиторию. Сперва мы хотели изобразить ее в комиксном стиле: только линии и сплошные цвета, никаких градиентов, деталей и мелочей, сложных сочетаний и переходов цветов. Такие картинки проще, и мы бы смогли создавать много разнообразного контента в короткие сроки. Когда казалось, что решение касательно графики уже принято, наша художница показала мне Мэнди иллюстратора Дина Игла. И я понял, что сочетающиеся в ней невинность и сексуальность — это то что нам нужно. Картинки мы взяли за референс, так появилась Софи.

image

Далее дело стояло за геймплеем. Нужно было придумать, как пользователи будут собирать лайки. Тут очень кстати пришелся наш недавний прототип Bubble Bumble с простым, но залипательным геймплеем: тапай шарики одного цвета, собирай комбо и отодвигай красную линию подальше от себя. Только в My Selfie Story, в отличие от Bubble Bumble, мы сделали геймплей конечным и разбили его по уровням. Звуки подбирали на pond5.com, стоимость звуков на этом ресурсе — 1–2$, музыки — около 50$.

Публикация игры и первые попытки продвижения


image

В октябре 2014 состоялся выпуск игры. К слову, перед ним никаких промо мы не делали. Игру запустили с 12 уровнями. Разумеется, мы не рассчитывали на какую-либо прибыль, для начала хотели посмотреть, какие будут показатели и реакция пользователей. Для первой версии ретеншн (вовлечение игроков), оценки, отзывы были на высоком уровне. Игроки писали восторженные комментарии, просили продолжения… К нашему удивлению, 80% из них оказались девушками, и им Софи пришлась по вкусу. Мы двинулись дальше и в течение пары месяцев выпустили два новых эпизода. Образ гламурной Софи пришлось немного менять — стали открывать её интересные стороны: увлечения музыкой, спортом и путешествиями.

image

Монетизация и продвижение


Зимой начались наши эксперименты с ASO (оптимизация страницы приложения). Не зная как это работает, мы действовали методом проб и ошибок. Привязывали ключевики к крупным играм, которые подходили по аудитории и росли в рейтингах. В результате получили неплохой рост скачиваний игры (AppStore: было 100 в день, стало 300; Google Play: было 500, стало 1000). Правда, результат этой оптимизации мы смогли оценить только спустя несколько лет. До этого не придавали ей слишком большого значения, думая, что закачки растут из-за уникальности игры.

Когда в игре появилось больше контента, заметно улучшилась монетизация. Игра была достаточно сложной и основной покупкой являлись дополнительные ходы внутри уровней. Где-то через 3–4 месяца игра вышла на самоокупаемость и даже стала приносить небольшой доход. Сказалось также резкое подорожание валюты в конце 2014 года: при переводе доходов в рубли мы чувствовали себя довольно неплохо.

Через полгода стало видно, в какую сторону развивается игра, какие изменения и доработки предстоят в перспективе. Мы решили переписать заново код и обновить интерфейс, добавили русский и украинский языки. В результате оценки в сторах резко пошли вверх.

В этот период мы пробовали относительно бесплатно продвигать игру. Пытались создавать вирусные посты в социальных сетях, печатали флаеры, договаривались с блогерами и даже делали кросс-промо с группой чирлидерш и мотоклубом. Мы тратили очень много сил на организацию всех этих мероприятий, но резкого всплеска загрузок так и не увидели.
image
Летом 2015 началась наша серия экспериментов с платным продвижением. Мы обратили внимание на только начинавшую развиваться мобильную рекламную платформу ВКонтакте. Данные аналитики показывали, что такая реклама не окупит себя в нашей ситуации, но мы решили все же попробовать потратить 20 000 рублей, чтобы понять, как это работает и какие будут цифры. За эту сумму мы получили около 500 000 показов и 10 000 переходов. На тот момент у нас не было механизмов отслеживания количества рекламных установок. По примерным оценкам их было около 1500 — итого ~15 руб за пользователя. А если учитывать еще и органику (мы поднялись в ТОП-10 категории), то в таком случае 7-10 руб. С такими показателями можно было работать, в дальнейшем мы провели еще около пяти подобных кампаний.

image

К сожалению, с течением времени CTR сильно падал, соответственно, и стоимость инсталла возросла примерно до 30 рублей. На наш взгляд, пользователи стали распознавать и игнорировать рекламу среди постов в новостной ленте. В итоге, такая стоимость не позволила нам продолжать кампании.

Все цифры, приведенные выше, касаются рекламы для пользователей iOS в России. В App Store Украины пользователь обходится гораздо дешевле, можно за символическую сумму подняться в топ, но доход с игрока практически нулевой. То же можно сказать и про аудиторию Android в обеих странах.

В развитых странах платящих пользователей существенно больше, поэтому мы не смогли проигнорировать такие рекламные площадки как Facebook, Instagram, Chartboost, Apple Search Ads и другие. Пользователь там обходится гораздо дороже, например в Facebook цена была около $2–3 — такая сумма нам совсем не по карману.

Адаптация игры на Windows Phone


Мы решили искать другие пути привлечения пользователей. В то время стала стремительно развиваться платформа Windows Phone. На новую операционную систему возлагались большие надежды, считалось, что она войдет в тройку лидеров на рынке. Поскольку игру мы разрабатывали на кроссплатформенном Unity, мы решили, что стоит попробовать выпустить игру и в Windows Store. Набив шишки с плагинами поставщиков рекламы, социальных сетей и аналитики, мы сделали релиз. Игру качали примерно 300–500 человек в день, ставили хорошие оценки и даже делали небольшие покупки. С течением времени обнаружился серьезный баг: у игроков в 90% случаях не сохранялся прогресс при закрытии игры. Мы тут же исправили его и загрузили новую версию, но от Microsoft пришел отказ за откровенный контент, несмотря на то, что игре изначально был выставлен возрастной рейтинг 18+ (от греха подальше). Все письма в техподдержку с просьбой разъяснить, что именно им показалось чересчур откровенным, остались без ответа. Мы решили отказаться от дальнейшей поддержки игры на данной платформе, и теперь она так и висит там с несохраняемым прогрессом.

Поддержка игры


В самом начале пути я и подумать не мог, что 80% времени на поддержку игры тратится не на геймплей, добавление новых игровых механик, уровней и прочего, а на изучение аналитики и оптимизации конверсии, ретеншена и других параметров. Все это время мы постоянно пробуем новое, экспериментируем с расположением кнопочек, стоимостью товаров, частотой показа рекламы, сложностью уровней и т.д. Очень мелкими шажочками мы продвигаемся вперед. В самом начале пути ретеншн был примерно таким: 1-й день — 25%, 7-й день — 3%, 30-й день — 0.5%. Сейчас данные — 40%, 10% и 3% соответственно, но еще далеки до эталонных 40/20/10. Конверсию нам удалось увеличить в четыре раза за все время, а средний чек в пять раз. Большинство принимаемых решений совсем незначительно влияют на результат, в такие моменты хочется опустить руки и все бросить.

Смотришь на продукт и думаешь: ну что не так? Как живут другие игры? Как они могут позволить себе покупать игроков по 2–3$? При этом есть, конечно же, и очевидные моменты. Например, есть факт, что игра для большинства девочек слишком сложна. Нам тяжело объективно это оценивать, мы играли в игру уже тысячи раз и знаем ее вдоль и поперек. Еще три месяца назад, по данным аналитики, первый эпизод (12 уровней) проходили лишь 22% игроков, при этом в России играют гораздо лучше, чем в Штатах. Сопротивляясь себе, мы плавно упрощаем уровни, боясь, что в конце концов станет совсем неинтересно играть, и мы потеряем всех игроков. Но на данный момент первый эпизод проходят уже 30% пользователей.

image

Результаты


Спустя почти три года я могу подтвердить свои первоначальные убеждения, что несмотря на обилие крупных тайтлов издателей free-to-play проектов, инди-разработчики могут успешно существовать. Конечно, давление монстров ощущается все сильнее и сильнее и уже довольно трудно выпустить просто интересную игру и внезапно разбогатеть. И да, мы действительно обогнали Angry Birds, правда, только в рейтинге, и длилось это всего несколько часов.

Лично я приобрел колоссальный опыт за это время, попробовав себя в роли программиста, геймдизайнера, аналитика, маркетолога и много кого еще. И это чертовски увлекательно работать над своим собственным проектом от начала и до конца, наблюдая как растет и развивается твое детище.

image

За три года игру My Selfie Story скачали более 1 000 000 игроков. В этом также помогли App Store, периодически добавляющий нашу игру в подборку “Новое и интересное”, и Google Play, который отметил игру как лучшую инди-игру России в апреле 2016. Сейчас в игре более 100 уровней — 8 разноплановых эпизодов о жизни рыжеволосой девчонки. Вместе с игрой на iOS устанавливаются стикеры с Софи для iMessage. Есть также дополнительный набор с более чем 50 стикерами за 29 рублей для iMessage и полностью бесплатные стикеры для Telegram.

image

Мы ведем паблик My Selfie Story в ВК, аудитория там достаточно активная, мы часто получаем отзывы, вопросы, люди участвуют в розыгрышах и наших опросах по поводу улучшения игры.

Спасибо тем, кто дочитал до конца.
В надежде на обратную связь от вас! Если остались какие-то вопросы, буду очень рад обсудить в комментариях.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (90)


  1. norlin
    29.05.2017 11:48

    deleted


  1. Hayate
    29.05.2017 12:14
    +34

    Секс продаёт.


    1. acidcherry
      29.05.2017 15:13
      +3

      имхо, в краткосрочной перспективе, да. но в дальнейшем чтоб поддерживать интерес, придется «подогревать» как-то, ибо сексуализированного контента кругом навалом. можно легко затеряться. но при этом есть грань, которую переходить нельзя, чтоб не турнули из официальных магазинов. повторюсь, опять-таки, с моей точки зрения, весьма ограничено время жизни проектов, которые выезжают на сексе.


      1. cactusov
        29.05.2017 15:26
        +1

        Полностью с Вами согласен. Через некоторое время мы наоборот столкнулись со сложностями из-за присутствия такого контента.


        1. acidcherry
          29.05.2017 15:38

          значит, стоит учитывать это все, и планировать, что это будет краткосрочный проект, определив сразу, на каком этапе и на основе каких критериев завязывать с ним.


        1. BIanF
          30.05.2017 09:40

          А какими именно? Ограничения стора? Или школьники минусили с отзывами, что обнажёнки нет?


          1. cactusov
            30.05.2017 12:13
            +1

            Очень мало таких школьников, в основном, наоборот, возмущаются, что контент слишком откровенный ;) В добавок ко всему этому, игре выставлен рейтинг 12+, что негативно влияет на фичер и позиции в сторах. В App Store все промо материалы (иконка, скриншоты) должны быть рейтингом не выше 4+. Получается, что мы не можем привлечь заинтересованную контентом аудиторию, а тех кому этот контент не нужен, а интересна игра — отпугиваем


            1. BIanF
              30.05.2017 12:14

              Спасибо за ответ.


    1. GeMir
      29.05.2017 19:39
      +2

      Очень удачный конспект статьи.

      Из-за обилия подобных поделок заходить в Play Store после App Store не хочется совсем. Хотя и в App Store их, увы, хватает.


      1. andrew911
        31.05.2017 23:02
        +1

        Вообще-то в статье написано, что игра есть и в AppStore


  1. sacred
    29.05.2017 12:33
    +17

    как инди победить angry birds — использовать запрещенные приемы и играть на грани.


    1. GeMir
      29.05.2017 19:41
      +3

      Можно ещё сделать ещё что-то вроде Monument Valley. Но не просто, да.


      1. cactusov
        30.05.2017 12:14

        Действительно не просто, когда-нибудь мы научимся и сделаем )))


      1. andrew911
        31.05.2017 23:01
        +1

        И для этого иметь бюджет в 850т $ image


  1. gearplex
    29.05.2017 13:45
    +2

    Но на данный момент первый эпизод проходят уже 30% пользователей… Сейчас в игре более 100 уровней...

    Т.е. большая часть игроков нового контента даже не видит? =)


    1. cactusov
      29.05.2017 13:48

      Да, к сожалению, это так. При добавлении первых эпизодов мы видели заметный прирост активных игроков, в данный момент эффективность новых эпизодов заметно ниже, что, безусловно, нас сильно огорчает.


  1. acidcherry
    29.05.2017 14:17
    +2

    > есть факт, что игра для большинства девочек слишком сложна

    и чем подтверждается этот факт? человек моет просто утратить интерес к прохождению, и бросить. да и связь с полом тоже как-то неочевидна.


    1. gearplex
      29.05.2017 14:20

      Наверное, из статистики по количеству попыток на уровень.

      Сложность в последующих уровнях возрастает? И — конечно некрасиво такое спрашивать, но вы «подкручиваете» сложность, если пользователь застрял на уровне?


      1. cactusov
        29.05.2017 14:46

        Сложность немного возрастает где-то до второй трети уровней. В каждом эпизоде встречаются 2-3 сложных уровня, на этих уровнях и основной отвал игроков, при этом и максимальная пользовательская активность (посты в соц. сетях, отзывы и письма в тех. поддержку). Думаю, в этом есть и положительные и отрицательные моменты. Сложность мы не подкручиваем, но в планах это делать в ближайшее время, механизм уже реализован. Т.к. в игре нет четкой логики, часть игрового процесса завязана на физику, не совсем понятно как некоторые уровни сделать проще, чтобы пользователь этого не заметил


        1. Deosis
          30.05.2017 07:32

          Тут была статья про аналог пинбола. Там разработчики подкручивали угол отскока в пользу игрока.
          Всего несколько градусов вызывали ощущение удачи.


          1. cactusov
            30.05.2017 12:15

            Самое важное знать, в какую сторону и в какой момент подкручивать угол )


            1. rPman
              31.05.2017 00:15

              статистически, обратная положительная связь величины отклонения (коэффициента перед случайным отклонением) к разнице текущей статистики выигрышей к желаемой.


    1. cactusov
      29.05.2017 14:36
      +1

      Связи с полом мы не выявили, это просто обобщение, т.к. более 80% активных игроков — девушки. Данные аналитики подтверждают, что пользователи уходят после достаточно большого числа неудачных попыток (более 10). В добавок, мы получаем очень много писем с вопросами как пройти тот или иной уровень.
      Конечно, это не единственная причина, есть что-то ещё, что влияет на интерес. К сожалению, нам пока не хватает опыта, чтобы увидеть что это.


      1. acidcherry
        29.05.2017 14:42

        > более 80% активных игроков — девушки

        точнее, те, кто в профиле указывает «пол — женский» ;-)

        ну а если серьезно. не стоит обобщать и считать, что девушки — абсолютно однородный сегмент и никоим образом не выделять подкатегории.


        1. cactusov
          29.05.2017 15:15

          Соглашусь с Вами, работаем над этим. В данный момент перед нами стоит основной вопрос, какие данные могут быть полезны в сегментировании аудитории. Что еще может объединять игроков, которые успешно проходят игру или тех, кто сталкивается со сложностями.


          1. acidcherry
            29.05.2017 15:55

            а как вам такая мысль?
            что, если парни видят просто сексуальный объект. а девушки же, ассоциируют себя с персонажем. но в общем-то и для тех, и для других целей, стоит добавить типажей главной героини. не все рыжие, не все любят рыжих) дарю идею)


            1. cactusov
              29.05.2017 16:00

              Спасибо :) Идея про кастомизацию персонажа крутится у нас в голове все время. Самое дорогое (в разработке) сейчас в игре — картинки, как только у нас появится возможность, нарисовать хотя бы 2-3 новых персонажа — мы сразу внедрим их в игру ))


            1. Nepherhotep
              30.05.2017 21:58

              И бонусные — негритянка, Кончита Вурст и мастер Йода.


              1. acidcherry
                31.05.2017 12:02

                два последних варианта будут не очень востребованы в таком контексте.
                в разработке, наверное, лучше ориентироваться на более крупные сегменты и востребованные предпочтения. негритянку и азитку, тогда уж.


  1. kostus1974
    29.05.2017 14:30
    -4

    то есть надо писать порно-игру? м. ок, я примерно так и думал. причём лёгкий уклон в педо. м. понял вас!
    (у вас там в именах ошибки: «мэнди» — 2 ошибки, «софи» — одна всего!)


    1. cactusov
      29.05.2017 14:51

      Не соглашусь с Вами. В статье как-раз описан момент, когда мы прогадали с выбором сеттинга. Нам пришлось делать Софи приличнее, т.к. мы получали и недовольные комментарии (особенно из США) по поводу откровенных картинок. В добавок игре присвоен, максимально возможный в AppStore и Google Play, возрастной рейтинг 12+, что также негативно сказывается на трафике.


      1. kostus1974
        29.05.2017 14:54
        -14

        а я тут сам с собой соглашусь ещё разок: картинки — педо-порно. вас вообще банить надо.


        1. DaneSoul
          29.05.2017 15:01
          +4

          В каком месте там порно? Она в хиджабе что ли должна быть?
          Да и на ребенка с такими «формами» она не похожа совершенно.


          1. Noeren
            30.05.2017 10:02
            +5

            Этот вопрос вы оставьте специалистам, есть умельцы которые на глаз умудряются определять возраст стилизованных нарисованных пони.


            1. rPman
              31.05.2017 00:17
              -1

              Прочистите свою голову от пропаганды маразма, пожалуйста, а то к вам скоро придут эти специалисты но будет уже поздно.


        1. acidcherry
          29.05.2017 15:09
          -2

          кстати, да. может и не совсем порно, но детскостью явно попахивают образы.


        1. Nihonjin
          29.05.2017 15:21
          +3

          Не вижу ничего плохого в «педо-порно» до тех пор пока оно рисованное ;)
          Но тут на педо уж точно не тянет, jailbait в лучшем случае.


          1. Fox_exe
            29.05.2017 16:18
            +1

            В аниме есть такое понятие как «Лолли». ГГ описываемой игры вполне поподает под описание.


            1. Nihonjin
              29.05.2017 19:25
              +1

              У вас там одно «л» лишнее. И нет, не подходит. И если на концепт-арте заметны отдельные признаки «ювенальной» рисовки (хотя до «лоли» всеравно далеко), то в самой игре она выглядит как минимум на 16-17.


        1. herr_kaizer
          30.05.2017 13:10

          Роскомнадзор, залогиньтесь.


      1. BIanF
        30.05.2017 09:42

        12+ это не максимально возможный. Другое дело, что многим на него пофигу.


        1. cactusov
          30.05.2017 12:18

          В AppStore, если отметить галочками, что есть контент, которые удовлетворяет только аудитории выше 12+, приложение будет закрыт доступ к публикации. Получается, что максимально возможный рейтинг 12+. Не помню на 100% какая ситуация с Google Play, кажется 18+ выставляется только если указать, что есть порно, а его у нас нет!


          1. BIanF
            30.05.2017 12:20

            У гугла легко получается 14+ с «небольшим числом сексуальных нарядов».
            Зато если указать там запрещённое NSFW получается автобан )


    1. cactusov
      29.05.2017 14:53

      Не могли бы Вы пояснить, где именно ошибки? Перечитал еще раз все упоминания о Софи и Мэнди и никак не пойму, что не так.


      1. Germes_Fox
        29.05.2017 15:42

        Не обращайте внимания. Товарищ явно просто тролить пытается :) скорее всего непристойные какие-то свои варианты тут увидел


      1. PapaBubaDiop
        29.05.2017 15:57
        +2

        Парень хочет подтолкнуть вас к лингвистически-неприличным вариантам Со*и и М*нд*, простите уж его.


        1. cactusov
          29.05.2017 16:01

          Да! Через некоторое время понял и решил проигнорировать ))


        1. acidcherry
          29.05.2017 16:54
          +4

          оу. я вообще не вкурила, о чем речь, пока ваш комментарий не прочла)) думала, что-то связанное с транслитерацией :-D


      1. rework
        29.05.2017 16:46

        Не обращайте внимания, это у него юмор такой специфичный…


  1. Germes_Fox
    29.05.2017 15:18

    Спасибо за пост, действительно интересно было читать, да и ваш опыт весьма познавателен :)

    У инди студий, конечно, есть шанс пробиться, хоть и иллюзорный, но в вашем случае вы все таки команда со средствами и опытом. Вы могли себе позволить разрабатывать игру без регистрации и смс издателя и инвесторов, даже пока она приносила убытки. А вот у пары энтузиастов, работающих в свободное от основной работы время, вряд ли выйдет выпустить что-то столь же годное и уделять своему проекту достаточно времени на доработку)
    Как итог качество ниже, как и отдача, а значит и результат будет крайне плачевен.


  1. comerc
    29.05.2017 16:04

    В Японию вам надо :)


    1. cactusov
      29.05.2017 16:06
      +1

      Очень надо!!! ;))) Недавно был всплеск закачек в Японии и Китае (более 1000 в день) — качали игру ради стикеров!


  1. alexoron
    29.05.2017 16:05

    Тема сисек не раскрыта


    1. cactusov
      29.05.2017 16:06
      +1

      Вы прошли всю игру? ;)


      1. Germes_Fox
        29.05.2017 16:29
        +6

        После этого вашего комментария пошел качать :D


      1. alexoron
        29.05.2017 17:59
        -21

        Ой, мне игры уже давно не интересны.
        Мне более интересно и ПОЛЕЗНО создать свой бизнес.
        А в игры пускай мелкие играют.


        1. Nessuno
          30.05.2017 00:36
          +9

          Держите нас в курсе.


          1. alexoron
            30.05.2017 11:23
            -10

            Зачем?
            Сидите и дальше в своих играх.


            1. rPman
              31.05.2017 00:20
              -1

              вы так доблестно поставили знак 'либо' между этими вариантами, что мне даже жалко вас.


  1. Forced2bebad
    29.05.2017 16:39

    С учётом того, что вы ошиблись с аудиторией (как сами и написали), результат явно получился не плохим! А как вы сами оцениваете итоги вашего «тайм-аут» от написания игр на заказ? Я конечно же посмотрел, что вы выпустили ещё несколько игр, но тут интересна оценка внутри коллектива. Имеет ли смысл, по вашему, этим заниматься не только по любви, но и в надежде на прибыль?


    1. cactusov
      29.05.2017 16:47
      +2

      В итоге, после этого тайм-аута, было принято решение больше не заниматься разработкой игр на заказ, а также прекратить попытки сделать что-то совместно с издателями. В результате мы сильно сократили gamedev команду и сосредоточились на MySelfieStory и других своих проектах. Доход, который мы получаем с MySelfieStory идет на поддержку и развитие. Прибыли пока нет, но мы работаем, в надежде, что в ближайшем будущем эта деятельность перерастет в самостоятельный бизнес.


  1. ionicman
    29.05.2017 17:24
    +3

    Дааа, сколько уж иллюстраторы пытались переплюнуть Дина — так ни у кого и не вышло :)

    Genuine Mandy


    1. cactusov
      29.05.2017 17:29
      +2

      Мы даже не пытались, Дин Игл творит чудеса


    1. cactusov
      29.05.2017 17:31

      кстати, нам в один момент пришлось сменить художника, кто заметит когда это произошло?


  1. Myosotis
    29.05.2017 18:15
    +8

    Странно, я думала, такое помещают в хаб "Я пиарюсь". Статья находится в хабах "Разработка мобильных приложений", "Разработка игр" и даже в "Unity3D", хотя о самом процессе разработки — ни слова. Только аналитика и о том, как купить пользователей.


    1. cactusov
      29.05.2017 18:29
      +2

      Я считаю, что процесс разработки игр не сводится только к написанию кода, созданию анимаций, спец.эффектов и пр. В статье постарался раскрыть и другие стороны, с чем приходится сталкиваться во время поддержки продукта. Статья размещена в вышеизложенные хабы в надежде, что она будет полезна начинающим инди разработчикам.


  1. khim
    29.05.2017 23:41
    +1

    На новую операционную систему возлагались большие надежды, считалось, что она войдет в тройку лидеров на рынке.
    Она, кстати, вошла в тройку. Сейчас расклад такой (по устройствам «на руках»): 80.2% — Android, 19.1% — iOS, где-то 0.5% — Windows Phone.

    Но если учесть, что где-то треть Андроид-устройств не имеют доступа к Google Play, то полезнее будет со всякими Amazon'ами взаимодействовать, чем на Windows Phone что-то портировать…


    1. cactusov
      30.05.2017 00:13

      Мы понадеялись, что доля Windows Phone будет представлять более значительные цифры, этого не случилось :( Интересно было бы узнать реальный опыт взаимодействия с Amazon, из первых рук.


  1. BIanF
    30.05.2017 05:09

    Спасибо. Очень интересная статья )
    Может я и не могу написать в комментариях какие-то откровения, но ваш опыт мне знаком.
    Удачи!
    P.S. А пробовали грузить nswf арт в сеть, чтобы привлечь мужскую аудиторию? Есть же сайты галереи… У вас крутой стиль. Может быть бы и зашло. Это не кросс-маркетинг по Питеру )


    1. cactusov
      30.05.2017 12:20
      +1

      Вам спасибо )
      Спасибо за идею, подумаем, что можно сделать!


      1. BIanF
        30.05.2017 12:26

        Ну я про всякие DevianArt, Пикабу, ЯПлакаль, H**ta*Gallery…
        Можно попробовать заказать у ~популярных художников вашего персонажа в их стиле и попробовать получить инсталлы за счёт их фанатов. (первое что пришло на ум) Ну это конечно, учитывая что вам не нужна мужская аудитория :D Главное, на изображении сделать ссылку к игре, а не только в описании. Хитрый QR Code например.


  1. Dendroid
    30.05.2017 09:35

    Аха! Месяц назад где-то на заправке в Таиланде видел вьетнамку, которая на смарте с разбитым экраном играла в игру типа bubbles со странной механикой. Причём все цвета у неё явно были инвертированы (все сердечки были такого готичного тёмно-синего цвета), физика жутко тормозила, а половина тачскрина не работала (поэтому ей иногда приходилось поворачивать телефон вверх ногами). С тех пор я всё собирался поискать что же за игра такая (запомнил слова my и story на главном экране), а тут она сама ко мне пришла через Хабр!

    Прикольная игра, хотя подозреваю все эти 12+ манди основной аудитории нафиг не нужны. Им было бы достаточно 0+ няшности. Зато помогает поддерживать интерес в разработчиках и тестерах! :)


    1. cactusov
      30.05.2017 12:25
      +1

      Ух ты! Когда мы только начинали разработку, я ездил в Доминикану и очень много иностранных туристов там играли в Candy Crush Saga. Моя мечта была сделать такую игру, чтобы я смог поехать в какую-нибудь далекую страну и увидеть как кто-то играет в нее. Получается, моя мечта немного сбылась )))

      Так и есть, мы могли бы сделать и другого главного героя. Это могла быть хоть няшная кошечка, возможно, было бы даже лучше!


  1. vitkt
    30.05.2017 10:29
    +2

    Модный тренд, популярность селфи, сексуальный подтекст — с точки зрения бизнеса\раскрутки всё правильно.

    Но хотели ли вы, чтобы ваши собственные дети (рейтинг игры 12+) играли в эту игру и проникались идеями главной героини, которой, судя по описанию, «нравятся быстрые машины, дорогие бары и беззаботная жизнь»?

    Или «eating your own dog food» тут не работает?)


    1. cactusov
      30.05.2017 12:36
      -1

      Как отец, могу сказать, что мы делаем очень многие вещи на глазах растущего ребенка, которые не хотели бы, чтобы он видел и повторял. Таков наш окружающий мир. Самое важное, на мой взгляд, научить ребенка иметь собственную позицию и понимать, что плохо и что хорошо. В детстве я играл, во всеми известную игру, за маньяка и давил тачкой людей, распиливая их пилой пополам, но вырос миролюбивым человеком (пропускаю пешеходов на зебре и не только ;)) Игра не призывает ни к чему ужасному! Да, есть сексуальная пустышка, да, она живет беззаботной жизнью и все! Плохо это или хорошо, ребенок должен сам для себя решить, а небезразличные родители ему в этом помогут.


  1. aszhitarev
    30.05.2017 11:37

    Я извиняюсь, а зачем игра у меня попросила разрешение на звонки и доступ к файлам на устройстве?


    1. Utopia
      30.05.2017 11:52

      Что бы Менди позвонить?


      1. aszhitarev
        30.05.2017 11:57

        image


    1. cactusov
      30.05.2017 11:58
      +1

      Эти разрешения требует поставщик рекламы Chartboost, чтобы кэшировать рекламу и прерывать видео при звонках


      1. aszhitarev
        30.05.2017 11:59

        спасибо


  1. yazyk_na_nojkah
    30.05.2017 12:48
    -2

    Да-а, более отвратительный дизайн персонажа нарисовать вряд ли вообще возможно. Учитесь, как надо, торагой:
    http://imgur.com/a/H4USg
    http://tsundora.com/?s=????
    https://tbib.org/index.php?page=post&s=list&tags=prinz_eugen_%28kantai_collection%29+-uniform+-hat+-rating%3aexplicit


    1. cactusov
      30.05.2017 12:52
      +1

      Бесспорно, в мире есть огромное количество художников, которые могут нарисовать лучше! Я считаю, что наши художницы — молодцы, они прекрасно справились со своей задачей, при этом видят свои недостатки и стараются стать лучше. А что сделали вы?


      1. yazyk_na_nojkah
        30.05.2017 13:11
        -7

        Самоуспокоение это всегда хорошо, понимаю.


        А что сделали вы?

        Ну, вот десять минут назад сходил покакал. На мой взгляд, значительное достижение за день.


    1. BIanF
      30.05.2017 13:16
      +2

      Во первых, вы привели в качестве примера совсем другой стиль.
      Во вторых, просто нарисовать мало. Нужно уметь поддерживать один стиль длительное время, да ещё и рисовать, если вдруг некоторые темы не интересны или противны.


    1. Kroid
      30.05.2017 13:29

      Если вам нравится аниме, это не значит, что все рисунки должны быть именно в этом стиле.


    1. Nihonjin
      30.05.2017 21:40

      Заголовок спойлера
      image


  1. beststream
    30.05.2017 14:03

    Какие метрики то? Сколько ARPD по странам и по разным источникам трафика?


  1. eonyanov
    30.05.2017 17:12

    Как рекламировали игру после самого первого запуска? Не поверю, что можно просто так выложить игру и начать получать фидбек. Хотя это был далекий 2014-ый… Но всё равно хотелось бы узнать.


    1. cactusov
      30.05.2017 18:04

      Это правда, мы действительно не делали никаких промо перед запуском и в течение нескольких месяцев. Единственное, мы вели паблик в ВК ещё до запуска игры, там было примерно 100 активных участников. Думаю, сработало сарафанное радио и небольшой фичер Apple, который дается почти всем при первом запуске и обновлениях.


  1. Gimli18
    05.06.2017 10:11

    Привет, можете, пожалуйста подсказать что можно предпринять разработчикку в виде асо для того чтоб обойти крупных конкурентов из топ 20??? Буду благодарен за ответ. Если что, вот моя почта sergeyaltukhove@gmail.com