Привет, Хабр! Меня зовут Евгений Лисовский, я руковожу проектом MAPS.ME — это международный проект, интересный и очень амбициозный. Наша задача — конкурировать с Google, Apple и несколькими компаниями второго эшелона. Сегодня я кратко расскажу о своём трудовом пути, чтобы затем подробнее остановиться на самых интересных этапах.


До института я подрабатывал, собирал компьютеры на заказ. А свой компьютер у меня появился в 1995 году, в 13 лет — спасибо родителям, это было реально очень круто. В институте я начал сам изучать PHP, MySQL, соорудил собственный движок для интернет-магазина. Сделал три сайта, брал по 300 долларов за каждый. С 2004 года я работал в международной компании Radmin.com, которая создаёт b2b-продукт для удалённого управления компьютерами, там я провёл шесть лет. Потом ломанулся в стартапы: KupiBonus, детские товары BabyBoom. Там было интересно! Важны не только успешные проекты, но и фейлы: надо хорошо анализировать, почему они происходили. Потом был Litres. Очень интересный бизнес — продавать электронные книги при уровне пиратства 96 %. В 2015 году мы заработали 15 млн долларов, с 2011 года выручка выросла в 18 раз. Затем я вместе с партнерами запустил собственный проект MoikaMoika.ru. Не то чтобы основатели сразу стали миллионерами, но это интересный опыт. Проект жив и развивается. А дальше про всё это — более подробно.


Институт


Я писал на С++ программную часть дипломной работы, а мой партнёр делал аппаратную часть. По сути, печатную плату. Прибор был очень простой: снимал ЭКГ с трёх отведений — правой руки, левой руки, левой ноги — и формировал электрокардиограмму. Она снималась простым аналого-цифровым преобразователем, плюс частотный модулятор на звуковой частоте, и передавалась через звуковую плату компьютера. Поскольку звуковая карта есть во всех компьютерах, то это самый простой способ ввести данные в цифровом виде. Потом я программно снимал огибающую, которая и представляет собой ЭКГ. По высоте зубцов и расстоянию между ними можно определить разные типы заболеваний, отметить определённые паттерны, сравнить их с базой и сделать вывод о диагнозе.


image


Это было ещё в 2004 году. Тогда я понимал, что наш прибор может стать массовым продуктом, но был я слишком зелен и юн. Главная моя проблема в прошлом — неуверенность в своих силах. Мне казалось, что мир такой большой, вокруг такие взрослые дяди, они зарабатывают деньги, а я ещё такой глупый, маленький и ничего не умею. Это ключевая сложность. Крайне важно перебороть страх. Когда вы делаете что-то новое, вам всегда кажется, что задача неподъёмна. А потом проходит месяц-два, вы оборачиваетесь и понимаете: блин, чего я вообще боялся? Всё нормально, в этом нет ничего сложного. На протяжении всей своей карьеры я боролся со страхом. А ещё очень важно уметь признавать свои ошибки и исправлять их.


Первая компания


После института я начал искать работу веб-программистом, программистом на PHP, MySQL или сисадмином. Для последней должности навыков не хватало, я даже собеседовался в Лабораторию Касперского, но это оказалось очень сложно. Да и с PHP-программированием было не особо. Я пришёл, а мне говорят: вот блокнот, напиши нам плагинатор. И ты думаешь: зачем блокнот, когда есть DreamWeaver, в котором все теги подсвечиваются.


Потом меня пригласили в софтверную международную компанию Radmin интернет-маркетологом. У меня был свободный английский. Погоняли всякие IQ-тесты, позадавали вопросы, я на всё ответил, и мой будущий руководитель говорит: «Я вижу, что ты нормальный парень, но слишком молодой. Если сразу во всё быстро вникнешь и за шесть дней вольёшься в работу, то мы тебя берём. Ты маркетингом занимался?» Я думаю: сайты делал, SEO делал — ну конечно, маркетинг — это моё вообще, любимое. Он: «Google Adwords знаешь?» А я в контекстной рекламе — вообще ни в зуб ногой. Но мне деньги были очень нужны, у меня только сын родился. Говорю: «Ну конечно!»


Так я и устроился на работу. Мне повезло. Этот опыт дал мне, инженеру, огромный профит. Мне стало очень легко общаться с разработчиками. Знаете, есть классическое противостояние между разработчиками и маркетологами. Приходит маркетолог, говорит: сделай мне такую красивую красную кнопку, чтобы всё хорошо работало. А инженеры отвечают: да иди ты куда подальше… И всё, начинается обособление. А когда ты приходишь и говоришь: чувак, всё нормально, я тоже кодил на С++, то IT-директор сразу выдыхает с облегчением. И становится гораздо проще общаться. Ведь практически все современные IT-проекты — это симбиоз разработки и маркетинга продукта, они неотделимы друг от друга. И когда их искусственно разделяют, то получается не очень хорошая ситуация.


В этой компании я работал с контекстной рекламой ещё в 2004 году, когда в России было очень мало интернет-маркетологов. Очень интересный опыт. Я ездил по разным международным конференциям, где уже тогда обсуждалось тестирование лендинговых страниц. В США и Европе А/В-тестирование, оптимизация конверсий и прочие методики были отработаны на высшем уровне. До нас это докатывалось с задержкой примерно в пять лет.


Я не могу сказать, что сделал много за время работы в Radmin. Уйдя в стартап KupiBonus — купонный проект, — я за полгода сделал больше, чем за шесть лет в предыдущей компании. Возможно, динамика жизни в интернете была немного ниже или я боролся с собой: мне казалось, что пора уходить, но я оставался, потому что это хорошая надёжная компания. Я думал: приду на позицию интернет-маркетолога, дорасту до маркетинг-директора — и вот оно, счастье. На самом деле счастье — это достижение целей в создании каких-либо продуктов.


В кризисный 2009 год мне удалось перепозиционировать продукт. Я объездил всю Россию, все федеральные округи, провёл большую работу с продажниками, которые потом распространили нашу систему оптимизации бизнес-процессов по всей стране. И в итоге в кризисный год получилось поднять выручку в России на 30 %.


Какие выводы я сделал для себя, поработав в софтверной компании? Я хотел поменять команду. Я понял, что когда веб-мастер сидит и при мне в буквальном смысле спит, то это беда. Я пытался искать какие-то системы управления проектами, проанализировал кучу разных вариантов. Думал, что если внедрю нормальную систему, то всё сразу заиграет яркими красками. Но на самом деле проблема была в людях. Надо изначально нанимать правильных людей.


Первые стартапы


Мне захотелось создать свою команду с нуля. Уйдя в стартап, я пришёл в готовую команду. Это тоже оказалось проблемой, потому что людей нанимал не я. У нас не было взаимного доверия, приходилось налаживать отношения, а это достаточно сложно. В купонном бизнесе мой рабочий день начинался с шоколадки и чашки кофе в восемь утра, а заканчивался в одиннадцать вечера. Был даже период (конец 2010 года), когда мы работали по 15 часов в сутки. Это очень динамичный бизнес. Топ-менеджмент у нас была сильный, а ребята в моей команде — слабоваты. В итоге многое приходилось делать самому.


Мне говорили: Женя, ты хреновый менеджер, взял всё на себя, ты должен делегировать. И я понимал, что это так. Я не пытался обмануть себя, работал над собой, но всё равно продолжал делать сам, потому что не мог зафакапить проект.


Было очень приятно, когда президент компании, француз, бывший (до 1998 года) владелец OZON.ru подходил и говорил: Евгений, маркетинг — это ключевое. Это так. Я не мог заснуть ночью, пока не придумывал, как бы выполнить план. А план у нас был конский. Я пришёл из компании с бюджетом в 100 тыс. долларов в год в купонный бизнес с бюджетом 200 тыс. евро в месяц. И нам крайне не хватало лидов.


Затем был проект BabyBoom — классический ретейл. Мой совет: не работайте с неподходящими людьми, увольняйте слабых, нанимайте сильных. Например, в BabyBoom и Litres я собирал команды с нуля и зачастую делал выбор в пользу, может, не самого опытного человека, но готового быстро обучаться. В маркетинге нет ничего суперсложного, всё можно освоить за месяц, если нормально подойти к процессу. В итоге гораздо проще выучить людей, чем нанять очень опытных и дорогих. Также у меня был пунктик, чтобы это была именно моя команда.


Но тут есть одна проблема. Boss Cap — Friend Cap. Это то, чему я научился в BabyBoom, стартапе по продаже детских товаров. Сначала мы подняли 1 млн долларов инвестиций, начали увеличивать оборот, выросли в пять раз. Но логистика в детских товарах очень сложная: часто встречаются крупногабаритные товары. Хотя средний чек достаточно большой, маржинальность доходила до 30 %, однако крупногабаритные товары просто убивали бизнес-модель. Логистика сжирала всю маржу. Добавьте сюда далеко не полную информацию об остатках на складе. К сожалению, у нас не получилось закрыть второй раунд инвестиций из-за слишком большого количества рисков. В итоге проект развалился, и я пошёл в Litres.


Growth Hacking


На протяжении всей своей карьеры я пытался искать хаки, нестандартные решения, которые позволяют превзойти конкурентов. Результат — это команда, хороший продукт, хороший маркетинг, хороший менеджмент, но без предпринимательских навыков ничего не получится. Нужно работать на опережение.


Что может привести к успеху? Интеллект, эрудиция, социальная адаптация, помноженные на предпринимательские способности. Человек может быть интеллектуалом, но не особо эрудитом, но при этом иметь высокие способности в предпринимательстве и социальной адаптации. Социальная адаптация — это умение общаться, договариваться, строить взаимоотношения с людьми. Очень полезный навык. Постарайтесь развивать его в себе.


image


Команда — это основа успешности проекта. Ключевая компетенция руководителя — подбор сотрудников. Я сам искал людей, не прибегая к услугам кадровиков. Я тратил много времени, но оно того стоит. Как обычно я выбирал работников? Я смотрел в их добрые глаза и рассказывал о проекте. Представьте: 2011 год, электронные книги — кто их покупает? Это как продавать мороженое эскимосам. Я рассказывал, что в США электронные книги занимают уже 20 % всего книжного рынка, и сейчас мы будем круто расти. Если у собеседника расширяются глаза, он наливается румянцем — значит, правильный человек, ему это интересно.


Если ты будешь заниматься тем, что тебе нравится, то добьёшься большого результата, и это увидят все: руководство, акционеры. Работайте как собственник. Это очень интересная концепция. Я всегда действовал так, будто это мои деньги, и я их трачу. Я не останусь в проекте, который мне не нравится, но я всегда работаю так, будто это мой собственный проект. Это заметят, поверьте. Но не следуйте принципу «я наёмный работник и выше головы прыгать не буду, потому что больше мне не заплатят». Это неправильный подход, обязательно нужна самоотдача.


Представьте себе, например, строителя по найму. Он строит дома тяп-ляп и мечтает о собственном доме, когда будут деньги. И если он 20 лет работал по найму и строил как придётся, как вы думаете, сможет ли он собственный дом построить хорошо? Конечно же, нет. Невозможно стать предпринимателем, не работая по найму как предприниматель.


image


Будьте как Йода. Это прописные истины правильного руководителя в IT. Конечно, должны быть достижения. Если ты приходишь руководить командой, то очень тяжело завоевать авторитет. Нужна открытость. Если ребята понимают, что ты делал, знают о твоих достижениях, то у них не будет вопросов. Если есть достижения, тогда легко вольёшься. Также надо быть лидером и разбираться в IT. Тут мне очень хорошо помогает технический бэкграунд.


Во время работы приходится очень много анализировать. Если человек не умеет пользоваться Excel — скорее всего, у него несистемное мышление, а это значит, что мы не сработаемся. Я не требовал от людей технического образования, главное, чтобы кандидаты понимали базовые принципы. Один пример. В BabyBoom я нанял парня на партнёрские программы, заниматься женскими форумами. Я ему говорю: есть сотни сайтов, давай выберем самые крупные, отранжируем. Сделай мне табличку — и посмотрим, как будем дальше работать. Он пошёл думать, с утра приносит табличку. А в ячейках с рейтингом записаны не цифры 4/5, а «четыре из пяти баллов». Я говорю: а как ты автофильтр включишь? Это же просто символы, а не цифры. Но он меня даже не понял.


Моя ошибка: я недостаточно подробно его расспрашивал на собеседовании. После этого я всем кандидатам давал такое задание: «Представьте, что вы — менеджер партнерской программы в Litres. Существует 10 000 сайтов о книгах. Ваша задача — запартнёриться со всеми этими сайтами. Как вы будете действовать?» Мне важно оценить, как человек понимает бизнес-процессы. Мыслит ли он структурно: «Занесу в табличку, отсортирую по убыванию трафика, возьму топ-20, которые, скорее всего, будут генерировать 80 % трафика, и начну в первую очередь с ними работать». По сути, Excel и Google Docs Spreadsheets — это своеобразные CRM. У меня всё на них сделано и отработано на куче стартапов, никакая система управления проектами не нужна.


Создавая у себя в голове структуру команды и нанимая людей, я всегда давал им понять, где они могут оказаться. Например, кандидату, который пришёл на партнёрские программы, я сказал: «У меня есть план структуры компании на два года вперёд, и здесь есть позиция — руководитель партнёрских программ. Я ничего не гарантирую, но если ты будешь активно расти и развиваться, ты сможешь быть там». В итоге он действительно занял эту должность. И мне это очень приятно. Я люблю, когда сотрудники растут. Также я открыто объясняю, что карьера — это не безоблачный полёт, когда всё ровно и гладко, каждый может забуксовать. Но либо человек движется вперёд, либо мы расстаемся. Есть два состояния: падение и рост. Без вариантов.


О продукте


В 2011 году в Litres мы сделали мобильное приложение. Так себе, просто читалка. Ни закладок, ни заметок, ни синхронизации позиций — ничего, примитивная читалка с каталогом за деньги.


Понадобилось это как-то продвигать. У меня не было опыта в мобильном маркетинге, и я договорился о взаимном консалтинге с компанией Alawar Entertainment, с подразделением мобильных игр. Я консультировал их по классическому вебу, а они меня — по мобильному сегменту. Так я набрался знаний, и мы начали продвигать свою читалку. В 2012 году выручка выросла на 120 %. Тогда в России мало кто занимался мобильным маркетингом так же активно. Мы просто скупали кучу трафика. Как только в AdMob, впоследствии Facebook, появилась реклама, мы были одними из первых в России, кто начал её активно скупать.


Если бы мы в 2011 году решили сначала сделать суперклассный продукт с кучей возможностей и запустили бы его на год позже, то мы бы прозевали решающий 2012 год. Когда я пришёл в Litres, то один из моих знакомых вёл сделку с Dream Industries. Проект Bookmate. И в конце 2011 года эти ребята подняли 30 млн долларов. А у меня бюджет на маркетинг в 2012 году был 9 млн рублей. Как вы думаете, какие у меня появились мысли? А я проработал в Litres только месяц. Прибегаю к генеральному директору: «Серега, что делать?» — «Ну, работать».


Как мы работали? Как лошадям закрывают глаза шорами, чтобы они не видели, что происходит вокруг, так и мы просто понеслись вперёд. Прошёл год, оборачиваемся — а что-то и не видать никого сзади. Time to Market — вовремя сделанный продукт и хороший маркетинг решили судьбу проекта.


image


Само ничего не взлетит. Многие думают, что достаточно сделать превосходный продукт, выложить в App Store или Google Play, и оно попрёт как на дрожжах. Это уже давно не работает. Сейчас необходим системный отлаженный маркетинг, привлечение трафика с кучи разных каналов, анализ конверсий и когорт, внутренняя аналитика. Не надейтесь, что кнопочка «Рассказать друзьям» даст вам мощнейший виральный эффект.


Системный маркетинг


image


Здесь отображён базовый подход к маркетингу. Есть показы, клики, установки и т. д. Допустим, вы покупаете трафик на Facebook. Думаете, что если поставить CPI 50 центов, то Facebook принесёт вам кучу установок. Такого не будет, потому что Facebook берёт на себя все риски за плохой креатив, за плохой лендинг, за плохие описания, низкий рейтинг и т. д. Естественно, что при этом он будет завышать планку. Покажу на примере контекстной рекламы. Проводя собеседования на должности в маркетинге, я задавал простой вопрос: «Объясни, как работает контекстная реклама?» Кандидат говорит: «Вот, есть система ранжирования…» — «А зачем она нужна?» — «Чтобы рекламодатели нормально друг с другом, чтобы была честная сортировка…» Всё не так.


Представьте, что я — коммерческий директор Яндекс.Директа. Моя задача — увеличить выручку на тысячу показов с контекста. Каким KPI можно это выразить? И CPM, выручка на тысячу показов. Как его максимизировать? Алгоритм ранжирования в Яндекс.Директе — это формула, максимизирующая выручку на тысячу показов, и ничего более. Это не система, которая позволяет уравнять в правах рекламодателей. Это система, максимизирующая выручку. Там есть несколько факторов: CTR, CPC. Если у тебя высокий CTR, то на сторону рекламодателя идёт больше трафика, а значит, больше денег.


Есть ещё один — качество лендинговой страницы. Зачем он нужен? Здесь кандидаты вообще терялись и отвечали: «Чтобы людям было хорошо». На самом деле — для увеличения выручки lifetime value. Надо понимать, что тому, кто продаёт вам трафик, нужны деньги. И этот фактор позволяет контролировать уровень доверия к контекстной рекламе. Если пользователь по объявлению перейдёт на лендинг, где окажется совершенно другая информация, то он потеряет доверие к контекстной рекламе и в долгосрочной перспективе будет реже на неё кликать.


Напоследок приведу пример того, что мы делали в купонных системах. Это из разряда growth hacks, как можно хакнуть систему. Тогда на рынке была компания Darberry, потом её купил «Групон». У них было размещение на Mail.Ru Group за 300 тыс. рублей в день. Очень дорого, как мне тогда казалось. Такими бюджетами я управлял впервые. CTR был достаточно низкий, а стоимость за лид получалась 86 рублей, хотя по модели она была около 50. Дороговато, ещё и женская аудитория. Что делать? У меня был сотрудник, который отвечал за макеты баннеров. Он в шесть вечера часов заявляет, что ему пора бежать на учёбу. А мне до одиннадцати надо отправить макет. Я говорю: «У меня кампания стартует, а ты уходишь». — «Ну, сорян». Потом я его уволил, но в тот вечер пришлось сесть и подумать, как быть.


Я просто открыл Paint и нарисовал баннер, написал на белом фоне «–90 %», максимально растянув на весь экран, без окантовки. Не знаю, как тогда это пропустили. Позже, кстати, запретили делать баннеры без окантовки и сделали заливку градиентом. Но тогда это прокатило. Я отправил. Есть книга Стива Круга «Don’t make me think». Надо всё упрощать — чем проще, тем лучше. Благодаря этому примитивному баннеру CTR вырос более чем в восемь раз. Естественно, конверсия в регистрацию упала, но на выходе я всё равно получил стоимость за лид в 34 рубля.


Правда, потом к нам пришла юридическая служба Mail.Ru Group и сказала, что у вас тут написано «–90 %», а на сайте такой акции нет. Действительно, не было. Потом мы начали подбирать акции под такие большие размещения.


Свой стартап


В 2014 году мы с партнёрами решили запустить стартап MoikaMoika. Это запись на мойку без очереди. И звучит неплохо, и рынок приличный. Действительно, есть такая проблема — очереди на мойку. Здесь существует определённая сезонность, но мы рассчитали бизнес-модель, всё прикинули. В 2014 году начали разработку, в феврале 2015-го выпустили на iOS и Android и взялись за маркетинг. Я придумывал всевозможные креативы. Потом, кстати, их блокировали, но какое-то время они работали.


image


Вот пример того, что если поработать над креативом, над CTR, эффективностью, если сделать биндинг по CPI, то результат будет гораздо хуже.


Начальный капитал стартапа — примерно по 300 тыс. с каждого из основателей. Пример расчёта бизнес-модели MoikaMoika с когортами, конверсиями, примерным подходом:


image


MAPS.ME


Что касается MAPS.ME, то сегодня проект где-то на шестом месте в мире по размеру аудитории, при этом мы не пытаемся быть Google Maps, у нас своя ниша и свои пользователи. Сейчас мы — карты для путешественников: лёгкие, быстрые и надёжные, созданные для работы без интернета. В этом сегменте мы лидеры, поскольку основная масса навигаторов «старой гвардии» вообще не рассчитана на пешеходную навигацию, а туристов, передвигающихся без автомобиля, — около 70 %. По оценкам Google, 40 % путешественников предпочитают использовать офлайн-карты.


image


Именно за этот сегмент рынка мы боремся. В год в мире порядка 1,3 млрд путешественников, нам их вполне достаточно :) Однако перед нами стоит задача бороться также за ежедневное использование MAPS.ME, для чего мы активно работаем над функционалом, который позволит лучше удерживать аудиторию. К примеру, в декабре 2016 года мы запустили пробки по 38 странам мира, что позволило поднять уровень дневной аудитории среди автомобилистов и конвертировать пользователей из туристического сценария использования в ежедневный. При этом мы внедряем в весь добавляемый функционал простоту и надёжность: пробки эффективно сжимаются и потребляют в четыре раза меньше мобильного трафика, чем приложения конкурентов, что позволяет использовать нашу навигацию с пробками даже в роуминге. Также весь функционал — поиск, авто-, вело- и пешая навигация, закладки, заметки — работает без интернета. Это не значит, что наши пользователи вообще обходятся без него: по нашей статистике, более 80 % подключаются к интернету в течение дня, что позволяет нам зарабатывать на партнёрских программах с туристическими гигантами вроде Booking.com, с которыми мы за полгода вошли в топ-10 партнёров по объёму бронирований. Интеграция Booking.com для нас — это не только возможность заработать, но и востребованный функционал поиска отелей на карте. Он весьма удобен, если вам важно видеть, где находится отель и как далеко он расположен от транспортных узлов и основных достопримечательностей.


У нас много планов по развитию, сформированных на базе опросов пользователей и бэклогов от нашей службы клиентской поддержки, но все задачи приоритезируются по простому принципу: по вкладу в удержание аудитории, в монетизацию, в привлечение аудитории и по сложности разработки. Это позволяет достигать быстрых побед и двигаться в развитии поступательно, однако немалое внимание мы уделяем и долгосрочному (на три года) стратегическому функционалу.


Если коротко говорить о нашей долгосрочной стратегии, то в рамках туристического сегмента стоит задача расширить применение MAPS.ME, превратить его из инструмента «добраться из точки А в точку В» в полноценный помощник путешественника. Поэтому мы планируем добавлять функционал, востребованный среди туристов: UGC (user-generated content) — рейтинги, отзывы, чтобы туристу было легче выбрать ресторан или любое другое заведение; поиск интересных мест; покупку билетов в музеи и на различные местные активности. Мы убеждены, что карта — это инструмент базовой регулярной потребности, вокруг которого можно надстраивать дополнительный комплементарный функционал, расширяющий сценарии туристического использования. При этом востребованность офлайн-карт будет только расти, особенно в развивающихся странах, где мобильный интернет стоит дорого и имеет плохое покрытие.


В плане монетизации мы также верим в гиперлокальную рекламу, которая в последнее время набирает обороты, ведь малый и средний бизнес значительно ограничен в рекламных инструментах.


У нас сильная команда разработчиков и маркетологов и отлаженная система планирования бизнес-процессов и управления ими. Наш девиз: хорошему продукту — хороший маркетинг. Это позволяет достигать максимальной синергии для проактивного развития проекта и добиваться высоких результатов.



Полезные материалы


Я выложил все свои наработки в открытый доступ бесплатно для любого использования (некоммерческого/коммерческого): www.lisovskiy.ru/edu. Там есть шаблоны примеров расчёта бизнес-моделей в табличках, презентации. Есть подробный обучающий курс: в 2016 году я постарался собрать воедино весь свой практический опыт. Надеюсь, кому-то это пригодится и поможет в запуске новых проектов и развитии существующих.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (29)


  1. mikhailian
    16.06.2017 15:08
    +10

    Беспокойно за подчинённых гражданина Лисовского. Такой нарциссизм у менеджера не может не угнетать.


    1. azacepin
      16.06.2017 19:09

      На самом деле, такой подход и взгляд на работу вдохновляет подчиненных.


    1. eugene-lisovskiy
      16.06.2017 20:39
      +2

      Эта статья/пост – расшифровка моего выступления перед учениками сервиса GeekBrains (школьники и студенты в основном). Цель выступления – вдохновить молодежь на развитие и новые достижения, поделиться моим личным опытом от начала интереса к ИТ и до сегодняшних дней, рассказать мои про ошибки и достижения, описать личный путь развития и борьбы со своими страхами. Такое повествование крайне сложно сделать обезличенным, да и не нужно. Когда-то студентом и я слушал в МЭИ на кафедре речь предпринимателя, который меня вдохновил. Он выступал ради славы и самолюбования? Многие предприниматели считают своим долгом делиться опытом с подрастающим поколением, потому что люди охотнее верят реальным достижениям людей, а не бизнес-коучам, цитирующим прописные истины. Впрочем вы правы, со стороны этот пост выглядит как ярмарка тщеславия :) А еще я крестиком вышивать умею ;)


  1. savostin
    16.06.2017 15:38
    +2

    В качестве бесплатной идеи — добавьте поддержку путешественников по воде (т.е. байдарочников). Ни у кого такого нет ;)


    1. eugene-lisovskiy
      16.06.2017 17:11
      +1

      В бэклоге от пользователей эта фича имеется :) Плюс водные пути есть в OpenStreetMap (и в этом сила ОСМ). Нам регулярно пишут любители яхтенного спорта с таким же запросом, но у нас пока в приоритете задача по навигации городским транспортом: в туристической поездке для массового пользователя вещь незаменимая.


  1. roboter
    16.06.2017 16:21
    +4

    уволил человека которому на учёбу надо, очень круто!


    1. eugene-lisovskiy
      16.06.2017 20:55

      Каждый раз, когда мне приходилось кого-то увольнять – это была моя личная боль. Таких случаев было очень мало, но они были. Я убежден, что корень проблемы не в том человеке, которого увольняют, а в руководителе, который его нанимал и не доработал как HR или лидер. Конкретно этот случай особый: этого парня нанимал не я, ибо я пришел руководить уже готовой командой. Это был мой урок который я усвоил на всю жизнь: собирай свою команду единомышленников и много инвестируй личного времени в HR и развитие команды, тогда и не будет увольнений. Безумно круто то, что мы с основателем MAPS.ME (Юра Мельничек) мыслим одинаково и во многом похожи в подходах к бизнесу и к жизни, поэтому мой приход во главу компании был органичным. Думаю такое бывает не часто.


    1. HimaGoriewna
      19.06.2017 17:50

      Скорее даже человека, который работал согласно графику, а не от забора до полуночи. И строил планы, ориентируясь на рабочий график.


      1. eugene-lisovskiy
        21.06.2017 13:29

        Посмотрите на это со стороны бизнеса: этот человек просто попал в неподходящую для него команду, в результате чего и возник конфликт. Вся команда проекта была ориентирована на результат и работала в поте лица, а он не выполнял свои KPI и часто подводил, при этом он со всеми «дружил». Есть такая категория работников, которые компенсируют свои низкие результаты работы дружбой с коллегами. Такие люди отлично чувствуют себя в крупных компаниях где нет контроля показателей эффективности. И график работы тут вообще ни при чем. Как же поступить работодателю, если не получается добиться от сотрудника результата и наладить с ним взаимопонимание? Разумеется заменить его, ведь это бизнес и ничего личного тут нет. По опыту скажу, что в принципе крайне трудно добиться в жизни серьезного результата работая четко с 9 до 18, просто потому что жизнь не такая прямолинейная. Все успешные люди в ИТ индустрии, которых я знаю — работают очень и очень много. Они не требуют компенсации за переработки, потому что сперва показывают отличный результат и естественным образом растут профессионально и материально, получая более высокую ЗП, бонусы, опционы и тд. Утром стулья — вечером деньги и никак иначе. Поймите, всегда будут времена, требующие сверхусилий. В такие времена увольняют «балласт» и повышают ЗП и бонусы эффективным сотрудникам. Работа это минимум 50% вашего жизненного времени. Это как семья и дружба: разве вы готовы всю жизнь прожить с человеком, с которым у вас нет общих интересов и взаимопонимания, даже если вы заключили официальный брак? Разве вы возьмете с собой на восхождение на Эверест ненадежного конфликтного человека? По теме построения, удержания и развития команды есть много полезных книг, написанных владельцами бизнесов, почитайте. Вот небольшой список рекомендуемых мной книг, если будет интересно:


  1. Finick95
    16.06.2017 17:41
    +3

    Пожалуйста, если собрались делать полноценный помощник путешественника, помните за что вас любят и не теряйте это — maps.me карты для путешественника, легкие и быстрые.

    когда телефон заряжен и есть интернет, maps.me мне не нужен, все потребности решают букинг, гугл мэпс и трипэдвайзер. А вот когда зарядка на нуле и ты в роуминге, вот здесь maps.me выручает. Да, это одно использование в месяц, но больше и не требуется


    1. eugene-lisovskiy
      16.06.2017 19:54
      +1

      У нас нет задачи становиться Google Maps (карты для всех и всего), TripAdvisor (каталог UGC по ресторанам/отелям/достопримечательностям) или Waze (авто-навигатор). В этих нишах уже есть свои лидеры с огромными деньгами и сильными брендами. Тягаться с такими титанами «в лоб» на их поле – гарантированное поражение. У нас своя ниша где мы уже №1 – Travel Maps. В этом направлении мы и развиваем продукт, сохраняя нашу ДНК:

      • Простота: мы ориентируемся на массового туриста, поэтому большого количества настроек как в OSMand у нас не будет, что обеспечивает нам понятный UI и высокую скорость работы.
      • Надежность: ключевая фишка maps.me — работа либо без интернета совсем, либо с очень плохим соединением. Поэтому проектируя новый функционал мы делаем так, чтобы он хорошо работал без интернета, либо потреблял его очень мало. Доля пользователей смартфонов с 2G интернетом еще очень велика (около 40%).
      • Удобство: поскольку наша тема – путешествия, то мы копаем вглубь, улучшая функционал для туристов. Поэтому мы сотрудничаем с Booking.com и другими партнерами по туристическому сегменту, чтобы обогатить приложение комплементарными сервисами.

      Эта концепция позволяет не только сохранять качество продукта и лучше удерживать туристическую аудиторию, но и получать дополнительную монетизацию (все таки мы коммерческая организация). Непрямая монетизация – крайне сложная штука, надо сказать. При этом мы активно развиваем OSM, что в будущем позволит нам конкурировать с Google Maps и другими коммерческими картами по качеству данных.


  1. MarinaGrom
    16.06.2017 18:14
    +1

    я не слышала еще про это приложение, не смотря на то что оно как утверждается на 6 месте, нужно поюзать, может понравится, можно например сравнить точность адресов с гуглом хотя бы, у гугла явно есть проблемы с точностью, даже на своем личном опыте это не раз выливалось в лишние траты времени при поиске нужного места, а гугл настойчиво утверждал что я уже на месте :)


    1. eugene-lisovskiy
      16.06.2017 20:07
      +2

      В России нас не так хорошо знают, как в Европе :)
      Аудитория MAPS.ME по регионам: Европа – 47%, Азия – 28%, Америка – 15%, Средний Восток – 7%, Африка — 3%, Океания: 1%. В России у нас около 8% аудитории. На данный момент у нас более 75 млн установок приложений в мобильных сторах. Поскольку поиск у нас работает в офлайне, то мы несколько ограничены в инструментах машинного обучения. Нам пока тяжело тягаться по точности поиска с онлайн сервисами, но в вы оцените возможность воспользоваться картами в любой точке мира без интернета :) Данные карт у нас из OpenStreetMap (Википедия в картах): местами они сильно лучше чем у Google, а где то хуже, но мы над этим работаем :)


  1. Roquie
    16.06.2017 23:01

    «Упрощенная модель расчета когорт на примере проекта МойкаМойка» — ссылка не доступна на сайте, пишет 404 ошибку. Очень любопытно, поправьте ссылку, пожалуйста :)


    1. eugene-lisovskiy
      17.06.2017 11:04

      Спасибо, пофиксил :)
      Вообще все материалы лежат в этой папке на Google Drive с доступом на чтение для всех. Нужный вам документ называется: «Marketing P&L & Monetization Model Template». Также рекомендую присмотреться к Full Education Course.


      1. Roquie
        17.06.2017 14:03

        Благодарю!


  1. vershov
    17.06.2017 02:47

    А кто у вас провайдер пробок?


    1. eugene-lisovskiy
      17.06.2017 11:06

      На этот вопрос мне, к сожалению, не позволяет ответить NDA с провайдером. Могу лишь сказать, что это один из крупнейших в мире агрегаторов данных по трафику, собирающий данные от более чем 100 различных партнеров по всему миру.


  1. avost
    17.06.2017 11:40
    +2

    Литрес? Оглянулись и не увидели никого позади? Серьёзно? Это ведь от того, что организовывали ддос атаки на конкурентов и совершенно ублюдочный бандитский налёт на программы-читалки?.. Ну, да, никого позади бандита аутсайдера и быть не может.
    В этот стиль прекрасно вписывается и незаконное увольнение сотрудника за отказ работать сверхурочно (ему хоть была предложена положенная законом повышенная ставка за сверхурочку?)
    Странные поводы для гордости… Я бы вычеркнул это из резюме и никогда не вспоминал от стыда…


    ЗЫ А мапсми, конечно, хороша. Можно фичереквестов?
    1.управление важностью отображаемых категорий poi. В мелком масштабе сначала навязчиво лезут бесполезные гостиницы-апартаменты, и только при укрупнении промеж них появляются какие-то полезные объекты. Не, я понимаю, что там деньги и их, согласно всем маркетоидным канонам надо впаривать максимально навязчиво (спасибо хоть не литресовскими методами), но сделайте, хотя бы кнопку руления.
    2.прокладка пешеходных маршрутов по городу иногда крайне странная.


    И вопрос — результаты редактирования карт уходят в осм или это только локальные изменения на конкретном девайсе? Я так этого и не понял, не могли бы рассказать какая там процедура и что происходит?


    1. eugene-lisovskiy
      19.06.2017 17:48

      По MAPS.ME:

      • POI: тут есть некоторые технологический ограничения, связанные с алгоритмами оптимизации объема данных (благодаря которым наши карты быстрые, а их вес примерно в 4 раза меньше чем у Google). Но задача под названием «динамические персонализированные стили карт» есть, просто мы ее пока отложили. Ручной привод под вопросом: мы все же ориентированы на массового пользователя, которые негативно реагирует на большое количество настроек.
      • Навигация: да, в прошлом году нам пришлось с нуля написать новый алгоритм построения маршрутов, поскольку OSRM не позволял нам внедрить пробки, плюс имел ряд ограничений по многоточечной маршрутизации. В результате алгоритм получился сыроват, но мы его допиливаем, в первую очередь работаем над скоростью, вариантами маршрутов (исключение грунтовок, платных дорог). Зато благодаря новому движку навигации удалось на 20% сократить объем данных, при сохранении полноты данных, разумеется.


      По поводу ЛитРес вы заблуждаетесь:
      • Никаких DDoS атак на конкурентов не было, но была и есть совершенно законная борьба с пиратами всеми доступными юридическими инструментами. Есть отдельная категория граждан, которые отрицают авторское право и считают, что любая электронная книга должна распространяться бесплатно. Они называют ЛитРес «копирастами» и поливают помоями и дезинформацией при любом удобном случае. Ну вы понимаете как это работает: один уважаемый человек (скажем известный блоггер) закинул ложную информацию (сгустив краски), ему поверили остальные и пошло поехало. Стандартная схема вирального анти-PR. К сожалению, в интернете есть простое правило: правда за тем, кто громче кричит. Хорошо подготовленная и посеянная через блоггеров ложь быстро превращается в правду, поскольку в нее верит большинство. Мало кто докапывается до истины, а если и докапываются уже ничего не изменить: PR волна проходит быстро и ее результат остается неизменно за тем, кто громче кричал. Уверен и вы моим словам едва ли поверите. Мы кстати планировали сперва привлечь некоторых блоггеров за клевету, но нас отговорил один опытный блоггер, объяснив что эту войну мы проиграли и попытки что-то доказать и кого-то наказать только сделают хуже.
      • Не было и никакого «налета» на читалки, просто велась легальная работа по очистке мобильных сторов от пиратов. К сожалению, многие читалки злоупотребляют наличием пиратки, от чего и страдают. По результатам первого мониторинга Google Play в список на удаление попала популярная читалка MoonReader, в которой разумеется была пиратка. Однако в AppStore процедура удаления сложная: там сперва менеджер связывается с владельцем приложения и с заявителем и предлагает им договориться. В Google Play такого не было (не знаю есть ли сейчас) и приложение было удалено автоматически сразу после отправки претензии (без разбора). Если бы процедура балы похожа на AppStore всей этой истории бы не было. Ну а дальше создатель приложения организовал на нас PR-атаку, преподнеся все в совершенно ином свете. Многим хочется верить в теорию заговора, она более красочная и эмоциональная и вызывает желание бороться за справедливость.
      • Сотрудник, которого я уволил (формально — по соглашению сторон с выплатой 2 окладов) был вообще не из ЛитРес (это было в 2010 году), впрочем это не важно. Сверхрезультат требует сверхусилий, но и подразумевает хорошую оплату. Теперь я просто не нанимаю людей, которые не разделяют моих убеждений в подходе к работе. Работа — это большая часть нашей жизни. Не рекомендую и вам работать с людьми, с которыми вам не комфортно. В ЛитРес мне тоже приходилось расставаться с людьми (это были увольнения по собственному желанию). Это и правда не повод для гордости, а менеджерская ошибка, ибо я этих людей нанимал. Почему я про это рассказываю — я делюсь своим опытом, чтобы другие не совершали моих ошибок. Один из важнейших скилов любого менеджера — умение признавать свои ошибки и не скрывать их. Это гарантия того, что вы понимаете что это была ошибка и будете работать над тем, чтобы таких ошибок не было в будущем. Никому не рекомендую работать с людьми, которые не разделяют ваши ценности. А если так получилось — расставайтесь с такими людьми.
      • Раз вы так легко судите о том, что правильно а что нет в управлении людьми, значит у вас есть личный богатый опыт управления и серьезные достижения? Поделитесь здесь, пожалуйста :)


      1. avost
        23.06.2017 16:24

        В читалках нет "пиратского" контента, это враньё. Собственно, до этого бандитизма я довольно много покупал книжек на литресе, но после налёта — где угодно, кроме литреса и активно отговариваю всех, до кого могу дотянуться.


    1. eugene-lisovskiy
      19.06.2017 18:03

      Про OSM забыл: да, разумеется все данные уходят напрямую в OpenStreetMap, правда они сперва кэшируются (мы же офлайн карты в первую очередь) и отображаются на клиенте, а при наличии подключения к интернету – отправляются на сервера OSM (правда надо сперва зарегистрироваться в ОСМе через веб-вьюху). На данный момент мы привлекли в OSM более 150к редакторов, которые внесли уже более 1,5 млн правок, при этом почти 40% активных маперов ОСМ мапят через MAPS.ME (POI конечно).


      1. avost
        23.06.2017 20:04

        Спасибо, я примерно так и понял и почти одновременно получил подтверждение и от вас и на практике вместе с обновлённой картой. ;)
        Теперь стало интересно, то ли одна из моих прошлых правок не прошла, то ли кто-то откатывал её назад к ошибочному варианту…


  1. mgis
    17.06.2017 12:08
    +1

    По образованию я инженер-радиотехник, специальность — «биотехнические и медицинские аппараты и системы»

    Я думал я один такой программист, который из медтехников вышел)


    1. eugene-lisovskiy
      19.06.2017 17:50

      Наш набор в МЭИ в 1999 был экспериментальным. Кажется было всего 2 выпуска по этой специальности, а жаль, ведь биотех, медтех и робототехника сейчас на подъеме.


  1. Viviere
    19.06.2017 17:19

    Евгений крутой.
    Собеседовался к нему в 15-минутном формате и не прошел в свое время. Помню вопрос про партнерку, но мыслил совсем в другую сторону, не про табличку, а как вообще связать всех партнеров и сделать платформу для этого.

    Единственное что смутило: я пользуюсь мэпс ми и не понимаю что с ним произошло хорошего за последнее время (читай как было куплено мейлом и руководителем стал Евгений). На мой взгляд никакого позитивного движения нет.


    1. Zverik
      26.06.2017 13:35

      Пробки, букинг, редактор — не позитивно разве? Для заказа убера в мэпсми интерфейс лучше, чем в приложении убера. Пешеходный роутинг появился. Стиль поменялся на более представительный и не кричащий. Ну и куча другого всего. Позитивное движение не заметить, если искать только негативные стороны, конечно.


  1. kerekemes
    19.06.2017 17:51

    MAPS.ME — отличный проект! Пользуюсь и очень доволен.


  1. Dangear
    20.06.2017 11:40

    Ну хоть кто-нибудь из навигаторов уже сделайте синхронизацию хотябы с obd2 интерфейсом автомобиля и подсказывайте ближайшие заправки, основываясь на данных о расходе и остатке бензина. А если предполагаемый маршрут на авто занимает много времени, то предлагайте варианты начлега по пути. Автосервисы, шиномонтажки, мойки: такой маркетинговый фронт для вас. Еще год газад пытался достучаться до Яндекс.Навигатора с этой системой, но даже банальной отписки не кинули.