В виртуальном городе Mcity при Университете Мичигана продолжают эксперименты с моделированием будущего, в котором большинство автомобилей на дорогах будут беспилотными. В таких условиях основную угрозу безопасности будут те оставшиеся архаичные автомобили, которыми по-прежнему управляют люди. Нужно быть готовыми к тому, что они будут вести себя агрессивно на дороге в окружении беспилотников, резко перестраиваться, превышать скорость, резко тормозить, проезжать на красный свет, врезаться в столбы и т. д. Исследователи сейчас моделируют различные ситуации, когда среди аккуратных робомобилей появляется человек-беспредельщик. Они выяснили, что значительно повысить безопасность на дорогах в таких условиях можно, если беспилотные машины будут общаться между собой. Объединив их в единую сеть, мы значительно повышаем общий «интеллект» системы.
Инженеры приводят некоторые примеры типичных ситуаций, которые испытывали на полигоне Mcity. Например, автомобиль с человеком-водителем мчится на перекрёсток, где горит красный свет. С другой стороны перекрёстка приближается поток автомобилей, первым из которых едет беспилотный Lincoln MKZ. Ему горит зелёный, и перед камерами и лидаром этой машины абсолютно чистый перекрёсток, который можно проезжать. Однако он не делает этого, а плавно тормозит — и уступает дорогу нарушителю, который внезапно появляется из-за поворота.
Другой пример. Автомобиль аварийно остановился и перегородил дорогу сразу за «слепым поворотом». Однако Kia Soul, которая мчалась позади, начинает тормозить уже перед поворотом, когда аварийная машина ещё не появилась в поле видимости. Она даже не применяет аварийное торможение, а плавно понижает скорость и останавливается на обочине даже раньше, чем пассажиры увидели препятствие.
Это два примера того, как коммуникация между машинами кардинально повышает безопасность на дорогах.
Упомянутые Lincoln MKZ и Kia Soul — беспилотные исследовательские автомобили, объединённые в общую сеть. Автопилоты этих машин принимают решения, учитывая информацию, которая поступает с других автомобилей и с объектов инфраструктуры на дороге. «Мы верим, что связанность и автоматизация вместе предоставляют величайший потенциал, чтобы сделать транспорт безопаснее, а также снизить потребление топлива и дать возможность пользоваться автомобилями тем, у кого мало возможностей или вообще нет возможностей сделать это сегодня», — говорит Кэрри Мортон (Carrie Morton), заместитель директора Mcity, общественно-частного партнёрства, которое изучает транспорт будущего.
Система коммуникации между автомобилями традиционно называется V2V (vehicle-to-vehicle). Идея совершенно понятна. Автомобильные камеры и лидары — это глаза машины, но они не могут увидеть препятствие и оценить дорожную обстановку за слепым поворотом, за ограждением, за деревьями, вне зоны видимости приборов. Технология V2V меняет ситуацию. В единой сети автомобили обмениваются по беспроводным защищённым каналам информацией о своём местоположении, направлении движения и скорости. Передаётся до 10 сообщений в секунду по каналам Dedicated Short Range Communications или DSRC.
Гораздо надёжнее, если информацию со светофоров автомобиль тоже принимает по радио, а не ориентируется только на сигнал камеры. Светофор может отсвечивать или быть плохо виден, а вот радиосигнал точно не перепутает цвета. К тому же, по V2V можно передать время, которое осталось до смены сигнала светофора, так что автомобиль спокойно планирует свои дальнейшие действия.
Разнообразные дорожные ситуации с использованием V2V сейчас испытывают на полигоне Mcity. Кроме настоящих автомобилей, здесь по дорогам ездят и виртуальные «призраки». Инженеры разработали специальную систему дополненной реальности, чтобы заполнить дороги виртуальным автомобильным трафиком и таким образом сделать испытания более реалистичными. Кстати, здесь ездят не только виртуальные автомобили, но даже есть один виртуальный поезд. Все они подключены к единой сети V2V, так что для беспилотных машин нет разницы, едет рядом настоящий автомобиль или виртуальный. Для исследователей это возможность проверить в действии уникальные сценарии, которые было бы слишком дорого проверять в реальности, когда дороги заполнены плотным трафиком.
Тестовый полигон Mcity представляет собой 13 гектаров смоделированной городской и пригородной среды, где можно проверять самые опасные сценарии, прежде чем выпускать беспилотные автомобили в «дикие» условия настоящих городов. С момента открытия в 2015 году к проекту Mcity присоединились более 65 представителей индустрии, и его технологические возможности возрастают с каждым годом. Ту же систему дополненной реальности добавили в прошлом году. Некоторые эксперименты ведутся на условиях свободной лицензии open source. Например, автопилот Lincoln Open CAV (Connected and Automated Vehicle) выпускается на платформе с открытым исходным кодом.
Хотя беспилотные автомобили обещают кардинально повысить безопасность на дорогах, но им нужно отъездить ещё миллиарды километров в испытательном режиме и отработать множество опасных сценариев, прежде чем такие машины полноценно допустят на все дороги общего пользования.
Комментарии (20)
papikus
26.06.2017 22:52А если взломаная машина (мы же понимаем, что обсолютной безопасности не бывает) передает неверные данные?
teifo
27.06.2017 04:10Технооптимисты, насколько я понял, считают, что этим всем можно пренебречь. Живой водитель изначально настолько опаснее на дороге, что даже теоретические массовые заражения вирусами беспилотников, перехваты управления и взломы, принесут меньше вреда.
telobezumnoe
27.06.2017 08:16так ни кто не собирается убирать из авто автономные средства контроля и автоматики, которые будут управлять без отсутствия внешнего управления и на конечном этапе все же иметь больший приоритет. это на пример как для защиты эл двигателя от перегрузки стоят токовые реле, и какие бы сигналы не выдавала система управления, двигатель отключается, подобное и здесь. а по поводу боязни, уже сейчас ваши злые хакеры могли бы отключать электроснабжение, светофоры, или банковскую систему, последствие воздействия на которые уже сейчас могли бы парализовать город и тд… автоматика наоборот позволяет исключать человеческий фактор.
Welran
27.06.2017 07:57ИМХО будущее не за автопилотами, а за централизованными городскими системами управления потоков. А автопилоты будут работать только при отсутствии сигнала или между городами.
Semerkhet
27.06.2017 08:00Вот одного понять не могу: если я не из адреса «а» в адрес «б», а на озеро например искупаться (да, морж я этим летом). То как вообще?
Этоже как маршрутка получается только без водителя. Хочется шашлыков в любимом месте, а в выборе только ближайшие станции подзарядки. Проехал мимо, нагрузил на себя рюкзак, и здоровый образ жизни до любимого места растления духа и плоти…
STingerOid
27.06.2017 08:18Что только не придумают, лишь бы не строить рельсы.
Сначала надо создать невероятно сложные «умные» автомобили, а потом невероятно сложную специальную инфраструктуру для них, так как для движения среди «глупых» пилотируемых человеками автомобилей эти «умные» автомобили слишком тупы =)
А ведь всего лишь надо заменить полосы движения на рельсы, и большинство проблем в создании беспилотного автомобиля отпадут сами собой.
Iremel
27.06.2017 09:06Будет и такая ситуация.
Вдруг один тяжелый грузовой робомобиль, ехавший на большой скорости, вышел из строя и несется неуправляемый на встречную полосу, где едут автобусы с детьми.
Чтоб спасти их мгновенно принимается решение и в качестве их спасения в лоб неисправному бросается другой грузовой робомобиль. Ну или другой робомобиль, который позволяет получить в итоге минимальное число жертв из всех вариантов.
Правда рельсы были бы менее проблемными. Особенно, если подвешены над землей — чтоб не пересекаться с пешеходами и велотранспортом.teifo
27.06.2017 10:28В идеальном мире возможно, а в нашем, кто потом платить будет за разбитый чужой грузовик и кто будет нести ответственность за выбор того или иного грузовика в качестве тормоза?
icWasya
27.06.2017 11:39«Эмоция жалости».
http://modernlib.ru/books/gurfinkel_b/emociya_zhalosti/read_1/
И, кстати, про рельсы то же.
cepera_ang
28.06.2017 11:24Решать несуществующие проблемы — любимое дело всяких философов. И грузовой автомобиль гружённый ядерными боеголовками, ломается неожиданно, потому что в нём никаких систем диагностики нет и никто ТО перед рейсом не делает, и у робот никаких не остаётся средств управления — ни реверса двигателем, ни тормозов, ни руля, ни рассчитать траекторию и оповестить другие транспортные средства, как на видео в посте робот не может. И дорога для грузовых автомобилей обязательно там же проходит, где навстречу едут сплошные автобусы, гружёные маленькими детьми. И конечно же, разделители встречных полос демонтировали вот только что, прямо перед проездом грузовика.
Может вместо фантастических сценариев с самопожертвованием другими автомобилями, лучше брать опыт например из авиаиндустрии и разрабатывать регламенты и правила позволяющие исключить возникновение таких ситуаций? Чтобы транспорт был исправен, проверен и двигался по инфраструктуре предусматривающей пассивную безопасность на случай нештатных ситуаций? Когда последний раз была крупная авиакатастрофа по вине техники в развитых странах?
telobezumnoe
по мне так лет через 15 законодательно необходимо вообще запрещать человеку управление транспортным средством по дорогам общего пользования. тогда и сквозное пересечение перекрестков будет возможно без снижения скорости, разруливать транспортные потоки избегая пробок. а если хочется покататься велком на автодром где можно отвести душу. надеюсь это всё же произойдет в ближайшие 15-30 лет
MTyrz
QR-code
А если через 15 лет робомобилей не будет? Или эта опция будет стоить как неплохой автомобиль?
Если же они появятся и будут доступными, то зачем запрещать, люди сами с радостью на них пересядут.
А пешеходов и велосипедистов тоже запретить? Или вшить им модуль автопилота?
Это невозможно. Пробки появляются там, где не хватает пропускной способности дороги. Как бы вы не оптимизировали движение, это даст лишь временный эффект, т.к. уменьшение пробок приведет к увеличению привлекательности автомобилей и, соответственно, увеличению пробок.
telobezumnoe
даже одновременное трогание со светофора уже способно хорошо увеличить пропускную способность перекрёстка, а пропускная способность сильно зависит от средней скорости, стоит появиться паре ям на дороге, снизив среднюю скорость как лавинообразно образуется пробка. или пример из движения в колонне, первый автомобиль чуть притормозил, следующий за ним притормозил ещё сильнее, в итоге движущийся последним вообще остановился, а затем что бы догнать колонну и выровнять дистанцию ему приходиться разгоняться чуть ли не в два раза выше, чем скорость первого авто. автоматизированное управление позволит всего этого избежать, и увеличить пропускную способность дорог и среднюю скорость
QR-code
Как я уже говорил, все это даст временный эффект. Как только пробки уменьшатся, количество людей передвигающихся на автомобиле увеличится и пробки снова вернутся, возможно даже в большем масштабе.
sumanai
Число людей, использующих авто, не может быть больше 100%. И регулировать их число можно другими способами, например, повышением налога.
QR-code
А этого и не требуется. Город превратится в сплошную пробку гораздо раньше. В той же Москве большинство пользуется ОТ, но это не мешает ей стоять в километровых пробках.
Об этом и речь. Робомобили и системы управления трафиком полезны, но единственный способ избавиться от пробок — это ограничение использования автомобилей и развитие ОТ.