В нескольких видео легендарных создателей шайтан-устройства с шариками, группы Wintergatan, демонстрируется не менее интересный инструмент — Modulin. Как и в случае с другими DIY экспериментами коллектива, создателем устройства является Мартин Мулин.



Необычный брутальный облик «сенсорной скрипки» Мулина: гриф, прикреплённый к панели с большим количеством регуляторов, разъёмов и проводов — впечатляет. Несколько необычными являются техника звукоизвлечения и звуковые возможности устройства. Фактически это полноценный одноголосый аналоговый синтезатор с достаточно широкой звуковой палитрой, где вместо стандартной клавиатуры использован своеобразный «сенсорный» гриф (Ribbon controller). Заглянув под кат, вы сможете подробнее узнать об инструменте, его составляющих и его аналогах в прошлом.

(P.S. материал не содержит новостей, по сему прошу людей, бдительно следящих за Wintergatan, обойтись без комментариев из цикла «этжбаян». Заранее благодарен»)


Впервые увидев этот внушительный агрегат, я подумал, что Мартин самостоятельно создавал все блоки и убил кучу времени. Всё оказалось проще. Он просто скомпилировал модули, выпущенные компанией Doepfer, чтобы получить необходимую ему эргономику и функционал. Т.е., если справедливо подходить к вопросу авторства, Мулин выступает скорее разработчиком компоновочной схемы (на мой взгляд, очень удачной и интересной) и конструктором своего детища.

Истоки


Можно смело утверждать, что самым близким предком модулина является электронная виолончель легендарного Льва Термена. Известно, что Термен создал грифовый бесструнный электронный инструмент ещё в начале 30-х, работая в США. Звуки из виолончели извлекались путём прикосновения пальцами к грифу, а специальный рычаг выполнял роль педали громкости.

Позже, в 1965 г., уже работая в Лаборатории музыкальной акустики Московской Консерватории, Термен развивает концепцию своего изобретения и предлагает оснастить «грифовый электронный инструмент» возможностью гармонического сопровождения основного тона с использованием специальной клавиатуры. Эту функцию планировалось осуществить с использованием дополнительного генератора, управляющего напряжением.


К сожалению, в далёком 1965-м инструменту Термена не суждено было появиться в виде серийных образцов. Роковые для изобретателя статьи в западных изданиях о том, что он жив, плачевно отразилось на его работе в консерватории, откуда легендарного инженера без зазрения совести уволили. Прототипы инструментов были уничтожены.


Кроме того, в разные годы прошлого и настоящего столетия появлялось достаточно большое количество инструментов, которые в той или иной степени можно считать предшественниками Modulin. Практически все эти разработки роднит применение интерфейса управления, а соответственно, основной способ и приёмы звукоизвлечения. Этим интерфейсом стал так называемый ленточный контроллер (Ribbon controller).


Устройство, во многом аналогичное «сенсорному» грифу Термена, использовалось в таких инструментах как Trautonium, Tannerin, Dewanatron (Swarmatron). Причиной относительно широкого использования Ribbon controller стала возможность упрощенного исполнение приёма глиссадо, а также возможность более удобного создания некоторых эффектов.

Анатомия


На смену архаичным ленточным контроллерам пришли новые миди инструменты, обладающие теми же достоинствами. Для Modulin был использован Ribbon controller Doepfer R 2M, который может использоваться как для аналогового (CV/Gate), так и для цифрового (Midi) управления. Следует отметить, что все модули, использованные в инструменте сделаны Doepferr.



Есть предположение, что Мулин использует именно их устройства не только из-за пресловутого немецкого качества, но и в связи с тем, что именно эта компания является официальным продолжателем дела великих Фридриха Траувайна и Оскара Сала (отцы траутониума).

Контроллер состоит из двух частей, собственно, «сенсорного» резистивного грифа и блока управления, который получает данные о положении пальцев от грифа и преобразует их в Midi и CV/Gate сигнал.



Интересно, что в контроллере (на грифе) установлены датчики давления (нажима), позволяющие получать дополнительные возможности при исполнении.

Динамика исполнения реализована благодаря блоку с двумя колёсами модуляции. Одно колесо отвечает за частотную модуляцию, другое за амплитудную, подобно рычагу в виолончели Термена. В оригинальном инструменте Мулина использован блок Doepfer A-174-2.



Ядром инструмента является генератор, управляемый напряжением, во многом аналогичный тем, которые использовались для синтезаторов 60-х – 70-х. В оригинальной конструкции это Doepfer A-110-1 Standard VCO. Устройство генерирует сигналы в частотном диапазоне 7 октав от 15 Гц до 8 кГц и позволяет использовать 4 формы волны: квадрат, пилообразную, треугольную и синусоидальную.



Для управления длительностью звучания – стандартными параметрами ADSR, атакой, спадом, поддержкой и затуханием, применяется соответствующий генератор огибающей (A-140 ADSR Envelope Generator), который соответственно имеет 4 регулятора (Attack, Decay, Sustain и Release).



Сочное, насыщенное звучание инструмента и возможности его изменения достигнуты благодаря использованию фильтра A-120 24dB Low Pass, с помощью которого можно определить частоту среза. На официальном сайте Doepfer опубликовано гордое сообщение о том, что в A-120 они смогли полностью повторить звук и возможности оригинального фильтра синтезаторов Moog.



Инструмент позволяет регулировать скорость вибрато, использован Doepfer A-145 LFO Modulation Generator. Доступно генерирование управляющих сигналов с пятью формами волн: пилообразные, перевернутые пилообразные, треугольник, синус и меандр.



Реалистичное портаменто, почти как на реальной скрипке, обеспечено использованием лимитера (ограничитель скорости нарастания выходного напряжения) A-171-1 Voltage Controlled Slew Limiter.



Для регулировки глубины модуляции, изменения её полярности, тонкой настройки и октавного переключения использован прецизионный сумматор напряжения A-185-2 Precision CV Adder.



Все эти блоки закреплены на куске фанеры и соответствующим образом закоммутированы. Для удобного удержания инструмента к фанере прикреплена рукоятка, позволяющая удерживать модулин как скрипку и при этом управлять амплитудной модуляцией и питчем. Дальше – питание, усиление и вперед к экспериментам!



Стоимость инструмента


Среди использованных модулей и материалов, самый дорогой стоит около 280 Евро (ribbon controller), самый дешевый 40 Евро. По моим не слишком точным подсчетам, без учета затраченного времени и сил сборка инструмента обошлась Мартину в сумму, не превышающую 1300 Евро. Если, конечно, все интересовавшие его модули не были предоставлены Doepfer бесплатно в качестве промо вложения или из большой любви к электронной музыке.

Итог


Чтобы рассказать о том, как работает и как может звучать его инструмент, Мартин Мулин записал специальное видео, где описывает приёмы и практическое использование различных блоков.

К сожалению, в открытом доступе не встретилось коммутационных схем инструмента, но полагаю, что минимальные знания принципов работы аналоговых синтезаторов и даташиты производителей, помогут не ошибиться при подключении блоков. В качестве массовой DIY-концепции устройство безусловно дорогое, но применение midi-контроллера открывает широкие возможности для использования цифровых эмуляторов вместо аналогового железа.

Стоит также отметить, что ленточные контроллеры достаточно популярны в среде экспериментаторов от музыки, особенно в Японии и США, но Мартин Мулин один из тех не многих, кто способен заинтересовать не только самим экспериментом с необычным инструментом, но и качеством создаваемых произведений.

Комментарии (16)


  1. nafikovr
    10.08.2017 09:29

    пошел в комментарии узнать что за трек, но тут пусто...
    научился читать


    1. skylevels
      10.08.2017 14:38

      Давно слежу за этим дядкой, у него группа мызыкальная, и еще классный видос с марибл машин.


  1. master65
    10.08.2017 10:13
    +3

    этжбаян


  1. fotofan
    10.08.2017 12:29
    -3

    Объясните мне, зачем до сих пор производят это старьё на элементной базе 80х годов? Это такой стандарт в индустрии или есть что-то более высоко интегрированное?


    1. nafikovr
      10.08.2017 13:15
      +1

      есть конечно. но люди в теме утверждают что звучит не так. меня больше ценообразование поражает.


    1. Virtu-Ghazi
      10.08.2017 13:25
      +3

      Я не совсем понимаю, что конкретно вы имеете в виду. В аналоговом приборостроении, вроде бы, нечему меняться так особенно. Те же операционники, транзисторы, ёмкости-индуктивности-сопротивления. Устройствам на их основе — типа фильтров, компрессоров/лимитеров и прочего — тоже, вроде бы, некуда меняться, всё уже придумано.
      Или же вы про то, что всё то же самое теперь проще и дешевле реализовать в цифровом/софтовом исполнении?


      1. fotofan
        10.08.2017 14:43
        -2

        Я к тому, что современная элементная база и да, цифровая коммутация и обработка сигнала могут сделать то же самое, но компактнее, надёжнее и дешевле

        например
        image


        1. Prome_T
          10.08.2017 15:33
          +1

          Нет не могут. Модульные синтезаторы хоть и имеют определенные стандарты на уровни сигналов, позволяют осуществлять коммутацию совершенно свободно, без каких либо запретов, без конфликтов «цифровой сигнал — аналоговый вход»*, что часто встречается в цифровых эмуляциях.
          При программно-аппаратом решении, скорее всего будут возникать те же самые проблемы которые откровенно никому не нужны и решать их никому не интересно (что более чем правильно).

          * речь в данном случае не об уровнях сигналов, а о типе сигнала в рамках цифровой эмуляции. В аналоге ни что не помешает вывести «цифровой» (условно) сигнал clock, на аналоговый вход, например, генератора управляемого напряжением, в рамках цифровых систем такая коммутация может быть под запретом так как не отвечает правилу «коммутации только одного типов вход/выход».


          1. fotofan
            10.08.2017 16:09
            -1

            Если нужно вот прям тёплое ламповое аналоговое звучание, то только на одной коммутации электронными средствами можно сэкономить до нескольких раз в объёме конечного изделия. Так и поступают современные производители подобного оборудования. Другое дело, если речь идёт о DYI музыкальном инструменте. Тут чем проще база, тем лучше. Ну и имиджевая составляющая, кто ж её отменял (ничего не имею против ребят из Wintergatan)


            1. nafikovr
              10.08.2017 16:23
              +1

              не путайте модульный аппарат с моноблоком. я лично не представляю как сделать цифровую коммутацию между парой десятков независимых блоков


            1. Prome_T
              10.08.2017 16:48
              +1

              Никаких производителей «подобного оборудования» — нет, не придумывайте. Какого-то иного, в чем-то схожего где полный переход на цифру оказывается выгоднее и удобнее для конечно пользователя — да, но это не повод так огульно экстраполировать. Повторюсь — именно подобного, а подобное, это модульные синтезаторы с полностью свободной архитектурой и коммутацией — никем не производятся.


    1. ProstoTyoma
      10.08.2017 13:43
      +2

      Скорее всего оно спроектировано лет 20 назад, прекрасно работает и каких-то причин что-то менять нет. Много подобного «старья» работает вокруг, просто скрыто за корпусами.


    1. Prome_T
      10.08.2017 15:26
      +1

      Звучит оно иначе. Как именно: больше случайно* возникающих нюансов в тембрах, более «чистый» звук в области верхних частот, где у цифры наблюдаются проблемы известные как aliasing. Конкретно в данном случае это отдельные модули, все это вместе — модульный синтезатор. В цифровом исполнении (как программы или программно-аппаратные комплексы) подобные вещи существуют, но их очень и очень мало. Как правило все цифровые «реплики» имеют ряд недостатков и ограничивают пользователя в свободе коммутации и управления (поскольку интерфейс отсутствует).

      Цифровые модули тоже выпускаются. Звучат по отзывам весьма хорошо, имеют очень широкий функционал, коммутируются так же как и аналоговые, но стоят они заметно дороже из-за сравнительной мелкосерийности и высокой стоимости на процессоры которые в них ставят (нет, PICов там не хватит) + наценка за определенный пафос и всяческую крутизну.


      1. nafikovr
        11.08.2017 11:20

        высокой стоимости на процессоры которые в них ставят
        учитывая цену на приведенные в статье модули цена процессоров будет не покажется такой уж большой. в модульном девайсе применение цифры несколько неразумно по причине большого количества преобразований аналог-цифра-аналог.
        PS. для реализации большинства модулей приведенных в статье в принципе хватит если не дешевых пиков, то средненьких кортексов от st/nxp


        1. Prome_T
          11.08.2017 13:53
          +1

          Doepfer, это одни из наиболее бюджетных модулей, кстати )
          Для того что в статье, за исключением фильтра и генератора да, но говоря про цифровые модули я подразумевал не эмуляции стандартных генераторов и фильтров, а значительно более расширенные по функционалу.
          Например эта контора: mutable-instruments.net


  1. ebimol
    11.08.2017 08:23
    -1

    не понимаю в чем прикол, такое уже вроде создали черти когда
    https://www.youtube.com/watch?v=nAAjAb7MJ-c
    вот гринвуд играет на подобной штуке в виде синта