Как пользователь я хочу изменить ФИО и email в системе.
Для реализации этой простой пользовательской истории мы должны получить запрос, провести валидацию, обновить существующую запись в БД, отправить подтверждение на email пользователю и вернуть ответ браузеру. Код будет выглядеть примерно одинаково на C#:
string ExecuteUseCase()
{
var request = receiveRequest();
validateRequest(request);
canonicalizeEmail(request);
db.updateDbFromRequest(request);
smtpServer.sendEmail(request.Email);
return "Success";
}
и F#:
let executeUseCase =
receiveRequest
>> validateRequest
>> canonicalizeEmail
>> updateDbFromRequest
>> sendEmail
>> returnMessage
Отклоняясь от счастливого пути
Дополним историю:
Как пользователь я хочу изменить ФИО и email в системе
И увидеть сообщение об ошибке, если что-то пойдет не так.
Что же может пойти не так?
- ФИО может оказаться пустым, а email – не корректным
- пользователь с таким id может быть не найден в БД
- во время отправки письма с подтверждением SMTP-сервер может не ответить
- ...
Добавим код обработки ошибок
string ExecuteUseCase()
{
var request = receiveRequest();
var isValidated = validateRequest(request);
if (!isValidated) {
return "Request is not valid"
}
canonicalizeEmail(request);
try {
var result = db.updateDbFromRequest(request);
if (!result) {
return "Customer record not found"
}
} catch {
return "DB error: Customer record not updated"
}
if (!smtpServer.sendEmail(request.Email)) {
log.Error "Customer email not sent"
}
return "OK";
}
Вдруг вместо 6 мы получили 18 строк кода с ветвлениями и большей вложенностью, что сильно ухудшило читаемость. Каким будет функциональный эквивалент этого кода? Он выглядит абсолютно также, но теперь в нем есть обработка ошибок. Можете мне не верить, но, когда мы доберемся до конца, вы убедитесь, что это действительно так.
Архитектура запрос-ответ в императивном стиле
У нас есть запрос, ответ. Данные передаются по цепочке от одного метода к другому. Если происходит ошибка мы просто используем early return.
Архитектура запрос-ответ в функциональном стиле
На «счастливом пути» все абсолютно также. Мы используем композицию функций, чтобы передать и обработать сообщение по цепочке. Но если что-то идет не так, мы должны передать сообщение об ошибки в качестве возвращаемого значения из функции. Итак, у нас две проблемы:
- как проигнорировать оставшиеся функции в случае ошибки?
- как вернуть четыре значения вместо одного (по одному возвращаемому значению на каждый тип ошибки)?
Как функция может возвращать больше одного значения?
В функциональных ЯП широко распространены типы-объединения. С их помощью можно моделировать несколько возможных состояний в рамках одного типа. У функции остается одно возвращаемое значение, но теперь оно принимает одно из четырех возможных значений: успех или тип ошибки. Осталось только обобщить данных подход. Объявим тип Result, состоящий из двух возможных значений
Success
и Failure
и добавим generic-аргумент с данными.type Result<'TEntity> =
| Success of 'TEntity
| Failure of string
Функциональный дизайн
- Каждый вариант использования реализуется с помощью одной функции
- Функции возвращают объединение из
Success
иFailure
- Функция для обработки варианта использования создана с помощью композиции более мелких функций, каждая из которых соответствует одному шагу преобразования данных
- Ошибки на каждом шаге будут скомбинированы так, чтобы возвращать одно значение
Как обрабатывать ошибки в функциональном стиле?
Если у вас есть очень умный друг, отлично разбирающийся в ФП у вас может состоятся диалог вроде такого:
- Я хотел бы использовать композицию функций, но мне не хватает удобного способа обработки ошибок
- О, это просто. Тебе нужна монада
- Звучит сложно. А что такое монада?
- Монада – это просто моноид в категории эндофункторов.
- ???
- В чем проблема?
- Я не знаю, что такое эндофунктор
- Это просто. Функтор – это гомоморфизм между категориями. А эндофунктор – это просто функтор, отображающий категорию на саму себя
- Ну конечно! Теперь все стало ясно...
Далее в оригинале идет непереводимая игра слов, на основеMaybe
(может быть) иEither
(или то или другое).Maybe
иEither
– это также названия монад. Если вам по душе английский юмор и вы тоже считаете терминологию ФП чересчур «академической» обязательно посмотрите оригинальный доклад.
Связь с монадой Either и композицией Клейсли
Любой поклонник Haskell заметит, что описанный мной подход является монадой
Either
, специализрованной типом списка ошибок для «левого» (Left
) случая. В Haskell мы могли бы записать так:type Result a b = Either [a] (b,[a])
Конечно-же я не пытаюсь выдать себя за изобретателя данного подхода, хотя и претендую на авторство глупой аналогии с железной дорогой. Так почему же я не использовал стандартную терминологию Haskell? Во-первых, это не очередное руководство по монадам. Вместо этого основной фокус смещен на решение конкретной проблемы обработки ошибок. Большинство людей, начинающих изучение F# не знакомы с монадами, поэтому я предпочитаю менее пугающий, более визуальный и интуитивный для многих подход.
Во-вторых, я убежден, что подход от частного к общему более эфективен: гораздо проще взбираться на следующий уровень абстракции, когда хорошо разобрался в текущем. Я был бы не прав, если бы назвал свой «двухколейный» подход монадой. Монады – сложнее и я не хочу вдаваться в монадические законы в этом материале.
В-третьих,
Either
– слишком общая концепция. Я хотел бы представить рецепт, а не инструмент. Рецепт приготовления хлеба, в котором написано «просто воспользуйтесь мукой и духовкой» не слишком полезен. Абсолютно также бесполезно руководство по обработке ошибок в стиле «просто воспользуйтесь bind
и Either
». Поэтому я предлагаю комплексный подход, включающий в себя целый набор техник:- Список специализированных типов-ошибок, вместо просто
Either String a
bind (>>=)
для композиции монадических функций в pipeline- композиция Клейсли (
>=>
) для композиции монадических функций - функции
map
иfmap
для интеграции немонадических функций в pipeline - функция
tee
для интеграции функций, возвращающихunit
(аналогvoid
в F#) - маппинг исключений в коды ошибок
&&&
для комбинирования монадических функций в параллельной обработке (например, для валидации)- преимущества использования кодов ошибок в Domain Driven Design (DDD)
- очевидные расширения для логгирования, доменных событий, компенсаторных транзакций и другое
Надеюсь, что это вам понравится больше, чем просто «воспользуйтесь монадой Either».
Аналогия с железной дорогой
Мне нравится представлять функцию как железнодорожные пути и тоннель трансформации. Если у нас есть две функции, одна преобразующая яблоки в бананы (
apple > banana
), а другая бананы в вишни (banana > cherry
), объединив их мы получим функции преобразования яблок в вишни (apple > cherry
). С точки зрения программиста нет разницы получена эта функция с помощью композиции или написана вручную, главное – ее сигнатура.Развилка
Но у нас немного другой случай: одно значение на входе и два возможных – на выходе: одна ветка для успешного завершения и одна – для ошибки. В «железнодорожной» терминологии нам потребуется развилка.
Validate
и UpdateDb
– такие функции-развилки. Мы можем объединять их друг с другом. Добавим к Validate
и UpdateDb
функцию SendEmail
. Я называю это «двухколейная модель». Некоторые предпочитают называть этот подход к обработке ошибок «монадой Either», но мне больше нравится мое название (хотя бы потому что в нем нет слова «монада»).Теперь есть «одноколейные» и «двухколейные» функции. По отдельности и те, и другие компонуются, но они не компонуются друг с другом. Для этого нам потребуется небольшой «адаптер». В случае успеха, вызываем функцию и передаем ей значение, а в случае ошибки просто передаем значение ошибки дальше без изменений. В ФП такая функция называется
bind
.bind
let bind switchFunction =
fun twoTrackInput ->
match twoTrackInput with
| Success s -> switchFunction s
| Failure f -> Failure f
// ('a -> Result<'b>) -> Result<'a> -> Result<'b>
Как видите эта функция очень проста: всего несколько строчек кода. Обратите внимание на сигнатуру функции. Сигнатуры очень важны в ФП. Первый аргумент – это «адаптер», второй аргумент – это входное значение в двухколейной модели и на выходе – также значение в двухколейной модели. Если вы увидите эту сигнатуру с любыми другими типами: с
list
, asynс
, feature
или promise
, перед вами все тот же bind
. Функция может называться по-другому, например SelectMany
в LINQ
, но суть не меняется.Валидация
Например, есть три правила валидации. Мы можем «сцепить» несколько правил валидации с помощью
bind
(чтобы преобразовать каждую из них к «двухколейной модели») и композиции функций. Вот и весь секрет обработки ошибок. let validateRequest =
bind nameNotBlank
>> bind name50
>> bind emailNotBlank
Теперь у нас есть «двухколейная» функция, принимающая на вход запрос и возвращающая ответ. Мы можем использовать ее в качестве строительного блока для других функций.
Часто
bind
обозначается с помощью оператора >>=
. Он заимствован из Haskell. В случае использования >>=
код будет выглядеть следующим образом:let (>>=) twoTrackInput switchFunction =
bind switchFunction twoTrackInput
let validateRequest twoTrackInput =
twoTrackInput
>>= nameNotBlank
>>= name50
>>= emailNotBlank
При использовании
bind
проверка типов работает также, как и прежде. Если у вас были компонуемые функции, то они останутся компонуемыми после применения bind
. Если функции не были компонуемыми, то bind
не сделает их таковыми.Итак, база для обработки ошибок следующая: преобразуем функции к «двухколейной модели» с помощью
bind
и объединяем их с помощью композиции. Двигаемся по зеленой колее пока все хорошо или сворачиваем на красную в случае ошибки.Но это еще не все. Нам потребуется вписать в эту модель
- одноколейные функции без ошибок
- тупиковые функции
- функции, выбрасывающие исключения
- управляющие функции
Одноколейные функции без ошибок
let canonicalizeEmail input =
{ input with email = input.email.Trim().ToLower() }
Функция
canonicalizeEmail
– очень простая. Она обрезает лишние пробелы и преобразует email к нижнему регистру. В ней не должно быть ошибок и исключений (кроме NRE). Это просто преобразование строки.Проблема в том, что мы научились компоновать с помощью
bind
только двухколейные функции. Нам потребуется еще один адаптер. Этот адаптер называется map
(Select
в LINQ
).let map singleTrackFunction twoTrackInput =
match twoTrackInput with
| Success s -> Success (singleTrackFunction s)
| Failure f -> Failure f
// map : ('a -> 'b) -> Result<'a> -> Result<'b>
map
– более слабая функция чем bind
, потому что map
можно создать с помощью bind
, но не наоборот.Тупиковые функции
let updateDb request =
// do something
// return nothing at all
Тупиковые функции – это операции записи в духе fire & forget: вы обновляете значение в БД или пишете файл. У них нет возвращаемого значения. Они также не компонуются с двухколейными функциями. Все, что нам нужно это получить входное значение, выполнить «тупиковую» функцию и передать значение дальше по цепочке. По аналогии с
bind
и map
объявим функции tee
(иногда ее называют tap
).let tee deadEndFunction oneTrackInput =
deadEndFunction oneTrackInput
oneTrackInput
// tee : ('a -> unit) -> 'a -> 'a
Функции, выбрасывающие исключения
Вы, наверное, уже заметили, что начал вырисовываться определенный «паттерн». Особенно функции, работающие с вводом / выводом. Сигнатуры таких методов лгут, потому что кроме успешного завершения, они могут выбросить исключение, создавая таким образом дополнительные exit points. Из сигнатуры этого не видно, вам нужно ознакомиться с документацией, чтобы знать какие исключения выбрасывает та или иная функция.
Исключения не подходят для этой «двухколейной» модели. Давайте обработаем их: функция
SendEmail
выглядит безопасной, но она может выбросить исключение. Добавим еще один «адаптер» и обернем все такие функции в try / catch-блок.“Do or do not, there is no try” — даже Йода не рекомендует использовать исключения для control flow. Много интересного на эту тему в докладе Exceptional Exceptions Адама Ситника (на английском языке).
Управляющие функции
В таких функциях вам просто необходимо реализовать дополнительную логику, например, логгирование только успешных операций или ошибок, или и того и другого. Ничего сложного, делаем по аналогии с предыдущими случаями.
Собираем все вместе
Мы объединили функции
Validate
, Canonicalize
, UpdateDb
и SendEmail
. Осталась одна проблема. Браузер не понимает «двухколейной модели». Теперь необходимо снова вернуться к «одноколейной» модели. Добавляем функцию returnMessage
. Возвращаем http-код 200 и JSON случае успеха или BadRequest
и сообщение, в случае ошибки.let executeUseCase =
receiveRequest
>> validateRequest
>> updateDbFromRequest
>> sendEmail
>> returnMessage
Итак, я и обещал, что код без обработки ошибок будет идентичен коду с обработкой ошибок. Признаюсь, я немного схитрил и объявил новые функции в другом пространстве имен, оборачивающие функции слева в
bind
.Расширяем фреймворк
- Учитываем возможные ошибки при проектировании
- Параллелизация
- Доменные события
Учитываем возможные ошибки при проектировании
Я хочу особо отметить, что обработка ошибок входит в состав требований к ПО. Мы концентрируемся только на успешных сценариях. Нужно уровнять успешные сценарии и ошибки в правах.
let validateInput input =
if input.name = "" then
Failure "Name must not be blank"
else if input.email = "" then
Failure "Email must not be blank"
else
Success input // happy path
type Result<'TEntity> =
| Success of 'TEntity
| Failure of string
Рассмотрим нашу функцию валидации. Мы используем строки для ошибок. Это отвратительная идея. Введем специальные типы для ошибок. В F# обычно вместо enum используется union type. Объявим тип ErrorMessage. Теперь в случае ошибки появления новой ошибки нам придется добавить еще один вариант в ErrorMessage. Это может показаться обузой, но я думаю, что это, наоборот, хорошо, потому что такой код является самодокументируемым.
let validateInput input =
if input.name = "" then
Failure NameMustNotBeBlank
else if input.email = "" then
Failure EmailMustNotBeBlank
else if (input.email doesn't match regex) then
Failure EmailNotValid input.email
else
Success input // happy path
type ErrorMessage =
| NameMustNotBeBlank
| EmailMustNotBeBlank
| EmailNotValid of EmailAddress
Представьте, что вы работаете с унаследованным кодом. Вы в общих чертах представляете, как должна работать система, но вы не знаете точно, что может пойти не так. Что, если бы у вас был файл, описывающий все возможные ошибки? И что более важно, это не просто текст, а код, так что эта информация актуальна.
Такой подход очень похож на checked exceptions в Java. Стоит отметить, что они не взлетели.
Если вы практикуете DDD, то вы можете строить коммуникацию с бизнес-пользователями на основе этого кода. Вам придется задавать вопросы о том, как следует обработать ту или иную ситуацию, что в свою очередь заставит вас и бизнес-пользователей рассмотреть больше вариантов использования еще на этапе проектирования.
После того как мы заменили строки на типы ошибок нам придется доработать функцию
retrunMessage
, чтобы преобразовать типы в строки.let returnMessage result =
match result with
| Success _ -> "Success"
| Failure err ->
match err with
| NameMustNotBeBlank -> "Name must not be blank"
| EmailMustNotBeBlank -> "Email must not be blank"
| EmailNotValid (EmailAddress email) ->
sprintf "Email %s is not valid" email
// database errors
| UserIdNotValid (UserId id) ->
sprintf "User id %i is not a valid user id" id
| DbUserNotFoundError (UserId id) ->
sprintf "User id %i was not found in the database" id
| DbTimeout (_,TimeoutMs ms) ->
sprintf "Could not connect to database within %i ms" ms
| DbConcurrencyError ->
sprintf "Another user has modified the record. Please resubmit"
| DbAuthorizationError _ ->
sprintf "You do not have permission to access the database"
// SMTP errors
| SmtpTimeout (_,TimeoutMs ms) ->
sprintf "Could not connect to SMTP server within %i ms" ms
| SmtpBadRecipient (EmailAddress email) ->
sprintf "The email %s is not a valid recipient" email
Логика конвертации может быть контекстно-зависимой. Это сильно облегчает задачу интернационализации: вместо того, чтобы искать разбросанные по всей кодовой базы строки вам достаточно внести изменение в одну функцию, прямо перед передачей управления в слой UI. Резюмируя можно сказать, что такой подход дает следующие преимущества:
- документация для всех случаев, в которых что-то пошло не так
- типо-безопасно, не может устареть
- раскрывает скрытые требования к систиеме
- упрощает модульное тестирование
- упрощает интернационализацию
Параллелизация
В примере с валидацией последовательная модель уступает в удобстве использования параллельной: вместо того, чтобы получать ошибку валидации на каждое поле удобнее получить разом все ошибки и исправить их одновременно.
Если вы можете применить операцию к паре и получить в результате объект того же тип, то вы можете применить такие операции и к спискам. Это свойство моноидов. Для более глубоко понимания темы вы можете ознакомиться со статьей «моноид без слез».
Доменные события
В ряде случаев бывает необходимо передать дополнительную информацию. Это не ошибки, просто что-то, представляющее дополнительный интерес в контексте операции. Мы можем добавить эти сообщения к возвращаемому значению «успешного пути».
За рамками данной статьи
- Обработка ошибок, пересекающих границы сервисов
- Асинхронная модель
- Компенсаторные транзакции
- Логгирование
Резюме. Обработка ошибок в функциональном стиле
- Создаем тип
Result
. КлассическийEither
еще более абстрактный и содержит свойстваLeft
иRight
. Мой типResult
лишь более специализирован. - Используем bind для преобразования функций к «двухколейной модели»
- Используем композицию для сцепления отдельных функций между собой
- Рассматриваем коды ошибок как объекты первого класса
Ссылки
- Исходный код с примером доступен на github
- Статья на Хабре по мотивам доклада с реализацией на C#
Комментарии (15)
domix32
09.10.2017 10:41+4Мне кажется у вас спойлер коротковат. Думаю многие пользователи мобильного интернета не оценят три картинки на превью статьи.
marshinov Автор
09.10.2017 11:59-2Мне тоже жаль мобильных пользователей, но из песни слов не выкинешь. Если резать выше, то непонятно будет о чем статья.
nikusezhikus
09.10.2017 11:58+1Замечательная статья, Спасибо!
С монадами не работал, но общая идея и примеры понравились (даже картинки тематические не поленились нарисовать :) ), написано по делу, несложно разобраться.
Появилось желание разобраться в F# ;)
Bonart
09.10.2017 16:47+2Получился эквивалент кода на исключениях.
Даже проблемы с конвертацией ошибок на границах абстракций те же.
В плюс идет проброс ошибки без раскрутки стека, в минус — не знаю как на F#, но на C# такой код умучаешься отлаживать.marshinov Автор
09.10.2017 16:52В плюсы ещё список всех Failure (как с checked exceptions). Минусы масштабируемости как с checked exceptions:) Для валидация ИМХО такой подход хорошо работает. Для всего приложение — на любителя.
Bonart
10.10.2017 10:45В плюсы ещё список всех Failure (как с checked exceptions).
Вот это я как раз в плюсы занести не могу — слишком уж жесткий получается контракт, причем за счет фиксации на побочных путях, имеющих не самое прямое отношение к основной решаемой задаче.
Кстати, на F# же вроде есть аналог do-нотации, почему бы не использовать его?marshinov Автор
10.10.2017 12:00Кстати, на F# же вроде есть аналог do-нотации, почему бы не использовать его?
Можно. Скотт пояснил, что не использовал их, чтобы «сработало» его маркетинговое обещание про то, что код с обработкой ошибок и без будет одинаковым:) Более того, Mark Seemann нечто подобное уже предложил уже в своем блоге. Правда там Either и Async. Идея немного другая, но сделано как раз с помощью computation expressions.
potan
10.10.2017 13:26+1Ну вот, сначала обработку ошибок добавляют не меняя код, потом ассинхронность, потом транзакционность. Зачем лишать программиста удовольствия код поредактировать?
marshinov Автор
10.10.2017 14:17+1Возможно, потому что некоторые программисты не совсем эффективно «редактируют код»?:)
Bonart
10.10.2017 14:37+2Зачем лишать программиста удовольствия код поредактировать?
Ради еще более изысканного удовольствия код не трогать.
onyxmaster
Хоть бы и так, а то что всё F#, да F#:
marshinov Автор
А
EntityId
свой не покажете? Хочется со своим сравнить.onyxmaster
gist.github.com/onyxmaster/9c9ee7dcab78205de441189e45b01134
EntityId.FromString/ToString думаю можно не приводить.
Когда-то был 128-битный, чтобы можно было генерировать без использования внешнего состояния (а-ля Snowflake), но потом от этой схемы отказались.