image

Старая добрая страшилка «Если вы выпустите успешную игру, то Ketchup скопирует её за неделю» уже давно ходит среди игровых разработчиков. Одни считают, что это правда; другие – что это глупые сплетни. На этот раз ей нашёлся свежий, с пылу с жару, пример, достойный обсуждения (сразу замечу, что в данной ситуации не всё однозначно).

На выходных широкое внимание общественности привлёк Burak Kurkcu, разработчик из Турции. В своём Twitter он рассказал о том, что издатель Ketchup и разработчик Юрий Саначев склонировали его мобильную игру Stair Hops. Причём, в отличие от оригинальной игры, созданный за два месяца и выпущенный Ketchapp клон под названием Stairs попал в TOP-10 и приносит издателю неплохой заработок.

С юридической точки зрения (и основываясь на аналогичном опыте других разработчиков), сделать можно мало что — разработчик использует свои собственные ассеты (изображения, звуки, код), поэтому перепутать игры невозможно, а игровые механики не являются предметом копирайта (их можно запатентовать и попытаться отстоять в суде, однако сделать это надо было до релиза).

Здесь можно поспорить, является ли игра жанра «infinite jumper» оригинальной в принципе — сам разработчик утверждает, что до выпуска его игры никаких аналогов в App Store не существовало.

Причем, если мы внимательно посмотрим на другие приложения Юрия, то увидим, что одновременно с автором оригинала он выпустил другой «infinite jumper», Hop, основанный на готовом проекте из Unity Asset Store, что делает данный вопрос ещё более запутанным.

В комментариях другой разработчик привёл ещё один пример клона своего приложения, также выпущенного Ketchapp (которая, кстати, с сентября 2016 года принадлежит Ubisoft):

image


Известно, что популярную игру Clash Royale впервые склонировали менее чем через месяц после её релиза, и на сегодня существует много клонов этой игры — ведь их создателям клона не приходится тратиться на дизайн и изобретать игровые механики.

С другой стороны, если бы игровые механики и идеи стали бы предметом копирайта, тогда разработчики были бы вынуждены платить лицензионные отчисления за простейшие игровые действия (например, перемещение игрока по экрану или прыжок).

А как вы считаете, является ли подобный подход к бизнесу этичным?

Комментарии (13)


  1. Bookvarenko
    18.12.2017 12:29

    «Скрипач, гравицапу увидишь — сразу тырь!» Это же элементарные азы. Придумал — рупь, сделал — червонец, продать сумел — сотня. Итого — сто одиннадцать, минус налоги. Никто ведь не мешает напилить самому клонов своей-же игры и засыпать ими магазин.


    1. suharik
      18.12.2017 13:05

      Одна из компаний, которая так и поступает ) 2006, 2007 и 2010 годы. В списке их проектов не хватает Cosmics 2007 года.


  1. lxsmkv
    18.12.2017 13:39

    А как вы считаете, является ли подобный подход к бизнесу этичным
    Это капиталистическая этика. Конкурренция двигает прогрессом.
    Когда на полках стоит три марки молока, все считают это свободой выбора. Делай свое молоко уникальным и выделяйся.
    Честно, я бы не хотел, чтобы в магазине была только одна такая игра. Бывает игра не нравится какой-то мелочью, а в альтернативе ее может не быть. Альтернативы нужны — пользователю.


  1. vasIvas
    18.12.2017 13:40

    Это не достойно творцов, но вполне для уровня «торгашки», все остальные доводы, это оправдание той самой «торгашки».


  1. Idot
    18.12.2017 14:02

    А как вы считаете, является ли подобный подход к бизнесу этичным

    99% инди — сами клонируют чужие игры, и только 1% инди создаёт действительно уникальные игры.


    1. Bookvarenko
      18.12.2017 14:09

      Которые немедленно склонируют.


  1. Akuma
    18.12.2017 16:08

    99% игр в плеймаркете — это одно и то же унылое Г.

    Все эти замки, прыгалки, кликеры, ван-тапы и уникальные ММОРПГ — однотипный шлак. Не хочу ни кого обидеть, но действительно уникальных механик не так уж много.

    Поэтому в таком копировании нет ничего особо плохого. Ведь «оригинал» — это та же копия механики с другой копии. Визуальный стиль разный, какие-то мелочи тоже отличаются. Возможно оптимизация отличается. Каждый найдет для себя какие-то плюсы.

    P.S. Я не говрю, что плеймаркет — это плохо. Нет, с точки зрения торгашей там все чудесно. С точки зрения нормального пользователя — делать там нечего.


    1. ozonar
      21.12.2017 13:56

      А куда идти нормальному пользователю? Я уже достаточно давно ищу нормальные мобильные игрушки, но годные из них только порты со старых ПК игр.


      1. Akuma
        21.12.2017 14:22

        Более того, я уже долго ищу нормальные игрушки на ПК :)
        Так же 99% унылое Г, в которое играть то не интересно. Либо клоны уже успешных проектов.


        1. ozonar
          21.12.2017 20:00

          С играми на ПК проще — есть целая куча рейтингов, обзоров и рецензий, эта целая индустрия. С играми на мобиле такого нет.


        1. Bookvarenko
          22.12.2017 09:55

          Можно в сторону инди-андеграунда посмотреть. Например вот сюда: instead-games.ru Не сказать что все подряд шедевры, но многие проекты не без изюминки.


  1. Feelnside
    19.12.2017 14:59

    Видел на редите пост разработчика. Совсем озверел этот кетчуп со своими аркадами… Понятное дело, что игровой процесс не запатентовать, тогда бы за простое передвижение игрока пришлось бы отвалить кучу денег, но хотя бы уже совесть имели не клонировать так очевидно игру.


    1. Crash512
      20.12.2017 12:10

      Собственно, дело не в «кетчупе». Он просто издатель — посредник. Клонируют игры обычные люди.