Метроидвания — один из тех жанров, сформулировать границы которых довольно сложно. Само его название является соединением двух довольно разных серий игр — Metroid и Castlevania. Признаки принадлежности к жанру всегда были предметом споров. Поэтому мы подозреваем, что это будет один из самых противоречивых списков: мы обязательно пропустим чью-нибудь любимую игру, которую не посчитали метроидванией. Тем не менее, все выбранные нами игры потрясающи.

Нужно честно признаться, что мы ограничились довольно консервативной интерпретацией жанра — только теми играми, которые соответствуют классической модели огромного исследуемого мира с разблокируемыми областями, к которым нужно возвращаться, и получаемыми новыми возможностями. Мы стремились по возможности отсеять игры, которые лучше соответствуют категории «roguelike/lite», а также те, которые можно просто описывать словом «платформеры». Да, такой выбор — настоящее минное поле. А способность обнаружения мин мы на карте ещё не нашли.

Поэтому нет, Dark Souls и её родственники сюда не относятся, как и Бэтмен с его приключениями в Аркхэме. Вы против? Как вам угодно. Однако самой противоречивой игрой, не вошедшей в наш список, стала Dead Cells. Кто-то с жаром возражал, что это настоящая метроидвания, другие справедливо утверждали, что это roguelite-платформер с увеличивающимся набором навыков. Да, без споров не обошлось.

Игры никак не ранжированы и перечислены в случайном порядке. Ну ладно, поехали!


Guacamelee! Super Turbo Championship Edition


Разработчик: DrinkBox Studios
Дата выпуска: август 2013 года

Основное занятие игрока в этом цветастом безумии с мексиканской тематикой — тактический двухмерный ближний бой, а набор движений сближает его с жанром файтинга.

Хорошей новостью стало недавнее заявление о выпуске Guacamelee 2, потому что разработчик игры DrinkBox наконец-то выберется из порочного круга создания ремейков первой части. Сначала вышла Guacamelee!, потом Guac Gold и, наконец Super Turbo Championship Edition. В последней добавлены новые уровни и способности, и даже кооперативный режим на четырёх игроков.

Иногда эта игра шершава и бессвязна, а бои с боссами часто оказываются невероятно сложными, но сам дух и индивидуальность выделяют этот проект из ряда других представителей жанра.


Ori And The Blind Forest: Definitive Edition


Разработчик: Moon Studios
Дата выпуска: март 2015 года

Одна из самых тонких и идеально реализованных метроидваний. Первая версия Ori & The Blind Forest отдаёт больший приоритет исследованиям и достижениям, а не сложности, из-за чего аудитория любителей метроидваний отнеслась к ней противоречиво. Новая версия, выпущенная годом позже, добавила новые области, новые возможности, и, что более важно, разные уровни сложности, расширив таким базу игроков этой самой потрясающей и экспрессивной из игр.

Игрок управляет Ори, светящимся духом леса, которого сопровождает летающий шар Сейн. Вместе они пытаются выяснить, почему их мир подвергся разложению и увяданию. Для этого им придётся прыгать, бегать, апгрейдиться и сражаться, прокладывая себе путь через постоянно увеличивающийся набор локаций, каждая из которых красивей предыдущей.

Игра выделяется не только благодаря графике и анимации Джеймса Бенсона (который позже ещё больше поразил нас Firewatch), но и за счёт идеально подобранного управления.


1000 Amps


Разработчик: Brandon Brizzi
Дата выпуска: февраль 2012 года

Если и есть в этом списке игра, о которой вы не слышали, но в которую стоит немедленно сыграть, так это 1000 Amps. Минималистичная графика скрывает за собой очень глубокую и удивительно сложную метроидванию, состоящую из комнат. Каждая комната сначала погружена в темноту и освещается, когда персонаж игрока коснётся всех источников света в области. Чем больше освещена комната, тем выше вы можете в ней прыгать. И чем больше навыков вы получите в разных местах игры, тем больше сможете вы сделать в уже пройденных комнатах, получая доступ к ранее недосягаемым проходам.

Она с лёгкостью могла стать обычной прямолинейной игрой-головоломкой из серии уровней, и остаться при этом вполне качественной. Но именно система метроидвании демонстрирует 1000 Amps во всём её блеске. Она даёт гораздо больше, стимулирует возвращаться в старые области с новыми навыками, например, с возможностью телепортации, и заново изобретать решение головоломок. Поэтому это без сомнений метроидвания, хотя и с большей сосредоточенностью на головоломках, чем это привычно для жанра.

Гораздо важнее то, что эта игра великолепна. Механика высоты прыжков, зависящей от количества освещения в комнате, сохранение освещения комнаты только в том случае, если вы зажгли все источники и постоянно расширяющаяся карта с комнатами получения навыков в стиле Metroid в сумме создают нечто уникальное.


Dust: An Elysian Tail


Разработчик: Humble Hearts
Дата выпуска: май 2013 года

Несмотря на свою фальшь, ужасно озвученных сахариновых персонажей и торговцев, встречающих главного героя фразами типа «Я ожидал тебя», Dust, благодаря сочетанию дизайна в стиле метроидвания и сайд-скроллерной боевой системе с цепочками комбо завоевала огромную армию фанатов. Ведь правда заключается в том, что если в игру интересно играть, то вы простите ей персонажей в виде летающей оранжевой лисы/летучей мыши, чей голос напоминает скрежет ногтей по школьной доске. Ей прощаешь многое.

Dust похожа на творение сошедшего с ума аниматора студии Disney: сочетание большеглазых зверушек с ураганными атаками на миллиарды 2D-монстров создаёт довольно вырвиглазную палитру. Благодарить за это нужно иллюстратора Дина Додрилла, который разрабатывал игру почти в одиночку. Игрок управляет Дастом, пытающимся вернуть себе память и спасти страну Фалана с помощью говорящего меча Ахрах. (Почему сюжеты метроидваний всегда одинаковы? И как так получается, что «одинаковым» оказывается этот горячечный бред?)

Но игра разворачивается в полную силу благодаря активным боям, в которых игрок проводит цепочки комбо для увеличения своей огневой мощи и получаемого опыта. Новые возможности, как можно догадаться, позволяют получить доступ к новым зонам. А старые зоны при повторном посещении снова заполняются 409 миллиардами врагов, получающих своё с помощью молниеносного нажатия кнопок. Это совершенно точно не самая сложная метроидвания. На самом деле, труднее всего выдержать непропускаемые катсцены, сопровождаемые скрипучей озвучкой. Но, к счастью, уровни между ними стоят того.


Salt & Sanctuary


Разработчик: Ska Studios
Дата выпуска: май 2016 года

Думаю, справедливо будет сказать, что большинство игр, относящихся к жанру «метроидвания», ближе к Metroid, чем к Castlevania. Но в случае Salt & Sanctuary это не так, хотя сначала эту игру сравнивали с Dark Souls.

Интригует в Salt & Sanctuary то, насколько бесстыдно эта сверхсложная игра с боями и исследованием замков заимствует элементы Dark Souls, но из-за своей двухмерности она скорее стала похожей на источник вдохновения для самой From Software. Основой обеих игр послужила Castlevania, и хотя S&S активно копирует DS, она выглядит как любопытный близкий родственник обеих.

Удивительно, но эта игра намного более привлекательна для тех, кто никогда не играл в Dark Souls, потому что она так часто повторяет особенности DS — возврат к точке смерти для подбора своих XP, характеристики снаряжения на основе веса, бой с накоплением stamina — которые на самом деле знакомы по многим другим играм до неё. Кроме того, игра не даёт вам карту, что сильно выделяет её на фоне других метроидваний и опять-таки напоминает DS. Но если честно, то стоит забыть обо всех этих сравнениях — не надо о них беспокоиться, просто наслаждайтесь этой выдающейся 2D-боёвкой со встречающимися по пути сложными боссами.


Axiom Verge


Разработчик: Thomas Happ Games
Дата выпуска: май 2015 года

Существует ужасное множество клонов Metroid, а особо выделяются отвратительным качеством те, пиксельная графика которых напоминает о ранних играх для NES. И ужасное множество из них становится ещё отвратительнее потому, что совершает ошибку, слишком тщательно копируя своего «прародителя», чем вызывают прямые сравнения. Это глупый подход, гарантированный способ вызывать недовольство своей игрой при сравнении её с лучшими из лучших.

И тем не менее, Axiom Verge чертовски замечательна. В первую очередь, Axiom рискнула и стала ещё более минималистичной, чем Metroid эры SNES, и тем не менее сохранила себя. Во многих смыслах она стала данью уважения, но в то же время осталась самостоятельной, обладающей множеством собственных идей, самая интересная из которых — крюк-кошка. И всё это было реализовано разработчиком-одиночкой.

После несчастного случая, напоминающего аварию Малого адронного коллайдера, учёный Трейс попадает в удивительный мир, состоящий из монохромных коридоров и камер, заполненных колючими врагами. Трейс вооружён пушкой, самые полезные части которой разбросаны по всему миру. Игрок оказывается в знакомых ему условиях, ограниченных возможностями, которые ему предстоит открыть.

Самая милая уникальная особенность игры заключается в том, что время от времени в ней возникают мерцающие, жёсткие глитчи, напоминающие нам об эпохе некачественных картриджей. От этих глитчей можно избавиться, найдя соответствующий инструмент. О, и в игре есть устройство, позволяющее телепортироваться сквозь стены.

Axiom Verge нагло подначивает нас сравнить её с Metroid, и выживает после этого сравнения. Нет, она не столь же хороша, но удивительно близка к классике.


Owlboy


Разработчик: D-Pad Studios
Дата выпуска: ноябрь 2016 года

После долгих, долгих лет откладывания Owlboy наконец-то появилась и сделала нечто очень важное: оказалась очаровательной. Она весёлая, умная, печальная и необычная, и все эти аспекты дополнены очарованием.

Кроме того, она очень утончённа. Ещё с первого туториала, который мягко подрывает уверенность игрока в собственных силах ещё до того, как началась игра, она постоянно ненавязчиво общается с игроком. Но она ещё и очень забавна, а её чувство юмора похоже на портативные игры про Марио и Луиджи.

К тому же игра сильно воздействует на эмоциональном уровне. В ней есть один момент, пережив который, вам обязательно захочется обсудить его с другим человеком, игравшим в эту игру. Она невероятно качественно сделана, её дизайн настолько умён, что вы не замечаете этого, пока не увидите свои предыдущие ошибки. Кроме того, она просто очень хороша.


Environmental Station Alpha


Разработчик: Hempuli Oly
Дата выпуска: апрель 2015 года

Environmental Station Alpha поднимает планку low-fi-клонов Metroid на совершенно новый уровень. Она ограничивает себя минимальным количеством пикселей, тем не менее, создавая отличную увлекающую игру. Однако здесь возникает проблема — игрок может и не выдержать до конца.

Когда мы делали обзор, у нас появился вопрос — если нам нравилась игра в течение долгих часов, а потом она перестала вызывать радость, то стоит ли её рекомендовать? Насколько важно, чтобы она оставалась интересной целиком?

ESA представляет собой наиболее любопытный случай, потому что она невероятно хороша, но до определённого момента. Это метроидвания с идеальным движением, фантастическим балансом боссов и высококачественным дизайном уровней.

Но в какой-то момент дальнейшее прохождение требует значительного изменения всей игры, и она с размаху ударяет игрока об стену сложности, превращаясь в хаос надоедающих боёв и рутины.

Однако первая треть настолько превосходна и блестяща, что мы всё равно рекомендуем эту игру. А для суперхардкорных игроков последние этапы обернутся приятно проведённым временем.


La-Mulana


Разработчик: Nigoro
Дата выпуска: июль 2012 года

Адам из нашей редакции ещё в 2012 году описывал игры как «Dark Souls, но...». Стоит отдать ему должное, он обогнал своё время. Свою любимую La-Mulana он описывал как «Dark Souls в виде ретро-платформера, требующая смекалки и тщательности, наказывающая слишком самоуверенных».

Первоначальная японская версия 2005 года стала данью памяти играм для MSX, японской домашней консоли, предшественницы NES. Потом она была переделана в 16-битную игру для Wii, и, наконец, в 2012 году добралась до PC.

В большей степени она выделяется своим доверием к игроку. Проект в стиле Индианы Джонса скрывает за собой невероятно сложную игру, получить шанс на победу в которой можно, делая заметки и зарисовывая карты самостоятельно. В этой игре каждая деталь имеет свою причину, и если вы пронесётесь мимо, то пропустите жизненно важные подробности и застрянете. Но игра сильно верит в игрока, в то, что он будет внимателен и заметит разбросанные по пути знаки — такое очень редко встречается в играх.


AM2R


Разработчик: Milton Guasti
Дата выпуска: август 2016 года

Не было ни малейшего шанса на то, что Another Metroid 2 Remake переживёт столкновение с юристами Nintendo. Компания не только продаёт оригинал в своих онлайн-магазинах, но и готовит собственный ремейк Metroid: Samus Returns для 3DS. AM2R лежал в сети всего несколько дней, после чего юристы придушили его.

Но это же Интернет, и любому, кто захочет сыграть в AM2R, не потребуется много времени на его поиски. И на него определённо стоит посмотреть: это десятилетняя работа одного автора, Милтона Гуасти, по переделке всей игры с улучшенными графикой и управлением, остающаяся верной чёрно-белому оригиналу с Gameboy. И это на самом деле единственный достойный способ поиграть на PC в настоящий Metroid, в самом нарушающем авторские права смысле этого слова.

Имеет ли он смысл после выхода Samus Returns? Хороший вопрос: версия для 3DS превосходна и совершенно точно является более качественной. Но в то же время она не стала полным ремейком Metroid II. Кстати, AM2R оказался не просто любительским портом: вместе с совершенно новой цветной графикой и улучшенными анимациями Гуасти добавил цепляние за уступы, мини-боссов и более качественный ИИ врагов. Эту работу делали с любовью. Кроме того, Nintendo в обозримом времени не собирается выпускать PC-версию Samus Returns.


Strider


Разработчик: Double Helix Games/Capcom Osaka Studio
Дата выпуска: февраль 2014 года

Strider начал свою жизнь в 1989 году как аркадная игра; со временем его портировали на домашние консоли и компьютеры, а в 1990 году появился качественный порт для Mega Drive/Genesis от Sega. Это был хаотичный и жестокий сайдскроллерный платформер, ярко освещённый яростными атаками и гимнастическими прыжками главного героя игры Страйдера Хирю.

После неудачной попытки перезапуска в 2009 году, осложнённой банкротством разработчика игры Grin, компания Capcom наконец поручила Double Helix делать ремейк, выпущенный в 2014 году. В процессе создания ремейка разработчики объединили все навыки, полученные Хирю в оригинальном Strider и его сиквеле, но реализовали систему развития, превратившую игру в метроидванию. Довольно странно, но очень посредственный Shadow Complex, которым вдохновлялась эта игра, не нашёл себе места в нашем списке.

Но посмотрите-ка, Strider здесь. И он великолепен. Такой быстрый, активный и качественный. Роскошное и курьёзное аркадное развлечение, дополненное цветными воротами, к которым приходится возвращаться позже с новыми возможностями.


Cave Story+


Разработчик: Studio Pixel/Nicalis
Дата выпуска: ноябрь 2011 года

Проект, с огромной любовью созданный разработчиком-самоучкой Дайсукэ «Pixel» Амайа. Cave story позаимствовала некоторые аспекты у классического дизайна Metroid, самыми заметными из которых стали ключевые предметы, дающие доступ к новым областям, но её сильные стороны не вмещаются в привычный шаблон. Интуитивно веское движение персонажа, приятная боёвка (особенно с боссами), фантастический саундтрек и простой, но хорошо изложенный сюжет про племя очаровательных кроликоподобных Mimiga, дружественных жителей враждебно настроенного мира.

Исследования и эксперименты дают очень ценные награды. Очень немногие способны увидеть их при первом прохождении, но отважившиеся погрузиться глубже откроют истинный последний уровень — Blood Stained Sanctuary и сохранят неизгладимые воспоминания: близкие к Super Meat Boy уровни сложности, более фантастическая музыка, финальный поворот сюжета и зрелищный босс, превращающиеся в кульминацию игры. Концовка обеспечивает катарсис, пропорциональный страданиями, которые игрок испытывал при прохождении.

Хотя версия для PC уже не является самой лучшей итерацией игры (корона победителя перешла к графически улучшенной версии для Switch), Cave Story+ остаётся одним из лучших способов оценить всю прелесть этого сокровища.


Aquaria


Разработчик: Bit Blot
Дата выпуска: декабрь 2007 года

Сегодня кажется очень странным, что Премию Шимуса Макнэлли на церемонии награждения IGF получила такая спокойно-красивая игра, как Aquaria. Но, спасибо небесам, она её получила. В Aquaria представлено тончайшее соединение стандартного исследования в стиле метроидвании с системой заклинаний на основе пения, создавшее нечто совершенно уникальное.

Если вы посмотрите на имена авторов, то поймёте, как это получилось. Дерек Ю, который позже стал «мистером Spelunky» и Алек Холовка, позже ставший соавтором потрясающей Night In The Woods. Два этих мастера создали глубину и мощь Aquaria, которую никому не удалось скопировать.

Действие игры происходит под водой, поэтому на этот раз прыжки не являются важным аспектом метроидвании. Персонаж игрока — Naija — создаёт мелодию из цветов, чтобы взаимодействовать с подводной жизнью и произносить заклинания, а не воздействует напрямую на объекты и врагов. В результате получилась запоминающаяся и удивительно «одинокая» игра, умиротворённая и меланхоличная одновременно.


SteamWorld Dig 2


Разработчик: Image & Form
Дата выпуска: сентябрь 2017 года

SteamWorld Dig был чем-то необычным: новым подходом к концепции метроидвании. На самом деле, она принадлежала многим жанрам — частично платформер, частично RPG и очень правильно использовала популярную в 2013 году тематику добычи ресурсов. Соединившая все эти идеи и выпущенная на отчаянно ждавшей чего-то подобного консоли 3DS, игра рассказывала великолепную короткую историю общества ресурсодобывающих пустынных роботов, живущих на постапокалиптической Земле. Игрок управляет Расти, его задача — копать, добывать драгоценные камни, бороться с врагами и прокладывать невероятно длинный путь в подземные недра планеты. Чем глубже он прокопает, тем больше нового оборудования он сможет купить и улучшить, и тем больше областей сможет посетить.

Но очень важно то, что это не был бесцельный 2D-клон Minecraft; у игры была сюжетная история, чётко заданные цели на импровизированных подземных маршрутах и точный баланс между гаджетами и умениями, необходимыми для прохождения в стиле метроидвании.

Но это не совсем та игра. Я буду говорить о выпущенной в 2017 году SteamWorld Dig 2. Я выбрал недавно выпущенный сиквел не потому, что он сильно отличается, а скорее потому, что он стал более качественной и гладкой реализацией той же концепции. На этот раз игрок управляет Дороти, NPC первой части, исследующей недра под новым городом в поисках потерявшегося Расти.

Steamworld Dig 2 — довольно простая игра, во многих аспектах она очень «семейная». И благодаря этому она демонстрирует очень полезное свойство — метроидвании ни в коем случае не зависят от битв с боссами и сложности. Это игры, которые хотят, чтобы их прошли и получили в процессе огромное удовольствие.

Комментарии (26)


  1. azzas
    31.01.2018 12:14

    Есть еще шикарнейшая досовская старая игра Abuse.
    Я был очень удивлен ее качеством для своего времени.
    www.old-games.ru/game/320.html

    image


    1. mistergrim
      31.01.2018 12:21

      Кстати, половина игры написана на LISP (и этот код лежит вместе с игрой, позволяя его модифицировать).
      Но. Это совсем не метроидвания.


  1. Tabke
    31.01.2018 12:38

    Как-то странно не увидеть в таком списке Hollow Knight, которая, по мнению многих, была лучшей метроидванией прошлого года.


    1. gerahmurov
      31.01.2018 14:12

      Можно ещё и Showel Knight вспомнить, у него достаточно много элементов метроидвании.


      1. Fedorchik
        31.01.2018 16:22

        Вот как раз у Shovel Knight просто классическая структура капкомовского платформера. Собственно, он на 90% является сплавом из Megaman и Duck Tales. Основа игры — прохождение линейных уровней в конце которых — боссы. Имеется спецоружие, требуеющее ресурсов, и чекпоинты.

        А вот Hollow Knight наоборот почти полностью повторяет структуру метроидоподобных Каслваний — мили оружие, нелинейные уровни, карты, сейвпоинты, секреты и т.п.


        1. gerahmurov
          31.01.2018 17:05

          В рыцаре с лопатой тоже есть глобальная карта, уровни, куда можно вернуться, и куда возвращаешься, разные способности. Но, конечно, Пустой Рыцарь гораздо ближе.


  1. Semenchik
    31.01.2018 12:51

    SteamWorld Dig 2 адски сложная, если задаться целью собрать все 43 артефакта.


  1. Killan50
    31.01.2018 13:05

    Обзор больше похож на «Метроидваний которые знает автор».
    Достаточно много малоизвестных игр, но при этом ни слова о сверх популярном Hollow Knight, или серии Shantae, ещё Unepic можно вспомнить. Если же брать восточнее на ум сразу приходит серия Momodora, Rabi-Ribi, Wings of Vi.


    1. semmaxim
      31.01.2018 13:13

      Unepic сложно назвать метроидванией. Да, там можно бродить по комнатам, в которых ты уже был, но в этом нет никакого смысла. Игра проходится чётко линейно.
      Shantae просто несколько отдельных уровней, состоящих из нескольких частей, которые можно проходить несколько раз. Но, например, вернуться в предыдущую часть уровня невозможно.
      Momodora какая-то часть как Unepic линейна, другая нет. Тут нужно версию уточнять.


      1. Killan50
        31.01.2018 13:21

        Метроидвания достаточно общее определение, если обратится к вики его формулируют так:

        В играх в жанре «метроидвания» есть большой связный мир, который можно исследовать, хотя доступ к некоторым его частям перекрыт дверями, «нехваткой информации» и различными барьерами, которые можно будет преодолеть, подобрав в другом месте мира подходящий инструмент или способность.

        В той же Shantae достаточно мест куда нужно возвращаться чтобы «долутать» или получить продолжение уровня. Unepic спорно, но сам автор считает её смесью жанров включая метроидванию. Момодору можно упомянуть хотя бы последнюю(самая популярная)


  1. untilx
    31.01.2018 13:07

    На самом деле, труднее всего выдержать непропускаемые катсцены, сопровождаемые скрипучей озвучкой

    Полно вам, не такая уж и плохая в Dust озвучка. Отечественная версия MLP или оригинальная Gravity Falls, например, намного хуже.

    Помимо прочего игра подкупает обилием отсылок, вроде «таинственной курицы из стены» (Аладдин на SNES).


    1. Darth_Biomech
      03.02.2018 05:20

      или оригинальная Gravity Falls

      Вы — первый, кто утверждает что Гравити Фоллз был плохо озвучен в оригинале.


  1. GritsanY
    31.01.2018 14:24

    А что из этого поджанра есть на iOS? Знаю, что Dust есть версия и всё.


    1. Lexxnech
      31.01.2018 17:19

      Aquaria есть.


  1. Barafu
    31.01.2018 23:21

    Ori идеально реализованная? Это та игра, где во все локации можно вернутся, кроме, внезапно, одной, самой сложной. И если там пропустишь секрет, то всё — не видать тебе прохождения, начинай всю игру заново.


    1. saintdi
      01.02.2018 08:22

      В Definitive Edition (о которой и пишет автор) это пофиксили: в локацию можно вернуться, заблокирована она лишь частично и там ничего важного теперь нет.


  1. Ravebinovich
    01.02.2018 00:42

    По сути, весьма сильная метроидвания — это Antichamber, хотя она и не является 2D платформером. Hyper Light Drifter вполне себе изящный представитель жанра, пусть и в изометрии (или там 2,5D?). Ну и про последние две игры из серии South Park не стоит забывать.

    А так ещё бы добавил к списку в классическом формате платформера такие игры как Apotheon, Aztaka, Valdis Story AC, Vessel.


    1. DrZlodberg
      01.02.2018 14:12

      Забавно. Не смотрел на Antichamber в таком контексте, однако она действительно вполне подходит.


    1. Fullmoon
      01.02.2018 20:39

      Ну, Apotheon — да. хоть и скучновата. Aztaka ещё сырее. А Vessel — вовсе никакая не метроидвания, это физическая головоломка пополам с платформером.


  1. berliozz
    01.02.2018 09:31

    Спасибо за обзор. Жаль что не указали на каких платформах присутствует игра и не прицепили ссылки на сайты разработчиков.
    Никак не могу себя заставить играть в большую часть списка из-за пиксельной графики :(


  1. Nalivai
    01.02.2018 10:08

    Рекомендую обратить внимание на Dead Cells. Смесь метродвании и рогалика.


    1. Jamato
      01.02.2018 12:11

      Поддерживаю. Мне её подарили, она жутко затянула, но до полного релиза сохранения могут и умереть, так что пришлось удалить через силу.


      1. Nalivai
        01.02.2018 12:17

        Не должны, я думаю. Могут, конечно, но не должны. Плюс к релизу наверняка дофига всего поменяют, будет, считай, другая игра


  1. Crazy_Father
    01.02.2018 11:40

    У автора Unepic, есть еще более свежая игрушка Ghost, ИМХО это больше метроидвания, чем Unepic.


  1. Murimonai
    01.02.2018 22:07

    О, какая шикарная статья. Открыл для себя Ori And The Blind Forest — и влюбился с первого взгляда.
    Автору спасибо огромное.


    1. Barafu
      03.02.2018 00:10

      Тогда ещё Child of Light посмотрите. Хотя там такой DRM, что проще сразу с торрентов качать, чем пытаться легальную копию запустить.