Автор: Михаил Аксенов, .NET Developer, DataArt


С чего все началось


Осенью 2014 года появилась радостная новость о том, что в Воронеже заработал Яндекс.Транспорт, который показывает движение автобусов и троллейбусов. Было очень круто прямо на остановке открыть расписание и узнать, что ваш автобус подойдет через 5 минут.

Но уже через пару месяцев все пошло по вполне предсказуемому сценарию. Поскольку весь транспорт в Воронеже от троллейбуса до маршрутки работает «на наличке», каждый водитель заинтересован в том, чтобы перевезти как можно больше пассажиров. В результате они устраивают гонки между собой.

Новый сервис водители использовали, чтобы следить друг за другом по карте, обгоняя и подрезая конкурентов на дороге. У некоторых начала падать выручка, они стали жаловаться владельцам маршрутов, а те пошли к людям, продающим оборудование с ГЛОНАСС и GPS и отправляющим данные о перемещениях машин в Яндекс. По просьбам хозяев автопарков они информацию отправлять перестали, и автобусы сразу начали исчезать с карты. Сейчас их стало чуть побольше, но это все равно гораздо меньше, чем на самом деле.



Для тех, кому лень читать дальше, предлагаю видео доклада на эту тему:


Для остальных — опишу проект в виде текста.

Где взять данные?


При этом в в Воронеже есть место, где собираются все данные — Центр Организации Дорожного Движения (ЦОДД). У них на сайте есть большое и тяжелое веб-приложение с неотлаженным JavaScript и прочими артефактами, при этом все в нем идет POST-запросами и ничего не кешируется. С помощью самого этого сайта можно запросто положить сервис, который собирает данные о передвижении автобусов.

Там имелась опция, позволяющая ткнуть на карту и узнать, когда придет автобус и каким он будет. При условии, что вы приблизительно попадаете в остановку (± 50 метров). В меню можно было открыть список маршрутов и посмотреть, где именно ездят автобусы, но там была проблема — ездили они странно. Например, по Кольцовской, улице в центре, где особенно не разгонишься, автобус перемещался вперёд и назад со скоростью примерно 200 км/ч.


Почему Python?


Я выбрал Python потому что он классный, батарейки в комплекте, и т. д. А 3.6 потому, что здесь есть форматирование строковых литералов, typing, вот это всё. Давайте посмотрим на то, что я в принципе использовал:

  • Многие жаловались, что вбить точное название остановки со всякими знаками препинания очень тяжело. Тогда я реализовал возможность нечеткого поиска и создал для него первый юнит-тест.
  • Вся система хостится на Heroku. Бесплатно, поскольку у меня нет базы данных — я надеюсь обойтись базой ЦОДДа. О ее использовании я договорился с Центром, когда понял, что данных, которые я забираю через веб-интерфейс, недостаточно.
  • Собственно, хостинг идет через веб-сервер Tornado. Думаю, он знаком каждому, кто сталкивался с веб-запросами в Python.
  • Пакет Pytz понадобился мне, потому что сервер Heroku находится в другом часовом поясе, а данные ко мне поступают без указания временной зоны. Поэтому я сам позаботился о локализации.
  • Для создания бота я использовал рекомендованную библиотеку Python-telegram-bot. Документация здесь вполне адекватная, и вообще библиотека соответствует требованиям minimum viable product. Изначально весь проект представлял собой Telegram-бота, который в ответ на отправку вашего местоположения присылал расписание автобусов.
  • Firebird, бывший Interbase — Open source база данных, с которой, полагаю, многие из вас работали. Конечно, она не такая крутая, как тот же самый PostgreSQL, но для очень большого количества запросов ее достаточно. В нашем случае большего не нужно.
  • Caсhetools — очень простой модуль, который позволяет кешировать вычисления. Речь тут, конечно, не о memecached или кешировании веб-страниц, а о тех случаях, когда вам нужна мемоизация на долгие запросы. Просто берете, добавляете соответствующий декоратор — и всё работает. Кеш имеет разные варианты, я использую TTL-версию, который сохраняет данные на указанное время, потому что я знаю, что данные не будут обновляться чаще, чем через определённые промежутки времени (в моём случае — 30 секунд).


Функционал бота


  • /nextbus имя остановки — ожидаемое время прибытия;
  • /last номера маршрутов через пробел — последние остановки;
  • Отправка местоположения — ожидаемое время прибытия для ближайших трех остановок;
  • Свободный ввод — номера маршрутов и расстояние до автобусов (при отправке местоположения).


Команды я постарался описать достаточно полно, чтобы люди не спрашивали, как ими пользоваться. Базовых команд по сути две: nextbus, когда вы пишете название остановки, и отправка местоположения.

Функционал сайта


Bеб-сайт я сделал настолько минималистичным, насколько это в принципе возможно. Из сторонних библиотек использовал всего две, для поддержки fetch и promise, потому что старые версии предустановленных браузеров в телефонах не умеют обходиться без них. Если не поддержать эти методы, получится достаточно тяжелая лапша из коллбеков для самих запросов. С fetch все выглядит изящнее.



Собственно, функционал здесь состоит из 4 пунктов:

  1. Прибытие. Можно просто посмотреть остановку. Нажав на кнопку (ее, кстати, может быть, стоит сделать побольше — я подумаю!), вы отправляете свое местоположение, система ищет три ближайшие к вам остановки и показывает информацию по ним. Можно ввести название остановки и получить информацию по ней. Поскольку вам вряд ли нужны все 20–30 автобусов, которые могут приехать к остановке, вы можете отфильтровать их по маршрутам.
  2. Автобусы. На второй странице собрана информация по автобусам. Это связано еще с одной историей, подтолкнувшей меня к этому проекту. В один прекрасный день я забыл в автобусе шапку, позвонил в диспетчерскую, объяснил, где это случилось. Диспетчер предложил мне ловить свой автобус в центре, куда он вернется, развернувшись на конечной. Я вспомнил, что у меня есть логин и пароль от системы Центра организации дорожного движения, но оказалось, что отследить местоположение нужной мне машины я через веб-интерфейс все равно не могу. Шапку я вернул, но с большим трудом.
    Я подумал, что поиск автобуса мог бы быть гораздо проще. Написал номер маршрута, а система показывает тебе машины на линии, их текущее местоположение и время, когда они проходили остановки по пути. И даже если вы знаете номер маршрута, но вы знаете номер автобуса (такое тоже бывает), вы все равно сможете его найти.
  3. Карта. Карта на сайте без анимации. Здесь можно выбирать автобусы из списка или вводить номера вручную, можно их отфильтровать. На карте могут быть показаны до 600 автобусов, хотя уже после 20 найти что-то в центре становится сложно, просто потому, что маршруты все сконцентрированы здесь. Поэтому лучше ограничивать поиск параметрами более жестко.
  4. О проекте. Сейчас у проекта есть сайт, есть Telegram-бот, группы в соцсетях.


***
К счастью, Python — это язык с батарейками из коробки. Для несложных вещей, вам даже ничего скачивать не нужно, достаточно внимательно прочитать документацию.

Разумеется, такие сервисы можно делать и для других городов, более того, в некоторых они уже работают. Многое зависит от местного ЦОДД, кое-где, например, в Санкт-Петербурге есть даже API для разработчиков. Но самое главное — горожане, которые хотят менять свой город к лучшему.

Комментарии (52)


  1. HermaMora
    23.03.2018 14:54
    +1

    Крутой проект, жаль автор не из СПб (


    1. buggykey
      23.03.2018 16:09
      +1

      Согласен!
      Правда, в Питере у нас есть вот это: http://transport.orgp.spb.ru/Portal/transport/main, которое работает «в тестовом режиме» уже много лет и даже имеет свое приложение для Android. Иногда даже пользуюсь.


  1. Tarson
    23.03.2018 16:03

    Вы один делали проект? Сколько в итоге рабочих часов ушло на рабочую версию?


    1. xeningem
      23.03.2018 16:58

      Разрабатывал один.
      От идеи до прототипа, которым я начал пользоваться сам, но который очень неточно рассчитывал время прибытия — часов 10 (три вечера). Потом сделал сайт, чтобы на карте можно было проверять предположения по времени прибытия. Потом свой (очень тупой) расчёт времени прибытия и т.д.
      Делал в основном дома, по вечерам, пара часов днём по выходным.
      Количество потраченных часов, мне кажется, около 40, потому что давно ничего не писал на Python, и с какой стороны подходить к проблемам было не понятно.


  1. asaks
    23.03.2018 16:15

    А как бот определяет направление движения, для которого нужно отобразить информацию по автобусам, если остановки в обе стороны имеют одинаковое название?


    1. xeningem
      23.03.2018 17:03

      github.com/vrntrans/vrnbus/blob/ce689bc64abdf65d5657904ff938e2dbc56860b9/cds.py#L112

      Метод get_closest_bus_stop_checked
      Я беру ближайшие остановки к текущему и предыдущим местоположениям автобуса и смотрю какие их них можно выстроить по ходу движения маршрута. А последовательность остановок для маршрута я знаю — github.com/vrntrans/vrnbus/blob/master/bus_stations.json

      Плюс очень редки остановки с одинаковым названием — зачастую есть приписка «в центр/из центра» и т.д.


  1. Predictions
    23.03.2018 16:15
    +4

    Извините, не удержался

  1. serwiz
    23.03.2018 17:09
    +1

    К сожаления, насколько я знаю, на Яндекс-картах нельзя делать системы мониторнига.

    2.3.8. ОГРАНИЧЕНИЯ. Используя Сервис, Пользователь не имеет права:
    2.3.8.3. Создавать на основе Сервиса системы мониторинга транспортных средств, людей или иных объектов, отображающие информацию в реальном времени, и любые другие услуги, связанные с управлением и диспетчеризацией.


    1. xeningem
      23.03.2018 17:14
      +3

      Ой. Как-то забыл про этот пункт, надо переделать на OSM, заодно проблема с кликом по остановкам уйдёт и можно будет их нормально поверх отрисовать, и по клику по ним выводить расписание. Всё руки не доходили.


  1. Akr0n
    23.03.2018 17:16
    +2

    Новый сервис водители использовали, чтобы следить друг за другом по карте, обгоняя и подрезая конкурентов на дороге. У некоторых начала падать выручка, они стали жаловаться владельцам маршрутов, а те пошли к людям, продающим оборудование с ГЛОНАСС и GPS и отправляющим данные о перемещениях машин в Яндекс. По просьбам хозяев автопарков они информацию отправлять перестали, и автобусы сразу начали исчезать с карты.
    Да что не так с этой страной?? Почему даже что-то хорошее умудряются вывернуть наизнанку?


    1. xeningem
      23.03.2018 17:25
      +2

      Ну, это не про страну, а про транспортную систему Воронежа. Когда в городе весь транспорт работает на наличной оплате то водители воспринимают пассажиров исключительно как 17 рублей (такой сейчас тариф в Воронеже) на ножках.


      1. opanas
        23.03.2018 17:39
        +2

        Поверьте, не только про Воронеж. Знаю случаи как водители логистической компании специально GPS-устройства ломали (наверное, бензин сливать сложнее стало). В одном предприятии собственнику пришлось вообще всю систему снять, т.к. реально сложно стало людей на работу набирать.

        Касательно транспорта — например в Киеве весь муниципальный транспорт оснащен GPS (не исключаю, что благодаря дорогостоящей программе с откатами), а вот частные перевозчики (маршрутки) покрыты процентов на 5 и прогресса уже несколько лет не наблюдаю. Сайт Eway


        1. igor_kuznetsov
          23.03.2018 18:28

          Не понял, в смысле люди не хотели работать у него зная что есть трекер на машинах? Жесть


          1. vershinin
            23.03.2018 18:49
            +1

            А вы что думали, что только в поганом совке все тащили, а тут хозяин за всем смотрит? Сейчас тоже тащат отовсюду: кабеля со строек, конфеты с шоколадных фабрик, сливают дизель с теплоходов и т.д. И никакой рачительный хозяин и эффективный собственник тут не поможет ;)


          1. Krapiv
            23.03.2018 18:52

            А что вас удивляет? Вы бы стали работать, если напротив вас поставить оператора с камерой?
            Трекер же там не просто так. А чтобы потом выщывать на планерки и спрашивать — "а вот здесь почему стоял, а тут почему медленно ехал, а тут почему быстро, пиши объяснительную, премию в этом месяце не получишь".


            1. igor_kuznetsov
              23.03.2018 19:04

              В большинстве офисах камеры, и ничего… живу как-то -) Печально все это


            1. xeningem
              23.03.2018 19:06
              +1

              Ну, для водителей городского транспорта требования отличаются от требований для программистов.
              а вот здесь почему стоял
              И не просто стоял, а 8 минут стоял — ждал, пока пассажиры набьются. Отстаивался.

              Про отстой на остановке
              «Отстой» на остановках это беда на большом количестве маршрутов
              coub.com/view/sgscw


              1. Dvlbug
                23.03.2018 23:36

                Вспомнилось как в Уфе с Северного автовокзала до Южного поехал, лет 10 назад.
                Две Газельки обгоняли друг друга по встречке на 80-100км/ч, я попытался крикнуть водителю «помедленней». Нарвался на поток отборной ругани.
                Но есть и плюсы: почти полный текст завещания, набранный по пути


              1. ice938
                26.03.2018 18:44

                У меня есть знакомый водитель автобуса, у него оплата почасовая- т.е. платят не за перевезенных пассажиров или соблюдение расписания, а за то, сколько времени провел на маршруте! Поэтому он ездит со скоростью не более 40км/ч и радуется, когда в пробку попал. А вот у кондуктора есть план- сдать определенную сумму денег после смены, не выполнишь- день не засчитан


        1. nevzorofff
          24.03.2018 11:40

          Так если реально сложно людей нанять — надо зарплаты напрямую повышать.
          Но, видимо, отдавать часть зарплаты в виде разрешения воровать выгоднее, воруемое можно списать в расходы, вместе с НДС, эти расходы получат водители, а работодатель не заплатит от этого 48% во всякие фонды.


      1. konst90
        23.03.2018 20:35

        Ну, это не про страну, а про транспортную систему Воронежа.

        Вместо Воронежа можете подставить Самару. Маршрутчики пользуются Прибывалкой (так у нас зовется программа для отслеживания транспорта), чтобы ехать на три минуты впереди автобуса и собирать пассажиров.


        1. ingumsky
          23.03.2018 22:22

          В Петербурге такое тоже встречается. Во всяком случае ещё пару лет назад регулярно сталкивался с тем, что долго жду «cоциальный маршрут», ничего нет, потом прилетает пара маршруток, «собирает» остановку, а за ними из-за угла появляется пустой автобус. В итоге городские власти утверждали, что социальные автобусы нерентабельны и надо снимать маршруты.


          1. rub_ak
            23.03.2018 22:51

            А вы им на опыт Москвы намекните, или Нью-Йорка.


            1. ingumsky
              23.03.2018 22:58
              +1

              На современный опыт Москвы? С написанной с нуля эффективной маршрутной сетью? Или Нью-Йорк с огромным количеством такси, вытеснившим в центре личный транспорт? Поясните, пожалуйста.

              В 2002 в Петербурге была едва ли не самое протяжённая в мире система трамвайных линий, а потом её стали убивать вместо того, чтобы модернизировать. Очень жаль. Сейчас немного оживили, но всё равно она сильно уступает тому, что было 15 лет назад.


              1. rdc
                24.03.2018 01:47
                +1

                Современный опыт Москвы был в другом контексте — частников заставили играть по общим правилам. Теперь всё культурно — официалам отдали даже часть автобусных маршрутов, теперь ходят новенькие МАЗы. А неофициалов выгнали поганой метлой и всё.


                1. ingumsky
                  24.03.2018 15:42

                  А, ну у нас тоже в этом направлении двигается. В маршрутках принимается «Подорожник», например, и уже давно. Если устройство считывания «не работает», проезд бесплатный. Мне жаль, что у нас не делают так, как в Москве, с маршрутной сетью. По-моему, у вас там получилось круто.


                  1. Barafu
                    24.03.2018 18:50

                    В Москве, если устройство считывания не работает, пассажир платит штраф. В формате повышенной цены при оплате наличными.


                    1. rub_ak
                      24.03.2018 23:29

                      В Москве на одно транспортное средство приходиться по три считывателя, в частных не помню (давно не ездил) но думаю также. Также наложение штрафа можно опротестовать, хотя я не знаю не одного случая когда этим кто-то воспользовался.
                      Слышал о другой проблеме: когда прикладываешь, а считыватель нуль реакции, прикладываешь к другому тоже самое, а потом оказывается, что с тебя списали за каждый раз.


                    1. ingumsky
                      24.03.2018 23:30

                      У нас большими буквами написано о том, что проезд в этом случае бесплатный, чтобы неповадно было брать наличность в карман под предлогом неработающего (или отсутствующего) прибора.


                    1. rub_ak
                      25.03.2018 00:49

                      Не понял что значит: ". В формате повышенной цены при оплате наличными."?
                      А разве не заполняют протокол, а потом дают квитанцию или по почте отправляют (не помню точно) и ты её оплачиваешь?


                      1. Barafu
                        25.03.2018 13:38

                        Проезд по карте — 35 рублей, а наличными — 55 рублей. А протокол и прочее, наверное, бывает у инспектора, проверяющего билеты, да вот только на крупных маршрутах турникеты стоят, а на мелких — я уже 10 лет ни разу не видел инспектора.


          1. CapricornTV
            24.03.2018 09:45
            -1

            Не вижу проблемы, увидел маршрутку — обрадовался, что щас автобус подъедет. То, что маршрутки так выскакивают, никак не влияет на расписание автобусов, т.е. если бы маршрутки так не делали бы, то автобус приехал бы в то же время, и вы бы в него сели, так у чём проблема? Я могу предложить только, что маршрутка предлагает более выгодную услугу (цена/скорость/комфорт), но это уже проблема некокурентноспособности городских автобусов, и им надо подстраиваться, иначе народ бы с удовольствием подождал бы 3 минуты чтобы сесть в свободный автобус. Надеюсь я смог донести мысль.


            1. heavyrail
              24.03.2018 14:17
              +2

              Нет, не смогли. Маршруточники в более выгодном положении по отношению к автобусам. Хотя бы потому, что автобусы заставляют ездить по расписанию и возить льготников, а маршрутки — нет. Поэтому конкуренция между автобусом/трамваем/троллейбусом и маршруткой заведомо нечестная. Если только, как уже писали выше, не заставить всех играть по одним правилам, как в Москве.


            1. ingumsky
              24.03.2018 15:48
              +1

              За счёт такого поведения маршруток они отнимают выручку у автобусов, которые ходят по расписанию. Есть ещё один момент – часто маршруткам вручную отдают самые вкусные маршруты, а «социальные» маршруты оставляют на мене востребованных направлениях. При этом маршрутка собирает деньги себе в карман, а автобус/тролейбус/трамвай – в бюджет. За счёт того, что выручка последних падает, не только бюджет меньше пополняется, но и не обновляется парк, а сотрудникам не повышают зарплату. Иногда даже сокращается персонал и парк, в перспективе их вытесняют маршрутки. В некоторых городах именно так и произошло. Для города и его жителей это очень плохо.


              1. CapricornTV
                26.03.2018 11:20

                Так почему отнимают, если через 3 минуты будет автобус и вы можете на него спокойно сесть и доехать за меньшую цену? Или не меньшую цену? Я просто сужу по Москве — социальный транспорт дешевле получается + общий билет на всё которым удобно пользоваться, а не каждый раз держать с собой 50 рублей на проезд. То что есть маршруты дотационные это понятно, на то это и социальный транспорт, он больше для общества, а не для зарабатывания, на таких маршрутах вообще может не быть частников, но социальный транспорт не может просто уйти с них, даже если это последняя остановка, на которой живёт 10 пенсионеров которые редко ездят — автобус до них доезжает. Частники сюда и не поедут, а на загруженных маршрутах как правило пассажиров хватит всем, маршрутки тут только в помощь для разгрузки автобусов, при этом автобусы тут уже тоже зарабатывают и частично компенсируют дотационные маршруты. Опять же сужу по своему маршруту — стою на автовокзале, жду автобуса, при этом рядом в 10 метрах уже стоит маршрутка — садись, плати чуть больше только, да отправится она скорее быстрее чем автобус подъедет, но это не так критично для меня, хотя много народу всё-таки идут на маршрутку, но по итогу все довольны — автобусы набиваются полные, маршрутки одна приезжает — сразу подъезжает следующая и ждёт добора. И вы думаете МосТранс отдаст этот маршрут полностью частникам? С чего бы? Если коррупция, то это уже проблема не из-за отслеживания маршрутов по GPS, это проблема общества.


                1. ingumsky
                  26.03.2018 12:30

                  Потому что они стараются «cнять» пассажиров, которые поехали бы на автобусе, но не знают, когда он придёт. В итоге по факту получается, что автобусы получают меньше пассажиров и доходов (соответственно, бюджет тоже). Из-за «недостаточного интереса» к маршруту, часть машин с него снимается, интервал увеличивается, и это приводит к тому, что маршрут теряет ещё больше пассажиров, которые уже не надеются на появление автобуса.

                  У меня на пути от дома к метро в Петербурге именно так и происходило долгое время, пока число автобусов и маршрутов наоборот внезапно не увеличили. Теперь маршрутками на этом участке пользуются те, кто хочет уехать сразу же, как пришёл на остановку, а там как раз маршрутка, или те, кому «коммерческий маршрут» подходит лучше. Остальные ждут автобус, который ходит не реже, чем раз в пять минут.

                  А в провинции с этим проблема. Есть города, которые полностью лишились «cоциальных» маршрутов.


            1. Volkerball
              26.03.2018 11:20

              А ничего, что на остановке большинство люди, у которых нет смартфонов и приложений, и они не знают, что через 3 минуты подъедет автобус? Они садятся в маршрутку, потому что она просто тупо приехала раньше. Зачастую начинают запихиваться так, что о комфорте речи нет. Может быть они и подождали бы автобус через 3 минуты, но для них время прибытия — неизвестная переменная, может 3 минуты, а может 10-15 минут. Вот и люди лезут в маршрутку. А какой-нибудь Ара срубил кеш, воспользовавшись информацией, не предназначенной для такого. Это как играть на бирже, имея инсайдерскую инфу, а потом заявлять, что другие игроки на бирже "неконкурентоспособны".


              В случае с автобусами государство заставило АТП делиться "инсайдерской" информацией для облегчения жизни продвинутых граждан, но маршрутчики воспользовались ею для недобросовестной конкуренции. Плюс к тому же АТП играют по правилам — ездят по расписанию, с заданной скоростью, подчиняясь ПДД. Маршрутчики же вне этих правил — они могут отстаиваться на остановке сколько хотя, пока пассажиры не накопятся, устраивать гонки и т.д. Когда одни играют по правилам, а другие — нет, то и никакой конкуренции речь не идёт.


              У нас в стране только в Москве заставили и АТП, и маршрутчиков играть по одним правилам. И только по прошествии нескольких лет работы по одним правилам можно поговорить о конкурентоспособности того или иного транспорта.


              1. ingumsky
                26.03.2018 12:32

                В Петербурге сейчас тоже серьёзные подвижки к этому есть. Не идеал, но маршрутки выдавливают в сторону следования общим правилам. И транспортные карты там обязаны принимать теперь, и соблюдение ПДД и расписания от них всё больше требуют. С билетами пока только не фонтан. По-прежнему это не контролируется никак.


              1. CapricornTV
                26.03.2018 13:37

                Ну во-первых маршрутчики такими вещами занимались и до появления отслеживания по гпс — просто знали когда скоро поедет автобус и тянули до последнего, и уже тогда все вроде знали, что если проехала маршрутка, то скоро появится автобус, по крайней мере так у нас в городе было, и не нужно было иметь приложение, чтобы понять это. Это правило могло не срабатывать на каких-то определённых маршрутах, но для них опять же народ знал это и делал приемлемый для себя выбор.
                Во-вторых, вы пишете в начале про «неизвестная переменная, может 3 минуты, а может 10-15 минут», а потом говорите «АТП играют по правилам — ездят по расписанию», тут уж либо одно либо другое.


              1. areht
                26.03.2018 21:26

                > А ничего, что на остановке большинство люди, у которых нет смартфонов

                Почему вы так думаете? Смартфонами уже даже бабушки обзавелись.

                А маршрутчики и до всяких приложений стартовали с конечной как только автобус на горизонте высветился


          1. Sabubu
            26.03.2018 11:20

            Маршрутки в сравнении с нормальным транспортом выглядят как тесные скотовозки, которые к тому же могут по 20 минут стоять на остановке и ждать. Всегда предпочитаю использовать городской транспорт, было бы еще побольше его маршрутов и ходил бы он почаще.


            1. ingumsky
              26.03.2018 12:33

              Я руководствуюсь теми же соображениями, что и вы. И мне кажется, что чем больше людей действует так, как мы с вами, тем лучше для развития нормального городского транспорта.


        1. Daddy_Cool
          24.03.2018 01:56
          +2

          Да! В Мск такое тоже было. Если появилась маршрутка — значит через пару минут придет автобус. В результате в маршрутку садилась парочка самых нетерпеливых и… все. Вся остановка ждет автобус. Подходит автобус… и маршрутка срывается с места, чтобы успеть увезти эту парочку. Или не успеть. Часто народ выпрыгивал из маршрутки и запрыгивал в автобус. Для этого тоже был финт — пассажир заходит в маршрутку — но не передает деньги пока маршрутка не начала движение.


          1. Diam77
            24.03.2018 13:53

            Не всегда "самых нетерпеливых". Я тоже так садился в маршрутку, хотя не торопился. Профита было два: а) пока все мерзли снаружи, я ждал то же время в тепле; б) у меня была гарантия, что сяду, а в автобусе на сидячку всегда был приоритет у ушлых бабок.


  1. DjSens
    24.03.2018 08:24

    Т.е. невидимая рука рынка опять не работает во благо населения? Приходится центральной власти всё разруливать как в ссср


    1. konst90
      24.03.2018 09:19

      На любом рынке должна быть администрация с контрольными весами и возможностью выгонять торговцев тухлятиной.


    1. Diam77
      24.03.2018 14:07
      -2

      Мне кажется, что она таки работает работала. Возник вопрос, а так ли для всех важно, что маршрутчики, увидев по GPS, начали подрезать конкурентов? Что, стало дополна аварий? Или просто слегка возросла опасность, и только лишь? Им же тоже ломаться и стоять потом поломанными невыгодно.
      Но зато реально пошла драчка за клиентов.


      1. heavyrail
        24.03.2018 14:18
        +2

        Система городского общественного транспорта нужна для перевозки людей, а не для организации «драчек за клиентов». Здесь не всегда эффективно работают «невидимые руки рынка» и вот это вот всё.


        1. DjSens
          24.03.2018 18:17

          Вообще думаю НТП шагнул уже достаточно далеко (транспорт дёшев, бензин делают из нефти принадлежащей народу, электричество тоже на ГЭС и АЭС народное), посему общественный транспорт пора делать бесплатным (автобусы, метро и т.п.). Лишнего никто ездить не будет — одни на работе целый день, другим комфорт личного автомобиля подавай. Можно даже посчитать во что это выльется по деньгам, или поднять подоходный налог на 0,1% — думаю хватит за глаза. Качество услуги контролировать через gps/глонасс — чтоб транспорт регулярно ходил.


          1. heavyrail
            24.03.2018 22:25
            +1

            Ну в принципе ничего безумного в этой идее нет, городской транспорт не обязан быть прибыльным предприятием с бухгалтерской точки зрения. Но это не значит, что он не будет при этом приносить доход в иной форме. См. пример Таллина с его бесплатным транспортом: ru.sputnik-news.ee/news/20161011/3508287/besplatnyj-obshhestvennyj-transport-tallinn.html


  1. Alternative
    26.03.2018 11:21

    Интересный проект. Я тоже в прошлом году сделал похожего бота для Волгограда и Волжского, но у меня функционал скромнее — бот только показывает расписание для ближайших остановок. Тоже писал на Python. Данные берутся с transport.volganet.ru (есть API).

    Решил написать его после того, как мне попался на глаза другой бот с похожим функционалом, но там не было отправки местоположения, да и работал он медленно. Тогда еще Яндекс.Транспорт в Волгоградской области не работал.

    До этого момента ссылку нигде не выкладывал (так что пользуются им сейчас 1-2 человека), так как практически никто из моих знакомых не заинтересовался, а недавно еще и Яндекс.Транспорт заработал, который для большинства, наверное, удобнее, хотя и не все маршруты показывает правильно, а также не всегда показывает время отправки транспорта с конечных остановок.


  1. Wyrax
    26.03.2018 11:21

    В Украине существует подобная система, называется EasyWay. Началась она со Львова и постепенно распространилась на ~50 городов Украины, и несколько городов в Молдове, Болгарии и по одному городу в Казахстане, Польше и Хорватии.
    Есть приложение для смартфона. Кроме всех прочих функций на карте также виден бортовой номер приближающегося транспорта (четырехзначный).
    Я тоже сразу предполагал, что этой системой можно пользоваться, чтобы обгонять конкурентов, но на практике не замечал подобного, постоянно маршрутки приезжают ЗА тролейбусом с аналогичным маршрутом. То ли слишком много дублирующих маршрутов на нашем направлении, то ли у водителей «клепки» не хватает таким заниматься. Плюс они должны выезжать по графику с конечной, может из-за этого тоже не удается эксплоитить.
    П.С. Для пассажиров очень удобно.