![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/448/219/cdd/448219cdd87fddd35a2d58253c2752fb.jpg)
Перед студией «Мыслеформа» стояла интересная задача — разработать стиль корпоративной иллюстрации для «Лаборатории Касперского». Работы велись в сотрудничестве с отделом дизайна компании. Как мы это сделали? О, это будет долгая история. Начну с сухих фактов...
Клиент
Лаборатория Касперского — международная компания, специализирующаяся на разработке систем защиты от компьютерных вирусов, спама, хакерских атак и прочих киберугроз. Компания ведёт свою деятельность более чем в 200 странах и территориях мира.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/611/cbe/bd9/611cbebd90403b76579365d4fafcd358.jpg)
Задача
Так как в компании на тот момент не было единого узнаваемого стиля иллюстрации, стояла задача сформировать его и показать на максимальном количестве примеров, как он может развиваться. Требовалась разработка: основного персонажа, дополнительных персонажей и их эмоций, объектов интерьера и экстерьера, инфографики. Также надо было продумать отличительные особенности для корпоративных иллюстраций и прописать правила их использования в отдельном руководстве. Иными словами, надо было нарисовать целый мир, выглядящий определенным образом и живущий по определенным правилам.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/393/6fd/299/3936fd29988d714cecc842455a3fed67.jpg)
Работа над поиском стиля велась совместно с дизайн-командой «Лаборатории Касперского», комментариями от которой делится Никита Морозов:
Информационные технологии — это довольно абстрактная сфера, которую сложно визуализировать, а безопасность информации — еще более абстрактна в визуальном плане, поэтому нам был необходим инструмент, который помогал бы донести довольно сложный смысл продукта или услуги. При этом так же важно было донести ценности и характер бренда — инновационность, экспертность и человечность.
В дополнение нам нужно было учесть глобальный масштаб коммуникаций — дизайнеры и подрядчики разного уровня по всему миру должны иметь возможность повторить стиль, чтобы их коммуникация была консистентной. Поэтому в требованиях изначально было наличие простых готовых элементов для иллюстраций.
Графическое исследование
Перед стартом работ мы провели графическое исследование. Изучив различные варианты актуальных тенденций в современной иллюстрации, мы выявили основные стилистические направления, подходящие по тематике, в которых можно было начинать работу.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/119/2fb/d95/1192fbd9590de90d0848a2246ad3feec.jpg)
На основе исследования был выполнен ряд тестовых иллюстраций. На примере одного сюжета демонстрировалось, как будет выглядеть иллюстрация при использовании различных графических приёмов. На данном этапе заказчик остановился на сочетании вариантов 1 и 3, то есть на использовании сплошных заливок с локальным применением текстур и контуров.
Нам очень не хотелось попасться на уловку текущих трендов, и мы искали что-то, что будет выглядеть чисто, аккуратно и актуально в ближайшие 5 лет.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/202/f29/01f/202f2901f8efd09a1fbeef3255d76019.jpg)
Разработка персонажа
Параллельно с выбором основных графических приёмов проводились работы по поиску внешнего вида персонажа. На первом этапе был согласован концепт персонажа, приведенный ниже. Это эскиз иллюстрации на тему встроенных в продукты компании, автоматизированных процессов, которые позволяют экономить время пользователя.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/8d9/6db/0e6/8d96db0e6b5fe980089fffe904ef643a.jpg)
После этого мы приступили к проработке черт лица персонажа. На основе исследования тенденций в отображении персонажей заказчику были предложены варианты отображения персонажа в различных стилях. На предварительном этапе был согласован стиль с частично острыми углами.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/337/a09/b51/337a09b51db832cdcb9dd99eb04d1a91.jpg)
Также проводился поиск пластических форм в фигуре персонажа. Это был достаточно важный этап, так как от этих критериев зависело, как будут выглядеть все остальные персонажи и пластические формы объектов в целом.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/87d/c31/2c3/87dc312c3c86af193edaafc8ada60595.jpg)
В результате поиска черт лица, пластик и формы был разработан основной персонаж. По типажу и общему настроению это простой, современный парень, работающий в офисе, раскованный, но умеющий сосредотачиваться в нужный момент, любящий своё дело, энтузиаст с активной жизненной позицией.
Можно сказать, что у персонажа есть сходства с реальными сотрудниками компании, в особенности в плане красных штанов. Мы хотели чтобы персонаж помог нам передать настроение и при необходимости мог быть смешным, обаятельным и привлекательным.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/a9c/f0e/0ef/a9cf0e0efce59ea4bdce549472dc5311.jpg)
Так как в «Лаборатории Касперского» представлены продукты для всех возрастов и затрагивающие всех членов семьи, потребовалась разработка внешнего вида людей разных возрастных категорий.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/6bb/e7f/6cb/6bbe7f6cb0874b5d673181240f6a130b.jpg)
В дальнейшем планировалось анимировать всех персонажей, поэтому мы разработали систему мимики для всех действующих лиц. От самого счастливого состояния до моментов грусти и печали.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/f62/05f/9ed/f6205f9ed36460c469a105f61ec62eb5.jpg)
Филиалы компании есть в 200 странах мира, поэтому было необходимо продумать внешний вид персонажей с этническими различиями.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/43b/26b/bf0/43b26bbf09a7f7444e346c08f7806172.jpg)
Также были разработаны мини-изображения, демонстрирующие процесс взаимодействия рук пользователя с различными устройствами. Такие изображения активно используются в различных видео руководствах к продукту.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/68f/9cd/a31/68f9cda318f6d21a875a8b7e35ea2196.jpg)
Параллельно с разработкой персонажа проводились работы по поиску декоративных элементов и характерных объектов, которые будут окружать действующих лиц. Требовалось решить задачи композиции, а также то, как распределить цветовые пятна, на чём сделать акцент, а что увести на второй план. Мы пробовали решения с уходом в бОльшую технологичность или геометрию, перебирали большое количество вариантов и обсуждали тонкие нюансы вплоть до унифицирования толщины линий, пересмотра цветового баланса и т.д.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/4a1/01e/a8e/4a101ea8e2d4c04c8866352e9725989e.jpg)
В конечном итоге были согласованы следующие стилеобразующие элементы:
1. Круг, задающий акцент либо на персонаже, либо на ключевом событии.
2. Пространство границ иллюстрации подчеркивается контурными линиями.
3. Часть объектов помечается сносками, как в энциклопедии или научном издании.
4. Некоторые объекты заднего плана закрашиваются текстурой из косых линий, которыми также помечается пространство пола.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/a2a/57e/a00/a2a57ea00623a36cc1693d3c7b14b590.jpg)
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/1b7/de2/f0c/1b7de2f0c3fb74021bb1619faf8d653b.jpg)
Исключительное отличие нашего бренда состоит в нашей экспертности и как фанаты своего дела мы разрабатываем наши продукты без компромиссов в плане безопасности. Поэтому важно было визуально и образно передать нашу любовь к проектированию, планированию, тестированию и всему тому, что окружает работу настоящего эксперта. В результате были выбраны ключевые элементы стиля, которые и делают наши иллюстрации уникальными и именно про нас.
Перспектива
У каждой иллюстрации есть главное послание, которое важно донести. Второстепенные объекты не должны отвлекать от основного сюжета, поэтому при дальнейшей проработке стиля был сформирован принцип того, как объекты отображаются в визуальной перспективе. В какой цветовой гамме отображаются объекты первого, второго и заднего плана.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/3b7/8f0/387/3b78f03875cb8f49b3dc1913d9250d2f.jpg)
Цветовая гамма
Для руководства по стилю была определена основная цветовая палитра и прописано соотношение цветов в иллюстрации. У бренда есть наиболее узнаваемые цвета — оттенки зеленого и красный. В данном случае красный, как слишком активный, был заменен на более нейтральный розовато-морковный тон. Также были продуманы комбинации полутонов для создания эффекта объема, характерного для стилистики Flat.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/365/016/659/3650166593343fb1defa832191ac78f5.jpg)
Сюжетные иллюстрации
После согласования основных констант стиля можно было переходить к сюжетным иллюстрациям, рекламирующим основные преимущества продуктов компании.
Чтобы покрыть широкий диапазон носителей, где применяются иллюстрации, нам нужны были три типа графики: большая сюжетная иллюстрация, мини-иллюстрация и иконка фичи продукта. Сюжетные иллюстрации — основной формат, поэтому мы решили начать с него.
Очень удачно, что в момент разработки стиля мы смогли «обкатать» какие-то решения на практике — сделать несколько реальных изображений по брифу от бизнес-команд. В результате, кстати, получилась отличная рекламная кампания для малого бизнеса.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/e25/c87/d03/e25c87d03f23e124a3349599f09437cf.jpg)
Цветной фон
Так как иллюстрации планируется использовать на разных носителях и в разной среде, было необходимо продумать варианты того, как будут видоизменяться стилеобразующие элементы при смене фона, и адаптировать иллюстрации для различных ситуаций. Это может быть использование не постере или билборде в городской среде, у иллюстрации может быть информационный посыл или задача привлечь максимальное внимание за счет яркого фона. В итоге было выбрано четыре основных фона: белый, серый, зеленый и черный.
Зеленый — основной идентификатор нашего бренда, но кроме этого он помогает иллюстрациям вписаться в реальные форматы рекламы или интерфейса, где уже есть подобные цвета.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/623/d2b/48b/623d2b48bcdd6a0e2f4671361f7a01f0.jpg)
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/d77/ec8/2cd/d77ec82cdf41cec8b87dc70887755d79.jpg)
Анимация
Была разработана пробная анимация, на которой тестировалось то, как стилистические элементы будут перемещаться в пространстве и взаимодействовать с персонажами и внешней средой.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/294/259/aaf/294259aaf8c1da85fc5e56900902e5c6.gif)
После этого были проработаны варианты ситуаций с применением иллюстраций на различных носителях и форматах — начиная от городской среды и заканчивая интерактивным пространством.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/f44/b30/bbb/f44b30bbb0c0b635711e43372edfd9e9.jpg)
Дополнительные элементы
Так как по сути мы разрабатывали своеобразные детали визуального конструктора, из которого в дальнейшем можно будет оперативно собрать иллюстрацию, была создана база готовых элементов интерьера и экстерьера для использования как на первом, так и на заднем плане. В эти работы входили предметы интерьера, экстерьера и транспорт.
Такой конструктор помогает нашим дизайнерам и подрядчикам компании быстро собирать необходимые картинки и истории. Это существенно экономит время и деньги, помогая сохранять узнаваемость.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/a92/c65/f4f/a92c65f4ffce36279b36fb0a2e7420ae.jpg)
Мини-иллюстрации
Следующим шагом стала проработка продуктовых иллюстраций. Так как продуктов у компании много и каждая мини-иллюстрация должна максимально наглядно объяснять принцип и суть действия пользователя, проводилось большое количество тестов для поиска оптимального внешнего вида пиктограмм.
Отдел проектирования интерфейсов провел несколько качественных тестов использования иллюстраций в продуктах, в результате которых были выявлены проблемы: некоторые изначальные декоративные элементы и цветовая палитра придавали картинкам дополнительный смысл, который шел вразрез с тем, что мы пытались сказать с помощью изображений. После нескольких итераций удалось достигнуть стиля, в котором элементы присутствовать могут, при этом на смысл иллюстрации не влияют. Теперь, благодаря новому стилю иллюстраций, мы однозначно получили единый почерк на всех содержащих их экранах, а там, где нам надо рассказать про какую либо функцию или инструмент, иллюстрация помогает лучше донести смысл.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/ea5/e68/2e0/ea5e682e05225d37ef790db281c898fd.jpg)
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/e0a/218/ffe/e0a218ffee2b0e554319294d467b3475.jpg)
Иконки особенностей продукта
Для иллюстрирования отдельных свойств продуктов используются иконки отдельного типа. В основе иллюстрации размещается ромб с углом основания, идентичным шестиугольнику, который применяется в наших иконках. В качестве графических элементов используются мини-символы, связанные с атрибутами конкретной функции.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/28f/b27/1fa/28fb271fa58a81ad7deb3ab90b7a009e.jpg)
Толщина контура
Чтобы добиться единообразия в отображении толщины контуров, была разработана система соотношения толщин при масштабировании в сюжетной, мини-иллюстрациях и продуктовых иконках.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/9fd/63b/620/9fd63b6209d496deebbe15473b070f9a.jpg)
Инфографика
На финальном этапе были продуманы варианты того, как будет отображаться статистическая или аналитическая информация. Инфографика выполнялась в соответствии с утвержденной цветовой гаммой и с использованием общих стилистических приёмов.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/de6/b25/6c3/de6b256c37749c1ae7bc62bcf7fdb557.jpg)
Результат
Результатом проекта стало сверстанное 40-страничное руководство, где детально описаны элементы стиля, законы, по которым они строятся и применяются, внутренняя логика их использования. А также собрана библиотека готовых элементов, которые можно будет использовать в дальнейшей работе, сохраняя единый стиль независимо от иллюстратора, привлеченного к проекту, или удаленности филиала компании. Такой документ позволил кампании в разы сократить время и стоимость разработки иллюстративных материалов на много лет вперед.
Несмотря на то, что внедрение стиля в рамках большой компании — это дело небыстрое, нам удалось синхронизировать несколько команд и уже в этом году наш стиль иллюстраций используется во многих потребительских продуктах, на сайте, в видео и в других рекламных коммуникациях. На текущий момент в нашей библиотеке насчитывается несколько сотен готовых картинок и их количество быстро растет.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/182/951/964/182951964f4e77711850fcfec69542ff.jpg)
Применение стиля
С примерами того, как стиль используется для решения конкретных задач компании, вы можете ознакомиться, пройдя по следующим ссылкам:
Посадочная страница, выполненная с использованием иллюстраций: www.kaspersky.ru/incubator
В этой видеоинструкции показано, как в продукте применяются мини-иллюстрации: www.youtube.com/watch?v=HuVhouLkl0Y
Команда проекта
«Лаборатория Касперского»:
креативный директор: Никита Морозов,
отдел дизайна «Лаборатории Касперского»,
отдел проектирования пользовательских интерфейсов.
Студия «Мыслеформа»:
арт-директор и дизайнер: Илья Калимулин,
иллюстраторы: Олег Береснев, Дмитрий Штольц,
аниматор: Олег Береснев.
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/fdc/6f1/8eb/fdc6f18ebe84430704dad48867ee7a22.jpg)