Современный мир — это мир коммуникаций. Они на каждом шагу. В бизнесе, чтобы принимать верные управленческие решения, необходимо коммуникации (прежде всего, клиентские) детально анализировать — по частоте, по источникам, по эффективности их отработки на стороне компании и прочим параметрам. Поэтому оторванность системы коммуникаций от учетной системы практически равносильна отставанию от рынка. Сегодня речь пойдет о том, какие интеграции реализованы для виртуальной АТС MANGO OFFICE, что конкретно получают от возможности встроить телефонию в различные бизнес-приложения наши клиенты, и как мы работаем в этом направлении.
Для чего вообще нужны интеграции?
Как телефония и, скажем, CRM «взаимодействуют» без интеграции? Спойлер: не очень хорошо. После (или даже в процессе) телефонного разговора с клиентом менеджеру нужно вручную заносить информацию о самом факте состоявшегося звонка и достигнутых договоренностях. Запись разговора хранится отдельно, и, прежде чем обратиться к ней, если потребуется восстановить какие-то детали, сначала нужно отыскать ее в архиве. Аналитика по звонкам — тоже отдельно.
Что дает интеграция виртуальной АТС c CRM? Считаем: 1) автоматически проверяется, есть ли в базе клиент, звонящий в компанию; 2) если нет — для клиента автоматически создается карточка; 3) в карточку сохраняется телефонный номер, данные звонка и ссылка на запись разговора.
Если система «узнала» клиента по номеру телефона, то в автоматически всплывающей на экране монитора карточке менеджер сразу видит всю историю общения и может на лету сформировать наиболее сильное предложение, учитывающее все прежние заказы этого клиента, его предпочтения, какие-то нерешенные с ним вопросы и другие обстоятельства. К тому же система умеет генерировать по конкретному клиенту статистику с различными фильтрами. То есть интеграция телефонии и CRM — это очевидный прирост эффективности.
Другая задача интеграции — научить телефонию маршрутизировать звонок клиента напрямую ответственному за этого клиента сотруднику. Напрямую — значит в обход всех голосовых меню. То есть можно сделать так, чтобы постоянному клиенту никогда не приходилось выслушивать в трубке все эти «Добрый день! Спасибо, что вы нам позвонили. Для соединения с отделом продаж, нажмите 1» и в конце — «Дождитесь ответа оператора или наберите короткий номер сотрудника». Интеграция позволяет системе сразу соединить звонящего с нужным ему специалистом.
Несколько примеров
Работу над интеграциями в «Манго Телеком» начали в 2016 году. Первая интеграция, которую мы реализовали для виртуальной АТС MANGO OFFICE, — интеграция с amoCRM. На старте проекта были описаны всех возможные ситуации взаимодействия телефонии и CRM. На основе этого описания через 2 недели появилась тестовая версия. Сделали самый простой вариант — фактически MVP: пришел звонок на такого-то сотрудника, система зафиксировала это событие. К слову, исполнение даже этого функционала оказалось не вполне очевидным на практике. Проблема вот в чем. Например, клиент звонит на общий номер вашей компании, а затем нажимает какую-то клавишу, чтобы связаться, скажем, с отделом продаж. Если интеграция написана неправильно, то каждый «перевод» звонка (с общего номера на определенный отдел или от одного подразделения к другому) будет фиксироваться в CRM как новый вызов. То есть звонил один клиент, а, пока его звонок «гулял» по офису, система записала его четыре или пять раз.
В течение года после релиза интеграции с amoCRM мы собирали отзывы пользователей и вносили доработки. Эта интеграция до сих пор самая популярная у нас, ей пользуется несколько тысяч клиентов.
Другая распространенная среди российских предпринимателей CRM — Битрикс24. Работая над amoCRM, основной упор мы делали на собственные силы. Даже анализ различных протоколов, отличающихся от описания в технической документации или представленных в общедоступной документации неполно, мы проводили сами. С Битрикс24 все было ровно наоборот: с самого начала очень плотно контактировали с руководителем битриксовской разработки. Реализация заняла 3 недели. Очень хотели успеть к большой конференции, на которой была возможность представить новые возможности, поэтому практически жили в офисе. Несмотря на то, что amoCRM и Битрикс24 во многом различны, опыт с первой очень помог все сделать хорошо и быстро.
Что еще важно учитывать в разработке интеграций? Абонентское оборудование. Для приема звонков компании могут использовать софтфоны, стационарные и мобильные телефоны. Для мобильных достаточно подключить FMC — тогда все входящие и исходящие звонки будут проходить через виртуальную АТС и фиксироваться в статистике. На компьютере менеджера, даже если он говорит с сотового, все равно должны всплывать карточки клиентов, но не это самый важный момент. Важнее — что звонок необходимо сохранять в CRM-системе автоматически. То есть чтобы менеджер вообще не нажимал никакие кнопки на своем компьютере. Это пригодится, когда сотрудник где-то в полях или звонит клиент, а менеджер дома на выходных. Звонок все равно должен быть зафиксирован.
Еще одна полезная функция, которая есть в наших разработках и которой нет во многих других, — интеграция с динамическим коллтрекингом. Коллтрекинг позволяет оценить эффективность рекламы и в деталях разобраться, сколько и каких клиентов вы привлекли с помощью той или иной маркетинговой активности. Коллтрекинг дает понять, как новый клиент узнал о вашей компании, из какого он города, что искал в сети, на каких страницах вашего сайта был, что смотрел. С помощью стандартных средств CRM-системы можно создавать отчёты по тем или иным атрибутам, фильтровать данные, делать выборки, смотреть по ним статистику продаж и считать, сколько та или иная кампания принесла денег. Если по какому-то рекламному запросу продажи низкие, есть смысл перейти к карточкам клиентов и прослушать разговоры. Может быть, эти клиенты нецелевые. Или что-то не так с самой рекламной кампанией. Интеграция дает большое преимущество — проследить, как работает реклама буквально до сделки!
Конечно, интересна интеграция виртуальной АТС не только с CRM, но и с сервисами для служб технической поддержки и сопровождения клиентов. У нас, например, есть интеграция с Zendesk, одним из крупнейших сервис-десков в Европе. В России он тоже хорошо известен.
Сторонние интеграции
Наши клиенты пользуются сотнями, если не тысячами различных бизнес-приложений, с которыми можно интегрировать виртуальную АТС. Конечно, сразу сделать столько интеграций с учётом всех особенностей каждой системы одним нам просто не по силам. Поэтому мы сосредотачиваем усилия в первую очередь на продуктах с обширной аудиторией.
Но к удовольствию клиентов есть и интеграции, сделанные нашими партнерами. Такими, например, как компания «Простые звонки». Ребята делают «универсальные» интеграции телефонии с десятками разных приложений, но универсальность, как это обычно бывает, сказывается на функциональности. В таких интеграциях реализованы сценарии, охватывающие далеко не все возможности подключаемых к виртуальным АТС CRM-систем.
Наконец, если компания — клиент «Манго Телеком» пользуется какой-то совершенно уникальной или даже собственной IT-системой, для которой ни мы, ни наши партнёры не написали и, скорее всего, не напишем интеграцию, то сделать это можно самостоятельно. У нас открытый API — просто скачайте его с нашего сайта и используйте, а мы готовы консультировать и отвечать на все вопросы. Но надо понимать: поддержка лежит на плечах самого разработчика.
Сегодня для виртуальной АТС MANGO OFFICE реализованы интеграции более чем с 80 бизнес-приложениями. И больше тысячи интеграций — под конкретную систему заказчика. Это не только CRM и сервис-дески, но и всевозможный специализированный софт — для медицинских центров, автосервисов, салонов красоты, агентств недвижимости, строительных компаний и т.д. Интеграция с телефонией полезна везде, где есть прямые коммуникации с клиентами и важно сохранять данные об этих коммуникациях.
Отдельный разговор — о продуктах фирмы «1С». Существует одновременно несколько возможностей их интегрировать с телефонией. Одна из таких — для приложения «1С: Управление нашей фирмой». Реализована интеграция коллегами из «1C». Мы активно им помогали.
Второй вариант написан компанией «Рарус», она также лежит в периметре «1С». В CRM «Рарус» есть модуль «1С-Рарус: СофтФон», для него и делалась интеграция с MANGO OFFICE.
Третий для клиента вариант заставить MANGO OFFICE и «1С» взаимодействовать— уже описанный выше сервис «Простые звонки».
Но эти примеры — капля в море. Существует множество конфигураций «1С», пользователи этих продуктов часто дорабатывают платформу под себя, а типовые модули интеграции не всегда подходят для кастомных конфигураций. К тому же разным бизнесам нужна разная функциональность. И нам известны как минимум две компании, специализирующиеся на написании индивидуальных интеграций с продуктами «1С», — simplit.io и «Мико».
Конечно, мы приветствуем всех, кто хочет с нами интегрироваться. И сотрудничаем с разработчикам интеграций — участвуем не только консультациями, но и иногда и финансово. Обращайтесь!
Больше половины клиентов «Манго Телеком» пользуются интеграциями нашей собственной разработки. Если же клиенту по какой-то причине мало возможностей предлагаемого нами модуля или нужно дополнить какими-то особыми функциями, то сделать это можно через наш API-конструктор. Для этого вовсе не требуется огромный штат программистов. Раскроем секрет: все наши интеграции написаны с нуля двумя разработчиками. В среднем на каждую такую задачу у них уходило максимум полтора месяца. Так что при желании вы можете взять один из готовых модулей интеграции и быстро доработать его под свои специфические задачи. По этому пути пошла почти тысяча наших клиентов.
Codenamed
Все это классно, конечно. Но зачем вы такие крохоборы?
Сейчас я плачу 740 р./мес. за лицензию на вирутальную АТС (то есть, считая без номеров и звонков).
Если я включу у вас такие базовые вещи как черный список, запись разговоров с хранением в пределах 5ГБ, минимальные конференции, мониторинг и API, то я буду платить примерно 3 500 р./мес. за ваш супер-функциональный облачный софт.
Если остаться на минимальном тарифе и развернуть на облачной виртуалке за 300 р./мес. абсолютно бесплатный Asterisk, то даже если отдать за его настройку 15к, замена вашей нарезки функций окупится за полгода.
И никаких ограничений по количеству пользователей, записи звонков, конференциям, схемам переадресации и возможностям интеграции. И это при использовании вашей же телефонии.
MangoOffice Автор
Дискуссия тут (пусть и заочная) касается в большей мере прайсинга и моделей монетизации. Относится это, скорее, к департаменту маркетинга, и мы, конечно, передадим коллегам это сообщение — для ознакомления и вообще, как говорится, учета в работе.
Но этот блог ведут люди из технических подразделений, поэтому мы выскажем свою позицию как видится нам.
Вопрос, который вы ставите, конечно, вечный. Альтернатива, как у Жванецкого, «большие, но по пять» или «маленькие, но по три» часто бывает непростой. И разумный человек всегда выбирает вариант или комплекс вариантов, соизмеряя возможности с необходимостями, — все верно.
И все-таки. Это может прозвучать как нечто очевидное, но компания ведет бизнес и создает продукт, назначая его стоимость. Продукт достойный — по многим оценкам, а справедливость цены в конечном итоге определяется рынком. И цена, наверное, все-таки справедливая. Хотя бы если судить по тому, что клиентов у «Манго Телеком» больше, чем у провайдеров, которые свои сервисы предоставляют бесплатно. И речь даже не только и не столько о прибыли, ее из этих рассуждений вообще можно исключить. Потому что если бы не зарабатывали, то не могли бы создавать и развивать эти продукты. Для нас все взаимосвязано. Тем более, своим продуктом мы занимаемся фокусно и не занимаемся никаким другим. Но с другой стороны — для клиентов это тоже плюс, потому что сосредоточены мы на своем направлении полностью.
Codenamed
Суть моего комментария с технической точки зрения сводится к тому, что виртуальная АТС от Манго по функциональности — как бесплатная веб-обертка над Астериском. Только у вас она не бесплатная :)
Codenamed
А еще, я правильно понимаю, что при подключении к вашей виртуальной АТС SIP-софтфонов никак нельзя включить TLS и SRTS? А значит, нельзя безопасно совершать звонки из недоверенной сети?
Codenamed
Не поленился связаться с техподдержкой и дождаться оператора.
И таки да, TLS и SRTS у Манго включить нельзя. Пароль для подключения к учетке стыдливо прикрывается жиденьким MD5 и хэш гоняется в открытом виде. Голосовой трафик может слушать любой желающий.
Включить шифрование нельзя даже за деньги.
Codenamed
Прибыль — это прекрасно. Работать без прибыли — аморально. Проблема в том, что вы за абсолютно стандартные для всех бесплатных АТС фишечки хотите столько же денег, сколько я за всю связь плачу с нескольких номеров :)
MangoOffice Автор
Мы свой продукт понимаем и развиваем иначе — не как некую исключительно техническую функцию предоставления связи. Основной смысл и содержание совершенно в другом: это действительно большой комплекс коммуникационных инструментов для повышения эффективности бизнеса в очень и очень разных аспектах — от конструктора скриптов до коллтрекинга. Поэтому сравнивать только с возможностью устанавливать связь все-таки не вполне корректно.
Плюс не забывайте, что классическое применение облачных решений — это возможность полностью делегировать провайдеру (нам) всю поддержку. Если строить свою инфраструктуру, как в вашем случае, то ее поддержка и развитие во многом на ваших плечах. Не всем это подходит.
Codenamed
А можете поделиться статистикой по платным фичам, какой процент пользователей базовой телефонии пользуется этой фичей? :)
Почему-то мне кажется, что подавляющее большинство из ваших тысяч пользователей жмется покупать дополнительные возможности, а потому пользуется весьма бедной функциональностью. Потому что SMB никогда не купит для своего удобства то, что можно не покупать.
MangoOffice Автор
Нет, ошибаетесь. Результаты как раз показывают, что клиенты ценят именно функционал, который мы даем. И большинство пользуется достаточно широким набором сервисов. Статистику по разным продуктам в тех или иных формах раскрывали, можно погуглить. Из того, что вспомнилось сразу: например, та же запись разговоров подключена чуть ли не у половины, центр обработки вызовов рос и растет очень хорошими темпами.
Еще в качестве подтверждения: ARPU у нас самый высокий на рынке, средний ARPU обгоняем значительно. То есть «Манго Телеком» выбирают платящие клиенты, которые хотят современные инструменты и удобство. Если интересно, вот здесь достаточно подробная оценка руководителя нашего маркетинга — по нашей рыночной позиции и основаниям к этому: www.comnews.ru/content/112499/2018-04-02/virtualnye-ats-uspeshnye-itogi-i-horoshie-perspektivy
Codenamed
Очень интересно, большое спасибо!