Римский-Корсаков за работой. Сейчас композиторы-одиночки встречаются все реже. В топы врываются композиции, созданные целыми группами людей
То, что с стечением времени музыкальные предпочтения слушателей меняются, ни у кого не вызывает сомнения. Каждый год отличается от предыдущего модой на музыку — доминирующим становится новое направление. Соответственно, если есть спрос, то появляется и предложение. А значит, что все больше исполнителей начинают сочинять музыку, принадлежащую самому популярному течению — это позволяет заработать деньги, много денег. Все просто.
Ситуация вовсе не новая, она повторяется год от года. Нечто подобное наблюдалось, например, в 60-е (рок), 80-е (поп), 90-е (хип-хоп). Все это актуально и для современности. Но, как оказалось, сейчас музыканты начинают сочинять уж очень похожую музыку. Порой и голос артиста, и музыка и сами артисты настолько похожи друг на друга, что их становится сложно различить.
Но это личные впечатления. Возможно, на самом деле все обстоит по-другому? Специалисты задались целью проверить эту точку зрения. Для этого решено было воспользоваться данными Music Genome Project. Это, кстати, движок, приводящий в действие Pandora. Участники команды проекта выделяют более 400 атрибутов музыкальных композиций, включая жанр, стиль песни, темп, инструментальное наполнение.
Изучая различные атрибуты разных музыкальных композиций можно понять, насколько они похожи. В качестве примера выше приведена диаграмма анализа музыки 80-х. Здесь есть лишь один параметр, по которому анализировались мелодии — наличие синтезатора. Как видим, с течением времени почти во всех хитах того времени присутствует звуковое «вмешательство» синтезаторов.
На 1984 год приходится пик использования этих музыкальных инструментов — нет ни одной песни, где не использовался бы синтезатор. Именно они определили гомогенность (то есть однородность) музыкальной среды того времени. Но все же песни того времени звучат по-разному, достаточно взять композицию «Jump» Ван Алена и “I Just Called to Say I Love You” Стиви Уандера.
Используя те самые атрибуты музыкальных композиций, в 2005 году студент Тристан Джехан опубликовал работу «Создание музыки посредством прослушивания». Это фреймворк для генерации музыкальных файлов компьютеров. По словам создателя, упрощенно это работает следующим образом: вы даете прослушать новые композиции компьютеру, а он, в свою очередь, генерирует произведения, стилистика хороших схожа с ранее прослушанными композициями.
Разработка Джехана была использована для того, чтобы разработать алгоритм разделения любой музыкальной композиции на небольшой набор характеристик, по которым составляется «цифровой отпечаток» самой композиции.
Вскоре после написания работы бывший уже студент стал одним из сооснователей компании EchoNest. Сама она чуть позже был использована Spotify для своей рекомендательной системе. Пользователю предлагают слушать именно ту музыку, которая ему нравится, для чего внизу есть специальная подборка.
В EchoNest, кстати, для сравнения музыкальных композиций используется не 400, а всего 8 параметров. С их помощью участники исследования о «схожести музыки» решили проверить музыку из «топ 100 музыкальных композиций». В теории, композиции со схожими характеристиками, выделенными EchoNest должны быть похожими.
Так все и вышло. Например, очень похожи по основным характеристикам композиции от Кэти Перри “Teenage Dream” и песня от Kesha — “We R Who We R”. Но, возможно, похожи и другие композиции? Для этого можно взять хиты разных лет и проверить их при помощи алгоритма EchoNest.
На графике выше показано, что схожесть музыкальных композиций с течением времени увеличивается. Чем ниже точки графика опускаются по оси ординат, тем выше схожесть. Как оказалось, больше всего похожи друг на друга композиции, выходившие с 2012 по 2016 годы. По мнению некоторых экспертов по музыке, в настоящее время создание песен стало едва ли не автоматическим процессом, отличающимся от того, что было пару десятков лет назад.
Если раньше музыку сочиняли 1-2 автора, и это было похоже на показанные в фильмах муки творчества музыканта, сидящего с ручкой в руках у фортепиано и спешно записывающего найденные ноты, то сейчас это конвейер. Мало что отличает музыкальную индустрии от фабрики — такая же специализация, где в «цеху» несколько человек занимаются созданием отдельных деталей, а затем все собирается вместе. Кто-то делает басовый трек, кто-то — дополнительную аранжировку, еще кто-то собирает все «детальки». Все это на самом деле можно назвать «фабрикой хитов», правды здесь больше, чем кажется.
В 80-е над большинством хитов работало два человека. И только 7 известных песен того времени сочиняли больше трех человек. Сейчас же около 50% музыкальных композиций готовится 4 и более специалистами. Песни, где «разработчиков» около 10 уже не редкость. Та же Havana собиралась командой из 11 человек. В итоге песни становятся не такими уникальными, как ранее, похожих композиций просто масса.
Аудио и видеоредакторы, возможность передавать отдельные элементы композиции по сети привели к тому, что сейчас 100 песен можно создать за меньшее количество времени, чем раньше уходило на написание 2-3 композиций — в том случае, если ими занималась группа людей в одном помещении. Известно, что с 2010 по 2014 годы топ-10 продюсеров стояли за 40% песен из топ-5 мелодий Billboard Hot 100. В 80-е этот показатель был ниже в два раза.
Увеличить картинку
Другими словами, все больше песен создает все меньшее количество людей. Естественно, это влияет на уникальность каждой мелодии — одному и тому же человеку очень сложно выдавать каждый раз что-то уникальное, не похожее на все, что появилось раньше. Ну и тренды тоже задают эти же люди.
Комментарии (88)
lair
29.05.2018 17:21+1Римский-Корсаков за работой.
А зачем у вас сверху приведен композитор академического направления, если дальше вы об академической музыке не пишете ни слова?
По мнению некоторых экспертов по музыке, в настоящее время создание песен стало едва ли не автоматическим процессом, отличающимся от того, что было пару десятков лет назад.
Эти "эксперты по музыке" никогда не писали форму со жесткими законами? Полифонию строгого стиля? Фугу?
0x9d8e
29.05.2018 17:44+3А зачем у вас сверху приведен композитор академического направления, если дальше вы об академической музыке не пишете ни слова?
Предположу, чтобы «проиллюстрировать» отличие нынешней музыкальной индустрии от якобы устаревшей, основываясь на ложном убеждении, что академическая музыка это исключительно прошлое. «На самом-то деле» популярная музыка заняла нишу народной, почти вытеснив последнюю, это да. Академическая при этом мало пострадала (та музыка, которая отняла часть аудитории у академической сама не шибко популярна). Как была «не для всех» так и осталась. Просто потому что не все вообще готовы сесть и целенаправленно слушать музыку. Используют её в качестве сопровождения и всё. Академическая музыка в роли фоновой теряет содержание и воспринимается такой же одинаковой как и вся остальная, если не более. Вообще, если даже нынешнюю «одинаковую» музыку целенаправлено слушать с полным вниманием, то даже она оказывается несколько глубже, чем кажется (хотя бы в плане саунд-дизайна).MockBeard
29.05.2018 18:15похоже так и есть, классику слушать фоном не получается, только целенаправленно.
Igor_O
29.05.2018 19:09-1Да ладно!
Почти вся классика, которая писалась до эпохи экспериментов в 20-м веке, была в момент выпуска или танцевальной попсой, или заказной «под мероприятие». Просто на Земле было очень мало людей, которые могли себе позволить играющий фоном большой симфонический оркестр, пока они с бумагами работали. Ах, да! Еще же была «камерная музыка». Как раз та самая «фоновая» музыка, пока народ тусовался после ужина. И уже когда появились массово доступные средства распространения музыкального контента в виде пластинок и патефонов, и фоновую музыку смогли себе позволить почти все, пошли всякие изыски от «классических» композиторов с диссонансами и прочими изысками «для понимающей публики».m03r
29.05.2018 19:17+1Ваши представления выглядят, мягко говоря, весьма упрощённо по сравнению с реальностью. Вот, например, Хорошо темперированный клавир Баха — это танцевальная попса, или заказная «под мероприятие»?
Причинно-следственной связи между распространением звукозаписи и появлением «изысков» также нет, хотя бы потому, что критики обвиняли в «излишествах» своих младших современников как минимум века с шестнадцатого.scg
29.05.2018 19:56Если я ничего не путаю, то ХТК Баха было что-то вроде демки хорошо темперированного ряда, так как примерно тогда шла замена гармонического на более современный. Но это действительно, была академическая работа.
Druu
29.05.2018 20:19то ХТК Баха было что-то вроде демки хорошо темперированного ряда, так как примерно тогда шла замена гармонического на более современный.
Это гипотеза. Есть также обратная гипотеза: что "хорошо" в "хорошо темперированный" не то же самое, что "равномерно", и Бах предполагал как раз свою (хорошую) темперацию для каждой тональности :)
Igor_O
29.05.2018 20:05-1ХТК — сложная штука. Судя по всему, большая часть — заказные, хотя танцевальные мелодии туда тоже могли попасть. Я, извините, полный цикл из 48 произведний не прослушивал. Да и вообще история темная. Т.е. вроде Бах, а вроде и первое издание — только после того, как после его смерти кто-то адаптировал эти произведения к «современной» нотной записи… Т.е. гарантии, что это все действительно произведения Баха, а не часть мегатонн «вновь открытых» «рукописей», которые появились в связи с модой на покупку таких уникальных рукописей в 19-м веке, нет никакой…
хотя бы потому, что критики обвиняли в «излишествах» своих младших современников как минимум века с шестнадцатого
Вы считаете, что хомо сапиенс выделился в отдельный вид только в 16-м веке? Это ж часть извечного противостояния «отцов и детей».
Но тут была совершенно иная история и выделилось направление из музыки именно по признаку, что слушать ее можно только чтобы в определенном кругу прослыть «интеллигентным человеком». А самое главное, что произведения тех композиторов оказывают влияние только на аналогичное направление, которое выделилось из джаза. (Это я про тот «джаз», который пародировался во времена СССР с использованием «водно-бачкового инструмента».)lair
29.05.2018 20:43Судя по всему, большая часть — заказные
Кем заказные?
хотя танцевальные мелодии туда тоже могли попасть
Танцевальные мелодии в прелюдиях и фугах? Вы, случайно, с сюитами не путаете?
Т.е. вроде Бах, а вроде и первое издание — только после того, как после его смерти кто-то адаптировал эти произведения к «современной» нотной записи…
Эм, а почему это барочная нотная запись — не современная?
Т.е. гарантии, что это все действительно произведения Баха, а не часть мегатонн «вновь открытых» «рукописей», которые появились в связи с модой на покупку таких уникальных рукописей в 19-м веке, нет никакой…
Гм, и кто бы мог это написать в XIX-том-то веке?
lair
29.05.2018 20:56Т.е. гарантии, что это все действительно произведения Баха, а не часть мегатонн «вновь открытых» «рукописей», которые появились в связи с модой на покупку таких уникальных рукописей в 19-м веке, нет никакой…
Кстати, а как объяснить тот факт, что Моцарт, скончавшийся в 1791, перекладывал фуги из ХТК для струнного ансамбля еще в 80-ых годах XVIII?
Ну и вообще, называть 1801 год периодом моды на открытые рукописи в 19-м веке — достаточно смешно.
lair
29.05.2018 20:38Почти вся классика, которая писалась до эпохи экспериментов в 20-м веке, была в момент выпуска или танцевальной попсой, или заказной «под мероприятие».
А что, заказная музыка "под мероприятие" — это не музыка для целенаправленного слушания?
m03r
29.05.2018 21:14Не кормите — видно же, что человек не хочет разбираться
lair
29.05.2018 21:15+2Да ладно, вдруг что еще интересное про провенанс ХТК услышим.
Igor_O
30.05.2018 11:26ХТК — достаточно специфический технический демо-набор.
Практически все творчество Баха «в Лейпциге», по тем временам, попса для развлечения еженедельными концертами ширнармасс в церквях.
Раннее творчество — в основном танцевальная музыка для проведения балов у какого-там герцога.lair
30.05.2018 12:50ХТК — достаточно специфический технический демо-набор.
С вопросами его аутентичности уже разобрались?
Практически все творчество Баха «в Лейпциге», по тем временам, попса для развлечения еженедельными концертами ширнармасс в церквях.
Это как-то противоречит тому факту, что эту музыку нужно слушать целенаправленно?
Раннее творчество — в основном танцевальная музыка для проведения балов у какого-там герцога.
А вы что считаете ранним творчеством, простите?
Igor_O
30.05.2018 14:49С вопросами его аутентичности уже разобрались?
С аутентичностью _сейчас_ разобраться невозможно, к сожалению.
Это как-то противоречит тому факту, что эту музыку нужно слушать целенаправленно?
Прямого противоречия нет, но причинно-следственная связь совершенно другая. Тогда музыку _приходилось_ слушать целенаправленно просто потому, что «фоновую музыку» могли себе позволить только самые богатые. И средств «распространения контента» не включающих в себя живых музыкантов в качестве «устройства воспроизведения» не существовало.
А вы что считаете ранним творчеством, простите?
Если я правильно понимаю, «ранним» творчеством Баха официально считается то, что до Кётена, до 1717 года. Но по факту «попсу» Бах писал за зарплату до 1823-го года. (опять же, согласно официальной биографии.)lair
30.05.2018 14:58С аутентичностью сейчас разобраться невозможно, к сожалению.
Зависит от необходимой вам степени достоверности.
Тогда музыку приходилось слушать целенаправленно просто потому, что «фоновую музыку» могли себе позволить только самые богатые.
Очевидно, нет. Нет никакого "приходится слушать целенаправленно".
«фоновую музыку» могли себе позволить только самые богатые
Я смотрю, вы народные гулянки вообще не принимаете во внимание.
Если я правильно понимаю, «ранним» творчеством Баха официально считается то, что до Кётена, до 1717 года.
И какая же "танцевальная музыка для балов" написана Бахом в это время, и какова ее доля по отношению к остальному его творчеству в это время?
Но по факту «попсу» Бах писал за зарплату до 1823-го года. (опять же, согласно официальной биографии.)
Простите, по какому факту?
Igor_O
30.05.2018 16:57-1Зависит от необходимой вам степени достоверности.
Хотя бы процентов 50… Уже было бы круто. К сожалению, до 1850 года вероятность того, что достоверно одновременно событие, место, дата и участники события, тщательно стремится к нулю. С артефактами и документами — ничуть не лучше ситуация. (одно то, что все существующие на сегодня «античные постройки» из-за физических свойств мрамора не могли быть построены до примерно 1900-го года.)
Очевидно, нет. Нет никакого «приходится слушать целенаправленно».
Ну да. Был выбор простой. Не слушать музыку вообще. Или слушать музыку целенаправленно. Был, конечно, вариант оплачивать круглосуточную работу оркестра и десятка композиторов.
Я смотрю, вы народные гулянки вообще не принимаете во внимание.
Мы, вроде, за «академическую классику» разговаривали?
И какая же «танцевальная музыка для балов» написана Бахом в это время, и какова ее доля по отношению к остальному его творчеству в это время?
Примерно вся.
Простите, по какому факту?
По официальной версии официальной биографии официального Баха. После переезда в Лейпциг — начал писать в основном церковную «серьезную» музыку, т.к. его нанимателем была церковь.lair
30.05.2018 17:20+1К сожалению, до 1850 года вероятность того, что достоверно одновременно событие, место, дата и участники события, тщательно стремится к нулю.
Недоказуемо.
Был выбор простой. Не слушать музыку вообще. Или слушать музыку целенаправленно.
Вы это серьезно? Вариант "прийти туда, где играет музыка, и слушать ее фоном" вы вообще не учитываете?
Мы, вроде, за «академическую классику» разговаривали?
Чтобы разговаривать за академическую музыку, нужно знать контекст ее бытования.
Примерно вся.
"Примерно" список танцевальных произведений приведите, пожалуйста. И число всех написанных произведений за этот период.
По официальной версии официальной биографии официального Баха.
В официальной биографии не написано, что Бах писал "попсу".
после переезда в Лейпциг — начал писать в основном церковную «серьезную» музыку, т.к. его нанимателем была церковь.
Странно, а я думал, что Бах в Лейпциге работал в школе святого Фомы (которая подчиняется магистрату) и руководил светской Collegium Musicum (заметьте, я не сказал только). Да и Искусство фуги (и второй том ХТК) тоже в это время написано.
Igor_O
30.05.2018 18:10-1«в итернете кто-то не прав»… Наловлю я себе минусов в карму из-за вас. Такие разговоры нужно вести под приятную музыку в уютной полутьме где-нибудь в подвальчике, лучше в Питере… А тут…
Недоказуемо.
От противного доказывается легко. Берем войну 1812 года. Документов куча. Воспоминания участников, картины очевидцев. Но физически невозможно, чтобы 600000 солдат и десятки тысяч лошадей добрались до Москвы вдоль тех стрелочек, которые рисуют историки. Просто потому, что стрелочки — поперек всех рек. А мосты через те реки хорошо, если в 20-м веке появились. И аналогичная ситуация со всеми крупными историческими событиями до примерно середины 19-го века.
«Примерно» список танцевальных произведений приведите
Как в старом анекдоте было: «Ах, вы такой умный? Ну тогда перечислите всех поименно.»
Чтоб далеко не ходить. Из буржуйской википедии: "… most of Bach's work from this period was secular,[42] including the orchestral suites, the cello suites, the sonatas and partitas for solo violin, and the Brandenburg Concertos.[43] Bach also composed secular cantatas for the court such as Die Zeit, die Tag und Jahre macht, BWV 134a. A significant influence upon Bach's musical development during his years with the Prince is recorded by Stauffer as Bach's «complete embrace of dance music, perhaps the most important influence on his mature style other than his adoption of Vivaldi's music in Weimar.»[19]"
Странно, а я думал, что Бах в Лейпциге работал в школе святого Фомы ...
Не знаю, кто там кому подчинялся, но: «In 1723, Bach was appointed Thomaskantor, Cantor of the Thomasschule at the Thomaskirche (St. Thomas Church) in Leipzig». Т.е. школа была при церкви.lair
30.05.2018 18:24+1От противного доказывается легко. Берем войну 1812 года. Документов куча. Воспоминания участников, картины очевидцев. Но физически невозможно
Не "физически невозможно", а "вы не считаете возможным". Это во-первых. А во-вторых, нельзя по единичному случаю судить обо всей доступной информации.
Чтоб далеко не ходить. Из буржуйской википедии
А вас не смущает, что приведенная цитата — это про Кетенский период (Бранденбургские концерты — 1721 год), а вы говорили, что "«ранним» творчеством Баха официально считается то, что до Кётена, до 1717 года."?
Но даже если на это не отвлекаться, то что из перечисленного вами — танцевальная музыка?
Т.е. школа была при церкви.
"школа при церкви" — не то же самое, что "школа в подчинении церкви". Та же википедия: "В 1543 году [...] школа перешла под начало городского магистрата",
"ректор Георг Крамер добился от магистрата увеличения выделяемого школе содержания".
lair
30.05.2018 19:06+1И только тут я заметил:
- "Практически все творчество Баха «в Лейпциге», по тем временам, попса для развлечения еженедельными концертами ширнармасс в церквях." [1]
- "Но по факту «попсу» Бах писал за зарплату до 1823-го года." [2]
- "После переезда в Лейпциг — начал писать в основном церковную «серьезную» музыку, т.к. его нанимателем была церковь." [3]
Ну вы это, определитесь, что ли.
Igor_O
31.05.2018 11:13-1Я это и сам уже заметил… Путаюсь в показаниях в пылу спора.
Правильнее было сказать «более серьезную».
И да, в Лейпциге Бах занимался развлечением ширнармасс в церквях.
С подчинением церквей и школ при церквях вообще все сложно. Во многих странах и местах церкви подчинялись светским властям. По этому, утверждения «работал на магистратуру» и «работал на церковь» могут и не противоречить друг другу.lair
31.05.2018 11:22Правильнее было сказать «более серьезную».
Нет, не правильнее. Объективный критерий "серьезности" музыки в студию.
И да, в Лейпциге Бах занимался развлечением ширнармасс в церквях.
Даже если предположить, что это так (на самом деле — нет), как это противоречит тезису "подавляющее большинство музыки, написанной Бахом, предназначено для целенаправленного слушания"?
vassabi
29.05.2018 17:38Здесь есть лишь один параметр, по которому анализировались мелодии — наличие синтезатора. Как видим, с течением времени почти во всех хитах того времени присутствует звуковое «вмешательство» синтезаторов.
синтезатор от синтезатора бывает
очень сильно отличается
NewStahl
Ну и ладно, уже насочиняли столько, что мне на всю жизнь хватит. А там хоть трава не расти:)
Zenitchik
А сколько забыто!.. Когда-то давно я зашёл на рынке в ларёк с кассетами для магнитофона, почитал, что на них написано, и удивился: целые стеллажи кассет, названия которых мне ни о чём не говорят. Короче, осознал объём: просто прослушать все уже написанные песни, наверно, уже не в человеческих силах. Невероятно, чтобы новые не были похожи, на что-то ранее написанное, но основательно забытое.
Barafu_Albino_Cheetah
Мыслите позитивно: если из коллекции Google Music выбрать совсем случайный трек, можно послушать песню, которую никто в вашем социуме не слышал и не услышит.