Вы, скорее всего, уже слышали про образовательный центр “Сириус”. Учрежденный в 2014 году и созданный на базе олимпийской инфраструктуры, центр не только работает с одаренными детьми, но также повышает уровень преподавателей и ищет новые формы обучения. Этим летом мне представилась возможность две недели преподавать там космическую каникулярную программу. Под катом экскурсия по центру, рассказ о том, чем именно я занимался и бытовые зарисовки. Всего 56 фотографий на 18 мегабайт.



Экскурсия


Парк науки и искусств образовательного центра “Сириус” расположен в здании бывшего Главного медиацентра Олимпиады-2014 и по размерам сравним с немаленьким заводом — ширина фасада составляет четыре сотни метров, а масштаб лучше всего виден на спутниковом снимке.



Обратите внимание на темные полосы — это стеклянная крыша галерей. В 2017 году у главного входа установили изделие 0.03 — комплексный испытательный стенд “Бурана”.



“Комплексный стенд” означает, что этот экземпляр оснастили штатным набором оборудования и провели огромное количество испытаний, отловив 21168 багов.



ОК-КС — один из наиболее сохранившихся кораблей и макетов программы. Например, “Буран” на ВДНХ собран из трех разных изделий. А здесь разве что бросается в глаза отсутствие теплозащиты и двигателей ориентации. Для удобства испытаний в стенде проделали несколько люков, отсутствовавших в летных экземплярах. Один из них расположен в колесной нише и закрыт на висячий замок.



В левом (северном) вестибюле рядом с абстрактным макетом спутника стоит макет двигателя второй ступени (центрального блока) ракеты-носителя “Энергия” РД-0120. Центр активно наполняется экспозициями и различными артефактами, например, белое обрамление слева было входом в модуль геопространственных технологий, который заменяют на “Генетику и науки о жизни”.



Поднимаемся на второй этаж. Здесь стоят планетарий и полноразмерный макет корабля “Клипер”.



Вид на “Клипер” сзади.



Свободного места еще много, и второй этаж неуловимо похож на аэропорт. Блики плитки пола создают иллюзию бассейна.



Индустриальный масштаб помещений позволяет проводить здесь мероприятия с сотнями и тысячами участников.



Возвращаемся назад на первый этаж. Схема аудиторий еще раз наглядно показывает размеры центра. Альфа — лаборатории биохакинга и нанотехнологий, Бета — прототипирование, схемотехника, космос и автотранспорт, Гамма — живопись, гончарное дело и мозаика, Дельта — аудитории и конференц-залы, Сигма — выставки.



Начнем мы, конечно же, с космических лабораторий. В коридорах стоят модели — ледоколы, реакторы, “Луна-16”, “Энергия”, “Союз”, “Протон” и “Ангара”.



Автографы космонавтов, посещавших центр.



Удивление и восхищение вызывает оснащение лабораторий в целом, и космических — в особенности. При содействии компании Sputnix здесь установили полноценное оборудование для проверки космических аппаратов. Два стенда позволяют проверять системы ориентации — имитатор магнитного поля и прожектор, играющий роль Солнца, создают обстановку, похожую на то, с чем спутник столкнется на орбите, а аэроподвес имитирует условия при поворотах спутников в невесомости.



Аэростол убирает трение в двух плоскостях, позволяя экспериментировать с работой двигателей спутника.



А вот это — стенд с двигателями на сжатом газе, который перемещается по аэростолу.



Термобарокамера позволяет проверить готовность спутника к работе в вакууме.



Вибростенд — нагрузки при выведении спутника на ракете-носителе.



От проектной смены, которая длится месяц, остались макеты спутников. Деревянные корпуса на скотче с термоклеем ничуть не уменьшают ценности полученных на реальной электронике знаний и опыта. И после посещения этой лаборатории совершенно не удивляешься новостям о запуске с МКС созданных учащимися “Сириуса” и проверенных на этом самом оборудовании настоящих спутников.



Переходим в лаборатории прототипирования. Здесь можно быстро и разными способами реализовать в материале какую-нибудь замечательную идею. 3D-принтеров целая батарея, и, сколько я не проходил мимо, хотя бы один что-нибудь постоянно печатал.



В некоторых случаях вырезать деталь будет лучше, чем напечатать, для этого есть высокоточный гравировально-фрезерный станок с ЧПУ.



Альтернатива — станок лазерной резки, деревянные детали с характерными темными краями попадаются везде, он явно работает очень много.



Местная достопримечательность — самодельный 3D-принтер, печатающий глиной. Как мне рассказывали, на нем пытались печатать еще и едой, но что-то нормальное получилось пока только с шоколадом.



На полках стоят эксперименты с редкой дельта-кинематикой 3D-принтеров.



Переходим в лаборатории гончарного дела. Вот результаты 3D-печати глиной, демонстрирующие возможность создания объектов со сложной поверхностью.



На крупном плане отлично видны слои, которыми наносился материал.



Аудитория с гончарными кругами.



Результаты более традиционного процесса производства. Милые котики и тарелка с надписью “Нет смысла бояться высоты, есть смысл учиться летать”.



Производство практически безотходное — неудачные эксперименты можно загрузить в машину, похожую на мясорубку, и превратить в однородную массу, из которой лепить что-нибудь новое.



А здесь изделия сушатся (крайний шкаф справа) и обжигаются (все остальные).



Следующее на очереди пространство “Полигоны” с растениями, современным искусством и информационными технологиями. На специальных стойках растут студенческие работы.





Отсек, посвященный гидропонике, закрыт пластиковыми шторками для поддержания микроклимата. Здесь демонстрируются наиболее распространенные системы.



Система с фитилем одновременно демонстрирует способность растений определять местную гравитацию и расти вверх. Отличным дополнением смотрелся бы клиностат, может быть, в будущем добавят.



Стендов с растениями много, и разных.



Одна из стен выделена под современное искусство. Вот эта инсталляция, например, вдохновлена работами Павлова, не живая, но реагирует на движение.



Следующий сектор посвящен человеко-машинному взаимодействию. Есть будка с тренажером эмоционального интеллекта, стенды управления взглядом и даже дыханием.



Симпатичный стенд показывает жизнь клетки на сферическом экране с плоским срезом.



Умный дом представлен в виде, буквально, избушки на механических ногах.



Голографические свинки иллюстрируют работу системы, способной понять и ответить на вопрос, заданный в свободной форме.



На лаборатории биохакинга и молекулярной биологии можно только смотреть снаружи, но, благодаря стеклянным стенам, этого достаточно. Оборудования много — есть даже ДНК-секвенсор.





Ну и последний пункт нашей экскурсии — экспозиция “Умный город”, созданная при участии правительства Москвы. Здесь в виде наглядных игр для детей показываются современные концепции. Вот, например, стенд, иллюстрирующий работу Big Data.



А здесь можно попрыгать на интерактивной аэробике и узнать, чем могут быть полезны умные датчики.



К тому моменту, когда маленькие гости подрастут, “диагностика будущего” как минимум частично станет “диагностикой настоящего”.



Работа


В “Сириусе” есть программы разной длительности, направленности (по трем направлениям: “Наука”, “Искусство” и “Спорт”) и для разных возрастов. Меня пригласили на каникулярную программу длительностью одна неделя, для возраста 12-15 лет. За шесть дней и двадцать часов ученики должны сделать проект, который будет защищаться в финале. Я не преподавал с 2012 года, да и студенты там были постарше, но, к счастью, в Уфе уже много лет работает космическая школа, у руководителя которой, Алексея Алликаса, можно спросить совета. В итоге на базе того, что я умею (например, с “железом” я не работал и проектировать спутник учить не смогу) и опыта преподавания в похожих условиях сформировалась программа, состоящая из следующих частей:

  1. Теория: введение в космонавтику и астрономию, орбитальная механика, история космонавтики.
  2. Практика: полеты в космическом симуляторе Orbiter с последовательным увеличением сложности. Сначала смотрим на полеты без активного управления, параллельно изучая работу космической техники и получая базовые навыки, затем выполняем простые и все более сложные полеты.
  3. Проект: сборка модели космического аппарата и выполнение полета на нем в Orbiter.

Если вы захотели научиться летать в Orbiter, посмотрите мои публикации:



Модели сначала предполагалось делать из бумаги, и я потратил массу времени на отбраковку тех, которые не подойдут из-за слишком большой сложности или трудоемкости, но, вовремя узнав о наличии в центре 3D-принтеров, переключился на поиски моделей, для которых есть интересные аддоны в Orbiter. Таких нашлось четыре — корабль “Союз” и сценарий ручной стыковки с МКС, корабль “Восток” и ручная ориентация корабля для посадки, “Протон” и выход на геостационарную орбиту и Mars Reconnaissance Orbiter с аэроторможением у Марса.

Печатаются модели, из этого вырастет “Протон”.



Проекты защищают все направления каникулярных программ одновременно в общем зале. Это хорошо — результат обучения показывается не только своим родителям, но и участникам других программ с их родителями. Вот стыкуют “Союз” с МКС мои студенты.



Гончарная программа показывала беспроигрышных котиков, их все любят.



”Шаг к Вселенной” (8-11 лет) демонстрировали ракеты. Увы, практический пуск в зале провести нельзя, так что он выполнялся отдельно.




Химические и физические опыты группы 12-15 лет.



Буеры, созданные на “школе цифрового производства” в зале без ветра, увы, не ехали, но смотрелись все равно симпатично.



Но самая занимательная демонстрация была у школы робототехники (8-11 лет). Дети всю неделю собирали и программировали робота, а на защите устраивались полноценные соревнования с выдачей дипломов по результатам.



Лично я главным позитивным итогом своей работы считаю то, что студенты сами добровольно хотели летать и показывать свои умения. Есть надежда, что они поставят Orbiter дома и будут играть, параллельно изучая настоящую орбитальную механику, астрономию и космическую технику. А то, что уже прощаясь, некоторые ученики называли мою дисциплину самой интересной (а всем программам показывали мастер-классы других направлений) было вершиной педагогической радости.



Бытовая часть


Жилой комплекс “Сириуса” — это бывший четырехзвездочный отель Azimut с соответствующим уровнем номеров. В первые минуты заселения было забавно осознавать, что номер совершенно аналогичен тюменскому четырехзвездочному отелю, где я был на Нефоруме блогеров.



Расположение прекрасное, до моря 300 метров, на случай плохой погоды есть бассейн и спа. В правой части фотографии научный клуб. Также на территории есть пруд с фонтаном, способствующим научным размышлениям, тренажеры и временно закрытые на ремонт теннисные площадки.



Совсем рядом сооружения Олимпиады-2014.



Кроме жилого комплекса и Парка науки и искусств спортивные занятия проводятся на арене “Шайба”. Между зданиями курсируют электрические автобусы-шаттлы.



Я же привез транспортной компанией (в самолете нельзя) моноколесо и ездил на нем.



Заключение


Образовательный центр “Сириус” производит очень вдохновляющее впечатление. Сочетание замечательного образовательного и бытового оснащения с людьми, которые любят и умеют делать свою работу, дает уверенность в будущем учеников и страны в целом. Для меня было большой честью работать там и внести свой небольшой вклад в то, чтобы сделать наше общее завтра лучше.

Комментарии (62)


  1. Eureka
    10.09.2018 07:58
    +3

    Спутниковое фото немного устарело, потому что в 2017 году у главного входа установили изделие 0.03

    Just Google It


    1. lozga Автор
      10.09.2018 08:09
      +1

      Спасибо, обновил


  1. Javian
    10.09.2018 07:59
    +4

    off Наглядное отношение к отечественной истории. Это не установили Буран, а бросили перед входом. «Установили» — это как в музее техники в Шпайере.


  1. Stan_1
    10.09.2018 08:01
    -2

    Почти все фотографии — парадные, PR-ные. А каков практический «выход» данного центра? Было бы гораздо интереснее узнать:

    • Какова программа привлечения зарубежных талантливых детей в этот центр? Сколько таких детей из стран, лидирующих в области космоса, уже учатся/работают в центре?
    • Каков Roadmap данного центра? Допустим — дети 12-15 лет в нем… живут? учатся? Я так и не понял формат работы центра из статьи. Они уезжают домой, и что? Есть программа их плавной трансформации в ВУЗы космической тематики?


    Если честно, после прочтения статьи совершенное непонимание — а зачем этот центр? По описанию — ощущение такое, как после посещения виртуальной марсианской станции «Антарес-6» в московском планетарии: чистая развлекаловка. При этом странные кружки типа гончарного искусства и изготовления тарелок. Не понял я статью, в общем. :(


    1. lozga Автор
      10.09.2018 08:15
      +4

      Парадными они быть не могут, специально для меня ничего не делали.

      Пока что для участия в отборе необходимо быть гражданином России.

      Есть список задач, которые «Сириус» поставил перед собой. Надеюсь, «зачем этот центр» стало более понятно.


      1. Stan_1
        10.09.2018 08:21

        Увы нет, не стало. Если отбросить всякие пункты состоящие из общих слов «содействие», «развитие условий» и пр., то там только один пункт заслуживает внимания: "Создание системы «социальных лифтов» для талантливых молодых россиян".

        А как эти лифты выглядят? В качестве декларации — пункт отличный, и допускающий конкретный практический результат. Но каков механизм этих социальных лифтов? Мне не удалось найти по Вашей ссылке. :(

        UPDATE: зашел еще в раздел «Документы», думал найти там какие-то Roadmap, презентации, отчеты, но там только лицензия на образовательную деятельность и выписка из реестра юридических лиц.


        1. scorpius_13
          10.09.2018 20:19

          А какой практический выход у «Артека», например?
          Сложно определить же. Тут надо рассматривать систему образования в целом. «Сириус» является лишь одним из элементов системы.


          1. Javian
            10.09.2018 21:31

            «Артек» это символ эпохи, который современная РФ пытается натянуть на себя. С одной стороны сегодняшняя РФ — это пространство активной контрреволюции, с другой стороны натягивание на себя одежды советской супердержавы и подмена «советский» на «российский». Местами комично выходит. «Хороший понт дороже денег».


          1. geisha
            10.09.2018 23:35

            Тут надо рассматривать систему образования в целом. «Сириус» является лишь одним из элементов системы.
            Ежу очевидно, что такой центр находится как раз вне системы. Единственное, что заслуживает уважения — хотя бы один объект олимпийской инфраструктуры будет иметь жизнь после олимпиады. В лучших домах Европы такие центры организовывают при университетах, а не в чистом поле. И на то есть причина.


            1. Mike_soft
              11.09.2018 07:45
              +1

              в европах (а особенно в америках) все-таки университеты занимаются не только образованием, но и исследовательской деятельностью. (ну по крайней мере исследовательской — в значительно бОльшей степени, чем у нас).


              1. geisha
                11.09.2018 23:18

                Если университеты даже тут не пригодились, то пора их сносить.


                1. Mike_soft
                  12.09.2018 08:12

                  лично мне не нравится подход «до основанья, а затем....»
                  у нас традиционно научно-исследовательская деятельность была сконцентрирована в отраслевых НИИ и структурах АН. Исторически. а университеты были в основном образовательными. поэтому получилось то, что получилось


      1. geisha
        11.09.2018 03:14

        Есть список задач, которые «Сириус» поставил перед собой. Надеюсь, «зачем этот центр» стало более понятно.
        Я ни в коем случае не упрекаю вас, статья и фотки отличные, но вы сами почитайте что они там пишут:
        Цель работы Образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.
        Я не совсем понимаю, зачем нужна особенная поддержка детям, которые уже добились успеха? Они что, добились успеха, осознали где находятся, у них началась затяжная депрессия и их срочно отправляют в Сочи?


        1. Frankenstine
          11.09.2018 11:11

          Видимо, без такой поддержки даже «добившихся успеха в техническом творчестве» детей зачастую ждёт отрезвление действительностью :) Впрочем, действительно хороший вопрос — что конкретно даёт этим детям этот центр. Но это наверное тема для интересной, но отдельной статьи. Что-то вроде «как я провёл лето/месяц/неделю в центре „Сириус“» от лица получившего туда путёвку, или что там им дают.


    1. useluch
      10.09.2018 09:56
      +3

      Сириус создан в 2014. Это образовательное учреждение. Какой практический выход вы хотите увидеть через 4 года его работы?


      1. Stan_1
        10.09.2018 10:09
        +2

        Как минимум, уже можно сделать отчеты, показывающие, что Х% обучающихся в 2015 году, поступили в ВУЗы по тематике обучения в Сириус. Я поискал по Интернету — ничего не нашел.

        Ну и открытый вопрос по социальные лифты. Неважно, 4 года или не 4 года существует центр. Но если в создание центра вложили инвестиции (особенно частные) — значит должно быть и понимание, как инвесиции «отбить». То есть если официальной целью декларируется создание социальных лифтов, значит уже на этапе запуска кто-то понимает методы их работы.

        UPDATE: ок, допустим — 4 года — мало. А сколько — нормально? Через какой период времени будет правомерно задавать вопросы об эффективности центра?


        1. alex73
          10.09.2018 10:30
          +2

          Ни коим образом не на правах троллинга или издевательства.
          Мне действительно интересно узнать Ваше мнение, по каким показателям можно оценивать эффективность деятельности образовательного учреждения. В том числе «Сириуса»
          Желательно что бы критерии были универсальны и позволяли оценить на единой шкале как «Сириус» так и ЦДТ №4 г.Ульяновска.
          Со школами ИМХО сложнее, у школ иной формат работы, хотя сейчас им добавили головной боли введением в 10-11 классах предмета «Проектная деятельность» что делать с которой не очень понятно.


          1. Stan_1
            10.09.2018 10:37
            +2

            Со школой согласен, непонятно. Но Сириус — дело другое. Это проект, финансируемый на конкретные деньги. То есть — инвестиционный проект. Инвестиционный проект в 90% случаев — требует бизнес-плана и количественных показателей. Увы, я не специалист в области именно образовательной деятельности, и нужно погрузится в вопрос, но уверен, что показатели эффективности — есть.

            Например:
            1. Занять место в первой пятерке аналогичных учреждений к 2020 году.
            2. Достичь показателя не менее 25% выпускников центра поступили в ВУЗ по специальности обучения в Центре
            3. Не менее 50% выпускников центра получают на ЕГЭ баллы не ниже 120 (пишу от балды, не знаю много это или мало)

            Ну и так далее.


            1. Mike_soft
              10.09.2018 12:00

              критерий «занять место в первой пятерке» ставит вопрос о том, по каким критериям эта пятерка — именно первая.
              хотя, безусловно, критерии оценки нужны даже для «неинвестиционных» — чтобы хотя бы знать, насколько успешно мы реализуем поставленные задачи.


              1. Stan_1
                10.09.2018 12:33

                Все верно. Не важно — какая пятерка. Я просто показал, что у такого центра могут быть понятные и измеримые метрики. Тут должны думать специалисты, которые не допустят метрики вида «оказывать содействие развитию талантов».


                1. alex73
                  10.09.2018 14:34

                  Специалисты уже разок на придумывали:
                  Приказ 1897 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

                  8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

                  личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

                  метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;


                  Есть еще предметные, но там слава богу относительно конкретно сказано чего хотят.
                  Таким образом проблема как раз в том, что «специалисты» панически боятся четких измеримых критериев.


                  1. Stan_1
                    10.09.2018 17:39

                    Я же про специалистов, а не «специалистов» из минобра :)


                    1. alex73
                      10.09.2018 18:38

                      Где б их взять, и как заставить «специалистов» выполнять то что скажут специалисты. =)


                      1. Stan_1
                        10.09.2018 20:21

                        Установка KPI с ответственностью за неисполнение. Как и везде.


        1. useluch
          10.09.2018 11:52

          Допустим, там проходят обучение ученики 9 классов. Минимальная оценка: ещё 2 года в школе, 5-6 лет в универе. Далее если человек создаёт стартап, то лет 5 на набивание шишек. Если выбирает академическую карьеру, то плюс 4 года аспирантура, затем лет 5 на дальнейшие исследования и публикации. Итого как минимум 12 лет, и то при таком сроке не будет данных для статистики, так что ещё как минимум нужно прибавить лет 5. При этом нужно учитывать, что в Сириусе не учатся на постоянной основе. Он вписан в текущую систему образования, а выпускники окунутся в текущую экономику. Как в такой ситуации оценить деятельность Сириуса?


          1. Stan_1
            10.09.2018 12:35
            +1

            Как минимум, по числу поступающих в ВУЗы по профилю их обучения в Центре Сириус. Логика проста — Сириус дает некое «содействие развитию таланта», например, в живописи. Сколько обучающихся живописи пошли в художественный инстутут? Для этого уже статистика есть.


            1. alex73
              10.09.2018 14:26

              Как минимум, по числу поступающих в ВУЗы по профилю их обучения в Центре Сириус.


              Сразу возникает вопрос, а без Сириуса они бы туда поступать не стали?? Сириус ли является причиной их выбора? А то иначе можно вспомнить шутку про смертоносные огурцы.


              1. Stan_1
                10.09.2018 17:51

                В качестве примера можно брать советы директоров крупнейших компаний. Там пишут — 20% — выпускники Стенфорда. И перефразиря Вас, можно спросить — а иначе они бы не сидели в совете директоров?

                Поэтому пока нет возможности сказать: «20% наших выпускников входят в советы директоров голубых фишек», почему бы не сказать «Мы разбудили талант у детей так, что 20% наших выпусников пошли учиться по специализации своего таланта»

                И еще раз — я же не пытаюсь определить конкретные метрики с выходом на дискуссию. Цель моего первоначального вопроса — какие цели поставлены перед Центром, ради чего он создан? Чего он должен достичь.


                1. alex73
                  10.09.2018 18:37

                  В качестве примера можно брать советы директоров крупнейших компаний. Там пишут — 20% — выпускники Стенфорда. И перефразиря Вас, можно спросить — а иначе они бы не сидели в совете директоров?

                  Некорректное на мой взгляд сравнение. Точнее некорректно как ответ на вопрос. Я вполне могу допустить что именно Стенфорд дает навыки и знания, способствующие карьерному росту до уровня совета директоров крупнейших компаний. И при вопросе много ли в советах директоров выпускников скажем ПУ-31 города Крыжопля получим закономерный ответ.

                  Если же рассматривать ситуацию с профильными вузами и Сириусом то тут видим следующее:

                  1) Школьники выбирают ВУЗ не зависимо от того были они когда либо в Сириусе или нет.
                  2) ряд вузов будет по «профилю» только формально, есть университеты куда на физ-мат направление на бюджет поступают товарищи со 130-140 баллами по результатам трех экзаменов. Считаем эти факультеты целевыми для Сириуса?
                  3) Если берем только условно серьезные вузы, то есть ли тут связь с Сириусом или нет. Кстати интересно было узнать, но на вскидку не знаю как балансировать выборки.

                  И еще раз — я же не пытаюсь определить конкретные метрики с выходом на дискуссию. Цель моего первоначального вопроса — какие цели поставлены перед Центром, ради чего он создан? Чего он должен достичь.

                  Мне тоже можете поверить очень интересно. Скажем так я понимаю его смысл как мощной базы по подготовке олимпиадников к участию в олимпиадах высокого уровня.
                  Пожалуй соглашусь с ролью специализированного «пионерского лагеря» для одаренных детей, где их еще и учат.
                  Относительно проектной деятельности — тут у меня вопросов гораздо больше чем ответов, ибо что с ней делать в массовой школе абсолютно неясно.
                  Как то так вот.


        1. KoToSveen
          11.09.2018 02:40

          Вам лишь бы

          инвестиции (особенно частные)
          отбивать.
          Т.е. конечной целью должны быть деньги, а не образование, наука, человеческие блага?


          1. Mike_soft
            11.09.2018 07:52

            если проект коммерческий — он подразумевает на выходе именно деньги.
            если проект некоммерческий — типа фонда «Династия», например — тогда на выходе ухе «блага».
            Ну и не стоит противопоставлять деньги и общественные блага. грубо говоря, если наука и образование начнет обществу приносить деньги — это благо.


          1. Stan_1
            11.09.2018 08:14
            +1

            Образование и наука гораздо эффективней тогда, когда их конечной целью ставятся деньги и человеческие блага. Сейчас наверное, спровоцирую холивар, но избитый уже пример — Илон Маск. Наука и образование привели к появлению эффективного Falcona, который «забрал» рынок запусков. То есть в данном случае — научный успех завидно конвертирован в деньги и, если брать перспективу, в человеческие блага. Обеспечит ли Центр Сириус такой же эффект?

            Но Маск всегда ставил цели — он ставил перед собой количественные метрики — цена запуска, доля рынка запусков и пр. Центр Сириус ставит, т.н. количественные (неизмеряемые) цены — «содействие развитию талантов». А на поверку — это просто политехнический музей куда водят школьников. :(


            1. KoToSveen
              12.09.2018 02:47

              Сейчас, наверное, спровоцирую не холивар, а минусов.

              То есть в данном случае — научный успех завидно конвертирован в деньги и, если брать перспективу, в человеческие блага.
              Перспектива эта, возможно, и видится в очень далёкой перспективе, но в ближайшее время это только блага владельца инвестиций.


              1. Stan_1
                12.09.2018 07:34

                Почему? Давайте прикинем, кому уже сейчас есть блага:
                1. Порядка 600 рабочих мест для квалифицированных ученых и инженеров в компании SpaceX
                2. Удешевление запуска принесло коммерческую выгоду владельцам спутников
                3. За счет удешевления спутников стало больше запусков ТВ-спутников (Индонезия, Бангладеш). Как результат — развитие телевидения для более чем миллиардного населения.
                4. За счет удешевления запуска появилась возможность более дешево запускать кубиты — блага для большого числа университетов.

                Поэтому блага есть уже сегодня, и не только для владельца инвестиций.


                1. Javian
                  12.09.2018 09:32

                  Исследования, которые легли в основу математических моделей ракет проводились задолго до того как ракеты полетели.


            1. 0xd34df00d
              12.09.2018 02:56

              Когда эффективнее чистая математика и хардкорный теорфиз?


              1. Stan_1
                12.09.2018 07:36

                Например, когда на их базе была создана СТО?


      1. fpir
        10.09.2018 10:15

        Ну если они там не выращивают младенцев, то какой-то выход должен быть, типа занимаются на постоянной основе Х учащихся от 14 до 17 лет и Y от 8 до 14, участвуют в семинарах Z учащихся. Или посмотрим, сколько выпускников получит нобелевскую премию, чтоб оценить эффективность?


        1. alex73
          10.09.2018 10:31
          +1

          Ни один победитель международной олимпиады школьников по химии Нобелевскую премию еще не получил, олимпиада не эффективна?


          1. Stan_1
            10.09.2018 10:40
            +3

            А в целях и задачах олимпиад прописано «Способствовать росту нобелевских лауреатов по химии»? Если прописано — то олимпиады неэффективны. Если не прописаны, значит у олимпиад иные метрики, не имеющие отношения к Нобелевской премии.


            1. alex73
              10.09.2018 14:24

              Так собственно об этом и речь

              Или посмотрим, сколько выпускников получит нобелевскую премию, чтоб оценить эффективность?

              Сейчас вот копаюсь в материалах Сириуса для учителей, там среди прочего есть очень интересная презентация к докладу М.М. Шалашовой «Квалиметрической подход к оцениванию проектных и исследовательских работ обучающихся»
              И вот в этой презентации есть фраза, которую надо вырезать на стене МинОбра

              «Оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом. »

              И вот с этим часто проблема. Ну и с субъективностью оценки.


      1. Javian
        10.09.2018 10:36

        Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы дополнительного образования детей должны обучить. Погуглил — в сети опубликованы «дополнительные
        общеобразовательные (общеразвивающие) программы» разных учреждений, в основном «дворцы пионеров». В которых можно например найти «Программа дает возможность детям овладеть как общекультурной компетентностью, допрофессиональной, так и методологической».
        А сама организация дополнительного образования при возможности указывает, что её выпускники поступили туда-то, участвовали в таких-то конкурсах, олимпиадах и прочее.


    1. AlexanderS
      10.09.2018 11:16

      А каков практический «выход» данного центра?

      А какой практический выход вы ожидаете от школьных экскурсий в политехнические музеи?


      1. Stan_1
        10.09.2018 12:38
        +2

        Да особо никакой. Жалко просто, что музей преподносят, как некую школу талантов. :( Именно это несоответствие и бросилось в глаза после прочтения статьи.


        1. AlexanderS
          10.09.2018 13:09
          +2

          Если можно ребенка занять подобным неплохо так прозондировав его интерес — уже всё это стоит того. Подавляющему большинству это покажется интересным и не более, оно пройдёт мимо. Но кого-то реально зацепит. Подобный досуг всяко лучше чем то, когда дети просто предоставлены сами себе.

          Как-то тут года три назад интересовался авиакружком. Цены весьма) И я подумал о том, что в раннем СССР подобные кружки были на порядок доступнее. Может оно и неудивительно, почему у нас к войне выросла целая плеяда авиаконструкторов? Если почитать мемуары, то народ там из фанеры и честного слова собирал планеры и даже летал на них. Понятно, что подобное было далеко не везде, но в крупных городах кружки имелись. Сейчас же всё это как-то не очень доступно семье со среднестатичным доходом. А в корейских школах не вызывает удивление уроки по робототехнике и программированию каких-нибудь ардуин.
          Так что если Сириус срабатывает в этом направлении — да в принципе и наплевать как это преподносят. Должна же власть, которую мы так любим критиковать, делать что-то позитивное?)


          1. Mike_soft
            10.09.2018 14:48

            в раннем СССР была цель. «буржуезамещение» (пусть даже путем привлечения к нему самих замещаемых).ради этого — была объявлена и реализована определенная политика (образовательная, техническая, организационная) с назначением ответственных, с финансированием и т.п. Были определены приоритетные отрасли, и методики «замещения» в этих отраслях (где-то покупка технологий, где-то привлечение иностранцев, где-то энтузиазм комсомольцев, где-то труд заключенных). ну и реализовывалось более-менее планомерно.
            Сейчас — на мой взгляд — метания, и попытки копировать у буржуев «внешнюю сторону» (в том числе терминологию — вместо «план действий/мероприятий» сейчас повсеместно «дорожная карта»(калька с roadmap) )


      1. Mike_soft
        10.09.2018 12:56

        например, интерес к определенным техническим областям. как критерий — процент школьников, заинтересовавшихся наукой и техникой. Даже кратковременные «всплески интереса».


        1. AlexanderS
          10.09.2018 13:11

          Именно.
          Ваш ответ риторический и должен предназначаться тому, кому я этот вопрос задавал)


    1. pnetmon
      10.09.2018 11:23
      -1

      а зачем этот центр?

      Ну например http://kremlin.ru/search?query=%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%83%D1%81


      1. Stan_1
        10.09.2018 12:37

        Ну… Наверное — количество посещений центра как основной отчет его существования — тоже измеряемый результат :)


        1. pnetmon
          10.09.2018 12:49

          Да это был сарказм. Нужно ведь куда-то ездить ради такой картинки. А так недалеко от места отдыха.


    1. Mordva_givi
      10.09.2018 13:14
      +3

      Ну, например, у моего оболтуса была возможность поехать в Сириус этим летом. Участник всеросийской по астрономии. Он забаранил это дело.
      Скажу что на базе Сириуса проводятся все подготовительные сборы на международные олимпиады по естественным наукам — астрономия, физика, математика. Из нашего лицея группа жила там около месяца перед поездкой на всемирную олимпиаду по астрономии и физике.
      И это не школа. Там проводятся курсы, сборы по определенным задачам и направлениям. У него нет «выпускников» в обычном понимании. В каждом конкретном случае под проект собирают группы детей со всей России. Причем не детей «для галочки», а как правило призёры и победители всероссийских олимпиад. И там они могут в одном месте получить сразу большой объем специализированной информации. Ну не могут преподаватели из МФТИ, МГУ и пр. проехать все школы, а тут отличные условия.
      А выхлоп. Ну посмотрите результаты всемирной по физике и астрономии. И надо смотреть где учатся дети которые приезжают в Сириус.


  1. ChePeter
    10.09.2018 12:42
    -1

    «Альфа — лаборатории биохакинга и нанотехнологий, Бета — прототипирование, схемотехника, космос и автотранспорт, Гамма — живопись, гончарное дело и мозаика, Дельта — аудитории и конференц-залы, Сигма — выставки.»
    Математики, физики, химии нет.
    «И после посещения этой лаборатории совершенно не удивляешься новостям о запуске с МКС созданных учащимися “Сириуса” и проверенных на этом самом оборудовании настоящих спутников.»
    Они их из глины что ли делают?


    1. Mike_soft
      10.09.2018 13:01
      +1

      «сириус» — центр прикладных технологий. математики, физики и химии нет ожидаемо. как и биологии. физика (точнее, несколько разделов ее) уже лежит в основе схемотехники, автотранспорта, нанотехнологий. химия лежит в основе био- и нанотехнологий. Математика — на уровне этого центра — это язык.


  1. Mordva_givi
    10.09.2018 13:24
    +2

    И ни один из обсуждающих даже не зашел на сайт центра :) Хабр, такой Хабр.
    Там на первой странице сразу в новостях — кто и где из обучаемых поучаствовал. И набор на какие курсы ведется, сразу на первой странице математика и информатика.


  1. 8street
    10.09.2018 14:34

    Орбитер. У меня, у взрослого, от него зубная боль, а им детей мучают. Ракеты летают, как болванки, целым куском. За 10 лет так и не написано удобное управление камерой.
    Я бы посоветовал Space Shuttle Mission 2007. Хотя, конечно, там только шаттл. Ну или KSP, для детей самое то. Для понимания орбитальной механики очень наглядная игра.


    1. lozga Автор
      10.09.2018 15:01
      +1

      Orbiter хорош тем, что он доступен бесплатно — можно ставить на сколько угодно учебных компьютеров, а потом дети могут скачать и поставить себе. Также у него серьезней физическая модель — задачи нескольких тел, точек Лагранжа и, например, гравитационного градиента в KSP нет. KSP хороша, лучше для самостоятельного освоения, но она другая, в идеале играть в оба симулятора.


      1. mac_digger
        10.09.2018 18:57

        В KSP есть мод Principia, который добавляет «честную» физику с N телами и т. п.


  1. SGordon123
    10.09.2018 17:51

    А с подоходным налогом у Вас нормально все сложилось, не как в суровом челябинске, или ждете конца года?


    1. Mike_soft
      12.09.2018 07:08

      а что у нас в Суровом Челябинске не так с НДФЛ?


      1. SGordon123
        12.09.2018 09:08
        +1

        А как правильно писать — магнетогорск? Известная по моему история — pikabu.ru/story/s_pobeditelnitsyi_olimpiadyi_v_magnitogorske_trebuyut_oplatit_nalog_6123734


  1. killik
    11.09.2018 14:32

    Глина, говорите? Хех, обьекты, напечатанные ею на фото вовсе не напоминают чашки и кружки, а больше похожи на камеры сгорания и детали турбонасосного агрегата. Понятно, что регенеративный двигатель на керамике не сделать, слишком мала теплопроводность. Но вот транспирационную подачу компонентов вполне даже. Однако, не только мне оно мозг сверлит, оказывается.