Фильм хвалят Hollywood reporter, Variety, Stereo.ru и другиме ресурсы. Критики отдельно отмечают операторскую работу и режиссерский замысел, который, по мнению Косаковского, был бы невозможно реализовать в полной мере без использования съемки в 96 fps. Под катом подробно о повышении частоты в кинематографе, новом фильме и возможностях человеческого зрения.
Предыстория: пиар от Кэмерона и фиаско с Хоббитом
Первой картиной, полностью снятой вне традиционных 24-х кадров, стал «Хоббит» Питера Джексона. Режиссер использовал формат 48 кадров в секунду. В многочисленных интервью Джексон подчеркивал, что фильм может разочаровать приверженцев классических представлений о кинематографичности, но определённо порадует прогрессивных технократов.
В итоге случилось скорее первое, чем второе. Уже после демонстраций первых отрывков Хоббита в 48 fps кинокритики и рядовые зрители обрушились на режиссера с обвинительными речами. Оказалось, что увеличение количества кадров лишает зрителей главного, чего ждут от художественных фильмов — иллюзии реалистичности (“магии кино”). “Хоббита” в 48 fps сравнивали с телеспектаклем, дешевым телесериалом и отмечали, что в новом формате некоторые декорации и грим выдают себя, т.е. гиперреалистичность парадоксально мешает зрителю поверить.
Еще одним поборником повышения частоты кадров является Джеймс Кэмерон. Он неоднократно открыто призывал режиссеров отказываться от 24-х кадрового стандарта и переходить к более совершенному и реалистичному 48 или 60 FPS. Кэмерон, Джексон и другие сторонники повышения частоты убеждены, что 24 fps устарели и обладают такими недостатками, как рваные движения, размытость и дрожание картинки.
В представленном видео можно оценить разницу записи с различным fps при наблюдении движущегося предмета.
Противники подходов Кэмерона и Джексона считают, что зрительская масса привыкла к картинке 24 fps и применение иной в кинематографии пагубно сказывается на восприятии, создаёт эффект “стерильного” телевизионного изображениями, “убивает”
“Акварелью” по “магии кино”
Российский режиссер Виктор Косаковский, сняв свою “Аквареллу”, выиграл трижды. В первую очередь он документалист, поэтому ему совсем не мешает, а помогает гиперреалистичность сцен, снятых с высокой частотой. Во вторых — главным героем его фильма является вода, а в динамичных сценах с водой как раз не лишним будут возможности высокой частоты. В третьих — он однозначно записал своё имя в историю, как первый режиссер, использовавший 96 fps.
трейлер
Сам Косаковский утверждает, что на использование 96 fps натолкнула нереалистичность дождя, который показывают в стандартном 24 кадровом кино. Перед выбором этой частоты режиссер проводил тестовые съемки воды с диапазоном частот от 72 до 120 fps. По его мнению, наиболее выразительные кадры оказались именно на частоте 96 fps. Виктор Косаковский убежден, что съёмка с этой частотой помогает максимально достоверно, реалистично показать жизнь.
При этом, по мнению режиссера, ему удалось “обмануть мозг”. В комментарии для stereo.ru он рассказал об этом так:
«Представьте, что вы едете в машине или поезде на большой скорости и смотрите в окно. Деревья, которые далеко, видны хорошо, а те, что на переднем плане, смазываются. В формате 96 кадров в секунду они тоже видны. Мозг не понимает этот эффект, он оценивает пространство иначе, и здесь — главный фокус.»
Интерес также представляет запись звука для фильма, которая некоторых удивила не меньше, чем использованная частота кадров. Известно, что для записи звука было задействовано 118 дорожек.
Я рискну предположить, что такое количество каналов применялось, чтобы отдельно записывать и воспроизводить максимальное количество отдельных источников, что, в соответствии с мнением Войшвилло и Юджина Червинского, позволяет свести к минимуму интермодуляционные искажения, а соответственно, добиться максимальной реалистичности.
В итоге, возникает закономерная проблема — воспроизведение. Демонстрация фильма в формате, который создал режиссер и который, по его словам, способен передать авторский замысел, требует замены проекционной и акустической системы. Подавляющее большинство существующих кинотеатральных систем попросту не смогут воспроизвести «Aquarela», по крайней мере в истинно режиссерской версии.
Насколько это нужно?
По моему субъективному мнению — нужно. Это совершенно определенный прогресс в создании реалистичной картинки. Я хорошо помню “Хоббита” и убежден, что неоднозначное (и часто негативное) отношение было вызвано именно неподходящим для формата жанром, где зритель требовал “магии кино” и иллюзии больше, чем реалистичности или качества динамичных сцен. В случае с документалистикой и необходимостью художественного реализма высокая частота кадров себя полностью оправдывает. Для того чтобы аргументировать своё субъективное мнение, предлагаю краткий ликбез на тему возможностей зрительного восприятия.
Итак, иллюзия непрерывного движения создаётся уже при частоте 13 — 17 кадров в секунду. Стандартными для кинематографа с 20-х годов стали 24 fps. В зависимости от физиологической натренированности люди способны различать объекты, появляющиеся на экране в диапазоне от одной 16-й доли секунды до одной 220-й (по некоторым сведениям, пиковое значение у геймеров и видеоинженеров).
В соответствии с исследованиями профессора Стюарта Энстоса (Stuart Anstis), наш мозг может как сократить «задержку» зрительного восприятия до 10-15 миллисекунд (что повышает «fps» аж до сотни кадров), так и увеличивать ее до 100 миллисекунд (сокращая «fps» до десяти кадров).
Аналогом fps для наших глаз принято считать инертность фоторецепторов сетчатки (палочек и колбочек). Именно эта характеристика определяет величину временной задержки при передаче зрительной информации. Могут влиять и ряд других факторов, например, изменение скорости синаптических реакций, но по сравнению с сетчаткой они ничтожны. Инертность отражает время, которое необходимо рецепторам для восприятия новой информации.
В силу того, что палочки и колбочки представляют собой разные рецепторы — они по разному воспринимают цвет и движение. Палочки почти не чувствительны к цветам (в сто раз меньше колбочек), тогда как колбочки позволяют различать мельчайшие объекты, но значительно медленнее “обновляют” информацию. Если грубо, то FPS палочек выше.
В процессе эволюции колбочки сконцентрировались преимущественно в центре сетчатки (вместе с палочками), а периферия осталась в основном за палочками (очевидно для того, чтобы сигнализировать о том, что “вон там что-то сбоку бежит”).
При просмотре кино преимущественно используется центр сетчатки, так как мы часто детально рассматриваем объекты на экране, концентрируя внимание на отдельных частях плана. Поэтому, при оценке возможностей зрения и влияния FPS, следует учитывать средние показатели инертности. По данным Массачусетского технологического института, Минимальная инертность для относительно полноценной обработки изображения составила 13 мс (77 fps), по другим данным, минимальная средняя «палочко-колбочковая» инертность составляет около 20 мс (50 fps).
Для просмотра кино мы также используем периферическое зрение, особенно когда дело касается общих планов, динамичных сцен на большом экране, там активно задействованы палочки. Их задержка может составлять 5-7 мс (по другим данным — ещё меньше). Таким образом, максимальный реализм картинки, исходя из описанной теории, действительно будет достигаться при частоте 90-100 fps.
Итог
С одной стороны использование такой частоты в кинематографе — это шаг вперед, позволяющий добиваться высокого реализма картинки. Подход позволит воплощать интересные режиссерские замыслы и поможет в создании новых произведений киноискусства. И спасибо за это следует сказать Виктору Косаковскому.
С другой, закономерно появились проблемы воспроизведения контента (не начем) и готовности зрителя (не привычно). Например, формат Blu-ray позволяет воспроизводить видео с максимальной частотой 60 fps, а подавляющее большинство кинотеатральных проекторов обладают потолком в 48, а нередко даже 24 fps. Все мы с рождения смотрели кино с частотой 24 кадра и привыкли к особенностям картинки настолько, что для многих преимущества высокой частоты становятся не столь очевидными.
Нельзя также исключать коммерческую мотивацию, когда производители планирующие перспективный выпуск новых проекторов, финансируют создание фильма в новом формате. Однако, насколько мне известно, ни один из производителей проекторов не анонсировал подобного устройства.
Буду признателен за живую дискуссию по теме и участие в опросе.
Джинса
В нашем каталоге пока нет проекторов, которые позволяют воспроизводить 96 fps, но представлен широкий ассортимент других проекторов. Посетив наши шоурумы, вы сможете сравнить продукцию различных производителей и отдать свое предпочтение тем моделям, которые соответствуют вашим личным критериям выбора.
Использован фотоконтент:
variety.com
nauchforum.ru
www.indiewire.com
www.ehabitat.it
www.macleans.ca
adderall.ru
www.kritikanstvo.ru
Комментарии (193)
chersanya
23.09.2018 18:10Удивлён этой картинке в посте:
С чего бы это изображение должно быть более размытым при меньшем FPS? Выдержка каждого кадра-то при этом может оставаться постоянной.Zibx
23.09.2018 18:19+2При малой выдержке изображение начинает лагать. Идеальной для обмана мозга выдержкой как раз и является 1/FPS.
Кстати, игры могут нормально выглядеть в 30 FPS, но для этого нужно научиться рендерить не статические объекты, а их протягивание по траектории занимающей те же самые 1/FPS.dimonoid
24.09.2018 03:21Я тут экспериментировал с таким вариантом рендеринга, возможно напишу статью. К сожалению там возникают очень много проблем с производительностью для real-time. А вот для отложенного рендеринга самое оно. Выглядит гараздо реалестичнее даже на 10fps.
dimka11
24.09.2018 06:12Эту проблему решает motion blur, вот, что делать с задержкой управления?
alfred200
24.09.2018 14:09Если вы не говорите о стрелялках, то я не ощущаю задержки управления уже на 40-45 fps, в отличие от дерганности картинки.
rPman
24.09.2018 21:49Проблема в резком повороте мышкой, кстати одна из причин почему к мышкам у хардкорных геймеров такое вдумчивое отношение.
Во первых, при резком повороте проседает fps в играх, ибо появляются в видимой области новые объекты, точнее все сложнее конечно же, но факт есть факт, поэтому нужен запас.
Во вторых, периферийным зрением мы успеваем заметить противника и хотим точно на него навестись, обратная связь: движение мышкой — поворот, жизненно необходима, противник то не стоит на месте, и вот тут то 30 кадров в секунду становятся просто недостаточно, буквально 2-3 кадра за доли секунды, пока идет поворот, не содержат необходимой информации, их нужно больше.
И помним, есть еще задержки реакции конечностей (порядка 0.1-0.2 секунды, пока идет сигнал до рук) и конечно же сетевые задержки (если вы играете в динамичную игру с 50мс-100мс пингом, вы сливаете, так как в игре это значение смело умножается на три, 'лагающий' игрок сразу виден и его легко обыграть).
Все эти задержки непростительны и их необходимо исключать или уменьшать.
EvilPartisan
24.09.2018 15:34Большинство игр на консолях (не связанных с мультиплеером по понятным причинам) как раз работают в 30FPS. Разработчики частоту кадров отдают в жертву в обмен на более красивую графику.
dimka11
24.09.2018 19:46Надеюсь, что в будущем будет компромисс между частотой кадров и графикой (динамическое изменение разрешения и качества графики, впринципе такое уже есть в некоторых играх и идеально сочетается с трассировкой лучей).
EvilPartisan
24.09.2018 21:28Сам консоли не имею, но говорят, что динамическое разрешение сильно раздражает, даже сильнее чем если будет постоянно пониженное разрешение.
Sound_cULT Автор
23.09.2018 18:20Так вы не удивляйтесь. Это для тех кому лениво смотреть видео, для наглядности, никто не утверждал, что у одного кадра разная выдержка.
JediPhilosopher
23.09.2018 19:01Вроде в видеосъемке нормой считается выдержка равная половине времени кадра. Т.е. для 24 фпс выдержка будет ~20мс, а для 100 фпс 5мс.
Впрочем могу ошибаться.we1
24.09.2018 09:08Нет. Это в киносъемке был такой стандарт — изначально чисто техническое ограничение — нужно было протягивать пленку. На видео такой проблемы нет, и раньше видеокамеры снимали 50i с частотой 1/50 сек, но сейчас что-то случилось и многие камеры так не могут (или нет возможности выбрать такую настройку). Частота выдержки короче частоты кадров делается и делалась легко, ограничения наступают в районе 1/800 и короче — просто света становится мало для текущих технологий и нужны мощные фонари, поэтому такая частота автоматом бывает только на улице в солнечный день. И ее смотреть неприятно/непривычно даже при съемке 60 к/с.
valera5505
23.09.2018 22:22+1Мне было не лениво посмотреть видео, но я не понял, что вы пытались им показать, ибо само видео в 24 FPS и на всех трех мячиках есть motion blur. Есть намного более хороший способ показать разницу — сайт testufo.
alfred200
24.09.2018 14:27Не уверен, что ваш пример показывает разницу для кинематографа. Суть в том, что если речь идет об игре, то кадр представляет собой рендер сцены в какой-то точечный момент времени. И этот кадр просто выдерживается на мониторе N миллисекунд. Если говорить о кино, то кадр представляет собой изображение, сформированное светом, который попадал на матрицу в течении протяженного времени выдержки. Поэтому движущиеся объекты оставляют на кадре шлейф, так как за время выдержки свет от них попадал в разные места матрицы. Смена таких кадров воспринимается мозгом реалистичнее, потому что такая схема ближе к работе самого глаза. Глаз посылает сигналы непрерывно и движущиеся объекты тоже оставляют шлейфы на сетчатке.
Поэтому без размытия в движении игра перестает выглядеть слайдшоу при частоте смены кадров 50+ fps (но это субъективная цифра). В кино же 24 кадра воспринимаются абсолютно нормально — дискомфортный эффект слайдшоу даже при такой низкой (по игровым меркам неиграбельной) частоте даже в динамичных фильмах заметен редко.
zerg59
23.09.2018 18:53Одна из версий: размытие уменьшает эффект дергания при 24к/с.
we1
24.09.2018 10:58Скорость панорамирования уменьшает эффект «дергания», а размытие только размывает, иногда превращая изображение в кашу (выдержка 1/24 для видеосъемки очень редко используется именно из-за сильного размытия). Еще «дергание» можно уменьшить отдалившись от экрана, либо выбрав меньший размер экрана.
zerg59
24.09.2018 14:23У меня ощущение, что эффект «motion blur» в игрушках добавляют как раз для «кинематографичности».
zerg59
24.09.2018 14:50Когда смотришь кино, то к дерготне привыкаешь. Но кат-сцены в игрушках раздражают, если записаны с низкой частотой. Такое неуловимое ощущение, что что-то не так. Плюс простое поднятие частоты с 24 до 60 кадров/с («3:2 Pulldown») требует вставки то 1го то 2х кадров, что тоже плавности не добавляет.
vics001
23.09.2018 20:22+1Разная выдержка.
Частота кадров синхронизируется с выдержкой x2. Иначе получается эффект мерцания. Иногда в фильмах ужасах используется выдержка 1/100 при 25 кадрах, это очень заметно. Не рекомендуется ставить выдержку меньше 1/50 при 24 кадрах в секунду.
nikolajbezcelovecnyj
24.09.2018 08:44Выдержка в видеокамерах называется угол затвора. Тут даже на 15фпс можно получить очень резкое изображение и наоборот при 60 получить blur. подробней описано здесь kaddr.com/2014/08/100-sekund-o-video-e14-shutter-angle-ili-ugol-zatvora
we1
24.09.2018 11:17В кинокамерах. В видеокамерах нет обтюратора, угол которого можно было бы замерить. Сейчас в современных кинокамерах действительно можно выбрать режим отображения в градусах, но это для «киношников», на видеокамерах всегда была выдержка и сейчас выдержка. Угол там никому не нужен, поскольку им пользоваться менее удобно — при одинаковом угле картинка будет меняться в зависимости от частоты кадров, чего нет при прямом обозначении выдержки в долях секунды.
igordata
24.09.2018 14:39Картинка негодная, не иллюстрирующая проблемы. Правильно, при хорошем освещении при низкой частое кадра будет видно пару четких мячиков — сначала в одном месте экрана, потом в другом.
Это как раз и есть та самая проблема, которую не решить иначе, кроме как частотой. Она же проявляет себя и в играх — наш мозг видит кучку четких картинок, из которых нужно додумать движение и только потом прогнозировать сцену.
Busla
24.09.2018 15:29Рисунок скорее иллюстрирует, что при низкой частоте возможно снимать с длинной выдержкой. Т.е. добавлять движущимся объектам дополнительный эффект
zerg59
23.09.2018 19:02+2Из недавнего: утомленный дерготней на 24к/с я поставил svp ресэмплер, который хитрым методами поднимает частоту кадров. Мне стало хорошо, гадкая дерготня и общее ощущение, что «видюха не тянет», особенно при повороте камеры ушли. А жена наоборот: выглядит дёшево, как телесериал…
AntonSazonov
23.09.2018 21:14Я как-то купил телевизор Samsung (32"), всё отлично, всё работает как надо. Потом решил взять что-то побольше, решил что Sony (42KDLW828B — 42", 400Hz и т.д.) хуже быть не может, но упс… оказалось что может. В Самсунге была встроена технология аналогичная SVP, у Sony этого не оказалось, не считая того, что Sony поддерживает меньше медиаформатов воспроизведения с флешки.
Так что тут от телевизора тоже зависит.Lazytech
24.09.2018 09:18В модели Sony KDL-42W828B вроде бы реализована технология Motionflow.
KDL-42W828B — технические характеристики | Sony RU
Улучшение передачи динамичных изображений (оригинальная частота, Гц)
Motionflow XR 400 Гц
Возможно, соответствующая функция просто отключена?AntonSazonov
24.09.2018 13:42Сколько не лазил по настройкам, ничего похожего на данную технологию не видел. Думаю она должна быть включена по-умолчанию. Позже полистаю инструкцию.
Но разница между Sony и Samsung видна невооруженным глазом без дополнительных настроек.
AntonSazonov
24.09.2018 13:56В названии конечно ошибся. Но вы правильно меня поняли. Модель Sony Bravia KDL-42W828B.
prs123
24.09.2018 09:21+1Вы думаете 400Hz — это частота обновления экрана? Мне то вот кажется, что это всего-навсего частота ШИМ светодиодов подсветк
AntonSazonov
24.09.2018 13:50Честно говоря, когда его покупал, думал что это частота обновления экрана в режиме работы пассивного 3D.
А теперь даже не знаю что и думать… В режиме монитора работает на 60Гц.alfred200
24.09.2018 14:37Потому что 60 Гц там и есть. Подавляющее большинство телевизоров имеют матрицы 50-60 Гц. Индексы динамических сцен и прочие тысячи Гц, это исключительно маркетинговые термины, которыми описывают программные улучшайзеры. Даже телевизоры с матрицей в 120 Гц можно по пальцам пересчитать. А 400 Гц… Даже не представляю сколько должна стоить большая матрица с такой частотой обновления.
prs123
24.09.2018 16:02я думаю, что это именно частота «мигания» подсветки. то есть таким образом достигается необходимая яркость светодиодов, меньшая 100%.
тут где-то статья на эту тему была
safari2012
25.09.2018 17:19я уже много лет не могу ничего смотреть (ни фильмы, ни сериалы) без svp. у меня старенький проц, тянет только 48Гц, но это всё равно — небо и земля, по сравнению с 24кадрами.
ExplosiveZ
23.09.2018 19:12+1Рутуб такая помойка, видео настолько зашакалено, что у меня небо на видео состоит из нескольких квадратов одинакового цвета.
Mad__Max
23.09.2018 19:41Вероятно адблок или другой антирекламный фильтр используется?
Рутуб «мстит» вырезающим рекламу снижением качества до минимума. Чтобы посмотреть в нормальном качестве нужно либо отключать фильтры. Ну либо наоборот применять навороченные, которые в т.ч. скрипты-детекторы находят и их обманывают.sva89
23.09.2018 19:55Такая же картина. К тому же когда увидел первый раз картинку, нажал на паузу, подождал, захотел посмотреть видео дальше — еще одна реклама. Плюс рекламу нельзя поставить на паузу. Ну это уже ни в какие ворота, оценить трейлер так и не получилось((
Антирекламный фильтр для хабра отключен.
fukkit
23.09.2018 20:30У кого-нибудь вообще получилось увидеть те fps??
Отключил все средства безопасности, даже хром установил специально — все равно картинка дергается, качества не видать.Fox_exe
23.09.2018 21:49+1И не получится. Рутуб не поддерживает видосы выше 60 FPS. Это только на Ютубе можно.
А ещё лучше скачать оригинал… Кстати, никто ссылкой не поделится?
khim
24.09.2018 01:27У кого-нибудь вообще получилось увидеть те fps??
Нет, конечно. Современные хостинги такого режима не поддерживают. Но и ужаса, как на картинке выше нету.Как-то такExplosiveZ
24.09.2018 02:15Выглядит как 480p
khim
24.09.2018 02:32Ну это из-за встраивания в ленту в страничку Хабра. На сайте самого RUtube более прилично. Но даже и встроенное видео такого ужаса как у ExplosiveZ не изображает…
stul5tul
23.09.2018 21:41Рутуб такая помойка, видео настолько зашакалено, что у меня небо на видео состоит из нескольких квадратов одинакового цвета.
Ваш интернет-провайдер, ваш компьютер, ваш софт.
У меня — все отлично видно с RuTube в этом видео.Sound_cULT Автор
23.09.2018 21:41+1проблема в адблоке — нет рекламы — нет качества на рутюбе.
iFamily
24.09.2018 00:34никакого адблока нету, вообще ни одного расширения не установлено, браузер Safari, а качества видео на рутубе как не было так и нет.
hurtavy
23.09.2018 19:26Надо ещё для любителей «магии кино» вставлять в аудиодорожку шум проектора
alfred200
24.09.2018 14:45Вы сначала Аватара в 60 fps посмотрите, а потом будете шутки шутить. Возможно, высокий fps в фильме будет выглядеть отлично, если изменить подход к съемке, монтажу, спецэффектам, но то, что я увидел в Аватаре было ужасно, несмотря на красивые плавные кадры с полетом корабля.
sumanai
24.09.2018 18:37Так у аватара не было родной версии в 60 кадрах, насколько я помню.
safari2012
25.09.2018 17:24я смотрел его в кинотеатре в 50Гц
sumanai
25.09.2018 22:44Сначала было 60, теперь уже 50. Думаю, скоро выяснится, что там было 50 полукадров, или типа того. Хотя откуда полукадры в кинотеатре…
safari2012
26.09.2018 09:28Могло быть что угодно, т.к. кинотеатр был "digital", т.е. без всякой плёнки. Но на афише и перед просмотром на заставке было "50 кадров в секунду".
D01
24.09.2018 20:44+1на 60 кадрах фильм смотрится как документальный
hurtavy
24.09.2018 23:54Это плохо? Это всего лишь непривычно. А прикиньте, как мучались зрители, когда кино только появилось?
Ну и потом, документалки с повышенным fps можно по пальцам пересчитатьD01
25.09.2018 07:03Для меня плохо. Не получается "погрузиться" в атмосферу. Воспринимается как документалка или того хуже — спектакль.
Osnovjansky
26.09.2018 02:32Смотрел «Первый мститель: Другая война» в 60 фпс. (или 50 — уже не помню)
Действительно эффект киношности пропадал. Вероятно вместе с моушенблюром. Кроме того, благодаря пропаданию размытия на быстрых движениях, начинали быть заметны косяки в некоторых спецэффектах
Не могу сказать что фильм стал от этого хуже, но ощущался, однозначно, иначе
safari2012
25.09.2018 17:22нет никакого шума проектора при просмотре кино, это всё какие-то предрассудки.
ну, если только, смотреть немое кино…
Marwin
23.09.2018 19:58Я хорошо помню “Хоббита” и убежден, что неоднозначное (и часто негативное) отношение было вызвано именно неподходящим для формата жанром, где зритель требовал “магии кино” и иллюзии больше, чем реалистичности или качества динамичных сцен.
Хоббит является всё же радикальным примером напичканности иллюзиями и искусственными антуражами, и я бы не относил эту проблему на всю фантастику в целом. В последние годы гиперреализм в фантастике начал входить в моду и без 96fps. Я бы с огромным интересом посмотрел на нового Блейд Раннера в 96. Да даже последние звёздные войны, которые Соло — каким бы противоречивым ни был сюжет, выдали весьма качественную картинку с повсеместным физически реальным реквизитом, который бы и на 96fps выглядел отлично.
Просто не надо бегать 99% фильма на фоне абсолютно голого зеленого экрана, и всё будет отлично. Другое дело, что рендерить и постпроцессить в 4 раза дольше/дороже, но это уже дело техники. Компы и софт же для чего-то развиваются. Возможно, рисуя Хоббита в 48fps сегодня, результат был бы не таким "фальшивым" на глаз
vics001
23.09.2018 20:23Одна проблема, на Youtube максимум 50-60 к в с. Хм… может кто-то выложит где нормально посмотреть можно?
vics001
23.09.2018 20:30+1Частота кадров революцией точно не назовешь, самая настоящая революция про которую надо писать это ColorSpace Rec.2020 (2020 год), это действительно стандарт, который меняет мир.
— Компьютеры: Android 8.0 вышел с поддержкой разных ColorSpace (каждый цвет задается double), включая Rec.2020
— Камеры: поддержка 4:4:4 с честными 16 бит на пиксель и революциями от Sony в ночной съемке
— Мониторы: OLED и QLED уже покрывают до 60% Rec.2020 (https://www.rtings.com/tv/learn/real-life-oled-burn-in-test)
— Стандарты: HDMI 2.0 — 2.1 — поддержка динамического диапазона в абсолютных величинах от 0.1-1000 Нит.
По сравнению с этим частота всего лишь художественный эффект. Его проблема, что он делает кино слишком насыщенным, как фотография у которой выдержка хоть 1/500. Такой художественный эффект когда-то был увеличенная насыщенность, но в кино быстро поняли, что от этого устает в глаз, хотя этот эффект очень успешен в фотографии.Hardcoin
24.09.2018 12:23Насыщенное — это больше какие-то особенности съёмки, а не проблема частоты кадров. Окружающая действительность имеет условно бесконечную частоту кадров, однако слишком насыщенной она не выглядит. Так что не вижу причин, что бы видео, снятое даже на 10 тыс кадров в секунду выглядело слишком насыщенным. Но если кто-то в курсе каких-то физических причин, объясняющих явление — дайте ссылку, очень интересно.
vics001
24.09.2018 13:48Конечно, же нет ограничений. Весь процесс съемки и пространств основан на физических ограничениях, человеческий глаз различает градиент 10-битный и 8-битный, но не видит больше 100FPS. Зачем тогда тратить ресурсы и хранить RAW информацию, если человек не увидит разницу, поэтому идут поиски оптимальных форматов.
Насыщенность это очевидная проблема, это не только цвета, это в основном перепады черного и белого (контраст). Проблема насыщенности (когда не качественный контент или настройки), что монитор сегодня может воспроизвести цвета, которые не существуют в природе — нет такого материала с отражающей способностью и это вызывает отторжение.
iga2iga
24.09.2018 13:19+1А вообще все эти пространства цветов 4:2:0, 4:4:4 и — это такой архаизм и тянется из глубин веков, что прям ужас. Напридумано их прям немеряно просто. Всё уже должно быть в честных 30-48 битах на пиксель — обычный RGB 10:10:10 progressive, а с заделом на будущее уж сразу 16:16:16… Каналы передачи данных уже давно готовы к этому, да и особой разницы в передаче сжатого сигнала полноценного rgb 10:10:10 и какого-нибудь yuv 4:2:0 прям существенного нет. Ведь единственное для чего их придумали это уменьшение объема передаваемых данных с потерей качества еще без сжатия.
vics001
24.09.2018 13:444:4:4 — это все-таки принцип кодирование, а не пространство цветов. Но да, не поддерживают камеры такое, а зачем распространять видео, которое не поддерживают камеры? Формат распространения должен быть чуть хуже формата съемки, в мастеринге все равно будут удаляться артефакты, поэтому производители мониторов и кодеков должны все это поддерживать, ради экономии места и трафика, в котором нет полезной нагрузки.
shiru8bit
23.09.2018 20:4396 FPS на сегодняшний день перебор с точки зрения доступности, прыжок через ступеньку. Сейчас широко распространено 60 FPS, но мало контента, стоило бы пока обосноваться на этом рубеже. Да и визуально 96 уже мало отличимо от 60.
Да и вообще, 48, 96 — это кратно 24, то есть близко только для киноаппаратуры. А потом контент приходится адаптировать для домашнего рынка, а там в ходу 25, 30, 50, 60 — лишние телодвижения и потеря плавности. Лучше было бы при попытке установления нового стандарта заодно решить проблему разнородности старых.BorisStratula
23.09.2018 21:43+6Найти наименьшее общее кратное для, скажем, пары 24 и 30 кадров в секунду, т.е. 120 кадров в секунду.
dimaviolinist
24.09.2018 02:18Вот только не 30, а 29,97.
Правда, сразу веселее становится? :)
upd. 29,97002616 вообще. Просто красота.Lazytech
24.09.2018 09:26По идее, на компьютере это не проблема? По крайней мере, SVP спокойно переваривает нецелые частоты кадров.
2PAE
24.09.2018 07:08А что-бы вы сказали братьям Люмьер?
— Движущиеся картинки? Да вы с ума сошли! Весь мир смотрит фотографии и картины. А так же живых актеров. Вы пытаетесь не просто прыгнуть через ступеньку, вы просто разобъёте себе голову о стену ненужности вашей затеи! У неё нет будущего!
Или я сгущаю краски? :)))
vitaliy2
24.09.2018 03:42На домашнем ПК без проблем можно поставить 48 Гц. Единственное, выдержка будет меньше в 2 раза, чем нужно, а значит плавность ниже, чем если бы кино изначально в 48 снималось. Но думаю, это можно как-то устранить программно, например, показывая сразу 2 кадра одновременно.
shiru8bit
24.09.2018 04:18Компьютерные мониторы довольно давно не поддерживают частоту развёртки ниже 56 Гц. Раньше умели, теперь это музейная редкость.
vitaliy2
24.09.2018 04:24Эм, это какие мониторы? Лично на моём можно выставить любую частоту от 24 до 64 Гц, даже теоретически нецелую можно, но, тут уже, наверное, нужен специфический софт. Меньше 24 кадров не пробовал. Выше 64 кадров монитор начинает дублировать кадры, хотя производитель заявлял поддержку до 75 Гц, обманывает :(
Так это у меня ещё плохой монитор без FreeSync. С FreeSync скакнули даже дальше — там как кадр отрендерился, можно вообще в любой момент его обновить на мониторе, т.?е. поддерживается динамическая частота кадров, которая может меняться через каждый кадр. Естественно, превысить максимальное количество кадров, которое поддерживает монитор, невозможно.
Посмотрите мой комментарий ниже.shiru8bit
24.09.2018 04:28Да в общем-то почти все современные ЖК мониторы, за редким исключением. Вам ниже ответили — мониторы с поддержкой 48-50 Гц очень актуальны для энтузиастов ретро-техники, и они их ищут днём с огнём, вероятно неспроста.
vitaliy2
24.09.2018 04:33Ну давайте я продам Вам тогда свой за 100 тыс :) Любые тесты. Разрешение — 4K.
Но конечно я не хочу Вас обманывать, просто купите любой монитор с FreeSync и всё, он 100% будет поддерживать любую частоту от 1 Гц до максимума (даже дробные). И ничего искать не надо. Мой монитор без FreeSync, но любую частоту всё-равно выставить можно.
khim
24.09.2018 04:40Вам ниже ответили — мониторы с поддержкой 48-50 Гц очень актуальны для энтузиастов ретро-техники, и они их ищут днём с огнём, вероятно неспроста.
Им не просто 48-50 герц нужно, а ещё и 15 килогерц. Для видео это не критично.
Hardcoin
24.09.2018 12:30По поводу разношёрстности вы правы. А по поводу ступеньки — а зачем вообще увеличивать сначала доступность 60, а потом уже 96 (например)? Можно и сразу 96. Хотя что-то типа 120, имхо, лучше.
DimPal
23.09.2018 20:51На мой взгляд, говоря о реалистичности видео на разных частотах, не нужно скатываться в дискретный способ мышления и говорить только об fps. Дискретные эффекты покадровой съемки (особенно с малой выдержкой) дают причудливые стробоскопические эффекты на вращающихся колесах, лопастях, спицах и т.д. А недавно в инете ходило видео с камеры наблюдения где какая-то птичка летала не поднимая крыльев. Я бы сказал что нужно рассуждать в интегральных терминах. Рецепторы в глазу человека имеют определенную инертность (как на зажигание так и гашение сигнала), поэтому быстро двигающийся объект (например летающий на темном фоне белый кружок) будет восприниматься размазанным пятном. Длинна этого пятна будет зависеть от таких параметров как скорость движения, условия освещенности и т.д. Так вот, на видео длинна этого пятна не должна зависеть от fps. Образно говоря, на высоких fps может потребоваться длина выдержки больше чем 1/fps. Иначе начнутся стробоскопические эффекты, которые придется трактовать как «художественный замысел режисера». Но это не тоже самое что реализм…
vics001
23.09.2018 21:29+1По исследованиям глаз человека имеет выдержку 1/100, так что уменьшение приведет к гиперреализму.
Hardcoin
24.09.2018 12:42уменьшение приведет к гиперреализму
Почему? Есть какое-то физическое объяснение?
vics001
24.09.2018 13:42Нет, если увеличить частоту кадров и уменьшить выдержку, то наш глаз, конечно, не должен заметить разницы, просто станет не различимо от 100 FPS, но для этого надо > 100 FPS.
Опять же надо поискать эксперименты были или нет, но и физически понятно, что FPS не равен бесконечности из-за квантованности света. И в темноте, очевидно, FPS в реальной жизни падает.
chersanya
23.09.2018 22:42+2Увеличивать fps с одновременным изменением выдержки никакой проблемы не составляет. Пусть будет хоть 10к fps с выдержкой 1/10000, если у глаза инертность допустим 1/100 секунды то человеку ничего менее реалистичным казаться не будет. Как в реальном мире он видит изображение с размытием в 1/100, так и в кино будет — эффективно, каждый 100 кадров будут «усредняться».
JTG
23.09.2018 21:24Для людей, выросших на 24 FPS, именно этот фреймрейт выглядит самым «киношным». Не могу объяснить почему, но видео с 60 FPS лично мне чем-то напоминает перестроечные сериалы 90х вроде этого:
Zmiy666
Хм… скорее всего это задел на будущее. Даже если отбросить кинотеатры — экранов выше 60 герц не так уж много, обычно их покупают геймеры. То-есть для подобного кино нужно массово выпускать доступные по ценам экраны. Телевизоры например (у меня 60 герц, а те что дают 120 я тогда даже в продаже не видел). А одни кинотеатры не окупят модернизацию. К тому же одно дело съемка в живую на 96 кадров, другое дело — компьютерная графика… кадров станет в 3 раза больше, значит и затрат на ее наложение так же возрастут.
AEP
Смешная ситуация: мне в магазине «впарили» такой монитор (ASUS ROG SWIFT PG279Q), так как я попросил «что нибудь офисное с разрешением выше Full HD», а у них не было ничего другого с высоким разрешением. 120 Hz при подключении по DisplayPort есть, контента нет (фильмов нет, игры столько на Intel'е не тянут). Понимаю, что сильно переплатил, но что делать…
rexen
Ну почему же. Попробуйте SVP:
www.svp-team.com/wiki/Main_Page/ru
— программа делает апсемпл видеоряду в реальном времени. Сможете смотреть любое кино пусть и с искусственными, но максимальными FPS, которые потянет ваш комп.
AEP
Потыкал SVP под Linux. Итог неутешительный: оно категорически отказывается выводить в mpv более 59.94 кадров в секунду, и это ограничение не из-за CPU. Проверено через glxosd. Foobillard Plus (специально выбирал что полегче) таки тянет 120 fps.
dimonoid
Там есть ограничение в настройках на конвертацию 60->120, кажется начиная с 40-50 hz. Подымите ограничение в продвинутых настройках(как строка называется не помню) до 120-144hz либо выше и будет вам счастье. Это сделано из за возможных проблем с просмотром 60hz видео из за высокой нагрузки на cpu.
AEP
Нашел, работает.
8street
Кстати, пробовал SVP с 120Гц мониторах. Действительно, пропадает во многих фильмах "магия". Для себя решил, что это просто видны халтурные компьютерные спецэффекты. Например, в старых фильмах с Джекки Чаном все норм. Или в роликах, где нет никакой обработки — тоже. Например, именно движение воды, снятое высокоскоросной камерой, очень круто выглядит.
SADKO
Фигня в том, что из 24 кадров никак не сделать 120, мы можем сделать моушн эстимэйт и синтезировать промежуточные кадры, но смаз не станет чётким, то-же касается отзеркаленных пространственных частот и прочих артефактов…
Движения получаются мультяшными, иногда это доставляет, но чаще ломает комичностью движений.
С этим можно бороться, учитывая не только движение между соседними кадрами, но и скорость и ускорение этих движений в секвенции, но это уже не рилтайм, и проблемы точности вылезают…
8street
Мультяшные движения явно указывают на монтаж или компьютерную графику. Я же говорю, в старых фильмах-то норм все. И речь не про артефакты и смаз. Они видны, но не так сильно мешают.
u010602
Я заметил другую связь. Дело не в спецэффектах, а в игре актеров. Если актеры играют как в театре — то и выглядит это как в театре. Хуже всего со сценами где актеры в полный рост видны и идут куда-то по кадру. Подобные сцены так-же дешево выглядят и в 3д играх. Магия кино — в ракурсах и их смене а так-же в сценическом свете. И тогда даже старая фантастика даже с дополнительными кадрами — выглядит отлично. А если актеров просто поставить на сцену в костюмах, и снимать с одной точки как они ходят и говорят — то это будет выглядеть как школьный утренник в халатах (намек на костюмы из фентези).
Haloo_o
самое клевое тут G-Sync, за это такая и цена…
для офиса… капец)