Маркетинговые акции — неотъемлемая часть жизни любого магазина одежды. Сезонные распродажи, специальные условия, скидки на наборы товаров — всё это необходимо проводить, иначе покупатели уйдут к конкурентам. Перечисляем основные акции, благодаря которыми fashion-ритейлеры завлекают нас в магазины.
Бонусная программа лояльности
Сегодня почти не осталась магазинов одежды, которые не предложат вам вступить в свою программу лояльности. За личные данные покупателя они будут готовы предоставить специальные условия: скидки или, например, более ранний доступ, по сравнению с простыми смертными, к вещам из новых или лимитированных коллекций.
Понятное дело, что для покупателей самое выгодное: это дисконтная система лояльности. То есть, вы покупаете вещь и тут же получаете на неё скидку.
Но то, что выгодно для покупателя, далеко не всегда финансово оправдано для продавца. Поэтому большинство ритейлеров, включая и магазины одежды, со временем перешли на бонусные программы лояльности. Работают они так: за покупку вам начисляют бонусные баллы. Ими вы можете оплатить часть следующей покупки.
Механику бонусной программы лояльности каждый ритейлер настраивает под себя. У кого-то баллами можно оплатить только 10-20% покупки, другие увеличивают процент выгоды почти до 90%. У одних баллы хранятся на карточке едва ли не вечно, у вторых они сгорают по истечению фиксированного периода времени.
Обычно все маркетинговые акции, о которых мы будем говорить дальше, магазины рассматривают, как дополнение к бонусной программе лояльности.
Какими бывают скидки
Ещё один важный момент, на котором мы остановимся. Все знают, что есть такое понятие, как «скидка», но какой она бывает с точки зрения fashion-ритейлеров? Обычно магазины одежды делят скидки на два вида:
- ценовая;
- количественная.
Первая — скидка от суммы покупки, которая может быть простой и ступенчатой. Простая не зависит от суммы покупки. В случае ступенчатой покупатель получает скидку в зависимости от суммы купленных товаров. Например, вы выбрали одежду на 5000 рублей и получили скидку в 3%. А при увеличении размера покупки до 10000 рублей, ваша скидка возрастёт до 5%.
Количественная скидка зависит уже не от суммы покупки, а от количества вещей в корзине. Например, в магазине одежды может быть установлено правило: человек, купивший пять рубашек, получает одну из них в подарок.
Важно учитывать, что на время акции ритейлер будет продавать товар по изменённой цене. Здесь кроется техническая сложность: она должна быть зафиксирована в чеке и передана в налоговую. Цена может меняться динамически в зависимости от условий акции, либо её придётся изменять вручную на период действия мероприятия.
Большинство распространённых на российском рынке кассовых программ не позволяют динамически менять цену. В нашей кассовой программе «Профи-Т» цена акционных товаров рассчитывается автоматически, что гораздо удобнее для магазинов.
Промо-акция «N+N»
Промо-акция «N+N» — самая популярная в магазинах одежды. Её механика очень простая, но может слегка отличаться в разных магазинах — тут всё зависит от того, как ритейлер настроит условия акции.
В целом же акция «N+N» стимулирует покупателя приобрести товар впрок по сниженной цене. Например, 2+1 — три товара по цене двух — подразумевает 33% скидку на товары (рис. 1). То есть, купив три футболки, вы заплатите только за две из них. В подарок обычно ритейлер отдаёт товар с наименьшей ценой.
Рис. 1
Промо-акция «Подарок из списка»
Иногда магазину одежды нужно распродать товары или акцентировать внимание покупателей на какой-то категории. В таком случае он проводит промо-акцию «Подарок из списка». С точки зрения маркетинговых инструментов нашей кассовой программы «Профи-Т» она работает следующим образом:
- ритейлер создаёт список, куда включает товары, которые будут выданы как подарок. При этом нет фиксированных условий по выбору подарка — покупатель может выбрать тот, который ему нужнее;
- при оформлении покупки подарок может быть включён в товарную часть чека по нулевой цене, либо указан в дополнительных данных чека.
На нашем примере покупатель при приобретении купальника выбрал в подарок пляжную тунику. Информация об этом размещена в дополнительных данных чека (рис. 2).
Рис. 2
Промо-акция «Набор товаров»
Наверняка, вы сталкивались со случаями, когда скидка предоставляется на какой-то набор товаров: например, купите штаны, куртку и футболку с Карателем за 2500, а не за 3000 рублей. Казалось бы, всё элементарно. Но у ритейлера при создании акции возникает техническая сложность: как рассчитать цену на товары с учётом скидки?
В нашей «Профи-Т» акционная цена рассчитывается динамически. Ритейлеру достаточно указать в программе количество участвующих в наборе товаров и его общую сумму.
На рисунке 3 показан чек, где за 3000 рублей ритейлер продал два товара — бюстгальтеры чёрный и белый. При этом чёрный стоил дороже, поэтому система дала на него скидку большую, чем на белый.
Рис. 3
Промо-акция по купонам
Купоны — отличная возможность для небольших магазинов одежды привлечь покупателей (подробно об этом мы писали здесь). Однако важно продумать ряд моментов, ограничив:
- выгоду от суммы покупки не более определённого процента;
- количество купонов, влияющих на итоговую сумму (например, один чек — один купон).
На рисунке 4 использован купон под номером 38211814, который дал покупателю скидку 15% на каждую товарную позицию. Суммарная скидка составила 516 рублей.
Рис. 4
Все перечисленные нами маркетинговые акции активно используются магазинами одежды. Но мы напоминаем ритейлерам, что, прежде, чем запускать их, следует исключить двойную выгоду покупателя и запретить оплату акционных товаров бонусными баллами. В «Профи-Т» для этого существует стандартный механизм (рис. 5).
Рис. 5
Промо-акции — отличный инструмент для магазина одежды по увеличению продаж и лояльности покупателей. Более того, клиенты сейчас уже настолько к ним привыкли, что вряд ли станут постоянными покупателями ритейлера, который такие мероприятия не проводит. Главное, внимательно изучать механику акций и проводить именно те мероприятия, которые будут востребованы у покупателей и выгодны бизнесу. А для этого желательно, чтобы кассовая программа готовила отчёты. О том, как это происходит в «Профи-Т» мы писали здесь.
maxangry
Зачем это на Хабре?
pilot-retail Автор
Хабр уже давно не только айтишный, а, после переезда Мегамозга, стал универсальным. Так что почему бы и нет? К тому же, в статье мы затрагиваем и технические тонкости, которые будут интересны ИТ-специалистам, работающим в ритейле.
RomeoGolf
Нету тут технических тонкостей от слова «совсем». Тут с названия продукта начинается каждый абзац (ну да, не каждый, утрирую) с уверением, что с этим замечательным продуктом продаван может реализовать любые хотелки при проведении всякого рода акций. Покупайте наших слонов. Таки да, в блоге компаний почти неприкрытая реклама разрешена. Однако…
pilot-retail Автор
Мы писали статью на примере своего продукта, чтобы не был рассказ про сферического коня в вакууме. Но, прислушавшись к Вам, мы с удовольствием углубим эту тему техническими подробностями в одной из следующих публикаций. Спасибо, что прочитали нашу статью)
dlinyj
Интересны механизмы начисления баллов, способы блокировки махианаторов баллов. Ведь на самом деле, все эти баллы не являются платёжным средством, но при этом достаточно много злоупотреблений скидками и баллами. Вообще эти баллы — это прекрасная почва для мошшеничества.