Трек полета «Союза МС-10» на длинной выдержке, фото NASA/Bill Ingals
Хронология
Трансляций пуска было две, от NASA-TV и Роскосмоса. Более полной является первая, там слышны переговоры экипажа с землей после аварии.
Обе трансляции удачно дополняют друг друга — Роскосмос показывает вид с земли, а NASA-TV данные с камеры внутри корабля.
Наложив время из видео на циклограмму полета, получаем следующую последовательность событий.
114 секунда: по программе полета отделяется штанга системы аварийного спасения.
117 секунда: начинается процесс отделения первой ступени, который состоит из нескольких этапов. Он идет явно ненормально. Фотограф NASA Билл Ингалс делает фото, на котором четко видна непосредственная причина аварии — один из четырех блоков первой ступени отделялся как-то по-другому и не успел отойти на то же расстояние, что и штатно отделившиеся остальные. Белая точка ниже — сброшенная штанга САС, это нормально.
Фото NASA/Bill Ingals
В районе 119 секунды с земли мы видим облако, вызванное повреждением и разгерметизацией какого-то бака, скорее всего второй ступени. На виде внутри корабля заметно уменьшение перегрузки (нормальное для отделения первой ступени) и затем серьезный рывок влево (явно ненормальный). На следующем фото Билла Ингалса мы видим все-таки отошедший четвертый блок и какие-то обломки, которых не бывает при нормальном разделении.
Увы, вместо реальной телеметрии Роскосмос транслирует анимацию, как должен идти нормальный полет, поэтому передаваемая им на NASA-TV картинка с цифрами перестает соответствовать действительности. Скорее всего, с кораблем пропадает связь, потому что в трансляции Роскосмоса диктор продолжает зачитывать по бумажке репортаж как при нормальном полете (в случае проблем диктор раньше переходил на отсчет секунд без комментариев, а о явной аварии сообщал в эфир и прекращал репортаж).
В районе 160 секунды появляются аудио коротковолнового передатчика корабля «Союз», передающего морзянкой «АН» — «авария носителя» и доклад космонавта Алексея Овчинина: «Две минуты 45 секунд. Авария носителя». В трансляции Роскосмоса оперативно отключают аудиоканал, затем замолкает диктор, а еще спустя несколько минут выключают вообще все. В трансляции NASA-TV слышны драматичные переговоры экипажа в корабле, идущем на аварийную посадку. В итоге корабль приземлился, космонавтов, живых и здоровых, эвакуировали.
Итак, по фото и видео очевидно, что причиной аварии стало ненормальное разделение ступеней. Можно ли попробовать сказать точнее?
Матчасть
Как происходит отделение боковых блоков (первой ступени) от центрального (второй ступени)? Наиболее подробно и ясно этот процесс описан на сайте КИК СССР. В кратком пересказе он состоит из следующих этапов.
Пуск с Куру, видео ЕКА
Сначала двигатели боковых блоков переводятся на режим пониженной тяги, а рулевые двигатели выключаются. Далее разрываются нижние связи боковых блоков, и поскольку направление тяги двигателей боковых блоков специально сделано не совпадающим с их осью, нижние части боковых блоков начинают расходиться в стороны.
Скриншот симулятора Orbiter
Затем их двигатели выключаются, а, поскольку, двигатель второй ступени работает, боковые блоки отстают, смещаются назад и выходят из верхних креплений.
Верхнее крепление, фото КИК СССР
Красный круг по центру — крышка клапана бака окислителя, фото КИК СССР
Когда боковые блоки отходят на достаточное расстояние, открывается клапан бака окислителя, реактивная струя из которого закручивает блоки. Ну и в последнюю очередь открывается клапан бака горючего, струя газа наддува из которого дополнительно закручивает и уводит ступень. Важно отметить, что верхняя часть блоков проходит довольно сложный путь — сначала вдоль ступени вниз, затем в сторону.
Схема КИК СССР
Что могло случиться с аварийным блоком? Вариантов немало — двигатель закончил работать раньше, двигатель работал дольше положенного, не сработали и не разошлись нижние крепления, возникла проблема в верхнем креплении, не открылся клапан окислителя. Есть ли у нас какая-то дополнительная информация? Да — мы видели на видео, как космонавтов дернуло влево. Но в какую сторону это «влево» на ракете?
Вот фото стартующего «Союза МС-10» от того же Билла Ингалса.
Если приглядеться, то видны три выступа, которые позволяют определить положение корабля под обтекателем.
Эти выступы — обтекатели ВСК («Визир специальный космонавта» — прибор для ручной стыковки и ориентации, по сути, перископ) и двух датчиков инфракрасной вертикали.
Фото NASA
Ракета не переворачивалась в полете, поэтому эти обтекатели находились наверху и в момент аварии. ВСК установлен под ногами космонавтов (отсюда, кстати, интересный вывод — «Союз», как и, например, шаттл, выходит на орбиту вверх ногами). И рывок влево, который виден в трансляции, был в сторону аварийного блока. Это делает менее вероятными версии дополнительной нештатной тяги от него, и более вероятным, что он, наоборот, каким-то образом потянул ракету за собой. Так что утекшая в СМИ версия об отказе клапана бака окислителя выглядит вполне правдоподобной — если блок ударился о вторую ступень, силовым конусом на своей верхней части пропорол ее стенку и потащил за собой, космонавтов как раз дернет в его сторону.
Но стоит отметить, что любимым СМИ «источникам в отрасли» доверия нет никакого, а причины похожих аварий были очень разнообразными. На форуме журнала «Новости Космонавтики» привели список:
1. 20.06.1967 — Восход — Плесецк — Аварийное выключение двигательной установки центрального блока А второй ступени РН на 124.39 сек из-за вскрытия бака горючего центрального блока А второй ступени по причине соударения бокового блока Д первой ступени с центральным блоком А второй ступени на 122 сек при разделении вследствие не расстыковки телеметрического разъема.Остаются неясными еще два вопроса — почему сигнал аварии появился на 160 секунде, и сработала ли система аварийного спасения?
2. 28.03.1981 — Союз-У — Байконур — Аварийное выключение двигательных установок центрального блока А второй ступени и боковых блоков Б, В, Г и Д первой ступени РН на 118.13 сек вследствие соударения бокового блока В первой ступени и центрального блока А второй ступени на 117.7 сек из-за неотделения бокового блока В в результате неотстыковки в расчетное время отрывного штепсельного разъема Ш144 бокового блока В в процессе штатного разделения боковых и центрального блоков вследствие отказа реле ДП-2 типа ДП-12 в приборе 11Л1126 или перетирания отдельных жил в кабеле Б11У в полете из-за случайного повреждения металлорукава кабеля.
3. 26.03.1986 — Союз-У — Байконур — Нештатное отделение бокового блока Г первой ступени от центрального блока А второй ступени РН из-за не отвода верхней части бокового блока Г вследствие не поступления команды на пирозамок БУ302-0М раскрытие крышки Б4300-845М реактивного сопла бака окислителя по причине не выхода штока контактного датчика Б4411-0А в результате его заклинивания в корпусе вследствие деформации штока при сборке «пакета» на космодроме, вызванной стыковкой бокового блока Г со случайным отступлением от требований технической документации по взаимному положению блоков в момент стыковки и ввода сферической опоры в подпятник
О работе САС
По циклограмме штанга системы аварийного спасения сбрасывается на 114 секунде. Но САС корабля «Союз» состоит из двух частей — штанги и двигателей на головном обтекателе.
Схема САС корабля «Союз», иллюстрация корпорации тактического ракетного вооружения
От -15 минут до 114 секунды в случае аварии срабатывают двигатели на штанге и головном обтекателе (с 4:45, работа РДГ отлично видна на 4:52).
От 114 секунды до 157 секунды в случае аварии корабль уводится на двигателях РДГ в головном обтекателе.
Скриншот симулятора Orbiter
А в случае аварии после 157 секунды, когда сбрасывается головной обтекатель, — отделяется от третьей ступени штатными пироболтами, как если бы вышел нормально на орбиту.
Соответственно, раз авария произошла на 119 секунде, головной обтекатель еще не был сброшен. А по информации с форума «Новостей Космонавтики» при отделении первой ступени автоматика САС выключается на 6 секунд, чтобы система управления ракеты-носителя справилась с возмущениями. Когда САС снова включилась на 123 секунде, то оценила положение ракеты как ненормальное и оторвала корабль от нее. Связь пропала, потому что электропитание и оборудование остались в приборно-агрегатном отсеке, который САС не спасает. А уже в районе 160 секунды, когда спускаемый аппарат был сброшен из-под головного обтекателя, включилась его автономная система связи, которая в штатном полете используется при посадке. Это, кстати, объясняет появившуюся в СМИ информацию об аварии на 123 секунде.
Заключение
Согласно свежим новостям, аварийная комиссия будет работать до 25 октября. Также в СМИ появлялась информация, что на ракете стояла система видеоконтроля, картинку с которой нам даже, возможно, когда-нибудь покажут. Серьезная авария с разрушением ракеты, после которой экипаж, усилиями автоматики, жив и здоров, оставляет в чем-то неуместное ощущение победы, и эти кадры будет очень интересно посмотреть.
Комментарии (245)
ghrb
15.10.2018 07:49+3>>Серьезная авария с разрушением ракеты, после которой экипаж, усилиями автоматики, жив и здоров, оставляет в чем-то неуместное ощущение победы, и эти кадры будет очень интересно посмотреть.
Ну это в любом случае то ещё techporn.
yarric
15.10.2018 07:57+2А какие перегрузки испытал экипаж при баллистической посадке?
Arson
15.10.2018 08:38если правильно помню, 6.7 было, насовскую трансляцию послушайте, там Овчинин озвучивал голосом.
Tyusha
15.10.2018 10:31Мне казалось, что я ослышалась насчёт 6,7g. Как можно докладывать о такой перегрузке, да ещё ровным спокойным голосом! Обычно таким тоном говорят: «хорошего дня», не «авария носителя».
После Овчинина классическая фраза: «Хьюстон, у нас проблема» уже звучит как крайняя степень паники.
«Какие будут рекомендации?», — вообще должна стать хитом.Arson
15.10.2018 10:41+1У меня отец лётчик, правда на пенсии уже, так вот в домашнем архиве есть видео с центрифуги которая в звёздном городке, там последовательно 3, 5 и 6g в направлении вдоль позвоночника по 30 секунд каждая. Так там не только отвечать на вопросы оператора надо, ещё кнопкой реагировать на индикацию в поле зрения. В общем впечатляет.
worldxaker
15.10.2018 10:42у космонавтов перегрузка в 6-7 единиц чуть ли не штатная. у них же для этого даже кресла специальные
kalininmr
15.10.2018 15:14рекорд 20g(по некоторым данным 26g) при аварийной посадке. но с небольшими травмами
SelenIT3
15.10.2018 18:42и тоже при баллистическом спуске (правда, с намного большей высоты и скорости)...
kalininmr
15.10.2018 20:59там всетаки был относительно управляемый. ну насколько это возможно при 14g в большей части
у леонова тоже около 16g(максимум 22 кажись непомню) бывал у ещё кого то.
вобще удивительно хорошо человек такое переживает.
тоесть максимум небольшие проблемки с дисками в спине на уровне среднего человвека преклонных лет.
органы впорядке
ну и чтото вроде легкого сотряса
ну да конечно — тестированный и подготовленный человек
в идеальном ложементе и с прочими примочками. думаю ещё и накачан всякими препаратами
после работы авс один космонавт не смог оставаться летчиком но вроде жил не тужил помер во полне преклонном возрасте детей ещё рожал. компрессионая травма этих самых дисков. для большинства людей вобще не критично а для летчиков важно. ещё двое продолжили вроде
мой личный опыт(перегрузки в районе 3г)
показывает — очень важно внутреннее напряжение микромышц
а вот если немнго почесатся решил удар по спине бьет в разы сильнее
тот (непомнб простите кто) мог тупо до кнопочки потянутся при максимуме
но всеравно травма вполне себе нормальная — даже некритичная. я вот стакой кмс по спортивному туризму. я в плане не инвалидом остался а просто обычным человеком
вобще я удивлен что авс после гагарина сделали в таком виде.
в полет гагарина мало кто верил. ну многие давали просто шанс.
и он реально с самого начала аварийным то и был.
вобще там медали надо не гагарину надо давать было а тем кто это сделал
сам то гагарин понятно много чем рисковал. но был всего лишь обезьяной в экспериментеEdmond
15.10.2018 23:08+1Имена пишутся с большой буквы, а тем более имена символов целой эпохи!
Я бы медаль дал человеку, который этот комментарий до конца дочитал. Слишком много ошибок, читать невозможно.
w_engineer
15.10.2018 11:28Стругацкие писали когда-то:
— У меня такая каша в голове…
— Вот-вот… — Жилин остановился перед своим скафандром. — На этот случай и сочиняются инструкции.
Аварийные ситуации отрабатываются на земле. Экипаж в любом случае готов к такому.
SomaTayron
15.10.2018 11:40при выводе средние перегрузки около 3, а в мгновенные значения меняются в диапазоне от 2 до 7. Так что в общем ничего неожиданного.
А вот если бы при разделении не повело в сторону, а по инерции несло бы вперед, то при спуску было бы гораздо хуже (У Лазарева до 26g кратковременно было достаточно долго чуть более 20 — после спуска с 192 км)
BingoBongo
15.10.2018 15:35+1Есть популярное видео про тренировку к перегрузкам. Там идет плавное наращивание до 9g. Захватывает внимание не хуже остросюжетного кино: www.youtube.com/watch?v=O7F6aJo1BIQ (upd. смотрю, похожее уже кинули)
vassabi
15.10.2018 20:31Мне казалось, что я ослышалась насчёт 6,7g. Как можно докладывать о такой перегрузке, да ещё ровным спокойным голосом!
хмм, я когда слушал трансляцию, мне показалось наоборот, что число 6.7, которое произнес командир про перегрузки, даже заниженное — голос хоть и спокойный и ровный, но видно, что слова волевым усилием произносятся.
PS: первое что напомнило такой же голос — это вот эта запись переговоров дежурного с пилотом (Дежурный: поверните направо на полосу аэропорта Тетеборо. КВС: нет, мы не сможем это сделать)
frog
15.10.2018 22:03+1Я испытывал максимум +7 на Л-29 (несколько секунд, в петле). Проблема не в величине, а в продолжительности перегрузки. Сначала пофиг — ну тяжело и тяжело. Потом кровь начинает отливать от мозга и начинаешь постепенно зрение и сознание терять. Потом обратно всё возвращается.
Тут надо ещё заметить что, по сравнению с пилотами самолётов, космонавты в куда более удачной позе в спускаемом аппарате находятся, с точки зрения переносимости перегрузок. Кроме того, если уже был какой-то опыт (тренировка, полёты с меньшими перегрузками), всё переносится гораздо легче и времени до потери сознания проходит больше (зажимаешься уже автоматически, чтобы кровь не так быстро уходила вниз).
GeForester
15.10.2018 23:596-7g реально испытать на обычном ЯК-52 во время выполнения ФП типа петли, это немного неприятно, но ничего такого невыносимого.
Aquahawk
15.10.2018 08:57-1Так и не понял, корабль от носителя в итоге отделила автоматика, или пилоты, с возгласом, «ну, нахер» вручную дали команду на отделение корабля?
o4karek
15.10.2018 09:21Насколько я помню мемуары Чертока — САС срабатывает автоматически.
Aquahawk
15.10.2018 09:25+1САС отделился раньше, и не работал к этому этапу, насколько я понял. Именно по этому и вопрос.
kaiveland
15.10.2018 09:34Отделилась часть (штанга), элементы САС обтекателя остались и, видимо, сработали.
o4karek
15.10.2018 09:37+1Судя по картинке (Схема САС корабля «Союз») и тексту
От 114 секунды до 157 секунды в случае аварии корабль уводится на двигателях РДГ в головном обтекателе.
РДГ в головном обтекателе тоже является частью САС.
Что подтверждается дальнейшим текстом:
Соответственно, раз авария произошла на 119 секунде, головной обтекатель еще не был сброшен. А по информации с форума «Новостей Космонавтики» при отделении первой ступени автоматика САС выключается на 6 секунд, чтобы система управления ракеты-носителя справилась с возмущениями. Когда САС снова включилась на 123 секунде, то оценила положение ракеты как ненормальное и оторвала корабль от нее. Связь пропала, потому что электропитание и оборудование остались в приборно-агрегатном отсеке, который САС не спасает. А уже в районе 160 секунды, когда спускаемый аппарат был сброшен из-под головного обтекателя, включилась его автономная система связи, которая в штатном полете используется при посадке. Это, кстати, объясняет появившуюся в СМИ информацию об аварии на 123 секунде.
выделение полужирным — мое
lozga Автор
15.10.2018 09:46+1Автоматика. По упоминавшейся в разных источниках информации единственное, что сделал экипаж — включил ручки управления кораблем уже после отделения СА от головного отсека.
lightman
15.10.2018 09:14Как так получилось что экипаж приземлился в том же Казахстане? По ощущениям ракета поднялась достаточно высоко чтобы закинуть его куда-нибудь в Тихий океан. Или это Казахстан такой огромный?
StSav012
15.10.2018 09:32+1Они не выше 60 км подняться успели. Казахстан явно много больше этого. Сквозь плотные слои атмосферы стараются ведь долго не лететь, и ракета сначала поднимается почти вертикально вверх.
SomaTayron
15.10.2018 12:01штатно 157 секунда это около 110 км (основной набор высоты идет в начале выведения). 165 должна быть около 120, но тягу сняли нисколько раньше, вроде на 114
lozga Автор
15.10.2018 09:48+1Корабль не успел разогнаться, так что сели чуть дальше штатного места падения боковушек первой ступени, а они падают в Казахстане.
SelenIT3
15.10.2018 12:06+1Казахстан огромный даже по сравнению со штатной высотой орбиты. А авария произошла значительно ниже высоты орбиты...
alexeykuzmin0
15.10.2018 16:28Земля вообще очень огромная, а главное — очень тяжелая. Свыше 95% энерии при выводе на орбиту тратится на набор скорости, а не высоты. Даже если предположить, что ракета бы летела под углом в 45 градусов к горизонту, то, судя по максимальной высоте в 114 км, она пролетела бы около 230 км по дальности в отсутствие атмосферы — это немногим ближе, чем до восточной границы Казахстана, и раз в 20 ближе, чем до берега океана. А учитывая, что ракета летела не под 45 градусов, и атмосфера у нас есть, место падения еще ближе.
PS: Пренебрег кривизной Земли, потому что на таких масштабах она невелика.
yurisv3
15.10.2018 09:19+1Ощущение когнитивного диссонанса от видимой легкости упархивания боковинок, и количеством костылей, посредством который достигается видимая легкость.
kin63camapa
15.10.2018 09:46Почему костылей то? В моем понимании костыль это когда для того чтобы сделать само собой разумеющееся действие приходится городить специальный механизм/подсистему (ну примерно как собственная реализация библиотечной функции в программировании) а когда по максимуму используются все и так доступные средства, и не делается для этого специальный механизм который будет утяжелять и удорожать ракету это и есть высокая инженерия.
Alexsandr_SE
15.10.2018 10:20Смотрю на отделение и думаю. Для срабатывания увода ступеней в сторону должны работать сами ступени нормально. т.е. любой сбой работе приводит к невозможности штатно отделиться и возможно отделиться вообще не получится или повреждения корпуса на месте крепления. Маневры которые делают эти ступени рядом с баками я бы не назвал безопасными. Тщательно выверенными да, но не безопасными. Это похоже реально вариант когда нашли как сделать просто, но не безопасно. Наверное с натяжкой это можно назвать костылем.
kin63camapa
15.10.2018 10:30вот как раз в том и соль (писали в первом посте) что в большинстве случаев нештатной работы ступени падает тяга и она «выпадает» из креплений, ну а если нештатная ситуация будет сопровождаться увеличением тяги или взрывом тут особой роли не сыграет вплотную она к баку была или на некотором расстоянии, какой бы там пиропатрон(или что вы предлагаете использовать для отделения) не был на тягу в несколько десятков тонн он вряд ли как то способен повлиять
black_semargl
15.10.2018 14:53Если падает тяга и боковушка отваливается — ракета всё равно в космос больше не летит, и по большому счёту без разницы как именно не летит, главное чтобы не бабахнула, если пилотов везёт. А если груз — вообще пофиг.
kin63camapa
15.10.2018 16:53ну так если она отвалилась то с бОльшей выроятностью бабахнет она уже на некотором удалении от оставшейся ракеты, а вот если не отвалилась а автоматика не сработала (например по причине того что уже горит половина ракеты и там сгорели все трассы и датчики) то бабахнет прямо под людьми
black_semargl
16.10.2018 10:39Ну всё-таки Р-7 делалась как МБР, а не для пилотируемых полётов, про сохранность ПН тогда не думали.
balexa
16.10.2018 13:07Про сохранность полезной нагрузки думали еще как, ибо если ракета взрывается или отказывает при старте, то падение боеголовки на стартовый полигон будет весьма неприятно.
У Чертока хорошо описано, как несмотря на несколько успешных запусков ракеты подряд военные боялись запускать реальную атомную бомбу вместо массо-габаритного макета.
yurisv3
15.10.2018 10:25и не делается для этого специальный механизм
Вы или не читатель [обсуждаемой статьи], или читатель очень невнимательный. К сожалению.
Нагромождения «специальных механизмов», чтобы «по максимуму использовать все и так доступные средства», там получилось довольно, и датчики, и реле времени, и щупы, и клапана (криогенный клапан — уже значит не «специальный механизм», ага), и прочая шняга.
При этом «специальные механизмы» — электрически активируемые пироболты и микроТТРД конструктивно и технологически тупы как двери, невероятно надежны и именно они в итоге спасли экипаж.
А «высокая инженерия» похоже трагически несовместима с нынешним Роскосмосом (на 99% уверен ЧТО будет в докладе о причинах), там бы что-нибудь попроще, из кизяка, и чтобы кувалдой не сломать.kin63camapa
15.10.2018 10:41клапан, насколько я понимаю подает окислитель, его в любом случае пришлось бы делать если ступень отделаемая, то что его используют еще и для придания импульса уже почти отключенной ступени это как раз и есть использование того что есть, ну а щупы и реле фремени разве не понадобятся чтобы активировать какой то другой механизм отделения? а если они не сработают что будет? а так ступенька выпала — летим дальше, не штатно уже конечно но хотя бы не везем с собой заведомо неисправный блок в котором снизу горит, в середине тонны керосина а сверху кислород
Mike_soft
15.10.2018 10:57+1в данном случае клапан дренажный. штатно он закрыт. открывается только в аварийном случае (аварийный рост давления в баке окислителя), либо после разделения — для дренажа остатков окислителя (и другой клапан, срабатывающий чуть позже — горючего), чтоб при падении не было взрыва. ну и совместили функции дренажа с функцией двигателя — если уж поток истекает, пусть истекает так, чтоб предсказуемо отводить отработавшую ступень.
black_semargl
15.10.2018 14:56Всего десять лет назад на двух кораблях подряд произошёл отказ этих пироболтов. Неизвестно, как в такой ситуации получилось бы со спасением корабля.
quqdron
16.10.2018 08:50Нагромождения «специальных механизмов», чтобы «по максимуму использовать все и так доступные средства», там получилось довольно, и датчики, и реле времени, и щупы, и клапана (криогенный клапан — уже значит не «специальный механизм», ага), и прочая шняга.
При этом «специальные механизмы» — электрически активируемые пироболты и микроТТРД конструктивно и технологически тупы как двери, невероятно надежны и именно они в итоге спасли экипаж.
на Энергии так и сделали. Там требовалась более точная траектория увода, НО при этом 11! ТТРД на каждом боковом, т.е. точек отказа еще больше.
lolhunter
15.10.2018 10:01А где костыли? Наоборот же…
Фактически боковой блок висит на крючке и нижнем креплении.
Крепление отстрелили, движки своей тягой отошли в стороны, их пнули главным двигателем 2 ступени, они разошлись сильнее и сорвались с крючка.
Фактически абсолютная надежность. 1 крепление отстреливается вместо двух, для второго надо что бы все работало в штатном режиме. Если не работает — все равно завершать полет.Dee3
15.10.2018 10:47Насколько я это осмыслил, никаких крючков там нет, боковые блоки просто толкают ракету. Верхнее крепление не отстреливается
kin63camapa
15.10.2018 10:50именно что ракета «висит» на двигателях первой ступени, если ступень по какой то причине не работает ничего и не надо отстреливать она сама «выпадет»
Dee3
15.10.2018 10:52+1Не «висит», а «сидит». Подвешивают как раз на крючках, а ракета на блоки как-бы насажена.
kin63camapa
15.10.2018 10:57ну не суть как мы это назовем физику процесса понимаем оба одинаково, суть в том что неисправная ступень покидает аварийную ракету сама без помощи электроники, патронов и прочих
приспособленийкостылей которые могут не сработатьGingerAle
15.10.2018 11:47А как же пироболты нижних креплений? Если их не разорвать ускоритель всё равно отделится?
yurisv3
15.10.2018 11:57неисправная ступень покидает аварийную ракету сама без помощи электроники, патронов и прочих приспособлений
— «вследствие не расстыковки телеметрического разъема» (и боковушка пропорола топливный бак 2-ой ступени)
— «в результате неотстыковки в расчетное время отрывного штепсельного разъема Ш144 бокового блока В… вследствие отказа реле ДП-2… или перетирания отдельных жил в кабеле Б11У в полете из-за случайного повреждения металлорукава кабеля» (аварийное отключение двигателей)
— «вследствие не поступления команды на пирозамок БУ302-0М раскрытие крышки Б4300-845М реактивного сопла бака окислителя по причине не выхода штока контактного датчика Б4411-0А в результате его заклинивания в корпусе вследствие деформации штока при сборке «пакета» на космодроме» (не отвод верхней части бокового блока Г)sw0rl0k
15.10.2018 13:37Мне кажется, что данная схема сделана скорее ради безопасности, а не вопреки ей. Во-первых, у данной схемы очевидное преимущество в том, что в случае нештатной работы минимальный шанс того, что боковые блоки попадут в сам КК с космонавтами. Даже в указанных Вами случаях боковой блок наносил урон не выше второй ступени. При этом, в случае 2-х пироболтов и вектора тяги параллельного вектору тяги РН, возможно большее количество ситуаций, в которых боковушки «долетят» до КК. Во-вторых, на мой скромный взгляд (подтвержденный лишь печальным опытом в KSP), в случае двух пиропатронов нештатный разрыв верхнего болта, при удерживающем нижнем, может привести к гораздо более печальным последствиям.
В любом случае, пироболты — это, простите за каламбур, не rocket science, а РН Союз проектировал не Рогозин и Ко. Так что, раз была принята такая конструкция, то, скорее всего, она оказалась оптимальной (особенно учитывая, что она до сих пор «возит» космонавтов). А приведенные Вами аварии — это ошибка выжившего. Никто не знает сколько раз подобная конструкция предотвратила аварию.Norno
15.10.2018 14:43+1Пакетная схема Р-7 и, как следствие, РН Союз выбрана не по причинам безопасности, а по причинам невозможности гарантировать запуск двигателей второй ступени во время полета — по этой причине двигатели второй ступени работают со старта.
maisvendoo
15.10.2018 14:56По подобной же причине выполняется и «горячее» разделение 2-й и 3-й ступени: двигатель третьей запускается до разделения, для того чтобы тяга второй ступени обеспечивала осаждение компонент топлива в баках 3-й ступени. При такой схеме не требуется дополнительных устройств (как например маленькие двигатели на «Сатурне») для осаждения топлива и окислителя. Ну конечно, нужна большая оперативность управления процессом
vassabi
15.10.2018 20:43двигатель третьей запускается до разделения, для того чтобы тяга второй ступени обеспечивала осаждение компонент топлива в баках 3-й ступени
вот это вы мне прямо открыли глаза!
да, я теперь понимаю мнение Б.Чертока про опасность пилотируемого полета на «семерке»…maisvendoo
16.10.2018 09:15я теперь понимаю мнение Б.Чертока про опасность пилотируемого полета на «семерке»
За почти шестьдесят лет такая схема не привела к гибели людей или серьезной аварии. И какие варианты по реализации запуска третьей ступени на то время могли бы предложить Вы?vassabi
16.10.2018 19:49хе, если бы я мог предложить что-то вообще на эту тему, я бы наверно работал в этой индустрии. Но увы, мой единственный вариант — читать мемуары «тех, кто смог».
kin63camapa
15.10.2018 10:59не уверен что нижнее крепление нужно остреливать, надо бы уточнить этот момент иначе задумка с верхним не имеет смысла
maisvendoo
15.10.2018 09:52+3Вау! На моей модели «семерки» объясняют механизм отделения боковых блоков! Время не зря было потрачено )
Berkof
15.10.2018 10:23По настоящему опасной профессия «космонафт» станет тогда, когда Российские инженеры решат обновить САС, сделанный в СССР.
А что говорит наш бессменный лидер? Почему космос для страны закрылся?
worldxaker
15.10.2018 10:40там еще на старте бага была. ракета слегка покачивалась в момент отрыва. складывается ощущение что тот самый не отделивщийся боковой ускоритель запустился раньше или позже остальных. более подробно эту теорию можно прочитать тут t.me/alphacentaurichannel/2262
Eklykti
16.10.2018 12:46Это не баг, это
новаястарая фича, как раз для компенсации неравномерного запуска двигатели не врубаются сразу на полную тягу, а сначала на предварительную и промежуточную, синхронизируются, и только потом поднимаются до полной.
pnetmon
15.10.2018 11:08В районе 160 секунды появляются аудио коротковолнового передатчика корабля «Союз», передающего морзянкой «АН» — «авария носителя» и доклад космонавта Алексея Овчинина....«Две минуты 45 секунд. Авария носителя». В трансляции Роскосмоса оперативно отключают аудиоканал, затем замолкает диктор, а еще спустя несколько минут выключают вообще все…. Остаются неясными еще два вопроса — почему сигнал аварии появился на 160 секунде, и сработала ли система аварийного спасения?
Все таки в трансляции RT прервали аудиоканал после этого. И есть отрывок трансляции подразделения Роскосмоса где пиканье вообще-то на 154 секунде симуляции и где порядка 10 секунд слышна только русская речь, у НАСА картинка симуляции этого момента (не репортажа) отсутствует в трансляции.
pavlushk0
Прочитал с большим интересом, спасибо!
aurusplay
+
ibudda
не тех берут в космонавты лучше бы им доверили новичек
а ракеты тестировать лучше на любителях шпиля
ukrazzz
кроме несостоявшегося журналиста-философа в космической отрасли работает множество компетентных и квалифицированных специалистов. эта авария — их трагедия тоже