
Космический корабль Crew Dragon (Dragon v2)
После нескольких лет переносов сроков и задержек сегодня ночью (утром по МСК) SpaceX и NASA должны всё-таки осуществить первый экспериментальный запуск нового космического корабля Crew Dragon (Dragon v2). Именно на нём SpaceX планирует в будущем осуществлять доставку астронавтов на МКС.
В рамках демонстрационной миссии Demo-1 корабль Dragon V2 выведут на орбиту ракетой Falcon 9 с космодрома в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал, штат Флорида. Если не помешают погода и технические проблемы, то запуск состоится в субботу 2 марта 2019 года в 2:49 ET, то есть в 10:49 по московскому времени. Прямая трансляция ведётся на канале NASA.
На экспериментальном корабле не будет людей, он повезёт манекен в скафандре и доставит груз в орбитальную лабораторию на МКС. Если тест окажется успешным, SpaceX может вывести в космос первых астронавтов уже в июле этого года.
«Demo-1 является испытанием, это абсолютно так, но мы рассматриваем его также как реальную миссию, и очень критическую миссию, — сказал на пресс-конференции Кирк Ширеман, который управляет программой МКС в Космическом центре имени Джонсона NASA. — На борту МКС по-прежнему находятся три человека, поэтому этот аппарат, впервые поднимающийся на МКС, обязан работать. Он обязан работать».
Demo-1 является частью программы NASA под названием Commercial Crew Program с бюджетом $8 млрд, которая направлена на восстановление запуска астронавтов на своих собственных кораблях. Последний американский шаттл запустили в июле 2011 года. Сейчас астронавтов доставляют на МКС российские ракеты «Союз».
Завтрашний запуск — это первый запуск космического корабля американского производства для астронавтов с 2011 года.
Вчера ракета успешно установлена в вертикальное положение на стартовой площадке 39А в Космическом центре Кеннеди.

NASA проведёт прямую трансляцию запуска с комментариями своих экспертов начиная с 10:00 МСК (видео ниже), SpaceX организует собственную трансляцию.
Комментарии (71)
pnetmon
01.03.2019 20:41+1Завтрашний запуск — это первый запуск космического корабля американского производства для астронавтов с 2011 года.
Это не верно. С 2011 года для астронавтов запускали в декабре 2014.
Max2UP
02.03.2019 00:55+1Зря минусуют. В декабре 2014 запускали Орион от Lockheed Martin. Более чем американский и так же как Dragon V2 предназначался для доставки людей и грузов на Международную космическую станцию и для полётов к Луне, а также к Марсу.
Valerij56
02.03.2019 01:01+1Нет, для полётов на МКС он не предназначен, да и это был скорее макет для испытания теплозащиты при входе в атмосферу при второй комической скорости, чем полноценный космический корабль.
MedicusAmicus
02.03.2019 11:03+2Первая часть успешна. Ждем стыковку.
Интересно, когда спуск, и что расскажет Рипли по возвращении.omikron24
02.03.2019 11:11<юмор>Рипли расскажет что вся команда корабля погибла, а сам корабль пришлось уничтожить, менее чем через сутки, после того как они подняли на борт заражённого инопланетным существом оффицера Кейна, с поверхности LV-426. Конечно же</юмор>
Dmitry88
02.03.2019 14:54прочитал цифры, что стоимость человека-места на Союзе 83 млн, а на драконе будет 23.
Поражает. Экономически — это полная победа.k155la3
02.03.2019 15:11У Роскосмоса это продажная цена, у СпейсИкса — себестоимость. Себестоимость кресла на «Союзе» около 12-18 миллионов долларов (точнее сказать сложно, потому что рублёвые цены разных годов сложно конвертировать в баксы). Запуск «Союза» — около 1.5-2 миллиардов рублей, одноимённый корабль со всеми прибамбасами — около 3.5.
Dmitry88
02.03.2019 15:21наверное так. Но готов ли Роскосмос обрушить цены в три раза? И главное, никто не будет отправлять к МКС трех российских космонавтов за раз (а летать на Драконе гордость не позволит, хотя на Шатлах и летали). То есть все равно разница будет ощутима.
Вообщем, уже даже не грустно, технический потенциал империи рушится. Текущая власть приняла страну с Союзом и оставит с Союзом.640509-040147
02.03.2019 15:43+1Летать на драконе, вероятно, всё же будут. И места, опять же вероятно, будут не покупать а обменивать. Одно место на союзе на одно место на драконе. Зачем так делать? Затем, чтобы на МСК всегда был набор профессионалов, способных управлять всеми действующими аппаратами.
Если вдруг что-то случится с союзом и командиром дракона должен быть человек, способный его заменить. И vice versa.Dmitry88
02.03.2019 15:48не сработает, логика понятна, но у них старлайнер на подходе. Зачем им еще и Союз?
omikron24
02.03.2019 15:53В случае экстренной эвакуации со станции. Если к ней пристыкованы союз и дракон, но в сегменте с союзом (или наоборот) пожар или разгерметизация.
mSnus
02.03.2019 18:52интересно, если они сумели разработать Дракона, что стоит разработать Дракона с системой стыковки как у Союза?
omikron24
02.03.2019 19:26+1Поясните пожалуйста что вы имеете ввиду под системой стыковки — навигацию в космосе и совместимость со стыковочными шлюзами МКС или тип приборов в кабине или сам метод стыковки?
В любом из примеров у каждого подхода есть свои плюсы и минусы, например скорость разработки, ограничения по бюджету и т.д.
Valerij56
02.03.2019 19:42+2На Драконе стоит система стыковки согласованного с Роскосмосом образца. Такая же (точнее, совместимая) должна стоять на Федерации.
SomaTayron
04.03.2019 13:16На Дрегоне стоит агрегат для стыковки не со стыковочным агрегатом МКС, а с адаптером IDA, а IDA на МКС «одета» на АПАС-85.
А на Федерации — «штырь-конус». Стендовое испытание стыковки уже было 7 декабря в Энергии, ничего менять не будут
А вот с Орионом действительно интересно — хотят дать ему возможность стыковки с нашими кораблями (то есть с активной частью стыковочного узла)
pnetmon
02.03.2019 22:43А зачем? Если так хочется ставьте на один из россйских стыковочных узлов переходник преобразующее российский стыковочный узел на узел применяемому на IDA-х к которым должны стыковаться американские пилотируемые корабли. Да хоть на узловой модуль.
k155la3
04.03.2019 02:23Зачем кого-то обрушать? Сколько бы ни стоило место у американцев, летать они всё равно будут на своём. Уж хуже «Шаттла» точно не выйдет.
При чём тут технический потенциал империи? каким образом что-то технически в России может разрушить полёт американцев? Бабла платить не будут, да, ну так это коммерческие тёрки.
«Если нет разницы, зачем платить больше»? «Союз» свои задачи выполняет, дёшев, современен после всех апдейтов, абсолютно надёжен (даже при аварии РН), и даже частично многоразовый :) (часть систем переиспользуется). Будет что-то, где «Союз» не справится — можно будет обсуждать новый корабль. Ну, для Луны там или ещё куда — «Федерацию» пилят, флаг им в руки.
terek_ambrosovich
03.03.2019 10:05Себестоимость SpaceX известна только им, и нигде, насколько мне известно, явно не оговаривалась.
Текущая «стоимость кресла» определяется контрактом. Т.е. это именно продажная цена.multiadmin
03.03.2019 11:50Если смотреть по космическому туризму, то общая стоимость одного места (подготовка, отправка, проживание и возврат, т.е. полный тур «все включено») стоили от $20 млн. до $35 млн.
Всего туристами побывало на МКС 7 человек.
Британская оперная певица Сара Брайтман в 2015 отказалась от полета, по открытым данным стоимость тура была 35 млн. фунтов.
Так же, были официальные заявления от Роскосмоса об отправке двух космических туристов на МКС до конца 2021 года.
Но эти цены за туры, т.е. все в комплексе, а не «стоимость человека-места на Союзе».terek_ambrosovich
03.03.2019 13:37-1Изолированной стоимости места в КК нет нигде. Это всегда комплексная услуга, включающая обучение, подготовку, страховки, сопровождение и прочая. Так что сравнивать тут сложно.
Пока не появится нескольких операторов пуска пилотируемых КК, которые будут предлагать свои услуги, говорить о какой-то корреляции (между ценой и себестоимостью) сложно.multiadmin
03.03.2019 14:27Я так понимаю, что зона ответственности у SpaceX не является «комплексной услугой» при полете к МКС.
Они лишь частично отвечают за подготовку астронавтов, не являются операторами МКС, не отвечают за жизнедеятельность экипажа МКС и не отвечают за операцию встречи (спасения) астронавтов и их реабилитации.
Если я где-то неправ, то поправьте.Valerij56
03.03.2019 14:56-1SpaceX отвечает за доставку туда и обратно, поиск и спасение, включая страховки.
multiadmin
03.03.2019 16:26+1Про доставку «туда»и «обратно» можно говорить только в некоторой степени, т.к. в случае нештатной ситуации у SpaceX просто может не быть ни технических средств для реагирования, ни полномочий. В этом случае работы выполняет министерство обороны США (US DoD, Department of Defense).
Корабль GO Searcher способен выполнить ограниченный круг задач, а в состав команды медиков там входят люди из NASA. SpaceX помогает доставить астронавтов до аэропорта, после чего они летят в Хьюстон и там ими занимаются другие люди.
Про страховки я, честно говоря, не понял, как это относится к SpaceX.Valerij56
03.03.2019 18:59Под словами «туда и обратно» я, прежде всего, имел в виду «с Земли на МКС и „с МКС на Землю“. Да, в случае чрезвычайной ситуации, спасать будет и ВМФ США, но не только он. SpaceX наверняка страхует свою ответственность, и в случае аварийной ситуации и посадки вне заданного района наверняка заработают стандартные протоколы, когда помощь долен оказать ближайший, даже без учёта национальной принадлежности — как спасают пассажиров и команду терпящих бедствие кораблей и самолётов.
multiadmin
03.03.2019 19:08SpaceX наверняка страхует свою ответственность
Точно нет. Нельзя застраховать ответственность на случай гибели экипажа.Valerij56
03.03.2019 20:16+2Во первых — можно, вы покупая билет в автобусе уже страхуетесь на случай ДТП и гибели. Во вторых, такая страховка мгновенно решает вопросы финансирования спасательных работ, на этот счёт давно выработаны определённые решения, например «Без спасения нет вознаграждения».
multiadmin
03.03.2019 21:10-1можно, вы покупая билет в автобусе уже страхуетесь на случай ДТП и гибели.
Это к страхованию ответственности никакого отношения не имеет. Это страхование от несчастного случая и страхователем является тот, кто покупает билет, а не перевозчик.
Во вторых, такая страховка мгновенно решает вопросы финансирования спасательных работ
Тоже не решает. Если говорить об ответственности, то размер ущерба определяет суд. Естественно, никто ждать окончания суда и выплаты денег не будет, что бы начать спасательную операцию.
На самом деле, я все же погорячился, сказав, что «нельзя застраховать ответственность на случай гибели экипажа». В теории это сделать можно. Но как дело обстоит на практике, я не скажу.
Суммы могут быть совсем небольшие. Например, страховая премия (сумма, которую может заплатить SpaceX страховой компании за страхование своей ответственности) — $500 тыс. на человека.Valerij56
03.03.2019 21:30+1
Страхователем, в силу Закона, являетесь вы, а профессиональный перевозчик, по требованию того же Закона, страхует свою ответственность.можно, вы покупая билет в автобусе уже страхуетесь на случай ДТП и гибели.
Это к страхованию ответственности никакого отношения не имеет. Это страхование от несчастного случая и страхователем является тот, кто покупает билет, а не перевозчик.
Естественно, никто ждать окончания суда и выплаты денег не будет, что бы начать спасательную операцию.
Естественно, не будет. Для того и выработаны процедуры, начиная с Ллойда и Брюссельской конвенцией 1910 г, в развитии которых сделано очень многое, и SpaceX (как и Соединённым штатам вообще) намного удобнее использовать уже созданные механизмы, чем городить собственные системы по всему миру.
Суммы могут быть совсем небольшие. Например, страховая премия (сумма, которую может заплатить SpaceX страховой компании за страхование своей ответственности) — $500 тыс. на человека.
А это как раз заслуга широкого проникновения механизмов страхования.multiadmin
03.03.2019 21:42-1Страхователем, в силу Закона, являетесь вы, а профессиональный перевозчик, по требованию того же Закона, страхует свою ответственность.
Ответственность страхует водитель, и профессиональный, и простой. Это называется ОСАГО.
Покупатель билета, если в его цену включено страхование, страхует себя от несчастного случая, а не от гражданской ответственности.
Гражданская ответственность — это защита от претензий к вам третьих лиц.Valerij56
03.03.2019 21:56+3Мы говорим о продаже билетов? Значит, это не водитель (который наёмный работник), а профессиональный перевозчик, и разговор идёт не об ОСАГО, а об ответственности перевозчика, который страхует себя от ответственности за ущерб пассажирам. Пассажир в некоторых случаях может дополнительно страховаться сам, но перевозчик обязан застраховать свою ответственность перед ним. Кстати, и ОСАГО страхует ответственность владельца автомобиля (как источника повышенной опасности), а не водителя.
multiadmin
04.03.2019 08:30Речь о том, что стоимость ОСАГО / ОСГОП включена в цену билета? Так же, ГСМ, зарплата, аренда офисов, услуги уборщиц и т.д.?
Когда говорят о «страховке» в цене на билет, то обычно имеют в виду личное страхование от несчастного случая в поездке, а не страхование ответственности того, кто оказывает услугу.
Покрывают ли ОСАГО / ОСГОП все случаи? Абсолютно нет, есть условия, при которых случай признается страховым.
Страхует ли ответственность SpaceX? Возможно, но не факт, если в договоре указано, что SpaceX не отвечает за возможный нанесенный ущерб.
Так же, как Microsoft не отвечает за последствия использования Windows.
Если бы вся ответственность лежала на SpaceX, тогда бы на Dragon была «реактивная посадка».Valerij56
04.03.2019 08:55Да нет, конечно, всё это включено в стоимость билета, но речь не о том. И это только вы постепенно переводите разговор на ОСАГО/ОСГОП. Ключевой вопрос — «Страхует ли ответственность SpaceX?» И ответ, по крайней мере в отношении грузов после взрыва на старте в 2015 году — «Да, потому, что это теперь предусмотрено договором».
Поймите, это ПЕРВЫЙ коммерческий пилотируемый корабль, как до него первым был коммерческий грузовик. И после того, как Фалькон-9 с Драконом в 2015 году взорвался во время запуска, стало известно, что НАСА, традиционно, не страхует запуски. Но это теперь коммерческие запуски, и выполняются они ракетами и кораблями подрядчика! Поэтому срочно были внесены изменения в Закон, и с тех пор коммерческий перевозчик страхует груз и свою финансовую ответственность перед НАСА или МО. Это одна из причин, по которой стоимость запуска по госзаказу у американцев выше, чем для частного заказа.
У американцев юристы хорошие, они быстро учатся на ошибках, поэтому нет никаких оснований предполагать, что коммерческие перевозчики экипажа на МКС, а будущие и в другие места, не будут страховать свою финансовую ответственность. Что не спасёт их от технических и прочих расследований, по результатам которой они могут понести административную и/или уголовную ответственность.
multiadmin
04.03.2019 09:18Страхование грузов и страхование ответственности — это разные вещи. Это касается разных сторон договора.
Страхование груза — это дело заказчика.
Страхование ответственности за ненадлежащее исполнение условий договора — это дело исполнителя.
Эти виды страхования существуют независимо друг от друга.
См., например: www.logistika-prim.ru/sites/default/files/34-35.pdf
Поэтому срочно были внесены изменения в Закон, и с тех пор коммерческий перевозчик страхует груз и свою финансовую ответственность перед НАСА или МО.
Можно ли увидеть ссылку на этот закон?Valerij56
04.03.2019 11:17Страхование груза — это дело заказчика.
НАСА и МО — государственные клиенты, им запрещено страховать грузы во избежании злоупотреблений, поэтому груз и свою ответственность страхует подрядчик.
Можно ли увидеть ссылку на этот закон?
Ищите сами, учитесь пользоваться интернетом. Я не видел прямой ссылки на Закон, я видел обсуждение этого вопроса после катастрофы Дракона в 2015 году.multiadmin
04.03.2019 13:09НАСА и МО — государственные клиенты, им запрещено страховать грузы во избежании злоупотреблений
Очень это странно звучит. Если не трудно, пришлите источник, откуда это взято.
Страхование груза (полезной нагрузки), не ограничивается запуском, а так же может покрывать работу на орбите. Соответственно, это выходит за зону ответственности SpaceX.
Кроме этого, т.к. страховка зависит от цены груза, то если NASA или DoD нанимает какую-то компанию для проведения страхования, то платит все равно NASA или DoD из бюджета.
Если в SpaceX открыли какое-то консалтинговое подразделение, которое помогает в страховании груза, то хорошо, но оно берет только деньги за «консультационные услуги», а страховку оплачивают не они.
Так же, интересен момент, как сторонняя компания может страховать какой-нибудь сверх-секретный спутник, ведь данные о нем, в т.ч. стоимость — засекречены.
У нас в России Роскосмос сам страхует запуски, проводя конкурсы.
Ищите сами, учитесь пользоваться интернетом.
Искать умею, искал, но ничего подобного не нашел.
Скорее всего, вы что-то перепутали, такого просто нет.
Andrey_Dolg
02.03.2019 21:11-1Ну что смотрим. =) Это для тех кто иногда как и я любит глянуть на новые комменты ))
tvr
03.03.2019 12:24Для этого можно просто добавить статью в закладки.
Andrey_Dolg
03.03.2019 21:17+1Не для себя, но да не совсем уместный порыв, смотрел запуск и был очень рад за них. =)
AiratGl
02.03.2019 21:59+1Обновления в статье нет, но запуск успешный, первая ступень села на баржу OСISLY. Корабль стыкуется с МКС 03.03 ~11:00 UTC
Diordna
02.03.2019 22:49Площадка №39, вроде человечество не запускает ракеты сотнями в день почему такая странная нумирация?
DGG
02.03.2019 23:27+2Ничего странного, там площадки нумеровать начали чуть ли не с пусков Фау-2.
А так новые ракеты — новые площадки. Да ещё под каждую новую модель ракеты по несколько штук, они ж взрывались в 50-х через одну и площадки портили. К 60м на мысе Канаверал наплодили 40 с лишним площадок. Позже стали строить новые старты, на месте старых с сохранением номера.
Но одновременно действующих площадок там сильно меньше.
a5b
02.03.2019 23:31Накопилось площадок с 1950-х годов, из них активны 13, 37b, 40, 41, 47. Много комплексов для ранних военных крылатых и баллистических ракет, все же военная база.
Карта Launch Complex-ов на мысе Канаверал: en.wikipedia.org/wiki/Cape_Canaveral_Air_Force_Station#Facilities
ru.wikipedia.org/wiki/База_ВВС_США_на_мысе_Канаверал#Объекты
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3c/Canaveral.svg
список —
en.wikipedia.org/wiki/List_of_Cape_Canaveral_and_Merritt_Island_launch_sites
https://en.wikipedia.org/wiki/Template:Merritt_Island
afspacemuseum.org/ccafs
oleg_go
02.03.2019 23:35-6Если не пристыкуется — будет великий праздник у россиян
solariserj
03.03.2019 17:37+1С чего бы быть празднику?
Типо радоваться неудачи.? Это ведь глупо. Ведь это +1 единица к космическому флоту.
GeMir
03.03.2019 12:38Илон упоминает «доработку» Мерлина при помощи опытного инженера и пары ножниц здесь. Было бы любопытно узнать о чём именно идёт речь.
Valerij56
03.03.2019 15:00+4На втором запуске Фалькона-9 в самый последний момент проявилась проблема с вакуумным соплом двигателя второй ступени. Один из работников из подвешенной на кране люльки забрался в переходник между ступенями, и ножницами по металлу укоротил сопло и выкинул обрезки в люльку.
DeepAI
03.03.2019 13:19+2Dragon-2 прошёл way point zero (~400 метров от станции) и продолжает сближение.
Сейчас уже ~240 метров от станции.
Осталось примерно 10 минут до way point one (~150 метров от станции)
KonkovVladimir
03.03.2019 13:21+2Сморим видео сближения
www.youtube.com/watch?v=5pNfCQtQILU
В ходе стыковки механическая рука-манипулятор Canadarm-2 МКС для захвата и присоединения корабля к станции использоваться не будет. Он должен будет осуществить ее самостоятельно в автономном режиме. В случае необходимости экипаж МКС может перейти на ручное управление.
DeepAI
03.03.2019 13:47Dragon-2 сейчас в 20 метров от станции ожидает захода солнца и команды на стыковку.
DeepAI
03.03.2019 14:05+2Успешно произведена soft capture и hard capture. То есть Dragon-2 закреплен на станции.
Открытие люка ожидается примерно через 1-2 часа.
KonkovVladimir
03.03.2019 17:56+2Бодро движемся к концу списка
списокsvitoglad
03.03.2019 19:07+1Вот когда вывезут из России контрабасом партию РД-180, тогда и поговорим! :)
kmishukov
03.03.2019 19:26+3
multiadmin
03.03.2019 21:16+2И «Роскосмос», и «S7 Space», вроде, поздравили:
KonkovVladimir
04.03.2019 05:50Рукалицо — кто бы говорил о безопасности.
Безопасность полетов должна быть безукоризненной — например сквозное отверстие в обшивке должно быть только одно и обязательно безукоризненно круглой формы.k155la3
04.03.2019 13:07-1Русские, ессно. За последние 50 лет — ни одного погибшего космонавта при наибольшем количестве пусков в мире.
У американцев — 2 сгоревших шаттла, один суборбитальник и под два десятка сгоревших людей. Зато — репута-аация, она да-аа… :)
omikron24
SpaceX'у удачи, с такой компанией и их темпами возможно мы увидим настоящие яблони на Марсе, пусть даже в герметичной теплице.