Мне было интересно проанализировать насколько наши разработчики приблизились к коллегам из Японии, Западной Европы и США, удалось ли им догнать и перегнать, а также понять, почему советские разработки в этой области порой пользовались редким или т. н.”вынужденным” спросом, а большинство их современников стремились приобрести зарубежные образцы.
Ввиду того, что тема достаточно обширна, я разделю материал на четыре части, в первых двух я расскажу об эволюции портативных устройств, а в остальных — рассмотрю развитие и упадок стационарных дек.
Spirit of 1969 или 26 мм оригинальной конструкции
История советских кассетных магнитофонов под стандарт компакт-кассета начиналась на 5-6 лет позже, чем на западе, что в целом совпадает с хронологическим отставанием Страны победившего развитого социализма от “западных партнёров” по электронике широкого потребления. Известно, что первые кассетные магнитофоны (с магнитной проволокой) появились еще в Третьем Рейхе в 1930-х, такие, в частности, выпускались компанией C. Lorenz AG. Первый кассетный магнитофон с магнитной лентой был выпущен в 1950-м году, им стал Loewe Optaphon.
Кассетный магнитофон 30-х
Loewe Optaphon
Всё это время кассетам не придавали значения в СССР и обходились катушками, которые получили народное наименование бобины. В 1963-м компания Philips представила компакт-кассету, а в 1964 появилось одно из первых портативных устройств для его воспроизведения, им стал Philips EL3300. В дальнейшем именно этот портативный кассетный магнитофон послужил прообразом для советского первенца “Десна”.
EL3300
«Десна»
Следует отметить, что в 1960-х в Стране советов магнитофоны были в большом дефиците, и до появления “Десны” существовали только бобинники. Понимая отставание в этой области, советские чиновники поставили инженерам задачу скопировать Philips EL3300. Разработку (т.е. копирование механики и адаптацию электроники) поручили харьковскому радиозаводу «Протон», который к 1969 году сумел освоить серийный выпуск новинки.
Компоновочная схема, конструкция лентопротяжного механизма, а также дизайн корпуса был идентичен EL3300. Электроника имела ряд существенных отличий и местами даже превосходила голландскую разработку. Так усилитель советского устройства имел пять каскадов (у Philips было четыре), для двигателя был предусмотрен отдельный транзисторный стабилизатор частоты вращения. Отличалась и элементная база, так зарубежное устройство использовало семь, а “Десна” девять германиевых транзисторов. Значимым отличием стало напряжение питания (9 В для “Десны, 7,5 у EL3300), для чего в “Десне” понадобилось увеличить количество батарей питания. Это привело к росту габаритов — длина выросла на 26 мм.
EL3300 внутри
Характерных достоинств, кроме относительно небольшого размера, по сравнению с катушечными собратьями, у магнитофона не было, и был по крайней мере один вопиющий недостаток — цена. Стоил гаджет 220 рублей — около 2-х зарплат опытного инженера. Учитывая низкий 4-й класс устройства, можно считать, что новинка была неконкурентоспособна даже на изголодавшемся по технике советском рынке.
Торопливые «Протоны»
Отдельной проблемой было достать кассеты, которые в то время выпускались совсем небольшими тиражами и были редкостью. Что интересно, компакт-кассеты “Протон МК-60” (с длительностью 38, 40 или 60 минут) создали раньше, чем появилась “Десна”.
Сам магнитофон планировали выпустить к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, т.е. в 1967-м году, но не успели, а первый тираж “Протона” уже появился на свет. Скопировать носитель оказалось проще, чем адаптировать для серии забугорный магнитофон.
Внешний вид советских кассет был крайне аскетичен, если не сказать убог, с дизайном не заморачивались, да и слова такого в Стране Советов в те годы не знали, ограничились простенькой наклейкой.
Более того, до начала 70-х кассеты не были полностью советскими, ленту для них выпускали в ГДР на предприятии «Filmfabrik Wolfen». С 1971-го года выпуск пленки для кассет организован на нескольких предприятиях СССР, в частности, на заводе “Свема”. Позже, там же начали производство кассет.
Ценник, как и в случае с первым кассетным магнитофоном, для советского человека в конце 60-х был почти космическим — по 6 рублей за одну кассету. Это, как и дефицитность носителя, также не способствовало популярности устройства.
По сей день живет легенда (https://daxgarth.wordpress.com/2017/08/23/compact-cassette-proton-ussr/) о том, что на первых “Протон МК-60” можно было обнаружить различного вида незатертые надписи “Made in USA”, а также, что они окончательно пропали в начале 70-х. Мне не удалось найти подтверждения этому, но вполне допускаю, что такое могло быть.
Буду рад комментариям, поделитесь своими мыслями по поводу того, как надпись могла оказаться на кассете (у меня есть несколько гипотез).
Потомки “Десны”
Несмотря на сравнительную неудачу первого кассетника, харьковские инженеры высоко оценили модернизационный потенциал своего детища. Забегая вперед, скажу, что советский “филипс” модернизировали аж до 1982-го года. Проведя основательную работу над ошибками, к 1971-му году выпустили «Спутник» и «Спутник-401». Через год производство модернизированной версии освоил приборостроительный завод в Арзамасе. Очередной доработанный клон “Десны” получил звучное название «Легенда-401».
Новые магнитофоны получили более качественный звук. Была снижена детонация, улучшено соотношение сигнал-шум, были основательно улучшены показатели усилителей, проведена оптимизация схемотехнических решений для «Спутник-401», даже предусмотрели использование второй скорости — 2,38 см/с.
Еще одним характерным отличием стала возможность применения т.н. радиокассет, вставляя которые можно было превратить магнитофон в ДВ-радиоприёмник. Они стали своеобразным прообразом MP3 кассет, которые серьезно хайпанули пару лет назад.
Радиокассета внутри
Радиокассета
При этом стоимость устройств стала ниже и составила 180 рублей, что, одновременно с улучшениями и ростом кассетных тиражей, качественно повлияло на спрос.
В 1974-м и 76-м годах последовали ещё две харьковские модернизации, они стали наиболее массовыми версиями “Десны” того периода — «Спутник-402» и «Спутник-403». Модели получили косметические и оптимизационные обновления, усовершенствованную схемотехнику. Неизменным оставалась лентопротяжная техника, скопированная с филипсовского первенца.
Можно смело утверждать, что последним устройством в семействе «Десны» стал «Спутник-404», который увидел свет в 1982 году. От голландского прародителя из 60-х магнитофон традиционно позаимствовал лентопротяжную механику и компоновочную схему.
Запорожская “Весна”
Одной из знаковых и наиболее популярных в 70-е — 80-е линеек портативных магнитофонов стали устройства с названием “Весна”. Они также были созданы в Украинской ССР, которая в то время наряду с большинством западных республик выполняла функцию всесоюзного сборочного цеха. Магнитофоны под брендом «Весна» производили на запорожском предприятии «Искра», а также на киевском заводе “Коммунист” (ныне “Радар”).
«Весна-305»
Первый кассетный магнитофон оригинальной конструкции (вероятно, первый советский портативный магнитофон “собственной” разработки) планировали выпустить в 1971-м. Им должно было стать устройство с двухскоростным бесколлекторным двигателем БДС с электронным управлением, которые до этого момента не выпускались в СССР.
Двигатель стал головной болью для разработчиков, а советские пользователи, уставшие от проблемной “десны”, явно нуждались в чем-то новом. Тогда разработчики отказались от сложного двигателя, заменив его классическим японским коллекторным мотором.
Так на свет появился первый народный кассетник — «Весна-305». Через год киевляне доработали трехфазный бесколлекторный двигатель (названный БДС-0,2) и в Запорожье стартовал выпуск «Весна-306». Функциональным отличием устройств стало наличие у флагмана с бесколлекторным двигателем двух скоростей работы (4,76 и 2,38 см/с, соответственно).
«Весна-306»
Благодаря новому двигателю “Весна-306” обладала большим ресурсом автономной работы, пониженным электропотреблением, а также создавала меньше помех при работе. При этом стабильность оборотов устройства была выше, а соответственно, обеспечивалась более высокая верность воспроизведения.
Несмотря на очевидные преимущества модели 306, пользователи признали настоящим народным магнитофоном именно “Весну -305”. Дело в том, что об оврагах как обычно забыли. Отсутствие опыта в производстве бесколлекторных моторов переменного тока и низкое качество сборки с лихвой компенсировали достоинства двигателя. Выходящий из строя сложный двигатель с электронной синхронизацией нередко вообще заменяли на японский мотор от “Весна-305”, немного снижая качество, но уравнивая магнитофоны в эксплуатационной надежности.
Иными словами, магнитофоны этой линейки полюбились отнюдь не благодаря новому двигателю. Наиболее ценным эксплуатационным достоинством системы стал лентопротяжный механизм, который вопреки обыкновению не копировался с западных образцов, а создавался с нуля. Он был оборудован двумя идентичными маховиками, которые вращались в разные стороны и благодаря удвоенной массе существенно повышали стабильность протяжки ленты. Это особенно помогало при эксплуатации во время переноски. С 1976 г. полные аналоги “Весна 305” и ”Весна-306” изготавливались Пермским электроприборный заводом, они получили название «Ритм-301».
Стабильность и надежность механизма сделали его универсальной платформой, на базе которой были созданы другие советские магнитофоны «Романтик-306», «Электроника-311», «Электроника-323», «Квазар-303». Думаю, не будет ошибкой отнести эти устройства к семейству “Весна — 305 — 306”.
Отдельного внимания заслуживают характеристики ранних магнитофонов “Весна”, которые во многом превосходили нормы заявленного третьего класса:
- Рабочий диапазон звуковых частот на линейном выходе при скорости 4,76 см/с — 63…10 000 Гц, при скорости 2,38 см/с — 63…5000 Гц.
- Номинальная выходная мощность: 0,8 Вт.
- Напряжение питания — 9 вольт (шесть элементов 373 или сеть переменного тока, блок питания встроенный),
- Магнитофон сохраняет работоспособность при падении напряжения до 5,1 В.
- Габариты магнитофона — 242?242?68 мм.
- Масса вместе с батареями 3,7 кг.
- Цена на старте продаж достигала 195 рублей, к 1978-му году упала да 165 руб.
Продолжение “Весны”
Почти без изменений модели 305 и 306 выпускали до 1978 года, всего этих магнитофонов было произведено более 850 тысяч. Если верить статье в Википедии, то сегодня тяжело найти работоспособные экземпляры, так как надежная конструкция позволяла беспощадно расходовать эксплуатационный ресурс. На базе моделей 305 и и 306 в дальнейшем были разработаны функционально усовершенствованные модели «Весна-202» и «Весна-205», а также (в какой-то степени) магнитола «Весна-204».
В дальнейшем киевский “Коммунист” и запорожская “Искра” выпустили портативные стерео магнитофоны. «Весна-201 стерео» появилась в 1977-м году, в 1978-м — усовершенствованный вариант «Весна-211 стерео», который оборудовался более мощным усилителем и дополнительно стереопарой.
Для советского магнитофоностоения середины-конца 70-х годов это было не то чтобы прорывом, но успехом и показателем серьезного прогресса. Очередной этап для “Весны” наступил в 1985 году, когда начался выпуск линейки «Весна-310С» — магнитофонов с принципиально новой компоновочной схемой.
В дальнейшем идентичные устройства были успешно скопированы Рязанским приборным заводом и выходили также под маркой “Русь”.
Народный советский Grundig или просто “Электроника 301”
Рассказ о народном магнитофоне будет неполным без упоминания “Электроники 301“ (она же «Парус-301», разработки Московского завода “ТочМаш”.
Этот магнитофон, равно как и “Весна-305/306”, завоевал огромную популярность среди советских граждан благодаря высокой надежности в сочетании со сносными характеристиками. Его серийный выпуск был начат в 1972-м году. Традиционно модель была частично скопирована с магнитофона C100L, выпускавшегося компанией Grundig с 1966 по 1968-й годы.
«Парус 301»
Grundig C100L
Магнитофон получил износоустойчивый лентопротяжный механизм, электронную стабилизацию скорости, а также сравнительно неплохой усилитель на германиевых транзисторах. Уже через 2 года он был модернизирован до версии “Электроники 302“, с дизайном максимально близким к оригиналу и применением громкоговорителя 1ГД-40 вместо 0,5ГД-30, что улучшило верность воспроизведения.
В разное время в магнитофоне применялись различные комплектующие, несколько версий получили японские головки JVC и двигатели SONY.
Итог
Зарю советского магнитофоностроения можно назвать периодом неистового поиска,
Использован фотоконтент:
www.rw6ase.narod.ru
www.flickr.com/photos/41902337@N07
daxgarth.wordpress.com/2017/08/23/compact-cassette-proton-ussr
stereo.ru
forums.balancer.ru/tech/forum/2012/07/t66563_2--muzej-elektronnykh-raritetov.html
www.radiomuseum.org/r/grundig_c100l.html
igrovoetv.online
(Если вы против использования ваших фото в нашем материале — напишите нам и мы их заменим)
Джинса
Мы торгуем электроникой. В нашем каталоге представлен широкий ассортимент аудио и видео аппаратуры, аксессуаров, коммутации.
Комментарии (139)
32bit_me
02.03.2019 19:51+1Надписи «Made in USA» были, очевидно, потому, что пресс-формы были куплены в США.
ALF_Zetas
02.03.2019 20:42+2американцы никогда не делали хороших кассет — ихниe Scotch & Memorex были весьма посредственными. Лучшие кассеты в 60-х делали немцы BASF & AGFA, а потом перевенство перешло к японцам
Sound_cULT Автор
02.03.2019 22:11+1Это да. Ну у американцев еще и свои странные кассетные форматы были, тот же 8-Track, который регионально конкурировал с компакт-кассетой (правда не ясно как ему это удавалось).
alsii
03.03.2019 12:20Очень даже ясно. Преимущественно за счет использования в автомагнитолах. А также того, что на этих кассетах продавались готовые записи.
heximal
03.03.2019 02:25+2в 90-х еще очень хороши были TDK и Maxwell (только не контрафактный)
ALF_Zetas
03.03.2019 13:49Maxwell всегда был контрафактом, т.к. название японского производителя MAXELL ;) — он входил в пятерку лучших, но всё равно уступал TDK, SONY & FUJI
Собственно германский филиал FUJI это последние могикане, проводившие до начала нулевых R&D и пытавшиеся улучшить качество магнитной ленты (также и для видео) — поэтому им и удалось примкнуть к TDK & SONY, лидировавших ранее с большим отрывом от остальных
DikSoft
02.03.2019 20:09+2Жаль, про Сонату не упомянули.
Sound_cULT Автор
02.03.2019 20:18+1Про какую из семи?
Соната-211
Соната-212
Соната-213С
Соната МП-213С
Соната-214
Соната М-216
Соната М-423СDikSoft
03.03.2019 11:30211, конечно. Отличалась большим весом и лучшим звуком. При таких же как у Весны габаритах.
YMA
03.03.2019 21:17+1У меня была Соната МП-213С, при хорошем качестве звука (встроенный монодинамик был так себе — слушал через усилитель на колонках, позже на наушниках) были и «родимые пятна» — микропереключатель в лентопротяжном механизме периодически подгорал и магнитофон переставал корректно работать :(
Менял раза 4, потом появился CD-проигрыватель и кассеты ушли в небытие.
sterr
02.03.2019 20:12+1Был еще мафон «Тоника» кажется. С оригинальной идеей трансформатора-двигателя. Ну и насколько помню — очень сильно различалась прибалтийская продукция. Лентопротяги в основном были сделаны из пластмассы. Я очень удивился. В отличие от полностью металлических остальных.
Sound_cULT Автор
02.03.2019 20:21+1Тоник было как минимум две. Обе считались (да и были) стационарными. Про них ещё впереди.
Sound_cULT Автор
02.03.2019 20:46+1По разному бывало с прибалтами. Пластиковые лентопротяги ставили в Вильнюсе, если не изменяет память, но не на всё, что в прочем не сильно спасало. А в Риге местами очень даже сносные вещи делали.
Wan-Derer
03.03.2019 11:24в Риге местами
VEF Sigma разве не был топчиком? Тяжеленный и респектабельный до невозможности… :)
aapazhe
04.03.2019 13:07Эта невероятно оригинальная идея часто использовалась в ламповых магнитофонах и проигрывателях. Чтобы, значить, сократить кол-во моточных изделий, сэкономить пермаллой и снизить массу устройства.
afroukrainets
02.03.2019 20:32+2у меня была Элегия, копия этой красненькой Весны. редкостное убожество. на второй год кассеты жевало постоянно.
Sound_cULT Автор
02.03.2019 20:32+1Любителями «жевать» были практически все советские магнитофоны. У меня была “Электроника-331-стерео" — вроде флагман, а один хрен периодически жевал
afroukrainets
02.03.2019 20:38+1ну Парус вроде как в Саратове штамповали. был он у многих знакомых и друзей, особо не жевал
Serge78rus
03.03.2019 11:10Жевать — не жевать, при правильно отрегулированном усилии подмотки, больше зависело не от ЛПМ магнитофона, а от кассеты. Зажевывание ленты происходило из-за остановки подмотки ленты на правую бобышку кассеты. При этом тонвал в паре с прижимным роликом продолжал сматывание ленты с левой бобышки, что и приводило к сминанию ленты в гармошку на участке между ведущим валом и узлом подмотки. Все, что мог сделать магнитофон при заклинивании правой бобышки кассеты — это отключиться по автостопу и ограничить объем катастрофы.
Заклинивание правой бобышки, обычно, происходило из за неровной намотки на него ленты (образование ступенек). Но все направляющие элементы, отвечающие за ровность намотки — находятся не в ЛПМ, а в кассете. Единственное, на что может влиять ЛПМ — это усилие подмотки, точнее — вращающий момент, так как линейное усилие все равно будет меняться в довольно широких пределах в процессе воспроизведения из за изменения радиуса намотки.tbl
03.03.2019 11:32Угу, в кассете была пленка с продольными сгибами, чтобы выравнивать намотку. И через некоторое время она либо выпрямлялась, либо съедалась кромкой ленты.
Serge78rus
03.03.2019 12:24Не только, в некоторых кассетах эти прокладки были не плоскими, а имеющими множество небольших пружинящих выпуклостей, а в некоторых — вообще присутствовали рычаги-лентоукладчики (видел в TDK). Так же очень большое значение имели антифрикционные свойства прокладок по бокам рулона ленты.
u_235
03.03.2019 16:00И как же бесили некоторые кассеты, которые мерзко скрипели при воспроизведении.
Serge78rus
03.03.2019 20:50Довольно часто скрипел лентоприжим. В кассетниках это тоже не часть ЛПМ, а элемент кассеты.
Butt--Head
03.03.2019 20:41Так же очень большое значение имели антифрикционные свойства прокладок по бокам рулона ленты.
Эх, сколько карандашных графитных грифелей было в своё время истолчено в пыль и затем растёрто по этим прокладкам с целью улучшения этих «антифрикционных свойств»! :-)
melchermax
03.03.2019 11:34Ни фига, у меня была двухкассетная дека «Нота», с бесколлекторными моторами, псевдосенсорным управлением и прочими плюшками. Она ни разу (!) не зажевала ничего. " Романтик 306" (кстати, а почему о нём ни слова? 0_о) тоже имел очень даже хороший ЛПМ. Это я не ради критики, а справедливости для ;)
F376
03.03.2019 12:51Двухкассетники «Нота»/«Комета» это уже конец 80х, стационарная и иной класс аппаратуры. В подмоточном узле дешевых лентопротягах портативных кассетников использовалась фетровая шайба. Через год-два интенсивной эксплуатации фетр заглаживался, в результате чего подмоточный узел, будучи не в силах преодолеть усилие советской кассеты останавливался и пленку сминало в гармошку, наматывало на ролик, итд.
Романтик 306 — лентопротяг без фетровых шайб, и как следствие, отсутствие заминания пленки. http://www.rw6ase.narod.ru/00/mg_kp1/romantik306.html
tbl
03.03.2019 00:32+3Жевало обычно потому, что масло попадало на резиновый прижимной ролик, и он превращался в жвачку. Часто еще и пассики, вращающие тонвал, тоже в кашу превращались, но их можно было заменять на резиновые изделия №2, нарезанные поперек на кольца. Они были весьма устойчивы к машинному маслу.
P.S.: Масла там было много, открываешь магнитофон, а там буквально всё извозюкано циатимовской смазкой. И хорошо, если только ей, и она не расслаивалась на твердую и жидкую фазы: иногда и просто было намазано бытовым маслом (как для швейных машинок).melchermax
03.03.2019 05:10Вообще-то, нет. Жевало в основном из-за несоответствия усилия прижимного ролика тонвала, тяги ведущего ролика и тормозного усилия ведомого ролика/кассеты. Путём легкого тюнинга всё становилось волшебно ;)
Serge78rus
03.03.2019 10:52Поясните, какой элемент ЛПМ Вы назвали «ведущим роликом», если это не «прижимной ролик тонвала». Если Вы под этим имеете ввиду правый подкассетник, то в рабочем режиме — это узел подмотки, но никак не «ведущий ролик».
melchermax
03.03.2019 11:29точно, подмотка а не ведущий ролик! я уже слишком стар и слишком долго живу в ФРГ ;)
tbl
03.03.2019 11:29Не путайтесь в терминологииSerge78rus
03.03.2019 12:42Вращающий момент узла подмотки выбирался исходя из необходимого натяжения ленты при намотки на приемную бобышку кассеты. Но в процессе намотки ленты на приемную бобышку радиус намотки менялся, а с ним и натяжение ленты. В катушечных магнитофонах это могло немного компенсироваться в тех или иных пределах. В простейших магнитофонах вес приемной катушки мог определять усилие прижима фрикционной муфты подмотки. В более продвинутых трехмоторных ЛПМ, усилие натяжения ленты измерялось дополнительными обводными стойками, устанавливаемых на подпружиненных рачагах, и стабилизировалось управлением режимом двигателя подмотки. В кассетных же механизмах подобные решения применить невозможно или крайне затруднительно. Поэтому вращающий момент подмотки устанавливался постоянным исходя из компромиса между слишком большим усилием натяжения ленты при подмотке на пустую бобышку и слишком малым — в конце воспроизведения.
u_235
02.03.2019 20:43+2Арго-004 были весьма хороши. Качественное звучание, плюс всеволновый приемник. Ему на смену пришел Арго-006 с эквалайзером и часами с будильником. Но ложкой дегтя был шумный ЛПМ.
saipr
02.03.2019 21:32+3Без кассетников трудно себе представить и первые бытовые компьютеры в СССР:
Sound_cULT Автор
02.03.2019 22:04+1Это да, у меня был ZX-spectrum не (оригинальнгый конечно). Рассыпухой продавался в виде кита «сделай сам». Помню игры для него на кассетах покупали, тяжело достать было.
Spaceoddity
03.03.2019 02:49+1И куча соответствующих квестов в нагрузку.
Как-то:
-сидение с отвёрткой и регулировка зазора головки, после покупки каждой новой кассеты с софтом (писались эти кассеты абы как, поэтому даже прикладывал к ним бумажку — в какое положение под эту кассету надо повернуть регулировочный винт).
— или пусковые токи двигателя холодильника выдавали такие помехи, что загрузка с кассеты крашилась, приходилось на время загрузки выключать холодильник.jshapen
03.03.2019 04:24А после загрузки игры запуск холодильника легко вешал игру или, что самое интересное, влиял на игры. Самое поразительное что запомнил: играю в «Элиту», включился холодильник, вместо трех ракет их стало так много что они не влезли в панель управления и вообще вышли за пределы экрана. Радости было…
Sound_cULT Автор
03.03.2019 04:28Элита — это вещь. У меня основная проблема была не с холодильником, а со сбоями загрузки.
jshapen
03.03.2019 04:34Интересно. Многие говорят о проблеме загрузки. У меня такого не было никогда.
Использовался Романтик 306 и 309.Sound_cULT Автор
03.03.2019 05:01Я юзал “Электроника-331-стерео", у друзей были стационарные деки — проблемы одинаковые, либо грузит по 40 минут, либо вылетает после нескольких минут загрузки. Но это не только с элитой, это и с карате 2 и Jo blade 3 и с арканоид, только с тетрисом, пожалуй, не было проблем.
Serge78rus
03.03.2019 10:35+1либо грузит по 40 минут
Простите, но как загрузка с бытового магнитофона может из-за сбоев варьироваться по времени? При отсутствии физической возможности перечитать сбойный блок, загрузка либо вся проходит успешно за одно и то же время, зависящее только от объема данных, либо вылетает по ошибке.Sound_cULT Автор
03.03.2019 14:42+1Всё верно. Это воспоминая 1990-го года, поэтому мне сложно сказать что-то определённое, возможно меня подводит память. Могу лишь предположить, что ошибки могли появляться не на уровне чтения. А возможно это иллюзии восприятия, когда чего-то очень ждешь и время растягивается. Так или иначе, факт в том, что загрузка игр на спектруме была, порой, делом очень длительным и когда вылетала из-за ошибки несколько раз подряд гневу не было предела.
stetzen
03.03.2019 15:30+1Не могла ли в принципе отработать схема «читаем короткую контрольную последовательность, если она прочлась с ошибками — снижаем скорость чтения»? (я извиняюсь, что пришу о вещах, с которыми сам не работал, но, кажется, это могло бы объяснить замедление считывания для повышения качества)
oldschoolgeek
03.03.2019 15:54+1Компьютер же никак не мог влиять на скорость протяжки ЛПМ, от которой напрямую зависела скорость чтения. Да и подстраивать константы задержек, чтобы не пропустить перепад уровня сигнала на выходе компаратора, «на ходу» было бы достаточно сложно — особенно в Спектрумовском формате записи, не предусматривавшем разбиения на подблоки со своими собственными синхробайтами.
В формате записи, например, Кишиневского «Вектор-06ц» такой трюк в принципе был бы возможен — но, опять-таки, компьютер никак не управляет магнитофоном, так что на практике поступили проще и записывали каждый блок из 256 байт дважды (что нередко спасало даже при незначительном зажёвывании ленты)
Serge78rus
03.03.2019 15:54+1Нет, речь же о считывании программ с обычного бытового магнитофона. Если бы он позволял управление со стороны компьютера, то и перечитать повторно сбойный блок не представляло бы проблем.
Lohus
04.03.2019 14:08Перечитать сбойный блок можно было только в ручном режиме, отмотав назад. В ZX-ах стандартный загрузчик позволял только полностью перечитать файл. Были некоторые игры (и «перепаковщики» игр) имеющие свой хитрый загрузчик, он загружался стандартным способом, а затем, запустившись, сразу «слушал» с кассеты данные в своём формате. Модифицированный загрузчик отображал процент загрузки, а самое главное, позволял перечитать сбойный блок чуть отмотав запись до момента сбоя и подхватить загрузку с прерванного места (можно было многократно шаманить с небольшим блоком тембрами/уровнями или подстройкой головки). Обычно для модифицированных загрузчиков данные были записаны с повышенным «битрейтом», общая загрузка проходила быстрее, чем у «неперепакованной» игрушки. У некоторых загрузчиков и картинка загрузки была другая, вместо стандартных бегающих полос.
Spaceoddity
03.03.2019 07:53Ну у меня белорусский «Байт» был. У него там такой внушительный БП имелся. Так что конкретно ПК от помех он защищал.
Но была ещё особенность — звуковой канал этого «Байта» умудрялся «вещать» в FM-диапазоне.Sound_cULT Автор
03.03.2019 14:45+2У моего спектрума БП тоже очень внушительным, на современный миниатюрный системник вполне потянет по габаритам.
Stas911
03.03.2019 06:42Я так довел до белого каления сервисменов в начале 90х. У меня были светящиеся часы настольные Электроника и произвольно они перескакивали на час то вперед то назад. Я их в ремонт носил раз 5 и там все было нормально. И только потом до меня дорубило, что с обратной стороны стены кухня и в эту розетку воткнут холодильник
Pro-invader
03.03.2019 11:41Еще дверной звонок влиял на загрузку. Загружал Kick off, пришел друг и позвонил в дверь, сразу R Tape loading error.
Nuwen
02.03.2019 21:37+9Встречаются японский и советский магнитофоны.
Советский: — О, у тебя кассета новая? Дай пожевать?
ganzmavag
02.03.2019 22:03+1У меня в детстве был Сатурн-401С, «плеер-магнитофон» разработки конца 80-х, производство которого пережило на какое-то время распад СССР. Интересно было бы о нем почитать, об истории его создания.
Продолжайте, пожалуйста, с нетерпением жду остальных частей.
dartav
02.03.2019 22:04+1«Так усилитель советского устройства имел четыре каскада (у Philips было три)» — у Филлипса — четыре каскада усиления (без выходного УНЧ), у Десны — пять (вместо одного AC126 с к.у. больше 100 — два МП41 с к.у. около 45).
И копировали основательно — не только ЛПМ и электронику, но и «хитрую» магнитную головку с отводом катушки.tbl
03.03.2019 00:38+1Подозреваю, что количество каскадов увеличивали не от легкой жизни, у МП-шек характеристики плавали — будь здоров (даже в пределах одной серии), а чтобы коррекцией по ОС уменьшать искажения, приходилось жертвовать коэффициентом усиления.
Да еще и до нормальных головок было как пешком до Китая. Их тоже надо как-то корректировать.
ClearAirTurbulence
02.03.2019 22:12Это все конечно интересно, но вызвало только одно приятное воспоминание: когда был куплен красавец RX FS-410, и все советские кассетники можно было забыть, как страшный сон…
tormozedison
03.03.2019 22:49Не знаю, как у RX-FS410, но у аналогичного RX-FS430 через пару месяцев после покупки хорошо так зашуршали все переключатели и переменные резисторы. Покрутишь-попереключаешь — перестают, а потом снова начинают. И это точно не подделка.
F376
05.03.2019 02:25В 1993'м RX-FS430 казалась фантастикой, я понимаю… Но в действительности это, к сожалению, весьма ширпотребная «штамповка». Здесь видно, включая потенциометры. Сомнительно, чтобы это были пыле-влаго-защищенные детали… В итоге стоило побывать где-то в условиях далеких от комнатных (пляж, автомобиль по проселочной дороге) как начиналось…
P.S.
Что самое интересное, эти «штамповки» отхаживали своё порой подольше чем совковые кошмарики. Многие до сих пор трудятся на кухнях и дачах.tormozedison
05.03.2019 06:27Просто советские в основном магнитофоны, а эти «штамповки» — магнитолы. За счёт радио и трудятся. Кассеты же крутить и те и другие сегодня только после небольшого ремонта могут.
BiosUefi
02.03.2019 22:38-3Очень интересно, когда появились свои кассетные магнитофоны(и свои кассеты) во всех странах Европпы, не 2-3 которые "лидеры", а во всех 20-25 странах "развитой демократии".
А затем взять 10-15 стран Азии, а не 2-3.
И наконец поинтересоваться 10 страннами с американского континента.Moskus
02.03.2019 23:15+3И какой вывод вы предлагаете сделать из того, что та или иная страна занимается или не занимается формой «натурального хозяйства»?
Становится ли, по-вашему, та или иная страна менее развитой, если там просто не выпускается какой-то вид продукции?
Sound_cULT Автор
02.03.2019 23:41+2Если о Западной Европе речь, то свои компакт-кассеты (опять же, если речь о них) появились там в течение одного-двух лет после того как формат был представлен, т.е до 1965 года, в том числе в таких не очень богатых странах как Италия и Греция. Другое дело, что многие из компаний производителей банально не выдержали конкуренции, а их место заняли либо новые местные фирмы, либо глобальные лидеры. Относительно магнитофонов — этот вопрос стоит посмотреть, но полагаю, что раньше чем в Союзе. Про Азию, там Япония одна обеспечивала всю Азию. Китаю было не до кассет, Кореям тоже, у них еще последствия корейской войны ощущались, а Вьетнам сам воевал. Потом они все (кроме КНДР) стали производственными базами Японии. Китай и Ю.Корея благодаря этому смогли заимствовать технологии и превратиться в технологических лидеров. Ну, про Латинскую Америку смысла нет говорить, а вот Канада, полагаю имела несколько известных на внутреннем рынке брендов. Мне не совсем понятно, к Чему ваш коммент… Вы хотели им сказать, что в СССР была не самая ущербная в мире экономическая система, которая давала возможности для технологического развития? Ну да, не самая, но для сверхдержавы крайне малоэффективная, и технологическое развитие происходило далеко не благодаря, а вопреки советской экономической системе.
BiosUefi
03.03.2019 00:25?Полагаю, не совмем понятно
Значит просто "В таких то и такихто то годах...." ответить не получится?Sound_cULT Автор
03.03.2019 00:33+2Не понял ваш коммент, уточните.
Moskus
03.03.2019 05:07Да всё понятно — хочет получить «конкретные даты», сравнить их, и сделать какой-нибудь выдранный из контекста вывод в пользу своей теории, какая бы она ни была (в теме про советские компьютеры он тоже многозначительные мутные замечания делал, как и тут). Это известный риторический прием.
Sound_cULT Автор
03.03.2019 05:25Ну я ж конкретно сказал, что производства кассет, после 1963-го в Западной Европе росли как грибы после дождичка в четверг. В то время, как наши ждали юбилея Великой октябрьской революции. И я это не ради того, чтобы «клятый совок» обгадить, а исключительно ради исторической достоверности. Я бы рад был, еслибы мы как в космосе, впереди планеты всей, но это, к несчастью, было не так. И проблема была не в инженерных кадрах, но в убогости советской плановой экономики и неэффективности государственного централизованного хозяйствования.
25080205
03.03.2019 08:09Советская плановая экономика была прогрессивна… Как сказал один весьма умный человек, капиталистическая экономика это отлаженный, удобный, сверкающе-прекрасный автомобиль, а советская плановая экономика — недоделанный, попердывающий, корявый-кривой звездолет. Прогресс информационных технологий дал бы госплану возможность контроля на более низком уровне и неизмеримо оперативней — очень жаль, что мы не смогли удержаться на пути прогресса и скатились в то состояние, в котором пребываем теперь…
Elmot
03.03.2019 09:31Не дал бы и не помог бы. У китайцев есть доступ к технологиям, успехи грандиозны, управление вполне централизованное, но как ни крути, на базе конкурентной, а не плановой экономики. Удачных же примеров плановой экономики не было и нет.
25080205
04.03.2019 03:43Да ну? СССР был примером того, как плановая экономика позволяет, взяв старт из разрухи, в которую и без того бедную страну с кучей внутренних проблем ввергли ну очень «разумные» властители, за 20 лет развиться до уровня, который позволил выстоять и победить в самой тяжелой войне в истории человечества, а после нее длительное время держаться на уровне передовых стран, находясь в условиях противостояния в большей частью мира. Если это не удачный пример, тогда что считать удачным?
Кроме того, вот прямо сейчас есть множественные примеры плановой экономики внутри корпораций — да, не в масштабах всей страны, но это именно количественная разница… Как там с конкуренцией ВНУТРИ Samsung или Volkswagen? Не планируют ли они при разработке новой модели, сколько и чего потребуется для заданных объемов производства, как это получить, какие предприятия строить/перепрофилировать, каких людей чему учить? Не отдают ли внутри корпорации приказ изготовить и поставить столько-то таких-то деталей на такой-то участок производства, использовав такие-то ресурсы? Или экранчики для телефонов производит десять разных фирмочек, каждая из которых мечтает снизить затраты на производство, пройдя по лезвию, когда удешевление еще на полпроцента уронит качество ниже приемлемого, каждая из которых мечтает удавить одних конкурентов и сговориться с другими, радостно задрав цены и потому вроде как свободная конкуренция обставлена множеством правил, ни одной из них не гарантирован заказ и они существуют в условиях, когда вложение в производство может привести к банкротству вследствие недогруза производственных мощностей, а недостаток вложений — в срыв выгодного заказа, при том, что ни одна из которых
не способна тянуть всецело убыточные, в краткосрочной перспективе, исследовательские программы?
Вот все то же, но в масштабах страны… На базе современных средств коммуникации и анализа данных.
А еще крайняя степень глупости была проявлена, когда при известно гениальном правителе начали махать шашкой и уничтожать вполне работающее нижнее звено, где частник был вполне уместен — в розничной торговле, оказании услуг, производстве по индивидуальному заказу и т.п.ClearAirTurbulence
04.03.2019 15:49очень «разумные» властители, за 20 лет развиться до уровня, который позволил выстоять и победить в самой тяжелой войне в истории человечества, а после нее длительное время держаться на уровне передовых стран, находясь в условиях противостояния в большей частью мира. Если это не удачный пример, тогда что считать удачным?
Ээээммм…
Как бы помягче выразиться, а вы думали, за чей счет все это делалось?
Не возникает вопросов, почему уже во времена вмв2 уровень жизни американских граждан существенно превосходил таковой в ссср? Или это, по-вашему, за счет эксплуатации достгнуто? Так и у нас эксплуатация.
Заводы, гэс, танки и бомбы есть, зато народ ест маргарин и живет в хрущебах. Красота!25080205
05.03.2019 01:59Да не сдерживайтесь, зачем помягче — говорите как думаете :-)
Ввиду того, что ограблять колонии мы не могли за принципиальным отсутствием таковых, за свой счет и делалось — напрягались для себя, что заработали — то и получили. Жили небогато, ну так и в начале века уровень жизни граждан США заметно превосходил уровень жизни граждан РИ, а потом царь-батюшка продул первую войну, допустил и подавил первую революцию, потом влез во вторую войну, слетел с трона во вторую революцию, цвет нации, пришедший на смену царской власти, продул вторую войну и разбежался как тараканы с кухонного стола после третьей революции, с новой властью многие не смирились и с переменным успехом захватывали власть во множестве регионов (вот прямо тут, где я сижу, к примеру, зажигал такой деятель как Колчак), советская власть, утвердившись, была вынуждена деятельно попросить разнообразную контру и, где прямо участвовавших, а где всего лишь активно помогавших ей интервентов на выход. В 1922 году окончательно распрощались с вражескими силами (бандподполье кое-где едва не дожило до московской олимпиады), а в 1939 году начали по-новой в Европе, нам пришлось включиться в процесс… Вы можете быть уверены, что, выпади подобная радость на долю США, у них бы был соизмеримый уровень жизни? Сидеть за океаном, в меру сил участвуя в чужой войне и снимая сливки с военных заказов до и во время войны, а потом оказавшись главным кредитором послевоенного восстановления — да, очень здорово, но место только одно и оно занято. Объективности ради, посмотрите на уровень жизни не только лидеров, но и середнячков — например, каков был уровень жизни подданных Британской империи? Уже менее очевидное сравнение, а если проигнорировать возражения, что подданные Британской империи из, скажем, Индии какие-то не настоящие и туда смотреть не надо, то сравнение вообще может получиться в нашу пользу.
Талоны на продукты питания у нас отменили раньше, чем в большинстве европейских стран, а хрущоба — до сих пор, для множества граждан капстран, недостижимая роскошь.
balsoft
03.03.2019 11:38+1На основании чего вы такие выводы делаете? Пока что нет ни одной страны, где именно плановая экономика дала бы огромный прогресс/скачок вперед/…
Sound_cULT Автор
03.03.2019 14:51Если совсем честно, то была, это был СССР. Но это в стране, которая почти сразу после фоедализма, вместе с революцией получила плановую экономическую модель. Неизвестно, что этой стране дала бы конкуренция и свободный рынок.
balsoft
03.03.2019 14:59+4Прогресс и скачок вперёд дала не плановая экономика, а мощная пропоганда, сильная власть и политика "государство главнее человека", а ещё не стоит забывать, что в большинстве отраслей СССР просто навёрстывал упущенное Российской Империей. Плановая экономика в этой схеме где-то на втором плане. Такое сочетание позволяет всем гражданам в целом развиваться и двигать прогресс, но при этом оно уничтожает каждого в отдельности, заставляя боятся и уменьшая уровень жизни. Именно поэтому любое тоталитарное государство рано или поздно схлопнется и превратится хотя бы в авторитарное, или вообще в демократическое. (Хочется в это верить).
Sound_cULT Автор
03.03.2019 20:15(Хочется в это верить).
Опыт КНДР пока доказывает обратное...((balsoft
03.03.2019 20:21КНДР — пока даже не рекордсмен по продолжительности действия тоталитарного режима. Ничего она не доказывает. Зато мы видим, как за последние 100-200 лет число авторитарно-тоталитарных государств уменьшается, наступает демократия.
Sound_cULT Автор
04.03.2019 14:07Демократия — есть такой же утопический миф, как торжество белой расы, коммунизм или анархия. Все эти политологические понятия из отживших свой век парадигм. Но… политические дискуссии на хабре возбраняются правилами, по сему рекомендую их не вести.
Moskus
03.03.2019 12:35+1Главная ошибка «социалистов-технократов», которые верят в то, что успех социализма возможен, если заменить (или дополнить) госаппарат «крутыми компьютерами» — в том, что госаппарату вообще нужна была какая-то помощь в управлении. Не была она нужна, потому что у этого аппарата, прежде всего, не было цели быть эффективным.
Serge78rus
03.03.2019 13:15+1А Вы сами то, для ежедневного перемещения на работу и обратно, что бы выбрали: «отлаженный, удобный, сверкающе-прекрасный автомобиль» или «недоделанный, попердывающий, корявый-кривой звездолет».
Вот и с экономикой, как со средством решения наших ежедневных потребностей, так же.
BiosUefi
03.03.2019 14:21?И я это не ради того, чтобы «клятый совок» обгадить, а исключительно ради исторической достоверности
Ради достоверности вы моглибы поинтересоваться, для собственного развития, до какого года 90 % номенклатуры товаров в государстве ( привет сакральным кассетам и современным успехам китайцев!) выпускалось в артелях и коллективных предприятиях. Без плана и команд.
Sound_cULT Автор
03.03.2019 19:12До какого-нибудь 53-го, вероятно (не проверял, сейчас погуглю). Ну или около того. Артели, наследие сталинского периода, насколько мне известно. Но артели, кооперативы и прочие там, товарищества или как их там — это вынужденная мера, причем не очень популярная у руководства партии и правительства. Оные, если память не изменят, были регулярно порицаемые в совковой прессе и воспринимались как атавизм или рудимент, который должен всенепременно отвалиться при наступлении светлого будущего, а то и развитого социализма. Что, как мне помнится из истории этого периода нашей истории, и произошло.
Moskus
03.03.2019 22:05О, месье — любитель альтернативной истории.
Откуда цифра «90%» (и как она измерялась, по цене ли по единицам) и о какой номенклатуре речь?
А что до частных предприятий, так товарищ Сталин совершенно четко отвечал по этому поводу, еще в «ответе товарищам свердловцам» (опубликовано в Правде 10-го февраля 1930), что частное предпринимательство (тогда речь шла о фермерстве) должно быть уничтожено тогда, когда в нем отпадет нужда.BiosUefi
04.03.2019 10:59>>товарищ Сталин
>>совершенно четко
>>частное предпринимательство (тогда речь шла о фермерстве) должно быть уничтожено тогда, когда в нем отпадет нужда
ну, хорошо еще что не сильно соврали, и своевременно упомянули что речь ИМЕННО о фермерстве, а не о промтоварах народного потребления.Sound_cULT Автор
04.03.2019 14:2090% номенклатуры товаров в артелях?
Я просто не обратил внимание. Вы, простите о чем, об СССР?
Вы почитайте Большую Советскую энциклопедию, второе издание (1949-1958), в оригинале желательно, там представлены статистические данные по каждой отрасли народного хозяйства, в частности по артелям и иным формам частой собственности. А не рассказывайте сказок про 90%.
u_235
03.03.2019 11:20просто «В таких то и такихто то годах....» ответить не получится?
Если вам это так нужно — напишите обзорную статью с сравнительным анализом динамики рынков и производств магнитофонов в различных странах. Только с пруфами. Так же можно добавить цены в пересчете ППС.
musicriffstudio
04.03.2019 09:52свои компакт-кассеты (опять же, если речь о них) появились там в течение одного-двух лет после того как формат был представлен, т.е до 1965 года, в том числе в таких не очень богатых странах как Италия и Греция
Ну уж про Грецию-то зачем. Да и про высокотехнологичную промышленность Канады в 60-х вики ничего не знает.
stalinets
02.03.2019 23:38Мне вот интересна тема динамиков, которые применялись в советских магнитофонах, телевизорах и прочей технике.
Думаю, не ошибусь, если отмечу такую их особенность: это были динамики сравнительно большого размера, с большой площадью диффузора, но при этом маломощные (1...5 Вт) и с коротким ходом диффузора.
Да, басы не качали, но у многих из них очень детально звучат средние и высокие.
А заметный бас появляется, если сделать им правильное акустическое оформление (обычно открытое).
Например, и сейчас есть любители собирать домашнюю акустику из динамиков типа 5ГДШ-4.4 или старых овальных прибалтийских (VEF). Я и сам всерьёз планирую собрать недорогой самопальный комбайн (радио, интернет-радио, блютуз, флешки с mp3 и flac, AUX) размером с большой магнитофон на четырёх 5ГДШ-4.4, уже почти всё купил для этого. Просто мне нравится звук этих динамиков (очень хороший) и цена (очень низкая). А ещё я уже сделал самопальное FM-радио для работы, в нём стоит два одноваттных овальных советских динамика и корпус из пластика открытого типа (сзади большая дырка-экономайзер). Звук прекрасный, намного лучше, чем будет в покупном приёмничке за 1500-2000 рублей. Правда, 1 ватт есть 1 ватт, громко орать не получится.
А массовые китайские динамики, что сейчас стоят почти везде, звучат иначе. У них звук как правило более бубнящий, и менее детальный. Диффузор тяжелее, длинноходный, с бо?льшим запасом по мощности. Что-то ещё не так, это трудно выразить, возможно, с демпфированием. Возможно, бумажная гофра по краю советского динамика меньше искажает звук, чем резиновый, вспененный или просмоленный тканевой подвес в китайских.
Почему сейчас массово не делают бумажные динамики по советскому типу (большая площадь диффузора, но маленькая мощность)? Пусть и из современных материалов и полимеров. Мне вот не нравится звучание стандартной «китайщины», что ставят в недорогие телевизоры, компьютерные колонки, радиоприёмники и пр.Sound_cULT Автор
02.03.2019 23:51+1Относительно акустических свойств — описанных советских драйверов — полностью соглашусь
По поводу тогоПочему сейчас массово не делают бумажные динамики по советскому типу
Всё просто, конъюнктура- дети хотят, чтобы бумкало, взрослые, чтобы устройства были тонкими и маленькими в размерах. Открытое акустическое оформление не используется практически нигде. Да и классический закрытый ящик достаточно тяжело найти. Либо комбинированное, либо просто ФИ. В аудиофильских изысках катируются рупоры, лабиринты и прочая экзотика. Профессиональное оборудование максимально стандартизировано, внутренними стандартами производителей. Всё, что не относится к этим трём категориям — удел энтузиастов.
Wan-Derer
03.03.2019 11:53По поводу малой мощности. Надо помнить что советские ватты (среднеквадратичные) отличались от буржуйских (пиковых).
Ну, а сейчас в ходу китайские — среднепотолочныеSerge78rus
03.03.2019 14:27А еще надо помнить, что и советские ватты на протяжении истории менялись, так, например 6-ваттный 6 ГД-6 в один прекрасный момент стал 10-ваттным 10 ГДН-1-4.
tvr
03.03.2019 15:356-ваттный 6 ГД-6 в один прекрасный момент стал 10-ваттным 10 ГДН-1-4.
Инфляция ватта.Serge78rus
03.03.2019 16:14Только, как всегда, на этой инфляции нажились не все и не одинаково:
10 ГД-34 -> 25 ГДН-1-4 (x2.5)
3 ГД-2 -> 6 ГДВ-1-16 (x2.0)
6 ГД-6 -> 10 ГДН-1-4 (x1.67)
4 ГД-8Е -> 4 ГДШ-1-4 (x1.0 — явно пролошил возможность навариться)
zenkov
03.03.2019 01:50Советская техника была невероятно убога, но ведь была. Сейчас и такого сделать не могут. Впрочем, справедливости ради, Европа щас тоже мало что производит в плане потребительской электроники.
Moskus
03.03.2019 05:11Это не «справедливости ради», а «демагогии ради», потому что ставить в один ряд «не могут, потому что Госплан не велел» и, например, «экономически не выгодно» — неприкрытая демагогия.
PeterK
03.03.2019 05:44"… сегодня тяжело найти работоспособные экземпляры, так как надежная конструкция позволяла беспощадно расходовать эксплуатационный ресурс..."
Фраза, которую я произношу, ложна.Mladolaborant
03.03.2019 09:41+2Да нет, всё правильно.
При поиске старой техники есть два варианта её состояния, отличные от хлама: или что-то успешно сломалось и она валялась в нерабочем состоянии, будучи в остальных своих частях вполне пригодной, или же она работала до последнего и работает и сейчас, но остаточный ресурс всех элементов её стремится к нулю.
Поэтому, например, какие-нибудь хитрые станки типа ФТ-11 можно найти в относительно хорошем состоянии — так как практически на всех них довольно быстро сдыхала электронная коробка-автомат и остальное время они стояли в уголке отдыхая. А неубиваемые колхозные болторезки, типа К62 или 16К20, благодаря неубиваемости конструкции продолжают работать до полного износа, из-за чего в пригодном для восстановления состоянии на вторичном рынке не попадаются.
DikSoft
03.03.2019 08:19Будет ли затронута тема производства магнитных головок для кассетников? В конце 80-х, начале 90-х их выпусках военный завод Горизонт (нынче — Мстатор) в г.Боровичи Новгородской области. Купить можно было «некондицию» на рынке в Автово в Питере. А вот куда они шли кондиционные — для меня до сих пор загадка. Т.к. завод выпускал в том числе аморфные магнитные материалы, была легенда, что и головки тоже делались с их использованием.
u_235
03.03.2019 11:25Вы про стеклоферритовые головки? Я в Электронике покупал, на Гагарина.
DikSoft
03.03.2019 11:38Нет, про те, которые на толкучке у Юного техника на Червонного казачества, а позднее на толпе у переезда там же можно было купить. Производства вот этого завода
stalinets
03.03.2019 10:16+1Есть, кстати, люди, которые профессионально восстанавливают или хорошие б/у, или залежавшиеся на складах советские аппараты и продают. Правда, я не совсем понял, действительно ли эти люди имеют отношение к БРЗ.
Вот, например, портативные магнитофоны:
vega-brz.ru/products/category/99823
amaksr
03.03.2019 10:24+1Блин, помню родители никак не хотели покупать магнитофон, а я без музыки жить не мог. Изза этого неудовлетворенного желания все свои школьные годы я пытался создать катушечник: чтобы не заморачиваться на лентопротяг делал его трехмоторным, на соленоидах, по типу Олимп-00x. Боже, как он мотал! В комнате ветер поднимался! До сих пор стоит в гараже, детство напоминает. Эх, тогда бы мне 3д-принтеры, карманные осцилографы, и прочий aliexpress…
Vnuchok
03.03.2019 11:35неплох был Двухкассетная магнитола «Томь-РЭМ-209С». У него снимался плеер отдельно и радиоприёмник.
unwrecker
03.03.2019 13:20А Вы, извините, из какого года пишете, раз «Они стали своеобразным прообразом MP3 кассет, которые серьезно хайпанули пару лет назад.»? :)
stalinets
04.03.2019 00:33Кстати, эти mp3-кассеты — прикольная, но довольно бесполезная штука по двум причинам: аккумулятор слабый, и качество звука на наушниках отвратительное. Но сама идея — наводить с головки в кассете на головку в магнитофоне звук — очень крутая.
Есть более дешёвый вариант: такая же кассета с головкой, но без активной электроники внутри, и от неё идёт шнур с TRS штекером. Но она более капризна к позиционированию головок друг относительно друга, чуть сместилась в деке — и звук протух.
У меня есть оба варианта.vladkorotnev
04.03.2019 03:51Их в основном выпускают ради того, чтобы в каком-нибудь мерседесе н-дцатого года не менять штатный майфун на что-то современное и не нарушать аутентичность, но при этом иметь возможность слушать хоть что-то, особенно актуально в странах где FM уже совсем того.
Vyachep
03.03.2019 14:51+1Мне на 10 лет родители подарили кассетник «Лота», моно версию. Через некоторое время заглянул внутрь для изучения. Был поражён размером и массой маховика. Плата была разведена под два канала, но распаян был только один. Для превращения моно в стерео даже пошёл в радиокружок, и примерно через год спаял второй канал полностью. Сендастовую стереоголовку добыла мама, она тогда работала на ТочМаше в Новосибирске, прессовала маленькие пластиковые финтифлюшки, которые как раз стояли внутри этой самой головки. Так же в ЛПМ было место под детали перемотки назад, но их было не найти. Проблему решил установкой второго мотора и кнопки только для перемотки назад. Скорость была такой, что иногда у кассеты вырывало пленку из фиксатора. Вот же времена были… :-)
Stas911
04.03.2019 02:23Я как-то глянул дедову бобинную Волну(?) — там крутилась железяка сантиметров 20 в диаметре!
vladkorotnev
04.03.2019 03:53Да, вот на чём, а на маховиках не экономили :-)
У меня стоит МЭЗ-109 — так там после отключения питания маховик ещё около 3 минут крутится до полной остановки! Но это уже совсем другой класс устройств, правда. Хотя, в Олимпе 005 тоже весьма долго останавливается.
Simplicissimus
03.03.2019 14:52+1У меня была ВЕСНА 211 Стерео — прелесть а не магнитофон… Эх, ностальгия…
Materializator
03.03.2019 14:52+1В серийной гражданской продукции встречались содержащие палладий конденсаторы КМ, или на фото радиокассеты что-то похожее?
InterceptorTSK
03.03.2019 15:39+1В серийной гражданской продукции встречались содержащие палладий конденсаторы КМ, или на фото радиокассеты что-то похожее?
Вопрос не совсем корректный.
Где были км-ки? В основном где? Естественно на военных заводах. Если эти заводы попутно получали в нагрузку производство «бельевых прищепок» для населения, что вы и называете «гражданской продукцией», то на усмотрение конкретного инженера в «проект» могли воткнуть и км-ки.
Как пример — выпускалось портативное радио «Томь» какое-то там, абсолютно не помню. Выпускалось оно на военном 16-ом заводе понятное дело в Томске, и да — в плате этого радио были обнаружены км-ки, их там было штук примерно до трех, опять же если мне память не изменяет.
Sound_cULT Автор
03.03.2019 19:06Дополняя предыдущего оратора отмечу, что практически все крупные промышленные предприятия СССР были так или иначе связаны с оборонкой. Даже такие «невинные» предприятия как какой-нибудь белорусский «Витязь» или Рижская «Радиотехника» нагружались, периодически оборонными заказами. По этой причине в множестве гражданских приборов советского производства, можно встретить очень непростые элементы.
Serge78rus
03.03.2019 19:13+1Особенно умиляет соседство этих конденсаторов с импровизированным переключателем из металлических полосок (слева на фото).
alexhott
03.03.2019 19:44+1Первый кассетник у меня был — протон, в середине 90-х. Примитивный аппарат, но проработал лет 10 в интенсиве.
Из тех что мне пнравились:
Магнитофон приставка Вега МП201, лентопротяг был просто зверь на двух моторах и электронном управлении. Электроника была так себе, но был незаменим для поиска песен на дискотеке.
Более современная вега, не помню марку. Имела автореверс с поворотной головкой и неплохой укв тюнер.
Также попадалась магнитофон приставка с очень интересным лентопротягом — на платах были приклеены бескаркасные катушки, а над ними роторы с постоянным магнитами. Итого по три мотора на кассету, а дека была двухкассетная. Отличаласб весом под 10 кг — электроники было очень много, платы вставлялись вертикально в корзину и весь корпус был платами под завязку забитStas911
03.03.2019 21:29+1У друга была Вега 122С (с сенсорным управлением) — вот это был космос и предмет лютой зависти!
happy-cat
03.03.2019 20:15+1Спасибо автору за толику воспоминаний!
Если будет возможность — отметьте и такой аппарат Маяк-233, хороший был, надежный.
maikus
03.03.2019 23:05+1У Электроники 302 было одно выдающееся свойство — прочность корпуса, позволявшая его владельцу поставить орущий магнитофон на асфальт вертикально, и гордо сидеть на нём в центре дворовой тусовки.
Graph-in
04.03.2019 12:32Был ещё переносной «бобинный» магнитофон «Весна». Интересно было бы прочитать что-нибудь про него, с фотографиями )
romku
04.03.2019 12:32Да, дефицит кассет это отдельная тема. На «Свеме», люди, кто мог выносить оттуда кассеты, были богаты. Знаю историю, когда загрузив багажник кассет в волгу и уехав в Москву, приезжали оттуда на двух волгах. При том, что машину тоже было не купить.
Так же знаю пару случаев уголовных дел, когда с завода вывозили пресс формы для кустарного изготовления кассет.
Estranged01
Разве Philips — это американцы?
Sound_cULT Автор
Строго говоря нет — голландцы. Поправили. Плюс вам в карму за внимательность.
200sx_Pilot
Sound_cULT Автор
И это теперь поправили. Спасибо. Хотя есть сведения, что магнитофонами занималось подразделение Philips (United States), которое стало одной из самых сильных дочек после Второй мировой, во время которой американский филиал являлся временной штаб квартирой в эмиграции. Если мне не изменяет память по поводу магнитофонов с Philips договаривался Мацусита, и делал это не в Амстердаме, а летал в США (но это не точно). Вообще, правильнее называть Philips транснациональной корпорацией, ибо по факту от Голландии там осталась только штаб-квартира, часть бенефициаров и исторические корни.
Sound_cULT Автор
А вот кассеты делали непосредственно в Голландии. По крайней мере первые.